СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Рабочая программа

по учебному предмету «Родная (русская) литература»

5-9 класс

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родная (русская) литература»

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.

Основными личностными результатами, формируемыми при изучении родной (русской) литературы в основной школе, являются:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, творческой и других видов деятельности;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов, способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении родной (русской) литературы в основной школе, являются:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

Предметные результаты:

5 класс

Обучающийся научится:

    • выделять нравственную проблематику сказок;

    • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок;

    • выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

    • выразительно читать басни, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

    • пересказывать басни;

    • адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ на основе наводящих вопросов;

    • работать с книгой как источником информации.

Обучающийся получит возможность научиться:

    • рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке;

    • сочинять сказку;

    • оценивать иллюстрацию или экранизацию произведения;

    • создавать собственную иллюстрацию изученного текста.

6 класс

Обучающийся научится:

      • адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ на основе наводящих вопросов или по данному плану;

      • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

      • определять с помощью учителя или консультантов для себя актуальную цель чтения художественной литературы;

      • выбирать произведения для самостоятельного чтения;

      • создавать собственный текст в формате ответа на вопрос, анализа поэтического текста, характеристики героя.

Обучающийся получит возможность научиться:

      • оценивать иллюстрацию или экранизацию произведения;

      • выявлять авторскую позицию, определяя своё к ней отношение;

    • создавать собственную иллюстрацию изученного текста.

7 класс

Обучающийся научится:

    • выразительно читать рассказы и басни, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

    • адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ на основе наводящих вопросов или по данному плану;

    • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

    • определять с помощью учителя или консультантов для себя актуальную цель чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

    • выявлять авторскую позицию, определяя своё к ней отношение;

    • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

    • работать с книгой и другими источниками информации.

Обучающийся получит возможность научиться:

    • рассказывать о самостоятельно прочитанном рассказе, обосновывая свой выбор;

    • создавать собственный текст интерпретирующего характера в формате сравнительной характеристики героев, ответа на проблемный вопрос;

    • оценивать иллюстрацию или экранизацию произведения;

    • создавать собственную иллюстрацию изученного текста.

8 класс

Обучающийся научится:

    • выразительно читать стихотворения, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;

    • адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ самостоятельно или по составленному плану;

    • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;

    • определять для себя актуальную цель чтения художественной литературы;

    • выбирать произведения для самостоятельного чтения;

    • выявлять авторскую позицию, определяя своё к ней отношение;

    • работать с книгой и другими источниками информации.

Обучающийся получит возможность научиться:

    • читая стихотворения русских поэтов, определять черты национального характера;

    • создавать собственный текст интерпретирующего характера в формате анализа эпизода, ответа на проблемный вопрос;

    • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

    • оценивать иллюстрацию или экранизацию произведения;

    • создавать собственную иллюстрацию изученного текста.

9 класс

Обучающийся научится:

  • обосновывать свое суждение, давать характери­стику героям;

  • аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

  • выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

  • составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

  • письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;

  • правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

  • выразительно читать прозаические и поэтические произведения или отрывки из них наизусть;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • овладеть важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

Обучающийся получит возможность научиться:

  • владеть монологической и диалогической речью;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

  • использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании;

  • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).


Содержание учебного предмета

5 класс

Введение (1ч)

Значимость чтения и изучения родной литературы для дальнейшего развития человека.

Литература XIX века (8ч)

Л.Н. Толстой. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». Сведения о писателе. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность. Основные темы басен. Приёмы создания характеров и ситуаций. Мораль.

В.И. Даль. Сказка «Что значит досуг?» Сведения о писателе. Богатство и выразительность языка. Тема труда в сказке. Поручение Георгия Храброго – своеобразный экзамен для каждого героя, проверка на трудолюбие. Идейно-художественный смысл сказки. Индивидуальная характеристика героя и авторское отношение. Использование описательной речи автора и речи действующих лиц.

 Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья». Сведения о писателе. Образы и сюжет сказки. Социально-нравственная проблематика произведения. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям и героям. Мир глазами ребёнка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); своеобразие языка.

А.П. Чехов. Рассказ «Каштанка». Сведения о писателе. Социально-нравственная проблематика произведения. Мир глазами собаки. Тема верности человека и животного.

Поэзия ХIХ века о родной природе.

