АДМИНИСТРАЦИЯ ДУБРОВСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СЕЩИНСКОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ АЛЕШИНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА /ФИЛИАЛ МБОУ СЕЩИНСКОЙ СОШ АЛЕШИНСКАЯ ООШ/
242741 Брянская область, Дубровский район, с.Алешня, ул. Школьная д.6
ОКПО 478801.03, ОГРН 1023201737492, ИНН/КПП 3210003331/321001001
Е-mail: [email protected]. Тел./Факс: 8-48332-9-72-12, 8-48332-9-72-62
РАССМОТРЕНО на заседании районного МО учителей русского языка и литературы Протокол № _____ от « ….. ». ____ .2016г. Руководитель РМО ________Беликова Л.И. | «СОГЛАСОВАНО» Директор филиала МБОУ Сещинской СОШ Алешинской ООШ _______Ковальская С.П. . 28.08.2016 г. | ПРИНЯТО на заседании педагогического совета филиала МБОУ Сещинской СОШ Алешинской ООШ Протокол №1 от 30.08.16 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Приказ № __ от 01.09.2016 г. Директор МБОУ Сещинской СОШ _________Романов С.В. |
Рабочая программа предмета
«Русский язык»
для 7 класса
Филиала МБОУ Сещинской СОШ Алешинской ООШ
на 2017-2018 учебный год.
Составитель:
учитель русского языка и литературы
филиала МБОУ Сещинской СОШ
Алешинской ООШ
Новялис М.И.
С.Алешня, 2017 г.
I.Пояснительнаязаписка
Рабочая программа предмета «Русский язык» для 7 класса МБОУ Алешинской ООШ на 2017-2018 учебный год разработана на основании следующих нормативных документов:
Приказа Министерства образования РФ от 05 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»,
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253 г.Москва «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Учебного плана МБОУ Алешинской ООШ, утв. приказом от 01.09.2017г №26-3,
Рабочая программа разработана в соответствии с Примерной программой по русскому языку (основное общее образование.)//Сборник нормативных документов. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. ЛадыженскойМ.Т.Баранова,Л.А. Тростенцовой и других 5-9 классы М.: Просвещение, 2011 г.
Основные цели и задачи изучения русского языка в основной школе
* Воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык.
* Овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании.
* Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, осознание эстетической ценности родного языка.
* Специальными целями преподавания русского языка в 7 классе является
формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:
формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения;
вооружение их основными сведениями о родном языке;
развитие языкового и эстетического идеала.
Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих практических задач:
словарного и грамматического строя речи учащихся;
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся самой науки «Русский язык».
Общепредметными задачами работы по русскому языку в 7 классе являются:
воспитание учащихся средствами данного предмета;
развитие их логического мышления;
формирование общеучебных умений.
Место учебного предмета в учебном плане школы
Согласно действующему в МБОУ Алешинской ООШ учебному плану рабочая программа предусматривает следующую организацию процесса обучения: в 7 классе предполагается обучение в объёме 175 часов (5 часов в неделю).
Учебно-тематический план
Тема, раздел | Количество часов |
Русский язык как развивающее явление. | 1 |
Повторение изученного в 5-6 классах | 10 |
Тексты и стили | 4 |
Морфология и орфография. Культура речи | 85 |
Причастие | 32 |
Деепричастие | 13 |
Наречие | 30 |
Учебно-научная речь | 30 |
Категория состояния | 5 |
Служебные части речи | 54 |
Предлог | 13 |
Союз | 18 |
Частица | 23 |
Междометие | 4 |
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах | 17 |
Итого : | 175 |
контрольные работы | 15 (7 диктантов, 8 тестов) |
развитие речи | 24ч. ( из них:10 ч.- соч.,4ч.-излож., 10 час.- теорет.матер.) |
II.Характеристикасодержания программы
Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности. А также преемственности и перспективности между разделами курса. В программе предусмотрены вводные уроки о русском языке, раскрывающие роль и значение русского языка в нашей стране и за ее пределами. Программа рассчитана на прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для этого в начале и конце года выделяются специальные часы.
В программе также специально выделены часы на развитие связной речи. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.
Программа рассчитана на 170 часов, но в 2016- 2017 учебном году 35 учебных недель, на изучение русского языка отводится 5 часов в неделю, следовательно, на обучение предмету - 175 часов. Разница в распределении часов : по 1 часу из раздела «Повторение изученного в 5-6 классах» добавлено в темы: «Причастие» и «Союз», т. к. эти темы вызывают у учащихся трудность при усвоении материала, 5 часов 35 –ой учебной недели добавлены в раздел «Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах» в связи с подготовкой к итоговому тестированию.
