Пояснительная записка
Примерная рабочая программа учебного предмета «Родной (русский) язык» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке (далее – Примерная рабочая программа) разработана в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (далее – ФГОС) и определяет цели, задачи, планируемые результаты и содержание предмета.
Данная Примерная рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами и правовыми актами:
Конституция Российской Федерации.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный закон от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ«О государственном языке Российской Федерации».
Закон Республики Мордовия о государственных языках Республики Мордовия. Принят Государственным Собранием Республики Мордовия 24 апреля 1998 года (в ред. Законов РМ от 12.03.2010 № 4-З, от 19. 12. 2011 г. № 78-З).
Закон Республики Мордовия от 8 августа 2013 года №53-З«Об образовании в Республике Мордовия» (в ред. Закона Республики Мордовия от 19.12.2014 № 103-З).
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 мая 2014 г. №594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ» (с изменениями от 9 апреля 2015 года).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357).
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (в редакции протокола №3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического объединения по общему образованию).
Программа рассчитана на послебукварный период и систематический курс обучения русскому языку, т.е. направлена на формирование чтения и написания словами и предложениями (как компонент умственно-речевой деятельности) и включает работу над обогащением словаря учащихся, грамматическим согласованием и управлением слов, формированием устойчивых произносительных и интонационных навыков.
Основные функции языка (коммуникативная, познавательная, регулятивная, эмотивная) способствуют формированию у обучающихся универсальных учебных действий – познавательных, регулятивных и коммуникативных, которые обеспечивают успешное овладение других предметов начальной школы.
Примерная рабочая программа рассчитана на изучение родного (русского) языка во всех общеобразовательных организациях Республики Мордовия с обучением на русском языке и является ориентиром для составления авторских и рабочих программ: она определяет обязательную часть учебного курса, за пределами которого остается возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования. Авторы рабочих программ могут предложить собственный подход к структурированию учебного материала, определению последовательности его изучения, расширению или уменьшению объема содержания, а также определению путей формирования ключевых компетенций обучающихся. Тем самым Примерная рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного процесса, является основным документом для проведения итогового контроля и определения качества обучения.
Планируемые результаты обучения
В ходе обучения русскому языку у обучающихся первых классов формируются такие способности и качества, которые оказывают решающее влияние на становление их личности:
– формирование ценностных и мировоззренческих установок;
– формирование интереса и познавательных потребностей;
– становление структуры учебной деятельности.
Планируемыми результатами обучения в 1 классе являются следующие:
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной и языковой принадлежности;
– осознание роли языка и речи в жизни людей;
– развитие интереса к изучению родного русского языка;
– формирование эстетического, ценностного отношения к родному (русскому) языку
Метапредметные результаты:
формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
слушание и понимание речи других,умение работать в паре, в группе;
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;
умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий;
способность к самообразованию и самовоспитанию.
Предметные результаты:
– сформированность элементарных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России;
– понимание того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения;
– сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека;
– овладение первоначальными представлениями о нормах родного (русского) литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
– овладение учебными действиями с языковыми единицами; умение использовать знания о языке и речи для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
Основное содержание учебного предмета
Цель обучения русскому языку в 1-м классе – упорядочение опыта речевой деятельности, развитие фонематического слуха, усвоение первоначальных сведений по языку, формирование и обогащение словарного запаса учащихся, ознакомление с коммуникативной функцией русского языка, приобщение к духовным и социально-этическим ценностям культуры русского народа.
Задачами учебного предмета являются:
– совершенствование всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, чтения и письма;
– формирование познавательной деятельности учащихся средствами родного (русского) языка;
– совершенствование психических функций ребенка в процессе усвоения языка как средства общения: восприятия, анализа, синтеза, сопоставления, сравнения и др.
