муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7 города Новошахтинска
Рассмотрено и рекомендовано к утверждению на заседании педагогического совета протокол № 1 от «28» августа 2019 года | | Утверждаю Директор МБОУ СОШ № 7 Мальцева Н.В_______________ Приказ № 102/9 от «30» августа 2019 года |
Адаптированная рабочая программа по родному языку для обучающихся с задержкой психического развития ( вариант 7.2) Уровень общего образования (класс) начальное общее образование, 3- класс Количество часов 34(29) Учитель Жилякова Ольга Николаевна Программа разработана на основе Примерной программы начального общего образования и авторской программы О. М. Александровой, Л. А. Вербицкой, С. И. Богданова, Е. И.Казаковой, М. И. Кузнецовой, Л. В. Петленко, В. Ю. Романовой, Рябининой Л. А., Соколовой О. В. учебный год |
1.Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ОВЗ для детей с ЗПР (вариант 7.2) по предмету «Родной язык» для 3 класса разработана на основе:
Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г.;
Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ;
Областного закона «Об образовании в Ростовской области» от 14 ноября 2013г. №26-3С;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. N 26 «Об утверждении САНПИН 2.4.2.3286 - 15 "Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 №373 (с изменениями и дополнениями);
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1598;
Приказа минобразования Ростовской области от 09.06.2016 № 429 «Об утверждении примерных региональных учебных планов начального общего образования в рамках ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью»
Примерных рабочих программ обучения детей с задержкой психического развития (ЗПР) для 3 класса.
Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ№7 для детей с ЗПР (вариант 7.2) Адаптированной образовательной программы МБОУ СОШ№7 для детей с ЗПР (вариант 7.2);
Ведущих целевых установок УМК «Планета Знаний» под редакцией И. Петровой.
Календарного графика МБОУ СОШ № 7 на 2019-2020 учебный год;
Положения МБОУ СОШ №7 «О рабочей программе для обучающихся с ОВЗ»;
Учебного плана МБОУ СОШ №7 на 2019-2020 учебный год, в котором учтены особенности образовательного учреждения, образовательные потребности и запросы участников образовательных отношений.
Общая характеристика учебного предмета «Родной язык»
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения и объединения народов России. Изучение русского языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной путь приобщения к культурно-историческому опыту человечества. Одновременно с этим русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Родной язык связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций и истории. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов. Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика.
Содержание курса «Русский родной язык» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Русский родной язык» не ущемляет права тех обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки, поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».
В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка.
Программой предусматривается расширение межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного циклов.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа ориентирована на изучение родного языка на базовом уровне. Согласно учебному плану на изучение родного языка в 3 классе отводится 34 часа из расчета 1 ч. в неделю. Программа будет реализована за 29 часов, так как согласно расписанию уроков на 2019-2020 год происходит потеря учебных часов, приходящихся на 04.11.2019г являющимся каникулярным днем и 24.02.2020, 09.03.2020, 04.05.2020, 09.05.2020, 11.05.2020 5 часов, объявленных Постановлением Правительства РФ "О переносе выходных дней в 2019 году" от 01.10.2018 N 1163, Постановлением Правительства РФ "О переносе выходных дней в 2020 году" от 10.07.2019 N 875, праздничными днями.
Недостающие часы будут компенсированы за счет уплотнения материала по теме «Секреты речи и текста» с 14 часов до 9 часов
Коррекционная работа по родному языку.
- новый материал следует преподносить предельно развёрнуто;
-значительное место отводить практической деятельности учащихся;
-систематически повторять пройденный материал для закрепления ранее изученного и для полноценного усвоения нового;
-используемый словарный материал уточнять, пополнять, расширять путём соотнесения с предметами и явлениями окружающего мира, с их признаками и т.д.;
-выполнение письменных заданий предварять анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.
Основные направления коррекционной работы.
-Развитие на том уровне, сколько может взять ребенок осмысленного отношения к основным элементам языка;
-Совершенствование элементарных знаний по грамматике, необходимых для приобретения практических навыков устной и письменной речи;
-Формирование умения анализировать, обобщать, группировать, систематизировать элементарный языковой материал;
Методы используемые для коррекции познавательной сферы.
-коррекция и развитие мыслительной деятельности ( мыслительных операций, анализа и синтеза, обобщение, сравнение);
-коррекционная работа над укреплением ее дефектов через охранительный режим;
-коррекция устойчивости внимания;
-активизация процессов запоминания;
-коррекция и развитие умения работать в группе;
-коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала;
-развитие наблюдательности.
