п. Пржевальское
2022 г.
Рабочая программа
Предмет (образовательная область): Логопедические занятия
Период освоения 2022 - 2023 у. г. 1 Класс
Количество отведённых часов: 33
Уч. год | Класс | часов в уч. году | Часов в неделю | Примечание |
2022-2023 | 1 | 30 | 1 | обследование 3 ч. |
| | | | |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2009г.):
с учётом рекомендаций и методических разработок логопедов-практиков: Ястребовой А.В., Ефименковой Л. Н., Мисаренко Г. Г., Лалаевой Р. И. , на основе:
инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000г №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;
инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В.Ястребовой, Т.Б.Бессоновой. М., 1996г.
Отклонения в речевом развитии обучающихся первых классов имеют различную структуру. Одни из них касаются только произношения звуков; другие затрагивают процесс фонемообразования и, как правило, сопровождаются нарушениями чтения и письма; третьи – выражаются в недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех её компонентов. Именно поэтому основное внимание уделяется учащимся первых классов с недоразвитием речи разной степени.
Недоразвитие речи проявляется в низкой способности различать (дифференцировать) звуки, сходные по акустическим признакам, в затруднении анализа и синтеза звукового состава слова. У некоторых первоклассников наблюдается недостаточная четкость и выразительность речи, которые проявляются в смазанности артикуляции, интонационной бедности. Для этих детей характерны неустойчивость внимания, недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям, недостаточное развитие самоконтроля, недостаточная сформированность произвольности в деятельности.
Наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно прилагательных. Дети не умеют пользоваться суффиксальным и префиксальным методами словообразований. В свободном высказывании преобладают простые предложения, развернутые предложения используются редко. Отмечаются аграмматизмы: ошибки в согласовании числительного и существительных, прилагательных и существительных в роде, числе и падеже.
Такие дети испытывают определённые трудности при усвоении программы начального образования вследствие недостаточной сформированности речевой функции и базовых предпосылок к овладению навыками чтения и письма. У них, в результате диагностического обследования устной речи и нейропсихологического развития выявляются следующие проблемы:
1 Нарушение фонетико-фонематического компонента речевой системы.
2. Недостаточнаясформированность фонематических процессов. Вследствие этого у детей наблюдается:
а) Недостаточнаясформированность навыков анализа и синтеза звукового состава слова.
б) Недостаточная сформированность функциональных базовых предпосылок для обучения грамоте и письму (пространственная и временная ориентация, высших психических функций: внимание, память, мышление, зрительное и слуховое восприятие.
В) Нарушение грамматической и лексической стороны устной речи.
Поэтому основной целью коррекционно-развивающих занятий в первом классе является - формирование полноценного представления о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыка анализа и синтеза. Формирование звукобуквенного и звуко - слогового состава слов, кроме того, методом устного опережения осуществляется работа по уточнению и активизации имеющихся у детей словарного запаса и моделей простых синтаксических конструкций.
Основные направления работы.
Развитие фонематического восприятия с опорой на речеслуховой, речедвигательный, зрительный и другие анализаторы.
Развитие фонематического, слогового и языкового анализа и синтеза.
Развитие лексического запаса слов.
Развитие грамматического строя речи.
Формирование связной речи.
Развитие и совершенствование психических предпосылок к обучению.
Формирование полноценных учебных умений.
Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению.
Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуаций учебной деятельности.
Структура занятий
Занятия проводятся в групповой форме. Тематическое планирование работы состоит из 33 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю.
Каждое занятие включает в себя игры, упражнения и т.д. Содержание занятий соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей данной группы.По своей структуре занятие включает в себя организационно-подготовительный, основной и заключительный этапы.
Задачей подготовительного этапа является создание положительного эмоционального фона, снятие утомления или чрезмерного возбуждения, развитие артикуляционной моторики и фонематического восприятия. В середине основного этапа проводится динамическая пауза (упражнения, направленные на развитие двигательного праксиса, моторики пальцев рук). Задачей заключительного этапа является подведение итогов занятия, обсуждение результатов работы и тех чувств, которые испытали дети в процессе занятия. Дети также дают оценку своему состоянию после занятия с помощью цветка настроения.
В ходе занятий формируются фонематические процессы и уточняются представления о звукослоговом составе слова, кроме того, методом устного опережения осуществляется работа по уточнению и активизации имеющихся у детей словарного запаса и моделей простых синтаксических конструкций.
Процесс проведения занятий предполагает гибкость и творчество. Виды заданий могут повторяться, усложняться, упрощаться, группироваться в зависимости от проблем и успехов детей.
