СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предназначена для учащихся 9 класса, составлена на основе Программы по литературе для 5-11 классов, авторы Г.С.Меркин, С.А.Зинин,В.А.Чалмаев.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»



Ростовская область Ремонтненский район село Большое Ремонтное

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Большеремонтненская средняя школа.



«Утверждаю»

Директор МБОУ Большеремонтненской СШ

Приказ от _______ № _____

_________________ Торбенко Г.А.




Рабочая программа



по учебному предмету литература

Уровень общего образования (класс) основное общее 9 класс

Количество часов: 97


Учитель: Цебулевская Е.Н.


Программа разработана на основе


Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.


Примерной программы основного общего образования по литературе.


Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт.сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. – М.:ООО «ТИД «Русское слово –РС», 2010.


Учебник: Меркин Г.С., Меркин Б.Г.Литература. 9 класс: учебное пособие для

общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.:ООО «ТИД «Русское слово –РС», 2011.





















Раздел 1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по литературе, Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт.сост. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. – М.:ООО «ТИД «Русское слово –РС», 2010, учебника и предназначена для изучения литературы в 9 классе на базовом уровне.


При реализации программы используется учебно-методический комплект:

  1. Меркин Г.С., Меркин Б.Г.Литература. 9 класс: учебное пособие для

общеобразовательных учреждений: в 2 ч. М.:ООО «ТИД «Русское слово –РС», 2011.

2. Методические рекомендации к учебнику С.А.Зинин, Л. В. Новикова. Литература, 9

класс: учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях. М.: «Русское

слово».2011.

3. Программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт.сост.

Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. – М.:ООО «ТИД «Русское слово –РС», 2010.

Рабочая программа построена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования и Примерной программы по литературе.

В содержание программы входят литературные произведения и историко-литературные явления от древнерусской литературы до второй половины ХХ века вклю­чительно. Делается упор на усвоение материала в историко-литературном аспекте, что дает возможность учащимся не только осмыслять отдельное художественное произведение, но и постигать наиболее суще- ственные стороны литературного процесса, видеть творчество писателя в историко-литератур- ном контексте. В связи с этим, наряду с понятиями и категориями, характеризующими кон - кретные эстетические явления, вводятся системные понятия и категории: литературный про- цесс, литературные направления, историзм, народность, поэтический мир, стиль писателя и пр.

Программа предполагает изучение избранных произведений русской литературы ( от «Слова о полку Игореве» до прозы А.И.Солженицына) на историко-литературной основе с включением монографических и обзорных разделов. Программа представляет собой концентрический на хронологической основе вариант построения с выходом на «линейное» рассмотрение историко-литературного материала, рассматривается как «переходная» по отношению к старшей школе.

Программа предусматривает следующие виды деятельности по освоению литературных произведений:

-осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

-выразительное чтение;

-различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

-заучивание наизусть стихотворных текстов;

-ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

-анализ и интерпретация произведений;

-составление планов и написание отзывов о произведениях;

-написание изложений с элементами сочинения;

-написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

-целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной. Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и со- страдания как важнейших качеств развитой личности.

В круг образовательных задач входит формирование уме­ний творческого углубленного чте- ния, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формиро- вание речевых умений, умений составить план и пересказать прочитанное, составить кон -спект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.


Место предмета в учебном плане.

Согласно Основной образовательной программе основного общего образования МБОУ Большеремонтненской СШ продолжительность учебного года в 9 классе составляет не менее 34 недель. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы в 9 классе – 102 часа. Распределение учебного времени представлено в таблице.

Класс

Федеральный базисный учебный план для ОУ РФ

Утверждённый календарный учебный график, учебный план школы, расписание занятий на 2018-2019 учебный год

Потеря учебного времени

Причины потери учебного времени

9 класс

3 часа в неделю –102 часа в год

97 часов

5 часов

ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ:

5.11.18

8.03.19

1.05.19

3.05.19

10.05.19



Раздел 2. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса и система оценивания.

Учащиеся должны знать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

  • изученные теоретико-литературные понятия.


Учащиеся должны уметь:

  • воспринимать и анализировать художественный текст;

  • выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

  • определять род и жанр литературного произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;

  • давать характеристику героев;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать своё отношение к прочитанному;

  • выразительно читать произведения (фрагменты), в том числе и наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).


Критерии оценки.

Система оценивания - 5-бальная.

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по литературе. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка сочинений

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы, в 6 классе – 1,0 – 1,5, в 7 классе – 1,5 – 2,0, в 8 классе – 2,0 – 3,0, в 9 классе – 3,0 – 4,0.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.

