Рабочая программа

Категория: ОБЖ

Данная рабочая программа разработана по ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Отважное»


РАССМОТРЕНО на заседании

MO учителей естественно-математического цикла

Руководитель МО ________

А.Л. Расторгуева

«_____»___________ 2018г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

МОБУ «СОШ с.Отважное» _____________ Н.В. Мельник


«_____»___________ 2018 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОБУ

«СОШ с. Отважное» ______________ Н.А. Донец

Приказ № 78_________

«_____»___________ 2018 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

5 класс







учитель: Шушпанова Дарья Николаевна













2018/2019 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

Программа полностью реализует требования образовательного стандарта «Безопасность жизнедеятельности», который обеспечивает овладение учащимися минимума знаний в чрезвычайных ситуациях.

Нормативно-правовые документы:

Понятийная база и содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов, в том числе»

  • Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537)

  • Стратегии государственной антитеррористической политики Российской Федерации до 2020 г. (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690), а также на Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.

  • Примерной программы по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности 5-9 классов», М.: Просвещение, 2012 год (стандарты второго поколения), авторской программы предметной лини учебников под редакций А.Т.Смирнова, .- 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012 г.,

Сведения о программе:

Рабочая программа составлена на основе УМК «Основы безопасности и жизнедеятельности» для 5 класса под редакцией А.Т. Смирнова:

- учебник А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова ОБЖ 5 класс. – М.: Просвещение, 2011

- рабочая тетрадь 5 класс, А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова. – М.: Просвещение, 2013;

- поурочные разработки 5-6 класс А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова. – М.: Просвещение, 2013;

- тестовый контроль5-6 класс А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова. – М.: Просвещение, 2013;

- «ОБЖ» справочник для учащихся А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова. – М.: Просвещение, 2013.

Структурно программа курса состоит из трех основных разделов: безопасность человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы медицинских знаний, основы здорового образа жизни. В курсе «Основы безопасности жизнедеятельности и Культура здоровья» расширен раздел основы здорового образа жизни. Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России, а современную школу стали называть «школой болезней».

Изучение курса, позволяет обучающимся получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.

Содержание курса включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций).

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности и культура здоровья» направлен на формирование у учащихся активных и сознательных действий в настоящем и будущем, ориентированных на:

- улучшение собственного физического и психического здоровья;

- отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;

- нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;

- сознательное участие в охране здоровья и формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта;

- адекватное поведение в случае болезни, особенно хронической, направленной

на выздоровление.

Учебные вопросы распределяются с учетом возрастных и психологических особенностей обучающихся и уровня их подготовленности по другим основным образовательным программам.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  • развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

  • формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.

Метапредметные результаты:

• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

  • формирование духовно-нравственных качеств учащихся для снижения опасности быть вовлеченным в экстремистскую и террористическую деятельность.

Предметные результаты:

  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

  • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

  • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребления алкоголя, наркотиков, курения и нанесения иного вреда здоровью;

  • формирование экстремистской и антитеррористической личностной позиции;

  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;

  • знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

• умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

Обучающийся научится:

•описывать опасные ситуации природного, техногенного, социального характера, наиболее вероятные для региона проживания;

•анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций природного, техногенного, социального характера;

• классифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты экономики, расположенные в районе проживания;

• анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и последствия пожаров, дорожно-транспортных происшествий (ДТП), загрязнения окружающей природной среды;

• выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций, обосновывать необходимость повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях;

•формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни; по поведению на дорогах в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной окружающей среды;

•разрабатывать личный план по охране окружающей природной среды в местах проживания; план самостоятельной подготовки к активному отдыху на природе и обеспечению безопасности отдыха;

•негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской деятельности;

•характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу и национальной безопасности России;

•воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления;

•обосновывать значение культуры безопасности жизнедеятельности в противодействии идеологии терроризма и экстремизма;

•характеризовать основные меры уголовной ответственности за участие в террористической и экстремистской деятельности;

•моделировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта.

