СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 класса

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ОБЖ 7-8 класс 2018-2019 учебный год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 класса»

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности ориентирована на учащихся 7-8 класса общеобразовательного учреждения и регламентируется:

- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014г., 31.12.2015г.);

- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1577»;

- приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями в приказах Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.12.2013г., 28.05.2014г., 17.07.2015г.);

- федерального перечня учебников, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в образовательном учреждении, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (с изменениями и дополнениями);

- Устава школы;

- основной образовательной программы основного общего образования (5-9 классы);

- учебного плана школы на 2018/2019 учебный год;

- календарного учебного графика школы на 2018/2019 учебный год.

- примерные программы по учебным предметам «Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы» (М.: Просвещение, 2011)

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 7-8 классов ориентирована на использование учебной литературы:

- Основы безопасности жизнедеятельности: 7-й класс: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П.Фролов (и др.); под ред. Ю.Л.Воробьева. – Москва: АСТ: Астрель, 2014.

- Основы безопасности жизнедеятельности: 8-й класс: учебник для общеобразовательных учреждений / М.П.Фролов (и др.); под ред. Ю.Л.Воробьева. – Москва: Астрель, 2014.

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» входит в предметную область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности».

Основы безопасности жизнедеятельности изучаются в 8 классах на уровне основного общего образования за счет часов обязательной части учебного плана школы на 2018/2019 учебный год.

Основы безопасности жизнедеятельности изучаются в 7 классах на уровне основного общего образования за счет части, формируемой участниками образовательного процесса учебного плана школы на 2018/2019 учебный год.

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 7 класса рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю (согласно календарному учебному графику школы на 2018/2019 учебный год.

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 8 класса рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю (согласно календарному учебному графику школы на 2018/2018 учебный год).

Срок реализации настоящей программы один год.


 I. Планируемые результаты изучения учебного предмета


Личностные результаты:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

 

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия обучающихся:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Познавательные универсальные учебные действия обучающихся:

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) навыки смыслового чтения;

Коммуникативные универсальные учебные действия обучающихся:

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

 

Предметные результаты изучения «Основы безопасности жизнедеятельности» в составе предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности»:

1) формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

2) формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

3) понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

4) понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

5) понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;

6) формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

7) формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;

8) понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

9) знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства;

10) знание и умение применять меры безопасности и правила пове­дения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

11) умение оказать первую помощь пострадавшим;

12) умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;

13) умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

14) овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.



Планируемые результаты изучения основ безопасности жизнедеятельности

7 класс

 

Обеспечение личной безопасности

Ученик научится:

- классифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации;

- анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и последствия пожаров;

- формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни;

- формировать модель личного безопасного поведения на дорогах в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной окружающей среды;

Ученик получит возможность научиться:

прогнозировать возможность возникновения различных опасных ситуаций по их характерным признакам.

 Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного характера

Ученик научится:

- классифицировать и описывать чрезвычайные ситуации природного характера, наиболее вероятные для региона проживания;

- анализировать и характеризовать причины возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера;

- разрабатывать план безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера с учётом особенностей обстановки в регионе;

- руководствоваться рекомендациями специалистов в области безопасности по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера;

- описывать существующую систему оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;

- характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного времени;

- анализировать мероприятия, принимаемые МЧС России, по использованию современных технических средств для информации населения о чрезвычайных ситуациях;

- характеризовать эвакуацию населения как один из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

- различать виды эвакуации;

- составлять перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации;

- моделировать свои действия по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях в районе проживания при нахождении в школе, на улице, в общественном месте (в театре, библиотеке и др.), дома.

Ученик получит возможность научиться:

прогнозировать возможность возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера по их характерным признакам.

 Первая помощь

Ученик научится:

- характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим;

- классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи;

- соблюдать последовательность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто случающихся в быту;

- определять последовательность оказания первой помощи и различать её средства в конкретных ситуациях.

Ученик получит возможность научиться:

- готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах.

 Основы здорового образа жизни

Ученик научится:

- характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его физических качеств;

- использовать знания о здоровье и здоровом образе жизни как средство физического совершенствования;

- анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила здорового образа жизни для сохранения и укрепления личного здоровья.

Ученик получит возможность научиться:

использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его физической и социальной составляющих.