С помощью сочинений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм.

Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

  • разнообразие словаря и грамматического строя речи;

  • стилевое единство и выразительность речи;

  • число речевых недочетов.

  • грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка «5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых

синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.

Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

Оценка «4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

Оценка «3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.

Оценка «2» 1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.

Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Примечания.

  1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
  2. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
  3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.

Раздел 3. Содержание учебного предмета


Введение (2 ч.)

Развитие литературы от устного народного творчества до литературы 20 века.

Из зарубежной литературы (7 ч.)

У. Шекспир. «Гамлет». Жанровое многообразие драматургии У. Шекспира. Проблематика трагедий. Высокое и низкое, сиюминутное и общечелове­ческое, доброе и злое в трагедии «Гамлет». Центральный кон­фликт пьесы. Образы Гамлета и Офелии в трагедии и русском искусстве XX века.

Связь с другими искусствами: трагедия «Гамлет» на те­атральных сценах мира и в кино.

Ж.Б.Мольер. Краткие сведения о драматурге. «Высокая комедия» Ж.Б. Мольера (обзор). Тематика и проблематика комедий Моль­ера. Комедия «Мнимый больной»: основной конфликт пьесы; объекты уничтожающего смеха; группировка образов в комедии».

Связь с другими искусствами: комедии Ж.Б. Мольера на сценах русских театров и в кино

И.В. Гете. Краткие сведения о поэте. И.В. Гёте — выдающийся деятель немецкого Просвещения. «Фауст» — вершина философской литературы. Чтение и характеристика отдельных фрагментов: трагедии. И.В. Гёте в России.

Связь с другими искусствами: «Фауст» в музыке, живописи, кино.

Древнерусская литература (3 ч.)

«Слово о полку Игореве». Художественно-литературные памятники Древней Руси. «Слово о полку Игореве»: история написания и публикации, основная проблематика, система образов (образы-персонажи, образ-пейзаж, образы животных); центральная идея, значение «Слова...» в истории русской литературы и культуры. Оригинал и переводы; мысль о единстве Русской земли; сила, героизм, мудрость, верность, любовь к родине. Проблема ответственности за судьбу Руси в «Слове...».

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными фрагментами. Книжная выставка «Слово...» в истории русского книгопечатания».

Из литературы 18 века (4 ч.)

А.Н. Радищев

Основные вехи биографии. «Путешествие из Петербург, в Москву»: «Он бунтовщик хуже Пугачева...». Основная проблематика книги (идеи Просвещения: гуманизм, человеческое достоинство, свобода личности; антикрепостническая направленность «Путешествия...»; человек и государство; писатель и власть).

Из литературы 19 века (56 ч.)

А.С. Гибоедов

Основные вехи биографии А.С. Грибоедова: писатель, госуарственный деятель, дипломат. Комедия «Горе от ума».Творческая история. Личное и социальное в конфликте. Своеобразие языка. Группировка образов. Комедия в истории культуры России. Комедия в русской критике (Гончаров и Писарев «Горе от ума»). Человек и государство, проблема идеала,нравственная проблематика. Художественное богатство комедии. Современные дискуссии о комедии.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, - прослушивание «Вальса» А.С. Грибоедова.

А.С. Пушкин

Творческая биография А.С. Пушкина, темы и мотивы лирики, жанровое многообразие лирики, тема поэта и поэзии: «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Арион», Пророк», «Анчар», «K***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»; романтическая поэма «Цыганы». Художественные особенности поэмы — время, пространство, персонажи, язык; основная проблематика поэмы в контексте литературных дискуссий времени. Переход к реализму: «Повести Белкина». Богатство образов и характеров «Повестей...». Центральная проблематика. Пробуждение в читателе «чувств добрых» — нравственная позиция писателя. Реализм прозы А.С. Пушкина. Роман в стихах «Евгений Онегин»: творческая история, основная проблематика и система образов. Образ автора в романе. «Энциклопедия русской жизни». Художественные открытия в «Евгении Онегине». В.Г. Белинский о романе. Современные дискуссии о романе. Комментарии к роману. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями, рисунки А.С. Пушкина.