№ | Тематический материал | Количество часов | Из них на контрольные работы | Из них на развитие речи |
1 | Русский язык как развивающее явление | 1 час | | |
2 | Повторение изученного в 5-6 классах Синтаксис. Синтаксический разбор. Пунктуация. Пунктуационный разбор. Лексика и фразеология. Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова. Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. | 8часов | | |
3 | Тексты и стили Текст. Стили литературного языка. Диалог. Виды диалогов. Публицистический стиль. Р.р. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление диалогов. | 6часов | 1 час - контрольный диктант по теме:« Повторение изученного в 5 – 6 классах» (входной контроль) | |
4 | Морфология и орфография. Культура речи | 80 часов | | |
| Причастие Причастие как часть речи. Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. Описание внешности человека. Действительные и страдательные причастия. Краткие и полные страдательные причастия. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени. Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени. Страдательные причастия прошедшего времени. Гласные перед н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Одна и две н в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных. Морфологический разбор причастия. Слитное и раздельное написание не с причастиями. Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени Р.р. Выборочное изложение. Конструирование текста. Текст. Тип речи. Стиль речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление диалогов. | 32 часа | 1 час - контрольный диктант по теме «Причастие» 1 час – контрольное тестирование | 1 час – сочинение – описание внешности человека |
| Деепричастие Деепричастие как часть речи. Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте. Раздельное написание не с деепричастиями. Деепричастия несовершенного вида. Деепричастия совершенного вида. Морфологический разбор деепричастия. Р.р. Сжатое изложение. Текст. Тип речи. Основная мысль текста. Аргументация собственного мнения. Составление рассказа по картине. | 12 часов | 1час – контрольное тестирование по теме «Деепричастие» | 1 час – составление рассказа по картине 2 часа – сжатое изложение |
| Наречие Наречие как часть речи. Смысловые группы наречий. Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречий. Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и -е. Буквы е и и в приставках не и ни отрицательных наречий. Одна и две н в наречиях на –о и –е. Описание действий. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Буквы о и а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий. Р.р .Творческое задание по картине. Сочинение – рассуждение. Сложный план. Устный рассказ по опорным словам. | 30 часов | 2 часа – контрольный диктант по теме «Наречие», 1 час практическая работа | 2 часа – сочинение по картине И.Попова «Первый снег» 1 час – сочинение – описание картины Е.Н. Широкова «Друзья» |
| Учебно – научная речь Учебно – научная речь. Отзыв. Учебный доклад. Р.р. Текст учебно – научного стиля. Отзыв о прочитанной книге. Текст учебного доклада. | 3 часа | | |
| Категория состояния Категория состояния как часть речи. Морфологический разбор категории состояния. Р.р. Творческое задание по картине. Сочинение - рассуждение. Сложный план. Устный рассказ по опорным словам. Заметка в стенгазету. Рассказ от имени героя картины. Отзыв. | 3 часа | | 1 час- подготовка к сочинению |
5 | Служебные части речи | 54 часов | | |
| Предлог Предлог как часть речи. Употребление предлога. Производные и непроизводные предлоги. Простые и составные предлоги. Морфологический разбор предлога. Слитное и раздельное написание производных предлогов. Р.р. Текст. Стили речи. Составление диалога. Впечатление от картины. | 13 часов | 1час – контрольное тестирование по теме «Предлог» (промежуточный контроль) | 1 час – подготовка к сочинению |
| Союз Союз как часть речи. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные. Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза. Слитное написание союзов также, тоже, чтобы. Повторение сведений о предлогах и союзах. Р.р. Составление плана публицистического текста. Публицистический стиль. Текст. Стили речи. Составление диалога. Впечатление от картины. | 19 часов | 1 час – контрольный тест по теме «Союз», 1 час- контрольный диктант | 2 часа – сочинение - рассуждение о книге (упр.343) |
| Частица Частица как часть речи. Разряды частиц. Формообразующие частицы. Смысловые частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Морфологический разбор частицы. Отрицательные частицы не и ни. Различение частицы не и приставки не-. Частица ни, приставка ни-, союз ни… ни. Р.р. Составление рассказа по рисунку. Инструкция. Выступление по картине. Сочинение – рассказ по сюжету. Составление плана публицистического текста. Публицистический стиль. Текст. Стили речи. Составление диалога. Впечатление от картины. | 22 часа | 1 час – контрольное тестирование, 1 час – контрольный диктант | 2 часа - контрольное изложение 1 час – сочинение – рассказ по данному сюжету, 1 час- составление текста-инструкции |
6 | Междометие Междометие как часть речи. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях. | 4 часа | 1 час-контрольный диктант | |
7 | Повторение и систематизация изученного в 5 – 7 классах Разделы науки о русском языке. Текст. Стили речи. Фонетика. Графика. Лексика и фразеология. Р.р. Текст. Стили речи. Сочинение. | 22 часа | 1 час – итоговый контрольный диктант 1 час – тест (итоговый контроль) | |
| Итого: | 175 часов | контрольные работы – 15 часов (7 диктантов, 8 тестов),1 практическая работа | 24часана развитие речи (10ч.- сочинения, 4 ч.-изложения, 10 ч.-изучение теорет. материала) |
Результаты обучения (требования к уровню подготовки)
♦ Производить морфологический разбор частей речи, изученных в 7 классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами
( в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами.