Обучающийся получит возможность научиться:

•прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам;

•проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищённости личных жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз.

•формировать индивидуальные основы правовой психологии для противостояния идеологии насилия;

•формировать личные убеждения, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность;

•формировать индивидуальные качества, способствующие противодействию экстремизму и терроризму.

Содержание учебной программы «Основы безопасности жизнедеятельности» 5 класс

Модуль I Основы безопасности личности, общества и государства – 22 часа

  1. Человек, среда его обитания, безопасность человека –5ч

Роль городов в развитии человеческого общества. Особенности современных городов, их деление в зависимости от количества жителей. Система жизнеобеспечения современных городов. Наиболее характерные опасные ситуации для человека, которые могут возникнуть в городе.

Система обеспечения жилища человека водой, теплом, электроэнергией, газом. Бытовые приборы, используемые человеком в повседневной жизни. Возможные опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище; меры по их профилактике.

Природные и антропогенные факторы, формирующие микроклимат города. Особенности природной среды в городе. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в городе с учетом окружающей среды.

Особенности социальной среды в городе с учетом его предназначения (город-столица, город-порт и др.). Зоны повышенной криминогенной опасности, зоны безопасности в городе. Правила безопасного общения с окружающими людьми в городе: со взрослыми и сверстниками, с незнакомым человеком.

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях. Организация обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в городе. Основные службы города, предназначенные для защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.

  1. Опасные ситуации техногенного характера 6 ч

Дорога и ее предназначение. Участники дорожного движения.

Регулирование дорожного движения; дорожная разметка; дорожные знаки; светофоры и регулировщики. Обеспечение безопасности дорожного движения.

Пешеход - участник дорожного движения. Общие обязанности пешехода. Меры безопасного поведения пешехода на дороге.

Пассажир, общие обязанности пассажира. Меры безопасного поведения пассажира при следовании в различных видах городского транспорта. Меры безопасности при поездке железнодорожным транспортом. Особенности перевозки пассажиров грузовым транспортом.

Пожар в жилище и причина его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище; личная безопасность при пожаре.

Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. Безопасное обращение с электроприборами, с бытовым газом, со средствами бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами и компьютером. Профилактика травм при занятиях физической культурой и спортом.

  1. Опасные ситуации природного характера -2ч

Погода и ее основные показатели. Опасные природные явления (гроза, гололед, снежный занос, метель) и правила безопасного поведения в предвидении и во время опасных природных явлений.

Водоемы в черте города. Состояние водоемов в различное время года. Меры безопасного поведения на водоемах в различное время года.

  1. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение – 3 ч

Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминогенной ситуации.

Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминогенных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома.

Безопасность на улице. Знание своего города и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасных ситуаций. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знания расположения безопасных зон в городе (отделение милиции, посты ГИБДД и др.). Умение соблюдать правила безопасности в общественном месте, в толпе. Взрывное устройство на улице.

  1. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера – 2 ч

Чрезвычайные ситуации природного характера: землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, сели, оползни, обвалы. Краткая характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера, их последствия. Обеспечение личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации природного характера.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера: аварии на радиационноопасных объектах; аварии на пожаро-взрывоопасных объектах; аварии на химических объектах. Обеспечение личной безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Действия населения при оповещении об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.

Организация эвакуации населения.

Правила безопасного поведения при проживании на радиоактивно загрязненной местности.

  1. Экстремизм и терроризм – ЧС для общества и государства – 4 ч

МОДУЛЬII. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ - 13ч

  1. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни 3 ч

Здоровый образ жизни как система повседневного поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.

Основные составляющие здорового образа жизни. Режим дня и умение рационально распределять свое время как основное составляющее здорового образа жизни.

Значение двигательной активности и физической культуры для совершенствования физических и духовных качеств человека. Систематические занятия физической культурой - обязательные условия для укрепления и сохранения здоровья.

Основные понятия о рациональном питании. Роль питания в сохранении и укреплении здоровья. Необходимые организму вещества: углеводы, жиры, белки, витамины, минеральные вещества, вода. Гигиена питания.