М.Ю. Лермонтов

Творческая биография М.Ю. Лермонтова. М.Ю. Лермонтов и А.С. Пушкин: стихотворение «Смерть Поэта». Образ поэта в представлении М.Ю. Лермонтова: стихотворение «Поэт». Темы и мотивы лирики: «Нет, я не Байрон...», «Я жить хочу...», «Пророк», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Нет, не те­бя так пылко я люблю...», «Три пальмы», «И скучно и грустно», «Дума», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»). Роман «Герой нашего времени»: обсуждение первичных представлений; сюжет, фабула, композиция. Гражданская ак­тивность и смысл жизни, светская жизнь и светские представления, позиция писателя. Внутренняя связь проблематики ро­мана с лирикой поэта. Художественное совершенство романа. Печорин и другие персонажи. Место и роль двух предисловий. Идейно-композиционное значение главы «Фаталист». В.Г. Белинский о романе.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями.

Н.В. Гоголь

Творческая биография Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» (главы из поэмы): образы помещиков, новый тип героя, от­ношение писателя изображаемым явлениям, помещичий и чи­новничий быт в изображении Н.В. Гоголя, художественное своеобразие произведения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Ф.И. Тютчав

Основные вехи биографии, темы и мотивы лирики: «С поляны коршун поднялся...», «Как весел грохот летних бурь...» и три стихотворения по выбору. Вечные темы и мотивы, нравственная позиция поэта, лирика размышлений и философская лирика. Художественное своеобразие стихотворений.

А.А. Фет

Основные вехи биографии, темы и мотивы лирики. Лирика любви, природа и человек: «Какая ночь!..», «Я тебе ничего не скажу...», «Какая грусть!..». Художественное своеобразие стихотворений.

Связь с другими искусствами: час эстетического воспита­ния «Песни и романсы на стихи Ф.И. Тютчева и А.А. Фета».

Н.А. Некрасов

Творческая биография Н.А. Некрасова. Отражение в лири­ке гражданской позиции и взглядов революционной демократии: «Памяти Добролюбова».

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями

Ф.М. Достоевский

Основные вехи биографии. Роман «Бедные люди»: мате­риальное и духовное в повести, характеристика образов пове­сти, позиция писателя. Развитие темы «маленького человека». Ф.М. Достоевский и Н.В. Гоголь.

Л. Н.Толстой

Основные вехи биографии. Автобиографическая проза: повесть «Юность». Нравственные идеалы, мечты и реальность, становление личности, основные приемы создания образа.

Из литературы 20 века (25 ч.)

Своеобразие литературного процесса первой четверти 20 века.

М. Горький

Основные вехи биографии. Своеобразие прозы раннего М. Горького. Рассказы: «Челкаш», «Двадцать шесть и одна» или «Супруги Орловы» — по выбору. Основной конфликт: люди «дна» и проблема человека и человеческого; художественная идея. «Песня о Буревестнике».

Из поэзии Серебряного века

Многообразие поэтических голосов эпохи (стихи А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, М. Цветаевой, Н. Гумилева, А. Ахматовой). Основные темы и мотивы.

Связь с другими искусствами:

использование музыкальных записей, записей мастеров художественного слова, авангар­дизм и модернизм в живописи, музыка на стихи поэтов Серебряного века, поэты Серебряного века в живописи; творческие работы учащихся (конкурс художников-иллюстраторов).

М.А. Булгаков

Основные вехи биографии. Повесть «Собачье сердце». Ос­новная проблематика и образы. Литература и история; нарица­тельный персонаж (Шариков, Швондер). Предшественники булгаковских персонажей в русской литературе XIX века. Пафос произведения и авторская позиция.

«Война. Жесточе нету слова...»

М.А. Шолохов

Основные вехи биографии. Русский характер в изображе­нии М. Шолохова. Рассказ «Судьба человека»: образы, роли сюжета и композиции в создании художественной идеи. Про­блемы человека на войне; долг, любовь, сострадание, добро на страницах рассказа. Связь рассказа «Судьба человека» с воен­ным очерком «Наука ненависти».

Связь с другими искусства: творческие работы учащихся, экранизация произведений

В.В. Быков

Основные биографические сведения. Тема войны в творчестве писателя. «Альпийская баллада». Проблематика повести. Любовь и война. Образы Ивана и Джулии.

А.Т. Твардовский

Сведения о поэте. Военная тема в лирике А.Т. Твардовского: «Я убит подо Ржевом», «Лежат они, глухие и немые...». Мотивы исторической и человеческой памяти в послевоенной лирике на военную тему. Художественное своеобразие лири­ки Твардовского о войне.

