СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа 1 класс по обучению чтению. Содержит тематическое планирование

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы по УМК «Школа России», в соответствии с учебниками «Азбука» авторов В. Г. Горецкий, В. П. Канакина,. и др., и учебником «Литературное чтение 1 класс» авторов Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, Л.А.Виноградская, Москва, «Просвещение », 2011 год.

Планируемые предметные результаты изучения курса

1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.

2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.

3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.

5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.

7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;

9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Знакомство с правилами гигиены письма.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Обучение грамоте и развитие речи

В обучении грамоте выделяются три периода: подготовительный, букварный (основной) и послебукварный.

Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, слагается из двух взаимосвязанных процессов: 1) обучение первоначальному чтению и 2) обучение письму — и закрепляется работой по развитию речи на основных ее уровнях: звук (звуковая культура), слово (словарная работа), предложение, связное высказывание (текст).

В это же время на занятиях внеклассным чтением у учеников формируется интерес к детской книге и самостоятельному чтению. Ведущий метод обучения — метод чтения-рассматривания детских книг.

Подготовительный этап ( 14ч)

О речи (устной и письменной). Общее представление о языке.

Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги с использованием графических схем.

Слог, ударение. Деление слов на слоги; ударение в словах (выделение голосом, длительное и более сильное произнесение одного из слогов в слове), определение количества слогов в слове.

Звуки и буквы. Представление о звуке, различение на слух и при произношении гласных и согласных (твердых и мягких, глухих и звонких) звуков: отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласных.
Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), звуко-слоговой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его звуко-слоговую структуру.

Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствий между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными звуко-слоговыми схемами-моделями.
Знакомство с буквами пяти гласных звуков а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.

Букварный (основной) период ( 36ч)

Обучение чтению

Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных.

Чтение слогов-«слияний» с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами.

Составление из букв и слогов разрезной азбуки или печатание слов (после предварительного звуко-слогового анализа, а затем и без него), их чтение.

Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.

Знакомство с правилами гигиены чтения.

Умение читать отдельные слова орфографически, т. е. так, как они пишутся, и так, как они произносятся, т. е. орфоэпически.

Обучение письму

Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании.

Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки.

Знакомство с начертанием всех больших (заглавных) и маленьких (строчных) букв, основными типами их соединений. Обозначение звуков соответствующими буквами рукописного шрифта. Выработка связного и ритмичного написания букв и их соединений в словах, правильное расположение букв и слов на строке. Запись слов и предложений после их предварительного звуко-слогового анализа. Списывание слов и предложений с образцов (сначала с рукописного, а затем с печатного текста). Проверка написанного при помощи сличения с текстом-образцом и послогового орфографического чтения написанных слов.

Письмо под диктовку слов, написание которых не расходится с произношением, и предложений.

Правильное оформление написанных предложений (большая буква в начале предложения, точка, восклицательный или вопросительный знак в конце). Выработка умения писать большую букву в именах людей и кличках животных. Привлечение внимания детей к словам, написание которых расходится с произношением (безударные гласные, сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу).

Знакомство с правилами гигиены письма.

Развитие устной речи

Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата. Совершенствование общих речевых навыков; обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.

Совершенствование произношения слов, особенно сложных по звукослоговой структуре, в соответствии с нормами орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков родного языка, особенно различение их на слух, верное употребление сходных звуков, наиболее часто смешиваемых детьми: л — р, с — з, щ — ж, п — б, с — ш и т. д. (изолированное произнесение в словах, фразах и скороговорках).

Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.

Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов — названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Проведение логических упражнений. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.

Выработка умений пользоваться словом в правильной грамматической форме, борьба с засорением речи нелитературными словами (диалектизмами, просторечиями).

Работа над предложением и связной устной речью. Совершенствование речевых умений, полученных детьми до школы. Обдумывание предстоящего ответа на вопросы учителя, точное его формулирование, использование в ответе предложений различного типа.

Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя).

Составление по картинке или серии картинок текста, определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.

Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.

Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, предложений, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих.

Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным или по сюжету, предложенному учителем.

Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.

Развитие грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и при пересказе текста.

Воспитание внимательного, доброжелательного отношения к ответам и рассказам других детей.

Послебукварный период (16 ч)

Чтение. Развитие речи.

Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте.

Чтение небольших художественных произведений А. Пушкина, Л. Толстого, Б. Житкова, К. Чуковского, С. Маршака, В. Осеевой, С. Михалкова, А. Барто о природе, детях, труде, Родине и т. д. Совершенствование навыка чтения.

Навыки чтения

I полугодие. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами.

II полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Ориентировочный темп чтения незнакомого текста не ниже 25—30 слов в минуту. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого. Продолжение работы над звуковой культурой речи, над словом, предложением и связной речью, начатой в букварный период.


Формы организации учебного процесса

  • индивидуальные;

  • групповые;

  • фронтальные;

  • работа в парах


Виды учебной деятельности

Различать устную речь и письменную. Выделять из речи предложение.

Выделять слова из предложения, строить модель предложения.

Устанавливать слоговой состав слова. Соотносить предметную картину и схему слова

Делить слова на слоги, ставить в них ударение.

Развивать фонематический слух, делить слова на слоги и ставить в них ударение.

Воспроизводить заданный учителем образец интонаци­онного выделения звука в слове.