 

8 класс

Обеспечение безопасности в обществе

Ученик научится:

- разрабатывать личный план по охране окружающей природной среды в местах проживания;

- анализировать и характеризовать причины и последствия загрязнения окружающей природной среды;

- анализировать основные демографические процессы в Российской Федерации;

- описывать и комментировать основы семейного законодательства в Российской Федерации;

- объяснить роль семьи в жизни личности и общества, значение семьи для обеспечения демографической безопасности государства;

- моделировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта.

Ученик получит возможность научиться:

прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам.

 Безопасность в чрезвычайных ситуациях техногенного характера

Ученик научится:

- классифицировать и описывать потенциально опасные объекты экономики, расположенные в районе проживания;

- классифицировать и описывать чрезвычайные ситуации техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания;

- анализировать и характеризовать причины и последствия дорожно-транспортных происшествий (ДТП), чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

- разрабатывать план безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций с учётом особенностей обстановки в регионе;

- руководствоваться рекомендациями специалистов в области безопасности по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

- характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного времени;

- описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, которые она в себя включает;

- характеризовать аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения как совокупность первоочередных работ в зоне чрезвычайной ситуации;

- анализировать основные мероприятия, которые проводятся при аварийно-спасательных работах в очагах поражения;

- описывать основные мероприятия, которые проводятся при выполнении неотложных работ.

Ученик получит возможность научиться:

формировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите учащихся и персонала от последствий чрезвычайных ситуаций мирного времени;

различать инженерно-технические сооружения, которые используются в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, классифицировать их по предназначению и защитным свойствам.

 Первая помощь

Ученик научится:

- характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающиеся в быту, и их возможные последствия для здоровья;

- анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет своевременно оказана первая помощь;

- анализировать причины массовых поражений в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера и систему мер по защите населения в условиях чрезвычайных ситуаций и минимизации массовых поражений;

- выполнять в паре/втроём приёмы оказания само- и взаимопомощи в зоне массовых поражений.

Выпускник получит возможность научиться:

- готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах;

- готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само- и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах.

 Основы здорового образа жизни

Ученик научится:

- классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье;

- характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья (вредные привычки, ранние половые связи и др.), и их возможные последствия;

- систематизировать знания о репродуктивном здоровье как единой составляющей здоровья личности и общества;

- формировать личные качества, которыми должны обладать молодые люди, решившие вступить в брак;

- характеризовать здоровый образ жизни и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных качеств;

- выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций, обосновывать необходимость повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях.

Ученик получит возможность научиться:

использовать здоровьесберегающие технологии (совокупность методов и процессов) для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, составляющих.

использовать знания о здоровом образе жизни для выработки осознанного негативного отношения к употреблению алкоголя и наркотиков;

характеризовать роль образования в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны;

проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищённости личных жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз.


Оценка планируемых результатов


Для оценки уровня и качества достигнутых учащимися результатов по основам безопасности жизнедеятельности используются:

  • текущий контроль проводится систематически на каждом уроке, он предназначен для активизации познавательной деятельности учащихся и должен выполнять в основном обучающую, корректирующую и стимулирующую функции.

  • тематический контроль осуществляется периодически по завершении изучения очередной темы рабочей программы и имеет целью систематизировать и обобщить полученную информацию по блоку учебных вопросов, изучаемых по данной теме.

Формы контроля:

- контрольная работа;

- зачет по опросному листу;

- устный опрос;

- защита проекта.

Контроль теоретических знаний учащихся происходит в форме фронтального опроса, проверки домашних заданий, тестирования по тематическим разделам курса. Контроль практических умений и навыков происходит путем приема индивидуальных заданий, выполняемых учащимися


Критерии оценки устных ответов обучающихся

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точные определения и истолкования основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя.

Оценка «4» ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определении понятий, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно)

Оценка «3» ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений, выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки

  4. Допускает ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дает недостаточно четкие

  5. Испытывает затруднения в применении знаний на практике

  6. Отвечает неполно или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте

  7. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника или отвечает неполно , допуская одну – две грубые ошибки на вопросы учителя

Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала

  2. Не делает выводов и обобщений

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их на практике

  5. допускает при ответе более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя

Оценка «1» ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов

  2. Полностью не усвоил материал.


