Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности ориентирована на учащихся 7-8 класса общеобразовательного учреждения и регламентируется:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014г., 31.12.2015г.);
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1577»;
- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.12.2013г., 28.05.2014г., 17.07.2015г.);
- федерального перечня учебников, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в образовательном учреждении, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями);
- Устава школы;
- основной образовательной программы основного общего образования (5-9 классы);
- учебного плана школы на 2018/2019 учебный год;
- календарного учебного графика школы на 2018/2019 учебный год.
- примерные программы по учебным предметам «Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы» (М.: Просвещение, 2011)
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 7-8 классов ориентирована на использование учебной литературы:
- Основы безопасности жизнедеятельности: 7-й класс: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П.Фролов (и др.); под ред. Ю.Л.Воробьева. – Москва: АСТ: Астрель, 2014.
- Основы безопасности жизнедеятельности: 8-й класс: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П.Фролов (и др.); под ред. Ю.Л.Воробьева. – Москва: Астрель, 2014.
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» входит в предметную область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности».
Основы безопасности жизнедеятельности изучаются в 8 классах на уровне основного общего образования за счет часов обязательной части учебного плана школы на 2018/2019 учебный год.
Основы безопасности жизнедеятельности изучаются в 7 классах на уровне основного общего образования за счет части, формируемой участниками образовательного процесса учебного плана школы на 2018/2019 учебный год.
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 7 класса рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю (согласно календарному учебному графику школы на 2018/2019 учебный год.
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю (согласно календарному учебному графику школы на 2018/2018 учебный год).
Срок реализации настоящей программы один год.
I. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия обучающихся:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные универсальные учебные действия обучающихся:
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) навыки смыслового чтения;
Коммуникативные универсальные учебные действия обучающихся:
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты изучения «Основы безопасности жизнедеятельности» в составе предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности»:
1) формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
2) формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
3) понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
4) понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
5) понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;
6) формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
7) формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
8) понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
9) знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства;
10) знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
11) умение оказать первую помощь пострадавшим;
12) умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;
13) умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
14) овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.
Планируемые результаты изучения основ безопасности жизнедеятельности
7 класс
Обеспечение личной безопасности
Ученик научится:
- классифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации;
- анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и последствия пожаров;
- формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни;
- формировать модель личного безопасного поведения на дорогах в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной окружающей среды;
Ученик получит возможность научиться:
- прогнозировать возможность возникновения различных опасных ситуаций по их характерным признакам.
Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного характера
Ученик научится:
- классифицировать и описывать чрезвычайные ситуации природного характера, наиболее вероятные для региона проживания;
- анализировать и характеризовать причины возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера;
- разрабатывать план безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера с учётом особенностей обстановки в регионе;
- руководствоваться рекомендациями специалистов в области безопасности по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера;
- описывать существующую систему оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
- характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного времени;
- анализировать мероприятия, принимаемые МЧС России, по использованию современных технических средств для информации населения о чрезвычайных ситуациях;
- характеризовать эвакуацию населения как один из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- различать виды эвакуации;
- составлять перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации;
- моделировать свои действия по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях в районе проживания при нахождении в школе, на улице, в общественном месте (в театре, библиотеке и др.), дома.
Ученик получит возможность научиться:
- прогнозировать возможность возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера по их характерным признакам.
Первая помощь
Ученик научится:
- характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим;
- классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи;
- соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту;
- определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях.
Ученик получит возможность научиться:
- готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах.
Основы здорового образа жизни
Ученик научится:
- характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его физических качеств;
- использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средство физического совершенствования;
- анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья.
Ученик получит возможность научиться:
- использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его физической и социальной составляющих.
8 класс
Обеспечение безопасности в обществе
Ученик научится:
- разрабатывать личный план по охране окружающей природной среды в местах проживания;
- анализировать и характеризовать причины и последствия загрязнения окружающей природной среды;
- анализировать основные демографические процессы в Российской Федерации;
- описывать и комментировать основы семейного законодательства в Российской Федерации;
- объяснить роль семьи в жизни личности и общества, значение семьи для обеспечения демографической безопасности государства;
- моделировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта.
Ученик получит возможность научиться:
- прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам.
Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера
Ученик научится:
- классифицировать и описывать потенциально опасные объекты экономики, расположенные в районе проживания;
- классифицировать и описывать чрезвычайные ситуации техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания;
- анализировать и характеризовать причины и последствия дорожно-транспортных происшествий (ДТП), чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
- разрабатывать план безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций с учётом особенностей обстановки в регионе;
- руководствоваться рекомендациями специалистов в области безопасности по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
- характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного времени;
- описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, которые она в себя включает;
- характеризовать аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения как совокупность первоочередных работ в зоне чрезвычайной ситуации;
- анализировать основные мероприятия, которые проводятся при аварийно-спасательных работах в очагах поражения;
- описывать основные мероприятия, которые проводятся при выполнении неотложных работ.
Ученик получит возможность научиться:
- формировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите учащихся и персонала от последствий чрезвычайных ситуаций мирного времени;
- различать инженерно-технические сооружения, которые используются в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, классифицировать их по предназначению и защитным свойствам.
Первая помощь
Ученик научится:
- характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья;
- анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет своевременно оказана первая помощь;
- анализировать причины массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и систему мер по защите населения в условиях чрезвычайных ситуаций и минимизации массовых поражений;
- выполнять в паре/втроём приёмы оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых поражений.
Выпускник получит возможность научиться:
- готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах;
- готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах.
Основы здорового образа жизни
Ученик научится:
- классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье;
- характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи и др.), и их возможные последствия;
- систематизировать знания о репродуктивном здоровье как единой составляющей здоровья личности и общества;
- формировать личные качества, которыми должны обладать молодые люди, решившие вступить в брак;
- характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных качеств;
- выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций, обосновывать необходимость повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях.
Ученик получит возможность научиться:
- использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, составляющих.
- использовать знания о здоровом образе жизни для выработки осознанного негативного отношения к употреблению алкоголя и наркотиков;
- характеризовать роль образования в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны;
- проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищённости личных жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз.
Оценка планируемых результатов
Для оценки уровня и качества достигнутых учащимися результатов по основам безопасности жизнедеятельности используются:
текущий контроль проводится систематически на каждом уроке, он предназначен для активизации познавательной деятельности учащихся и должен выполнять в основном обучающую, корректирующую и стимулирующую функции.
тематический контроль осуществляется периодически по завершении изучения очередной темы рабочей программы и имеет целью систематизировать и обобщить полученную информацию по блоку учебных вопросов, изучаемых по данной теме.
Формы контроля:
- контрольная работа;
- зачет по опросному листу;
- устный опрос;
- защита проекта.
Контроль теоретических знаний учащихся происходит в форме фронтального опроса, проверки домашних заданий, тестирования по тематическим разделам курса. Контроль практических умений и навыков происходит путем приема индивидуальных заданий, выполняемых учащимися
Критерии оценки устных ответов обучающихся
Оценка «5» ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точные определения и истолкования основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.
Оценка «4» ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определении понятий, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи сопровождающей письменной, использовать научные термины;
Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно)
Оценка «3» ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание программного материала;
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений, выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки
Допускает ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дает недостаточно четкие
Испытывает затруднения в применении знаний на практике
Отвечает неполно или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника или отвечает неполно , допуская одну – две грубые ошибки на вопросы учителя
Оценка «2» ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала
Не делает выводов и обобщений
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их на практике
допускает при ответе более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя
Оценка «1» ставится, если ученик:
Не может ответить ни на один из поставленных вопросов
Полностью не усвоил материал.
Оценка письменных работ, тестов обучающихся
Оценка «5» , если:
Работа выполнена полностью
В логических рассуждениях и обосновании нет пробелов и ошибок
Возможен один недочет, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала
Оценка «4» ставится, если:
Работа выполнена полностью, но допущены одна ошибка или имеются два-три недочета
Правильно выполнено не менее 75% всей работы
Оценка «3» ставится, если:
Допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме
Правильно выполнено не менее 60% всей работы
Оценка «2» ставится, если:
Допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере
Правильно выполнено менее 60% всей работы
Оценка «1» ставится, если:
Работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме
Работа выполнялась не самостоятельно
II. Содержание учебного предмета 7 класс
№ п/п | Тема | Количество часов | Контрольные работы (контрольная, зачет, тест, проект, диктант, изложение, сочинение и т.д.) | Практические работы (практические, лабораторные) |
1. | Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | 24 | 5 | - |
2 | Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации | 2 | | |
3 | Раздел 1. Основы комплексной безопасности | 2 | - | - |
4 | Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи | 2 | - | 2 |
5. | Раздел 4. Основы здорового образа жизни | 3 | - | - |
6. | Промежуточная аттестация | 1 | | - |
Итого | 34 | 5 | 2 |
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства |
Раздел 1. Основы комплексной безопасности |
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций |
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации |
Модуль II. Здоровый образ жизни и оказание первой медицинской помощи |
Раздел 4. Основы здорового образа жизни |
Раздел 5. Оказание первой медицинской помощи |
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества, государства 28 часов
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций 24 часа
Основная цель - обеспечить формирование у обучающихся безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и различных чрезвычайных ситуациях.
