СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по ОБЖ на уровень 5-9 класс
Министерство образования Российской Федерации Администрация города Иркутска Комитет по социальной политике и культуре Департамент образования Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска средняя общеобразовательная школа №37 664020, г. Иркутск, ул. Сибирских партизан, 19, тел./факс: 32-80-99; 32-81-97; е-mail:[email protected]
|
|
| |||
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (уровень: 5-9 КЛАСС) Учитель: Тимофеева М.Г. высшая квалификационная категория
Количество часов в год: всего – 34 ч, количество часов в неделю – 1 час
Рабочая программа составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования МБОУ г. Иркутска СОШ №37 с учетом содержания программы «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-9 классы общеобразовательных учреждений/ Под. ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2018г. |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Планируемые результаты освоения учебного предмета в 5 классе
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов в 5 классе:
Личностные результаты
У ученика будет сформировано:
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей, индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые
и социальные сообщества;
- развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе
образовательной, общественно- полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости
ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Ученик получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интересов учения;
- готовности к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров;
- готовности и способности осознанного выбора и построения дальнейшей индивидуальной траектории образования с учетом устойчивых познавательных интересов;
- готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
- ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Регулятивные результаты
Ученик научится:
-ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
-формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
-определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
-находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
-выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства для решения задачи/достижения цели;
-составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
-описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
-планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию (по времени и темпу деятельности).
-определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
-оценивать и устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
-сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
-определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
-анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
-оценивать продукт своей деятельности по заданным или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
-соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
Ученик получит возможность научиться:
-выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
-обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
-определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
-систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
-работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
-обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
-ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
Познавательные результаты
Ученик научится:
-подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
-выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
-выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
-объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выявлять причины и следствия явлений;
-строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
-строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
-излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
-объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности;
-выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные или наиболее вероятные причины;
- обозначать символом и знаком предмет или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
-строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
-преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
-переводить сложную по составу информацию из графического или символьного представления в текстовое, и наоборот;
-строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте;
-строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
-находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
-ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
-устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
-осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
Ученик получит возможность научиться:
-самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
-делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными;
-анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели;
-резюмировать главную идею текста;
-критически оценивать содержание и форму текста;
-выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; организовывать исследование с целью проверки гипотез;
-формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные результаты
Ученик научится:
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения;
- находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
Ученик получит возможность научиться:
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
-критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
Предметные результаты
В результате изучения курса основ безопасности жизнедеятельности в 5 классе
Ученик научится:
– определять зоны потенциальных опасностей в местах проживания и соблюдать алгоритм поведения;
– объяснять причины возникновения опасных ситуаций в жилище;
– освоит правила безопасного общения с окружающими людьми в городе;
– пользоваться официальными источниками для получения информации об опасных ситуациях в городской среде;
– владеть общими правилами безопасности при пользовании транспортом;
– владеть основными правилами поведения при пожаре;
– правильно пользоваться приборами и средствами химии в быту;
– оценивать состояние водоема и безопасное нахождение на нем в разные времена года;
– умению по прогнозированию основных опасностей и обеспечению личной безопасности дома, на улице;
– характеризовать основные виды террористической деятельности и составлять план своих действий при угрозе теракта и во
время теракта;
– освоит правила поведения в повседневной жизни, чтобы не стать правонарушителем;
– освоит правила двигательной активности и закаливания, рационального питания;
– анализировать последствия вредных привычек для организма человека;
- оказывать первую помощь пострадавшим;
Ученик получит возможность научиться:
– прогнозировать и оценивать последствия своего поведения в различных ситуациях для сохранения жизни и здоровья;
– составлять модели личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности, в опасных и чрезвычайных ситуациях;
– анализировать причины возникновения опасных природных и антропогенных ситуаций;
– анализировать состояние своего физического и духовного здоровья.
Планируемые результаты освоения учебного предмета в 6 классе
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов
Личностные результаты
У ученика будет сформировано:
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
- усвоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- освоение правил поведения в заданной ситуации;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способности противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Ученик получит возможность для формирования:
- готовности к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров;
- готовности и способности осознанного выбора и построения дальнейшей индивидуальной траектории образования с учетом устойчивых познавательных интересов;
- готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
- ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Регулятивные результаты
Ученик научится:
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию (по времени и темпу деятельности).