♦ Составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами.
♦ Соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По ОРФОГРАФИИ. Находить в словах изученные орфограммы , обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки. Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По ПУНКТУАЦИИ. Выделять запятыми причастные обороты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.
По СВЯЗНОЙ РЕЧИ. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания (как письменно, так и устно) внешности человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и чётко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.
III.Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № урока в теме | Дата | Название раздела, темы урока с количеством часов | Содержание урока | Формы контроля | Примечание |
план | факт |
Русский язык как развивающееся явление 1ч |
1 | 1 | | | Русский язык как развивающееся явление | научиться понимать высказывания на лингвистическую тему | работа со словарём, с географической картой | |
Повторение изученного в 5-6 классах 8ч |
2 | 1 | | | Синтаксис. Синтаксический разбор | научиться применять алгоритм проведения синтаксического разбора | конструирование словосочетаний и предложений, объяснительный диктант | |
3 | 2 | | | Пунктуация. Пунктуационный разбор | Уметь применять алгоритм пунктуационного разбора | графическое оформление орфограмм, подготовленный диктант, пересказ текста | |
4 | 3 | | | Лексика и фразеология | освоить алгоритм проведения комплексного анализа текста, навыки выразительного текста | занимательная лингвистика, словарная работа | |
5 | 4 | | | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова | навыки фонетического разбора | подготовленный диктант, занимательная лингвистика | |
6 | 5 | | | Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова | навыки фонетического разбора | лингвистическая разминка, фонетический разбор слов | |
7 | 6 | | | Словообразование и орфография. Морфемный и словообразовательный разбор слова | умение применять изученные правила на письме | диктант | |
8 | 7 | | | Морфология и орфография. Морфологический разбор слова | коррекция индивидуального восполнения проблемных зон в изученных темах | Работа над ошибками | |
9 | 8 | | | Морфология и орфография. Морфологический разбор слова | уметь делать морфемный и словообразовательный разбор | самостоятельная работа, занимательная лингвистика | |
Тексты и стили 6ч |
10 | 9 | | | Р.р. Текст | навыки анализа текста | предупредительный диктант, объяснительный диктант, самостоятельная работа | |
11 | 10 | | | Р.р. Стили литературного языка | научиться применять алгоритм морфологического разбора слова | лингвистическая разминка, работа с текстом | |
12 | 1 | | | Р.р. Диалог как текст. Виды диалогов | научиться определять и выделять композиционно-языковые признаки текста | анализ текста, выразительное чтение | |
13 | 2 | | | Р.р. Публицистический стиль | умение определять текст по форме, виду речи, типу речи, выявлять устойчивые стилистические признаки текстов | выразительное чтение, анализ текста | |
14 | 3 | | | Контрольный диктант «Повторение изученного в 5-6классах» | умение строить диалог и оформлять реплики | | Входной контроль |
15 | 4 | | | Анализ ошибок, допущенных в диктанте | научиться определять и строить текст публицистического стиля речи на основе его языковых и композиц-ых признаков | лингвистическая игра, наблюдения над текстом, словарная работа, самостоят.работа | |
Морфология и орфография. Культура речи 78ч Причастие 32ч | |
16 | 1 | | | Причастие как часть речи | уметь определять причастия и отличать их от глаголов и прилагательных | словарная работа, выполнение упражнений | |
17 | 2 | | | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий | научиться применять правило написания гласных в падежных окончаниях причастий | лингвистический разбор, конструирование предложений, словарная работа | |
18 | 3 | | | Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий | навыки склонения причастий | реализация межпредметных связей, словарная работа | |
19 | 4 | |
| Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий | навыки разбора словосочетаний, навыки склонения причастий | самостоятельная работа, склонение словосочетаний | |
20 | 5 | | | Причастный оборот | развитие логических способностей уч-ся, умение обособлять причастный оборот | наблюдение над знаками препинания,текстом конструирование словосочетаний | |
21 | 6 | | | Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми | пунктуационные навыки | наблюдения над текстом, словарная работа, конструирование предложений | |
22 | 7 | | | Р.Р. Сочинение-описание внешности человека | Научиться составлять план текста описания внешности, конструировать текст описания | Сочинение (упр.77 «Портрет Милы») | |
23 | 8 | | | Анализ ошибок, допущенных в сочинении | умение исправлять ошибки | работа над ошибками | |
24 | 9 | | | Действительные и страдательные причастия | уметь по грамматическим признакам определять и различать действительные и страдательные причастия | конструирование словосочетаний, работа над речевыми ошибками | |
