Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы по УМК «Школа России», в соответствии с учебниками «Азбука» авторов В. Г. Горецкий, В. П. Канакина,. и др., и учебником «Литературное чтение 1 класс» авторов Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская, Москва, «Просвещение », 2011 год.
Планируемые предметные результаты изучения курса
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Знакомство с правилами гигиены письма.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Обучение грамоте и развитие речи
В обучении грамоте выделяются три периода: подготовительный, букварный (основной) и послебукварный.
Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, слагается из двух взаимосвязанных процессов: 1) обучение первоначальному чтению и 2) обучение письму — и закрепляется работой по развитию речи на основных ее уровнях: звук (звуковая культура), слово (словарная работа), предложение, связное высказывание (текст).
В это же время на занятиях внеклассным чтением у учеников формируется интерес к детской книге и самостоятельному чтению. Ведущий метод обучения — метод чтения-рассматривания детских книг.
Подготовительный этап ( 14ч)
О речи (устной и письменной). Общее представление о языке.
Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.
Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.
Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.
Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), звуко-слоговой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его звуко-слоговую структуру.
Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствий между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными звуко-слоговыми схемами-моделями.
Знакомство с буквами пяти гласных звуков а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.
Букварный (основной) период ( 36ч)
Обучение чтению
Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных.
Чтение слогов-«слияний» с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами.
Составление из букв и слогов разрезной азбуки или печатание слов (после предварительного звуко-слогового анализа, а затем и без него), их чтение.
Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.
Знакомство с правилами гигиены чтения.
Умение читать отдельные слова орфографически, т. е. так, как они пишутся, и так, как они произносятся, т. е. орфоэпически.
Обучение письму
Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании.
Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки.
Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после их предварительного звуко-слогового анализа. Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов.
Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений.
Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка, восклицательный или вопросительный знак в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу).
Знакомство с правилами гигиены письма.
Развитие устной речи
Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков; обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.
Совершенствование произношения слов, особенно сложных по звукослоговой структуре, в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение их на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л — р, с — з, щ — ж, п — б, с — ш и т. д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках).
Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.
Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов — названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Проведение логических упражнений. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.
Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями).
Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа.
Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя).
Составление по картинке или серии картинок текста, определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.
Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.
Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, предложений, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих.
Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным или по сюжету, предложенному учителем.
Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.
Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.
Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.
Послебукварный период (16 ч)
Чтение. Развитие речи.
Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте.
Чтение небольших художественных произведений А. Пушкина, Л. Толстого, Б. Житкова, К. Чуковского, С. Маршака, В. Осеевой, С. Михалкова, А. Барто о природе, детях, труде, Родине и т. д. Совершенствование навыка чтения.
Навыки чтения
I полугодие. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами.
II полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Ориентировочный темп чтения незнакомого текста не ниже 25—30 слов в минуту. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого. Продолжение работы над звуковой культурой речи, над словом, предложением и связной речью, начатой в букварный период.
Формы организации учебного процесса
индивидуальные;
групповые;
фронтальные;
работа в парах
Виды учебной деятельности
Различать устную речь и письменную. Выделять из речи предложение.
Выделять слова из предложения, строить модель предложения.
Устанавливать слоговой состав слова. Соотносить предметную картину и схему слова
Делить слова на слоги, ставить в них ударение.
Развивать фонематический слух, делить слова на слоги и ставить в них ударение.
Воспроизводить заданный учителем образец интонационного выделения звука в слове.
Выделять новые звуки в процессе слого-звукового анализа.
Характеризовать выделенные звуки. На основании текста определять его содержание.
Разыграть фрагмент текста по ролям.
Составление рассказа по картине.
Устное словесное рисование, разные формы пересказа;
Создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).
Работа над учебным проектом.