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- оценивать и устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
Ученик получит возможность научиться:
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
Познавательные результаты
Ученик научится:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности;
-выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные или наиболее вероятные причины;
- обозначать символом и знаком предмет или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
-создавать абстрактный или реальный образ предмета или явления;
-строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
-преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
-переводить сложную по составу информацию из графического или символьного представления в текстовое, и наоборот;
-строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте;
-строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
-находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
-ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
-устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
-осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
Ученик получит возможность научиться:
-самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
-делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными;
-анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели;
-резюмировать главную идею текста;
-критически оценивать содержание и форму текста;
-выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; организовывать исследование с целью проверки гипотез;
-формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные результаты
Ученик научится:
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения;
- находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
Ученик получит возможность научиться:
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
-критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
Предметные результаты
В результате изучения курса основ безопасности жизнедеятельности в 6 классе
Ученик научится:
– использовать основные способы определения своего местонахождения и направления движения на местности;
– объяснять назначение предметов экипировки для обеспечения безопасности при нахождении в природных условиях;
– использовать способы ориентирования по местным признакам и небесным светилам;
– пользоваться официальными источниками для получения информации об опасных ситуациях в природных условиях;
- приемам выживания в условиях автономии по сооружению временного укрытия, разведению костра, приготовлению пищи;
– овладеет общими правилами безопасности при активном отдыхе на природе;
– оценивать состояние водоема в различное время года с точки зрения безопасного нахождения на нем;
– подбирать соответствующую обувь, одежду и другую экипировку для туристического похода;
– ориентироваться с помощью компаса и карты, по местным признакам и небесным светилам;
– освоит приемы действий при угрозе возникновения опасных погодных явлений;
– научится распознавать потенциально опасных диких животных, насекомых и змей, учитывать места их обитания для составления
безопасного маршрута;
- научится использовать препараты и средства походной аптечки при механических повреждениях и травмах, ожогах, укусах
насекомых и змей;
– правилам безопасности при работе с компьютером;
– анализировать состояние своего физического и духовного здоровья;
Ученик получит возможность научиться:
– прогнозировать и оценивать последствия своего поведения в различных природных ситуациях для сохранения жизни и здоровья;
– анализировать причины возникновения опасных ситуаций в дальнем и международном туризме;
– распознавать мнимые и реальные опасности во время путешествий;
– использовать препараты и средства походной аптечки для оказания первой помощи;
– составлять модели личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности и в опасных и чрезвычайных ситуациях;
– освоить приемы выживания в условиях автономии по сооружению временного укрытия, добыче и обеззараживанию воды, добыче
пищи и приготовлению еды.
Планируемые результаты освоения учебного предмета в 7 классе
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов
Личностные результаты
У ученика будет сформировано:
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
- усвоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- освоение правил поведения в заданной ситуации;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способности противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Ученик получит возможность для формирования:
- готовности к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров;
- готовности и способности осознанного выбора и построения дальнейшей индивидуальной траектории образования с учетом устойчивых познавательных интересов;
- готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
- ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Регулятивные результаты
Ученик научится:
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию (по времени и темпу деятельности).