25 | 10 | | | Краткие и полные страдательные причастия | научиться определять и различать полные и краткие причастия | орфоэпическая работа, наблюдения в тексте | |
26 | 11 | | | Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | уметь применять алгоритм проверки и написания гласных в суффиксах действительных причастий | повторение спряжения глаголов, словарная работа, конструирование словосочетаний | |
27 | 12 | | | Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени | уметь применять алгоритм проверки и написания гласных в суффиксах действительных причастий, развивать пунктуационные навыки | комментированное письмо, словарная работа, лингвистическая разминка | |
28 | 13 | | | Действительные причастия прошедшего времени. | пунктуационные навыки | эвристическая беседа, лингвистический разбор | |
29 | 14 | | | Действительные причастия прошедшего времени | Уметь находить действительные причастия прошедшего времени по их грамматическим признакам, навыки монологической речи, пунктуационные навыки | выступления уч-ся, самостоятельная работа, лингвистический разбор | |
30 | 15 | | | Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | умение определять страдательные причастия по их грамматическим признакам | работа с таблицей, развитие речи ( синтаксическая синонимия) | |
31 | 16 | | | Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени | умение определять страдательные причастия по их грамматическим признакам | словарная работа, беседа, конструирование предложений | |
32 | 17 | | | Страдательные причастия прошедшего времени | умение определять страдательные причастия прошедшего времени по их признакам | элементы сопоставительного анализа, словарная работа | |
33 | 18 | | | Гласные перед н в полных и кратких страдательных причастиях | Умение применять алгоритм написания гласных перед н в полных и кратких причастиях | тренировочные упражнения | |
34 | 19 | | | Н инн в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных | научиться выполнять тестовые задания и производить самопроверку по алгоритму | элементы сопоставительного анализа, орфоэпическая работа, словарная работа | |
35 | 20 | | | Н и нн в суффиксах кратких страдательных причастий и в кратких отглагольных прилагательных | научиться выполнять тестовые задания и производить самопроверку по алгоритму | синтаксический разбор, словарная работа, конструирование предложений | |
36 | 21 | | | Н и нн в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных | научиться производить самопроверку по алгоритму выполнения задания | синтаксический разбор, тест, конструирование предложений | |
37 | 22 | | | Н и нн в суффиксах страдательных причастий и отглагольных прилагательных | умение применять алгоритм самопроверки и взаимопроверки | словарная работа, синтаксический разбор, тест | |
38 | 23 | | | Контрольный диктант по теме «Причастие» | умение применять изученные правила, навыки каллиграфического письма | диктант | |
39 | 24 | | | Анализ ошибок, допущенных в диктанте | умение объяснять допущенные ошибки | самостоятельная работа над ошибками | |
40 | 25 | | | Морфологический разбор причастия | умение производить морфологический разбор причастия | тренировочные упражнения | |
41 | 26 | | | Слитное и раздельное написание не с причастиями | навыки лингвистического разбора, умение применять правило слитного и раздельного написания не с причастиями | беседа, словарная работа , тест | |
42 | 27 | | | Слитное и раздельное написание не с причастиями | умение применять правило написания не с причастиями | объяснительный диктант, комментированное письмо | |
43 | 28 | | | Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | навыки лингвистического разбора, пунктуационные навыки | объяснительный диктант, комментированное письмо | |
44 | 29 | | | Буквы е и ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | навыки лингвистического разбора, пунктуационные навыки | синтаксический разбор предложения, лингвистический разбор | |
45 | 30 | | | Обобщение по теме «Причастие» | навыки лингвистического разбора, орфографические и пунктуационные навыки | тестовые задания, самостоятельная работа | |
46 | 31 | | | Обобщение по теме «Причастие» | орфографические и пунктуационные навыки | словарный диктант, тренировочные упражнения | |
47 | 32 | | | Контрольное тестирование по теме «Причастие» | орфографические и пунктуационные навыки | тестирование | |
Деепричастие 12ч |
48 | 1 | | | Деепричастие как часть речи | научиться различать деепричастия, глаголы и наречия | объяснительный диктант, работа над речевыми ошибками | |
49-50 | 2-3 | | | Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте | научиться объяснять обособление деепричастных оборотов | работа со схемами предложений, конструирование предложений, лингвистический разбор | |
51 | 4 | | | Раздельное написание не с деепричастиями | совершенствовать орфографическую и пунктуационную зоркость | объяснительный диктант,работа со схемами предложений | |
52 | 5 | | | Деепричастия несовершенного вида | уметь определять деепричастия несовершенного вида по грамматическим признакам | словарная и орфоэпическая работа,тренировочные упражнения | |
