СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа разработана для 11 класса, к учебнику Чалмаев В.А., Зинин С.А. в 2-х частях. Прошла аккредитацию. Используется на протяжении нескольких лет в 11 классе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГУРЗУФСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМ.А.С.ПУШКИНА»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЯЛТА
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«Рассмотрено»

Руководитель МО учителей русского языка, литературы и общественных предметов МБОУ «Гурзуфская СШ им.А.С. Пушкина»

____________

Несен О.В.

Протокол № 5 от

«22» августа 2018 г.


«Согласовано»

Зам. директора по УВР

МБОУ «Гурзуфская СШ им. А.С. Пушкина»



_________________

Клевцова С.А.

«23» августа 2018 г.




«Утверждено»

Директор

МБОУ «Гурзуфская СШ им. А.С. Пушкина»



___________________

Проскурин О.И.

Приказ № 135 от

«24» августа 2018 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Литература

11 КЛАСС

Базовый уровень



Составитель: Несен Оксана Викторовна,

учитель русского языка и литературы









Гурзуф 2018 г.

.

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 (в ред. приказа от 23.06.2015 №609) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»), на основе Примерной программы среднего общего (полного) образования по литературе,

а также в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:

Федеральные документы

    1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

    2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.07.2015 №734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015».

    3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями).

    4. Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации. (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р)

    5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. М.: Просвещение, 2010. 24 с.


Региональные документы

    1. Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым».

    2. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06.2015 №555 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год».

    3. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым «Об учебных планах общеобразовательных организаций Республики Крым на 2018/2019 учебный год» от «02» июля 2018 г. № 01-14/1915


В соответствии с Приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06.2015 № 555 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год» на изучение литературы в 11 классе отведено 102 часа из расчета 3 часа в неделю на 34 учебных недели.


Для реализации рабочей программы используется учебник:

.« Литература 11 класс.» Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-частях. . Авторы: С.А.Зинин, В.А. Чалмаев,  Москва: «Русское слово», 2014 г.

А также электронные ресурсы:

  1. www.fipi.ru - Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ)

  2. http://ege.edu.ru/ - официальный информационный портал ЕГЭ



Количество контрольных работ запланировано в соответствии с Методическими рекомендациями об особенностях преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2018-2019 учебном году.


Планируемые результаты изучения учебного предмета

В результате изучения литературы ученик 11 класса должен

знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей XIX века;

  • изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета)


Содержание учебного предмета


Литература XX века

Введение

Русская литература ХХ в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы:

ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа. Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала.

Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них “вечных” проблем бытия.

Литература первой половины XX века

Обзор русской литературы первой половины

XX века

Традиции и новаторство в литературе рубежа XIXХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.

  • Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. Формирование «многонациональной советской литературы».

“Социалистический реализм”. Художественная объективность тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.

И. А. Бунин

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Одиночество», «Надпись на чаше», «Слово» (возможен выбор трех других стихотворений).

Бунин – мастер поэтического пейзажа. Тонкий лиризм стихотворений Бунина. Точность и выразительность детали. Философские мотивы: восприятие человеческой жизни в единстве с Космосом в потоке мирового бытия. Слово как нить, связующая прошлое с настоящим, как бессмертный дар, самое большое достояние человека.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско» (указанный рассказ является обязательным для изучения), «Антоновские яблоки», «Чистый понедельник» (возможен выбор двух других рассказов).

Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Суета и тщетность бездуховной жизни, призрачность славы, богатства. Романтическое освещения увядающего быта русского дворянства. Символический образ антоновских яблок. Русский национальный характер у Бунина. Любовная тема, ее философское осмысление. Психологизм и символика в бунинской прозе.

Прием антитезы. Сочинение по творчеству И. А. Бунина

А. И. Куприн

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Олеся» (возможен выбор другого произведения).

Изображение «естественной», «природной» жизни, душевной красоты человека, близкого природе.. Языческие мотивы в повести. Столкновение «естественного» человека с современной

цивилизацией.

М. Горький

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Макар Чудра» (возможен выбор другого произведения)

Ранние романтические рассказы Горького. Мотив вольности, образ сильных, волевых, свободолюбивых людей. Особенности стиля. Роль романтического пейзажа. Образ рассказчика и его функции. Прием антитезы.

