1.1. Цель и место дисциплины в структуре образовательной программы 4
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины 4
2.1. Трудоемкость освоения дисциплины 4
3. Условия реализации дисциплины……………………………………………………………… ………9
3.1. Материально - техническое обеспичение………………………………………… ……………9
3.2. Учебно-методическое обеспечение……………..........................……………………………………..9
Цель дисциплины «Материаловедение и основы технологии композитов»: получение теоретических знаний о видах и материалах дисперсных и волокнистых включений, материалах матрицы, технологии изготовления композитных материалов и их свойств, прогнозирование состава и технологии КМ с заданными свойствами
Дисциплина «Материаловедение и основы технологии композитов» является общепрофессиональной дисциплиной и входит в профессиональный цикл.
Результаты освоения дисциплины соотносятся с планируемыми результатами освоения образовательной программы, представленными в матрице компетенций выпускника (п. 4.3 ОПОП-П).
2. Структура и содержание ДИСЦИПЛИНЫ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практических и лабораторных занятий | Объем, ак. ч. / в том числе в форме практической подготовки, ак. ч. | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
Раздел 1. Особенности структуры и свойств полимерных композиционных материалов (ПМК) | | |
Тема 1.1. Промышленные полимерные композиционные материалы | Содержание | 8/ 2 | ОК.1-ОК.9, ПК 6.1, |
1.Определение и классификация полимерных композитов. | 2 |
2. Микромеханические аспекты взаимодействия компонентов ПМК. |
3. Упругопрочностные свойства композитов. |
В том числе практических и лабораторных занятий | – |
Лабораторная работа №1 Определение и классификация полимерных композитов. | 2 |
В том числе самостоятельная работа обучающихся | – |
Тема 1.2 Основные виды связующих полимерных композици-онных материалов | Содержание | | ОК.1-ОК.9, ПК 6.1, |
1.Термореактивные связующие: фенолформальдегидные, фурановые, кремнийорганические полимеры. | 2 |
2. Термореактивные связующие: ненасыщенные олигоэфиры и эпоксидные олигомеры, полиимиды. Термопластичные связующие: полиолефины, поливинилхлорид, полиамиды, полиимиды, полиметилметакрилат, полиформальдегид. |
3. Ароматические полиэфиры и полиамиды. |
В том числе практических занятий и лабораторных работ | - |
Тема 1.3 Основные виды наполни-телей полимерных ком-позиционных материалов | Содержание | | |
1.Классификация наполнителей. | 2 |
2. Дисперсные наполнители. Волокнистые наполнители. Слоистые наполнители. Зернистые наполнители. Стекловолокнистые наполнители. |
3. Углеволокнистые наполнители. Органоволокнистые наполнители. Бороволокнистые наполнители |
| В том числе практических занятий и лабораторных работ | - | |
Раздел 2. Принципы регулирования свойств полимерных композиционных материалов | 0/2 | |
Тема 2.1 Разработка непрерывно армированных пластиков с заданными свойствами | Содержание | | ОК.1-ОК.9, ПК 6.1, |
В том числе практических и лабораторных занятий | |
Лабораторная работа№2 Определение прочностных свойств ПКМ. | 2 |
Раздел 3. Технология получения дисперсно-наполненных пластических масс | | |
Тема 3.1 Стадия подготовки исходных компонентов наполнителей и полимерных связующих | Содержание | 6/4 | ОК.1-ОК.9, ПК 6.1, |
В том числе практических занятий и лабораторных работ | |
Лабораторная работа №3 Определение содержания связующего в КМ. | 2 |
Лабораторная работа №4 Определение содержания наполнителя в КМ. | 2 |
Самостоятельная учебная работа №1 Разработка конспекта лекции по теме Подготовка полимерных связующих | 2 | |
Тема 3.2 Смешение-основной процесс получения дисперсно-наполненных пластических масс | Содержание | 8/6 | ОК.1-ОК.9, ПК 6.1, |
В том числе практических и лабораторных занятий | |
Практическое занятие №1 Изучение технологических схем получения фенопластов | 2 |
Практическое занятие №2 Изучение технологических схем волокнитов на основе фенолоформальдегидной смолы.. | 2 |
Практическое занятие №3 Изучение технологических схем получения КМ. | 2 |
В том числе самостоятельная работа обучающихся | |
Самостоятельная учебная работа №2 Разработка конспекта лекции по теме 1.Гранулирование термопластов. Гранулирование реактопластов. Гранулирование каучуков и резиновых смесей 2.Смешения и структурные параметры дисперсно-наполненных пластических масс.. | 2 |
В том числе практических занятий и лабораторных работ | |
Раздел 4. Технология получения полуфабрикатов |
Тема 4.1. Технология получения полуфабрикатов напол-ненных пластмасс | Содержание | 12/8 | |
1.Получение премиксов.. | 2 | |
2.Получение препрегов | |
3.Получение волокнитов | |
Тематика практических занятий и лабораторных работ | | |
Лабораторная работа №5 Определение горючести КМ. | 2 | |
Лабораторная работа №6 Определение горючести КМ. | 2 | |
Лабораторная работа №7 Определение насыпной плотности КМ. | 2 | |
