Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Отважное»
РАССМОТРЕНО на заседании MO учителей естественно-математического цикла Руководитель МО ________ А.Л. Расторгуева «_____»___________ 2018г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР МОБУ «СОШ с.Отважное» _____________ Н.В. Мельник «_____»___________ 2018 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОБУ «СОШ с. Отважное» ______________ Н.А. Донец Приказ № _________ «_____»___________ 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
6 класс
учитель: Шушпанова Дарья Николаевна
2018/2019 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по ОБЖ 6 класс
Нормативно-правовые документы:
ФЗ Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 237 от 29.12.2012
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента Государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования».
Учебный план МОБУ «СОШ с. Отважное» приказ № 84 от 29.08.2018 , 2018-2019 учебный год,
А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников, М. А. Маслов, В. А. Васнев), напечатанной в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности. 1–11 классы» / под общ.ред. А. Т. Смирнова – М.: Просвещение, 2011, и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего (полного)
Понятийная база и содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов, в том числе:
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537)
Стратегии государственной антитеррористической политики Российской Федерации до 2020 г. (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690), а также на Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.
Сведения о программе:
Рабочая программа составлена на основе УМК «Основы безопасности и жизнедеятельности» для 5-6 классов под редакцией А.Т. Смирнова:
- учебник А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова ОБЖ 6 класс. – М.: Просвещение, 2013
- рабочая тетрадь 6 класс, А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова– М.:Просвещение, 2013
- поурочные разработки 5-6 класс; А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова– М.:Просвещение, 2013
- тестовый контроль5-6 класс; А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова– М.:Просвещение, 2013
- «ОБЖ» справочник для учащихся. А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова– М.:Просвещение, 2014
Данный УМК включает три логически взаимосвязанных раздела, содержание которых составляет область знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных, вредных факторов и чрезвычайных ситуаций. Является единой линией с 5 по 11 класс.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
Рабочая программа составлена на основе: комплексной программы по «Основам безопасности жизнедеятельности для 5-9 классов» (основная школа): под общей редакцией Смирнова А.Т., Хренникова Б.О., М.:Просвещение, 2012.
Место и роль учебного предмета:
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации и учебному плану данного образовательного учреждения на 2014-2015 учебный год на изучение ОБЖ в 6 классе отводится 1 час в неделю (35 часов)
Учебник
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 6 класса под редакцией А.Т. Смирнова издательство Москва «Просвещение» 2013 год.
Личностные, метапредметные, предметные, планируемые результаты освоения курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
Личностные результаты:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные результаты:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Планируемые результаты:
Умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата)
Использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа
Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.
Воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; к личному здоровью, как индивидуальной, так и общественной ценности; к безопасности личности, общества и государства
Овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и план своих действий в конкретной опасной ситуации, с учетом реальной обстановки своих возможностей.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙПРОГРАММЫ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (6 КЛАСС)
Раздел I. Безопасность человека в природных условиях
1. Подготовка к активному отдыху на природе – 6 ч
Природа и человек. Общение с живой природой — естественная потребность человека для развития своих духовных и физических качеств. Активный отдых на природе и необходимость подготовки к нему.
Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизонта. Определение своего местонахождения и направления движения на местности.
Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту. Определение места для бивака и организация бивачных работ. Разведение костра, заготовка топлива, приготовление пищи на костре.
Определение необходимого снаряжения для похода.
2. Активный отдых на природе и безопасность – 5 ч
Общие правила безопасности при активном отдыхе на природе.
Обеспечение безопасности в пеших и горных походах. Порядок движения походной группы. Выбор линии движения в пешем путешествии. Режим и распорядок дня похода. Преодоление лесных зарослей и завалов. Движение по склонам. Преодоление водных препятствий.
Подготовка и проведение лыжных походов, одежда и обувь туриста-лыжника, подбор и подготовка лыж. Организация движения, организация ночлегов. Меры безопасности в лыжном походе.
Водные походы. Подготовка к водному путешествию. Возможные аварийные ситуации в водном походе. Обеспечение безопасности на воде.
Велосипедные походы. Особенности организации велосипедных походов. Обеспечение безопасности туристов в велосипедных походах.
3. Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности -6 ч
Факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Акклиматизация человека в различных климатических условиях. Акклиматизация к холодному климату. Акклиматизация к жаркому климату. Акклиматизация в горной местности.
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземным видом транспорта (автомобилем, железнодорожным транспортом).
Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха водным или воздушным видом транспорта.
4. Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде - 4 ч
Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вынужденная автономия.
Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. Сооружение временного укрытия из подручных средств. Добывание огня, обеспечение водой и пищей. Подача сигналов бедствия.
5. Опасные ситуации в природных условиях - 4 ч
Опасные погодные условия и способы защиты от них. Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. Укусы насекомых и защита от них. Клещевой энцефалит и его профилактика.
Раздел II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни – 10 часов
6. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи – 4 ч
Вопросы личной гигиены и оказания первой медицинской помощи в природных условиях. Походная аптечка. Лекарственные растения.
Оказание первой медицинской помощи при ссадинах и потертостях. Первая медицинская помощь при ушибах, вывихах, растяжениях связок.
Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах и отморожении. Первая медицинская помощь при ожогах.
Оказание первой медицинской помощи при укусе ядовитой змеи. Первая медицинская помощь при укусах насекомых.
