Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса..
Требования к результатам освоения предмета в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
Изучение биологии в основной школе дает возможность достичь следующих личностных результатов:
1)воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; основ культурного наследия народов России и человечества; усвоения гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
1) умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
4) умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения программы по биологии являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности:
• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере: овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета биологии в 5 классе.
Тема 1. Человек изучает живую природу.
Предметные результаты.
Обучающиеся должны владеть:
- основными методами биологических исследований;
-приборами и инструментами, необходимыми для изучения живой природы;
Обучающиеся должны научиться;
- объяснять значение биологических знаний в жизни человека;
-объяснять роль органов чувств во взаимодействии человека с окружающей средой;
-приводить примеры, иллюстрирующие связь биологии с другими науками;
- описывать условия, которые следует соблюдать при проведении эксперимента.
Тема 2. По ступеням «Лестницы жизни».
Предметные результаты
Обучающиеся должны владеть:
- что означает понятие «система»;
- биологическими явлениями;
-что означает понятие «вид»;
- основными возрастными периодами в жизни человека.
Обучающиеся должны научиться:
-приводить примеры природных и искусственных систем;
-описывать особенности биологических систем;
-приводить примеры биологических систем, относящихся к каждому из уровней организации;
-доказывать единство организма и окружающей среды;
-описывать принципиальное строение клетки;
-давать общую характеристику разнообразия клеток и тканей, образующих организм человека;
-объяснять уникальные особенности вирусов.
Тема 3.Жизнь на Земле – явление космическое.
Предметные результаты
Обучающиеся должны различать:
-наиболее существенные этапы развития жизни на нашей планете;
-современные точки зрения о происхождении человека;
-место человека в системе живой природы;
-сходство и различия человека с человекообразными обезьянами.
Обучающиеся должны научиться:
-объяснять, как ученые узнают о прошлом Земли;
-находить в строении своего тела особенности, общие для всех представителей отряда приматов;
-приводить примеры биологических ритмов.
Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле.
Предметные результаты
Обучающиеся должны понимать:
-что такое биологическое разнообразие;
-почему необходимо сохранять биоразнообразие;
-какие компоненты окружающей среды относятся к природной среде, а какие – к социальной;
-главные причины исчезновения видов;
-почему экологические проблемы не могут быть решены только за счет достижений науки и техники.
Обучающиеся должны научиться:
-объяснять, почему сокращение биоразнообразия нарушает устойчивость биосферы;
-различать виды потребностей;
-приводить примеры, подтверждающие, что организм приспосабливается к изменяющимся условиям окружающей среды.
Метапредметные результаты.
Обучающиеся должны научиться:
-проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
-ставить учебную задачу под руководством учителя;
-составлять план выполнения учебной задачи;
-работать в соответствии с поставленной задачей;
-систематизировать и обобщать разные виды информации;
-составлять простой и сложный план текста;
-участвовать в совместной деятельности;
-узнавать изучаемые объекты на наглядных пособиях, в природе.
Личностные результаты.
-освоение учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека;
-соблюдение правил поведения в природе;
-осознание ценности живых организмов и необходимости бережного отношения к окружающей среде;
-формирование любви к природе;
-развитие эстетического восприятия живой природы;
-формирование ответственного отношения к учению, труду;
-умение слушать и слышать другое мнение.
.
Содержание учебного предмета, курса.
Введение
Самое удивительное на планете – это жизнь. Средневековые представления о возможности самозарождения жизни. Опыт Ф.Реди. Отличие опыта от простого наблюдения.
Тема 1. Человек изучает живую природу
Познание- процесс получения знаний о различных объектах, явлениях и закономерностях окружающего мира. Обязательное условие существования человека – постоянный обмен информацией с окружающей средой при помощи органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Ощущение и восприятие – процессы, благодаря которым наш организм получает информацию об окружающей среде.
Естествознание – система знаний о природе. Биология – дисциплина, изучающая объекты и явления живой природы. Связь биологии с другими науками.
Научные методы познания. Наука – один из способов познания человеком окружающего мира. Универсальные методы научного познания окружающего мира: наблюдение, эксперимент, моделирование. Значение описания, сравнения, измерения для получения информации.
