СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 5-9 класс

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по ОБЖ на уровень 5-9 класс 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 5-9 класс»


Министерство образования Российской Федерации

Администрация города Иркутска

Комитет по социальной политике и культуре

Департамент образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Иркутска средняя общеобразовательная школа №37

664020, г. Иркутск, ул. Сибирских партизан, 19, тел./факс: 32-80-99; 32-81-97; е-mail:[email protected]





СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УВР:

О. В. Плотникова /_________/

«__» ________2022 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

МБОУ СОШ № 37

___________/О.И. Обушенко/

«__» _______ 2022 г.


Рабочая программа

по основам безопасности жизнедеятельности

(уровень: 5-9 КЛАСС)



Учитель: Тимофеева М.Г. высшая квалификационная категория


Количество часов в год: всего – 34 ч, количество часов в неделю – 1 час


Рабочая программа составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы

основного общего образования МБОУ г. Иркутска СОШ №37 с учетом содержания программы «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-9 классы общеобразовательных учреждений/ Под. ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2018г.





  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА



Планируемые результаты освоения учебного предмета в 5 классе



Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов в 5 классе:



Личностные результаты



У ученика будет сформировано:

- усвоение правил индивидуального и коллективного без­опасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

- формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни;

- формирование ответственного отношения к учению, го­товности и способности обучающихся к саморазвитию и са­мообразованию на основе мотивации к обучению и позна­нию, осознанному выбору и построению дальнейшей, инди­видуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые

и социальные сообщества;

- развитие правового мышления и компетентности в реше­нии моральных проблем на основе личностного выбора, форми­рование

нравственных чувств и нравственного поведения, осоз­нанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- формирование коммуникативной компетентности в об­щении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и млад­шими в процессе

образовательной, общественно- полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов дея­тельности;

- формирование основ экологической культуры на осно­ве признания ценности жизни во всех её проявлениях и не­обходимости

ответственного, бережного отношения к окружа­ющей среде;

- формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безо­пасности жизнедеятельности.

Ученик получит возможность для формирования:

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интересов учения;

- готовности к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров;

- готовности и способности осознанного выбора и построения дальнейшей индивидуальной траектории образования с учетом устойчивых познавательных интересов;

- готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;

- ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Регулятивные результаты

Ученик научится:

-ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

-формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

-определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

-находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

-выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства для решения задачи/достижения цели;

-составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

-описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

-планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию (по времени и темпу деятельности).

-определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

-оценивать и устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

-сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

-определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

-анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

-оценивать продукт своей деятельности по заданным или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

-соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

Ученик получит возможность научиться:

-выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

-обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

-определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

-систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

-работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

-обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

-ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;


Познавательные результаты

Ученик научится:

-подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

-выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

-выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

-объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

- выявлять причины и следствия явлений;

-строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

-строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

-излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

-объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности;

-выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные или наиболее вероятные причины;

- обозначать символом и знаком предмет или явление;

- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

-строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

-преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

-переводить сложную по составу информацию из графического или символьного представления в текстовое, и наоборот;

-строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте;

-строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

-находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

-ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

-устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

-осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

Ученик получит возможность научиться:

-самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

-делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными;

-анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели;

-резюмировать главную идею текста;

-критически оценивать содержание и форму текста;

-выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; организовывать исследование с целью проверки гипотез;

-формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.


Коммуникативные результаты

Ученик научится:

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

- находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов

- определять возможные роли в совместной деятельности;

- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

- корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения;

- находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

- выделять общую точку зрения в дискуссии;

Ученик получит возможность научиться:

- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

- в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

-критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;



Предметные результаты


В результате изучения курса основ безопасности жизнедеятельности в 5 классе

Ученик научится:

– определять зоны потенциальных опасностей в местах проживания и соблюдать алгоритм поведения;

– объяснять причины возникновения опасных ситуаций в жилище;

– освоит правила безопасного общения с окружающими людьми в городе;

– пользоваться официальными источниками для получения информации об опасных ситуациях в городской среде;

– владеть общими правилами безопасности при пользовании транспортом;

– владеть основными правилами поведения при пожаре;

– правильно пользоваться приборами и средствами химии в быту;

– оценивать состояние водоема и безопасное нахождение на нем в разные времена года;

– умению по прогнозированию основных опасностей и обеспечению личной безопасности дома, на улице;

– характеризовать основные виды террористической деятельности и составлять план своих действий при угрозе теракта и во

время теракта;

– освоит правила поведения в повседневной жизни, чтобы не стать правонарушителем;

– освоит правила двигательной активности и закаливания, рационального питания;

– анализировать последствия вредных привычек для организма человека;

- оказывать первую помощь пострадавшим;

Ученик получит возможность научиться:

прогнозировать и оценивать последствия своего поведения в различных ситуациях для сохранения жизни и здоровья;

составлять модели личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности, в опасных и чрезвычайных ситуациях;

анализировать причины возникновения опасных природных и антропогенных ситуаций;

анализировать состояние своего физического и духовного здоровья.




Планируемые результаты освоения учебного предмета в 6 классе



Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов



Личностные результаты



У ученика будет сформировано:

- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

- усвоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- освоение правил поведения в заданной ситуации;

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-  толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достиженияспособности противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

Ученик получит возможность для формирования:

- готовности к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров;

- готовности и способности осознанного выбора и построения дальнейшей индивидуальной траектории образования с учетом устойчивых познавательных интересов;

- готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;

- ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.

Регулятивные результаты

Ученик научится:

- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

- определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

- находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства для решения задачи/достижения цели;

- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию (по времени и темпу деятельности).

- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

- оценивать и устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

- оценивать продукт своей деятельности по заданным или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

Ученик получит возможность научиться:

- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;


Познавательные результаты

Ученик научится:

- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

- выявлять причины и следствия явлений;

- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности;

-выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные или наиболее вероятные причины;

- обозначать символом и знаком предмет или явление;

- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

-создавать абстрактный или реальный образ предмета или явления;

-строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

-преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

-переводить сложную по составу информацию из графического или символьного представления в текстовое, и наоборот;

-строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте;

-строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

-находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

-ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

-устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

-осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

Ученик получит возможность научиться:

-самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

-делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными;

-анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели;

-резюмировать главную идею текста;

-критически оценивать содержание и форму текста;

-выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; организовывать исследование с целью проверки гипотез;

-формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.


Коммуникативные результаты

Ученик научится:

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

- находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов

- определять возможные роли в совместной деятельности;

- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

- корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения;

- находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

- выделять общую точку зрения в дискуссии;

Ученик получит возможность научиться:

- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

- в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

-критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;


Предметные результаты


В результате изучения курса основ безопасности жизнедеятельности в 6 классе

Ученик научится:

– использовать основные способы определения своего местонахождения и направления движения на местности;

– объяснять назначение предметов экипировки для обеспечения безопасности при нахождении в природных условиях;

– использовать способы ориентирования по местным признакам и небесным светилам;

– пользоваться официальными источниками для получения информации об опасных ситуациях в природных условиях;

- приемам выживания в условиях автономии по сооружению временного укрытия, разведению костра, приготовлению пищи;

– овладеет общими правилами безопасности при активном отдыхе на природе;

– оценивать состояние водоема в различное время года с точки зрения безопасного нахождения на нем;

– подбирать соответствующую обувь, одежду и другую экипировку для туристического похода;

– ориентироваться с помощью компаса и карты, по местным признакам и небесным светилам;

– освоит приемы действий при угрозе возникновения опасных погодных явлений;

– научится распознавать потенциально опасных диких животных, насекомых и змей, учитывать места их обитания для составления

безопасного маршрута;

- научится использовать препараты и средства походной аптечки при механических повреждениях и травмах, ожогах, укусах

насекомых и змей;

– правилам безопасности при работе с компьютером;

– анализировать состояние своего физического и духовного здоровья;

Ученик получит возможность научиться:

прогнозировать и оценивать последствия своего поведения в различных природных ситуациях для сохранения жизни и здоровья;

анализировать причины возникновения опасных ситуаций в дальнем и международном туризме;

распознавать мнимые и реальные опасности во время путешествий;

использовать препараты и средства походной аптечки для оказания первой помощи;

составлять модели личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях;

освоить приемы выживания в условиях автономии по сооружению временного укрытия, добыче и обеззараживанию воды, добыче

пищи и приготовлению еды.



Планируемые результаты освоения учебного предмета в 7 классе



Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов



Личностные результаты



У ученика будет сформировано:

- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

- усвоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- освоение правил поведения в заданной ситуации;

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-  толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достиженияспособности противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

Ученик получит возможность для формирования:

- готовности к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров;

- готовности и способности осознанного выбора и построения дальнейшей индивидуальной траектории образования с учетом устойчивых познавательных интересов;

- готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;

- ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.