7. Здоровье человека и факторы, на него влияющие - 6 ч
Здоровый образ жизни и профилактика, утомления. Компьютер
и его влияние на здоровье. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека.
Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека.
Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ. Стадии развития наркомании. Правила четырех «Нет!» наркотикам.
Перечень учебно-методических средств обучения
Основная литература
Школьный учебник для 6 класса «Основы безопасности жизнедеятельности» (Смирнов А.Т. Хренников Б.О. под общей редакцией Смирнова А.Т. Москва. Издательство «Просвещение», 2013 г.).
Дополнительная литература
УМК под редакцией А.Т. Смирнова дополняют методические и справочные издания издательства «Просвещение»:
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Справочник для учащихся. 5-11 кл.
Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. Поурочные Смирнов А.Т., Хренников Б.О. разработки. Пособие для учителей и методистов.
Дурнев Р.А. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности учащихся. 5-11 классы: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2008. - 156 с.
Евлахов В.М. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2009. - 272 с. - (Библиотека учителя).
Евлахов В.М. Раздаточные материалы по основам безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2006. - 112 с.
«Безопасность дорожного движения» для основной школы (под общей редакцией Смирнова А.Т.), который дополняет учебно-методический комплект «Основы безопасности жизнедеятельности».
Латчук В.Н. Основы безопасности жизнедеятельности. Терроризм и безопасность человека. 5-11 классы: Учебно-методическое пособие. - 3-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2006. - 76 с. - (библиотека учителя).
Латчук В.Н. Правильные ответы на вопросы учебника С.Н. Вангородского, М.И. Кузнецова, В.Н. Латчука и др. «Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс». - М.: Дрофа, 2007. - 170 с. - (Готовые домашние задания).
Латчук В.Н. Правильные ответы на вопросы учебника С.Н. Вангородского, М.И. Кузнецова, В.Н. Латчука и др. «Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс». - М.: Дрофа, 2007. - 160 с. - (Готовые домашние задания).
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИНЕ курса ОБЖ 6 класс
№ | Дата | Тема урока | Домашнее задание | Контроль |
| План | Факт | | | |
ГЛАВА 1 «Подготовка к активному отдыху на природе» - 6 часов | |
1 | | | Природа и человек. | $ 1.1 | |
2 | | | Ориентирование на местности. | $ 1.2 | |
3 | | | Определение своего местонахождения и направления движения на местности. | $ 1.3 | |
4 | | | Подготовка к выходу на природу | $ 1.4 | |
5 | | | Определение места для бивака и организация бивачных работ. | $ 1.5 | |
6 | | | Определение необходимого снаряжения для похода. | $ 1.6 | Тест |
ГЛАВА 2 «Активный отдых на природе и безопасность» - 5 часов | |
7 | | | Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе. | $ 2.1 | |
8 | | | Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности. | $ 2.2 | |
9 | | | Подготовка и проведение лыжных походов. | $ 2.3 | |
10 | | | Водные походы и обеспечение безопасности на воде. | $ 2.4 | |
11 | | | Велосипедные походы и безопасность туристов. | $ 2.5 | Тест |
ГЛАВА 3 «Дальний (внутренний) и выездной туризм и меры безопасности» - 6 часов | |
12 | | | Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. | $ 3.1 | |
13 | | | Акклиматизации человека в различных климатических условиях. | $ 3.2 | |
14 | | | Акклиматизация человека в горной местности. | $ 3.3 | |
15 | | | Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта. | $ 3.4 | |
16 | | | Обеспечение личной безопасности на водном транспорте. | $ 3.5 | |
17 | | | Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте. | $ 3.6 | Тест |
ГЛАВА 4 «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде» - 4 часа | |
18 | | | Автономное существование человека в природе. | $ 4.1 | |
19 | | | Добровольная автономия человека в природной среде. | $ 4.2 | |
20 | | | Вынужденная автономия человека в природной среде. | $ 4.3 | |
21 | | | Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. | $ 4.4 | Тест |
ГЛАВА 5 «Опасные ситуации в природных условиях» - 4 часа | |
22 | | | Опасные погодные явления. | $ 5.1 | |
23 | | | Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. | $ 5.2 | |
24 | | | Укусы насекомых и защита от них. | $ 5.3 | |
25 | | | Клещевой энцефалит и его профилактика. | $ 5.4 | Тест |
ГЛАВА 6 «Первая помощь при неотложных состояниях» - 4 часа | |
26 | | | Личная гигиена и оказание первой помощи в природных условиях. | $ 6.1 | |
27 | | | Оказание первой помощи при травмах. | $ 6.2 | |
28 | | | Оказание ПМП при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге. | $ 6.3 | |
29 | | | Оказание ПМП при укусах змей и насекомых. | $ 6.4 | Тест |
ГЛАВА 7 «Здоровье человека и факторы на него влияющие» - 6 часов | |
30 | | | ЗОЖ и профилактика утомления. | $ 7.1 | |
31 | | | Компьютер и его влияние на здоровье. | $ 7.2 | |
32 | | | Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека. | $ 7.3 | |
33 | | | Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека. | $ 7.4 | |
34 | | | Влияние наркотиков и психоактивных веществ на здоровье человека. | $ 7.5 | |
35 | | | Профилактика употребления наркотиков и психоактивных веществ. | $ 7.6 | Тест |