Календарно-тематическое планирование
№ по порядку | Название темы | Количество часов |
| Подготовительный этап | |
1. | Азбука – первая учебная книга. | 1 |
2. | Речь устная и письменная. Предложение | 1 |
3. | Предложение и слово. | 1 |
4. | Слово и слог. | 1 |
5. | Ударение. Внеклассное чтение. | 1 |
6. | Звуки в окружающем мире и в речи. | 1 |
7. | Гласные и согласные звуки. | 1 |
8. | Слог- слияние. | 1 |
9. | Повторение и обобщение пройденного материала. | 1 |
10. | Гласный звук а, буквы А, а. Внеклассное чтение | 1 |
11. | Гласный звук о, буквы О, о. | 1 |
12. | Гласный звук и, буквы И, и. | 1 |
13. | Гласный звук ы, буква ы. | 1 |
14. | Гласный звук у, буквы У, у. | 1 |
| Букварный период (36 часов) | |
15 | Согласные звуки н, н’, буквы Н, н. Внеклассное чтение | 1 |
16 | Согласные звуки с, с’, буквы С, с. | 1 |
17. | Согласные звуки к, к’, буквы К, к. | 1 |
18 | .Согласные звуки т, т, буквы Т, т. | 1 |
19 | Согласные звуки л, л, буквы Л, л. | 1 |
20 | Согласные звуки р, р’, буквы Р, р. Внеклассное чтение | 1 |
21 | Согласные звуки в, в’, буквы В, в. | 1 |
22 | Звуки йэ , ’эбуквы Е, е. | 1 |
23 | Согласные звуки п, п’, буквы П, п. | 1 |
24 | Согласные звуки м, м’, буквы М, м. | 1 |
25 | Согласные звуки з, з’, буквы З, з. Внеклассное чтение | 1 |
26 | Сопоставление слогов и слов с буквами з и с. | 1 |
27 | Согласные звуки б, б’, буквы Б, б. | 1 |
28 | Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. | 1 |
29 | Согласные звуки д, д’, буквы Д, д. Внеклассное чтение | 1 |
30 | Сопоставление слогов и слов с буквами «д», «т». | 1 |
31 | Звуки й ’а , ’а,буквы Я, я. | 1 |
32 | Буква я — показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии. | 1 |
33 | Согласные звуки г, г’, буквы Г, г. | 1 |
34 | Сопоставление слогов и слов с буквами г и к.Внеклассное чтение | 1 |
35 | Мягкий согласный звук ч’, буквы Ч, ч. | 1 |
36 | Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков. | 1 |
37 | Твёрдый согласный звук ш, буквы Ш, ш. | 1 |
38 | Сочетание ши. | 1 |
39 | Твёрдый согласный звук ж, буквы Ж, ж. Сопоставление звуков ж и ш. | 1 |
40 | Сочетание ЖИ Внеклассное чтение | 1 |
41 | Звуки Звуки й’о , ’о, буквы Ё, ё. | 1 |
42 | Звук и, буквы Й, й. | |
43 | Согласные звуки х, х’, буквы Х, х. | 1 |
44 | Звуки й’у , ’у, буквы Ю,ю. | 1 |
45 | Твёрдый согласный звук ц, буквы Ц, ц.Внеклассное чтение | 1 |
46 | Гласный звук э, буквы Э, э. | 1 |
47 | Мягкий глухой согласный звук щ’.Буквы Щ, щ. | 1 |
48 | Мягкий глухой согласный звук щ’.Слоги- сли яния ща- щу с 65-69 | 1 |
49 | Согласные звуки ф, ф’, буквы Ф, ф.Внеклассное чтение | 1 |
50 | Мягкий и твёрдый разделительные знаки. Проектная работа « Алфавит» | 1 |
| Послебукварный период | |
51 | Е. Чарушин . Как хорошо уметь читать. Как мальчик Женя научился говорить букву «Р». | 1 |
52 | Одна у человека мать: одна Родина. К.Ушинский Наше Отечество | 1 |
53 | История славянской культуры. | 1 |
54 | А.С.Пушкин.Сказки. Внеклассное чтение | 1 |
55 | Л.Н.Толстой.К.Д.Ушинский. Рассказы для детей. | 1 |
56 | К.И.Чуковский Телефон.В.В.Бианки. Первая охота.С.Я.Маршак. Угомон. | 1 |
57 | М.М.Пришвин «Глоток молока». А.Л.Барто «Помощница» | 1 |
58 | С.В.Михалков «Котята».Б.В.Заходер «Два и три». | 1 |
59 | В.Д.Берестов «Пёсья песня» Проект «Живая азбука». | 1 |
60 | Жили-были буквы. В.Данько «Загадочные буквы». С.Чёрный «Живая азбука» | 1 |
61 | Сказки, загадки, небылицы. Е.Чарушин «Теремок». Загадки,песенки, потешки, небылицы.Внеклассное чтение | 1 |
62 | Апрель,апрель…А.Майков «Весна»С.Маршак «Апрель». И.Токмакова «Ручей». | 1 |
63 | И в шутку и всерьёзИ.Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я.Тайц «Волк» | 1 |
64- 65 | Я и мои друзья.Ю.Ермолаев «Лучший друг»Я.Аким «Моя родня». Д.Хармс «Храбрый ёж». Н.Сладков «Лисица и ёж» Внеклассное чтение | 2 |
66 | О братьях наших меньших.С.Михалков «Трезор»Г.Сапгир «Кошка». | 1 |