Регулятивные результаты

Ученик научится:

- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

- определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

- находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства для решения задачи/достижения цели;

- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию (по времени и темпу деятельности).

- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

- оценивать и устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

-определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

- оценивать продукт своей деятельности по заданным или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

Ученик получит возможность научиться:

- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

-обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

-ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;


Познавательные результаты

Ученик научится:

-подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

-выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

-выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

-объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

- выявлять причины и следствия явлений;

-строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

-строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

-излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

-объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности;

-выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные или наиболее вероятные причины;

- обозначать символом и знаком предмет или явление;

- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

-создавать абстрактный или реальный образ предмета или явления;

-строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

-преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

-переводить сложную по составу информацию из графического или символьного представления в текстовое, и наоборот;

-строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте;

-строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

-находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

-ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

-устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

-осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

Ученик получит возможность научиться:

-самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

-делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными;

-анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели;

-резюмировать главную идею текста;

-критически оценивать содержание и форму текста;

-выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; организовывать исследование с целью проверки гипотез;

-формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.


Коммуникативные результаты

Ученик научится:

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

- находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов

- определять возможные роли в совместной деятельности;

- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

- корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения;

- находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

- выделять общую точку зрения в дискуссии;

Ученик получит возможность научиться:

- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

- в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

-критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;


Предметные результаты


В результате изучения курса основ безопасности жизнедеятельности в 7 классе

Ученик научится:

– классифицировать основные чрезвычайные ситуации природного характера;

– объяснять причины возникновения опасных природных явлений в различных оболочках земли;

– пользоваться официальными источниками для получения информации об опасных ситуациях в природных условиях;

– составлять модели личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности, в опасных и чрезвычайных ситуациях;

- давать характеристики оболочкам Земли, в которых происходят различные ситуации природного характера;

- называть природные явления, причины их возникновения, давать понятия и характеристику основным природным явлениям;

- перечислять основные последствия и опасности для жизнедеятельности человека в результате стихийных бедствий;

- характеризовать основные признаки чрезвычайных ситуаций природного характера;

- действовать по сигналам оповещения в чрезвычайных ситуациях;

- анализировать состояние своего физического и духовного здоровья;

- выполнять основные приемы оказания первой медицинской помощи

Ученик получит возможность научиться:

прогнозировать и оценивать последствия своего поведения в различных природных ситуациях для сохранения жизни и здоровья;

- навыкам выполнения мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций природного характера;

-




Планируемые результаты освоения учебного предмета в 8 классе



Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов



Личностные результаты



У ученика будет сформировано:

- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

- усвоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- освоение правил поведения в заданной ситуации;

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-  толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достиженияспособности противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

Ученик получит возможность для формирования:

- готовности к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров;

- готовности и способности осознанного выбора и построения дальнейшей индивидуальной траектории образования с учетом устойчивых познавательных интересов;

- готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;

- ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.



Регулятивные результаты

Ученик научится:

- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

- определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

- находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства для решения задачи/достижения цели;

- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию (по времени и темпу деятельности).

- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

- оценивать и устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

-определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

- оценивать продукт своей деятельности по заданным или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

Ученик получит возможность научиться:

- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

-обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

-ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;


Познавательные результаты

Ученик научится:

-подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

-выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

-выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

-объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

- выявлять причины и следствия явлений;

-строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

-строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

-излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

-объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности;

-выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные или наиболее вероятные причины;

- обозначать символом и знаком предмет или явление;

- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

-создавать абстрактный или реальный образ предмета или явления;

-строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

-преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

-переводить сложную по составу информацию из графического или символьного представления в текстовое, и наоборот;

-строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте;

-строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

-находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

-ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

-устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

-осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

Ученик получит возможность научиться:

-самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

-делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными;

-анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели;

-резюмировать главную идею текста;

-критически оценивать содержание и форму текста;

-выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; организовывать исследование с целью проверки гипотез;

-формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.


