РАССМОТРЕНА И СОГЛАСОВАНА на заседании МС Протокол № 1 от «24» августа 2018 г. | ПРИНЯТА НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ Протокол №1 от «27» августа 2018г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Менчерепской СОШ» __________ Я. С. Курбатова «01» сентября 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Всеобщая История»
для 5-9 классов
Составитель: Вершинина Альбина Евгеньевна
учитель истории
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитиеопыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;
(для слабослышащих) способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умениеорганизовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работатьиндивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;
Предметные результаты:
целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;
базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;
умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
2.Содержание учебного предмета
История Древнего мира
Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.
Первобытность.
Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской общине. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.
Древний мир.
Понятие и хронология. Карта Древнего мира.
Древний Восток
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.
Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.
Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.
Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.
Античный мир.
Понятие. Карта античного мира.
Древняя Греция
Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.
Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.
Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии.
Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.
Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.
Древний Рим
Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.
Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.
От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.
Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.
История средних веков
Средние века: понятие и хронологические рамки.
Раннее Средневековье
Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств.
Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда». Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья.
Византийская империя в IV—XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии.
Арабы в VI—ХI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.
Зрелое Средневековье
Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни.
Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община.
Города — центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики. Облик средневековых городов. Быт горожан.
Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношения светской власти и церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.
Государства Европы в XII—ХV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Ж. д’Арк. Германские государства в XII—XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские республики в XII—XV вв. Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия, восстание УотаТайлера). Гуситское движение в Чехии.
Византийская империя и славянские государства в XII—XV вв. Экспансия турок-османов и падение Византии.
Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения.
Страны Востока в Средние века.
Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей, положение покоренных народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла.
Государства доколумбовой Америки.
Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура.
Историческое и культурное наследие Средневековья.
История Нового времени
Новое время: понятие и хронологические рамки.
Европа в конце ХV— начале XVII в.
Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты. Политические, экономические и культурные последствия географических открытий. Старый и Новый Свет. Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI — начале XVII в. Возникновение мануфактур. Развитие товарного производства. Расширение внутреннего и мирового рынка.
Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в XVI — начале XVII в.: внутреннее развитие и внешняя политика. Образование национальных государств в Европе.
Начало Реформации; М. Лютер. Развитие Реформации и Крестьянская война в Германии. Распространение протестантизма в Европе. Борьба католической церкви против реформационного движения. Религиозные войны.
Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение революции.
Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война; Вестфальский мир.
Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII в.
Английская революция XVII в.: причины, участники, этапы. О. Кромвель. Итоги и значение революции. Экономическое и социальное развитие Европы в XVII—ХVIII вв.: начало промышленного переворота, развитие мануфактурного производства, положение сословий. Абсолютизм: «старый порядок» и новые веяния. Век Просвещения: развитие естественных наук, французские просветители XVIII в. Война североамериканских колоний за независимость. Образование Соединенных Штатов Америки; «отцы-основатели».
Французская революция XVIII в.: причины, участники. Начало и основные этапы революции. Политические течения и деятели революции. Программные и государственные документы. Революционные войны. Итоги и значение революции.
Европейская культура XVI—XVIII вв. Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира; выдающиеся ученые и изобретатели. Высокое Возрождение: художники и их произведения. Мир человека в литературе раннего Нового времени. Стили художественной культуры XVII—XVIII вв. (барокко, классицизм). Становление театра. Международные отношения середины XVII—XVIII в. Европейские конфликты и дипломатия. Семилетняя война. Разделы Речи Посполитой. Колониальные захваты европейских держав.
Страны Востока в XVI—XVIII вв.
Османская империя: от могущества к упадку. Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания. Империя Цин в Китае. Образование централизованного государства и установление сегунатаТокугава в Японии.
Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в.
Империя Наполеона во Франции: внутренняя и внешняя политика. Наполеоновские войны. Падение империи. Венский конгресс; Ш. М. Талейран. Священный союз.
Развитие индустриального общества. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества. Распространение социалистических идей; социалисты-утописты. Выступления рабочих. Политическое развитие европейских стран в 1815—1849 гг.: социальные и национальные движения, реформы и революции. Оформление консервативных, либеральных, радикальных политических течений и партий; возникновение марксизма.
Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в.
Великобритания в Викторианскую эпоху: «мастерская мира», рабочее движение, внутренняя и внешняя политика, расширение колониальной империи. Франция — от Второй империи к Третьей республике: внутренняя и внешняя политика, франко-германская война, колониальные войны. Образование единого государства в Италии; К. Кавур, Дж. Гарибальди. Объединение германских государств, провозглашение Германской империи; О. Бисмарк. Габсбургская монархия: австро-венгерский дуализм.
Соединенные Штаты Америки во второй половине ХIХ в.: экономика, социальные отношения, политическая жизнь. Север и Юг. Гражданская война (1861—1865). А. Линкольн.
Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы
и США в конце ХIХ в.
Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Монополистический капитализм. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Развитие транспорта и средств связи. Миграция из Старого в Новый Свет. Положение основных социальных групп. Расширение спектра общественных движений. Рабочее движение и профсоюзы. Образование социалистических партий; идеологи и руководители социалистического движения.
Страны Азии в ХIХ в.
Османская империя: традиционные устои и попытки проведения реформ. Индия: распад державы Великих Моголов, установление британского колониального господства, освободительные восстания. Китай: империя Цин, «закрытие» страны, «опиумные войны», движение тайпинов. Япония: внутренняя и внешняя политика сегунатаТокугава, преобразования эпохи Мэйдзи.
Война за независимость в Латинской Америке
Колониальное общество. Освободительная борьба: задачи, участники, формы выступлений. П. Д. Туссен-Лувертюр, С. Боливар. Провозглашение независимых государств.
Народы Африки в Новое время
Колониальные империи. Колониальные порядки и традиционные общественные отношения. Выступления против колонизаторов.
Развитие культуры в XIX в.
Научные открытия и технические изобретения. Распространение образования. Секуляризация и демократизация культуры. Изменения в условиях жизни людей. Стили художественной культуры: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Театр. Рождение кинематографа. Деятели культуры: жизнь и творчество.
Международные отношения в XIX в.
Внешнеполитические интересы великих держав и политика союзов в Европе. Восточный вопрос. Колониальные захваты и колониальные империи. Старые и новые лидеры индустриального мира. Активизация борьбы за передел мира. Формирование военно-политических блоков великих держав.
Историческое и культурное наследие Нового времени.
Новейшая история.
Мир к началу XX в. Новейшая история: понятие, периодизация.
Мир в 1900—1914 гг.
Страны Европы и США в 1900—1914 гг.: технический прогресс, экономическое развитие. Урбанизация, миграция. Положение основных групп населения. Социальные движения. Социальные и политические реформы; Д. Ллойд Джордж.
Страны Азии и Латинской Америки в 1900—1917 гг.: традиционные общественные отношения и проблемы модернизации. Подъем освободительных движений в колониальных и зависимых странах. Революции первых десятилетий ХХ в. в странах Азии (Турция, Иран, Китай). Мексиканская революция 1910—1917 гг. Руководители освободительной борьбы (Сунь Ятсен, Э. Сапата, Ф. Вилья).