  1. Факторы, разрушающие здоровье – 2 ч

Потенциальные возможности человека, значение образа жизни и привычек для их реализации по совершенствованию духовных и физических качеств.

Вредные привычки, их отрицательное влияние на развитие способностей человека и на его здоровье.

Табачный дым и его составляющие. Влияние табачного дыма на организм курящего и на окружающих. Возможные последствия для здоровья человека от постоянного курения. Как уберечь себя от курения.

Алкоголь - наркотический яд. Влияние алкоголя на организм человека. Возможные последствия употребления алкоголя. Алкоголь и преступность.

Отношение человека, ведущего здоровый образ жизни, к употреблению спиртных напитков.

  1. Первая медицинская помощь и правила ее оказания 8 ч

Первая медицинская помощь, общее положение по оказанию первой медицинской помощи.

Ситуации, при которых следует немедленно вызывать скорую медицинскую помощь, правила ее вызова.

Содержание аптечки первой помощи, которую желательно иметь дома.

Последовательно отрабатываются навыки в оказании первой медицинской помощи:

  • при ушибах;

  • при ссадинах;

  • при носовом кровотечении.

Отравления, пути попадания токсических веществ в организм человека. Общие правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях.


КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6 класс

Дата

Тема занятия

Д/З

Контроль

План

Факт

ГЛАВА 1 «Человек, его среда обитания, безопасность человека» - 5 часов

1.



Город как среда обитания

$ 1.1


2.



Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища

$ 1.2


3.



Особенности природных условий в городе

$1.3


4.



Взаимоотношения людей, проживающих в городе.

$ 1.4


5.



Безопасность в повседневной жизни

$ 1.1-1.5

Контрольное тестирование

ГЛАВА 2 «Опасные ситуации техногенного характера» - 6 часов

6.



Дорожное движение, безопасность участников ДД.

$ 2.1


7.



Пешеход. Безопасность пешехода.

$ 2.2


8.



Пассажир. Безопасность пассажира.

$ 2.3


9.



Водитель.

$ 2.4


10.



Пожарная безопасность.

$ 2.5


11.



Безопасное поведение в бытовых ситуациях.

$ 2.1-2.6

Контрольное тестирование

ГЛАВА 3 «Опасные ситуации природного характера» - 2 часа

12.



Погодные явления и безопасность человека.

$ 3.1


13.



Безопасность на водоемах.

$ 3.2

Тестирование

ГЛАВА 4 «чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера» - 2 часа

14.



Чрезвычайные ситуации природного характера.

$ 4.1


15.



Чрезвычайные ситуации техногенного характера

$ 4.2

Тестирование

ГЛАВА 5 «Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение» - 3 часа

16.



Антиобщественное поведение и его опасность.

$ 5.1


17.



Обеспечение личной безопасности дома.

$ 5.2


18.



Обеспечение личной безопасности на улице.

$ 5.3

Тестирование

ГЛАВА 6 «Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства» - 4 часа

19.



Экстремизм и терроризм: основные понятия м причины возникновения.

$ 6.1


20.



Виды экстремистской и террористической деятельности.

$ 6.2


21.



Виды террористических актов и их последствия.

$ 6.3


22.



Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в ТД.

$ 6.1-6.4

Контрольное тестирование

ГЛАВА 7 «возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни» - 3 часа

23.



О здоровом образе жизни.

$ 7.1


24.



Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия укрепления здоровья.

$ 7.2


25.



Рациональное питание. Гигиена питания.

$ 7.3

Тестирование

ГЛАВА 8 «Факторы разрушающие здоровье» - 2 часа

26.



Вредные привычки и их влияние на здоровье человека.

$ 8.1


27.



ЗОЖ и профилактика вредных привычек.

$ 8.2

Тестирование

ГЛАВА 9 «Первая помощь и правила ее оказания» - 3 часа

28.



Первая помощь при различных видах повреждений

$ 9.1


29.



Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах.

$ 9.2

Практическое занятие

30.



Первая помощь при отравлениях.

$ 9.3

Практика




Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас