СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

рабочая программа по биологии для 5 класса1 час в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса..

Требования к результатам освоения предмета в основной школе определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

Изучение биологии в основной школе дает возможность достичь следующих личностных результатов:

1)воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; основ культурного наследия народов России и человечества; усвоения гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию

2) реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1) умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4) умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения программы по биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3. В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5. В эстетической сфере: овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета биологии в 5 классе.

Тема 1. Человек изучает живую природу.

Предметные результаты.

Обучающиеся должны владеть:

- основными методами биологических исследований;

-приборами и инструментами, необходимыми для изучения живой природы;

Обучающиеся должны научиться;

- объяснять значение биологических знаний в жизни человека;

-объяснять роль органов чувств во взаимодействии человека с окружающей средой;

-приводить примеры, иллюстрирующие связь биологии с другими науками;

- описывать условия, которые следует соблюдать при проведении эксперимента.

Тема 2. По ступеням «Лестницы жизни».

Предметные результаты

Обучающиеся должны владеть:

- что означает понятие «система»;

- биологическими явлениями;

-что означает понятие «вид»;

- основными возрастными периодами в жизни человека.

Обучающиеся должны научиться:

-приводить примеры природных и искусственных систем;

-описывать особенности биологических систем;

-приводить примеры биологических систем, относящихся к каждому из уровней организации;

-доказывать единство организма и окружающей среды;

-описывать принципиальное строение клетки;

-давать общую характеристику разнообразия клеток и тканей, образующих организм человека;

-объяснять уникальные особенности вирусов.

Тема 3.Жизнь на Земле – явление космическое.

Предметные результаты

Обучающиеся должны различать:

-наиболее существенные этапы развития жизни на нашей планете;

-современные точки зрения о происхождении человека;

-место человека в системе живой природы;

-сходство и различия человека с человекообразными обезьянами.

Обучающиеся должны научиться:

-объяснять, как ученые узнают о прошлом Земли;

-находить в строении своего тела особенности, общие для всех представителей отряда приматов;

-приводить примеры биологических ритмов.

Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле.

Предметные результаты

Обучающиеся должны понимать:

-что такое биологическое разнообразие;

-почему необходимо сохранять биоразнообразие;

-какие компоненты окружающей среды относятся к природной среде, а какие – к социальной;

-главные причины исчезновения видов;

-почему экологические проблемы не могут быть решены только за счет достижений науки и техники.

Обучающиеся должны научиться:

-объяснять, почему сокращение биоразнообразия нарушает устойчивость биосферы;

-различать виды потребностей;

-приводить примеры, подтверждающие, что организм приспосабливается к изменяющимся условиям окружающей среды.

Метапредметные результаты.

Обучающиеся должны научиться:

-проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

-ставить учебную задачу под руководством учителя;

-составлять план выполнения учебной задачи;

-работать в соответствии с поставленной задачей;

-систематизировать и обобщать разные виды информации;

-составлять простой и сложный план текста;

-участвовать в совместной деятельности;

-узнавать изучаемые объекты на наглядных пособиях, в природе.

Личностные результаты.

-освоение учащимися, какие последствия для окружающей среды может иметь разрушительная деятельность человека;

-соблюдение правил поведения в природе;

-осознание ценности живых организмов и необходимости бережного отношения к окружающей среде;

-формирование любви к природе;

-развитие эстетического восприятия живой природы;

-формирование ответственного отношения к учению, труду;

-умение слушать и слышать другое мнение.







.


































Содержание учебного предмета, курса.


Введение

Самое удивительное на планете – это жизнь. Средневековые представления о возможности самозарождения жизни. Опыт Ф.Реди. Отличие опыта от простого наблюдения.

Тема 1. Человек изучает живую природу

Познание- процесс получения знаний о различных объектах, явлениях и закономерностях окружающего мира. Обязательное условие существования человека – постоянный обмен информацией с окружающей средой при помощи органов чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Ощущение и восприятие – процессы, благодаря которым наш организм получает информацию об окружающей среде.

Естествознание – система знаний о природе. Биология – дисциплина, изучающая объекты и явления живой природы. Связь биологии с другими науками.

Научные методы познания. Наука – один из способов познания человеком окружающего мира. Универсальные методы научного познания окружающего мира: наблюдение, эксперимент, моделирование. Значение описания, сравнения, измерения для получения информации.

Наблюдение и эксперимент в биологии. Индивидуальная работа «Наблюдение за птицами». Выдвижение гипотез. Моделирование в науке- важнейший метод получения новых знаний. Этапы научного моделирования: построение модели исследуемого природного объекта; изучение модели; перенос полученной информации на реальный объект исследования. Моделирование в биологии.

Приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы. Современные технологии на службе биологии. Микроскоп как величайшее изобретение, повлиявшее на развитие биологии. Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. Научная фотография. Макросъемка.

Проект. Создание наглядного пособия «Возможности увеличительных приборов и биологических объектов, доступные для изучения с их помощью»

Демонстрация. Наглядные пособия, иллюстрирующие связь биологии с другими науками. Изображения научных приборов и инструментов. Микроскоп. Биологические иллюстрации.

Лабораторные и практические работы. Знакомство с оборудованием для научных исследований. Опыт с элодеей (работа в группе). Измеряем рост (работа в группе).

Тема 2. По ступеням «Лестницы жизни»-

Системы природные (системы живой и неживой природы) и искусственные (созданные человеком). Элементы систем. Взаимосвязь элементов системы. Потеря целостности системы при разрушении связей между элементами.

Биологические системы – живые объекты различной сложности. Особенности биологических систем. Биологические явления – изменения в биологических системах.

Проект «Составление паспорта дерева»

«Лестница жизни». Основные уровни организации жизни: молекулы, клетки и ткани, организмы, виды и популяции, сообщества и экосистемы, биосфера.

Биосфера- живая оболочка планеты. Устойчивость биосферы. Экосистема. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ.

Вид – единица живого мира. Основные признаки вида. Причины возникновения видового многообразия. Современные оценки численности видов на планете.

Популяция – совокупность особей одного вида, обитающих на одной территории и свободно скрещивающихся между собой. Структура популяции. Связи между популяциями.

Организм – неделимая единица живого мира. Единство организма и окружающей среды. Условия окружающей среды. Воздействия экологических факторов. Развитие организма. Активный образ жизни и его роль в сохранении духовного и физического здоровья. Групповой проект. Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели. Научная фотография.

Клетка – наименьшая единица живого организма. Основные части и органоиды клетки. Осуществление клеткой всех основных жизненных процессов: дыхания, питания, выделения и др. Ткани. Многообразие, особенности строения и функции тканей тела человека.

Вирусы – особая неклеточная форма жизни. Работа Д.И.Ивановского. значение вирусов в природе и жизни человека.

Демонстрация. Наглядные пособия, иллюстрирующие основные уровни организации жизни, структуру экосистем и популяций. Строение клетки. Примеры тканей человеческого организма. Многообразие вирусов.

Лабораторные и практические работы. Изучаем кожу (индивидуальная работа).

Тема 3. Жизнь на Земле – явление космическое

Возникновение и развитие жизни. Работа палеонтологов. Восстановление облика вымерших животных и растений.

Происхождение человека: три взгляда на одну проблему. Легенды и мифы народов мира о том, как появились на Земле люди. Священные книги :Библия, Коран, Тора – о происхождении человека. Происхождение человека от древних обезьяноподобных млекопитающих – точка зрения большинства современных ученых. Роль прямохождения в происхождении человека. «Космическая» гипотеза.

Человек разумный – один из миллионов видов организмов. Место человека в системе живой природы. Ближайшие родственники человека. Человекообразные обезьяны, человек: черты сходства и различия.

Периодические явления в живой природе. Ритмы космические, биологические и экологические.

Групповой проект «Периодические явления в живой природе».

Демонстрация. Репродукции картин изображающих фауну и флору различных эр и периодов. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах. Изображения человекообразных обезьян и предков человека.

Лабораторные и практические работы. Изучение мела под микроскопом.

Экскурсия. Экскурсия в краеведческий музей.

Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле

Биологическое разнообразие – разнообразие жизни во всех ее проявлениях. Три уровня биоразнообразия: внутривидовое разнообразие, видовое разнообразие, разнообразие экосистем. Необходимость сохранения биоразнообразия. Конвенция о биологическом разнообразии: 22 мая – Международный день биологического разнообразия.

Среда окружающая человека: природная, социальная. Взаимодействие человека и окружающей среды: непрерывный обмен веществ , энергии и информации. Потребности человека: биологические и социальные, материальные и духовные. Взаимовлияние природы и человека.

Влияние деятельности человека на биологическое разнообразие. Исчезновение видов.

Отрицательные качества, которые свойственны современному человеку. Азбука экологической культуры.

Проектно-ориентированные проекты по охране окружающей среды: «Экологические проблемы моей малой Родины» , «Азбука экологической культуры».

Демонстрация. Изображения животных, вымерших за последние 200- 300 лет. Негативные последствия влияния человечества на живую природу













Тематическое планирование с указанием количества часов отводимых на освоение каждой темы.



п/№

Тема урока


Кол-во

часов

Дата проведения


п


ф





Введение



1






1

Самое удивительное на планете – это жизнь. Опыт Ф.Реди..



1









Тема 1. Человек изучает живую природу



7








2




Познание- процесс получения знаний об объектах окружающего мира.



.1




3

Биология – дисциплина, изучающая объекты и явления живой природы. Связь биологии с другими науками.


1








1






1






1








4

Научные методы познания. Лабораторная работа «Опыт с элодеей».




5

Наблюдение и эксперимент в биологии. Индивидуальная работа «Наблюдение за птицами».






6







Приборы и инструменты, необходимые для изучения живой природы. Современные технологии на службе биологии. Лабораторная работа « Измеряем рост»





7


Биологические иллюстрации: рисунки,

Биологические фотографии, компьютерные модели. Научная фотография. Макросъемка.





1


8

Проект. Создание наглядного пособия «Возможности увеличительных приборов и биологических объектов, доступные для изучения с их помощью»


1







Тема 2. По ступеням «Лестницы жизни».




15








9

Системы природные. Элементы систем

.1







10

Биологические системы – живые объекты различной сложности.

Проект «Составление паспорта дерева»


1




11

«Лестница жизни». Основные уровни организации жизни.

1




1




12


Биосфера- живая оболочка планеты. Устойчивость биосферы.


13


Экосистема. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты.


1




14


Круговорот веществ.










1




15

Вид – единица живого мира.

1




1










16

Популяция – совокупность особей одного вида, обитающих на одной территории и свободно скрещивающихся между собой.

1


17

Организм – неделимая единица живого мира.


1



1





1


1



1




1


1




18

Активный образ жизни. Групповой проект. «Биологические иллюстрации: рисунки, фотографии, компьютерные модели.»




19

Клетка – наименьшая единица живого организма

1




20

Ткани.


1




21

Многообразие, особенности строения и функции тканей тела человека. Практическая работа

« Изучаем кожу»


1




22

Вирусы – особая неклеточная форма жизни.



1




23

Урок обобщения и закрепления знаний

1





Тема 3. Жизнь на Земле — явление космическое. 6



24

Возникновение и развитие жизни. Лабораторная работа. «Изучение мела под микроскопом».

1




1




1



1


1





1




25

Работа палеонтологов. Восстановление облика вымерших животных и растений.





26

Происхождение человека: три взгляда на одну проблему.

1




1





27

Человек разумный – один из миллионов видов организмов.

























28

Место человека в системе живой природы. Ближайшие родственники человека.

1




29

Периодические явления в живой природе. Групповой проект «Периодические явления в живой природе».



1




Тема 4. Человек и разнообразие жизни на Земле. 5



30



Биологическое разнообразие – разнообразие жизни во всех ее проявлениях.

1




31

Среда окружающая человека: природная, социальная


1













32

Влияние деятельности человека на биологическое разнообразие



1




33


Азбука экологической культуры

1





34

Проектно-ориентированные проекты по охране окружающей среды: «Экологические проблемы моей малой Родины».

1





35.


Урок обобщения и закрепления знаний



1





11