В. Я. Брюсов. Стихотворение «Весенний дождь». Краткие сведения о поэте. Образная система, художественное своеобразие стихотворения. Слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние лирического героя. Выразительные средства создания образов.

 М. А. Волошин. Стихотворение «Как мне близок и понятен…» Краткие сведения о поэте. Непревзойдённый мастер слова. Чудесное описание природы. Умение видеть природу, наблюдать и понимать её красоту. Единство человека и природы. Практикум выразительного чтения.

Литература XX века (9 ч)

Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Краткие сведения о писателе. Тема, особенности создания образов. Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки. Аллегорический язык сказки.

 В.А. Сухомлинский. «Легенда о материнской любви». Краткие сведения о писателе. Материнская любовь. Сыновняя благодарность. Особенности жанра. Значение финала.

Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Краткие сведения о писателе. Раннее взросление. Забота взрослых о ребенке. Чувство ответственности за родных. Беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире; образы главных героев, своеобразие языка.

В.Я. Ерошенко. Сказка «Умирание ивы». Краткие сведения о писателе. Тема природы и приёмы её реализации; второй смысловой план в сказке. Цельность произведения, взаимосвязанность всех элементов повествования, глубина раскрытия образа. Особенности языка писателя.

Творчество писателей и поэтов города Северодвинска. Ангелина Прудникова, Александр Ипатов.

6 класс

Содержание учебного предмета

Введение (1 ч)

Книга как духовное завещание одного поколения другому.

Литература ХIХ века (5 ч)

Литературная сказка.

Н.Д. Телешов. «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим. Нравственные проблемы, поставленные в сказке.

А.С. Пушкин. «Выстрел». Мотивы поступков героев повести. Чувство мести, милосердие, благородство.

Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Отрочество героя. Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка. Мечты и попытки их реализовать. Жестокое нравственное испытание в главе «Ябеда». Предательство и муки совести героя. Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены».

И. С. Никитин. «Русь»; М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»); А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край». Автор и его отношение к родине в строках лирических стихов. Поэтический образ Родины.

Литература ХХ века (12 ч)

Софья Радзиевская. «Болотные робинзоны». Главы «Где искать спасения?», «На Андрюшкин остров», «Война вокруг нас кружит…» (или другие по выбору учителя). Драматическая история жителей полесской деревушки, война и дети. Смелость, мужество героев, глубокая вера в человека, в его лучшие душевные качества.

А.П. Гайдар. «Тимур и его команда». Тема дружбы в повести, отношения взрослых и детей, тимуровское движение.

А. Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной...», Н. Гумилёв «Жираф», Д. Самойлов «Сказка», В. Берестов «Почему-то в детстве...». Стихи о прекрасном и неведомом.

А.Г. Алексин. «Самый счастливый день». Смысл названия рассказа. Почему семья нужна человеку? Необходимость бережного отношения к близким.

А.В. Масс. «Сказка о черноокой принцессе», «Сочинение на тему: «Моя подруга» (по выбору учителя). Духовно-нравственная проблематика рассказов. Позиция автора.

Ю. Кузнецова. «Помощница ангела». Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба.

Приставкин А.И. «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа. Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.

Творчество писателей и поэтов Архангельской области. Ольга Фокина, Николай Рубцов.

7 класс

Содержание учебного предмета

Введение (1 ч)

Значение художественного произведения в культурном наследии России. Роль родного слова в формировании личности человека.

 Литература XVIII века (1 ч)

И. И. Дмитриев. Поэт и видный государственный чиновник. Отражение пороков человека в баснях «Два веера», «Нищий и собака», «Три льва», «Отец с сыном». Русская басня. Аллегория как основное средство художественной выразительности в баснях.

Литература XIX века (4 ч)

Ф.Н. Глинка. Краткие сведения о поэте-декабристе, патриоте, высоко оценённом А.С.Пушкиным. Основные темы, мотивы. Стихотворения «Москва», «К Пушкину».

К.М. Станюкович. Рассказ «Рождественская ночь»: проблематика рассказа. Милосердие и вера в произведении писателя.  

В.М. Гаршин. Психологизм произведений писателя. Героизм и готовность любой ценой к подвигу в рассказе «Сигнал».

Литература XX – XXI века  (12 ч)

А. Т. Аверченко. Сатирические и юмористические рассказы писателя. О серьезном — с улыбкой Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко.