2. Планируемые результаты
Изучение родного русского языка в 3 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов:
В личностном направлении к концу 3 класса у учащихся будут сформированы:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности, принятие образа «хорошего» ученика как ученика, обладающего познавательной активностью, инициативностью;
-понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
-понимание сопричастности к языку своего народа (я — носитель языка); осознание предложения и текста как средств для выражения мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств для выражения мыслей и чувств; восприятие русского языка как основной, главной части культуры русского народа, понимания того, что изменения в культуре народа, находят своё отражение в языке;
-внимание к мелодичности народной устной речи (ритмический рисунок, мелодика текста) и изобразительным средствам русского языка (синонимы, антонимы, переносное значение слов) ;
-положительной мотивации к изучению русского языка как средства, важного для жизни человека, познавательный интерес к изучению разных типов предложений, позволяющих решать разные коммуникативные задачи (передавать информацию, просить, доказывать и т.д.)
Учащиеся получат возможность для формирования:
-осознания родного русского языка как основного средства мышления и общения;
-восприятия русского языка как явления культуры русского народа, понимания связи развития языка с развитием культуры и общества;
-понимания богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств, внимания к синонимическим средствам языка при выражении одной и той же мысли;
-внимания к мелодичности народной звучащей речи;
-стремления к соблюдению языковых норм как условию взаимопонимания собеседников;
-положительной мотивации и познавательного интереса к изучению курса родного русского языка.
Предметные результаты освоения курса «Родной русский язык»
Учащиеся научатся:
-соблюдению изученных орфографических норм при записи собственного текста;
-соблюдению изученных пунктуационных норм при записи собственного текста;
-использовать учебные толковые словари для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования;
-использовать учебные фразеологические словари, учебные словари синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста;
-использовать учебный орфоэпический словарь для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения;
-использовать орфографический словарь для определения нормативного написания слов;
-редактировать письменный текст с целью исправления грамматических ошибок;
-выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени);
-употреблять отдельные глаголы в форме 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени;
-употреблять отдельные грамматические формы имен существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных
Учащиеся получат возможность научиться:
-соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);
-использовать свойства значений слов (однозначность, многозначность, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением) при создании собственных высказываний;
-оценивать уместность использования слов в тексте подбирать точные слова при выражении своих мыслей и чувств;
-дифференцировать предложения по цели высказывания, по силе выраженного чувства, построению (простое, сложное);
-при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
-распознавать типы текстов по их назначению: повествование, описание, рассуждение;
-создавать тексты /сочинения/ в 8–12 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений;
-различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации
Метапредметные результаты освоения курса «Родной русский язык»
Регулятивные
Учащиеся научатся:
-осознавать цели и задачи раздела курса; в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;
-оценивать правильность выполнения своих учебных действий; намечать действия при работе в паре, составлять простой план действий при написании творческой работы, создании проектов;
-объяснять, какой способ действий был использован для выполнения задания, как работали;
-осуществлять само и взаимопроверку, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при списывании, письме по памяти.
Учащиеся получат возможность научиться:
-осознавать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;
-планировать свои действия для реализации задач урока в групповой и парной работе;
-осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
-выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
-следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные действия (памятки в справочнике учебника);
-осуществлять само и взаимопроверку работ;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях,таблицах);
-использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот; находить, анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка: звуки, части слова, части речи, виды
-предложений, типы текстов; осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений).
Познавательные
Учащиеся научатся:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.;
-выделять существенную информацию из читаемых текстов;
-свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;
-находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в значимых частях слова, словосочетания, части речи; осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложений);
-владеть общим способом проверки безударных гласных, способом проверки «труднопроверяемых» орфограмм (словом с историческим корнем).
Учащиеся получат возможность научиться:
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах, детских энциклопедиях);
-преобразовывать словесную информацию в условные модели и наоборот;
-находить, анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка: части речи; виды предложения, типы текстов; синтез как составление целого из частей (составления текстов).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
-соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (обращение, вежливые слова);
-прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана);
-озаглавливать текст;
-задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить) быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
-договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
-строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
-участвовать в диалоге (относиться к мнению других, задавать вопросы, уточнять, высказывать свою точку зрения);
-соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики) при диалоговой форме общения;
- понимать тему и основную мысль высказывания(текста) по содержанию, по заголовку;
-Озаглавливать текст по основной мысли текста; подробно воспроизводить содержание текста с опорой на план (составленный самостоятельно);
-адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач (извинения, пожелания, побуждения других к действию).