Коммуникативные результаты

Ученик научится:

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

- находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов

- определять возможные роли в совместной деятельности;

- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

- корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения;

- находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

- выделять общую точку зрения в дискуссии;

Ученик получит возможность научиться:

- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

- в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

-критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;



Предметные результаты


В результате изучения курса основ безопасности жизнедеятельности в 8 классе

Ученик научится:

– характеризовать  потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни,  их возможные последствия и правила личной безопасности; 

- давать характеристики критериям здорового образа жизни;

- приемам по оказанию первой медицинской помощи при неотложных состояниях;

- правилам поведения населения при авариях на объектах экономики;

- классифицировать АХОВ по характеру воздействия на человека и способам организация защиты населения при авариях на потенциально-опасных объектах;

– пользоваться официальными источниками для получения информации об опасных ситуациях в различных отраслях экономики;

– составлять модели личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности, в опасных и чрезвычайных ситуациях;

- действовать по сигналам оповещения в чрезвычайных ситуациях;

- анализировать состояние своего физического и духовного здоровья;

- выполнять основные приемы оказания первой медицинской помощи

- научится правильно действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;

Ученик получит возможность научиться:

использовать информацию о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

- распознавать основные поражающие факторы при авариях на потенциально-опасных объектах;

- предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

- принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;

- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты; 

- оказывать  первую  медицинскую  помощь  при  неотложных  состояниях.





Планируемые результаты освоения учебного предмета в 9 классе



Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов



Личностные результаты



У ученика будет сформировано:

- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

- усвоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- освоение правил поведения в заданной ситуации;

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

-  толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достиженияспособности противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.

Ученик получит возможность для формирования:

- готовности к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров;

- готовности и способности осознанного выбора и построения дальнейшей индивидуальной траектории образования с учетом устойчивых познавательных интересов;

- готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;

- ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.



Регулятивные результаты

Ученик научится:

- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

- определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

- находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства для решения задачи/достижения цели;

- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию (по времени и темпу деятельности).

- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

- оценивать и устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

-определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

- оценивать продукт своей деятельности по заданным или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

Ученик получит возможность научиться:

- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

-обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

-ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;


Познавательные результаты

Ученик научится:

-подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

-выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

-выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

-объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

- выявлять причины и следствия явлений;

-строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

-строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

-излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

-объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности;

-выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные или наиболее вероятные причины;

- обозначать символом и знаком предмет или явление;

- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

-создавать абстрактный или реальный образ предмета или явления;

-строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

-преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

-переводить сложную по составу информацию из графического или символьного представления в текстовое, и наоборот;

-строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте;

-строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

-находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

-ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

-устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

-осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

Ученик получит возможность научиться:

-самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

-делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными;

-анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели;

-резюмировать главную идею текста;

-критически оценивать содержание и форму текста;

-выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; организовывать исследование с целью проверки гипотез;

-формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.


Коммуникативные результаты

Ученик научится:

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

- находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов

- определять возможные роли в совместной деятельности;

- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

- корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения;

- находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

- выделять общую точку зрения в дискуссии;

Ученик получит возможность научиться:

- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

- в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

-критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;



Предметные результаты


В результате изучения курса основ безопасности жизнедеятельности в 9 классе

Ученик научится:

- характеризовать потенциальные опасности природного, тех­ногенного и социального характера, наиболее ча­сто возникающие в повседневной жизни, их воз­можные последствия и правила личной безопасности;

- находить информацию, опираясь на законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по обеспечению бе­зопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом;

- распознавать наиболее часто возникающие чрезвычай­ные ситуации природного, техногенного и соци­ального характера, их последствия и классифи­кацию;

- характеризовать основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;

- правилам поведения при угрозе террорис­тического акта;

- находить информацию и познакомиться с государственной политикой противодей­ствия наркотизму;

- использовать основные меры по профилактике наркомании.

Ученик получит возможность научиться:

- предвидеть возникновение наиболее час­то встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

- принимать решения и грамотно действо­вать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;

- научиться действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;

- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

- оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях

пользоваться официальными источниками для получения информации об опасных ситуациях в различных ситуациях;

составлять модели личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности, в опасных и чрезвычайных ситуациях;

- действовать по сигналам оповещения в чрезвычайных ситуациях;

- анализировать состояние своего физического и духовного здоровья;

- выполнять основные приемы оказания первой медицинской помощи





  1. Содержание учебного предмета 5- 9 класс


Содержание программного материала представлено в пяти модулях:

Модуль «Основы комплексной безопасности личности, общества, государства» раскрывает вопросы, связанные с экологической безопасностью и охраной окружающей среды, безопасностью на транспорте, явными и скрытыми опасностями в современных молодежных хобби подростков.