Ю.М. Нагибин. Основные вехи биографии Ю.М. Нагибина. Произведение писателя о великих людях России. «Маленькие рассказы о большой судьбе». Страницы биографии космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (глава «Юрина война» и др. по выбору учителя)

В.О. Богомолов. Краткие сведения о писателе-фронтовике. Рассказ «Рейс «Ласточки». Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников.

 Ю.Я. Яковлев. Тема памяти и связи поколений. Рассказ – притча «Семья Пешеходовых». Средства выразительности в произведении.

В.Н. Крупин. Краткие сведения о писателе. Тема детского сострадания на страницах произведения «Женя Касаткин».  

С.А. Баруздин. Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота. Мой ровесник на страницах произведения «Тринадцать лет».

А.В. Масс. Фантазийный мир моего сверстника на страницах рассказа «Расскажи про Иван Палыча».  

Е.В. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Образ героини произведения: красота внутренняя и внешняя.

 Е.А. Евтушенко. Краткая биография. Стихотворение «Картинка детства». Взгляд на вопросы нравственности.

8 класс

Содержание учебного предмета

Введение (1 ч)

Своеобразие курса родной литературы в 8 классе. Русская литература и история.

Древнерусская литература (1 ч)

А. Никитин «Хождение за три моря». Памятник литературы в форме путевых записей, сделанных купцом из Твери Афанасием Никитиным вовремя его путешествие в индийское государство Бахмани в 1468-1474 гг.

Литература XIX в. (4 ч)

А.С. Пушкин «Пиковая дама». Нравственная проблематика повести. Соотношение духовных и материальных ценностей. Характер Германа, его жизненная философия.

Л.А. Чарская Гимназистки. Рассказ «Тайна». Тема равнодушия и непонимания в рассказе. Ранимость души подростка.

Л.Н. Толстой «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни. Поиск встречи с Богом. Путь к душе. («Свечка», «Три старца», «Где любовь, там и Бог», «Кающийся грешник» и др.). Поэтика и проблематика. Язык. (Анализ рассказов по выбору).

Литература XX- XXI века (12 ч)

А.И. Куприн «Изумруд». Трогательная история, рассказанная от лица беззащитного животного, доверчиво относившегося к людям. Мир, полный несправедливости, алчности и человеческой жестокости.

М.А. Булгаков «Стальное горло». Нравственные ценности в рассказе. Победа над собой во имя другого человека.

Л. Пантелеев "Главный инженер". Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне. Жажда личного подвига во имя победы.

Е.А. Пермяк "Ужасный почерк". Жизненная позиция героя рассказа.

Ю.Я. Яковлев "Рыцарь Вася". Благородство как следование внутренним нравственным идеалам.

Л. Романова Рассказ «Мы приговариваем тебя к смерти». Одиночество подростков в современном мире.

Е.В. Карпов. «Меня зовут Иваном». Духовное падение главного героя рассказа.

Творчество писателей и поэтов Архангельской области. Ольга Фокина, Николай Рубцов.

9 класс

Содержание учебного предмета

Древнерусская литература (1 ч)

Беседа о древнерусской литературе.

Особенности развития древнерусской литературы.

«Слово о полку Игореве». Тема единения Русской земли.

Литература XVIII века (2 ч)

Н. М. Карамзин. Слово о писателе. История государства Российского» (фрагмент). Карамзин, как писатель и историк. «Уважение к минувшему» в исторической хронике Н.М. Карамзина.

В. К. Тредиаковский и А. П. Сумароков. Басня. Русские баснописцы 18 века. Басня «Ворона и лиса».

Литература XIX века (3 ч)

Апухтин А.Н. Слово о писателе. Образы родной природы XIX века. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…». Поэтические традиции XIX века в творчестве Апухтина А.Н.

Бестужев-Марлинский А.А. Слово о писателе. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа.

Литература XX века (11 ч)

И.А. Бунин. Слово о писателе. Цикл «Темные аллеи». Рассказ «Холодная осень».

А. Толстой. Слово о писателе. «Русский характер». Вопросы о национальности.

Солженицын А.И. Слово о писателе. Цикл «Крохотки». Проблема человека и человечества в целом, предназначение людей.

Ю. Бондарев. Слово о писателе. Рассказ «Простите нас!». Безнравственность и благодарность людей.

Ю. Казаков. Слово о писателе. «Запах хлеба». Психологизм рассказа.