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- оценивать и устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
-определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
Ученик получит возможность научиться:
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
-обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
-ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
Познавательные результаты
Ученик научится:
-подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
-выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
-выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
-объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выявлять причины и следствия явлений;
-строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
-строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
-излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
-объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности;
-выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные или наиболее вероятные причины;
- обозначать символом и знаком предмет или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
-создавать абстрактный или реальный образ предмета или явления;
-строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
-преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
-переводить сложную по составу информацию из графического или символьного представления в текстовое, и наоборот;
-строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте;
-строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
-находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
-ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
-устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
-осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
Ученик получит возможность научиться:
-самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
-делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными;
-анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели;
-резюмировать главную идею текста;
-критически оценивать содержание и форму текста;
-выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; организовывать исследование с целью проверки гипотез;
-формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные результаты
Ученик научится:
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения;
- находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
Ученик получит возможность научиться:
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
-критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
Предметные результаты
В результате изучения курса основ безопасности жизнедеятельности в 7 классе
Ученик научится:
– классифицировать основные чрезвычайные ситуации природного характера;
– объяснять причины возникновения опасных природных явлений в различных оболочках земли;
– пользоваться официальными источниками для получения информации об опасных ситуациях в природных условиях;
– составлять модели личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности, в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- давать характеристики оболочкам Земли, в которых происходят различные ситуации природного характера;
- называть природные явления, причины их возникновения, давать понятия и характеристику основным природным явлениям;
- перечислять основные последствия и опасности для жизнедеятельности человека в результате стихийных бедствий;
- характеризовать основные признаки чрезвычайных ситуаций природного характера;
- действовать по сигналам оповещения в чрезвычайных ситуациях;
- анализировать состояние своего физического и духовного здоровья;
- выполнять основные приемы оказания первой медицинской помощи
Ученик получит возможность научиться:
– прогнозировать и оценивать последствия своего поведения в различных природных ситуациях для сохранения жизни и здоровья;
- навыкам выполнения мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций природного характера;
-
Планируемые результаты освоения учебного предмета в 8 классе
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов
Личностные результаты
У ученика будет сформировано:
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
- усвоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- освоение правил поведения в заданной ситуации;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способности противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Ученик получит возможность для формирования:
- готовности к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров;
- готовности и способности осознанного выбора и построения дальнейшей индивидуальной траектории образования с учетом устойчивых познавательных интересов;
- готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
- ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Регулятивные результаты
Ученик научится:
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию (по времени и темпу деятельности).
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- оценивать и устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
-определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
Ученик получит возможность научиться:
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
-обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
-ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
Познавательные результаты
Ученик научится:
-подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
-выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
-выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
-объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выявлять причины и следствия явлений;
-строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
-строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
-излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
-объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности;
-выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные или наиболее вероятные причины;
- обозначать символом и знаком предмет или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
-создавать абстрактный или реальный образ предмета или явления;
-строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
-преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
-переводить сложную по составу информацию из графического или символьного представления в текстовое, и наоборот;
-строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте;
-строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
-находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
-ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
-устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
-осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
Ученик получит возможность научиться:
-самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
-делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными;
-анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели;
-резюмировать главную идею текста;
-критически оценивать содержание и форму текста;
-выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; организовывать исследование с целью проверки гипотез;
-формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные результаты
Ученик научится:
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения;
- находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
Ученик получит возможность научиться:
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
-критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
Предметные результаты
В результате изучения курса основ безопасности жизнедеятельности в 8 классе
Ученик научится:
– характеризовать потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
- давать характеристики критериям здорового образа жизни;
- приемам по оказанию первой медицинской помощи при неотложных состояниях;
- правилам поведения населения при авариях на объектах экономики;
- классифицировать АХОВ по характеру воздействия на человека и способам организация защиты населения при авариях на потенциально-опасных объектах;
– пользоваться официальными источниками для получения информации об опасных ситуациях в различных отраслях экономики;
– составлять модели личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности, в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- действовать по сигналам оповещения в чрезвычайных ситуациях;
- анализировать состояние своего физического и духовного здоровья;
- выполнять основные приемы оказания первой медицинской помощи
- научится правильно действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
Ученик получит возможность научиться:
– использовать информацию о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
- распознавать основные поражающие факторы при авариях на потенциально-опасных объектах;
- предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
- принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Планируемые результаты освоения учебного предмета в 9 классе
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов
Личностные результаты
У ученика будет сформировано:
- усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
- формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
- усвоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- освоение правил поведения в заданной ситуации;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способности противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Ученик получит возможность для формирования:
- готовности к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров;
- готовности и способности осознанного выбора и построения дальнейшей индивидуальной траектории образования с учетом устойчивых познавательных интересов;
- готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни;
- ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Регулятивные результаты
Ученик научится:
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию (по времени и темпу деятельности).