Модуль «Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций» раскрывает вопросы, связанные с защитой населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера.

Модуль «Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации» раскрывает вопросы, связанные с противодействием экстремизму, терроризму и наркотизму.

Модуль «Основы здорового образа жизни» раскрывает основы здорового образа жизни.

Модуль «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» раскрывает вопросы, связанные с оказанием первой помощи и профилактикой инфекционных заболеваний.


Базовый уровень.

Основы комплексной безопасности.

Экологическая безопасность и охрана окружающей среды. Влияние экологической безопасности на национальную безопасность РФ. Права, обязанности и ответственность гражданина в области охраны окружающей среды. Организации, отвечающие за защиту прав потребителей и благополучие человека, природопользование и охрану окружающей среды, и порядок обращения в них. Неблагоприятные районы в месте проживания и факторы экологического риска. Средства индивидуальной защиты. Предназначение и использование экологических знаний.

Безопасность на транспорте. Правила безопасного поведения в общественном транспорте, в такси и маршрутном такси, на железнодорожном транспорте, на воздушном и водном транспорте. Предназначение и использование сигнальных цветов, знаков безопасности и сигнальной разметки. Виды ответственности за асоциальное поведение на транспорте. Правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств: мопедов, мотоциклов, легкового автомобиля). Предназначение и использование дорожных знаков.

Явные и скрытые опасности современных молодежных хобби.

Последствия и ответственность.

Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций.

Права, обязанности и ответственность гражданина в области организации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Составляющие государственной системы по защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Основные направления деятельности государства по защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, характерные для региона проживания. Правила и рекомендации безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального происхождения. Предназначение и использование сигнальных цветов, знаков безопасности, сигнальной разметки и плана эвакуации. Средства индивидуальной, коллективной защиты.

Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации.

Сущность явлений экстремизма, терроризма и наркотизма. Общегосударственная система противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму: основы законодательства Российской Федерации в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму. Органы исполнительной власти, осуществляющие противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации. Права и ответственность гражданина в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации.

Способы противодействия вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность, распространению и употреблению наркотических средств. Правила и рекомендации безопасного поведения при установлении уровней террористической опасности и угрозе совершения террористической акции.

Основы здорового образа жизни.

Основы формирования здорового образа жизни. Факторы и привычки, разрушающие здоровье. Репродуктивное здоровье. Индивидуальная модель здорового образа жизни.

Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.

Основы оказания первой помощи. Права, обязанности и ответственность гражданина при оказании первой помощи. Состояния, требующие проведения первой помощи, мероприятия и способы оказания первой помощи при неотложных состояниях. Правила и способы переноски (транспортировки) пострадавших.

Основные инфекционные заболевания и их профилактика.








  1. Тематическое планирование

Тематическое планирование 5 класс

Тема урока

Кол-во часов

Дата



Основы комплексной безопасности

22


Человек, среда его обитания, безопасность человека

5

1.

Город как среда обитания

1

2.

Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища

1

3.

Особенности природных условий в городе

( практическое занятие)

1

4.

Взаимоотношения людей, проживающих в городе и безопасность

1

5.

Безопасность в повседневной жизни

1


Опасные ситуации техногенного характера

6

6.

Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения

1

7.

Пешеход. Безопасность пешехода

1

8.

Пассажир. Безопасность пассажира

1

9.

Водитель

1

10.

Пожарная безопасность

1

11.

Безопасное поведение в бытовых ситуациях

1


Опасные ситуации природного характера

2

12.

Погодные условия и безопасность человека

1

13.

Безопасность на водоемах

1


Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

2

14.

Чрезвычайные ситуации природного характера

1

15.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера

1


Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение

3

16.

Антиобщественное поведение и его опасность

1

17.

Обеспечение личной безопасности дома

1

18.

Обеспечение личной безопасности на улице

1


Экстремизм и терроризм – опасности для общества и государства

4

19.

Экстремизм и терроризм, основные понятия и причины возникновения

1

20.

Виды экстремисткой и террористической деятельности

4

21.

Виды террористических актов и их последствия

1

22.

Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности

террористической деятельности

1


Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

12

23.

О здоровом образе жизни

1

24.

Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия укрепления здоровья

1

25.

Рациональное питания. Гигиена питания.

1

26.

Вредные привычки и их влияние на здоровье

1

27.

Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек

1

28.

