СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Брянский областной колледж искусств»






УТВЕРЖДАЮ




Заместитель директора по УВР

______________ Семкина О. Э.

« ___ » ___________ 2019г.






ПРОГРАММА

(модифицированная, рабочая)






Дисциплина: «Музыкальная информатика»





Специальность: 53.02.03. Инструментальное исполнительство

(по видам инструментов

Национальные инструменты народов России)











г.Брянск, 2019г.


ОДОБРЕНА СОСТАВЛЕНА

Предметно-цикловой на основе федерального комиссией «Инструментальное образовательного стандарта исполнительство» среднего профессионального «___» __________ 20___г. образования в соответствии Председатель ______________ с государственными (Товпеко М.Я.) требованиями к минимуму «____»__________ 20___г. содержания и уровню Зам. директора по УВР подготовки выпускника ______________ ( ) соответствующей специальности






ПРОГРАММА

(рабочая)


Дисциплина: МДК. 01. 01. «Музыкальная информатика»


Специальность: 52.02.03. Инструментальное исполнительство

(по виду Национальные инструменты народов России)


Составитель: Алёхин К.А.

(преподаватель специальных дисциплин)


Рецензент: Зиновкина Т.Н.

(преподаватель специальных дисциплин)


Рецензент: Буравлёв А.М.

(кандидат педагогических науки, профессор, преподаватель ОГИИК)




Содержание


Пояснительная записка ………………………………………………. 3


Структура и содержание учебной дисциплины ……………………. 5

Тематический план учебной дисциплины ………………………….. 6

Требования к знаниям и умениям …………………………………… 9

Методическое и техническое обеспечение………………………….. 10

Источники обучения (список литературы)………………………….. 11

Контроль и оценка освоения учебной дисциплины………………... 24































Пояснительная записка.



1.1. Область применения рабочей программы.

Рабочая программа ОП.06. учебной дисциплины «Музыкальная информатика » является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 53.02.03 Инструментальное исполнительство по виду Национальные инструменты народов России.

1.2. Место учебной дисциплины: ОП.06. учебной дисциплины «Музыкальная информатика» относится к общепрофессиональному модулю учебных дисциплин.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам

освоения учебной дисциплины.

Основной целью курса «Музыкальная информатика» является обучение практическому владению компьютером, овладение возможностями нотного набора, цифровой звукозаписи и электронно-музыкальных инструментов для активного применения их как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности. Критерием практического владения компьютером является умение свободно пользоваться компьютером на уровне пользователя популярной операционной системы Microsoft Windows, а также умение самостоятельно работать со специальными программами, такими как программы нотной верстки (Final 5, Final 10, Final 14) , программы обработки и записи звука, а так же знание устройства компьютера и его составляющих, как простейшего звукозаписывающего и звуковоспроизводящего оборудования.

В процессе изучения методики изучение аккомпанемента студент должен овладеть рядом профессиональных знаний и умений.

Студент должен знать:

• Специальную литературу

• Терминологию

• Принципы работы компьютера

• Основы набора нотного текста

Студент должен уметь:

• Пользоваться различными музыкальными программами.

• Самостоятельно выполнять практические задания.

• Ориентироваться в новой литературе и оборудованию и компьютерным программам.

• Набирать нотный материал инструментальной и хоровой музыки.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающихся - 111 часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 74 часа;

- самостоятельной работы обучающегося - 37 часов.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы – практический.

Объем часов:

Максимальная учебная нагрузка (всего) - 111ч.

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) - 74ч.

в том числе: 2 курс, 4 семестр – 42ч.; 3 курс, 5 семестр – 32ч.

практические занятия - 74ч.

Самостоятельная работа обучающегося (всего) – 37ч.

в том числе: - 21час (4семестр), - 16час. (5семестр)

Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии

(внеаудиторная самостоятельная работа и т.п.)

Итоговая аттестация:

4-5 семестр - дифференцированный зачёт.


Распределение учебной нагрузки по семестрам


Учебная

дисциплина

Всего

часов

Период изучения

Кол-во аудит.

часов


Музыкальная информатика


74

4 семестр

5 семестр

42 часа

32 часа



Студент должен знать:

  • Специальную литературу

  • Терминологию

  • Принципы работы компьютера

  • Основы набора нотного текста

Студент должен уметь:

  • Пользоваться несколькими музыкальными программами

  • Самостоятельно выполнять практические задания

  • Ориентироваться в новой специализированной литературе, оборудовании и компьютерных программах.

  • Набирать нотный материал инструментальной и хоровой музыки

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Дидактические единицы (ДЕ)

Наименование тем

Максим. учебная нагрузка студента, час

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самостоятельная работа студ.

Уровень освоения

Всего


Практическая работа студ.

