МБОУ «Мещеринская средняя общеобразовательная школа № 2»
городского округа Ступино Московской области
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей начальной школы протокол № __1__ от «28» августа 2018 г. Руководитель ШМО _________ (Будаева Л.В.) | УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ «Мещеринская СОШ №2» № 1 от «30» августа 2018 г. |
СОГЛАСОВАНО Зам. директора школы по УВР __________(Щукина Н.И.) «29» августа 2018 г. | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
4 класс
на 2018-2019 учебный год
Составил учитель: Будаева Л.В.
Мещерино 2018
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Математика 4 класс» составлена на основе Основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мещеринская средняя общеобразовательная школа №2» на 2015-2019 гг., Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по математике для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов М.И.Моро, Ю.М.Колягина, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С.И.Волкова, С.В.Степанова «Математика, 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»). Для реализации данной программы авторским коллективом под руководством М. И. Моро разработан учебник Математика. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. [М.И Моро, М.А. Бантова, Г.В.Бельтюкова и др.]. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2018.
Содержание рабочей программы полностью соответствует авторской.
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Изучение этого предмета играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться. Обучение математике закладывает основы для формирования приемов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений.
Изучение предмета математики направлено на достижение следующих целей:
- развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
- освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
- воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Конкретные задачи обучения математике в начальных классах тесно взаимосвязаны между собой:
- обеспечение необходимого уровня математического развития учащихся;
- создание условий для общего умственного развития детей на основе овладения математическими знаниями и практическими действиями;
- развитие творческих возможностей учащихся;
- формирование и развитие познавательных интересов.
Ведущие принципы обучения математике в четвертом классе – органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.
Изучение начального курса математики создает прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Для этого важно не только вооружать учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков, но и обеспечивать необходимый уровень их общего и математического развития, а также формировать общеучебные умения (постановка учебной задачи; выполнение действий в соответствии с планом; проверка и оценка работы; умение работать с учебной книгой, справочным материалом и др.).
Содержание учебного предмета
Числа от 1 до 1000.
Повторение
Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2—4 действия. Письменные приемы вычислений. Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и составление столбчатых диаграмм.
Числа, которые больше 1000.
Нумерация
Новая счетная единица — тысяча.
Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.
Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.
Выделение в числе общего количества единиц любого разряда. Класс миллионов. Класс миллиардов.
Величины
Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.
Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.
Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.
Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.
Измерение площади геометрической фигуры при помощи палетки.
Сложение и вычитание.
Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.
Решение уравнений вида:
Х + 312 = 654 + 79,
729 – х = 217,
х – 137 = 500 – 140.
Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях.
Сложение и вычитание значений величин.
Умножение и деление
Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.
Решение уравнений вида 6 – х = 429 + 120, х – 18 = 270 – 50, 360 : х= 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.
Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.
Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).
Умножение и деление значений величин на однозначное число.
Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).
Построение прямоугольного треугольника и прямоугольника на нелинованной бумаге.
В течение всего года проводится:
вычисление значений числовых выражений в 2 – 4 действия (со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке действий;
- решение задач в одно действие, раскрывающих:
а) смысл арифметических действий;
б) нахождение неизвестных компонентов действий;
в) отношения больше, меньше, равно;
г) взаимосвязь между величинами;
- решение задач в 2 – 4 действия;
- решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных; разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2 – 3 ее частей; построение фигур с помощью линейки и циркуля.
Работа с информацией
Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчетом), измерением величин; анализ и представление информации в разных формах: таблицы, столбчатой диаграммы. Чтение и заполнение таблиц, чтение и построение столбчатых диаграмм.
Интерпретация данных таблицы и столбчатой диаграммы.
Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, числовых выражений, геометрических фигур и др. по заданному правилу. Составление, запись и выполнение простого алгоритма (плана) поиска информации. Построение простейших логических высказываний с помощью логических связок и слов («верно/неверно, что…», «если …, то …», «все», «каждый» и др.
На изучение предмета по Учебному плану отводится 4 часа в неделю, всего 136 часов за учебный год (4 часа в неделю, 34 учебные недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Программа обеспечивает достижение учащихся четвертого класса определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- Целостное восприятие окружающего мира.
- Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
- Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.
- Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
- Установка на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.
Метапредметные результаты
- Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы её осуществления.
- Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
- Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
- Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры компьютера, фиксировать (записывать) результаты измерения величин и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео - и графическим сопровождением.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
- Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
- Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «математика».
- Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
- Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
- Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, выполнять и строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами.
- Использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
- Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счета, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе практическая часть |
1 | Числа от 1 до 1000. Повторение | 13 | контрольная работа – 1 |
2 | Числа, которые больше 1000. Нумерация | 11 | контрольная работа – 1 проект - 1 |
3 | Величины | 18 | контрольная работа – 1 |
4 | Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание. | 11 | контрольная работа - 1 |
5 | Числа, которые больше 1000. Умножение и деление | 11 | контрольная работа - 1 |
6 | Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (продолжение) | 40 | контрольная работа – 2 проект - 1 |
7 | Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (продолжение) | 20 | контрольная работа - 1 |
8 | Итоговое повторение. Контроль и учёт знаний (2 часа) | 12 | контрольная работа - 2 |
| Итого | 136 | 12 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № в теме | Тема | Дата |
по плану | по факту |
Числа от 1 до 1000. Повторение (13 часов) |
1 | 1 | Нумерация. Счёт предметов. Разряды | | |
2 | 2 | Числовые выражения. Порядок выполнения действий | | |
3 | 3 | Нахождение суммы нескольких слагаемых | | |
4 | 4 | Вычитание трёхзначных чисел | | |
5 | 5 | Приёмы письменного умножения трехзначных чисел на однозначные | | |
6 | 6 | Письменное умножение однозначных чисел на многозначные | | |
7 | 7 | Входная контрольная работа №1. | | |
8 | 8 | Анализ контрольной работы. Деление трёхзначных чисел на однозначные | | |
9 | 9 | Приемы письменного деления трёхзначных чисел на однозначное число | | |
10 | 10 | Деление трехзначного числа на однозначное, когда в записи частного есть нуль | | |
11 | 11 | Знакомство со столбчатыми диаграммами. Чтение и составление столбчатых диаграмм | | |
12 | 12 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | | |
13 | 13 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху». | | |
Числа, которые больше 1000. Нумерация (11 часов) |
14 | 1 | Нумерация. Класс единиц и класс тысяч | | |
15 | 2 | Чтение многозначных чисел | | |
16 | 3 | Запись многозначных чисел | | |
17 | 4 | Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых | | |
18 | 5 | Сравнение многозначных чисел | | |
19 | 6 | Увеличение и уменьшение числа в 10, 100, 1000 раз | | |
20 | 7 | Выделение в числе общего количества единиц любого разряда | | |
21 | 8 | Класс миллионов и класс миллиардов | | |
22 | 9 | Проект: «Математика вокруг нас». Создание математического справочника «Наше село». Повторение по теме «Числа, которые больше 1000. Нумерация» | | |
23 | 10 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | | |
24 | 11 | Контрольная работа №2 по теме «Числа, которые больше1000. Нумерация» | | |
Величины (18 часов) |
25 | 1 | Анализ контрольной работы. Единица длины – километр. Таблица единиц длины | | |
26 | 2 | Соотношение между единицами длины | | |
27 | 3 | Единицы площади: квадратный километр, квадратный миллиметр | | |
28 | 4 | Таблица единиц площади | | |
29 | 5 | Таблица единиц площади | | |
30 | 6 | Определение площади с помощью палетки | | |
31 | 7 | Масса. Единицы массы: центнер, тонна | | |
32 | 8 | Таблица единиц массы | | |
33 | 9 | Время. Единицы времени: год, месяц, неделя | | |
34 | 10 | Единица времени – сутки. Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события | | |
35 | 11 | Решение задач на определение начала, продолжительности и конца события | | |
36 | 12 | Единица времени – минута, секунда | | |
37 | 13 | Единица времени – век. | | |
38 | 14 | Таблица единиц времени | | |
39 | 15 | Повторение пройденного по теме «Величины» | | |
40 | 16 | Повторение пройденного по теме «Величины» | | |
41 | 17 | Контрольная работа №3 по теме «Величины» | | |
42 | 18 | Таблица единиц времени, массы, площади, длины. Анализ контрольной работы. | | |
Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание. (11 часов) |
43 | 1 | Устные и письменные приёмы вычислений | | |
44 | 2 | Приём письменного вычитания для случаев вида 7000 – 456, 57001 – 18032 | | |
45 | 3 | Нахождение неизвестного слагаемого | | |
46 | 4 | Нахождение неизвестного уменьшаемого, неизвестного вычитаемого | | |
47 | 5 | Нахождение нескольких долей целого | | |
48 | 6 | Решение задач раскрывающих смысл арифметических действий | | |
49 | 7 | Сложение и вычитание значений величин | | |
50 | 8 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, выраженных в косвенной форме. | | |
51 | 9 | Контрольная работа №4 по теме «Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание» | | |
52 | 10 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. «Странички для любознательных» | | |
53 | 11 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» | | |
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (11 час) |
54 | 1 | Умножение и его свойства. Умножение на 0 и 1 | | |
55 | 2 | Умножение на 0 и 1 | | |
56 | 3 | Умножение чисел, запись которых оканчивается нулями. | | |
57 | 4 | Деление многозначного числа на однозначное | | |
58 | 5 | Письменное деление многозначного числа на однозначное | | |