Пьеса «На дне»

Социально-философских характер конфликта пьесы. Поиски правды жизни попавшими на дно людьми. Образы обитателей ночлежки. Сочетание в их характерах грубости и цинизма с: рассуждениями о совести, чести, о правде и лжи. Лука и Сатин - философский спор о человеке. Вера

Луки в человека, его способность преодолеть в себе дурное, в допустимость ради этого утешительной лжи. Вера Сатина в человека, в его величие и красоту. Горький и МХТ. Влияние творчества Горького на родную литературу учащихся.

Сочинение по творчеству М. Горького.

Основные тенденции и направления в литературе первой половины ХХ в. Реализм и модернизм.

Обзор русской поэзии конца XIX – начала XX в.

И. Ф. Анненский, К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов, М. А. Волошин, Н. С. Гумилев, Н. А. Клюев, И. Северянин, Ф. К. Сологуб, В. В. Хлебников, В. Ф. Ходасевич (стихотворения не менее трех авторов по выбору)

Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И. Ф. Анненский, М. И. Цветаева.

Символизм

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства).

Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. 30

"Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб и"младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).

В. Я. Брюсов

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» (возможен выбор трех других стихотворений).

Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии.

Культ формы в лирике Брюсова.

К. Д. Бальмонт

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов.

Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.


А. А. Блок

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворение: «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Она пришла с мороза...» (возможен выбор трех других стихотворений).

Лирический герой ранней лирики поэта. Символический образ Прекрасной Дамы – воплощение мировой гармонии, Вечной Женственности. Тема «страшного мира», вечного бессмысленного круговорота жизни. Соотношение идеала и действительности. Эволюция лирического героя. Обращение к реальной жизни, простым и естественным человеческим чувствам.

Тема родины в цикле «На поле Куликовом».

Поэма «Двенадцать».

Героико-романтический пафос поэмы. Восприятие Октября как очищения, духовного возрождения России. Образы ветра, метели как символы революции. Многозначность финала. Образ Христа – символ искупления пороков старого мира, духовного воскресения России. Своеобразие композиции.

Сочинение по творчеству А. А. Блока.

Акмеизм

Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

Н. С. Гумилев

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех других стихотворений).

Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике.

Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

Футуризм

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”.

Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).

И. Северянин

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»),

«Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других стихотворений). 31

Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.

В. В. Хлебников

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.

В. В. Маяковский

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Разговор с фининспектором о поэзии», «Помпадур», «Во весь голос» (возможен выбор трех других произведений).

Влияние эстетики футуризма на творчество поэта. Бунтарские мотивы и гуманистический пафос раннего творчества Маяковского. Тема страдания человека. Тема поэта и поэзии. Сатирическая обработка реального жизненного факта. Роль гиперболы. Самооценка творческого пути поэта, утверждение органической связи своей поэзии с эпохой революционных потрясений. Традиция поэтических «памятников». Новаторство Маяковского.

Влияние творчества Маяковского на развитие родной литературы учащихся.

С. А. Есенин

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Поэтам Грузии», «На Кавказе», «Голубая родина Фирдоуси...» (возможен выбор трех других стихотворений).

Основополагающе значение темы родины в лирике Есенина. Мотивы одиночества и усталости. Любовная тема. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина. Есенин о роли Кавказа в русской культуре. Романтический образ Востока, восприятие поэтом его быта и традиций.

Русские мотивы в стихотворениях о Востоке. Влияние поэзии Есенина на развитие родной литературы.


М. И. Цветаева

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

«Идешь, на меня похожий…», «Вот опять окно.. . » (возможен выбор двух других стихотворений).

Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Мотив одиночества. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие цветаевского поэтического стиля.

А. А. Ахматова

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Я научилась просто, мудро жить…», «Синий вечер. Ветры кротко стихли...» (возможен выбор двух других стихотворений).

Творчество Ахматовой как выражение чувств и переживаний женской души, богатства внутреннего мира женщины. Поэзия зарождающегося любовного чувства, использование образов природы в раскрытии любовных переживаний. Гражданские мотивы в послеоктябрьском творчестве.

Поэма «Реквием». 33

История создания и публикации. Поэма как свидетельство гражданского мужества Ахматовой. Картины всенародного горя, бесправия, жестокости, трагедии человеческой судьбы.