Оценка письменных работ, тестов обучающихся

Оценка «5» , если:

  1. Работа выполнена полностью

  2. В логических рассуждениях и обосновании нет пробелов и ошибок

  3. Возможен один недочет, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала

Оценка «4» ставится, если:

  1. Работа выполнена полностью, но допущены одна ошибка или имеются два-три недочета

  2. Правильно выполнено не менее 75% всей работы

Оценка «3» ставится, если:

  1. Допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме

  2. Правильно выполнено не менее 60% всей работы

Оценка «2» ставится, если:

  1. Допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере

  2. Правильно выполнено менее 60% всей работы

Оценка «1» ставится, если:

  1. Работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме

  2. Работа выполнялась не самостоятельно




II. Содержание учебного предмета 7 класс


п/п

Тема

Количество часов

Контрольные работы (контрольная, зачет, тест, проект, диктант, изложение, сочинение и т.д.)

Практические работы (практические, лабораторные)

1.

Раздел 2.

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

24



5


-

2

Раздел 3.

Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

2



3

Раздел 1.

Основы комплексной безопасности

2


-


-

4

Раздел 5.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

2


-


2

5.

Раздел 4.

Основы здорового образа жизни

3



-


-

6.

Промежуточная аттестация

1



-

Итого

34

5

2


Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства

Раздел 1. Основы комплексной безопасности

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

Модуль II. Здоровый образ жизни и оказание первой медицинской помощи

Раздел 4. Основы здорового образа жизни

Раздел 5. Оказание первой медицинской помощи




Модуль 1. Основы безопасности личности, общества, государства 28 часов

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций 24 часа

Основная цель - обеспечить формирование у обучающихся безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и различных чрезвычайных ситуациях.

Опасные ситуации и единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

Наводнения (4 ч.)

Наводнения и причины их возникновения

Поражающие факторы наводнений и их последствия

Мероприятия по защите от наводнений. Действия населения при угрозе и во время наводнений

Контроль знаний по теме «Наводнения»

Ураганы, бури, смерчи (4 ч.)

Ураганы, бури, смерчи и причины их возникновения

Поражающие факторы опасных метеорологических явлений и их последствия

Мероприятия по защите от опасных метеорологических явлений. Действия населения при угрозе и во время ураганов, бурей, смерчей

Контроль знаний по теме «Ураганы, бури, смерчи»

Землетрясения (6 ч.)

Землетрясения и причины их возникновения

Поражающие факторы землетрясений и их последствия

Мероприятия по защите от землетрясений. Действия населения при угрозе и во время землетрясения

Цунами и причины их возникновения. Поражающие факторы цунами и их последствия

Мероприятия по защите от цунами. Действия населения при угрозе и во время цунами

Контроль знаний по теме «Землетрясения»

Обвалы, оползни, сели (4 ч.)

Обвалы, оползни, сели и причины их возникновения

Поражающие факторы опасных геологических явлений и их последствия

Действия населения при угрозе возникновения обвалов, оползней и селей и во время их проявления

Контроль знаний по теме «Обвалы, оползни, сели»

Лесные и торфяные пожары (5 ч.)

Лесные и торфяные пожары и причины их возникновения

Поражающие факторы лесных и торфяных пожаров и их последствия

Мероприятия по защите от природных пожаров. Действия населения при угрозе и во время возникновения пожаров

Контроль знаний по теме «Лесные и торфяные пожары»

Общие рекомендации учащимся по поведению при опасных явлениях природы


Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ2 часа

Раздел 3 занимает в структуре программы особое место. Основу содержания данного раздела составляет критика экстремизма и терроризма, формирование у учащихся антитеррористического поведения, навыков безопасного поведения при угрозе совершения террористического акта

Основы безопасного поведения в толпе. Паника

Терроризм и безопасность человека


Раздел 1. Основы комплексной безопасности2 часа

Основная цель - обеспечить формирование у обучающихся комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни в различных опасных ситуациях.

Дорога и ее элементы. Участники дорожного движения. Дорожно-транспортное происшествие.

Движение во дворах и жилых зонах


Модуль II. Здоровый образ жизни и оказание первой помощи5 часов

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи2 часа

Основная цель - обеспечить формирование у учащихся умений оказывать самопомощь и первую помощь пострадавшим при различных травмах.

Первоначальная обработка раны. Правила наложения повязок. Практическое занятие

Первая помощь при переломах. Тепловые и солнечные удары, обморожение. Практическое занятие




Раздел 4. Основы здорового образа жизни 3 часа

Основная цель- обеспечить формирование у учащихся индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья.

Человек и его здоровье

Факторы, разрушающие здоровье

Урок обобщающего повторения


Промежуточная аттестация 1 час




II. Содержание учебного предмета 8 класс

п/п

Тема

Количество часов

Контрольные работы (контрольная, зачет, тест, проект, диктант, изложение, сочинение и т.д.)

Практические работы (практические, лабораторные)

1.