Наблюдение и эксперимент в биологии. Индивидуальная работа «Наблюдение за птицами». Выдвижение гипотез. Моделирование в науке- важнейший метод получения новых знаний. Этапы научного моделирования: построение модели исследуемого природного объекта; изучение модели; перенос полученной информации на реальный объект исследования. Моделирование в биологии.
Приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы. Современные технологии на службе биологии. Микроскоп как величайшее изобретение, повлиявшее на развитие биологии. Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. Научная фотография. Макросъемка.
Проект. Создание наглядного пособия «Возможности увеличительных приборов и биологических объектов, доступные для изучения с их помощью»
Демонстрация. Наглядные пособия, иллюстрирующие связь биологии с другими науками. Изображения научных приборов и инструментов. Микроскоп. Биологические иллюстрации.
Лабораторные и практические работы. Знакомство с оборудованием для научных исследований. Опыт с элодеей (работа в группе). Измеряем рост (работа в группе).
Тема 2. По ступеням «Лестницы жизни»-
Системы природные (системы живой и неживой природы) и искусственные (созданные человеком). Элементы систем. Взаимосвязь элементов системы. Потеря целостности системы при разрушении связей между элементами.
Биологические системы – живые объекты различной сложности. Особенности биологических систем. Биологические явления – изменения в биологических системах.
Проект «Составление паспорта дерева»
«Лестница жизни». Основные уровни организации жизни: молекулы, клетки и ткани, организмы, виды и популяции, сообщества и экосистемы, биосфера.
Биосфера- живая оболочка планеты. Устойчивость биосферы. Экосистема. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ.
Вид – единица живого мира. Основные признаки вида. Причины возникновения видового многообразия. Современные оценки численности видов на планете.
Популяция – совокупность особей одного вида, обитающих на одной территории и свободно скрещивающихся между собой. Структура популяции. Связи между популяциями.
Организм – неделимая единица живого мира. Единство организма и окружающей среды. Условия окружающей среды. Воздействия экологических факторов. Развитие организма. Активный образ жизни и его роль в сохранении духовного и физического здоровья. Групповой проект. Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. Научная фотография.
Клетка – наименьшая единица живого организма. Основные части и органоиды клетки. Осуществление клеткой всех основных жизненных процессов: дыхания, питания, выделения и др. Ткани. Многообразие, особенности строения и функции тканей тела человека.
Вирусы – особая неклеточная форма жизни. Работа Д.И.Ивановского. значение вирусов в природе и жизни человека.
Демонстрация. Наглядные пособия, иллюстрирующие основные уровни организации жизни, структуру экосистем и популяций. Строение клетки. Примеры тканей человеческого организма. Многообразие вирусов.
Лабораторные и практические работы. Изучаем кожу (индивидуальная работа).
Тема 3. Жизнь на Земле – явление космическое
Возникновение и развитие жизни. Работа палеонтологов. Восстановление облика вымерших животных и растений.
Происхождение человека: три взгляда на одну проблему. Легенды и мифы народов мира о том, как появились на Земле люди. Священные книги :Библия, Коран, Тора – о происхождении человека. Происхождение человека от древних обезьяноподобных млекопитающих – точка зрения большинства современных ученых. Роль прямохождения в происхождении человека. «Космическая» гипотеза.
Человек разумный – один из миллионов видов организмов. Место человека в системе живой природы. Ближайшие родственники человека. Человекообразные обезьяны, человек: черты сходства и различия.
Периодические явления в живой природе. Ритмы космические, биологические и экологические.
Групповой проект «Периодические явления в живой природе».
Демонстрация. Репродукции картин изображающих фауну и флору различных эр и периодов. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах. Изображения человекообразных обезьян и предков человека.
Лабораторные и практические работы. Изучение мела под микроскопом.
Экскурсия. Экскурсия в краеведческий музей.
Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле
Биологическое разнообразие – разнообразие жизни во всех ее проявлениях. Три уровня биоразнообразия: внутривидовое разнообразие, видовое разнообразие, разнообразие экосистем. Необходимость сохранения биоразнообразия. Конвенция о биологическом разнообразии: 22 мая – Международный день биологического разнообразия.