Ребенок воспитывается средствами языка и посредством языка. Именно в 1 классе он вступает в систему активных социальных отношений, для чего ему необходимо овладеть социально значимыми средствами для развития личности и социализации. К числу таких средств относятся универсальные способы деятельности ребенка, которые формируются на первоначальном этапе лингвистического образования и речевого развития учащихся: познавательные, регулятивные и коммуникативные учебные действия.
На базе всех учебных предметов, в первую очередь на базе русского языка, формируются важнейшие качества школьника как субъекта учебной деятельности: ориентировка в учебной ситуации, планирование, контроль, оценка, обобщение, классификация. Процесс овладения языком в 1 классе является средством формирования у обучающихся представлений о мире и языке как составляющей целостной научной картины мира. Уровень владения языком (предметные результаты) во многом определяет формирование знаково-символического и логического мышления обучающихся.
При включении в программу содержания учебного материала учитывались принципы коммуникативной направленности обучения, учёта трудностирусского языка, интенсивности, обеспечивающие быстрое вхождение школьника в систему обучения; принцип интерактивности, реализация которого происходит во взаимодействии учителя и ученика;обучающихся друг с другом в процессе совместной деятельности с целью общения на русском языке.
Теоретическое и практическое содержание обучения выстроено по принципу формирования речевой деятельности (слушание, говорение, чтение и письмо).
В каждое занятие включается работа над каллиграфией как закрепление навыков письма в рабочих тетрадях по русскому языку, совершенствованию навыка написания слов и предложений, отработка написаний, в которых обучающиеся допускают ошибки.
Основное содержание учебного предмета
Слово. Предложение. Текст
Роль слова в речи. Номинативная функция слов. Функция словосочетаний. Функция предложений. Связь слов по смыслу. Повествовательные и вопросительные предложения. Связь слов в предложении, связь предложений в тексте. Основа предложения. Смысловая и прагматическая основа предложения. Связность текста. Признаки предложения и текста.
Заглавная буква в словах
Заглавная буква в именах собственных (именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, названиях населенных пунктов).
Предлог
Синтаксическая функция предлогов (служат для связи слов).
Перенос слов
Количество слогов в слове, перенос слов по слогам.
Обозначение мягкости согласных звуков на письме
Согласные твердые и мягкие, обозначение твердости и мягкости согласных на письме.
Орфограммы: Шипящие согласные звуки. Буквы после шипящих в сочетаниях
Шипящие согласные звуки. Непарные по твердости согласные звуки [ж], [ш], [ч], [щ]. Слова с сочетаниями жи, ши. Буквы и, а, у в сочетаниях ча, ща, чу, щу, жи, ши. Сочетаниячк, чн.
Парные звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение парных звуков на конце слова
Согласные звонкие и глухие, согласные, парные по звонкости, глухости, обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слова
Гласные в ударных и безударных слогах
Гласные звуки в ударных и безударных слогах. Обозначение безударных гласных звуков в двусложных словах, проверка сформированности этого умения.
Слова – названия предметов
Назывная функция слов, отвечающих на вопросы кто? что?Дифференцирование слов-предметов по вопросу.
Слова – названия признаков предметов
Функция в речи слов, обозначающих признаки предметов.
Слова – названия действий предметов
Функция в речи слов, обозначающих действия предметов. Слово – единица языка, роль слов в речи. Уточнение первоначальных представлений о словах как единицах языка и об их употреблении в речи, особенности каждой единицы речи (обзорно). Повторение сведений о тексте.
Проверочная работа
Проверочная работа: диктант (17 слов) с грамматическими заданиями.
Система оценки достижения планируемых результатов
В первом классе безотметочная система обучения!
В условиях системно-деятельностного подхода к обучению система оценивания достижения планируемых результатов включает:
– комплексную оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;
– исследовательский характер системы оценивания;
– отслеживание образовательной траектории каждого обучающегося;
– оценку динамики достижений обучающихся с учетом контекстной информации об условиях и особенностях организации образовательной практики;
– использование накопительной системы оценивания как механизма мониторинга индивидуальных учебных достижений;
– использование механизма обратной связи в технологии формирующего оценивания («маршрутные листы», шкалы (линеечки), таблицы, матрицы, мотивационно-ориентированные опросники, творческие работы, самоанализ, самооценка, проекты и т.д.).