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций


28



5


-

2.

Раздел 1. Основы комплексной безопасности

5


1

-

3.

Промежуточная аттестация

1



Итого

34

6

-


Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства 33 часа

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций 28 часов

Основная цель - обеспечить формирование у обучаемых безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и различных чрезвычайных ситуациях.

Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера (2 ч.)

Аварии, катастрофы, чрезвычайные ситуации техногенного характера.

Источники чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их последствия. Основные причины и стадии развития техногенных происшествий.

Пожары и взрывы (5 ч.)

Пожары.

Взрывы.

Условия и причины возникновения пожаров и взрывов

Последствия пожаров и взрывов. Правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов.

Контроль знаний по теме «Производственные аварии и катастрофы. Пожары и взрывы»

Аварии с выбросом опасных химических веществ (6 ч.)

Опасные химические вещества и объекты.

Характеристика АХОВ и их поражающих факторов.

Причины и последствия аварий на химически опасных объектах.

Правила безопасного поведения и защитные меры при авариях на ХОО.

Первая помощь пострадавшим от АХОВ.

Контроль знаний по теме «Аварии с выбросом опасных химических веществ»

Аварии с выбросом радиоактивных веществ (5 ч.)

Радиоактивность и радиационно опасные объекты

Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты.

Характеристика очагов поражения при радиационных авариях и принципы защиты.

Правила поведения и действия населения при радиационных авариях и радиоактивном загрязнении местности.

Контроль знаний по теме «Аварии с выбросом радиоактивных веществ»

Гидродинамические аварии (4 ч.)

Гидродинамические аварии и гидротехнические сооружения. Причины и виды гидродинамических аварий.

Последствия гидродинамических аварий.

Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий. Правила поведения при угрозе и во время гидродинамических аварий.

Контроль знаний по теме «Гидродинамические аварии»

Нарушение экологического равновесия (6 ч.)

Экология и экологическая безопасность.

Биосфера и человек.

Загрязнение атмосферы.

Загрязнение почв. Загрязнение природных вод.

Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ. Характеристика экологической обстановки в России

Контроль знаний по теме «Нарушение экологического равновесия»


Раздел 1. Основы комплексной безопасности 5 часов

Основная цель - обеспечить формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни в различных опасных ситуациях.

Безопасное поведение на улицах и дорогах (5 ч.)

Правила для велосипедистов.

Мотовелосипед и мопед. Мотоцикл. Правила пользования и движения.

Водитель – главный участник дорожного движения. Проезд перекрестка.

Экстремальные ситуации аварийного характера

Контроль знаний по теме «Безопасное поведение на улицах и дорогах»

Промежуточная аттестация 1 час




КАЛЕНДАРНО-тематическое планирование

По основам безопасности жизнедеятельности в 7 классе


Общее количество часов на предмет, курс по учебному плану 34 часа.

По 1 часу в неделю. Всего учебных недель не менее 34.

Количество часов по четвертям:

I четверть ____ часов; III четверть ____ часов;

II четверть ____ часов; IV четверть ____ часов.

Количество контрольных работ – 5.

Количество практических работ – 2.



п/п

Тема урока (занятия)

Дата

проведения

урока (занятия)

План

Факт

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества, государства

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций 24 часа

1.

Опасные ситуации и единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций



Наводнения (4 ч.)

2.

Наводнения и причины их возникновения



3.

Поражающие факторы наводнений и их последствия.



4.

Мероприятия по защите от наводнений. Действия населения при угрозе и во время наводнений.



5.

Контроль знаний по теме «Наводнения»



Ураганы, бури, смерчи (4 ч.)

6.

Ураганы, бури, смерчи и причины их возникновения.



7.

Поражающие факторы опасных метеорологических явлений и их последствия



8.

Мероприятия по защите от опасных метеорологических явлений. Действия населения при угрозе и во время ураганов, бурей, смерчей



9.

Контроль знаний по теме «Ураганы, бури, смерчи»



Землетрясения (6 ч.)

10.

Землетрясения и причины их возникновения



11.

Поражающие факторы землетрясений и их последствия



12.

Мероприятия по защите от землетрясений. Действия населения при угрозе и во время землетрясения



13.

Цунами и причины их возникновения. Поражающие факторы цунами и их последствия



14.

Мероприятия по защите от цунами. Действия населения при угрозе и во время цунами



15

Контроль знаний по теме «Землетрясения»



Обвалы, оползни, сели (4 ч.)

16.

Обвалы, оползни, сели и причины их возникновения



17.