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- оценивать и устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
-определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
Ученик получит возможность научиться:
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
-обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
-ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
Познавательные результаты
Ученик научится:
-подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
-выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
-выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
-объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выявлять причины и следствия явлений;
-строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
-строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
-излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
-объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности;
-выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные или наиболее вероятные причины;
- обозначать символом и знаком предмет или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
-создавать абстрактный или реальный образ предмета или явления;
-строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
-преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
-переводить сложную по составу информацию из графического или символьного представления в текстовое, и наоборот;
-строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте;
-строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
-находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
-ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
-устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
-осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
Ученик получит возможность научиться:
-самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
-делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными;
-анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели;
-резюмировать главную идею текста;
-критически оценивать содержание и форму текста;
-выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; организовывать исследование с целью проверки гипотез;
-формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные результаты
Ученик научится:
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения;
- находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
Ученик получит возможность научиться:
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
-критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
Предметные результаты
В результате изучения курса основ безопасности жизнедеятельности в 9 классе
Ученик научится:
- характеризовать потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
- находить информацию, опираясь на законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и по организации борьбы с терроризмом;
- распознавать наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;
- характеризовать основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;
- правилам поведения при угрозе террористического акта;
- находить информацию и познакомиться с государственной политикой противодействия наркотизму;
- использовать основные меры по профилактике наркомании.
Ученик получит возможность научиться:
- предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
- принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
- научиться действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
- пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях
– пользоваться официальными источниками для получения информации об опасных ситуациях в различных ситуациях;
– составлять модели личного безопасного поведения в повседневной жизнедеятельности, в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- действовать по сигналам оповещения в чрезвычайных ситуациях;
- анализировать состояние своего физического и духовного здоровья;
- выполнять основные приемы оказания первой медицинской помощи
Содержание учебного предмета 5- 9 класс
Содержание программного материала представлено в пяти модулях:
Модуль «Основы комплексной безопасности личности, общества, государства» раскрывает вопросы, связанные с экологической безопасностью и охраной окружающей среды, безопасностью на транспорте, явными и скрытыми опасностями в современных молодежных хобби подростков.
Модуль «Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций» раскрывает вопросы, связанные с защитой населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера.
Модуль «Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации» раскрывает вопросы, связанные с противодействием экстремизму, терроризму и наркотизму.
Модуль «Основы здорового образа жизни» раскрывает основы здорового образа жизни.
Модуль «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» раскрывает вопросы, связанные с оказанием первой помощи и профилактикой инфекционных заболеваний.
Базовый уровень.
Основы комплексной безопасности.
Экологическая безопасность и охрана окружающей среды. Влияние экологической безопасности на национальную безопасность РФ. Права, обязанности и ответственность гражданина в области охраны окружающей среды. Организации, отвечающие за защиту прав потребителей и благополучие человека, природопользование и охрану окружающей среды, и порядок обращения в них. Неблагоприятные районы в месте проживания и факторы экологического риска. Средства индивидуальной защиты. Предназначение и использование экологических знаний.
Безопасность на транспорте. Правила безопасного поведения в общественном транспорте, в такси и маршрутном такси, на железнодорожном транспорте, на воздушном и водном транспорте. Предназначение и использование сигнальных цветов, знаков безопасности и сигнальной разметки. Виды ответственности за асоциальное поведение на транспорте. Правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, пассажиров и водителей транспортных средств: мопедов, мотоциклов, легкового автомобиля). Предназначение и использование дорожных знаков.
Явные и скрытые опасности современных молодежных хобби.
Последствия и ответственность.
Защита населения Российской Федерации от опасных и чрезвычайных ситуаций.
Права, обязанности и ответственность гражданина в области организации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Составляющие государственной системы по защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Основные направления деятельности государства по защите населения от опасных и чрезвычайных ситуаций. Потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, характерные для региона проживания. Правила и рекомендации безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального происхождения. Предназначение и использование сигнальных цветов, знаков безопасности, сигнальной разметки и плана эвакуации. Средства индивидуальной, коллективной защиты.
Основы противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации.
Сущность явлений экстремизма, терроризма и наркотизма. Общегосударственная система противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму: основы законодательства Российской Федерации в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму. Органы исполнительной власти, осуществляющие противодействие экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации. Права и ответственность гражданина в области противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму в Российской Федерации.
Способы противодействия вовлечению в экстремистскую и террористическую деятельность, распространению и употреблению наркотических средств. Правила и рекомендации безопасного поведения при установлении уровней террористической опасности и угрозе совершения террористической акции.
Основы здорового образа жизни.
Основы формирования здорового образа жизни. Факторы и привычки, разрушающие здоровье. Репродуктивное здоровье. Индивидуальная модель здорового образа жизни.
Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.