53 | 6 | | | Деепричастия совершенного вида | орфографические и пунктуационные навыки | словарная работа, занимательная грамматика | |
54 | 7 | | | Морфологический разбор деепричастия | научиться делать морфологический разбор | Занимательная лингвистика, тренировочные упражнения | |
55 | 8 | | | Р.р. Составление рассказа по картине | навыки монологической речи | устное рисование | |
56-57 | 9-10 | | | Р.р. Сжатое изложение | научиться применять способы сжатия текста | изложение | |
58 | 11 | | | Контрольное тестирование по теме «Деепричастие» | умение заполнять бланки ответов | тест | |
59 | 12 | | | Анализ ошибок, допущенных в контрольном тестировании | научиться применять технологию самокоррекции | работа над ошибками | |
Наречие 30ч | |
60 | 1 | | | Наречие как часть речи | научиться определять наречия по их грамматическим признакам | словарная работа, тренировочные упражнения | |
61 | 2 | | | Смысловые группы наречий | научиться дифференцировать наречия по значению | работа с таблицами, тренировочные упражнения | |
62 | 3 | | | Степени сравнения наречий. Сравнительная степень | уметь образовывать степени сравнения наречий | конструирование предложений, работа с таблицей | |
63 | 4 | | | Степени сравнения наречий. Превосходная степень | уметь образовывать степени сравнения наречий | орфоэпическая зарядка, лингвистическая разминка | |
64-65 | 5-6 | | | Р.р. Сочинение по картине И. Попова «Первый снег» | умение создавать текст | сочинение | |
66 | 7 | | | Морфологический разбор наречий | научиться производить морфологический разбор | подготовленный диктант, словарная и орфоэпическая работа | |
67 | 8 | | | Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и -е | научиться применять правила написания не с наречиями на –о и -е | подготовленный диктант, тренировочные упражнения | |
68 | 9 | | | Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и -е | научиться применять правила написания не с наречиями на –о и -е | словарная и орфоэпическая работа, графический диктант | |
69 | 10 | | | Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий | научиться применять алгоритм написания не- и ни- в отрицательных наречиях | объяснительный диктант, лингвистический разбор | |
70 | 11 | | | Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий | научиться применять алгоритм написания не- и ни- в отрицательных наречиях | составление устного рассказа по опорным словам, словарная работа | |
71 | 12 | | | Одна и две буквы н в наречиях на –о и -е | научиться применять правило написания одной или двух н в суффиксах нареч. на –о и -е | лингвистический разбор, словарная работа, тренировочные упражнения | |
72 | 13 | | | Одна и две буквы н в наречиях на –о и –е | Навык правописания одной или двух н в суффиксах наречий на –о и -е | словарная и орфоэпическая работа,распредели-тельный диктант | |
73 | 14 | | | Контрольный диктант по теме «Наречие» | умение применять знания на практике | диктант | |
74 | 15 | | | Р.р. Описание действий | расширять речевую компетентность уч-ся, совершенствовать навыки монологической речи | беседа по вопросам, элементы анализа текста, работа по исправлению речевых недочётов, работа над планом, устное сочинение | |
75 | 16 | | | Буквы о и е после шипящих на конце наречий | научиться применять правила написания о и е после шипящих на конце наречий | объяснительный диктант, самостоятельная работа, лингвистический разбор | |
76 | 17 | | | Буквы о и е после шипящих на конце наречий | умение применять алгоритм написания не- и ни- в отрицательных наречиях | лингвистическая разминка, комментированное письмо, самостоятельная работа, изложение с творческим заданием | |
77 | 18 | | | Буквы о и а на конце наречий | научиться применять правило написания о и а на конце наречий | комментированное письмо, самостоятельная работа, распределительный диктант | |
78 | 19 | | | Буквы о и а на конце наречий | навыки правописания о и а на конце наречий | орфоэпическая работа, морфемный разбор, свободный диктант | |
79 | 20 | | | Р.Р. Описание картины Е.Н. Широкова «Друзья» | навыки описания произведений живописи, навыки устной и письменной речи | беседа по вопросам, устное описание, сочинение по картине | |
80 | 21 | | | Дефис между частями слова в наречиях | навыки самостоятельной работы | объяснительный диктант, лингвист.разбор, словарная работа | |
81 | 22 | | | Дефис между частями слова в наречиях | навыки правописания, формирование устойчивой мотивации к закреплению | словарный диктант, лингвистический разбор, упражнения по стилистике | |
82 | 23 | | | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях | формирование навыков организации и анализа своей деятельности | лингвистический разбор, конструирование словосочетаний и предложений, словарная работа, работа с таблицей | |
83 | 24 | | | Слитное и раздельное написание приставок в наречиях | умение применять правило написания наречий | конструирование словосочетаний и предложений, словарная работа | |
84 | 25 | | | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | формирование навыков индивидуальной и коллективной исследователь-ой деятельности | лингвистический разбор, объяснительный диктант | |