Поражающие факторы опасных геологических явлений и их последствия



18.

Действия населения при угрозе возникновения обвалов, оползней и селей и во время их проявления



19.

Контроль знаний по теме «Обвалы, оползни, сели»



Лесные и торфяные пожары (4 ч.)

20.

Лесные и торфяные пожары и причины их возникновения



21.

Поражающие факторы лесных и торфяных пожаров и их последствия



22.

Мероприятия по защите от природных пожаров. Действия населения при угрозе и во время возникновения пожаров



23.

Контроль знаний по теме «Лесные и торфяные пожары»



24.

Общие рекомендации учащимся по поведению при опасных явлениях природы



Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации2 часа

25.

Основы безопасного поведения в толпе. Паника



26.

Терроризм и безопасность человека



Раздел 1. Основы комплексной безопасности2 часа

27.

Дорога и ее элементы. Участники дорожного движения. Дорожно-транспортное происшествие.



28.

Движение во дворах и жилых зонах



Модуль II. Здоровый образ жизни и оказание первой медицинской помощи

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи2 часа

29.

Первоначальная обработка раны. Правила наложения повязок. Практическое занятие



30.

Первая помощь при переломах. Тепловые и солнечные удары, обморожение. Практическое занятие



31.

Промежуточная аттестация. Собеседование.



Раздел 4. Основы здорового образа жизни 3 часа

32.

Человек и его здоровье



33.

Факторы, разрушающие здоровье



34.

Урок обобщающего повторения.










КАЛЕНДАРНО-тематическое планирование

по основам безопасности жизнедеятельности в 8 классе


Общее количество часов на предмет, курс по учебному плану 34 часа.

По 1 часу в неделю. Всего учебных недель не менее 34.

Количество часов по четвертям:

I четверть ____ часов; III четверть ____ часов;

II четверть ____ часов; IV четверть ____ часов.

Количество контрольных работ – 6.

Количество практических работ – 0.



п/п

Тема урока (занятия)

Дата

проведения

урока (занятия)

План

Факт

Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства 33 часа

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций 28 часов

Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера (2 ч.)

1.

Аварии, катастрофы, чрезвычайные ситуации техногенного характера.



2

Источники чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их последствия. Основные причины и стадии развития техногенных происшествий.



Пожары и взрывы (5 ч.)

3.

Пожары.



4.

Взрывы.



5.

Условия и причины возникновения пожаров и взрывов



6.

Последствия пожаров и взрывов. Правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов



7.

Контроль знаний по теме «Производственные аварии и катастрофы. Пожары и взрывы»



Аварии с выбросом опасных химических веществ (6 ч.)

8.

Опасные химические вещества и объекты.



9.

Характеристика АХОВ и их поражающих факторов.



10.

Причины и последствия аварий на химически опасных объектах.



11.

Правила безопасного поведения и защитные меры при авариях на ХОО.



12

Первая помощь пострадавшим от АХОВ.



13.

Контроль знаний по теме «Аварии с выбросом опасных химических веществ»



Аварии с выбросом радиоактивных веществ (5 ч.)

14.

Радиоактивность и радиационно опасные объекты



15.

Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты.



16.

Характеристика очагов поражения при радиационных авариях и принципы защиты.



17.

Правила поведения и действия населения при радиационных авариях и радиоактивном загрязнении местности.



18.

Контроль знаний по теме«Аварии с выбросом радиоактивных веществ»



Гидродинамические аварии(4 ч.)

19.

Гидродинамические аварии и гидротехнические сооружения. Причины и виды гидродинамических аварий.



20.

Последствия гидродинамических аварий.



21

Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий. Правила поведения при угрозе и во время гидродинамических аварий.



22.

Контроль знаний по теме«Гидродинамические аварии»



Нарушение экологического равновесия (6 ч.)

23.

Экология и экологическая безопасность.



24.

Биосфера и человек.



25.

Загрязнение атмосферы.



26.

Загрязнение почв. Загрязнение природных вод.



27.

Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ. Характеристика экологической обстановки в России



28.

Контроль знаний по теме «Нарушение экологического равновесия»



Раздел 1. Основы комплексной безопасности 5 часов

Безопасное поведение на улицах и дорогах (5 ч.)

29.

Правила для велосипедистов.



30

Промежуточная аттестация. Собеседование. 1 час



31.

Мотовелосипед и мопед. Мотоцикл. Правила пользования и движения.



32.

Водитель – главный участник дорожного движения. Проезд перекрестка.



33.

Экстремальные ситуации аварийного характера



34.

Урок-обобщение.