Библейские мотивы и образы в поэме. Своеобразие композиции. Сочетание интонации скорби и суровой торжественности.


Б. Л. Пастернак

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Музыка», «За поворотом…» (возможен выбор двух других стихотворений).

Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и

природы. Роль музыки в жизни человека. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

Роман «Доктор Живаго» (обзор).

История создания и публикации романа. “Стихотворения Юрия Живаго”, связь стихотворений с общей проблематикой романа и мотивами лирики Пастернака.

М. А. Булгаков

Жизнь и творчество.

Роман «Белая гвардия» (в сокращении) (для изучения предлагается один из романов – по выбору).

Автобиографизм романа. Символичность художественных образов «Города» и «Дома». Тема вечного и преходящего. Объективное изображение белогвардейского движения и психологии его участников. Функция снов в композиции романа. Библейские мотивы и образы. Смысл финала

романа. Художественное своеобразие – сочетание традиций русского классического романа с новыми художественными приемами.

Роман «Мастер и Маргарита» (в сокращении) (для изучения предлагается один из романов – по выбору).

Новаторство писателя в области художественной формы романа. Своеобразие композиции и художественного времени. Прием «романа в романе». Два временных пласта: история и современность. «Евангельские» сцены романа. Своеобразное осмысление нечистой силы как карателя греховного в душах и поступках людей. Сочетание конкретно-исторического и фантастического в романе. Гуманизм романа. Тема любви. Эпическое, лирическое и сатирическое в

романе. Тема внутренней свободы и несвободы: образы Иешуа и Пилата. Проблема «власть и художник».

Сочинение по творчеству М. А. Булгакова.

А. П. Платонов

Жизнь и творчество.

Рассказ «Песчаная учительница» (возможен выбор другого произведения)

Умение понять обычаи и традиции другого народа, уважительное отношение к кочевникам, несмотря на различие в быту и традиционной культуре. Подвиг учительницы, ее душевная неуспокоенность, жажда полезной деятельности, широта души. Самобытность языка и стиля писателя. 34

М. А. Шолохов

Жизнь и творчество.

Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).

История создания романа. «Тихий Дон» – художественная эпопея жизни донского казачества в период трагических событий революции, гражданской войны и установления советской власти на Дону. Глубина и художественная сила характеров главных героев. Разрушение крестьянского и

семейного укладов жизни. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Сложность и неоднозначность авторской позиции. Художественное своеобразие сочетания традиций русского классического романа с новыми художественными приемами. Язык прозы Шолохова.

Сочинение по роману М. А. Шолохова “Тихий Дон”.

Обзор русской литературы второй половины

XX века

Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном

сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальныпроблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои

поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России.

Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы). Основные тенденции современного литературного процесса.

А. Т. Твардовский

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем» (возможен выбор двух других стихотворений).

Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.

В. Т. Шаламов

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия» (возможен выбор двух других рассказов).

История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы.

Характер повествования.

А. И. Солженицын

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Матренин двор».

Автобиографический характер рассказа. Воспроизведение в образе Матрены черт «человека-праведника», носителя народной нравственности, доброты, бескорыстия, трудолюбия. Значение рассказа для развития «деревенской» прозы в литературе второй половины ХХ в.

В. М. Шукшин

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказы: «Микроскоп», «Алеша Бесконвойный» (возможен выбор других произведений).

Образы обаятельных простаков-«чудиков», бескорыстных правдоискателей в рассказах Шукшина. Развенчание эгоизма и корыстолюбия. Художественное своеобразие рассказов писателя.

В. В. Быков

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Сотников» (возможен выбор другого произведения).

Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две “точки зрения” в повести. Образы Петра, Демчихи и девочки Баси. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа.

В. Г. Распутин

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Прощание с Матерой» (возможен выбор другого произведения).

Символика названия повести и ее нравственная проблематика. Тема памяти и преемственности поколений. Утрата традиционных устоев народной жизни, обретение вместо них иллюзорных ценностей псевдокультуры.

Юрий Рытхэу

Жизнь и творчество (обзор).

Роман «Сон в начале тумана» (легенда о Белой Женщине, прародительнице). Связь творчества Рытхэу с духовными ценностями и культурой чукотского народа. Изображение суровых условий жизни на Севере, нравственной чистоты людей. Гармоничное слияние человека с окружающей природой.