А.И. Солженицын

Основные вехи биографии писателя. А.Т. Твардовский в творческой судьбе А.И. Солженицына. Рассказ «Матренин двор». Творческая история произведения. Реалии и обобщение в рассказе. Традиции Н.А. Некрасова в «Матренином дворе». Образы Матрены и рассказчика. Самостоятельный анализ рассказа «Как жаль».

Авторская песня

Авторская песня — новое явление в русской поэзии XX ве­ка. Судьбы российских бардов. Основные темы и мотивы ав­торской песни.

Военная тема в поэзии Б.Ш. Окуджавы и B.C. Высоцкого. Связь с другими искусствами: авторская песня на эстраде и телевидении; сценическая и театральная судьба В. Высоцкого


Раздел 4.Календарно-тематическое планирование.


№ п/п

Темы уроков

Кол-во

час

Мониторинг достижений уч-ся

Дата

План

Факт


Введение

2




1

Литературные направления, школы, движения.

1


3.09


2

Периодизация литературного процесса. Роды и жанры литературных произведений

1


5.09



Из зарубежной литературы

7




3

Проблематика трагедии У.Шекспира «Гамлет. Центральный конфликт пьесы.

1


7.09


4

Образы Гамлета и Офелии в трагедии и русском искусстве ХХ века.

1


10.09


5

Ж.Б.Мольер. Краткие сведения о драматурге. «Высокая комедия» (обзор).

1


12.09


6

Тематика и проблематика комедии «Мнимый больной»

1


14.09


7

Основной конфликт, группировка образов комедии «Мнимый больной»

1


17.09


8

И.В.Гёте – выдающийся деятель немецкого Просвещения.

1


19.09


9

«Фауст» И.В.Гёте - вершина философской литературы.

1


21.09



Из  древнерусской литературы


3




10

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник

древнерусской литературы.

1


24.09


11

Основная проблематика, система образов «Слова…»

1


26.09


12

Патриотический пафос и художественное

совершенство «Слова…» Образ автора.

1


28.09



Из литературы XVIII века

4




13

Общая характеристика литературы 18

века. Классицизм.

1


1.10


14

А. Н. Радищев. Основные вехи биографии. «Путешествие из Петербурга в Москву».

1


3.10


15

Основная проблематика книги «Путешествия…»

1


5.10


16

Сочинение по литературе 18 века

1

сочинение

8.10



Литература первой половины XIX века

56




17

Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века.

1


10.10


18

А. С. Грибоедов. Основные вехи биографии А.С. Грибоедова: писатель, государственный деятель, дипломат.

1


12.10


19

Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии.

1


15.10


20

Идеалы и антиидеалы Чацкого.

1


17.10


21

Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX века.

1


19.10


22

Чацкий и Молчалин.

1


22.10


23

Образ Софьи в трактовке современников и в нашем видении.

1


24.10


24

Конкурсное чтение наизусть (монологи Чацкого, Фамусова).

1


26.10



1 четверть – 25 часов





25

Комедия в русской критике. (Гончаров. Писарев).

1


7.11


26

27

Сочинение по комедии «Горе от ума».

2

сочинение

9.11

12.11


28

Черты романтизма в творчестве Батюшкова, Дельвига, Баратынского, Языкова.

1


14.11


29

А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь. Темы, мотивы лирики.

1


16.11


30

Анализ стихотворений «К морю», «Арион», Пророк» и др.

1


19.11


31

Романтическая поэма «Цыганы».

1


21.11


32

«Повести Белкина». Богатство образов и характеров.

1


23.11


33

Центральная проблематика «Повестей…

1


26.11


34

Нравственная позиция писателя. Реализм прозы А.С. Пушкина.

1


28.11



35

Творческая история и художественное своеобразие романа «Евгений Онегин».

1


30.11


36

Духовные искания Евгения Онегина

1


3.12


37

Онегин и Ленский.

1


5.12


38

Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора.

1


7.12


39

Картины жизни русского дворянства в романе.

1


10.12


40

Нравственно-философская проблематика романа

1


12.12


41

В.Г.Белинский о романе. Современные дискуссии.

1


14.12


42

43

Сочинение по творчеству А.С.Пушкина.

2

сочинение

17.12

19.12


44

М.Ю. Лермонтов. Творческая биография. Темы и мотивы лирики.

1


21.12


45

Анализ стихотворений «Поэт», Нет, я не Байрон...» и др.

1


24.12


46

Анализ стихотворений «Нет, не те­бя так пылко я люблю...», «Три пальмы» и др.

1


26.12


47

Роман «Герой нашего времени». Жанр и композиция.