85 | 26 | | | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | умение применять правило, формирование устойчивой мотивации к коллективной творческой и аналитической деятельности | лингвистическая разминка, словообразовательный разбор наречий, самостоятельная работа | |
86 | 27 | |
| Обобщение по теме «Наречие» | умение использовать наречия в речи | самостоятельная работа, свободный диктант, беседа, лингвистический разбор | |
87 | 28 | | | Практическая работа по теме «Наречие» | умение применять теоретические знания на практике | словарный диктант, индивидуальные задания, сообщения участников, тест | |
88 | 29 | | | Контрольный диктант по теме «Наречие» | орфограф. и пунктуац. навыки | диктант | |
89 | 30 | | | Анализ контрольного диктанта и практической работы | | | |
Учебно-научная речь 3ч |
90 | 1 | | | Р.р.Учебно-научная речь | научиться выявлять и объяснять композиционно-языковые признаки текста учебного стиля | анализ текста . индивид. творческая работа | |
91 | 2 | | | Р.р.Отзыв | научиться составлять текст отзыва по алгоритму выполнения задания | анализ текста-образца по памятке, составление текста отзыва | |
92 | 3 | | | Р.р.Учебный доклад | Научиться применять алгоритм построения текста учебного доклада | Формирование познават. интереса к индив. и коллективн. творческой деятельности | |
Категория состояния 3ч | |
93 | 1 | | | Категория состояния как часть речи | научиться определять слова категории состояния по грамматическим признакам | лингвистический разбор | |
94 | 2 | | | Морфологический разбор категории состояния | научиться применять алгоритм проведения морфологического разбора слов категории состояния | лингвистический разбор, элементы анализа текста, сжатое изложение | |
95 | 3 | | | Р.р. Подготовка к сочинению на лингвистическую тему | навыки устной и письменной речи, умение отстаивать свое мнение с помощью аргументов | лингвистический разбор, элементы анализа текста, составление плана, написание черновика сочинения-рассуждения | |
96 | 1 | | | Служебные части речи. Предлог как часть речи | научиться отличать предлог от других частей речи | лингвистический разбор, выполнение упражнений.словарная работа | |
97 | 2 | | | Употребление предлогов | совершенствовать речевую компетентность уч-ся | работа по предупреждению речевых ошибок, словарная работа | |
98 | 3 | | | Производные и непроизводные предлоги | научиться отличать предлоги от других частей речи | занимательная лингвистика, работа по предупреждению речевых ошибок | |
99 | 4 | | | Производные и непроизводные предлоги | навыки различения производных предлогов | лингвистическая игра, лингвистический разбор | |
100 | 5 | | | Проверочный тест по теме «Предлог» | умение применять полученные знания | тест | |
| | |
101 | 6 | | | Анализ ошибок, допущенных в тесте | научиться применять алгоритм самодиагностики, формирование навыков самоанализа и самоконтроля | работа над ошибками | |
102 | 7 | | | Простые и составные предлоги | совершенствовать речевую компетентность уч-ся, научиться различать простые и составные предлоги | самостоятельная работа, лингвистический разбор, элементы анализа текста | |
103 | 8 | | | Морфологический разбор предлога | навыки анализа текста, навыки монологической речи | лингвистический разбор предлога, элементы анализа текста | |
104 | 9 | | | Р.р. Подготовка к сочинению-репортажу по картине А. Сайкиной «Детская спортивная школа» | научиться составлять и редактировать текст впечатления | словарная работа, составление плана, устное описание картины | |
105 | 10 | | | Слитное и раздельное написание производных предлогов | умение применять изученное правило, навыки анализа предложения | словарная работа, самостоятельная работа, лингвистический разбор | |
106 | 11 | | | Слитное и раздельное написание производных предлогов | умение отличать производные предлоги от других частей речи | элементы сопоставительного анализа | |
107 | 12 | | | Контрольное тестирование по теме «Предлог» | умение применять полученные знания | тест | Промежуточный тест |
108 | 13 | | | Анализ ошибок, допущенных в контрольном тестировании | умение находить орфограммы и обосновывать правописание слов | работа над ошибками | |
Союз 19ч |
109 | 1 | | | Союз как часть речи | научить отличать союзы от других частей речи | работа со словарями, беседа, словарная работа | |
110 | 2 | | | Простые и составные союзы | совершенствовать навыки анализа текста, навыки составления плана | выполнение упражнений, элементы анализа текста | |
111 | 3 | | | Союзы сочинительные и подчинительные | навыки пересказа текста, анализа предложений, лингвистического разбора | словарная работа, выполнение упражнений | |
112 | 4 | | | Союзы сочинительные и подчинительные | умение определять союзы по их грамматическим признакам | самостоятельная работа с текстами, словарная работа | |
113 | 5 | | | Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении | умение правильно ставить знаки препинания в союзном сложном предложении | конструирование и разбор предложений, построение схем | |
114 | 6 | | | Сочинительные союзы | развитие орфографических и пунктуационных навыков | конструирование, построение схем, орфоэпическая работа | |