А. Грин. Слово о писателе. «Зеленая лампа». Категория человеческого счастья.

А. Платонов. Слово о писателе. «В прекрасном и яростном мире». Философское обобщение рассказа.

Екимов Б.П. Слово о писателе. «Ночь исцеления». Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны.

Толстая Т.Н. Слово о писателе. «Соня». Мотив времени – один из основных мотивов рассказа. Нравственный выбор.










Учебно – тематический план 5 класс

Название темы

Кол-во часов по теме

Развитие речи

Регионал.

содержа-ние

Контрольные работы

1.

Введение

1




2.

Литература XIX века

8

1


1

3.

Литература XX века

9

1

2

1

Итого

18

2

2

2


Учебно – тематический план 6 класс

Название темы

Кол-во часов по теме

Развитие речи

Регионал.

содержа-ние

Контрольные работы

1.

Введение

1




2.

Литература XIX века

5



1

3.

Литература XX века

12

2

1

1

Итого

18

2

1

2


Учебно – тематический план 7 класс

Название темы

Кол-во часов по теме

Развитие речи

Регионал.

содержа-ние

Контрольные работы

1.

Введение

1




2.

Литература XVIII века

1




3.

Литература XIX века

4



1

4.

Литература XX века

12

1


1

Итого

18

1


2


Учебно – тематический план 8 класс

Название темы

Кол-во часов по теме

Развитие речи

Регионал.

содержа-ние

Контрольные работы

1.

Введение

1




2.

Древнерусская литература

1




3.

Литература XIX века

4



1

4.

Литература XX века

12

2

1

1

Итого

18

2

1

2


Учебно – тематический план 9 класс

Название темы

Кол-во часов по теме

Развитие речи

Регионал.

содержа-ние

Контрольные работы

1.

Древнерусская литература

1




2.

Литература XVIII века

2




3.

Литература XIX века

3



1

4.

Литература XX века

11

1


1

Итого

17

1


2


Календарно-тематическое планирование по родной литературе для 5 класса

п/п

Урока в теме

Тема урока

Дата

план

факт

Введение (1 ч.)

1

1

Первичный ИОТ.

Слово как средство создания образа.



Литература XIX века (7 ч.+ 1 р/р)

2

1

Стартовая диагностическая работа. Тест.

Русские басни. Л.Н. Толстой. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья»



3

2

В.И. Даль. Сказка «Что значит досуг?». Сказочная проверка на трудолюбие.



4

3

Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья». Жестокость и доброта мира детскими глазами.



5

4

РР Сочинение-рассуждение на тему: «Добро и зло в сказке»



6

5

А.П. Чехов. Рассказ «Каштанка». Собачья верность.



7

6

Поэзия ХIХ века о родной природе

В. Я. Брюсов. Стихотворение «Весенний дождь». Слияние лирического героя с природой 



8

7

М. А. Волошин. Стихотворение «Как мне близок и понятен…» Красота природы в стихотворении поэта.



9

8

Контрольная работа №1 по литературе XIX века.



Литература XX века (6 ч. + 1 р/р + 2 р/с)

10

1

Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Решение философских проблем языком детей.



11

2

В.А. Сухомлинский. "Легенда о материнской любви». Материнская любовь.



12

3

Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Злое и доброе начало в окружающем мире.



13

4

РР Сочинение на тему «Мир глазами ребенка»



14

5

В.Я. Ерошенко. Сказка «Умирание ивы». Приемы реализации природы в сказке



15

6

Промежуточная аттестация.

Итоговый контрольный тест.

РС Творчество писателей и поэтов Архангельской области. Ольга Фокина, Николай Рубцов.



16

7

Контрольная работа №2 по произведениям литературы XIX и XX в.



17

8

РС Творчество писателей и поэтов города Северодвинска.

Ангелина Прудникова, Александр Ипатов.



18

9

Подведение итогов. Рекомендации чтения на лето.





Календарно-тематическое планирование по родной литературе для 6 класса

п/п

Урока в теме

Тема урока

Дата

план

факт

Введение (1 ч.)

1

1

Вводный ИОТ.

Книга как духовное завещание одного поколения другому.



Литература XIX века (5 ч.)

2

1

Стартовая диагностическая работа. Тест.

Н.Д. Телешов. Сказка «Белая цапля». Назначение человека и его ответственность перед будущим. Нравственные проблемы, поставленные в сказке.