Н. М. Рубцов

(возможен выбор другого поэта второй половины XX века)

Жизнь и творчество (обзор). 36

Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние» (возможен выбор других стихотворений).

Тема родины в лирике поэта, острая боль за ее судьбу, вера в ее неисчерпаемые духовные силы.

Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Рубцова.

И. А. Бродский

(возможен выбор другого поэта второй половины XX века)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…») (возможен выбор других стихотворений).

Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в “заселенном пространстве”.

Б. Ш. Окуджава

(возможен выбор другого поэта второй половины XX века)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы» (возможен выбор других стихотворений).

Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции.

Жанровое своеобразие песен Окуджавы.

А. В. Вампилов

(возможен выбор другого драматурга второй половины XX века)

Жизнь и творчество (обзор).

Пьеса «Провинциальные анекдоты» (возможен выбор другого драматического произведения).

Образ вечного, неистребимого бюрократа. Утверждение добра, любви и милосердия.

Гоголевские традиции в драматургии Вампилова.

Обзор литературы последнего десятилетия

Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс.









Тематическое планирование

Название темы, раздела

Кол-во часов

по примерной прогр-ме

Кол-во часов по рабочей прогр-ме





1

Введение. Русская литература 20 в.

18

18

2

Серебряный век

23

23

3

Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов

14

14

4

Литературный процесс 30-х – начала 40-х годов

22

22

5

Литература периода Великой Отечественной войны

5

5

6

Литературный процесс 50-х – начала 80-х годов

16

17

7

Новейшая русская проза и поэзия 80-90 годов 20 века

4

3

8

Итого

102

102






















































Календарно-тематическое планирование


Название раздела , темы

Кол-во

Часов

Дата проведения урока

Подготовка к ЕГЭ

По плану

По факту

Введение. Сложность и самобытность рус. литературы 20 в. (18 ч, 1 р/р)

1

ВВЕДЕНИЕ. Сложность и самобытность русской литературы ХХ века.

1

04.09


Литературный процесс

2

Обзор русской литературы первой половины ХХ века

1

05.09


Литературные течения


И.А.БУНИН

4




3

И.А.Бунин. Живописность, напевность, философская и психологическая насыщенность, тонкий лиризм стихотворений

1

07.09


Лиризм стихотворений

4

И.А.Бунин. «Антоновские яблоки» Поэтика «остывших» усадеб и лирических воспоминаний


1

11.09


Словесная живопись. Новелла. «Ностальгический» реализм

5

«Господиин из Сан-Франциско». Тема «закатной» цивилизации и образ «нового человека со старым сердцем».

1

12.09


Символика детали

6

«Чистый понедельник». Сборник «Темные аллеи». Своеобразие рассказов.

1

14.09


Импрессионизм.

«Монтажная» композиция


М.ГОРЬКИЙ

7




7

М.Горький. Судьба и творчество. Ранние произведения. «Старуха Изергиль» Тема поиска смысла жизни..

1

18.09


Романтические рассказы-легенды

8

«Старуха Изергиль». Воспевание красоты и духовной мощи свободного человека.

1

19.09


Легендарно-романтический герой

9

«Фома Гордеев». Протест героя-одиночки против «бескрылого существования», «пустыря в душе»

1

21.09


Анализ произведения

10

«На дне». Философско-этическая проблематика пьесы о людях дна

1

25.09


«Босяцкая» тема. Социально-философская драма.

11

Проблема духовной разобщенности людей

1

26.09


Сюжетное обрамление. Полилог

12

Проблема счастья в пьесе

1

28.09


Центробежная композиция в драматургии

13

Р.р.№1.Контрольное классное сочинение №1 по творчеству М.Горького.

1

02.10


Развитие речи


А.И.КУПРИН, Л.Н.Андреев

5




14

А.И.Куприн.Жизнь и творчество. «Олеся». Внутренняя цельность и красота «природного человека»

1

03.10


Очерковый стиль

Образ «природного» человека


15-16

«Гранатовый браслет» Споры героев об истинной, бескорыстной любви.

