Рабочая программа
по даргинской литературе
(5-8 классы)
Пояснительная записка
Рабочая программа по родной (даргинской) литературе для 5-8 классов составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:
1. Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования)с изменениями от 31.12.2015 г. №1577;
3. Приказа Минобрнауки РФ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в ФГОС OОО, утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 № 1897»;
4. Постановления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10». «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями, внесенными Постановлением главного государственного санитарного врача РФ на 2019-2020г.);
5. Закона «Об образовании Республики Дагестан»;
6. Закона Республики Дагестан «О языках народов Республики Дагестан»
7. Примерного учебного плана основного общего образования;
8. Учебного плана на текущий год.
Согласно примерному учебному плану основного общего образования на изучение предмета «Родная литература» в 5-8 классах выделено по 1 часу в неделю (всего 34 часа в год).
Общая характеристика учебного предмета
Изучение литературы как искусства слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Потребность в общении с книгой может сложиться лишь при широком и умело направленном знакомстве с литературой (и другими видами искусства) родной страны и мира, постоянном внимании к эмоциональному восприятию учениками текста, их раздумью над поставленными автором проблемами.
Активное включение ученика в творчество на всех этапах литературного образования неразрывно связано с последовательным усилением его самостоятельности от класса к классу.
Освоение родной литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Родная литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.
В рабочей программе отведены часы на проведение внеклассных занятий, которые позволяют расширить круг знакомства с произведениями того или иного автора, и часы на развитие речи, где идёт обучение рецензированию отдельных сцен и целых литературных произведений, написанию сочинений и другим видам работ, развивающим устную и письменную речь учащихся.
Цели обучения
Курс родной литературы направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению даргинской литературы литературы:
Образовательный аспект:
освоение знаний об даргинской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях даргинских писателей, их жизни и творчестве;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться даргинским языком.
Развивающий аспект:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной;
Воспитательный аспект:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к даргинской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельный подходы, которые определяют задачи обучения:
формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения даргинской литературы;
обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию даргинской литературы;
развитие и совершенствование устной и письменной речи учащихся.
Предметные,метапредметные, личностные результаты.
Предметные результаты:
- осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
- понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
-обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
-воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
-развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
-овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
-понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
-умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
-определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
-приобщение к духовно-нравственным ценностям даргинской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов; формулирование собственного отношения к произведениям даргинской литературы, их оценка;
-собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
-понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
-восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
-умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств азербайджанского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
-написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы.
Метапредметные результаты:
-умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-смысловое чтение;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
-работать индивидуально и в группе;
-находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
-формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
-планирование и регуляция своей деятельности;
-владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
-умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Личностные результаты:
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России и Дагестана; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, религии, языкам, ценностям народов России и народов мира;
-формирование коммуникативной компетентности со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
В результате освоения содержания курса родной литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.
К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках родной литературы, относятся:
- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа,
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов,
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),
- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута),
- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями,
- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров),
- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды,
- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании родной литературы.
Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:
- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);
- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);
- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;
- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства; - исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.
Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития азербайджанской литературы.
На этом этапе на первый план выходят задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения. Совершенствуются умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Важной задачей литературного образования становится систематизация представлений о родах и жанрах литературы. Теория литературы включает в себя изучение литературных родов (эпос, лирика, драма) и жанров (роман, биография, новелла, стихотворение в прозе, послание, комедия, трагедия). Углубляются представления о понятиях, изученных ранее. Сочинения усложняются по объему и проблематике: сравнительная характеристика героев, сопоставление близких сюжетов в произведениях разных авторов. Ученики также могут создавать стилизации в жанре народной лирической песни, оды, эпиграммы и др.
Курс родной литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение художественного текста;
- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);
- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;
- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- анализ и интерпретация произведения;
- составление планов и написание отзывов о произведениях;
- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;
- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Планируемые предметные результаты освоения литературы.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по литературе являются:
- воспитывать творческую личность путем приобщения к литературе как искусству слова;
- совершенствовать умения читать правильно и осознанно, вслух и про себя; пересказывать текст различными способами (полный, выборочный, краткий);
- способствовать совершенствованию читательского опыта;
- совершенствовать мотивации к систематическому, системному, инициативному, в том числе досуговому, чтению;
- совершенствовать умения пользоваться библиотечными фондами (нахождение нужной книги по теме урока; для досугового чтения; для выполнения творческих работ и т.д.);
- развивать интерес к творчеству;
- развивать умение характеризовать художественные и научно-популярные тексты;
- развивать навыки характеристики (в 5—6 классах) и анализа (в 7—8 классах) текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами на уроках литературы различных типов;
- развивать умения пользоваться монологической, диалогической, устной и письменной речью, составлять отзыв о прочитанном, краткую аннотацию о книге; создавать творческие работы различных типов и жанров;
- формировать умения нахождения родовых и жанровых особенностей различных видов текстов;
- развивать умение писать сочинения и изложения на темы, связанные с содержанием уже изученных произведений, а также на свободные темы, которые отражают творческие интересы учеников;
- развивать умение создавать рефераты на литературные и общекультурные темы;
- формировать умения по применению литературоведческих понятий для характеристики (анализа) текста или нескольких произведений.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ
В результате освоения предмета даргинской литературы учащиеся должны знать:
- образность природы искусства слова;
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков даргинской литературы;
- содержание изученных художественных произведений;
- основные теоретико-литературные понятия.