59 | 6 | Контрольная работа №5 за первое полугодие | | |
60 | 7 | Анализ контрольной работы и работа над ошибками. Письменное деление многозначного числа на однозначное | | |
61 | 8 | Решение задач на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз, выраженных в косвенной форме. | | |
62 | 9 | Решение текстовых задач | | |
63 | 10 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» | | |
64 | 11 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» | | |
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (продолжение) (40 часов) |
65 | 1 | Решение задач | | |
66 | 2 | Скорость. Время. Расстояние. Единицы скорости | | |
67 | 3 | Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием | | |
68 | 4 | Решение задач с величинами: скорость, время, расстояние | | |
69 | 5 | Решение задач на движение. | | |
70 | 6 | Странички для любознательных. | | |
71 | 7 | Умножение числа на произведение | | |
72 | 8 | Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями | | |
73 | 9 | Умножение на числа, оканчивающиеся нулями | | |
74 | 10 | Письменное умножение двух чисел, оканчивающихся нулями | | |
75 | 11 | Решение задач на одновременное встречное движение | | |
76 | 12 | Перестановка и группировка множителей | | |
77 | 13 | Странички для любознательных. | | |
78 | 14 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | | |
79 | 15 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | | |
80 | 16 | Взаимная проверка знаний: «Помогаем друг другу сделать шаг к успеху» | | |
81 | 17 | Деление числа на произведение | | |
82 | 18 | Деление числа на произведение | | |
83 | 19 | Деление с остатком на 10, 100, 1 000 | | |
84 | 20 | Составление и решение задач, обратных данной | | |
85 | 21 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | | |
86 | 22 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | | |
87 | 23 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | | |
88 | 24 | Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями | | |
89 | 25 | Решение задач на одновременное движение в противоположных направлениях | | |
90 | 26 | Повторение пройденного «Что узнали. Чему научились». Проект: «Математика вокруг нас» | | |
91 | 27 | Контрольная работа №6 по теме «Умножение и деление» | | |
92 | 28 | Анализ контрольной работы. Умножение числа на сумму. | | |
93 | 29 | Умножение числа на сумму | | |
94 | 30 | Письменное умножение многозначного числа на двузначное | | |
95 | 31 | Решение задач на нахождение неизвестного по двум разностям | | |
96 | 32 | Решение текстовых задач | | |
97 | 33 | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное | | |
98 | 34 | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное | | |
99 | 35 | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное | | |
100 | 36 | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное | | |
101 | 37 | Письменное умножение многозначного числа на трёхзначное | | |
102 | 38 | Странички для любознательных. Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | | |
103 | 39 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» | | |
104 | 40 | Контрольная работа №7 по теме «Умножение и деление многозначных чисел» | | |
Числа, которые больше 1000. Умножение и деление (продолжение) 20 час |
105 | 1 | Письменное деление многозначного числа на двузначное | | |
106 | 2 | Письменное деление многозначного числа на двузначное с остатком | | |
107 | 3 | Письменное деление многозначного числа на двузначное | | |
108 | 4 | Деление многозначного числа на двузначное по плану | | |
109 | 5 | Деление на двузначное число. Изменение пробной цифры | | |
110 | 6 | Деление многозначного числа на двузначное | | |
111 | 7 | Решение задач | | |
112 | 8 | Письменное деление на двузначное число (закрепление) | | |
113 | 9 | Деление на двузначное число, когда в частном есть нули | | |
114 | 10 | Письменное деление на двузначное число (закрепление). | | |
115 | 11 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились». | | |
116 | 12 | Письменное деление многозначного числа на трёхзначное | | |
117 | 13 | Письменное деление многозначного числа на трёхзначное. | | |
118 | 14 | Деление на трёхзначное число | | |
119 | 15 | Проверка умножения делением и деления умножением | | |
120 | 16 | Проверка деления с остатком | | |
121 | 17 | Проверка деления. Готовимся к олимпиаде. | | |
122 | 18 | Повторение пройденного: «Что узнали. Чему научились». | | |
123 | 19 | Странички для любознательных | | |
124 | 20 | Контрольная работа №8 по теме «Числа, которые больше 1000. Умножение и деление» | | |
Итоговое повторение (10 часов) Контроль и учёт знаний (2 часа) |
125 | 1 | Олимпиада по теме изученного в четвёртом классе. Работа над ошибками | | |
126 | 2 | Арифметические действия | | |
127 | 3 | Порядок выполнения действий | | |
128 | 4 | Величины | | |
129 | 5 | Геометрические фигуры | | |
130 | 6 | Решение задач | | |
131 | 7 | Итоговая контрольная работа №9 | | |
132 | 8 | Анализ контрольной работы. Решение задач | | |
133 | 9 | Решение задач | | |
134 | 10 | Решение задач | | |
135 | 11 | Повторение. Решение задач | | |
136 | 12 | Повторение. Решение задач. | | |