Лабораторная работа №8 Определение насыпной плотности КМ. | 2 | |
| Самостоятельная работа №3. Разработать презентацию на тему «Технология получения пластмасс» | 2 | |
Промежуточная аттестация | 12 | |
Всего | 48 | |
3. Условия реализации ДИСЦИПЛИНЫ
библиотеки, читального зала с выходом в сеть Интернет.
электрофицированные таблицы, комплект учебно-наглядных пособий.
1. Бондаренко, Г. Г. Материаловедение : учебник для среднего профессионального образования / Г. Г. Бондаренко, Т. А. Кабанова, В. В. Рыбалко ; под редакцией Г. Г. Бондаренко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024 – 381 с. (Профессиональное образование)
2. Плошкин, В. В. Материаловедение : учебник для среднего профессионального образования / В. В. Плошкин. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 434 с. — (Профессиональное образование)
1.ECCompositesMagazine, развитый сетевой портал по композиционным материалам сайт ресурсаhttp://www.globalcomposites.com
2.ReinforcedPlastics, развитый сетевой портал по композиционным материалам, существует сайтhttp://www.reinforcedpiastics.com
4.Механика композиционных материалов и конструкций Всероссийский научный журнал сайт ресурса http://www.fi07.tower.ras.ru/Defaultr.htmi
Результаты обучения | Показатели освоенности компетенций | Методы оценки |
Знает: | | Письменный опрос в форме тестирования. Оценка в рамках текущего контроля результатов выполнения индивидуальных контрольных заданий, результатов выполнения самостоятельной работы, устный индивидуальный и фронтальный опрос, устное собеседование по теоретическому материалу. |
Зо 01.01 Актуальный профессиональный и социальный аспект, в котором приходится работать и жить | – ориентируется в актуальном профессиональном и социальном контексте, в котором приходится работать и жить |
Зо 01.02 Основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте | – использует основные источники информации и ресурсы для решения задач и проблем в профессиональном и/или социальном контексте |
Зо 01.03 Алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях | – использует алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях |
Зо 01.04 Методы работы в профессиональной и смежных сферах | – применяет методы работы в профессиональной и смежных сферах |
Зо 01.05 Структуру плана для решения задач | – структурирует план для решения задач |
Зо 01.06 Порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности | – применяет порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности |
Зо 02.01 Номенклатура информационных источников применяемых в профессиональной деятельности | – использует номенклатуру информационных источников применяемых в профессиональной деятельности |
Зо 02.02 Приемы структурирования информации | – использует различные приемы структурирования информации |
Зо 02.03 Формат оформления результатов поиска информации | – оформляет материал в соответствии с требованиями |
Зо 02.04 Порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности в том числе с использованием цифровых средств | – использует порядок применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности в том числе с использованием цифровых средств |
Зо 03.01 Содержание актуальной нормативно-правовой документации | – ориентируется в содержании актуальной нормативно-правовой документации |
Зо 03.02 Современная научная и профессиональная терминология | – грамотно трактует современную научную и профессиональную |
Зо 03.03 Возможные траектории профессионального развития и самообразования | – использует возможные траектории профессионального развития и самообразования |
Зо 03.04 Основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности | – понимает основы предпринимательской деятельности; основы финансовой грамотности |
Зо 03.05 Правила разработки бизнес-планов | – применяет правила разработки бизнес-планов |
Зо 03.06 Порядок выстраивания презентации | – применяет порядок выстраивания презентации |
Зо 03.07 Кредитные банковские продукты | – разбирается в кредитных банковских продуктах |
Зо 04.01 Психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности | – осознает психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности |
Зо 04.02 Основы проектной деятельности | – понимает основы проектной деятельности |
Зо 05.01 Особенности социального и культурного контекста | – понимает особенности социального и культурного контекста |
Зо 05.02 Правила оформления документов и построения устных сообщений | – применяет правила оформления документов и построения устных сообщений |
Зо 06.01 Сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей | – понимает сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей |
Зо 06.02 Значимость профессиональной деятельности по профессии (специальности) | – объясняет значимость профессиональной деятельности по профессии (специальности) |