уметь:
- пересказать содержание литературных произведений, пересказать наизусть отдельные отрывки;
- анализировать литературное произведение с использованием элементарной литературоведческой терминологии;
- детально исследовать отдельные стороны и элементы произведения, делать выводы;
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- сравнивать произведения литературы, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- характеризовать героев произведения, выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать произведения;
- выполнять творческие работы различного характера по изученному произведению.
Важной составляющей процесса обучения является оценивание знаний и умений учащихся, значение и цель которой заключается в постоянном контроле и оценке знаний.
Задания для проверки навыков чтения: правильное и осмысленное чтение литературного текста, беглое и выразительное чтение, соблюдение норм литературного произношения, чтение с нужной интонацией и правильным ударением, чтение про себя с пониманием общего смысла и содержания текста, умение находить необходимую информацию и др.
Задания для проверки навыков устной речи: пересказ содержания произведения или воспроизведение отдельных предложенных отрывков наизусть, составление связного текста о героях и событиях в произведении, повествование, составление и пересказ текста на заданную тему, рассказ о биографии и творчестве писателя, выражениеотношения к произведению, создание монологических высказываний, основанных на авторском тексте, участие в обсуждении отдельных произведений, авторов, литературных явлений и др.
Задания для проверки навыков письма (культуры письменной речи): готовить письменные ответы на вопросы по произведению, писать рецензию на литературное произведение, изложение с элементами сочинения, сочинение или рассказ по произведению или на определенную тему и др.
Задания для проверки навыков анализа и теоретических знаний: умение определять родовые и жанровые особенности произведения, оценка героев и системы образов, умение определить роль автора и повествователя, определение значений образов, выявление стилистических и изобразительных средств языка и определение их функции в тексте, анализ развития сюжета, выявление элементов сюжета, выделение темы, проблемы, идеи, сопоставление героев и событий литературного произведения и др.
Содержание учебного курса, предмета
Изучение даргинской литературы в средних классах направлено на знакомство с лучшими произведениями литературного наследия, с творчеством отдельных писателей, на их анализ, исследование и оценку. Важным является формирование у учащихся необходимого объема знаний о жизненном и творческом пути писателя, знаний по истории литературы, ее этапах, о литературных произведениях, определивших особенности отдельных периодов, а также дополнительных биографических, теоретических сведений, необходимых для более глубокого анализа произведения и творчества писателя и для соотношения художественного произведения с эпохой его написания, признаками и главными ценностями эпохи.
Изучение даргинской литературы в средних классах включает в себя ознакомление с отдельными периодами развития азербайджанской литературы в их взаимосвязи, с отдельными образцами фольклора, а также формирование навыка нахождения методом анализа поэтико-философской нагрузки, внутреннего, субъективного смысла произведений – что в совокупности служит формированию представления о литературном творчестве. Работа по изучению литературного произведения может быть организована в трех формах: чтение и анализ отдельных произведений, чтение и обсуждение, внеклассное чтение. Но в каждом случае должны учитываться вышеприведенные критерии и требования.
История литературы
Изучение истории литературы начинается с фольклора.
Устное народное творчество
Устное народное творчество как достояние национальной, духовной культуры народа. Особенности произведений фольклора. Общечеловеческие ценности как важная составляющая фольклорных произведений. Система образов в произведениях устного народного творчества. Картина мира в фольклоре: представления о героизме, добре и зле, бытие и человеке, человеке и природе.
Влияние народного творчества на развитие литературы и литературного языка. Основные жанры фольклора. Сказки, жанровые признаки сказки, виды жанра. Признаки жанра песни. Классификация песен. Особенности даргинских народных песен. Мелодия и слова. Малые жанры фольклора: загадки, анекдоты, пословицы и поговорки. Легенды и предания, их особенности. Мифы. Концепции о происхождении мифов. Классификация мифов.дарги нские народные мифы. Характерные признаки жанра дастана.
Поэтика фольклорных произведений (фантастический или мифологический сюжет и реалистичность в деталях; использование таких художественных приемов как повтор, антиномичность, гипербола, литота, сравнение и др.). Созвучность и различия татарского народного устного творчества и фольклора других народов.
Возникновение литературы, связь даргинской литературы с фольклором и исламской мифологией. Переход фольклорных жанров в литературу.