Среда окружающая человека: природная, социальная. Взаимодействие человека и окружающей среды: непрерывный обмен веществ , энергии и информации. Потребности человека: биологические и социальные, материальные и духовные. Взаимовлияние природы и человека.
Влияние деятельности человека на биологическое разнообразие. Исчезновение видов.
Отрицательные качества, которые свойственны современному человеку. Азбука экологической культуры.
Проектно-ориентированные проекты по охране окружающей среды: «Экологические проблемы моей малой Родины» , «Азбука экологической культуры».
Демонстрация. Изображения животных, вымерших за последние 200- 300 лет. Негативные последствия влияния человечества на живую природу
Тематическое планирование с указанием количества часов отводимых на освоение каждой темы.
п/№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | |
п | ф | |
| Введение | 1 | | | |
1 | Самое удивительное на планете – это жизнь. Опыт Ф.Реди.. | 1 | | | |
| Тема 1. Человек изучает живую природу | 7 | | | |
2 | Познание- процесс получения знаний об объектах окружающего мира. | .1 | | | |
3 | Биология – дисциплина, изучающая объекты и явления живой природы. Связь биологии с другими науками. | 1 1 1 1 | | | |
4 | Научные методы познания. Лабораторная работа «Опыт с элодеей». | | | |
5 | Наблюдение и эксперимент в биологии. Индивидуальная работа «Наблюдение за птицами». | |
| |
| |
6 | Приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы. Современные технологии на службе биологии. Лабораторная работа « Измеряем рост» | | | |
7 | Биологические иллюстрации: рисунки, Биологические фотографии, компьютерные модели. Научная фотография. Макросъемка. | | | |
1 | |
8 | Проект. Создание наглядного пособия «Возможности увеличительных приборов и биологических объектов, доступные для изучения с их помощью» | 1 | | | |
| Тема 2. По ступеням «Лестницы жизни». | 15 | | | |
9 | Системы природные. Элементы систем | .1 | | | |
10 | Биологические системы – живые объекты различной сложности. Проект «Составление паспорта дерева» | 1 | | | |
11 | «Лестница жизни». Основные уровни организации жизни. | 1 | | | |
1 | | | |
12 | Биосфера- живая оболочка планеты. Устойчивость биосферы. | |
13 | Экосистема. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. | 1 | | | |
14 | Круговорот веществ. | |
1 | | | |
15 | Вид – единица живого мира. | 1 1 | | | |
| | |
16 | Популяция – совокупность особей одного вида, обитающих на одной территории и свободно скрещивающихся между собой. | 1 | |
17 | Организм – неделимая единица живого мира. | 1 1 1 1 1 1 1 | | | |
18 | Активный образ жизни. Групповой проект. «Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели.» | | | |
19 | Клетка – наименьшая единица живого организма | 1 | | | |
20 | Ткани. | 1 | | | |
21 | Многообразие, особенности строения и функции тканей тела человека. Практическая работа « Изучаем кожу» | 1 | | | |
22 | Вирусы – особая неклеточная форма жизни. | 1 | | | |
23 | Урок обобщения и закрепления знаний | 1 | | | |
| Тема 3. Жизнь на Земле — явление космическое. 6 | |
24 | Возникновение и развитие жизни. Лабораторная работа. «Изучение мела под микроскопом». | 1 1 1 1 1 1 | | | |
25 | Работа палеонтологов. Восстановление облика вымерших животных и растений. | | | |
26 | Происхождение человека: три взгляда на одну проблему. | 1 1 | | | |
27 | Человек разумный – один из миллионов видов организмов. | | | |
28 | Место человека в системе живой природы. Ближайшие родственники человека. | 1 | | | |
29 | Периодические явления в живой природе. Групповой проект «Периодические явления в живой природе». | 1 | | | |
Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле. 5 | | |
30 | Биологическое разнообразие – разнообразие жизни во всех ее проявлениях. | 1 | | | |
31 | Среда окружающая человека: природная, социальная | 1 | |
| | |
32 | Влияние деятельности человека на биологическое разнообразие | 1 | | | |
33 | Азбука экологической культуры | 1 | | | |
34 | Проектно-ориентированные проекты по охране окружающей среды: «Экологические проблемы моей малой Родины». | 1 | | | |
35. | Урок обобщения и закрепления знаний | 1 | | | |
11