Тематическое планирование
№ п\п | Тема | Кол-во часов |
| 5 класс | |
1 | История Древнего мира | 3 |
2 | Первобытность | 6 |
3 | Древний мир. Древний Восток | 21 |
4 | Античный мир. Древняя Греция | 20 |
5 | Древний Рим | 16 |
6 | Итоговое повторение | 1 |
7 | Защита проектов | 1 |
| 6 класс | |
1 | Повторение | 1 |
2 | Ранее средневековье | 14 |
3 | Зрелое средневековье | 15 |
4 | Страны Востока в Средние века | 3 |
5 | Повторение | 1 |
| 7 класс | |
1 | Повторение | 1 |
2 | История Нового времени | 1 |
3 | Европа в конце ХV— начале XVII в. | 28 |
4 | Страны Востока в XVI-XVIIв.в. | 2 |
5 | Повторение | 2 |
| 8 класс | |
1 | Повторение | 1 |
2 | История нового времени. XVIIIв. Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII в. | 14 |
3 | Повторение | 1 |
4 | Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII в. | 12 |
5 | Страны Востока в XVIII в. | 3 |
6 | Повторение | 1 |
7 | Защита проектов | 2 |
| 9 класс | |
1 | Повторение | 1 |
2 | История Нового времени XIXв. Страны Европы и Америки в I пол. XIXв. | 8 |
3 | Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в. | 6 |
4 | Повторение | 1 |
5 | Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в. | 5 |
6 | Страны Азии в ХIХ в. | 2 |
7 | Война за независимость в Латинской Америке | 1 |
8 | Народы Африки в Новое время | 2 |
9 | Развитие культуры в XIX в. | 2 |
10 | Международные отношения в XIX в. | 2 |
11 | Новейшая история | 1 |
12 | Мир в 1900—1914 гг. | 2 |
13 | Повторение | 1 |
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Менчерепская СОШ» Я. С. Курбатова____________ Приказ №____ «____» сентября 2018г. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УРОКОВ Всеобщей истории
УЧИТЕЛЬ Вершинина Альбина Евгеньевна
КЛАСС 5-8
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 68 – 5 класс (2 часа в неделю)
34 – 6 класс (1 час в неделю)
34 – 7 класс (1час в неделю)
34 – 8 класс (1час в неделю)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СОСТАВЛЕНО НА 2018-2019 уч. год.
СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ: Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС: реализуется на основе УМК под руководством А. А. Вигасина, учебника рекомендованного Министерством образования и науки РФ, 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений \А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая «История Древнего Мира» М.: Просвещение, 2015 г.
Учебник Е. В. Агибалов, Г. М. Донской История средних веков. М.: Просвещение 2015.
А. Я. Юдовская, М. А. Баранов, Л. М. Ванюшктна «Новая история 1500-1800 гг.» М.: Просвещение, 2015.
Календарно-тематическое планирование составлено учителем: Вершининой А. Е.
5 класс
№ п\п | № в теме | Дата | Тема урока | Количество часов | Примечание |
История Древнего мира (3) |
1. | 1 | | Что изучает история. Историческая хронология. | 1 | |
2. | 2 | | Историческая карта. | 1 | |
3. | 3 | | Исторические источники. Вспомогательные исторические науки. | 1 | |
Первобытность (6) |
4. | 1 | | Расселение древнейшего человека. Человек разумный. | 1 | |
5. | 2 | | Условия жизни и занятия первобытных людей. | 1 | |
6. | 3 | | Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. | 1 | |
7. | 4 | | Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. | 1 | |
8. | 5 | | От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций. | 1 | |
9. | 6 | | Повторительно-обобщающий урок по теме «Жизнь первобытных людей» | 1 | |
Древний мир. Древний Восток (21) |
10. | 1 | | Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира. | 1 | |
11. | 2 | | Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Рабы. | 1 | |
12 | 3 | | Жизнь египетского вельможи. | 1 | |
13. | 4 | | Военные походы египтян. | 1 | |
14. | 5 | | Религиозные верования египтян. | 1 | |
15. | 6 | | Познания древних египтян. Храмы и пирамиды. | 1 | |
16. | 7 | | Древние цивилизации Мессопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. | 1 | |
17. | 8 | | Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Мифы и сказания. Письменность. | 1 | |
18. | 9 | | Нововавилонское царство: завоевания, памятники | 1 | |