Р.Р № 2 Письменная работа по творчеству А.И. Куприна

2

05.10

09.10


Сюжетная «подсказка»

17

Вн. чтение №1.А.И.Куприн и Крым

1

10.10


Внеклассное чтение

18

Л.Н.Андреев. Жизненный и творческий путь. «Иуда Искариот».

1

12.10


Анализ произведения


СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК

23




19

Серебряный век русской поэзии как своеобразный «русский ренессанс»(обзор).

1

16.10


Ренессанс, декаденство, символизм

20

Символизм и русские поэты-символисты

1

17.10


Аллегория, метафора, Символ. Двоемирие

21

В.БРЮСОВ. Стилистическая строгость, образно-тематическое единство лирики поэта.

1

19.10


Оксюморон


22

К.БАЛЬМОНТ. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта.

Р/р 3 Анализ стихотворения поэта-символиста.

1

23.10


Анализ стихотворений. Выразительные средства

А.БЛОК

7


23

А.А.БЛОК. Жизнь и судьба поэта. Мотивы и образы ранней поэзии. Образ Прекрасной Дамы. Стихотворения «Незнакомка», «В ресторане» «Вхожу я в темные храмы…»

1

24.10


Мистическое содержание.

Двоемирие. Аллюзия

24

Тема города в творчестве А.Блока. Стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…»

1

26.10


Темы лирики


25

Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. «Россия», «Река раскинулась.Течет,грустит лениво…»(из цикла «На поле Куликовом»)

1

06.11


Патриотические стихотворения

26

ПОЭМА «ДВЕНАДЦАТЬ». История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции

1

07.11


Поэма

27

Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции.

1

09.11


Композиция

28

Образ Христа и многозначность финала поэмы.

1

13.11



29

Р/Р№ 4. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству А.Блока

1

14.11




Домашнее сочинение № 1





30

И.Ф.АННЕНСКИЙ. Внутренний драматизм и исповедальность лирики.

1

16.11



31

Преодолевшие символизм (новые направления в русской поэзии)

1

20.11


Неоромантизм

32

Истоки русского акмеизма. Н.С.ГУМИЛЕВ. Своеобразие лирических сюжетов.

1

21.11


Акмеизм. Лирический герой-маска

33

Тема истории и судьбы, творчества и творца в поздней лирике Н.Гумилева

1

23.11


Экзотический колорит. Лирический эпос


А.А.АХМАТОВА

4




34

А.АХМАТОВА. Жизнь и творчество. Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. «Бывает так: какая-то истома…», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Я научилась просто, мудро жить…»

1

27.11


Лирическая новелла, лирическая миниатюра

35

Патриотизм и гражданственность поэзии А.Ахматовой. Стихотворения: «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля».

1

28.11


Исповедальная лирика

36

Поэма «РЕКВИЕМ». Единство «личной» темы и образа народа

1

30.11


Микроцикл. Монументальная поэзия

37

Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема».

Р/р 5 Письменный ответ на вопрос по творчеству А.Ахматовой

1

04.12


Развитие речи


М.И.ЦВЕТАЕВА.

3




38

М.И.ЦВЕТАЕВА. Жизнь и творчество. Основные темы творчества «Моим стихам, написанным так рано…» «Кто создан из камня, кто создан из глины..».

1

05.12


Прерывистость стиха.

39

Конфликт быта и бытия, времени и вечности. стихотворения: «Тоска по родине! Давно…», " «Идешь ,на меня похожий…»

1

07.12


Дневниковая исповедальность

40

Вн.чт. № 2 А. Ахматова,

М. Цветаева и Крым

1

11.12



41

Короли смеха из журнала «Сатирикон». А.Аверченко, Н. Тэффи, Саша Черный. Развитие традиций отечественной сатиры

1

12.12


Литературная пародия.

Фельетон. Ирония.

42

Полугодовая контрольная работа

1

14.12




Октябрьская революция и литературный процесс 20-х годов

14




43

Литература и публицистика послереволюционных лет как живой документ эпохи. Тема Родины и революции в творчестве писателей «новой волны».

1

18.12


Литературные группировки. Имажинисты. ЛЕФ, РАПП

44

Вн.чт № 3. Юмористическая проза 20-х годов.

Зощенко, Ильф и Петров

1

19.12


Юмор, сатира

45

Вн. чт. № 4 Развитие жанра антиутопии в романе Е.ЗАМЯТИНА «Мы».