Основы оказания первой помощи. Права, обязанности и ответственность гражданина при оказании первой помощи. Состояния, требующие проведения первой помощи, мероприятия и способы оказания первой помощи при неотложных состояниях. Правила и способы переноски (транспортировки) пострадавших.
Основные инфекционные заболевания и их профилактика.
Тематическое планирование
Тематическое планирование 5 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов Дата
|
| Основы комплексной безопасности | 22 |
| Человек, среда его обитания, безопасность человека | 5 |
1. | Город как среда обитания | 1 |
2. | Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища | 1 |
3. | Особенности природных условий в городе ( практическое занятие) | 1 |
4. | Взаимоотношения людей, проживающих в городе и безопасность | 1 |
5. | Безопасность в повседневной жизни | 1 |
| Опасные ситуации техногенного характера | 6 |
6. | Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения | 1 |
7. | Пешеход. Безопасность пешехода | 1 |
8. | Пассажир. Безопасность пассажира | 1 |
9. | Водитель | 1 |
10. | Пожарная безопасность | 1 |
11. | Безопасное поведение в бытовых ситуациях | 1 |
| Опасные ситуации природного характера | 2 |
12. | Погодные условия и безопасность человека | 1 |
13. | Безопасность на водоемах | 1 |
| Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера | 2 |
14. | Чрезвычайные ситуации природного характера | 1 |
15. | Чрезвычайные ситуации техногенного характера | 1 |
| Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение | 3 |
16. | Антиобщественное поведение и его опасность | 1 |
17. | Обеспечение личной безопасности дома | 1 |
18. | Обеспечение личной безопасности на улице | 1 |
| Экстремизм и терроризм – опасности для общества и государства | 4 |
19. | Экстремизм и терроризм, основные понятия и причины возникновения | 1 |
20. | Виды экстремисткой и террористической деятельности | 4 |
21. | Виды террористических актов и их последствия | 1 |
22. | Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности террористической деятельности | 1 |
| Основы медицинских знаний и здорового образа жизни | 12 |
23. | О здоровом образе жизни | 1 |
24. | Двигательная активность и закаливание организма – необходимые условия укрепления здоровья | 1 |
25. | Рациональное питания. Гигиена питания. | 1 |
26. | Вредные привычки и их влияние на здоровье | 1 |
27. | Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек | 1 |
28. | Первая помощь при различных видах повреждения ( практическое занятие) | 1 |
29. | Оказание первой помощи при ушибах | 1 |
30. | Оказание первой помощи при ссадинах | 1 |
31. | Оказание первой помощи при отравлениях | 1 |
32. | Оказание первой помощи при отравлениях | 1 |
33. | Обобщение по теме «Первая помощь и правила ее оказания» | 1 |
34. | Итоговое занятие «Как я знаю ОБЖ?» | 1 |
Тематическое планирование 6 класс
№
| Тема урока | Кол-во часов Дата
|
| Основы комплексной безопасности | 25 |
| Подготовка к активному отдыху на природе | 6 |
1. | Природа и человек | 1 |
2. | Ориентирование на местности | 1 |
3. | Определение своего местонахождения и направления движения на местности ( практическое занятие) | 1 |
4. | Подготовка к выходу на природу | 1 |
5. | Определение необходимого снаряжения для похода | 1 |
6. | Определение места для бивака и организация бивачных работ. | 1 |
| Активный отдых на природе и безопасность | 5 |
7. | Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе | 1 |
8. | Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности | 1 |
9. | Подготовка и проведения лыжных походов | 1 |
10. | Водные походы и обеспечение безопасности на воде | 1 |
11. | Велосипедные походы и безопасность туристов | 1 |
| Дальний (внутренний) и выездной туризм. Меры безопасности | 6 |
12. | Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме | 1 |
13. | Акклиматизация человека в различных климатических условиях | 1 |
14. | Акклиматизация в горной местности | 1 |
15. | Обеспечение личной безопасности при следовании наземными видами транспорта | 1 |
16. | Обеспечение личной безопасности на водном транспорте | 1 |
17. | Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте | 1 |
| Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде | 9 |
18. | Автономное существование человека в природе | 1 |
19. | Добровольная автономия человека в природной среде | 1 |
20. | Вынужденная автономия человека в природной среде | 1 |
21. | Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании | 1 |
| Опасные ситуации в природных условиях | 4 |
22. | Опасные погодные явления | 1 |
23. | Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными | 1 |
24. | Укусы насекомых и защита от них | 1 |
25. | Клещевой энцефалит и его профилактика | 1 |
| Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. | 9 |
| Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи | 4 |
| Первая медицинская помощь при неотложных состояниях | 4 |
26. | Личная гигиена и оказание первой медицинской помощи в природных условиях | 1 |
27. | Оказание первой медицинской помощи при травмах ( практическое занятие) | 1 |
28. | Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге | 1 |
29. | Оказание первой медицинской помощи при укусах змей и насекомых | 1 |
| Основы здорового образа жизни | 6 |
| Здоровье человека и факторы, на него влияющие | 6 |
30. | Здоровый образ жизни и профилактика утомлений | 1 |
31. | Компьютер и его влияние на здоровье | 1 |
32. | Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека | 1 |
33 | Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека | 1 |
34. | Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека. Профилактика употребления наркотиков | 1 |
Тематическое планирование 7 класс
№
темы | Тема урока Тема урока | Кол-во часов |
| Основы безопасности личности, общества и государства | 24 |
| Основы комплексной безопасности | 16 |
| Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера | 3 |
1. | Различные природные явления и причины их возникновения | 1 |
2. | Общая характеристика природных явлений | 1 |
3. | Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера. Общие понятия и определения
определения | 1 |
| Чрезвычайные ситуации геологического происхождения, их причины и последствия | 7 |
4. | Землетрясения. Причина возникновения землетрясения и его возможные последствия | 1
|
5. | Защита населения от последствий землетрясений | 1 |
6. | Правила безопасного поведения населения при землетрясении | 1 |
7. | Вулканы, извержение вулканов, расположение вулканов на Земле. | 1 |
8. 8. | Последствия извержения вулканов. Защита населения | 1 |
9. | Оползни, их последствия, защита населения | 1 |
10. | Обвалы и снежные лавины, их причины и последствия | 1 |
Тема 3 | Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения | 3 |
11. | Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия | 1 |
12. | Защита населения от последствий ураган и бурь | 1 |
13. | Смерчи | 1 |
Тема 4 | Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения и защита населения | 7 |
14. | Наводнения. Виды наводнений и их причины | 1 |
15. | Защита населения от последствий наводнений
| 1 |
16. | Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнений | 1 |
17. | Сели и их последствия | 1 |
18. | Защита населения от селевых потоков | 1
|
19. | Цунами и их характеристика | 1 |
20. | Защита населения от цунами | 1 |
| Чрезвычайные ситуации биологического происхождения | 4 |
21. | Лесные и торфяные пожары и их характеристика
| 1 |
22. | Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения | 1 |
23. | Эпидемии | 1 |
24. | Эпизоотии и эпифитотии | 1
|
| Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ | 2 |
25. | Терроризм и опасность вовлечения подростка в террористическую и экстремисткую деятельность | 1 |
26. | Роль нравственных позиций и личных качеств подростка в формировании антитеррористического поведения | 1 |
| Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. | 11 |
Р- 4 | Основы здорового образа жизни. | 3 |
Тема 7 | Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека | 3 |
27. | Психологическая уравновешенность | 1 |
28. | Стресс и его влияние на человека | 1 |
29. | Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте | 1 |
P-5 | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи | 6 |
Тема 8 | Первая медицинская помощь при неотложных состояниях | 6 |
30.