19. | 10 | | Финикия: природные условия, занятие жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. | 1 | |
20. | 11 | | Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. | 1 | |
21. | 12 | | Религиозные верования. Ветхозаветные сказания. | 1 | |
22. | 13 | | Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. | 1 | |
23. | 14 | | Персидская держава: военные походы, управление империей. | 1 | |
24. | 15 | | Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города государства. | 1 | |
25. | 16 | | Общественное устройство, варны. Религиозные верования и культурное наследие. | 1 | |
26 | 17 | | Древний Китай: условия жизни и хозяйственная деятельность. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. | 1 | |
27. | 18 | | Империя Цинь и Хань. Жизнь в империи: положение различных групп населения. | 1 | |
28. | 19 | | Конфуцианство. Научные знания и изобретения. | 1 | |
29. | 20 | | Храмы, Великая китайская стена | 1 | |
30. | 21 | | Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Восток» | 1 | |
Античный мир. Древняя Греция (20) |
31. | 1 | | Население Древней Греции: условия жизни и занятия. | 1 | |
32. | 2 | | Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции. | 1 | |
33. | 3 | | Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». | 1 | |
34. | 4 | | Верования древних греков. Сказания о богах и героях. | 1 | |
35. | 5 | | Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. | 1 | |
36. | 6 | | Великая греческая колонизация. | 1 | |
37. | 7 | | Афины: утверждение демократии. | 1 | |
38. | 8 | | Законы Солона. Реформы Клисфена. | 1 | |
39. | 9 | | Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание, организация военного дела. | 1 | |
40 | 10 | | Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. | 1 | |
41 | 11 | | Причины победы греков. | 1 | |
42. | 12 | | Афинская демократия при Перикле. | 1 | |
43. | 13 | | Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. | 1 | |
44. | 14 | | Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. | 1 | |
45. | 15 | | Литература, архитектура и скульптура. | 1 | |
46. | 16 | | Досуг и быт древних греков. Театр, олимпийский игры. | 1 | |
47. | 17 | | Пелопоннесская война. Возвышение Македонии. | 1 | |
48. | 18 | | Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. | 1 | |
49. | 19 | | Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира. | 1 | |
50. | 20 | | Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Греция» | 1 | |
Древний Рим (16) |
51. | 1 | | Население Древней Италии: условия жизни, занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. | 1 | |
52. | 2 | | Римская республика. Патриции и плебеи. | 1 | |
53. | 3 | | Завоевание Римом Италии. | 1 | |
54. | 4 | | Войны с Карфагеном. Ганнибал. Римская армия. | 1 | |
55. | 5 | | Установление господства Рима в Средиземноморье. | 1 | |
56. | 6 | | Рабство в Древнем Риме. | 1 | |
57. | 7 | | Земельный закон братьев Гракхов. | 1 | |
58. | 8 | | От республики к империи. Гражданские войны в Риме. | 1 | |
59. | 9 | | Цезарь. Установление императорской власти. | 1 | |
60. | 10 | | Октавиан Август. Римская империя: территория и управление. | 1 | |
61. | 11 | | Возникновение и распространение христианства. | 1 | |
62. | 12 | | Разделение Римской империи на Западную и Восточную. | 1 | |
63. | 13 | | Рим и варвары. Падение Западной Римской империи. | 1 | |
64. | 14 | | Культура Древнего Рима. Быт и досуг римлян. | 1 | |
65. | 15 | | Историческое и культурное наследие древних цивилизаций. | 1 | |
66. | 16 | | Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Рим» | 1 | |
67. | 17 | | Итоговое повторение. | 1 | |
68. | 18 | | Защита проектов. | 1 | |
6 класс
№ п\п | № в теме | Дата | Тема урока | Количество часов | Примечание |
Ранее средневековье (14) |
1. | 1 | | Повторение по темам 5 класса. Средние века: понятие и хронологические рамки. | 1 | |
2. | 2 | | Начало средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских государств. Народы Европы в раннее средневековье. | 1 | |