3. Содержание программы (29ч)
1. Русский язык: прошлое и настоящее (10 часов)
Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим).
Слова, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т.п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).
2. Язык в действии (10 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (например, родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
3. Секреты речи и текста (9 часов)
Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).
Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.).
4. Тематическое планирование по предмету Родной язык 3 класс (29ч)
№п/п | Тема раздела | Кол-во час | Виды учебной деятельности | Планируемые результаты | | Виды контроля |
метапредметные | предметные | Личностные |
1. | Русский язык: прошлое и настоящее | 10 ч. | Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (например, родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного). Совершенствование навыков орфографического оформления текста. | Р. понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. П. искать, получать и использовать информацию: осознавать понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; находить нужные сведения; выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д. К. взаимодействие с партнёром, умение выражать свои мысли. | Учащиеся научатся: -соблюдению изученных орфографических норм при записи собственного текста; -соблюдению изученных пунктуационных норм при записи текста; -использовать учебные толковые словари для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования; -использовать учебные фразеологические словари, учебные словари синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста; -использовать учебный орфоэпический словарь для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения; -использовать орфографический словарь для определения нормативного написания слов; -редактировать письменный текст с целью исправления грамматических ошибок; -выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени); -употреблять отдельные глаголы в форме 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени; -употреблять отдельные грамматические формы имен существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности; Положительное отношение к людям, понимание важности сохранения семейных традиций; Понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру; Положительная мотивация к изучению истории возникновения слов. | Текущий. Проект. |
2. | Язык в действии | 10 ч. | Правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи). Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка. Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных (например, родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного). Совершенствование навыков орфографического оформления текста. | Р. понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. П. искать, получать и использовать информацию: осознавать понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; находить нужные сведения; выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д. К. взаимодействие с партнёром, умение выражать свои мысли. | Учащиеся научатся: -соблюдению изученных орфографических норм при записи собственного текста; -соблюдению изученных пунктуационных норм при записи текста; -использовать учебные толковые словари для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования; -использовать учебные фразеологические словари, учебные словари синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста; -использовать учебный орфоэпический словарь для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения; -использовать орфографический словарь для определения нормативного написания слов; -редактировать письменный текст с целью исправления грамматических ошибок; -выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени); -употреблять отдельные глаголы в форме 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени; -употреблять отдельные грамматические формы имен существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности; понимание важности сохранения ; Понимание разнообразия и богатства русского языка. Положительная мотивация к изучению родного языка. Положительной мотивации и познавательного интереса. | Текущий. |
3. | Секреты речи и текста. | 9 ч. | Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами. Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного). Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе). Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.). | Р. понимать, принимать и сохранять учебную задачу; действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. П. искать, получать и использовать информацию: осознавать понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной; находить нужные сведения; выполнять логические действия с языковым материалом: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение; подводить под понятие, доказывать, делать выводы и т.д. К. взаимодействие с партнёром, умение выражать свои мысли. | Учащиеся научатся: -соблюдению изученных орфографических норм при записи собственного текста; -соблюдению изученных пунктуационных норм при записи текста; -использовать учебные толковые словари для определения лексического значения слова, для уточнения нормы формообразования; -использовать учебные фразеологические словари, учебные словари синонимов и антонимов для уточнения значения слова и в процессе редактирования текста; -использовать учебный орфоэпический словарь для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения; -использовать орфографический словарь для определения нормативного написания слов; -редактировать письменный текст с целью исправления грамматических ошибок; -выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже; нарушением координации подлежащего и сказуемого в числе‚ роде (если сказуемое выражено глаголом в форме прошедшего времени); -употреблять отдельные глаголы в форме 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени, замена синонимическими конструкциями отдельных глаголов, у которых нет формы 1 лица единственного числа настоящего и будущего времени; -употреблять отдельные грамматические формы имен существительных: словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности; Положительное отношение к учебе. Понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру; Положительная мотивация к изучению устного народного творчества. | Текущий. |
| | 29 часов | | | | | |
5. Учебно-методическая литература.
О. М. Александровой ,Л. А. Вербицкой, С. И. Богданова, Е. И. Казаковой, М. И. Кузнецовой, Л. В. Петленко, В. Ю. Романовой, Рябининой Л. , Соколовой О. В.