1

21.12


Утопия, антиутопия


В.В.МАЯКОВСКИЙ

5




46


В. Маяковский. Творческая биография. Тема поэта и толпы в ранней лирике. Отражение «гримас» нового быта в сатирических произведениях поэта


1

25.12


Футуризм. Метрика. Поэтический ритм.

Гротеск. Тоническое стихосложение.

47

Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Стихотворение «Разговор с фининспектором о поэзии». Новаторство в области худ. формы

1

26.12


Неологизм. Агитка.

Акцентный стих.

48

Поэмы «Облако в штанах», «Про это», «Во весь голос». Бунтарский пафос. Соединение любовной темы с социально-философской.

1

28.12


Лирический монолог.

49

Р/р 6. Письменная работа по творчеству В.Маяковского

1

15.01




С.А.ЕСЕНИН

6




50

Творческая биография поэта. Природа родного края и образ Руси в лирике поэта

1

16.01


Биография. Имажинисты. Новокрестьянская поэзия

51

Трагическое противостояние города и деревни в лирике 20-х годов.

1

18.01


Анти-

урбанистическая тематика

52

Любовная тема в лирике поэта.

1

22.01


Напевность стиха

53

Поэма «Пугачев». Поэзия русского бунта, драма мятежной души.

1

23.01


Святоотеческая литература

54

Соотношение лирического и эпического начала в поэме «Анна Снегина»

1

25.01


Идиллия

55

Р.р.№ 7. Контрольное классное сочинение по творчеству С.Есенина. (2)

1

29.01


Развитие речи


Литературный процесс

30-х –начала 40-х годов.

22




56

Духовная атмосфера десятилетия и ее отражение в искусстве.

Р.р.№8. Обучение тезированию на основе лекции.

1

30.01


Индустриальная тема. Герой-идеал. «Ностальгический» реализм.

57

Драматургия. Проблематика пьес В.Шкваркина и Арбузова

1

01.02



58

Роман А.Толстого «Петр Первый». Проблема народа и власти, личности и истории в художественной концепции автора.

1

05.02


Концепция личности в истории


М.А.ШОЛОХОВ

7




59

Жизнь и творчество. История создания романа-эпопеи «Тихий Дон». Историческая широта и масштабность эпоса.

1

06.02


Роман-эпопея.

Историко-географическая проза

60

Изображение революции и гражданской войны как общенародной трагедии.

1

06.02


Историзм

61

Система образов. Роль и значение женских образов в романе.

1

08.02


Анализ произведения

62

Сложность и противоречивость пути Григория Мелехова


1

12.02


Герой-легенда

63

«Вечные» темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса.

1

13.02


«Вечные» темы

64

Художественно-стилистическое своеобразие романа

1


15.02


Выразительные средства

65

Р.р. №9. Подготовка к домашнему сочинению

1

19.02


Развитие речи


Домашнее сочинение №2.






М.А.БУЛГАКОВ

6




66

Творческая биография писателя. «Роман-лабиринт» со сложной философской проблематикой.

1

20.02


Вставной роман. Синтетический жанр

67

Эпическая широта и сатирическое начало в романе

1

22.02


Карнавальный смех

68

Москва и Ершалаим

1

26.02


Буффонада, фантасмагория

69


Библейские мотивы и образы в романе

Фигура Понтия Пилата и тема совести.


1

27.02


Очерк нравов

70

Изображение любви как высшей духовной ценности.

1

01.03


Анализ произведения

71

Р/Р № 10 Контрольное классное сочинение № 3

1

05.03


Развитие речи


Б.Л.ПАСТЕРНАК,

А. ПЛАТОНОВ, В.НАБОКОВ

6




72

Б.ПАСТЕРНАК.Жизнь и творчество. Единство человеческой души и стихии мира.

1

06.03


Образно-поэтическая формула

73

Роман «Доктор Живаго»(Обзор)История создания и публикации романа.

1

12.03


Метафорический ряд.

Религиозно-лирический роман

74

Интеллигенция и революция в романе.