1


28.12



2 четверть – 23 часа





48

Странный человек Печорин. (Главы «Бэла», «Максим Максимыч»).

1


14.01


49

Печорин в кругу «честных контрабандистов» (Глава «Тамань»)

1


16.01


50

«История жизни Печорина, написанная им самим» («Княжна «Мери»).

1


18.01


51

Идейно-композиционное значение повести «Фаталист»

1


21.01


52

Урок-семинар по роману «Герой нашего времени»

1


23.01


53

54

Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова.

2

сочинение

25.01

28.01


55

Тестирование по теме «Литература 19 века»

1

тест

30.01


56

Н.В. Гоголь. Творческая биография Н.В. Гоголя.

1


1.02


57

Творческая история, смысл названия, сюжет и композиция «Мертвых душ»

1


4.02


58

Характеристика различных типов помещиков.

1


6.02


59

Чичиков и губернское общество.

1


8.02


60

Тема народа и Родины в поэме. Лирические отступления.

1


11.02


61

Литературная гостиная «Гоголь…»

1


13.02


62

63

Сочинение по творчеству Н.В.Гоголя.

2

сочинение

15.02

18.02


64

Ф.И. Тютчев. Основные вехи биографии, темы и мотивы лирики.

1


20.02


65

Анализ стихотворений«С поляны коршун поднялся...» и др.

1


22.02


66

А.А. Фет. Основные вехи биографии, темы и мотивы лирики.

1


25.02


67

Лирика любви, природа и человек. «Какая ночь!..» и др.

1


27.02


68

Н.А. Некрасов. Творческая биография. «Памяти Добролюбова».

1


1.03


69

Ф.М. Достоевский. Основные вехи биографии. Роман «Бедные люди»

1


4.03


70

Тема «маленького человека» в романе «Бедные люди»

1


6.03


71

Л Н Толстой. Основные вехи биографии. Автобиографическая проза: повесть «Юность»

1


11.03


72

Нравственные идеалы, мечты и реальность, становление личности в повести.

1


13.03



Из литературы XX века


25




73

Своеобразие литературного процесса первой четверти XX века.

1


15.03


74

М. Горький. Основные вехи биографии. Своеобразие прозы раннего М. Горького.

1


18.03


75

Рассказ «Челкаш».

1


20.03


76

«Песня о Буревестнике». Художественная идея.

1


22.03



3 четверть – 28 часов





77

Из поэзии Серебряного века

Многообразие поэтических голосов эпохи (стихи А. Блока, С. Есенина)

1


3.04


78

Многообразие поэтических голосов эпохи (стихи М. Цветаевой, Н. Гумилева, А. Ахматовой).

1


5.04


79

Сочинение на тему «Поэзия Серебряного века».

1

сочинение

8.04


80

М.А. Булгаков. Основные вехи биографии. Повесть «Собачье сердце»,проблематика и образы.

1


10.04


81

Нарица­тельный персонаж (Шариков, Швондер).

1


12.04


82

«Война. Жесточе нету слова...»

М.А. Шолохов. Основные вехи биографии. Рассказ «Судьба человека».

1


15.04


83

Нравственная проблематика рассказа «Судьба человека».

1


17.04


84

В.В. Быков.Основные биографические сведения. Тема войны в творчестве писателя.

1


19.04


85

Проблематика повести «Альпийская баллада».

1


22.04


86

А.Т. Твардовский. Сведения о поэте. Военная тема в лирике А.Т. Твардовского.

1


24.04


87

Анализ стихотворений «Я убит подо Ржевом»,

«Лежат они, глухие и немые».

1


26.04


88

А.И. Солженицын. Основные вехи биографии. Рассказ «Матренин двор». Творческая история.

1


29.04


89

Образы Матрены и рассказчика.

1


6.05


90

Самостоятельный анализ рассказа «Как жаль».

1


8.05


91

Сочинение по русской литературе 20 века.

1

сочинение

13.05


92

Авторская песня. Основные темы и мотивы ав­торской песни.

1


15.05


93

Военная тема в поэзии Б.Ш. Окуджавы

1


17.05


94

Военная тема в поэзии B.C. Высоцкого.

1


20.05


95

Итоговое контрольное тестирование.

1

тест

22.05


96

97

Итоговый урок.

2


22.05

24.05



4 четверть -21 час






За год – 97 часов








СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Заместитель директора по УВР

методического совета _________ /Скиданова Л.В./ МБОУ Больше-

ремонтненская СШ ________2018 года

от _________ 2018 года № 1

Руководитель МС:

_________/______________/



























13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!