СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Индивидуальные и групповые логопедические занятия"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Индивидуальные и групповые логопедические занятия"»

Российская Федерация





















Рабочая программа

По основному курсу:

«Индивидуальные и групповые логопедические занятия»

(6 класс)

на 2024-2025 учебный год





Учитель-логопед Оготоева Е.С.





Хабаровск

2024-2025

Пояснительная записка

Рабочая программа основного курса «Индивидуальные и групповые логопедические занятия» для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи 6, 8, 9 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее — ФГОС ООО), а также ориентирована на целевые приоритеты.

Рабочая программа разработана на основе следующих документов: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287;

Примерная адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 18 марта 2022 г. № 1/22; ФАОП ТНР, АООП ООО 5.2, КГБОУ ШИ6.

Цели и задачи программы: диагностика, развитие и коррекция всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), а также формирование и развитие предпосылок, обеспечивающих усвоение программного материала по разделу «Русский язык» и «Литература».

Задачи курса:

1) восполнение пробелов в развитии устной речи и формирование полноценной речевой деятельности;

2) развитие психических функций и пространственных представлений, обеспечивающих функционирование механизмов письменной речи:

3) коррекция дисграфии, дислексии и дизорфографии;

4) формирование и развитие предпосылок, обеспечивающих усвоение программного материала по разделу «Русский язык» и «Литература», а также формирование умений работать с текстами любой направленности (в т.ч. гуманитарной, естественнонаучной, текстами задач и т.д.).

Место учебного предмета/учебного курса в учебном плане школы: число часов, отведённых на освоение коррекционного курса «Индивидуальные и групповые логопедические занятия» — 68 часов в каждом классе (два часа в неделю).

Форма проведения занятий:

Групповое занятие (наполняемость от 6 до 8 человек – продолжительность 30 минут);

Подгрупповое занятие (наполняемость от 2 до 6 человек – продолжительность 20 минут);

Индивидуальное занятие (продолжительность 20 минут).

Программа коррекционного курса составлена на основе методических разработок и рекомендаций Елецкой Е.В., Лалаевой Р.И. , Ефименковой Л.Н., Мазановой Е.В., И.В. Прищеповой и программы русского языка, реализуемой в ОУ, АООП ОО 5.2, КГБОУ ШИ6.















Этапы реализации курса

  1. Логопедическая диагностика:

  • обследование обучающихся с 1 по 15 сентября (или в течение 2х недель с момента зачисления на обучение) и с 15 по 30 мая;

  • изучение и анализ данных об особых образовательных потребностях обучающихся с ТНР, представленных в заключении психолого-медико-педагогической комиссии;

  • комплексный сбор сведений об обучающихся с ТНР на основании диагностической информации от специалистов различного профиля;

  • выявление симптоматики и уровня речевого развития обучающихся с ТНР;

  • установление этиологии, механизма, структуры речевого нарушения у обучающихся с ТНР;

  • анализ, обобщение диагностических данных для определения цели, задач, содержания, методов коррекционной помощи обучающимся с ТНР;

2. Коррекционный этап:

По итогам обследования обучающиеся делятся по группам, составляются планы коррекционных занятий и график логопедических занятий.

  1. Мониторинг эффективности:

Осуществляется в конце учебного года. При необходимости мониторинг могут осуществляться в более ранние сроки при необходимости внесения изменений в рабочую коррекционную программу обучающегося. Результаты мониторинга обсуждаются на ППк образовательной организации, на основании решения которого решается вопрос об адекватности выбранных мер коррекционной работы.



Содержание коррекционного курса «Индивидуальные и групповые логопедические занятие» включает четыре тематических раздела:

1. Развитие фонетико-фонематической стороны речи – раздел посвящен актуализации представлений о звуках и буквах русского языка. Их значимым особенностям.

2. Грамматика. Развитие синтаксической стороны речи. Текст – включает работу над пониманием структуры простого и сложного предложения. Работа с текстом.

3. Лексика. Развитие речи – раздел взаимосвязан с курсом « Развитие речи». Учитывая значительные трудности, которые испытывают дети с речевым недоразвитием при овладении связной речью, данный раздел помогает учащимся закреплять знания школьной программы, тем самым обеспечивая более качественную подготовку к итоговым контрольным работам.

4. Коррекция нарушений письменной речи - в разделе можно выделить два направления: работа по устранению дисграфических и дислексических ошибок и устранение и профилактика дизорфографических ошибок. Содержание данного раздела пронизывает весь курс логопедических занятий.

Коррекция нарушений письменной речи включает:

Преодоление дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

1) Развитие слогового анализа и синтеза.

2) Звукобуквенный анализ слов (дифференциация звонких - глухих, твердых - мягких).

3) Морфемный анализ и синтез слов.

4) Развитие навыков грамотного письма.