3. | 3 | | Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков. «Салическая правда» | 1 | |
4. | 4 | | Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад империи. | 1 | |
5. | 5 | | Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. | 1 | |
6. | 6 | | Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. | 1 | |
7 | 7 | | Ранние славянские государства. | 1 | |
8 | 8 | | Складывание феодальных отношений в странах Европы. | 1 | |
9. | 9 | | Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего средневековья. | 1 | |
10. | 10 | | Византийские императоры. Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. | 1 | |
11. | 11 | | Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжение славян и арабов. | 1 | |
12 | 12 | | Культура Византии. | 1 | |
13. | 13 | | Арабы в VI-XIв.в.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевание арабов. | 1 | |
14. | 14 | | Арабский халифат и его расцвет. Распад халифата. Культура арабов. | | |
15. | 15 | | Повторительно-обобщающий урок по теме «Раннее средневековье». | 1 | |
Зрелое средневековье (15) |
16. | 1 | | Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. | 1 | |
17. | 2 | | Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни. | 1 | |
18. | 3 | | Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община. | 1 | |
19. | 4 | | Облик средневековых городов. Города – центры ремесла, торговли, культуры. | 1 | |
20. | 5 | | Быт горожан. Городские сословия. Цехи и гильдии. | 1 | |
21. | 6 | | Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики. | 1 | |
22. | 7 | | Государства Европы в XII-XVв.в. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. | 1 | |
23 | 8 | | Образование централизованных государств в Англии и Франции. | 1 | |
24 | 9 | | Столетняя война. Ж. д Арк. | 1 | |
25 | 10 | | Германские государства в XII-XVв.в. | 1 | |
26 | 11 | | Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские республики. | 1 | |
27. | 12 | | Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий. Жакерия. Гуситское движение в Чехии. | 1 | |
28. | 13 | | Византийская империя и славянские государства в XII-XVв.в. Экспансия терок-османов и падение империи. | 1 | |
29 | 14 | | Культура средневековой Европы: сословный характер. Религия, образование, наука, литература. | 1 | |
30 | 15 | | Гуманизм и раннее Возрождение. Архитектура: романский и готический стиль. | 1 | |
Страны Востока в Средние века (3) |
31. | 1 | | Османская империя, Монгольская держава, Китай, Индия и Япония в Средние века: общественный строй, управление, военные действия, быт. | 1 | |
32. | 2 | | Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла. | 1 | |
33. | 3 | | Государства доколумбовой Америки. Общественный строй. Религиозные верования. Культура. | 1 | |
34. | 4 | | Повторительно-обобщающий урок по теме «Зрелое Средневековье». Итоговое повторение. | 1 | |
7 класс
№ п\п | № в теме | Дата | Тема урока | Количество часов | Примечание |
Повторение(1) |
1. | 1 | | Повторение по темам 6 класса. | 1 | |
История Нового времени (1) |
2. | 1 | | Новое время: понятие и хронологические рамки. | 1 | |
| | | Европа в конце ХV— начале XVII в. (28) | | |
3. | 1 | | Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты. | 1 | |
4. | 2 | | Практическая работа с контурной картой «Великие географические открытия» | 1 | |
5. | 3 | | Политические, экономические и культурные последствия географических открытий. | 1 | |
6. | 4 | | Старый и Новый Свет. | 1 | |
7. | 5 | | Экономическое развитие европейских стран в XVI — начале XVII в. | 1 | |
8. | 6 | | Возникновение мануфактур. | 1 | |
9. | 7 | | Расширение внутреннего и мирового рынка. | 1 | |
10. | 8 | | Социальное развитие европейских стран в XVI — начале XVII в. | 1 | |
11 | 9 | | Идеи Гуманизма | | |
12 | 10 | | Рождение новой европейской науки | | |
13 | 11 | | Абсолютные монархии. Англия: внутреннее развитие и внешняя политика. | 1 | |
14 | 12 | | Абсолютные монархии Франция: внутреннее развитие и внешняя политика. | 1 | |
15. | 13 | | Монархия Габсбургов в XVI — начале XVII в: внутреннее развитие и внешняя политика. | 1 | |