Методы оценки личностных результатов обучающихся, предлагаемые для обучающихся в программе средствами учебного предмета «Родного (русского) языка»:
– диагностикасформированности целеполагания учащихся; уровня развития контроля посредством наблюдения;
– оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.
Объектом оценки личностных результатовявляются сформированные у обучающихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:
самоопределение– сформированность внутренней позиции обучающегося – принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
смыслообразование– поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
морально-этическая ориентация– знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации – учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств: стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться. Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур:
решение задач творческого и поискового характера;
учебное проектирование;
итоговые проверочные работы;
комплексные работы на межпредметной основе.
Методы оценки предметных результатов обучающихся, предлагаемые для обучающихся в программе средствами учебного предмета «Родной (русский) язык»:
– слушание и понимание:
умение воспринимать на слух объяснение учителя;
умение отвечать на 3–4 вопроса по содержанию прослушанного.
– говорение:
умение говорить в пределах изученной лексической и грамматической темы с опорой на наглядность;
умение вести диалог с помощью учителя (5–6 реплик);
умение составлять с помощью учителя тексты (из 6–7 предложений) и озаглавливать их;
умение выделять из группы предложений те, которые составляют текст.
– чтение:
умение выразительно, с правильным интонированием и смысловым ударением читать вслух повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обращениями и однородными членами;
умение осознанно, правильно читать тексты (минимальный уровень – 25 слов, оптимальный – 30–40 слов в минуту);
умение с помощью учителя находить в тексте предложения, выражающие основную мысль прочитанного;
умение по словообразовательным элементам, по контексту догадываться о значении незнакомых слов при чтении и при восприятии на слух.
У обучающихся должны быть сформированы умения и навыки речевой направленности:
планировать своё высказывание (с помощью учителя, с помощью смысловых и содержательных опор в виде иллюстраций и предметной наглядности);
соблюдать культуру общения в речевом и неречевом поведении.
Нормативные требования, соответствующие показателям, могут быть представлены в виде общих уровней выполнения заданий:
Повышенный функциональный уровень– самостоятельно правильно выполняет привычные и непривычные задания.
Базовый опорный уровень – самостоятельно правильно выполняет привычные задания, допускает единичные негрубые ошибки при выполнении непривычных заданий, которые может исправить самостоятельно;допускает единичные негрубые ошибки при выполнении привычных и непривычных заданий, которые может исправить самостоятельно;допускает единичные ошибки в привычных заданиях, нуждается в помощи при исправлении, затрудняется выполнить непривычные задания, что свидетельствует о недостаточной сформированности умения применять свои знания;результаты показывают, что ученик не усвоил большей или наиболее существенной части изученного материала, допускает грубые ошибки.