Зо 06.03 Стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения | – понимает стандарты антикоррупционного поведения и последствия его нарушения |
Зо 07.01 Правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности | – использует правила экологической безопасности при ведении профессиональной деятельности |
Зо 07.02 Основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности | – использует основные ресурсы, задействованные в профессиональной деятельности |
Зо 07.03 Пути обеспечения ресурсосбережения | – использует пути обеспечения ресурсосбережения |
Зо 07.04 Принципы бережливого производства | – понимает принципы бережливого производства |
Зо 07.05 Основные направления изменения климатических условий региона | – понимает основные направления изменения климатических условий региона |
Зо 08.01 Роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека | – грамотно трактует роль физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека |
Зо 08.02 Основы здорового образа жизни | – понимает основы здорового образа жизни |
Зо 08.03 Условия профессиональной деятельности и зоны риска физического здоровья для специальности | – соблюдает условия профессиональной деятельности и понимает зоны риска физического здоровья для специальности |
Зо 08.04 Средства профилактики перенапряжения | – использует средства профилактики перенапряжения |
Зо 09.01 Правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы | – использует современные средства и устройства информатизации |
Зо 09.02 Основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика) | – использует основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика) |
Зо 09.03 Лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности | – использует лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности |
Зо 09.04 Особенности произношения | – понимает особенности произношения |
Зо 09.05 Правила чтения текстов профессиональной направленности | – понимает правила чтения текстов профессиональной направленности |
Умеет: | | |
Уо 01.01 Распознавать задачу и /или проблему в профессиональном и /или социальном контексте | – распознает задачу и /или проблему в профессиональном и /или социальном контексте | Экспертное наблюдение и оценивание выполнения практических работ, индивидуальных заданий; решение производственных ситуаций. Текущий контроль в форме защиты практических работ. |
Уо 01.02 Анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части | – анализирует задачу и/или проблему и выделяет её составные части |
Уо 01.03 Определять этапы решения задачи | – определяет этапы решения задачи |
Уо 01.04 Выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы | – выявляет и эффективно ищет информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы |
Уо 01.05 Составлять план действия | – составляет план действия |
Уо 01.06 Определить необходимые ресурсы | – определяет необходимые ресурсы |
Уо 01.07 Владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежной сферах | – владеет актуальными методами работы в профессиональной и смежной сферах |
Уо 01.08 Реализовывать составленный план | – реализует составленный план |
Уо 01.09 Оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) | – оценивает результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника) |
Уо 02.01 Определять задачи для поиска информации | – определяет задачи для поиска информации |
Уо 02.02 Определять необходимые источники информации | – определяет необходимые источники информации |
Уо 02.03 Планировать процесс поиска | – планирует процесс поиска |
Уо 02.04 Структурировать получаемую информацию | – структурирует получаемую информацию |
Уо 02.05 Выделять наиболее значимое в перечне информации | – выделяет наиболее значимое в перечне информации |
Уо 02.06 Оценивать практическую значимость результатов поиска | – оценивает практическую значимость результатов поиска |
Уо 02.07 Оформлять результаты поиска | – оформляет результаты поиска |
Уо 02.08 Применять средства информационных технологий | – применяет средства информационных технологий |
Уо 02.09 Использовать современное программное обеспечение | – использует современное программное обеспечение |
Уо 02.10 Использовать различные цифровые средства для решения профессиональных задач | – использует различные цифровые средства для решения профессиональных задач |
Уо 03.01 Определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности | – определяет актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности |
Уо 03.02 Применять современную научную профессиональную терминологию | – применяет современную научную профессиональную терминологию |
Уо 03.03 Определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования | – определяет и выстраивает траектории профессионального развития и самообразования |