Теория литературы
Род и жанр литературы. Литературные роды: эпос, лирика и драма. Жанр. «Память жанра». Эпические жанры: роман, повесть, рассказ. Лирические жанры: пейзажная лирика, гражданская лирика, интимная лирика, философская лирика. Жанровая система восточной литературы. Драматические жанры: комедия, трагедия, драма. Лиро-эпические жанры: сюжетное стихотворение, басня, баллада, (проза в стихах), поэма. Межродовые формы: путевые заметки.
Литература как вид искусства. Место литературы среди других видов искусства. Особенности воссоздания художественной модели жизни в произведении. Литература как средство познания жизни и богатого духовного мира человека. Нравственное и эстетическое влияние литературы на человека.
Образность в литературном произведении. Образ,символ, деталь, аллегория. Образы людей: главный герой, второстепенный герой, персонажи, участвующие в действии, собирательные образы. Персонаж, характер, тип. Лирический герой, повествователь, лирическое “я”, образ автора, авторская позиция. Образы природы, образы-вещи, мифологические образы, фантастические образы, архетип.
Литературное произведение. Форма и содержание. Содержание: событие, явление, подтекст, контекст. Конфликт, сюжет, элементы сюжета. Композиция: внешняя и внутренняя. Тема, проблема, идея, пафос. Идеал. Изображенный мир. Пейзаж, портрет. Психологизм. Место и время в художественном произведении, хронотоп. Текст: эпиграф, посвящение, сильная позиция.
Литературное творчество. Художественные средства и стиль. Художественные приемы: повтор, параллелизм, противопоставление, ретроспекция. Языковые и стилистические средства (тропы, лексические, стилистические, фонетические средства). Художественная речь: повествование, диалог, монолог. Лирические отступления. Особенности стихотворной и прозаической форм словесного выражения. Ритм, рифма, стих, строфа. Стихосложение. Формы смеха: юмор, сатира, сарказм, шарж. Авторский стиль: юмористический, трагический, экзистенциальный, публицистический и др. начала.
История литературы. Традиции и новаторство. Религиозная литература, светская литература.
Литературный процесс. Понятие о литературном процессе и периода в развитии литературы.
Формирование навыков
Необходимым условием для закрепления знаний является формирование у учащихся определенных навыков. В особенности это касается предмета литературы, где усвоение новых знаний происходит в процессе анализа и исследования.
Работа по формированию навыков проводится и оценивается по следующим направлениям:
- рецептивная деятельность: умение осмысленно прочитать, пересказать и трактовать содержание литературного произведения, умение воспроизводить наизусть стихотворные тексты или отрывки из прозаических текстов; умение рассказать о жизненном пути и творчестве писателя (выборочно или предложенного автора); умение определять жанры фольклорных произведений и их особенности; умение определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров и аргументированно отстаивать свое мнение.
- репродуктивная деятельность: умение передавать и оценивать содержание литературного произведения, описанных там событий и характеров; умение целенаправленно работать с источниками информации (словари, справочники, энциклопедии, электронные средства); умение пользоваться материалами периодической печати.
- творческая деятельность: умение осмысленного, творческого, выразительного чтения художественных произведений различных жанров; умение устного пересказа прочитанного; воспроизведение по ролям; умение составлять план, писать рецензию на художественное произведение, писать изложение с элементами сочинения; писать сочинение по литературному произведению, основываясь на собственные взгляды, чувства и личный опыт.
- поисковая деятельность: умение самостоятельно находить ответ на проблемные вопросы; умения трактовать и оценивать литературное произведение, отдельные его эпизоды, творчество писателя;
- исследовательская деятельность: анализ художественного произведения с точки зрения сюжета, композиции, системы образов, языка и стиля; анализ литературного текста в целом; умение сравнивать проблематику и тематику различных произведений, определять их особенности; умение сравнивать литературные произведения, находить общие и отличительные стороны; умение сравнивать творчество и произведения писателей, определяя общее и особенное.
Виды учебной деятельности
Оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- взаиморецензирование;
- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и другие;
- аудирование ( понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации текста, установление смысловых частей текста, определение их связей);
- информационная переработка устного и письменного текста:
- составление плана текста;
- пересказ текста по плану;
- пересказ текста с использованием цитат;
- переложение текста;
- продолжение текста;
- составление тезисов;
- редактирование;
- участие в диалогах различных видов;
- создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров;
- составление опорных схем и таблиц;
- конспектирование.
- реферирование;
- докладирование;
- рецензирование;
- аннотирование и т.д.
- создание устных высказываний различных типов и жанров;
- участие в дискуссии;
-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета.
Формы организации учебных занятий.
Урок изучения нового материала;
урок закрепления знаний, умений и навыков;
комбинированный урок;
урок-беседа;
повторительно-обобщающий урок;
урок – путешествие;
урок-игра;
урок – исследование;
урок-практикум;
урок проблемного обучения;
урок – лекция;
урок развития речи.