Опасные ситуации и единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Наводнения (4 ч.)
Наводнения и причины их возникновения
Поражающие факторы наводнений и их последствия
Мероприятия по защите от наводнений. Действия населения при угрозе и во время наводнений
Контроль знаний по теме «Наводнения»
Ураганы, бури, смерчи (4 ч.)
Ураганы, бури, смерчи и причины их возникновения
Поражающие факторы опасных метеорологических явлений и их последствия
Мероприятия по защите от опасных метеорологических явлений. Действия населения при угрозе и во время ураганов, бурей, смерчей
Контроль знаний по теме «Ураганы, бури, смерчи»
Землетрясения (6 ч.)
Землетрясения и причины их возникновения
Поражающие факторы землетрясений и их последствия
Мероприятия по защите от землетрясений. Действия населения при угрозе и во время землетрясения
Цунами и причины их возникновения. Поражающие факторы цунами и их последствия
Мероприятия по защите от цунами. Действия населения при угрозе и во время цунами
Контроль знаний по теме «Землетрясения»
Обвалы, оползни, сели (4 ч.)
Обвалы, оползни, сели и причины их возникновения
Поражающие факторы опасных геологических явлений и их последствия
Действия населения при угрозе возникновения обвалов, оползней и селей и во время их проявления
Контроль знаний по теме «Обвалы, оползни, сели»
Лесные и торфяные пожары (5 ч.)
Лесные и торфяные пожары и причины их возникновения
Поражающие факторы лесных и торфяных пожаров и их последствия
Мероприятия по защите от природных пожаров. Действия населения при угрозе и во время возникновения пожаров
Контроль знаний по теме «Лесные и торфяные пожары»
Общие рекомендации учащимся по поведению при опасных явлениях природы
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ2 часа
Раздел 3 занимает в структуре программы особое место. Основу содержания данного раздела составляет критика экстремизма и терроризма, формирование у учащихся антитеррористического поведения, навыков безопасного поведения при угрозе совершения террористического акта
Основы безопасного поведения в толпе. Паника
Терроризм и безопасность человека
Раздел 1. Основы комплексной безопасности2 часа
Основная цель - обеспечить формирование у обучающихся комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни в различных опасных ситуациях.
Дорога и ее элементы. Участники дорожного движения. Дорожно-транспортное происшествие.
Движение во дворах и жилых зонах
Модуль II. Здоровый образ жизни и оказание первой помощи5 часов
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи2 часа
Основная цель - обеспечить формирование у учащихся умений оказывать самопомощь и первую помощь пострадавшим при различных травмах.
Первоначальная обработка раны. Правила наложения повязок. Практическое занятие
Первая помощь при переломах. Тепловые и солнечные удары, обморожение. Практическое занятие
Раздел 4. Основы здорового образа жизни 3 часа
Основная цель- обеспечить формирование у учащихся индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья.
Человек и его здоровье
Факторы, разрушающие здоровье
Урок обобщающего повторения
Промежуточная аттестация 1 час
II. Содержание учебного предмета 8 класс
№ п/п | Тема | Количество часов | Контрольные работы (контрольная, зачет, тест, проект, диктант, изложение, сочинение и т.д.) | Практические работы (практические, лабораторные) |
1. | Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций | 28 | 5 | - |
2. | Раздел 1. Основы комплексной безопасности | 5 | 1 | - |
3. | Промежуточная аттестация | 1 | | |
Итого | 34 | 6 | - |
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства 33 часа
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций 28 часов
Основная цель - обеспечить формирование у обучаемых безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и различных чрезвычайных ситуациях.
Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера (2 ч.)
Аварии, катастрофы, чрезвычайные ситуации техногенного характера.
Источники чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их последствия. Основные причины и стадии развития техногенных происшествий.
Пожары и взрывы (5 ч.)
Пожары.
Взрывы.
Условия и причины возникновения пожаров и взрывов
Последствия пожаров и взрывов. Правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов.