115 | 7 | | | Подчинительные союзы | умение определять роль подчинительных союзов в предложении | смысловой синтаксический разбор предложений, словарная работа | |
116 | 8 | | | Контрольное тестирование по теме «Союз» | умение работать с тестами | тест | |
117 | 9 | | | Анализ ошибок, допущенных в тесте | умение восполнения проблемных зон в изученных темах | работа над ошибками | |
118 | 10 | | | Морфологический разбор союза | навыки анализа текста, научиться применять алгоритм проведения морфологического разбора союза | | |
119 | 11 | | | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы | умение применять правило, навыки лингвистического анализа текста | | |
120 | 12 | | | Слитное написание союзов также, тоже, чтобы | научиться применять правила слитного союзов написания | | |
121 | 13 | | | Р.р. Подготовка к сочинению – репортажу с места раскопок | научиться составлять текст репортажа | | |
122 | 14 | | | Р.р. Написание сочинения- репортажа с места раскопок | навыки монологической речи | самостоятельная работа | |
123 | 15 | | | Анализ ошибок, допущенных в сочинении | умение проводить самодиагностику результатов изученной темы | работа над ошибками | |
124 | 16 | | | Повторение сведений о предлогах и союзах | навыки лингвистического разбора | беседа, сообщения уч-ся, подготовленный диктант | |
125 | 17 | | | Повторение сведений о предлогах и союзах | умение применять полученные знания на практике | лингвистический разбор, выполнение упражнений, самостоятельная работа | |
126 | 18 | | | Контрольный диктант по теме «Предлог. Союз» | навыки лингвистического разбора | диктант | |
127 | 19 | | | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте | умение восполнять пробелы в изученных темах | самостоятельная работа | |
| | Частица 22ч |
128 | 1 | | | Частица как часть речи | научиться отличать частицу от других частей речи | работа над интонацией, выполнение упражнений | |
129 | 2 | | | Разряды частиц | различать частицы по значению | тренировочные упражнения, беседа, выразительное чтение | |
130 | 3 | | | Формообразующие частицы | научиться определять формообразующие частицы | лингвистический разбор, тренировочные упражнения | |
131 | 4 | | | Формообразующие частицы | умение отличать частицы от других частей речи | составление предложений, выразительное чтение | |
132 | 5 | | | Смыслоразличи- тельные частицы | научиться определять смысловые частицы | словарная работа, тренировочные упражнения | |
133 | 6 | | | Смыслоразличи-тельные частицы | умение отличать частицы от других частей речи | лабораторная работа в парах сильный-слабый | |
134 | 7 | | | Раздельное и дефисное написание частиц | умение применять правило | лингвистический разбор, тренировочные упражнения | |
135 | 8 | | | Раздельное и дефисное написание частиц | умение определять случаи раздельного и дефисного написания частиц | комментированное письмо, сравнительный анализ | |
136 | 9 | | | Морфологический разбор частицы | навыки лингвистического разбора, работа с текстом, занимательная лингвистика | выполнение упражнений | |
137 | 10 | | | Контрольное тестирование по теме «Частицы» | восполнение проблемных зон в изученных темах | тестирование | |
138 | 11 | | | Отрицательные частицы не и ни | навыки написания не с разными частями речи | анализ предложений, игра-конкурс | |
139 | 12 | | | Отрицательные частицы не и ни | научиться различать написание отрицательных частиц не и ни | выполнение предложений, словарная работа | |
140 | 13 | | | Различение приставки не и частицы не | орфографические и пунктуационные навыки | словарная и орфографическая работа | |
141 | 14 | | | Различение приставки не- и частицы не | умение различать приставку не- и частицу не | орфоэпическая работа | |
142 | 15 | | | Частица ни, приставка ни-, союз ни…ни | орфографические и пунктуационные навыки | элементы сопоставительного анализа | |
143 | 16 | | | Частица ни, приставка ни- , союз ни…ни | научить различать омонимичные лингвистические единицы | объяснительный диктант, самостоятельная работа | |
144 | 17 | | | Р.р. Контрольное изложение с элементами рассуждения | навыки монологической письменной речи | изложение | |
145 | 18 | | | Р.р. Написание контрольного изложения | навыки каллиграфии | изложение | |
146 | 19 | | | Анализ ошибок, допущенных в изложении | умение предупреждать речевые ошибки | работа над ошибками | |
147 | 20 | | | Р.Р. Составление текста-инструкции | научиться определять признаки текста- инструкции | создание текста | |
148 | 21 | | | Контрольный диктант по теме «Частица» | умение применять полученные знания | диктант | |
149 | 22 | | | Р.р. Сочинение-рассказ по данному сюжету ( упр. (402)) | навыки монологической речи | творческая работа | |
Междометие 4ч |
150 | 1 | | | Междометие как часть речи | научиться определять междометие по его грамматическим признакам | подготовленный диктант, самопроверка, составление плана ответа | | |
151 | 2 | | | Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях | умение применять изученное правило | комментированное письмо, морфологический разбор | |
152 | 3 | | | Контрольный диктант по теме Междометие» | навыки грамотного письма | диктант | |