3

2

А.С. Пушкин. Повесть «Выстрел». Мотивы поступков героев повести. Чувство мести, милосердие, благородство.



4

3

Н. Г. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (главы «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Годы учебы как череда тяжких испытаний в жизни подростка.



5

4

И. С. Никитин. «Русь»; М. Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...» (из поэмы «Сашка»); А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край». Автор и его отношение к родине в строках лирических стихов.



6

5

Контрольная работа №1 по литературе XIX века.



Литература XX века (9 ч. + 2 р/р + 1 р/с)

7

1

Софья Радзиевская. «Болотные робинзоны». Главы «Где искать спасения?», «На Андрюшкин остров», «Война вокруг нас кружит…» (или другие по выбору учителя). Вера в лучшие качества человека.



8

2

А.П. Гайдар. «Тимур и его команда». Тимуровцы.



9

3

РР Сочинение-рассуждение на тему: «Тимуровцы сейчас»



10

4

А. Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной...», Н. Гумилёв «Жираф», Д. Самойлов «Сказка», В. Берестов «Почему-то в детстве...». Стихи о прекрасном и неведомом.



11

5

А.Г. Алексин. «Самый счастливый день». Почему семья нужна человеку?



12

6

РР Сочинение-рассуждение на тему: «Нравственные уроки произведений современной литературы».



13

7

А.В. Масс. «Сказка о черноокой принцессе», Духовно-нравственная проблематика рассказа.



14

8

Ю. Кузнецова. «Помощница ангела». Взаимопонимание детей и родителей. Доброта и дружба.



15

9

Промежуточная аттестация.

Итоговый контрольный тест.

Приставкин А.И. «Золотая рыбка». Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.



16

10

Контрольная работа №2 по произведениям литературы XIX и XX в.



17

11

РС Творчество писателей и поэтов Архангельской области. Ольга Фокина, Николай Рубцов



18

12

Подведение итогов. Рекомендации чтения на лето.




Календарно-тематическое планирование по родной литературе для 7 класса

п/п

Урока в теме

Тема урока

Дата

план

факт

Введение (1 ч.)

1

1

Вводный ИОТ.

Значение художественного произведения в культурном наследии России.



Литература XVIII века (1 ч.)

2

1

Стартовая диагностическая работа. Тест.

И. И. Дмитриев. Русская басня.



Литература XIX века (4 ч.)

3

1

Ф.Н. Глинка Стихотворения «Москва», «К Пушкину».



4

2

К.М. Станюкович рассказ «Рождественская ночь». Милосердие и вера в произведении писателя.  



5

3

В.М. Гаршин героизм и готовность любой ценой к подвигу в рассказе «Сигнал».



6

4

Контрольная работа №1 по литературе XIX века.



Литература XX- XXI века (11 ч. + 1 р/р)

7

1

А. Т. Аверченко. Рассказ «Специалист». Тонкий юмор и грустный смех Аркадия Аверченко.



8

2

Ю.М. Нагибин. «Маленькие рассказы о большой судьбе».



9

3

В.О. Богомолов. Будни войны на страницах произведения. Подвиг речников.



10

4

Ю.Я. Яковлев. Рассказ – притча «Семья Пешеходовых».



11

5

В.Н. Крупин. Тема детского сострадания на страницах произведения «Женя Касаткин».



12

6

РР Сочинение-рассуждение на тему «Уроки жалости и скорби в русской литературе».



13

7

С.А. Баруздин. Мой ровесник на страницах произведения «Тринадцать лет».



14

8

А.В. Масс. Фантазийный мир моего сверстника на страницах рассказа «Расскажи про Иван Палыча».



15

9

Промежуточная аттестация.

Итоговый контрольный тест.

Е.А. Евтушенко. Стихотворение «Картинка детства». Взгляд на вопросы нравственности.



16

10

Контрольная работа №2 по произведениям литературы XX и XXI в.



17

11

Е.В. Габова. Рассказ «Не пускайте Рыжую на озеро». Образ героини произведения: красота внутренняя и внешняя.



18

12

Подведение итогов. Рекомендации чтения на лето.



Календарно-тематическое планирование по родной литературе для 8 В, Г,Е класса

п/п

Урока в теме

Тема урока

Дата

план

факт

Введение (1 ч.)

1

1

Вводный ИОТ.