№ п\п | Наименование разделов и тем | Вид занятия , кол-во часов | Планируемые результаты | Деятельность учащихся | дата |
Личностные | Метапредметные | Предметные | Планируемая | фактическая |
1,2 | Говорим – слушаем, читаем – пишем | 2 | эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; интерес к изучению языка; осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. | Познавательные УУД: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема); перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения. | исправлять, редактировать свою речь, работать над наиболее распространёнными речевыми и грамматическими ошибками. самостоятельно готовиться к выразительному чтению произведения. определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря, отличать многозначные слова от омонимов. выделять в тексте стилистически окрашенные слова, определять стили речи с учётом особенностей текста. редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и частей, заменять неудачно употреблённые слова, распространять предложение и так далее. правильно оформлять письменный текст: размещение заголовка, соблюдение красной строки, правильное заполнение строк. Создавать тексты по образцу (изложения), затем – собственных текстов на основе увиденного, прочитанного, услышанного (сочинения). | Углубляют знания о формах речи –устной и письменной, их сходства и различия. Пишут под диктовку слова, предложения из 5–6 слов. Устно составляют текст из 3–5 предложений на определенную тематику. Работают над усвоением первоначальных сведений из области грамматики: вычленяют слова из предложений, определяют границы предложений в устной и письменной речи, пишут с заглавной буквы имена и фамилии людей, клички животных и др. | | |
3,4 | Диалог и речевой этикет | 2 | Пишут под диктовку слова, предложения из 5–6 слов. Устно составляют текст из 3–5 предложений на определенную тематику. Используют в общении слова речевого этикета. | | |
5,6 | Вспоминаем сказку | 2 | Наблюдают за связью слов по смыслу в предложении и словосочетании, составляют текст по впечатлению или по рисунку (иллюстрации). Работают над усвоением первоначальных сведений из области грамматики: работают со словами, которые обозначают предмет, действие предмета, признак предмета, и с вопросами, на которые они отвечают. | | |
7,8 | Сочини сказку! | 2 | Наблюдают за связью предложений в тексте, озаглавливают текст, анализируют текст. Пишут под диктовку слова, предложения из 5–6 слов. Устно составляюттекст из 3–5 предложений на определенную тематику. | | |
9,10 | Голоса природы
| 2 | Работают над усвоением первоначальных сведений из области грамматики: работают со словами, которые обозначают предмет, действие предмета, признак предмета, и с вопросами, на которые они отвечают. Подбирают вопросы к словам – названия предметов, наблюдают за назывной функцией слова. Работают над правильным написанием орфограмм. 4. Подчеркивают орфограммы, обозначают ударение. 1.Формируют орфографическую зоркость. 2. Сравнивают и распознают звуки в ударных и безударных слогах не односложных слов (в формах одного и того же слова). 3.Определяют наличие орфограмм в словах. 5.Подбирают проверочные слова. Обосновывают написание слов с безударными гласными. | | |
11, 12 | Мир вокруг нас | 2 | | Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. | | Работают над усвоением первоначальных сведений из области грамматики: работают со словами, которые обозначают предмет, действие предмета, признак предмета, и с вопросами, на которые они отвечают. Подбирают вопросы к словам – названия предметов, наблюдают за назывной функцией слова. Работают над правильным написанием орфограмм. Подчеркивают орфограммы, обозначают ударение. Сравнивают и распознают звуки в ударных словах и безударных слогах не односложных слов (в формах одного и того же слова). Определяют наличие орфограмм в словах. Подбирают проверочные слова. Обосновывают написание слов с безударными гласными. | | |
13, 14 | Пословица – народная мудрость | 2 | | | | Задают смысловые вопросы от одного слова к другому в словосочетании. Наблюдают за связью слов по смыслу в предложении и словосочетании. Составляют текст по рисунку или по жизненному впечатлению. Читают текст на предложенных листах и отвечают на вопросы по тексту, используя слова автора. Подчеркивают орфограммы, обозначают ударение. Сравнивают и распознают звуки в ударных словах и безударных слогах не односложных слов (в формах одного и того же слова). Определяют наличие орфограмм в словах. Подбирают проверочные слова.Обосновывают написание слов с безударными гласными. В этом столбце ; и . | | |
15, 16 | Игры в слова. Пишем правильно… | 2 | Характеризуют звуки. Выписывают слова с орфограммами жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн. Соотносят звучание и написание;объясняют случаи расхождения звучания и написания жи, ши в ударном положении. Подбирают слова с данными орфограммами, составляют и записывают предложения со словами, включающими данные сочетания. Пишут зрительно-слуховые, затем слуховые диктанты. | | |
17 | Что я знаю о русском языке? | 1 | Урок повторения пройденного.Диктант (17 слов) с грамматическими заданиями. | | |