16. | 14 | | Повторительно-обобщающий урок «Европа в XV-начале XVII вв. | 1 | |
17. | 15 | | Развитие Реформации и Крестьянская война в Германии. | 1 | |
18. | 16 | | Начало Реформации. М. Лютер. | 1 | |
19. | 17 | | Борьба католической церкви против реформационного движения. | 1 | |
20. | 18 | | Распространение протестантизма в Европе. | 1 | |
21. | 19 | | Религиозные войны. | 1 | |
22. | 20 | | Повторительно-обобщающий урок по теме «Реформация в Европе» | 1 | |
23. | 21 | | Военные конфликты между европейскими державами. | 1 | |
24. | 22 | | Международные отношения в раннее Новое время. | 1 | |
25. | 23 | | Османская экспансия. | 1 | |
26. | 24 | | Тридцатилетняя война. Вестфальский мир. | 1 | |
27. | 25 | | Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. | 1 | |
28 | 26 | | Итоги и значение революции. | 1 | |
29 | 27 | | Английская революция XVIIв.: причины, участники, этапы. | 1 | |
30. | 28 | | О.Кромвель. Итоги и значение революции. | 1 | |
Страны Востока в XVI-XVIIв.в. (2) |
31. | 1 | | Османская империя: от могущества к упадку. | 1 | |
32. | 2 | | Индия, Китай и Япония в новое время. | 1 | |
Итоговое повторение (2) |
33. | 1 | | Итоговое повторение. | 1 | |
34. | 2 | | Защита проектов | 1 | |
8 класс
№ п\п | № в теме | Дата | Тема урока | Количество часов | Примечание |
Повторение (1) |
1. | 1 | | Повторение по темам 7 класса. | 1 | |
История нового времени. XVIIIв. Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII в. (15) |
2. | 1 | | Экономическое и социальное развитие Европы в XVII—ХVIII вв. | 1 | |
3. | 2 | | Начало промышленного переворота, развитие мануфактурного производства. | 1 | |
4. | 3 | | Положение сословий. | 1 | |
5. | 4 | | Абсолютизм: «старый порядок» и новые веяния. | 1 | |
6 | 5 | | Век Просвещения. | 1 | |
7 | 6 | | Французские просветители XVIII в | 1 | |
8 | 7 | | Французские просветители XVIII в | 1 | |
9. | 8 | | Война североамериканских колоний за независимость. | 1 | |
10. | 9 | | Образование Соединенных Штатов Америки; «отцы-основатели». | 1 | |
11. | 10 | | Французская революция XVIII в.: причины, участники. | 1 | |
12 | 11 | | Начало и основные этапы революции. | 1 | |
13. | 12 | | Программные и государственные документы. | 1 | |
14 | 13 | | Революционные войны. | 1 | |
15. | 14 | | Итоги и значение революции. | 1 | |
16 | 15 | | Повторительно-обобщающий урок «Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII в.» | 1 | |
Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII в. (12) |
17 | 1 | | Европейская культура XVI- XVIII вв. Развитие науки. | 1 | |
18. | 2 | | Переворот в естествознании, возникновение новой картины мира | 1 | |
19. | 3 | | Выдающиеся ученые и изобретатели. | 1 | |
20 | 4 | | Высокое Возрождение: художники и их произведения. | 1 | |
21 | 5 | | Высокое Возрождение: художники и их произведения. | 1 | |
22 | 6 | | Мир человека в литературе раннего Нового времени. | 1 | |
23 | 7 | | Мир человека в литературе раннего Нового времени. | 1 | |
24 | 8 | | Стили художественной культуры XVII—XVIII вв. (барокко). | 1 | |
25 | 9 | | Стили художественной культуры XVII—XVIII вв. ( классицизм). | 1 | |
26. | 10 | | Становление театра. | 1 | |
27. | 11 | | Международные отношения середины XVII—XVIII в. Европейские конфликты и дипломатия | 1 | |
28. | 12 | | Семилетняя война. Разделы Речи Посполитой. Колониальные захваты европейских держав. | 1 | |
Страны Востока в XVIII в. (3) |
29 | 1 | | Османская империя. Индия: начало проникновения англичан, британские завоевания. | 1 | |
30 | 2 | | Китай в XVIII в. | 1 | |
31 | 3 | | Образование централизованного государства и установление сегунатаТокугава в Японии. | 1 | |
Повторение (1) |
32 | 1 | | Итоговое повторение | 1 | |
Защита проектов (2) |
33/34 | 1\2 | | Защита проектов. | 2 | |
9 класс
№ | Тема урока | Количество часов |
Повторение (1) |
1. | Повторение по темам 8 класса. | 1 |
История Нового времени XIXв. Страны Европы и Америки в I пол. XIXв. (8) |
2. | Империя Наполеона во Франции: внутренняя и внешняя политика. | 1 |
3. | Наполеоновские войны. Падение империи | 1 |