Своеобразие курса родной литературы в 8 классе. Русская литература и история.



Древнерусская литература (1 ч.)

2

1

Стартовая диагностическая работа. Тест.

А. Никитин «Хождение за три моря».



Литература XIX века (4 ч.)

3

1

А.С. Пушкин «Пиковая дама».



4

2

Л.А. Чарская Рассказ «Тайна». Тема равнодушия и непонимания в рассказе. Ранимость души подростка.



5

3

Л.Н. Толстой «Народные рассказы» - подлинная энциклопедия народной жизни.



6

4

Контрольная работа №1 по литературе XIX века.



Литература XX- XXI века (9 ч. + 2 р/р + 1 р/с)

7

1

А.И. Куприн «Изумруд». Мир, полный несправедливости, алчности и человеческой жестокости.



8

2

М.А. Булгаков «Стальное горло». Нравственные ценности в рассказе.



9

3

РР Сочинение-рассуждение на тему: «Творчество писателей XIX- XX вв.»



10

4

Л. Пантелеев. "Главный инженер". Образы детей в произведениях о Великой Отечественной войне.



11

5

Е.А. Пермяк. "Ужасный почерк". Жизненная позиция героя рассказа.



12

6

РР Сочинение–рассуждение на тему: «Жизненная позиция подростков в современном мире»



13

7

Ю.Я. Яковлев. "Рыцарь Вася". Благородство как следование внутренним нравственным идеалам.



14

8

Л. Романова. Рассказ «Мы приговариваем тебя к смерти». Одиночество подростков в современном мире.



15

9

Промежуточная аттестация.

Итоговый контрольный тест.

Е.В. Карпов. «Меня зовут Иваном». Духовное падение главного героя рассказа.



16

10

Контрольная работа №2 по произведениям литературы XX и XXI в.



17

11

РС Творчество писателей и поэтов Архангельской области. Ольга Фокина, Николай Рубцов.



18

12

Подведение итогов. Рекомендации чтения на лето.




Календарно-тематическое планирование по родной литературе для 9 Б класса

п/п

Урока в теме

Тема

Дата

план

факт

Древнерусская литература (1 ч.)

1

1

Вводный ИОТ. Особенности развития древнерусской литературы.

«Слово о полку Игореве». Тема единения Русской земли.



Литература XVIII века (2 ч.)

2

1

Стартовая диагностическая работа. Тест.

«История государства Российского» (фрагмент). «Уважение к минувшему» в исторической хронике Н.М. Карамзина.



3

2

Русские баснописцы XVIII века. Басня «Ворона и лиса» В. К. Тредиаковского и А. П. Сумарокова.



Литература XIX века (3 ч.)

4

1

Образ родной природы в стихах поэтов XIX в.Апухтин А.Н. Стихотворение «День ли царит, тишина ли ночная…». Поэтические традиции XIX века в творчестве Апухтина А.Н.



5

2

Бестужев-Марлинский А.А. «Вечер на бивуаке». Лицемерие и эгоизм светского общества и благородство чувств героя рассказа.



6

3

Контрольная работа №1 по литературе XIX века.



Литература XX века (10 ч. + 1 р/р)

7

1

И.А. Бунин. Рассказы из цикла «Темные аллеи». «Холодная осень».



8

2

РР Классное сочинение-рассуждение на тему «Русский человек – кто он?»



9

3

А. Толстой. «Русский характер» - своеобразный итог рассуждениям о русском человеке. 



10

4

Солженицын А.И. Цикл «Крохотки» – многолетние раздумья автора о человеке, о природе, о проблемах современного общества и о судьбе России.



11

5

Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!» Безнравственность забвения человека человеком. Тема благодарности воспитавшим нас людям, памяти о них. 



12

6

Психологизм рассказа Юрия Казакова «Запах хлеба».



13

7

А. Грин. «Зеленая лампа». Что нужно человеку для счастья.



14

8

Глубина философского обобщения в рассказе А. Платонова «В прекрасном и яростном мире».



15

9

Промежуточная аттестация. Итоговый контрольный тест. Екимов Б.П. «Ночь исцеления». Трагическая судьба человека в годы Великой Отечественной войны.



16

10

Контрольная работа №2 по произведениям литературы XX в.



17

11

Толстая Т.Н. «Соня». Мотив времени – один из основных мотивов рассказа. Тема нравственного выбора. Образ «вечной Сонечки»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!