| Общие правила оказания первой медицинской помощи | 1 |
31. | Оказание первой медицинской помощи при наружном кровотечении | 1 |
32. | Оказание первой медицинской помощи при ушибах и переломах | 1 |
33. | Общие правила транспортировки пострадавшего | 1 |
34. | Игра-викторина «Нам стихия нипочем!» | 1 |
Тематическое планирование 8 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов
|
| Раздел 1 Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (11ч). Пожарная безопасность (3ч) |
|
1 |
Пожары в жилых и общественных зданиях, их причина и последствия. | 1
|
2 | Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения | 1
|
3 | Права. Обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожаре. | 1
|
4 | Безопасность на дорогах (3ч) Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизм людей. | 1
|
5 | Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров. | 1
|
6 | Велосипедист-водитель транспортного средства. | 1
|
7 | Безопасность на водоемах (3ч) Безопасное поведение на водоемах в различных условиях. | 1
|
8 | Безопасный отдых у воды. | 1
|
9 | Оказание помощи терпящим бедствие на воде. | 1
|
10 | Экология и безопасность (2ч) Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. | 1
|
11 | Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке. | 1
|
12 | Раздел 2 Чрезвычайные ситуации техногенного характера и безопасность населения (12ч) Чрезвычайные ситуации техногенного характера (9ч) Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера | 1
|
13 | Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия. | 1
|
14 | Обеспечение радиационной безопасности населения | 1
|
15 | Аварии на химически опасных объектах и их возможнее последствия | 1
|
16 | Обеспечение химической защиты населения | 1
|
17 | Пожары на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. | 1
|
18 | Обеспечение защиты населения от последствий взрывопожароопасных объектах. | 1
|
19 | Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия. | 1
|
20 | Обеспечение защиты населения от аварий на гидротехнических сооружениях | 1
|
21 | Организация защиты населения от ЧС техногенного характера (3ч) Оповещение о ЧС техногенного характера. | 1
|
22 | Эвакуация населения | 1
|
23 | Мероприятия по инженерной защите населения от ЧС техногенного характера. | 1
|
24 | Раздел 3 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (12ч) Основы здорового образа жизни (8ч) Общие понятия о здоровье как основной ценности человека. |
1
|
25 | Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность. | 1
|
26 | Репродуктивное здоровье - составная часть здоровья человека и общества. | 1
|
27 | Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. | 1
|
28 | Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний | 1
|
29 | Вредные привычки и их влияние на здоровье | 1
|
30 | Профилактика вредных привычек | 1
|
31 | Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности | 1
|
32 | Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (4ч) Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение (практическое занятие) | 1
|
33 | Первая медицинская помощь при отравлении АХОВ (практическое занятие) | 1
|
34 | Первая медицинская помощь при травмах (практическое занятие) | 1
|
Тематическое планирование 9 класс
№ | Тема урока | Кол-во часов
|
| Раздел 1 Основы безопасности личности, общества, государства (24ч) Национальная безопасность России в мировом сообществе (4ч) Россия в мировом сообществе. | 1 |
| Национальные интересы России в современном мире. | 1 |
| Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. | 1 |
| Формирование общей культуры населения в области безопасности жизнедеятельности. | 1 |
| ЧС природного и техногенного характера как угроза национальной безопасности (3ч) Опасные и чрезвычайные ситуации, общие понятия и определения, их классификация. | 1 |
| ЧС природного характера, их причины и последствия. | 1 |
| ЧС техногенного характера их причина и последствия | 1 |
| Современный комплекс проблем безопасности социального характера (3ч) Военные угрозы национальной безопасности России. | 1 |
| Единая государственная система предупреждения и ликвидация ЧС (РСЧС) | 1 |
| Г О - как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. | 1 |
| Организационные основы по защите населения страны от ЧС мирного и военного времени (3ч) МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от ЧС | 1 |
| Мониторинг и прогнозирование ЧС. | 1 |
| Инженерная защита населения и территорий от ЧС | 1 |
| Основные мероприятия, проводимые в РФ по защите населения от ЧС мирного и военного времени (5ч) Оповещение населения о ЧС. Эвакуация | 1 |
| Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения | 1 |
| Международный терроризм- угроза национальной безопасности России. | 1 |
| Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления | 1 |
| Законодательная и нормативно-правовая база по организации борьбы с терроризмом и экстремизмом. | 1 |
| Основы государственной политики по организации борьбы с терроризмом и наркобизнесом (6ч) Система борьбы с терроризмом | 1 |
| Нормативно-правовая база противодействия наркотизму | 1 |
| Организационные основы противодействия терроризму в РФ | 1 |
| Государственная политика противодействия наркотизму | 1 |
| Правила поведения при угрозе террористического акта | 1 |
| Профилактика наркомании. | 1 |
| Раздел 2 Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (11ч) Основы здорового образа жизни (3ч) Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность | 1 |
| Здоровый образ жизни и его составляющие. | 1 |
| Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России | 1 |
| Факторы, разрушающие здоровье (3ч) Ранние половые связи и их последствия. | 1 |
| Инфекции, передаваемые половым путем. | 1 |
| Понятие о ВИЧ- инфекции и СПИДе | 1 |
| Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья (3ч) Брак и семья | 1 |
| Семья и здоровый образ жизни человека | 1 |
| Основы семейного права в Российской Федерации. | 1 |
| Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (1ч) Первая медицинская помощь при массовых поражениях | 1 |
Лист корректировки рабочей программы
Класс | Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
| | | | | |
54