Контроль знаний по теме «Производственные аварии и катастрофы. Пожары и взрывы»
Аварии с выбросом опасных химических веществ (6 ч.)
Опасные химические вещества и объекты.
Характеристика АХОВ и их поражающих факторов.
Причины и последствия аварий на химически опасных объектах.
Правила безопасного поведения и защитные меры при авариях на ХОО.
Первая помощь пострадавшим от АХОВ.
Контроль знаний по теме «Аварии с выбросом опасных химических веществ»
Аварии с выбросом радиоактивных веществ (5 ч.)
Радиоактивность и радиационно опасные объекты
Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты.
Характеристика очагов поражения при радиационных авариях и принципы защиты.
Правила поведения и действия населения при радиационных авариях и радиоактивном загрязнении местности.
Контроль знаний по теме «Аварии с выбросом радиоактивных веществ»
Гидродинамические аварии (4 ч.)
Гидродинамические аварии и гидротехнические сооружения. Причины и виды гидродинамических аварий.
Последствия гидродинамических аварий.
Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий. Правила поведения при угрозе и во время гидродинамических аварий.
Контроль знаний по теме «Гидродинамические аварии»
Нарушение экологического равновесия (6 ч.)
Экология и экологическая безопасность.
Биосфера и человек.
Загрязнение атмосферы.
Загрязнение почв. Загрязнение природных вод.
Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ. Характеристика экологической обстановки в России
Контроль знаний по теме «Нарушение экологического равновесия»
Раздел 1. Основы комплексной безопасности 5 часов
Основная цель - обеспечить формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни в различных опасных ситуациях.
Безопасное поведение на улицах и дорогах (5 ч.)
Правила для велосипедистов.
Мотовелосипед и мопед. Мотоцикл. Правила пользования и движения.
Водитель – главный участник дорожного движения. Проезд перекрестка.
Экстремальные ситуации аварийного характера
Контроль знаний по теме «Безопасное поведение на улицах и дорогах»
Промежуточная аттестация 1 час
КАЛЕНДАРНО-тематическое планирование
По основам безопасности жизнедеятельности в 7 классе
Общее количество часов на предмет, курс по учебному плану 34 часа.
По 1 часу в неделю. Всего учебных недель не менее 34.
Количество часов по четвертям:
I четверть ____ часов; III четверть ____ часов;
II четверть ____ часов; IV четверть ____ часов.
Количество контрольных работ – 5.
Количество практических работ – 2.
№ п/п | Тема урока (занятия) | Дата проведения урока (занятия) |
План | Факт |
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества, государства |
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций 24 часа |
1. | Опасные ситуации и единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций | | |
Наводнения (4 ч.) |
2. | Наводнения и причины их возникновения | | |
3. | Поражающие факторы наводнений и их последствия. | | |
4. | Мероприятия по защите от наводнений. Действия населения при угрозе и во время наводнений. | | |
5. | Контроль знаний по теме «Наводнения» | | |
Ураганы, бури, смерчи (4 ч.) |
6. | Ураганы, бури, смерчи и причины их возникновения. | | |
7. | Поражающие факторы опасных метеорологических явлений и их последствия | | |
8. | Мероприятия по защите от опасных метеорологических явлений. Действия населения при угрозе и во время ураганов, бурей, смерчей | | |
9. | Контроль знаний по теме «Ураганы, бури, смерчи» | | |
Землетрясения (6 ч.) |
10. | Землетрясения и причины их возникновения | | |
11. | Поражающие факторы землетрясений и их последствия | | |
12. | Мероприятия по защите от землетрясений. Действия населения при угрозе и во время землетрясения | | |
13. | Цунами и причины их возникновения. Поражающие факторы цунами и их последствия | | |
14. | Мероприятия по защите от цунами. Действия населения при угрозе и во время цунами | | |
15 | Контроль знаний по теме «Землетрясения» | | |
Обвалы, оползни, сели (4 ч.) |
16. | Обвалы, оползни, сели и причины их возникновения | | |
17. | Поражающие факторы опасных геологических явлений и их последствия | | |
18. | Действия населения при угрозе возникновения обвалов, оползней и селей и во время их проявления | | |
19. | Контроль знаний по теме «Обвалы, оползни, сели» | | |
Лесные и торфяные пожары (4 ч.) |
20. | Лесные и торфяные пожары и причины их возникновения | | |
21. | Поражающие факторы лесных и торфяных пожаров и их последствия | | |
22. | Мероприятия по защите от природных пожаров. Действия населения при угрозе и во время возникновения пожаров | | |
23. | Контроль знаний по теме «Лесные и торфяные пожары» | | |
24. | Общие рекомендации учащимся по поведению при опасных явлениях природы | | |
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации2 часа |
25. | Основы безопасного поведения в толпе. Паника | | |
26. | Терроризм и безопасность человека | | |
Раздел 1. Основы комплексной безопасности2 часа |
27. | Дорога и ее элементы. Участники дорожного движения. Дорожно-транспортное происшествие. | | |
28. | Движение во дворах и жилых зонах | | |
Модуль II. Здоровый образ жизни и оказание первой медицинской помощи |
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи2 часа |
29. | Первоначальная обработка раны. Правила наложения повязок. Практическое занятие | | |
30. | Первая помощь при переломах. Тепловые и солнечные удары, обморожение. Практическое занятие | | |
31. | Промежуточная аттестация. Собеседование. | | |
Раздел 4. Основы здорового образа жизни 3 часа |
32. | Человек и его здоровье | | |
33. | Факторы, разрушающие здоровье | | |
34. | Урок обобщающего повторения. | | |
| | | |
КАЛЕНДАРНО-тематическое планирование
по основам безопасности жизнедеятельности в 8 классе
Общее количество часов на предмет, курс по учебному плану 34 часа.