Р/р 11 Письменная работа по лирике Л.Пастернака

1

13.03


Стихотворный эпилог

75

Проза А.Платонова. Оригинальность и самобытность художественного мира А.Платонова

1

15.03


Неореализм. Авторское «косноязычие»

76

Повесть «Котлован». Смысл трагического финала

1

15.03


Антиутопия. Фантасмагория

77

В.НАБОКОВ. «Машенька» Драматизм эмигрантского небытия героев

1

19.03




ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕТСВЕННОЙ ВОЙНЫ

5




78

Лирика военных лет, публицистика, жанр поэмы. Твардовский поэма «Василий Теркин»

1

20.03


Военная публицистика. Фронтовой репортаж

79

Проза военных лет. «Дни и ночи К.Симонова, «Звезда» Казакевича, «Повесть о настоящем человеке» Б.Полевого

1

22.03


Документальная проза. Эпическая новелла

80

А.Т.ТВАРДОВСКИЙ. Жизнь и творчество.

1

02.04


03.04


Патриотическая лирика

81

«По праву памяти» как поэма-исповедь.

1


Лирическая исповедь

82

Н.А.ЗАБОЛОЦКИЙ. Вечные вопросы о сущности красоты и единства природы и человека в лирике поэта.

1

05.04




ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 50-х – начала 80-х г.г.

17




83

«Громкая» (эстрадная) и «тихая» лирика. Своеобразие поэзии Е.Евтушенко, Р. Рождественского, Б. Ахмадулиной, А. Вознесенского,

Н. Рубцова

1

09.04


«Громкая» и «тихая» лирика

84

Оттепель 1953-1964 рождение нового типа литературного движения.

В. Дудинцева, В.Аксенов, В. Розов

1

10.04



85

«Окопный реализм писателей фронтовиков 60-70-х гг. Проза Ю.Бондарева, В.Астафьева, Е.Носова

1

12.04



86

«Деревенская» и «городская» проза 50-80-х гг. Произведения Ю.Казакова, Ф.Абрамова, В.Распутина, В. Астафьева, А. Вампилова

1

12.04


«деревенская» и «городская» проза

87

Вн. Чт. № 5. Авторская песня. Поэзия Ю. Визбора, Б. Окуджавы, В. Высоцкого, А.Галича

1

16.04


Авторская песня

88

В.М.ШУКШИН. Колоритность и яркость героев-чудиков. «Чудик», «Срезал», «Миль пардон, мадам», «Одни»

1

17.04


Почвенническая литература

89

Тема города и деревни, точность бытописания в шукшинской прозе

1

19.04


Герой-«чудик»

Сказка-притча

киноповесть

90

Р.р.№ 12. Подготовка к домашнему сочинению по рассказам В.Шукшина.

1

23.04




Домашнее Сочинение № 3





91

Н. РУБЦОВ. Диалог поэта с Россией. Задушевность и музыкальность поэтического слова.

1

24.04


«тихая» лирика

«говорящая» пауза

92

В.АСТАФЬЕВ. Повесть «Царь-рыба». Человек и природа: единство и противостояние.

1

26.04


Исповедальность прозы. «натурфилософская» проза

93

Вн. чт. № 6 В.Астафьев. Рассказ «Людочка».

1



Стилеобразующая деталь

94

В.РАСПУТИН. «Прощание с Матерой». Этическое и драматическое начало прозы писателя

1

30.04


«сжатая» эпопея. Лирический пейзаж

95

«Живи и помни». Особенности психологического анализа.

1

07.05


Внесюжетное отступление

96

И.А.СОЛЖЕНИЦЫН. Отражение «лагерных университетов» в повести «Один день Ивана Денисовича»

1

08.05




14.05


Двуединство автора и героя. Двучастный рассказ

97

«Матренин двор». Тип героя-праведника.

1


Тип героя-праведника

98

Р/Р № 13. Письменная работа по творчеству А. Солженицына

1

15.05



99

Годовая контрольная работа

1

17.05




НОВЕЙШАЯ РУССКАЯ ПРОЗА и ПОЭЗИЯ 80-х-90-х г.г.

3




100

Поэзия и судьба ИОСИФА БРОДСКОГО.

1

21.05


Образно-стилистическое своеобразие поэзии

101

Новейшая русская проза 80-х-90-х годов.

1

22.05


Литература постмодернизма

102

Ироническая поэзия 80-90-х годов

1

24.05


Ироническая поэзия