4. | Венский конгресс; Ш. М. Талейран. Священный союз. | 1 |
5. | Развитие индустриального общества. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. | 1 |
6. | Изменения в социальной структуре общества. Выступления рабочих | 1 |
7. | Распространение социалистических идей; социалисты-утописты. | 1 |
8/9 | Политическое развитие европейских стран в 1815—1849 гг.: социальные и национальные движения, реформы и революции. Оформление консервативных, либеральных, радикальных политических течений и партий; возникновение марксизма. | 2 |
Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в. (6) |
10. | Великобритания в Викторианскую эпоху: «мастерская мира», рабочее движение, внутренняя и внешняя политика, расширение колониальной империи. | 1 |
11. | Франция — от Второй империи к Третьей республике: внутренняя и внешняя политика, франко-германская война, колониальные войны. | 1 |
12/13 | Образование единого государства в Италии; К. Кавур, Дж. Гарибальди. Объединение германских государств, провозглашение Германской империи; О. Бисмарк. Габсбургская монархия: австро-венгерский дуализм. | 2 |
14/15 | Соединенные Штаты Америки во второй половине ХIХ в.: экономика, социальные отношения, политическая жизнь. Север и Юг. Гражданская война (1861—1865). А. Линкольн. | 2 |
Повторение (1) |
16 | Повторение по темам I полугодия. | 1 |
Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в. (5) |
17. | Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Развитие транспорта и средств связи. | 1 |
18. | Монополистический капитализм. | 1 |
19. | Миграция из Старого в Новый Свет. Положение основных социальных групп. | 1 |
20/21 | Расширение спектра общественных движений. Рабочее движение и профсоюзы. Образование социалистических партий; идеологи и руководители социалистического движения. | 2 |
Страны Азии в ХIХ в. (2) |
22. | Османская империя: традиционные устои и попытки проведения реформ. Индия: распад державы Великих Моголов, установление британского колониального господства, освободительные восстания. | 1 |
23. | Китай: империя Цин, «закрытие» страны, «опиумные войны», движение тайпинов. Япония: внутренняя и внешняя политика сегунатаТокугава, преобразования эпохи Мэйдзи. | 1 |
Война за независимость в Латинской Америке (1) |
24. | Колониальное общество. Освободительная борьба: задачи, участники, формы выступлений. П. Д. Туссен-Лувертюр, С. Боливар. Провозглашение независимых государств. | 1 |
Народы Африки в Новое время (2) |
25. | Колониальные империи. Колониальные порядки и традиционные общественные отношения. | 1 |
26. | Выступления против колонизаторов. | 1 |
Развитие культуры в XIX в. (2) |
27/28 | Научные открытия и технические изобретения. Распространение образования. Секуляризация и демократизация культуры. Изменения в условиях жизни людей. Стили художественной культуры: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Театр. Рождение кинематографа. Деятели культуры: жизнь и творчество. | 2 |
Международные отношения в XIX в. (2) |
29/30 | Внешнеполитические интересы великих держав и политика союзов в Европе. Восточный вопрос. Колониальные захваты и колониальные империи. Старые и новые лидеры индустриального мира. Активизация борьбы за передел мира. Формирование военно-политических блоков великих держав. Историческое и культурное наследие Нового времени. | 2 |
Новейшая история (1) |
31 | Мир к началу XX в. Новейшая история: понятие, периодизация. | 1 |
Мир в 1900—1914 гг. (2) |
32/33 | Страны Европы и США в 1900—1914 гг.: технический прогресс, экономическое развитие. Урбанизация, миграция. Положение основных групп населения. Социальные движения. Социальные и политические реформы; Д. Ллойд Джордж. Страны Азии и Латинской Америки в 1900—1917 гг.: традиционные общественные отношения и проблемы модернизации. Подъем освободительных движений в колониальных и зависимых странах. Революции первых десятилетий ХХ в. в странах Азии (Турция, Иран, Китай). Мексиканская революция 1910—1917 гг. Руководители освободительной борьбы (Сунь Ятсен, Э. Сапата, Ф. Вилья). | 1 |
Повторение(1) |
34. | Итоговое повторение | 1 |