Уо 03.04 Выявлять достоинства и недостатки коммерческой идеи | – выявляет достоинства и недостатки коммерческой идеи |
Уо 03.05 Презентовать идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформлять бизнес-план | – презентует идеи открытия собственного дела в профессиональной деятельности; оформляет бизнес-план |
Уо 03.06 Рассчитывать размеры выплат по процентным ставкам кредитования | – рассчитывает размеры выплат по процентным ставкам кредитования |
Уо 03.07 Определять инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности | – определяет инвестиционную привлекательность коммерческих идей в рамках профессиональной деятельности |
Уо 03.08 Презентовать бизнес-идею | – презентует бизнес-идею |
Уо 03.09 Определять источники финансирования | – определяет источники финансирования |
Уо 04.01Организовывать работу коллектива и команды | – организует работу коллектива и команды |
Уо 04.02 Взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности | – взаимодействует с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности |
Уо 05.01 Грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе | – грамотно излагает свои мысли и оформляет документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявляет толерантность в рабочем коллективе |
Уо 06.01 Описывать значимость своей специальности | – описывает значимость своей специальности |
Уо 06.02 Применять стандарты антикоррупционного поведения | – применяет стандарты антикоррупционного поведения |
Уо 07.01 Соблюдать нормы экологической безопасности | – соблюдает нормы экологической безопасности |
Уо 07.02 Определять направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности, осуществлять работу с соблюдением принципов бережливого производства | – определяет направления ресурсосбережения в рамках профессиональной деятельности по специальности, осуществляет работу с соблюдением принципов бережливого производства |
Уо 07.03 Организовывать профессиональную деятельность с учетом знаний об изменении климатических условий региона | – организовывает профессиональную деятельность с учетом знаний об изменении климатических условий региона |
Уо 08.01 Использовать физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей | – использует физкультурно-оздоровительную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей |
Уо 08.03 Пользоваться средствами профилактики перенапряжения, характерными для данной специальности | – пользуется средствами профилактики перенапряжения, характерными для данной специальности |
Уо 09.01 Понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы | – понимает общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимает тексты на базовые профессиональные темы |
Уо 09.02 Участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы | – участвует в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы |
Уо 09.03 Строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности | – строит простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности |
Уо 09.04 Кратко обосновывать и объяснять свои действия (текущие и планируемые) | – кратко обосновывает и объясняет свои действия (текущие и планируемые) |
Уо 09.05 Писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы | – пишет простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы |
У 5.1.01 Организовывать работу коллектива, используя современный менеджмент и принципы делового общения | – организовывает работу коллектива, используя современный менеджмент и принципы делового общения |
У 5.1.02 Устанавливать производственные задания в соответствии с утвержденными производственными планами и графиками | – устанавливает производственные задания в соответствии с утвержденными производственными планами и графиками |
У 5.1.03 Оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев | – оформляет первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев |
У 5.3.01 Проводить инструктаж подчиненных в соответствии с требованиями охраны труда | – проводит инструктаж подчиненных в соответствии с требованиями охраны труда |
У 5.3.02 Владение методами самоанализа, коррекции, планирования, проектирования деятельности | – владеет методами самоанализа, коррекции, планирования, проектирования деятельности |
У 5.3.03 Активное участие в разработке мероприятий по выявлению резервов производства, создании благоприятных условий труда, рациональном использовании рабочего времени | – активно участвует в разработке мероприятий по выявлению резервов производства, созданию благоприятных условий труда, рациональному использованию рабочего времени |
У 5.3.04 Создание благоприятного микроклимата в трудовом коллективе | – создает благоприятный микроклимат в трудовом коллективе |
У 5.3.05 Оценка экономической эффективности деятельности подразделения | – оценивает экономическую эффективность деятельности подразделения |