Первая помощь при различных видах повреждения

( практическое занятие)

1

29.

Оказание первой помощи при ушибах

1

30.

Оказание первой помощи при ссадинах

1

31.

Оказание первой помощи при отравлениях

1

32.

Оказание первой помощи при отравлениях

1

33.

Обобщение по теме «Первая помощь и правила ее оказания»

1

34.

Итоговое занятие «Как я знаю ОБЖ?»

1








Тематическое планирование 6 класс

Тема урока

Кол-во часов

Дата



Основы комплексной безопасности

25


Подготовка к активному отдыху на природе

6

1.

Природа и человек

1

2.

Ориентирование на местности

1

3.

Определение своего местонахождения и направления движения на местности

( практическое занятие)

1

4.

Подготовка к выходу на природу

1

5.

Определение необходимого снаряжения для похода

1

6.

Определение места для бивака и организация бивачных работ.

1


Активный отдых на природе и безопасность

5

7.

Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе

1

8.

Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности

1

9.

Подготовка и проведения лыжных походов

1

10.

Водные походы и обеспечение безопасности на воде

1

11.

Велосипедные походы и безопасность туристов

1


Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности

6

12.

Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме

1

13.

Акклиматизация человека в различных климатических условиях

1

14.

Акклиматизация в горной местности

1

15.

Обеспечение личной безопасности при следовании наземными видами транспорта

1

16.

Обеспечение личной безопасности на водном транспорте

1

17.

Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте

1


Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде

9

18.

Автономное существование человека в природе

1

19.

Добровольная автономия человека в природной среде

1

20.

Вынужденная автономия человека в природной среде

1

21.

Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании

1


Опасные ситуации в природных условиях

4

22.

Опасные погодные явления

1

23.

Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными

1

24.

Укусы насекомых и защита от них

1

25.

Клещевой энцефалит и его профилактика

1


Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

9


Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи

4


Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

4

26.

Личная гигиена и оказание первой медицинской помощи в природных условиях

1

27.

Оказание первой медицинской помощи при травмах

( практическое занятие)

1

28.

Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге

1

29.

Оказание первой медицинской помощи при укусах змей и насекомых

1

Основы здорового образа жизни

6

Здоровье человека и факторы, на него влияющие

6

30.

Здоровый образ жизни и профилактика утомлений

1

31.

Компьютер и его влияние на здоровье

1

32.

Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека

1

33

Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека

1

34.

Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека. Профилактика употребления наркотиков

1


Тематическое планирование 7 класс


темы

Тема урока

Тема урока

Кол-во часов


Основы безопасности личности, общества и государства

24


Основы комплексной безопасности

16


Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера

3

1.

Различные природные явления и причины их возникновения

1

2.

Общая характеристика природных явлений

1

3.

Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера. Общие понятия и

определения








определения

1


Чрезвычайные ситуации геологического происхождения, их причины и последствия

7

4.

Землетрясения. Причина возникновения землетрясения и его возможные последствия

1



5.

Защита населения от последствий землетрясений

1

6.

Правила безопасного поведения населения при землетрясении

1

7.

Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле.

1

8.

8.

Последствия извержения вулканов. Защита населения

1

9.

Оползни, их последствия, защита населения

1

10.

Обвалы и снежные лавины, их причины и последствия

1

Тема 3

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения

3

11.

Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия

1

12.

Защита населения от последствий ураган и бурь

1

13.

Смерчи

1


Тема 4

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения и защита населения

7

14.

Наводнения. Виды наводнений и их причины

1

15.

Защита населения от последствий наводнений


1

16.

Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнений

1

17.

Сели и их последствия

1

18.

Защита населения от селевых потоков

1


19.

Цунами и их характеристика

1

20.

Защита населения от цунами

1


Чрезвычайные ситуации биологического происхождения

4

21.

Лесные и торфяные пожары и их характеристика


1

22.

Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения

1

23.

Эпидемии

1

24.

Эпизоотии и эпифитотии

1




Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ

2

25.

Терроризм и опасность вовлечения подростка в террористическую и экстремисткую деятельность

1

26.

Роль нравственных позиций и личных качеств подростка в формировании антитеррористического поведения

1


Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

11

Р- 4

Основы здорового образа жизни.

3

Тема 7

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека

3

27.

Психологическая уравновешенность

1

28.

Стресс и его влияние на человека

1

29.

Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте

1


P-5

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

6


Тема 8

Первая медицинская помощь при неотложных состояниях

6

30.


Общие правила оказания первой медицинской помощи

1

31.

Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении

1

32.

Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах

1

33.

Общие правила транспортировки пострадавшего

1

34.

Игра-викторина «Нам стихия нипочем!»

1

Тематическое планирование 8 класс

Тема урока

Кол-во часов



Раздел 1

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (11ч).

Пожарная безопасность (3ч)


1


Пожары в жилых и общественных зданиях, их причина и последствия.

1



2

Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения

1



3

Права. Обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре.

1



4

Безопасность на дорогах (3ч)

Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизм людей.

1



5

Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров.

1



6

Велосипедист-водитель транспортного средства.

1



7

Безопасность на водоемах (3ч)

Безопасное поведение на водоемах в различных условиях.

1



8

Безопасный отдых у воды.

1



9

Оказание помощи терпящим бедствие на воде.

1



10

Экология и безопасность (2ч)

Загрязнение окружающей среды и здоровье человека.

1



11

Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке.

1



12

Раздел 2

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения (12ч)

Чрезвычайные ситуации техногенного характера (9ч)

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера

1



13

Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия.

1



14

Обеспечение радиационной безопасности населения

1



15

Аварии на химически опасных объектах и их возможнее последствия

1



16

Обеспечение химической защиты населения

1



17

Пожары на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия.

1




18

Обеспечение защиты населения от последствий взрывопожароопасных объектах.

1



19

Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия.

1



20

Обеспечение защиты населения от аварий на гидротехнических сооружениях

1



21

Организация защиты населения от ЧС техногенного характера (3ч)

Оповещение о ЧС техногенного характера.

1



22

Эвакуация населения

1



23

Мероприятия по инженерной защите населения от ЧС техногенного характера.

1



24

Раздел 3

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (12ч)

Основы здорового образа жизни (8ч)

Общие понятия о здоровье как основной ценности человека.


1



25

Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность.

1



26

Репродуктивное здоровье - составная часть здоровья человека и общества.

1



27

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.

1



28

Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний

1



29

Вредные привычки и их влияние на здоровье

1



30

Профилактика вредных привычек

1



31

Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности

1



32

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (4ч)

Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение (практическое занятие)

1



33

Первая медицинская помощь при отравлении АХОВ (практическое занятие)

1



34

Первая медицинская помощь при травмах (практическое занятие)

1







Тематическое планирование 9 класс



Тема урока

Кол-во часов


Раздел 1

Основы безопасности личности, общества, государства (24ч)

Национальная безопасность России в мировом сообществе (4ч)


Россия в мировом сообществе.





1

Национальные интересы России в современном мире.

1

Основные угрозы национальным интересам и безопасности России.

1

Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности.

1

ЧС природного и техногенного характера как угроза национальной безопасности (3ч)

Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация.

1

ЧС природного характера, их причины и последствия.

1

ЧС техногенного характера их причина и последствия

1

Современный комплекс проблем безопасности социального характера (3ч)

Военные угрозы национальной безопасности России.

1

Единая государственная система предупреждения и ликвидация ЧС (РСЧС)

1

Г О - как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны.

1

Организационные основы по защите населения страны от ЧС мирного и военного времени (3ч)

МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от ЧС

1

Мониторинг и прогнозирование ЧС.

1

Инженерная защита населения и территорий от ЧС

1

Основные мероприятия, проводимые в РФ по защите населения от ЧС мирного и военного времени (5ч)

Оповещение населения о ЧС. Эвакуация



1

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения

1

Международный терроризм- угроза национальной безопасности России.

1

Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления

1

Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом и экстремизмом.

1

Основы государственной политики по организации борьбы с терроризмом и наркобизнесом (6ч)

Система борьбы с терроризмом



1

Нормативно-правовая база противодействия наркотизму

1

Организационные основы противодействия терроризму в РФ

1

Государственная политика противодействия наркотизму

1

Правила поведения при угрозе террористического акта

1

Профилактика наркомании.

1

Раздел 2

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (11ч)

Основы здорового образа жизни (3ч)

Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность




1

Здоровый образ жизни и его составляющие.

1

Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России

1

Факторы, разрушающие здоровье (3ч)

Ранние половые связи и их последствия.

1

Инфекции, передаваемые половым путем.

1

Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе

1

Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья (3ч)

Брак и семья

1

Семья и здоровый образ жизни человека

1

Основы семейного права в Российской Федерации.

1

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (1ч)

Первая медицинская помощь при массовых поражениях

1

















  1. Лист корректировки рабочей программы


Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту





















































































































54