Выделять новые звуки в процессе слого-звукового анализа.

Характеризовать выделенные звуки. На основании текста определять его содержание.

Разыграть фрагмент текста по ролям.



Составление рассказа по картине.

Устное словесное рисование, разные формы пересказа;

Создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии).

Работа над учебным проектом.





Календарно-тематическое планирование

по порядку

Название темы

Количество часов





Подготовительный этап


1.

Азбука – первая учебная книга.

1

2.

Речь устная и письменная. Предложение

1

3.

Предложение и слово.

1

4.

Слово и слог.

1

5.

Ударение. Внеклассное чтение.

1

6.

Звуки в окружающем мире и в речи.

1

7.

Гласные и согласные звуки.

1

8.

Слог- слияние.

1

9.

Повторение и обобщение пройденного материала.

1

10.

Гласный звук а, буквы А, а. Внеклассное чтение

1

11.

Гласный звук о, буквы О, о.

1

12.

Гласный звук и, буквы И, и.

1

13.

Гласный звук ы, буква ы.

1

14.

Гласный звук у, буквы У, у.

1


Букварный период

(36 часов)


15

Согласные звуки н, н’, буквы Н, н. Внеклассное чтение

1

16

Согласные звуки с, с’, буквы С, с.

1

17.

Согласные звуки к, к’, буквы К, к.

1

18

.Согласные звуки т, т, буквы Т, т.

1

19

Согласные звуки л, л, буквы Л, л.

1

20

Согласные звуки р, р’, буквы Р, р. Внеклассное чтение

1

21

Согласные звуки в, в’, буквы В, в.

1

22

Звуки йэ , ’эбуквы Е, е.

1

23

Согласные звуки п, п’, буквы П, п.

1

24

Согласные звуки м, м’, буквы М, м.

1

25

Согласные звуки з, з’, буквы З, з. Внеклассное чтение

1

26

Сопоставление слогов и слов с буквами з и с.

1

27

Согласные звуки б, б’, буквы Б, б.

1

28

Сопоставление слогов и слов с буквами б и п.

1

29

Согласные звуки д, д’, буквы Д, д. Внеклассное чтение

1

30

Сопоставление слогов и слов с буквами «д», «т».

1

31

Звуки й ’а , ’а,буквы Я, я.

1

32

Буква я показатель мягкости предшествующего согласного звука в слоге-слиянии.

1

33

Согласные звуки г, г’, буквы Г, г.

1

34

Сопоставление слогов и слов с буквами г и к.Внеклассное чтение

1

35

Мягкий согласный звук ч’, буквы Ч, ч.

1

36

Буква ь — показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

1

37

Твёрдый согласный звук ш, буквы Ш, ш.

1

38

Сочетание ши.

1

39

Твёрдый согласный звук ж, буквы Ж, ж. Сопоставление звуков ж и ш.

1

40

Сочетание ЖИ Внеклассное чтение

1

41

Звуки Звуки й’о , ’о, буквы Ё, ё.

1

42

Звук и, буквы Й, й.


43

Согласные звуки х, х’, буквы Х, х.

1

44

Звуки й’у , ’у, буквы Ю,ю.

1

45

Твёрдый согласный звук ц, буквы Ц, ц.Внеклассное чтение

1

46

Гласный звук э, буквы Э, э.

1

47

Мягкий глухой согласный звук щ’.Буквы Щ, щ.

1

48

Мягкий глухой согласный звук щ’.Слоги- сли яния ща- щу с 65-69

1

49

Согласные звуки ф, ф’, буквы Ф, ф.Внеклассное чтение

1

50

Мягкий и твёрдый разделительные знаки. Проектная работа « Алфавит»

1


Послебукварный период


51

Е. Чарушин . Как хорошо уметь читать. Как мальчик Женя научился говорить букву «Р».

1

52

Одна у человека мать: одна Родина. К.Ушинский Наше Отечество

1

53

История славянской культуры.

1

54

А.С.Пушкин.Сказки. Внеклассное чтение

1

55

Л.Н.Толстой.К.Д.Ушинский. Рассказы для детей.

1

56

К.И.Чуковский Телефон.В.В.Бианки. Первая охота.С.Я.Маршак. Угомон.

1

57

М.М.Пришвин «Глоток молока». А.Л.Барто «Помощница»

1

58

С.В.Михалков «Котята».Б.В.Заходер «Два и три».

1

59

В.Д.Берестов «Пёсья песня»

Проект «Живая азбука».

1

60

Жили-были буквы.

В.Данько «Загадочные буквы». С.Чёрный «Живая азбука»

1

61

Сказки, загадки, небылицы. Е.Чарушин «Теремок».

Загадки,песенки, потешки, небылицы.Внеклассное чтение

1

62

Апрель,апрель…А.Майков «Весна»С.Маршак «Апрель». И.Токмакова «Ручей».

1

63

И в шутку и всерьёзИ.Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я.Тайц «Волк»

1

64- 65

Я и мои друзья.Ю.Ермолаев «Лучший друг»Я.Аким «Моя родня».

Д.Хармс «Храбрый ёж». Н.Сладков «Лисица и ёж» Внеклассное чтение

2

66

О братьях наших меньших.С.Михалков «Трезор»Г.Сапгир «Кошка».

1