2 курс 4 семестр (42 часа)

ДЕ 1



Введение в музыкальную информатику

3

2

2

1


Основы работы с операционной системой Windows


6


4



4


2


Технология создания и обработки текстовой информации 


9


6



6


3


Основы работы с нотной программой Finale 5, Final 10,

Finale14.


30


20


20


10


Электромузыкальные инструменты

6

4

4

2


Музыкальные компьютеры и сферы их применения

6

4

4

2


Новый взгляд на понятие «музыка в ХХ веке»

3

2

2

1


Итого:

63

42

42

21















Дидактические единицы (ДЕ)

Наименование тем

Максим. учебная нагрузка студента, час

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самостоятельная работа студ.

Уровень освоения

Всего


Практическая работа студ.

3 курс 5 семестр 32 часа

ДЕ 2



Набор нот с помощью клавиатуры

3

2

2

1


Создание двух произведений на одной странице, озвучивание партий


3


2


2


1


Набор и оформление партитур для голоса. Подпись текста (подтекстовка).


15


10


10


5


Работа с многоголосием.

(разделение голосов)


6


4


4


2


Одна партия - два нотоносца.


6


4


4


2


Набор нотного текста на двух станах и партитуры.


15


10


10


5



Итого:

48

32

32

16



2.2. Содержание учебной дисциплины (дидактические единицы)




Курс 2 семестр 4

ДЕ 1.

Содержание и задачи курса. Основы работы с операционной системой Windows.

Основные сведения об устройстве компьютера и его архитектуре.

Общие сведения о функционировании персонального компьютера и звуковой карты. Основные термины: окна, файл, оперативная память, байт, кило- мега-байт, драйвер, мультимедиа.

Рекомендации по настройке программы Finale (рабочие окна, меню, раскладка). Создание партитуры. Набор нот мышью, клавиатурой. Многоголосие. Затакт. Форматирование. Оптимизация систем. Воспроизведение. Текстовые надписи.

ДЕ 2.

Создание экспериментальных лабораторий электронной музыки на базе вычислительных центров, на радио и при университетах, проблема слияния профессий инженера и музыканта (появление новых специальностей, специализация в электронной музыке); программы алгоритмической композиции, интерактивные исполнительские системы, Лев Термен и его изобретения (“Терменвокс”, Терпситон, Траутониум). Волны Мартено. Евгений Шолпо: рисованный звук. Евгений Мурзин и АНС. Андрей Володин и Экводин.

Первые коммерческие синтезаторы и их развитие (Aimert, Moog, Oberheim, изобретение Yamaha DX7), цифровой синтез: Джон Чоунинг и FM синтез, эра сэмплеров (Джон Эпплтон и Synclavier, революция в популярной музыке 80-х).

От итальянских футуристов к “конкретной” музыке П. Шеффера, шумовые эффекты у футуристов. Кёльнская студия, оборудование, деятельность, развитие, компьютер Upic. Электроакустическая музыка европейских стран и Америки. Развитие жанра в России, деятельность Российской Ассоциации Электроакустической Музыки, творчество современных российских композиторов.

Творчество современных композиторов (разные подходы в использовании и озвучивании оркестровых партитур и создание собственно электронных сочинений). Эстрадная музыка (проблема фонограммы и “живого” исполнения). Телевидение, радио, кино и театр (понятие “фоновая” музыка, новые подходы к радиодраме, музыка и реклама).

3 курс 5 семестр

ДЕ 3.

Функции клавиш при наборе нотного текста и их значимость, раскладка клавиатуры (варианты набора).

Основные действия при создании двух произведений на одной странице и озвучивание партий.

Набор партий голоса в партитуре и грамотное оформление вокальной партии.

Набор многоголосного произведения.

Распределение штилей на двух нотоносцах.

Повторение пройденного материала. Набор партитуры для оркестра, ансамбля русских народных инструментов.




Требования к знаниям и умениям:

  • Включить/выключить персональный компьютер и его оборудование.

  • Самостоятельно запускать программы, работать в них, сохранять файлы.

  • Загружать и редактировать файлы, созданные в этих программах.

  • Настроить и самостоятельно записать звуковой материал в программах обработки звука.

  • Записать музыкальный материал в любой из изученных программ обработки звука.

  • Коммутация звуковых модулей (аналоговая и цифровая техника).

  • Настроить системный микшер для записи звука.

  • Настроить и совместить с компьютером внешние источники (ADAT, CD, MD, кассетный магнитофон, виниловый проигрыватель).

  • Воспроизвести с помощью специальных программ мультимедийные приложения, аудио-файлы,CD.

  • Конвертировать аудиофайлы в разных форматах.

  • Набрать конкретное музыкальное произведение в нотном редакторе (Finale).




1.Специальная литература, методические пособия, рекомендации, аннотации. Учебная программа, конспекты, дидактический материал.