По 1 часу в неделю. Всего учебных недель не менее 34.
Количество часов по четвертям:
I четверть ____ часов; III четверть ____ часов;
II четверть ____ часов; IV четверть ____ часов.
Количество контрольных работ – 6.
Количество практических работ – 0.
№ п/п | Тема урока (занятия) | Дата проведения урока (занятия) |
План | Факт |
Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства 33 часа |
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций 28 часов |
Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера (2 ч.) |
1. | Аварии, катастрофы, чрезвычайные ситуации техногенного характера. | | |
2 | Источники чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их последствия. Основные причины и стадии развития техногенных происшествий. | | |
Пожары и взрывы (5 ч.) |
3. | Пожары. | | |
4. | Взрывы. | | |
5. | Условия и причины возникновения пожаров и взрывов | | |
6. | Последствия пожаров и взрывов. Правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов | | |
7. | Контроль знаний по теме «Производственные аварии и катастрофы. Пожары и взрывы» | | |
Аварии с выбросом опасных химических веществ (6 ч.) |
8. | Опасные химические вещества и объекты. | | |
9. | Характеристика АХОВ и их поражающих факторов. | | |
10. | Причины и последствия аварий на химически опасных объектах. | | |
11. | Правила безопасного поведения и защитные меры при авариях на ХОО. | | |
12 | Первая помощь пострадавшим от АХОВ. | | |
13. | Контроль знаний по теме «Аварии с выбросом опасных химических веществ» | | |
Аварии с выбросом радиоактивных веществ (5 ч.) |
14. | Радиоактивность и радиационно опасные объекты | | |
15. | Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты. | | |
16. | Характеристика очагов поражения при радиационных авариях и принципы защиты. | | |
17. | Правила поведения и действия населения при радиационных авариях и радиоактивном загрязнении местности. | | |
18. | Контроль знаний по теме«Аварии с выбросом радиоактивных веществ» | | |
Гидродинамические аварии(4 ч.) |
19. | Гидродинамические аварии и гидротехнические сооружения. Причины и виды гидродинамических аварий. | | |
20. | Последствия гидродинамических аварий. | | |
21 | Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий. Правила поведения при угрозе и во время гидродинамических аварий. | | |
22. | Контроль знаний по теме«Гидродинамические аварии» | | |
Нарушение экологического равновесия (6 ч.) |
23. | Экология и экологическая безопасность. | | |
24. | Биосфера и человек. | | |
25. | Загрязнение атмосферы. | | |
26. | Загрязнение почв. Загрязнение природных вод. | | |
27. | Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ. Характеристика экологической обстановки в России | | |
28. | Контроль знаний по теме «Нарушение экологического равновесия» | | |
Раздел 1. Основы комплексной безопасности 5 часов |
Безопасное поведение на улицах и дорогах (5 ч.) |
29. | Правила для велосипедистов. | | |
30 | Промежуточная аттестация. Собеседование. 1 час | | |
31. | Мотовелосипед и мопед. Мотоцикл. Правила пользования и движения. | | |
32. | Водитель – главный участник дорожного движения. Проезд перекрестка. | | |
33. | Экстремальные ситуации аварийного характера | | |
34. | Урок-обобщение. | | |
| | | |