СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа курса "Логопедия"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование полноценного представления о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа курса "Логопедия"»











п. Пржевальское
2022 г.

Рабочая программа

Предмет (образовательная область): Логопедические занятия

Период освоения 2022 - 2023 у. г. 1 Класс

Количество отведённых часов: 33

Уч. год

Класс

часов в уч. году

Часов в неделю

Примечание

2022-2023




1


30


1




обследование 3 ч.










ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (2009г.):

с учётом рекомендаций и методических разработок логопедов-практиков: Ястребовой А.В., Ефименковой Л. Н., Мисаренко Г. Г., Лалаевой Р. И. , на основе:

  • инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000г №2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»;

  • инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В.Ястребовой, Т.Б.Бессоновой. М., 1996г.

Отклонения в речевом развитии обучающихся первых классов имеют различную структуру. Одни из них касаются только произношения звуков; другие затрагивают процесс фонемообразования и, как правило, сопровождаются нарушениями чтения и письма; третьи – выражаются в недоразвитии как звуковой, так и смысловой сторон речи и всех её компонентов. Именно поэтому основное внимание уделяется учащимся первых классов с недоразвитием речи разной степени.

Недоразвитие речи проявляется в низкой способности различать (дифференцировать) звуки, сходные по акустическим признакам, в затруднении анализа и синтеза звукового состава слова. У некоторых первоклассников наблюдается недостаточная четкость и выразительность речи, которые проявляются в смазанности артикуляции, интонационной бедности. Для этих детей характерны неустойчивость внимания, недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям, недостаточное развитие самоконтроля, недостаточная сформированность произвольности в деятельности.

Наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно прилагательных. Дети не умеют пользоваться суффиксальным и префиксальным методами словообразований. В свободном высказывании преобладают простые предложения, развернутые предложения используются редко. Отмечаются аграмматизмы: ошибки в согласовании числительного и существительных, прилагательных и существительных в роде, числе и падеже.

Такие дети испытывают определённые трудности при усвоении программы начального образования вследствие недостаточной сформированности речевой функции и базовых предпосылок к овладению навыками чтения и письма. У них, в результате диагностического обследования устной речи и нейропсихологического развития выявляются следующие проблемы:

1 Нарушение фонетико-фонематического компонента речевой системы.

2. Недостаточнаясформированность фонематических процессов. Вследствие этого у детей наблюдается:

а) Недостаточнаясформированность навыков анализа и синтеза звукового состава слова.

б) Недостаточная сформированность функциональных базовых предпосылок для обучения грамоте и письму (пространственная и временная ориентация, высших психических функций: внимание, память, мышление, зрительное и слуховое восприятие.

В) Нарушение грамматической и лексической стороны устной речи.

Поэтому основной целью коррекционно-развивающих занятий в первом классе является - формирование полноценного представления о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыка анализа и синтеза. Формирование звукобуквенного и звуко - слогового состава слов, кроме того, методом устного опережения осуществляется работа по уточнению и активизации имеющихся у детей словарного запаса и моделей простых синтаксических конструкций.

Основные направления работы.

  1. Развитие фонематического восприятия с опорой на речеслуховой, речедвигательный, зрительный и другие анализаторы.

  2. Развитие фонематического, слогового и языкового анализа и синтеза.

  3. Развитие лексического запаса слов.

  4. Развитие грамматического строя речи.

  5. Формирование связной речи.

  6. Развитие и совершенствование психических предпосылок к обучению.

  7. Формирование полноценных учебных умений.

  8. Развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению.

  9. Формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуаций учебной деятельности.

Структура занятий

Занятия проводятся в групповой форме. Тематическое планирование работы состоит из 33 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю.

Каждое занятие включает в себя игры, упражнения и т.д. Содержание занятий соответствует возрастным и индивидуальным особенностям детей данной группы.По своей структуре занятие включает в себя организационно-подготовительный, основной и заключительный этапы.

Задачей подготовительного этапа является создание положительного эмоционального фона, снятие утомления или чрезмерного возбуждения, развитие артикуляционной моторики и фонематического восприятия. В середине основного этапа проводится динамическая пауза (упражнения, направленные на развитие двигательного праксиса, моторики пальцев рук). Задачей заключительного этапа является подведение итогов занятия, обсуждение результатов работы и тех чувств, которые испытали дети в процессе занятия. Дети также дают оценку своему состоянию после занятия с помощью цветка настроения.

В ходе занятий формируются фонематические процессы и уточняются представления о звукослоговом составе слова, кроме того, методом устного опережения осуществляется работа по уточнению и активизации имеющихся у детей словарного запаса и моделей простых синтаксических конструкций.

Процесс проведения занятий предполагает гибкость и творчество. Виды заданий могут повторяться, усложняться, упрощаться, группироваться в зависимости от проблем и успехов детей.

Контроль знаний и умений

Результативность и эффективность программы выявляется путём диагностического обследования, проводимого 2 раза в год: до начала коррекционно-развивающего обучения и после него в конце учебного года.































Календарно-тематическое планирование

№ п/п



Темы занятий

коли-чествочасов

дата проведения

по факту


Обследование со 1.09 – по 15.09

2 ч

02.09
05.09


1.

Речь. Предложение. Слово

1

15.09


2.

Графическое составление предложений.

1

22.09


3.

Слоговой состав слова.

1

29.09


4.

Ударение.

1

06.10


5.

Выделение гласного а, у,из слогов и слов.

1

13.10


6.

Выделение гласного «о» из слогов и слов.

1

20.10


7.

Выделение гласного «ы» из слогов и слов.

1

27.10


8.

Выделение гласного «и» из слогов и слов.

1

10.11


9.

Дифференциация гласных о-у по акустическому сходству.

1

17.11


10.

Дифференциация гласных и-у по кинетическому сходству

1

24.11


11.

Дифференциация гласных о - а по кинетическому сходству. Проверочная работа.

1

01.12


12.

Твёрдые и мягкие согласные.

1

08.12


13

Звонкие и глухие согласные.
Согласные звуки.С—С '.Буква С.

1

15.12


14.

Согласные звуки Л—Л'. Буква Л.

1

22.12


15.

Согласные звуки Р—Р'. Буква Р.

1

29.12


16.

Дифференциация согласных звуков Р—Р', Л—Л'.

1

12.01


17.

Согласные звуки 3—3' Буква З.

1

19.01


18

Дифференциация согласных звуков 3—3', С—C'.

1

26.01


19.

Согласные звуки Б—Б'. Буква Б.

1

02.02


20.

Дифференциация согласных звуков Б-Б', П— П'

1

09.02


21.

Согласные звуки Д-Д'. Буква Д.

1

24.02


22.

Дифференциация согласных звуков Д-Д', Т—Т".

1

02.03


23.

Дифференциация согласных б-д по кинетическому сходству.

1

09.03


24.

Согласные звукиГ—Г'. Буква Г. Дифференциация согласных звуковГ-Г', К-К'.

1

16.03


25.

Гласные I-II ряда. Твёрдые и мягкие согласные перед гласными ы-и., а – я, 0 –ё, у –ю, й –е.

1

23.03


26

Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака.

1

23.03


27

Звук и буква Ш.Дифференциация согласных звуков С – Ш.

1

06.04


28

Звук и буква Ж.Дифференциация согласных звуков Ш - Ж.

Дифференциация согласных звуков З - Ж.

1


13.04


29

Звуки Ч—Т'

1

20.04


30.

Проверочная работа.
Диктант.

1

27.04


Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок .

1





04.05



Планируемые результаты освоения программы

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся должны быть сформированы:

  • понимание важности нового социального статуса «ученик»;

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к логопедическим занятиям и принятия образа «хорошего ученика», как активного участника процесса обучения;

  • понимание нравственных норм, закреплённых в языке народа (на уровне, соответствующем возрасту);

  • адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем;

  • осознание языка как основного средства общения людей.

ПРЕДМЕТНЫЕ

К концу учебного года у учащихся должны быть:

  • сформированы направленность внимания на звуковую сторону речи;

  • восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;

  • уточнены первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;

  • уточнён и активизирован имеющийся у детей словарный запас и уточнены конструкции простого предложения (с небольшим распространением);

  • введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова – термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твёрдые-мягкие согласные, звонкие - глухие согласные, предложение и т.д.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

  • организовывать своё рабочее место под руководством учителя;

  • осуществлять контроль, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

  • моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

  • использовать на доступном уровне логические приёмы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение) на языковом материале.

Коммуникативные

Учащиеся должны научиться:

  • отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

  • выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

  • участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

  • соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Литература

  1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М..: Просвещение, 1998.

  2. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьномлогопункте: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1991.

  3. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе(Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией).М: КОГИТО – ЦЕНТР, 1996. –(Министерство образования Российской Федерации.Республиканский институт повышения квалификации работников образования)

  4. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. – М.: АРКТИ, 2007.