СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана по ФГОС, есть календарно-тематическое планирование.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Отважное»


РАССМОТРЕНО на заседании

MO учителей естественно-математического цикла

Руководитель МО ________

А.Л. Расторгуева

«_____»___________ 2018г.

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

МОБУ «СОШ с.Отважное» _____________ Н.В. Мельник


«_____»___________ 2018 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОБУ

«СОШ с. Отважное» ______________ Н.А. Донец

Приказ № _________

«_____»___________ 2018 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

6 класс







учитель: Шушпанова Дарья Николаевна













2018/2019 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по ОБЖ 6 класс

Нормативно-правовые документы:

  1. ФЗ Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 237 от 29.12.2012

  2. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента Государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования».

  3. Учебный план МОБУ «СОШ с. Отважное» приказ № 84 от 29.08.2018 , 2018-2019 учебный год,

А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. А. Маслов, В. А. Васнев), напечатанной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности. 1–11 классы» / под общ.ред. А. Т. Смирнова – М.: Просвещение, 2011, и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного)

Понятийная база и содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов, в том числе:

  • Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537)

  • Стратегии государственной антитеррористической политики Российской Федерации до 2020 г. (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690), а также на Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.

Сведения о программе:

Рабочая программа составлена на основе УМК «Основы безопасности и жизнедеятельности» для 5-6 классов под редакцией А.Т. Смирнова:

- учебник А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова ОБЖ 6 класс. – М.: Просвещение, 2013

- рабочая тетрадь 6 класс, А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова– М.:Просвещение, 2013

- поурочные разработки 5-6 класс; А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова– М.:Просвещение, 2013

- тестовый контроль5-6 класс; А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова– М.:Просвещение, 2013

- «ОБЖ» справочник для учащихся. А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова– М.:Просвещение, 2014

Данный УМК включает три логически взаимосвязанных раздела, содержание которых составляет область знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных, вредных факторов и чрезвычайных ситуаций. Является единой линией с 5 по 11 класс.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.

Рабочая программа составлена на основе: комплексной программы по «Основам безопасности жизнедеятельности для 5-9 классов» (основная школа): под общей редакцией Смирнова А.Т., Хренникова Б.О., М.:Просвещение, 2012.

Место и роль учебного предмета:

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации и учебному плану данного образовательного учреждения на 2014-2015 учебный год на изучение ОБЖ в 6 классе отводится 1 час в неделю (35 часов)

Учебник

«Основы безопасности жизнедеятельности» для 6 класса под редакцией А.Т. Смирнова издательство Москва «Просвещение» 2013 год.


Личностные, метапредметные, предметные, планируемые результаты освоения курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

Личностные результаты:

  • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

  • развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

  • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;

  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Предметные результаты:

  • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

  • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

  • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства;

  • знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • умение оказать первую помощь пострадавшим;

  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.


Планируемые результаты:


  • Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата)

  • Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа

  • Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа

  • Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.

  • Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; к личному здоровью, как индивидуальной, так и общественной ценности; к безопасности личности, общества и государства

  • Овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и план своих действий в конкретной опасной ситуации, с учетом реальной обстановки своих возможностей.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙПРОГРАММЫ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (6 КЛАСС)


Раздел I. Безопасность человека в природных условиях

1. Подготовка к активному отдыху на природе – 6 ч

Природа и человек. Общение с живой природой — естественная потребность человека для развития своих духовных и физических качеств. Активный отдых на природе и необходимость подготовки к нему.

Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего местонахождения и направления движения на местности.

Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту. Определение места для бивака и организация бивачных работ. Разведение костра, заготовка топлива, приготовление пищи на костре.

Определение необходимого снаряжения для похода.

2. Активный отдых на природе и безопасность – 5 ч

Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе.

Обеспечение безопасности в пеших и горных походах. Порядок движения походной группы. Выбор линии движения в пешем путешествии. Режим и распорядок дня похода. Преодоление лесных зарослей и завалов. Движение по склонам. Преодоление водных препятствий.

Подготовка и проведение лыжных походов, одежда и обувь туриста-лыжника, подбор и подготовка лыж. Организация движения, организация ночлегов. Меры безопасности в лыжном походе.

Водные походы. Подготовка к водному путешествию. Возможные аварийные ситуации в водном походе. Обеспечение безопасности на воде.

Велосипедные походы. Особенности организации велосипедных походов. Обеспечение безопасности туристов в велосипедных походах.

3. Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности -6 ч

Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных климатических условиях. Акклиматизация к холодному климату. Акклиматизация к жаркому климату. Акклиматизация в горной местности.

Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземным видом транспорта (автомобилем, железнодорожным транспортом).

Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водным или воздушным видом транспорта.


4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде - 4 ч

Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная автономия.

Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. Сооружение временного укрытия из подручных средств. Добывание огня, обеспечение водой и пищей. Подача сигналов бедствия.

5. Опасные ситуации в природных условиях - 4 ч

Опасные погодные условия и способы защиты от них. Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.

Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни – 10 часов

6. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи – 4 ч

Вопросы личной гигиены и оказания первой медицинской помощи в природных условиях. Походная аптечка. Лекарственные растения.

Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и потертостях. Первая медицинская помощь при ушибах, вывихах, растяжениях связок.

Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах и отморожении. Первая медицинская помощь при ожогах.

Оказание первой медицинской помощи при укусе ядовитой змеи. Первая медицинская помощь при укусах насекомых.

7. Здоровье человека и факторы, на него влияющие - 6 ч

Здоровый образ жизни и профилактика, утомления. Компьютер

и его влияние на здоровье. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека.

Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека.

Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ. Стадии развития наркомании. Правила четырех «Нет!» наркотикам.

Перечень учебно-методических средств обучения

Основная литература

Школьный учебник для 6 класса «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А.Т. Хренников Б.О. под общей редакцией Смирнова А.Т. Москва. Издательство «Просвещение», 2013 г.).

Дополнительная литература

УМК под редакцией А.Т. Смирнова дополняют методические и справочные издания издательства «Просвещение»:

Смирнов А.Т., Хренников Б.О. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник для учащихся. 5-11 кл.

Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. Поурочные Смирнов А.Т., Хренников Б.О. разработки. Пособие для учителей и методистов.

Дурнев Р.А. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности учащихся. 5-11 классы: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2008. - 156 с.

Евлахов В.М. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2009. - 272 с. - (Библиотека учителя).

Евлахов В.М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006. - 112 с.

«Безопасность дорожного движения» для основной школы (под общей редакцией Смирнова А.Т.), который дополняет учебно-методический комплект «Основы безопасности жизнедеятельности».

Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5-11 классы: Учебно-методическое пособие. - 3-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2006. - 76 с. - (библиотека учителя).

Латчук В.Н. Правильные ответы на вопросы учебника С.Н. Вангородского, М.И. Кузнецова, В.Н. Латчука и др. «Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс». - М.: Дрофа, 2007. - 170 с. - (Готовые домашние задания).

Латчук В.Н. Правильные ответы на вопросы учебника С.Н. Вангородского, М.И. Кузнецова, В.Н. Латчука и др. «Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс». - М.: Дрофа, 2007. - 160 с. - (Готовые домашние задания).

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИНЕ курса ОБЖ 6 класс

Дата

Тема урока

Домашнее задание

Контроль


План

Факт




ГЛАВА 1 «Подготовка к активному отдыху на природе» - 6 часов


1



Природа и человек.

$ 1.1


2



Ориентирование на местности.

$ 1.2


3



Определение своего местонахождения и направления движения на местности.

$ 1.3


4



Подготовка к выходу на природу

$ 1.4


5



Определение места для бивака и организация бивачных работ.

$ 1.5


6



Определение необходимого снаряжения для похода.

$ 1.6

Тест

ГЛАВА 2 «Активный отдых на природе и безопасность» - 5 часов


7



Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе.

$ 2.1


8



Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности.

$ 2.2


9



Подготовка и проведение лыжных походов.

$ 2.3


10



Водные походы и обеспечение безопасности на воде.

$ 2.4


11



Велосипедные походы и безопасность туристов.

$ 2.5

Тест

ГЛАВА 3 «Дальний (внутренний) и выездной туризм и меры безопасности» - 6 часов


12



Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме.

$ 3.1


13



Акклиматизации человека в различных климатических условиях.

$ 3.2


14



Акклиматизация человека в горной местности.

$ 3.3


15



Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта.

$ 3.4


16



Обеспечение личной безопасности на водном транспорте.

$ 3.5


17



Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте.

$ 3.6

Тест

ГЛАВА 4 «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде» - 4 часа


18



Автономное существование человека в природе.

$ 4.1


19



Добровольная автономия человека в природной среде.

$ 4.2


20



Вынужденная автономия человека в природной среде.

$ 4.3


21



Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.

$ 4.4

Тест

ГЛАВА 5 «Опасные ситуации в природных условиях» - 4 часа


22



Опасные погодные явления.

$ 5.1


23



Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях.

$ 5.2


24



Укусы насекомых и защита от них.

$ 5.3


25



Клещевой энцефалит и его профилактика.

$ 5.4

Тест

ГЛАВА 6 «Первая помощь при неотложных состояниях» - 4 часа


26



Личная гигиена и оказание первой помощи в природных условиях.

$ 6.1


27



Оказание первой помощи при травмах.

$ 6.2


28



Оказание ПМП при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге.

$ 6.3


29



Оказание ПМП при укусах змей и насекомых.

$ 6.4

Тест

ГЛАВА 7 «Здоровье человека и факторы на него влияющие» - 6 часов


30



ЗОЖ и профилактика утомления.

$ 7.1


31



Компьютер и его влияние на здоровье.

$ 7.2


32



Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека.

$ 7.3


33



Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека.

$ 7.4


34



Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека.

$ 7.5


35



Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ.

$ 7.6

Тест














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!