Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений РФ, учебному плану МБОУ Горицкая ООШ на 2018-2019 учебный год, на изучение предмета математика отводится 105 часов(5 часов в неделю, 35 учебных недель)
Рабочая программа ориентирована на использование учебника С.М. Никольского, М.К. Потапова, Н.Н. Решетникова, А.В. Шевкина «Математика 6 класс» - М.: Просвещение, 2018 г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные:
у учащихся будут сформированы:
ответственное отношение к учению;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
у учащихся могут быть сформированы:
первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач.
Метапредметные:
регулятивные
учащиеся научатся:
формулировать и удерживать учебную задачу;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации;
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
составлять план и последовательность действий;
осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
учащиеся получат возможность научиться:
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
познавательные
учащиеся научатся:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
осуществлять смысловое чтение;
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решении учебных математических проблем;
понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать и соответствии с предложенным алгоритмом;
понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решит, в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
учащиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКГ-компетентности);
видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст
в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
коммуникативные
учащиеся научатся:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные:
Рациональные числа
Ученик научится:
1) понимать особенности десятичной системы счисления;
2) владеть понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
3) выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
4) сравнивать и упорядочивать натуральные числа и обыкновенные дроби;
5) выполнять вычисления с натуральными числами и обыкновенными дробями, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применение калькулятора;
6) выполнять несложные практические расчёты.
Ученик получит возможность:
1) углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
2) научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Действительные числа
Ученик научится:
- использовать начальные представления о множестве натуральных чисел;
Ученик получит возможность:
- развить представление о числе и числовых системах; о роли вычислений в человеческой практике;
Измерения, приближения, оценки
Ученик научится:
- использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин.
Ученик получит возможность:
1) понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения;
2) понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных.
Наглядная геометрия
Ученик научится:
1) распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
2) распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда;
3) строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда;
4) определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
5) вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
Ученик получит возможность:
1) вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
2) углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
3) применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию;
владеть базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность);
выполнять арифметические преобразования, применять их для решения учебных математических задач;
пользоваться изученными математическими формулами;
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочником дни
' нахождения информации;
знать основные способы представления и анализа статистических данных,
уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
учащиеся получат возможность научиться:
выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для
решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных
предметах;
применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Содержание учебного предмета, курса
Отношения, пропорции, проценты(26ч.)
Отношение чисел и величин. Масштаб. Деление числа в заданном отношении. Пропорции. Прямая и обратная пропорциональность. Понятие о проценте. Задачи на проценты. Круговые диаграммы. Задачи на перебор всех возможных вариантов. Вероятность события.
Основная цель – восстановить навыки работы с натуральными и рациональными числами, усвоить понятия, связанные с пропорциями и процентами.
Знать: определение отношения, пропорции, процента.
Уметь: определять правильно составлено отношение или пропорция;
определять тип пропорциональности (прямая, обратная или никакая);
решать задачи с помощью составления пропорции;
переводить проценты в дробь и дробь в проценты;
решать задачи на нахождение процентов от числа и числа по заданным процентам.
Целые числа (34ч)
Отрицательные целые числа. Противоположное число. Модуль числа. Сравнение целых чисел. Сложение целых чисел. Законы сложения целых чисел. Разность целых чисел. Произведение целых чисел. Частное целых чисел. Распределительный закон. Раскрытие скобок и заключение в скобки. Действия с суммами нескольких слагаемых. Представление целых чисел на координатной оси.
Основная цель – научить учащихся работать со знаками, так как арифметические действия над их модулями – натуральными числами – уже хорошо усвоены.
Знать определение отрицательного, противоположного числа, модуля числа, законы арифметических действий.
Уметь выполнять действия с целыми числами;
раскрывать скобки и заключать в скобки.
представлять целые числа на координатной оси.
Иметь представление о фигурах на плоскости, симметричных относительно точки.
Рациональные числа (38ч)
Отрицательные дроби. Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел. Сложение и вычитание дробей. Умножение и деление дробей. Законы сложения и умножения. Смешанные дроби произвольного знака. Изображение рациональных чисел на координатной оси. Уравнения. Решение задач с помощью уравнений.
Основная цель – добиться осознанного владения школьниками арифметических действий над рациональными числами.
Знать: определение рационального числа;
законы сложения и вычитания.
Уметь: выполнять действия с дробями произвольного знака;
изображать рациональные числа на координатной оси.
преобразовывать простейшие буквенные выражения;
решать уравнения и задачи с помощью составления уравнений.
Иметь представление о фигурах на плоскости, симметричных относительно прямой.
Десятичные дроби (34ч)
Понятие положительной десятичной дроби. Сравнение положительных десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей. Перенос запятой в положительной десятичной дроби. Умножение положительных десятичных дробей. Деление положительных десятичных дробей. Десятичные дроби и проценты. Десятичные дроби любого знака. Приближение десятичных дробей. Приближение суммы, разности, произведения и частного двух чисел.
Основная цель – научить учащихся действиям с десятичными дробями и приближёнными вычислениями.
Знать: определение десятичной дроби.
Уметь: выполнять действия с десятичными дробями;
выполнять приближенные вычисления;
решать сложные задачи на проценты.
Обыкновенные и десятичные дроби(24ч)
Разложение положительной обыкновенной дроби в конечную десятичную дробь. Бесконечные периодические десятичные дроби. Непериодические бесконечные периодические десятичные дроби. Длина отрезка. Длина окружности. Площадь круга. Координатная ось. Декартова система координат на плоскости. Столбчатые диаграммы и графики.
Основная цель – ввести действительные числа.
Знать: определение действительного числа;
формулы вычисления длины окружности и площади круга;
декартова система координат на плоскости.
Уметь: раскладывать положительные обыкновенные дроби в конечные и бесконечные периодические десятичные дроби;
выполнять приближенные вычисления с действительными числами;
вычислять длину окружности и площадь круга;
строить точки на координатной плоскости;
строить столбчатые диаграммы и графики.
Повторение(14 ч)
Тематическое планирование
Тематическое планирование составлено к учебнику для общеобразовательных организаций
Математика. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений [С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В.Шевкин].- М.: Просвещение, 2018.
№п/п | Наименование раздела, темы | Колич-во часов | Дата проведения |
по плану | фактически |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 четверть |
Отношения, пропорции, проценты (26 часов) | | |
1-2 | Отношение чисел и величин | | | |
| |
3-4 | Масштаб | | | |
| |
5-7 | Деление числа в заданном отношении | | | |
| |
| |
8-10 | Пропорции | | | |
| |
| |
11 | Входная контрольная работа | | | |
12-14 | Прямая и обратная пропорциональность | | | |
| |
| |
15 | Контрольная работа №1 по теме «Отношения, пропорции» | | | |
16-18 | Понятие о проценте | | | |
| |
| |
19-21 | Задачи на проценты | | |
| |
| |
22-23 | Круговые диаграммы | | | |
| |
24-25 | Занимательные задачи | | | |
| |
26 | Контрольная работа № 2 по теме «Проценты» | | | |
Целые числа (34 ч) |
27-28 | Отрицательные целые числа | | | |
| |
29-30 | Противоположное число. Модуль числа | | | |
| |
31-32 | Сравнение целых чисел | | | |
| |
33-37 | Сложение целых чисел | | | |
| |
| |
| |
| |
38- 39 | Законы сложения целых чисел | | | |
| |
40-42 | Разность целых чисел | | | |
| |
| |
2 четверть |
43 | Разность целых чисел | | | |
44-46 | Произведение целых чисел | | | |
| |
| |
47-49 | Частное целых чисел | | | |
| |
| |
50-51 | Распределительный закон | | | |
| |
52-53 | Раскрытие скобок и заключение в скобки | | | |
| |
54-55 | Действия с суммами нескольких слагаемых | | | |
| |
56-57 | Представление целых чисел на координатной оси | | | |
| |
58 | Контрольная работа №3 по теме «Действия с целыми числами» | | | |
59-60 | Занимательные задачи | | | |
| |
Рациональные числа (38 ч) |
61-62 | Отрицательные дроби | | | |
| |
63-64 | Рациональные числа | | | |
| |
65-67 | Сравнение рациональных чисел | | | |
| |
| |
68-72 | Сложение и вычитание дробей | | | |
| |
| |
| |
| |
73-76 | Умножение и деление дробей | | | |
| |
| |
| |
3 четверть |
77-78 | Законы сложения и умножения | | | |
| |
79 | Контрольная работа № 4 по теме «Законы сложения и вычитания» | | | |
80-84 | Смешанные дроби произвольного знака | | | |
| |
| |
| |
| |
85-87 | Изображение рациональных чисел на координатной оси | | | |
| |
| |
88-91 | Уравнения | | | |
| |
| |
| |
92-95 | Решение задач с помощью уравнений | | | |
| |
| |
| |
96 | Контрольная работа №5 по теме «Уравнения» | | | |
97-98 | Занимательные задачи | | | |
| |
Десятичные дроби (34 ч) |
99-100 | Понятие положительной десятичной дроби | | | |
| |
101-102 | Сравнение положительных десятичных дробей | | | |
| |
103-106 | Сложение и вычитание десятичных дробей | | | |
| |
| |
| |
107-108 | Перенос запятой в положительной десятичной дроби | | | |
| |
109-112 | Умножение положительных десятичных дробей | | | |
| |
| |
| |
113-116 | Деление положительных десятичных дробей | | | |
| |
| |
| |
117 | Контрольная работа № 6 по теме «Действия с десятичными дробями» | | | |
118-121 | Десятичные дроби и проценты | | | |
| |
| |
| |
122-123 | Десятичные дроби любого знака | | | |
| |
4 четверть |
124-126 | Приближение десятичных дробей | | | |
| |
| |
127- 129 | Приближение суммы, разности, произведения и частного двух чисел | | | |
| |
| |
130 | Контрольная работа №7 «Дроби и проценты» | | | |
131-132 | Занимательные задачи | | | |
| |
Обыкновенные и десятичные дроби (24 ч) |
133-134 | Разложение положительной обыкновенной дроби в конечную десятичную дробь | | | |
| |
135-136 | Бесконечные периодические десятичные дроби | | | |
| |
137-138 | Непериодические бесконечные периодические десятичные дроби | | | |
| |
139-141 | Длина отрезка | | | |
| |
| |
142-144 | Длина окружности. Площадь круга | | | |
| |
| |
145-147 | Координатная ось | | | |
| |
| |
148-150 | Декартова система координат на плоскости | | | |
| |
| |
151-153 | Столбчатые диаграммы и графики | | | |
| |
| |
154 | Контрольная работа № 8 по теме «Обыкновенные и десятичные дроби» | | | |
155-156 | Занимательные задачи | | | |
| |
Повторение (14 ч) |
157-159 | Прямая и обратная пропорциональность | | | |
| |
160-162 | Действия с положительными десятичными дробями | | | |
| |
| |
163-165 | Задачи на проценты | | | |
| |
166-168 | Десятичные дроби любого знака | | | |
| |
| |
169 | Контрольная работа № 9 (итоговая) | | | |
170 | Анализ контрольной работы. Подведение итогов за год | | | |
171-175 | Резерв учебного времени | | | |