Контроль знаний и умений
Результативность и эффективность программы выявляется путём диагностического обследования, проводимого 2 раза в год: до начала коррекционно-развивающего обучения и после него в конце учебного года.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Темы занятий | коли-чествочасов | дата проведения | по факту |
| Обследование со 1.09 – по 15.09 | 2 ч | 02.09 05.09 | |
1. | Речь. Предложение. Слово | 1 | 15.09 | |
2. | Графическое составление предложений. | 1 | 22.09 | |
3. | Слоговой состав слова. | 1 | 29.09 | |
4. | Ударение. | 1 | 06.10 | |
5. | Выделение гласного а, у,из слогов и слов. | 1 | 13.10 | |
6. | Выделение гласного «о» из слогов и слов. | 1 | 20.10 | |
7. | Выделение гласного «ы» из слогов и слов. | 1 | 27.10 | |
8. | Выделение гласного «и» из слогов и слов. | 1 | 10.11 | |
9. | Дифференциация гласных о-у по акустическому сходству. | 1 | 17.11 | |
10. | Дифференциация гласных и-у по кинетическому сходству | 1 | 24.11 | |
11. | Дифференциация гласных о - а по кинетическому сходству. Проверочная работа. | 1 | 01.12 | |
12. | Твёрдые и мягкие согласные. | 1 | 08.12 | |
13 | Звонкие и глухие согласные. Согласные звуки.С—С '.Буква С. | 1 | 15.12 | |
14. | Согласные звуки Л—Л'. Буква Л. | 1 | 22.12 | |
15. | Согласные звуки Р—Р'. Буква Р. | 1 | 29.12 | |
16. | Дифференциация согласных звуков Р—Р', Л—Л'. | 1 | 12.01 | |
17. | Согласные звуки 3—3' Буква З. | 1 | 19.01 | |
18 | Дифференциация согласных звуков 3—3', С—C'. | 1 | 26.01 | |
19. | Согласные звуки Б—Б'. Буква Б. | 1 | 02.02 | |
20. | Дифференциация согласных звуков Б-Б', П— П' | 1 | 09.02 | |
21. | Согласные звуки Д-Д'. Буква Д. | 1 | 24.02 | |
22. | Дифференциация согласных звуков Д-Д', Т—Т". | 1 | 02.03 | |
23. | Дифференциация согласных б-д по кинетическому сходству. | 1 | 09.03 | |
24. | Согласные звукиГ—Г'. Буква Г. Дифференциация согласных звуковГ-Г', К-К'. | 1 | 16.03 | |
25. | Гласные I-II ряда. Твёрдые и мягкие согласные перед гласными ы-и., а – я, 0 –ё, у –ю, й –е. | 1 | 23.03 | |
26 | Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака. | 1 | 23.03 | |
27 | Звук и буква Ш.Дифференциация согласных звуков С – Ш. | 1 | 06.04 | |
28 | Звук и буква Ж.Дифференциация согласных звуков Ш - Ж. Дифференциация согласных звуков З - Ж. | 1 | 13.04 | |
29 | Звуки Ч—Т' | 1 | 20.04 | |
30. | Проверочная работа. Диктант. | 1 | 27.04 | |
Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок . | 1 | 04.05 |
Планируемые результаты освоения программы
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся должны быть сформированы:
понимание важности нового социального статуса «ученик»;
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к логопедическим занятиям и принятия образа «хорошего ученика», как активного участника процесса обучения;
понимание нравственных норм, закреплённых в языке народа (на уровне, соответствующем возрасту);
адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем;
осознание языка как основного средства общения людей.
ПРЕДМЕТНЫЕ
К концу учебного года у учащихся должны быть:
восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
уточнены первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;
уточнён и активизирован имеющийся у детей словарный запас и уточнены конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова – термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твёрдые-мягкие согласные, звонкие - глухие согласные, предложение и т.д.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
организовывать своё рабочее место под руководством учителя;
осуществлять контроль, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
Познавательные
Учащиеся научатся:
понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
использовать на доступном уровне логические приёмы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение) на языковом материале.
Коммуникативные
Учащиеся должны научиться:
отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Литература
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М..: Просвещение, 1998.
Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьномлогопункте: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1991.
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе(Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией).–М: КОГИТО – ЦЕНТР, 1996. –(Министерство образования Российской Федерации.Республиканский институт повышения квалификации работников образования)
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.: АРКТИ, 2007.