2.Персональный компьютер, оснащенный современным микропроцессором, достаточным количеством оперативной памяти, NGMD большой ёмкости, звуковой картой с поддержкой full duplex и Wavetable синтезатором на каждое рабочее место учащегося. Компьютеры, оснащённые мониторами и отвечающими стандарту компьютерных классов учебных заведений, установленные музыкальные программы Finale 2014.5, MIDI клавиатура, микрофоны и наушники, принтеры, проектор. Компьютеры следует объединить в локальную сеть.


3.Компьютер для записи оптических носителей со звуковым модулем многоканального сведения и микшерским пультом. Для воспроизведения звука на аудиторию необходим усилитель мощности высокого качества с акустическими системами.

4.Для работы с аналоговыми носителями кассетный и катушечный магнитофоны, а также проигрыватель виниловых пластинок с акустическими колонками.


























Основные источники (ОИ): Таблица 2а

Антонов Л. Реставрация фонограмм – принципы и технология //

Артемьев Э. "… Электроника позволяет решить любые эстетические и технические проблемы…" //

Звукорежиссер, 2001. - № 8. – с.60 – 63; -№ 9. – с.68 – 75; - № 10. – с.68. – 75.


Звукорежиссер, 2001. - № 2. – с.56 – 61.

Белунцов В. Музыкальные возможности компьютера. Справочник.

Белунцов В. Компьютер для музыканта.

– СПб.: Издательство Питер, 2000. – 432 с.: ил.


Самоучитель – СПб.: Издательство Питер, 2001. – 464 с.: ил.

. Гарриус Скотт Р. Sound Forge. Музыкальные композиции и эффекты. Пер. с англ.

– СПб.: БХВ – Петербург; 2002. –384 с.; ил.

Деревских В. Музыка на РС своими руками

. Деревских В.В. Синтез и обработка звука на РС

Дубровский Д.Ю. Компьютер для музыкантов любителей и профессионалов. Практическое пособие.

. – СПб.: БХВ – Петербург; Издательская группа “Арлит”, 2000. –352 с.: ил.

– СПб.: БХВ – Петербург; 2002. –352 с.: ил.

Издательство ТРИУМФ, Москва, 1999. – 400с.: ил.

Живайкин П.Л. 600 звуковых и музыкальных программ.

Живайкин П. Запись ударных инструментов в MIDI

Живайкин П. Программные модули

Живайкин П. Изменение тембра инструмента средствами MIDI – аранжировщики

Живайкин П. Программные MIDI – секвенсоры

– СПб.: БХВ – Петербург; 1999. – 624 с.: ил.

// Шоу – мастер, 2000. –№2. – с.114 – 117.

( Plug – in) // Звукорежиссер, 2002. –№3. – с.3 – 29.

// Шоу – мастер, 2000. –№4. – с.81 – 83. // Звукорежиссер, 2001. –№8. – с.3 – 22.

Загуменнов А.П. Plug-ins. Встраиваемые приложения для музыкальных программ

Зелинский С.Э. Эффективное использование ПК

Зуев Б.А. Программный синтезатор ReBirth RB

Зуев Б.А., Денисенко П.Л. Искусство программирования миди – файлов.


– М.:ДМК, 2000.-144с.;ил

– М.: ДМК Пресс, 2002. – 846 с.; ил.

– М.: Издательство ЭКОМ, 1999. – 208 с.

– М.: Издательство ЭКОМ, 2000. – 208 с.

Карцев А., Оленев Ю., Павчинский С. Руководство по графическому оформлению нотного текста.

Кондрашин П. Принципы расстановки микрофонов

Кондрашин П. Музыкальные инструменты перед микрофоном

Кондрашин П. Музыкальные коллективы перед микрофоном

– М.: Издательство “Музыка”, 1973.- 167 с.

// Звукорежиссер, 2000. –№10. с.56 – 61.

// Звукорежиссер, 2001. –№1. – с.45 – 49; - №3. – с.62 – 66; - №4. – с. 56. – 60; - №5. – с.66 – 68.

// Звукорежиссер, 2001. –№7. – с.42 – 44; - №8. – с.46 – 48; - №9. – с. 54. – 57; - №1.- 2002 – с.44 – 45.

Медведев Е.В., Трусова В.А. “Живая” музыка на ПК.

Медников В.В. Основы компьютерной музыки

Михайлов А.Г., Шилов В.Л. Практический англо – русский словарь по компьютерной музыке

Монахов Д. Нотные редакторы

– СПб.; БХВ – Петербург; 2002. – 720 с.; ил.

– СПб.; БХВ – Петербург; 2002. – 336 с. ил.

– М.: ОЛМА – ПРЕСС, 2002. – 607 с.: ил.

// Музыкальное оборудование, 1999. - № 12. – с.28 – 45.

Петелин Ю.В., Петелин Р.Ю. Персональный оркестр в персональном компьютере.