153 | 4 | | | Анализ ошибок, допущенных в диктанте | научиться корректировать индивидуальный маршрут проблемных зон в изученной теме | Работа над ошибками, тест | |
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах 22ч |
154 | 1 | | | Разделы науки о русском языке | научиться применять алгоритм выполнения лингвистической задачи в практической деятельности | беседа, работа с таблицей | |
155 | 2 | | | Текст | уметь определять тему текста, применять приемы компрессии текста | работа с текстом, беседа, самостоятельная работа | |
156 | 3 | | | Текст | научиться определять тему и проблему текста | работа с текстом | |
157 | 4 | | | Стили речи | Научиться применять алгоритмы определения стиля речи текста | работа с таблицей «Стили речи» | |
158 | 5 | |
| Стили речи | научиться составлять текст определённого стиля речи | работа с текстом, таблицей | |
159 | 6 | | | Р.Р.Учебно-научная речь | научиться составлять текст определённого стиля речи | работа с текстом | |
160 | 7 | | | Фонетика | умение работать со словарями, уметь применять фонетический анализ словаумение делать фонет.разбор | фонетический разбор | |
161 | 8 | | | Графика | научиться применять алгоритмы объяснения орфограмм | объяснительный диктант, групповой анализ текста | |
162 | 9 | | | Графика | умение работать со словарями | анализ текста по алгоритму выполнения задания | |
163 | 10 | |
| Лексика и фразеология | умение анализировать текст | составление текста | |
164 | 11 | | | Лексика и фразеология | умение работы со словарями | лингвистические игры | |
165 | 12 | | | Повторение и обобщение изученного в 7 классе. Орфография | умение выделять орфограммы | словарный диктант, лингвистический разбор | |
166 | 13 | | | Синтаксис и пунктуация | навыки синтаксического разбора | предупредительный диктант | |
167 | 14 | | | Контрольный тест за курс 7 класса | умение применять знания на письме | диктант | Итоговый контроль |
168 | 15 | | | Анализ ошибок, допущенных в итоговом диктанте | умение правильно объяснять орфограммы | самостоятельная работа | |
169 | 16 | | | Повторение пройденного. Орфограммы в корне слова | умение выделять орфограммы | объяснительный диктант | |
170 | 17 | | | Орфограммы в корне слова | умение применять знания на письме | предупредительный диктант, зрительный диктант | |
171 | 18 | | | Орфограммы в приставках и суффиксах | умение выделять орфограммы | Словообразователь ный разбор, объяснительный диктант | |
172 | 19 | | | Орфограммы в приставках и суффиксах | умение применять знания на письме | морфемный разбор, предупредительный диктант | |
173 | 20 | | | Повторение пройденного. Морфология | навыки определения частей речи | самостоятельная работа | |
174 | 21 | | | Морфология | умение применять знания на письме | | |
175 | 22 | | | Морфемика. Словообразование | умение применять знания на письме | Словообразователь ный разбор | |
IV.Формы контроля
устный, фронтальный опрос;
диктанты: контрольные, словарные, предупредительные, объяснительные, выборочные, графические, творческие, свободные, «Проверяю себя»;
проверочные работы;
комплексный анализ текстов;
тестовые задания;
различные виды сочинений;
изложение;
итоговый контроль: итоговый контрольный диктант, итоговый тест, контрольный словарный диктант.
V.Описание материально-технических средств обеспечения
Сведения об используемом УМК
1.Авторская программа по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений.
Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской ,М.Т.Баранова, Л.А. Тростенцовой и других 5 - 9 классы- М.:Просвещение,2011г.
2..Русский язык: учебник для7 кл.общеобразоват. учреждений /М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; научн.ред.Н.М. Шанский.-29 изд.- М.: Просвещение,2007.
Методическое обеспечение
1.УМК Е.В.Селезнёва. Тесты по русскому языку :7 класс. В 2-х частях: к учебнику М.Т. Баранова и др. «Русский язык.7 класс». Изд-во Экзамен 2014.
2.Н.В. Егорова Поурочные разработки по русскому языку: 7 класс.- М.: ВАКО, 2009
3.Горашова Н.Г. Поурочное планирование по русскому языку:7 класса к учебнику М.Т. Барановаи др. «Русскийязык7 класс/ Издательство Экзамен, 2007
4.Русский язык. 7 класс: поурочные планы по учебнику М.Т. Баранова и др. / авт-сост. С.Б. Шадрина. – Волгоград: Учитель,2007
5.Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л. А. и др. Обучение русскому языку в 7 классе: Пособие для учителей и методистов.М.: Просвещение
6.Селезнева Л. Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритм и упражнения / Л. Б. Селезнева. - М.: Просвещение, 2011.
Наглядно-дидактические пособия
1.Таблицы по курсу русского языка
2.Портреты лингвистов ХIХ – ХХ
3.З.Д. Гольдин, В.Н. Светлышева. Русский язык в таблицах. 5-11 классы. Справочное пособие. 10-е издание. Дрофа. Москва. 2007
4.С.И. Львова. Схемы – таблицы по русскому языку. Орфография и пунктуация. Раздаточные материалы. Дрофа. 2005
5.Репродукции картин в учебнике
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
1.Репродукции картин :
А.Сайкина. «Детская спортивная школа»
Е.Н. Широков. «Друзья»
И.Попов.«Первый снег»
Техническое обеспечение
1.Персональный компьютер
2. Мультимедийный проектор
3.Экран