Преодоление оптической дисграфии.

1) Работы над координацией движений.

2) Ориентировка в пространстве.

3) Графический анализ букв.

4) Развитие навыков письма.

Преодоление аграмматической дисграфии.

1) Уточнение структуры простого, осложненного и сложного предложения. Маркировка предложений.

2) Управление существительных, местоимений, числительных.

3) Согласование прилагательного, местоимений, порядковых числительных, причастий с существительным (в роде, числе, падеже).

4) Согласование подлежащего и сказуемого.

5) Структурирование распространенной фразы.

6) Структурирование сложного предложения.

7) Построение схем предложений.

8) Синтаксический разбор предложения.

9) Пунктуационный разбор предложений.

10) Развитие навыков грамотного чтения и письма словосочетаний, предложений, текста.

Преодоление дизорфографии.

1) Работа над пониманием и по заучиванию орфографических правил.

2) Нахождение ошибкоопасных мест в слове и соотнесение их с орфографическими правилами.

3) Морфемный анализ слов. Подбор однокоренных слов.

4) Звукобуквенный и слоговой анализ слов.

5) Морфологический анализ.

Коррекция навыков чтения.

1) Уточнение структуры текста, предложения.

2) Интонация предложения, границы.

3) Грамматическая связь по типу согласования, управления.

4) Структурирование распространенной фразы.

5) Анализ структуры предложения (смысловые, грамматические отношения; порядок слов; маркировка и границы; употребление союзов).

6) Структурирование фразы.

7) Построение схем предложений.

8) Составление плана текста.

9) Редактирование текстов.

10) Работа с деформированным текстом.

11) Работа над правильным (учитывая лексическое значение) употреблением слов в тексте, предложении, словосочетании.

12) Пересказ данного текста (по вопросам, плану, опорным словам).

13) Развитие навыка грамотного чтения.









Планируемые результаты курса

В ходе коррекционной работы обеспечиваются условия для достижения обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты обучения.

• Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности. Формирование ценностей многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

• ответственное отношение к учёбе;

• осознанное, доброжелательное и уважительное отношение к другому человеку, его мнению;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Метапредметные результаты обучения:

• овладение умением ставить учебную задачу под руководством учителя-логопеда;

• овладение умением планировать свою деятельность под руководством учителя-логопеда;

• развитие способности работать в соответствии с поставленной задачей;

• развитие способности составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем-логопедом;

• развитие навыка работать по плану и корректировать свою деятельность;

• развитие навыков анализа своей деятельности.

• развитие умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме; Предметные результаты:

Учащиеся будут знать:

• морфологические и грамматические признаки частей речи;

• особенности гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих звуков и букв;

• особенности проведения морфемного, морфологического и фонетического анализа слова;

• особенности словосочетания и предложения (виды и связи);

• правила переноса слов;

• правила работы с текстом;

• будет снижено количество дисграфических и дизорфографических ошибок на письме.

• будут восполнены пробелы:

- в развитии звуковой стороны речи;

- в развитии лексического и грамматического строя речи;

- в формировании связной речи;















Перспективный план работы с группой обучающихся

Этапы коррекционной работы

Содержание коррекционной работы

 

Кол-во

занятий

Диагностический

 

1. Проведение фронтальных диктантов с помощью учителей русского языка; проверка, анализ ошибок.

2. Повторная письменная работа с группой детей, допустивших специфические ошибки в диктантах, включающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов; рассказ-сочинение по опорным словам, серии сюжетных картинок.

3. Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи с использованием групповой тестовой методики (письменно).

4. Обследование связной речи: проводится индивидуально с каждым учеником в форме беседы.

5. Анализ результатов обследования. Комплектование групп.

 

2-3ч

Подготовительный

 

1. Развитие общей и мелкой ручной моторики.

2. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений.

3. Развитие внимания: важно для нахождения “ошибкоопасных” мест в слове, собственных ошибок (корректурные пробы).

4. Развитие памяти. Запоминание при помощи ассоциативных рядов, эмоциональной близости запоминаемого, с помощью графической зашифровки объекта запоминания.

5. Развитие мышления.

 

1-2ч

Коррекционный

 

1.Осуществляется преодоление дизорфографических нарушений.

2.Работа проводится на фонетическом уровне.

3. Работа проводится на лексическом уровне

3. Работа проводится на синтаксическом уровне.

 

32-42

Оценочный

 

Оценка осуществляется в виде контрольной работы:

1.Диктант с грамматическим заданием;

2.Тестовое задание, по которому оценивается усвоение учебной терминологии и состояние лексико-грамматической стороны речи;

3.Изложения и сочинения для оценки состояния речевого внимания и памяти;

4.Устный опрос, позволяющий оценить состояние связной речи и наличия в ней аграмматизмов.

 

2-4ч











8