Петелин Ю.В., Петелин Р.Ю. Звуковая студия в РС.

Петелин Р.Ю. Аранжировка музыки на ПК.

Петелин Ю.В., Петелин Р.Ю. Cakewalk Pro Audio 9. Секреты мастерства.

– СПб.: Полигон, 1997. – 180 с.: ил.

– СПб.: «BHV – Санкт – Петербург», 1998. – 256 с.: ил.

– СПб.: «БХВ – Санкт – Петербург»

Издательская группа “Арлит”, 1999. – 272 с.: ил.

– СПб.: «БХВ – Санкт – Петербург», Издательская группа “Арлит”, 2000. – 432 с.

Рабин Д.М. Музыка и компьютер: настольная студия. / Пер. с англ. Р.Н. Онищенко и А.Э. Лашковский;

Радзишевский А. Компьютерная обработка звука.

- Мн.: ООО “Попурри”, 1998. – 172 с. ил.

– М.: «Нолидж»,2000 – 240с.;ил


Сагман С. Microsoft Office 2000

Смирнов Д.С., Логутенко О.И. Аппаратные средства мультимедиа. Аудиосистема РС.

– М.: ДМК Пресс, 2002. – 672 с.; ил.

– СПб.: «БХВ – Санкт – Петербург», Издательская группа “Арлит”, 1999. – 384 с.:

Харуто А.В. “Музыкальная информатика. Компьютер и звук” Учебное пособие.

Чеджемов В. Домашняя студия начала XXI века

. – М, МГК им. Чайковского. - 2000.— 387с.

// Шоу – мастер, 2000. –№4. – с.70 – 73.







Дополнительные источники (ДИ): Таблица 2б

№ п/п

Наименование

Автор(ы)

Издательство, год издания

1

Информатика: учебник

Е.В. Михеева, О.И. Титова

Академия, 2013

2

Практикум по информатике

Е.В. Михеева

Академия, 2013





Интернет-ресурсы (ИР): Таблица 2в

№ п/п

Название

1

Каталог ресурсов «Среднее (полное) образование / Информатика и информационно-коммуникационные технологии» [Электронный ресурс]: Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://fcior.edu.ru

2

Портал «Цифровое образование» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://digital-edu.ru

3

Раздел «Информатика и ИКТ» [Электронный ресурс]: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

4

Раздел «Общее образование / Информатика и ИКТ» [Электронный ресурс]: Единое окно доступа к образовательным ресурсам. – Режим доступа: http://window.edu.ru

5

Федеральный образовательный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ict.edu.ru











Рецензия


на учебную программу «Музыкальная информатика» преподавателя

Брянского областного колледжа искусств

Алёхина К.А.


Программа соответствует государственному стандарту, учебному плану. В пояснительной записке автор мотивирует целесообразность и
необходимость данного предмета для подготовки квалифицированного
специалиста, раскрывает методологию и структуру межпредметных
связей.

В своей работе автор опирается на личный практический опыт и
глубокое знание учебной дисциплины.

Тематический план и инструктивно-методические пояснения
детально раскрывают содержание данного предмета, сущность и
последовательность теоретического и практического усвоения материала,
для приобретения студентами знаний, умений и навыков изучаемой
дисциплины.

Программа изложена конкретно, логически обосновано, сформирована
методически верно.

Программа может быть рекомендована и использована для учебного процесса.




Рецензент:

переподаватель «Брянского областного колледжа искусств»

специализации «Инструментальное исполнительство»

заслуженный работник культуры РФ ___________ Зиновкина Т.Н.



Рецензия



на учебную программу «Музыкальная информатика»

преподавателя Брянского областного колледжа искусств

Алёхина К.А.




Представленная учебная программа соответствует Государственным квалификационным требованиям, зафиксированным в документах организации курирующих отрасль.

В пояснительной записке автор даёт определение учебной дисциплины, аргументировано и последовательно вводит в курс изучаемого предмета, логично обосновывает целесообразность и необходимость данного предмета в учебном цикле.

Программа состоит из ряда разделов, в которых автор определяет:

  1. цели и задачи учебной дисциплины

  2. параметры распределения учебной нагрузки

  3. принципы работы с компьютером

  4. основы работы с электромузыкальными инструментами

  5. технология компьютерного набора нот

  6. формы и методы организации учебного процесса

  7. тематический план и содержание учебной дисциплины

  8. определяет уровень знаний и умений студентов, их профессиональную компетенцию.

В программе приведена методическая литература, методическое и техническое обеспечение.

Уровень изложения учебной программы позволяет сделать вывод о знании автором специфики учебной дисциплины. Программа составлена методически грамотно, изложена конкретно и может быть использована в качестве программного документа для колледжей искусств и культуры.







Рецензент:

кандидат педагогических наук,

профессор, преподаватель ОГИИК Буравлёв А.М.