СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 6-й класс.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа предмета «География» для основного общего образования  ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 6-й класс.»

Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «География» для основного общего образования разработана на основе нормативных документов:

  1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897. С изменениями на 31 декабря 2015 г. №1577

  3. Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. №1577. «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897.

  4. Основная образовательная программа основного общего образования «МБОУ «СОШ №3»

Программа реализуется через учебно-методический комплект Домогацких Е.М.,Алексеевкий Н.И. География. Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. 4-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2015.

Учебным планом МБОУ «СОШ №3» на изучение Географии в 6 классе предусмотрено 34 учебные недели из расчёта 1 час в неделю, что предполагает 34 часа в учебном году.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«География» к концу 6 класса.

Личностные результаты освоения учебного предмета:

- осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

- формирование познавательной и информационной культуры, развитие  навыков самостоятельной работы с текстом учебника;

- проявление устойчивого познавательный интереса и готовности к самообразованию;  

 -   использование  подходящих языковых средств для выражения своих мыслей и потребностей.

Метапредметные результаты освоения учебного предмета:

Регулятивные УУД:

– способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять еѐ цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, еѐ преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;

- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);

- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

- вычитывать все уровни текстовой информации;

- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать еѐ достоверность.

Коммуникативные УУД:

- Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметные результаты освоения учебного предмета.

В результате изучения учебного предмета «География» в 6 классе

обучающиеся научатся:

- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, виды изображения, компьютерные базы данных) для получения информации, необходимой для решения практико-ориентированных задач;

- прогнозировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- формулировать по результатам наблюдений зависимости и закономерности в природе;

- выделять и сравнивать качественные и количественные, характеризующие географические объекты, их положение в пространстве по географическим объектам разного содержания;

- уметь выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации;

- составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

- представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

- понимать основные географические понятия и термины;

- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных объектов, процессов и явлений;

- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

- составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов.

- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;

- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.


Обучающиеся получат возможность научиться:

– выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;

– выделять причины стихийных явлений в геосферах;

- понимать географическую специфику крупных природных географических оболочек;

- описывать и объяснять разнообразные явления в окружающей среде на основе их географической экспертизы;

- правильно воспринимать окружающую действительность, понимать те процессы, которые происходят в природе.


  1. Предметные результаты освоения Географии в 6 классе.

По Географии к концу 6 класса обучающийся научится:

- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;

- приводить примеры географических следствий движения Земли;

- использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, виды изображения, компьютерные базы данных) для получения информации, необходимой для решения практико-ориентированных задач;

- прогнозировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- формулировать по результатам наблюдений зависимости и закономерности в природе;

- выделять и сравнивать качественные и количественные, характеризующие географические объекты, их положение в пространстве по географическим объектам разного содержания;

- уметь выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации;

- составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

- понимать основные географические понятия и термины;

- определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных объектов, процессов и явлений;

- применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

- составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов.

- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;

- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.


Обучающиеся получат возможность научиться:

- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

- строить простые планы местности;

– выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;

– выделять причины стихийных явлений в геосферах;

- понимать географическую специфику крупных природных географических оболочек;

- правильно воспринимать окружающую действительность, понимать те процессы, которые происходят в природе.



Содержание учебного предмета, курсас указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия.

Земля – часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь – как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год.

Изображение земной поверхности.

Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Географическая карта – особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и меридианы. Географические координаты: географическая широта. Географические координаты: географическая долгота. Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.

Природа Земли.

Литосфера. Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры.

Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа – горы и равнины. Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени. Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин. Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор. Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединные океанические хребты, шельф, материковый склон.Методы изучения глубин Мирового океана. Исследователи подводных глубин и их открытия.

Гидросфера. Строение гидросферы. Особенности Мирового круговорота воды. Мировой океан и его части. Свойства вод Мирового океана – температура и соленость. Движение воды в океане – волны, течения..Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение. Ледники. Горное и покровное оледенение, многолетняя мерзлота. Подземные воды. Межпластовые и грунтовые воды. Болота. Каналы. Водохранилища. Человек и гидросфера.

Атмосфера. Строение воздушной оболочки Земли. Температура воздуха. Нагревание воздуха. Суточный и годовой ход температур и его графическое отображение. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость температуры от географической широты. Тепловые пояса. Вода в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Атмосферное давление. Ветер. Постоянные и переменные ветра. Графическое отображение направления ветра. Роза ветров. Циркуляция атмосферы. Влажность воздуха. Понятие погоды. Наблюдения и прогноз погоды. Метеостанция/ метеоприборы (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов наблюдений, обработка результатов наблюдений). Понятие климата. Погода и климат. Климатообразующие факторы. Зависимость климата от абсолютной высоты местности. Климаты Земли. Влияние климата на здоровье людей. Человек и атмосфера.

Биосфера. Биосфера – живая оболочка Земли. Особенности жизни в океане. Жизнь на поверхности суши: особенности распространения растений и животных в лесных и безлесных пространствах. Воздействие организмов на земные оболочки. Воздействие человека на природу. Охрана природы.

Географическая оболочка как среда жизни. Понятие о географической оболочке. Взаимодействие оболочек Земли. Строение географической оболочки. Понятие о природном комплексе. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы. Природные комплексы своей местности. Закономерности географической оболочки: географическая зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли.

При изучении курса География применяются такие формы, как фронтальная, индивидуальная и групповая. Такжевиды учебно-познавательной деятельности: наблюдение, эксперимент, работа с книгой, атласом и контурной картой, систематизация знаний, решение познавательных задач (проблем).









Темы практических работ.

Практическая работа № 1: Определение по карте географических координат различных географических объектов.  

Практическая работа № 2: Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды.

Практическая работа № 3: Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.

Практическая работа № 4: Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.

Практическая работа № 5: Описание природных зон Земли по географическим картам



Тематическое планирование .

№п/п

Тема

Количество часов

1

Введение

1

2

Земля во Вселенной

5

3

Географическая карта

4

4

Литосфера

7

5

Атмосфера

8

6

Гидросфера

3

7

Биосфера

2

8

Почва и геосфера

2

9

Итоговое повторение и обобщение

2





КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УРОКОВ ГЕОГРАФИИ В 6 «А» КЛАССЕ.

Дата проведения

Тема урока, тип урока

План

Факт

1



Инструктаж по ОТ. Что изучает география

2



Земля и Вселенная.

3



Система географических координат. Практическая работа № 1: Определение по карте географических координат различных географических объектов.  

4



Времена года.

5



Пояса освещённости.

6



Обобщающее повторение по теме.

«Земля во вселенной».

7



Географическая карта и ее масштаб.

8



Виды условных знаков.

9



Ориентирование.

10



Изображение рельефа на карте.

11



Строение Земного шара.

12



Виды горных пород .

13



Полезные ископаемые.

14



Движения земной коры.

15



Выветривание горных пород.

16



Рельеф суши и дна Мирового океана.

17



Обобщающее повторение по теме «Литосфера».

18



Строение атмосферы.

19



Температура воздуха.

20



Атмосферное давление.

21



Движение воздуха.

22



Вода в атмосфере.

23



Погода. Практическая работа № 2: Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды.

24



Климат.

25



Обобщающее повторение по теме «Атмосфера».

26



Единство гидросферы

27



Воды суши: реки и озера. Практическая работа № 3: Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.

28



Воды суши: подземные воды и природные льды.

29



Царства живой природы.

30



Биосфера и охрана природы. Практическая работа № 4: Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.

31



Почва.

32



Природный комплекс. Природные зоны. Практическая работа № 5: Описание природных зон Земли по географическим картам.

33



Итоговая контрольная работа по курсу географии 6 класса

34



Итоговое повторение.