Рабочая программа предмета «География» для основного общего образования разработана на основе нормативных документов: Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897. С изменениями на 31 декабря 2015 г. №1577 Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. №1577. «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897. Основная образовательная программа основного общего образования «МБОУ «СОШ №3» Программа реализуется через учебно-методический комплект Домогацких Е.М.,Алексеевкий Н.И. География. Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных организаций / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. 4-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2015. Учебным планом МБОУ «СОШ №3» на изучение Географии в 6 классе предусмотрено 34 учебные недели из расчёта 1 час в неделю, что предполагает 34 часа в учебном году. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «География» к концу 6 класса. Личностные результаты освоения учебного предмета: - осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира; - формирование познавательной и информационной культуры, развитие навыков самостоятельной работы с текстом учебника; - проявление устойчивого познавательный интереса и готовности к самообразованию; - использование подходящих языковых средств для выражения своих мыслей и потребностей. Метапредметные результаты освоения учебного предмета: Регулятивные УУД: – способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; - умения управлять своей познавательной деятельностью; – умения организовывать свою деятельность, определять еѐ цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; - выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; - составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; - в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Познавательные УУД: – формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; – умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, еѐ преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; - анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений; - осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания); - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта; - составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); - преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.); - вычитывать все уровни текстовой информации; - уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать еѐ достоверность. Коммуникативные УУД: - Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Предметные результаты освоения учебного предмета. В результате изучения учебного предмета «География» в 6 классе обучающиеся научатся: - использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, виды изображения, компьютерные базы данных) для получения информации, необходимой для решения практико-ориентированных задач; - прогнозировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию; - формулировать по результатам наблюдений зависимости и закономерности в природе; - выделять и сравнивать качественные и количественные, характеризующие географические объекты, их положение в пространстве по географическим объектам разного содержания; - уметь выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации; - составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации; - представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач. - понимать основные географические понятия и термины; - определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных объектов, процессов и явлений; - применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов; - составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов. - формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды; - использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; - приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды. Обучающиеся получат возможность научиться: – выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности; – выделять причины стихийных явлений в геосферах; - понимать географическую специфику крупных природных географических оболочек; - описывать и объяснять разнообразные явления в окружающей среде на основе их географической экспертизы; - правильно воспринимать окружающую действительность, понимать те процессы, которые происходят в природе. - Предметные результаты освоения Географии в 6 классе.
По Географии к концу 6 класса обучающийся научится: - объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»; - приводить примеры географических следствий движения Земли; - использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, виды изображения, компьютерные базы данных) для получения информации, необходимой для решения практико-ориентированных задач; - прогнозировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию; - формулировать по результатам наблюдений зависимости и закономерности в природе; - выделять и сравнивать качественные и количественные, характеризующие географические объекты, их положение в пространстве по географическим объектам разного содержания; - уметь выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации; - составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации; - понимать основные географические понятия и термины; - определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных объектов, процессов и явлений; - применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов; - составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов. - формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды; - использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений; - приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды. Обучающиеся получат возможность научиться: - читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты; - строить простые планы местности; – выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности; – выделять причины стихийных явлений в геосферах; - понимать географическую специфику крупных природных географических оболочек; - правильно воспринимать окружающую действительность, понимать те процессы, которые происходят в природе.
Содержание учебного предмета, курсас указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия. Земля – часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь – как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год. Изображение земной поверхности. Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Географическая карта – особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и меридианы. Географические координаты: географическая широта. Географические координаты: географическая долгота. Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте. Природа Земли. Литосфера. Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества. Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры. Рельеф Земли. Способы изображение рельефа на планах и картах. Основные формы рельефа – горы и равнины. Равнины. Образование и изменение равнин с течением времени. Классификация равнин по абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты равнин. Разнообразие гор по возрасту и строению. Классификация гор абсолютной высоте. Определение относительной и абсолютной высоты гор. Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединные океанические хребты, шельф, материковый склон.Методы изучения глубин Мирового океана. Исследователи подводных глубин и их открытия. Гидросфера. Строение гидросферы. Особенности Мирового круговорота воды. Мировой океан и его части. Свойства вод Мирового океана – температура и соленость. Движение воды в океане – волны, течения..Воды суши. Реки на географической карте и в природе: основные части речной системы, характер, питание и режим рек. Озера и их происхождение. Ледники. Горное и покровное оледенение, многолетняя мерзлота. Подземные воды. Межпластовые и грунтовые воды. Болота. Каналы. Водохранилища. Человек и гидросфера. Атмосфера. Строение воздушной оболочки Земли. Температура воздуха. Нагревание воздуха. Суточный и годовой ход температур и его графическое отображение. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура. Зависимость температуры от географической широты. Тепловые пояса. Вода в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Атмосферное давление. Ветер. Постоянные и переменные ветра. Графическое отображение направления ветра. Роза ветров. Циркуляция атмосферы. Влажность воздуха. Понятие погоды. Наблюдения и прогноз погоды. Метеостанция/ метеоприборы (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов наблюдений, обработка результатов наблюдений). Понятие климата. Погода и климат. Климатообразующие факторы. Зависимость климата от абсолютной высоты местности. Климаты Земли. Влияние климата на здоровье людей. Человек и атмосфера. Биосфера. Биосфера – живая оболочка Земли. Особенности жизни в океане. Жизнь на поверхности суши: особенности распространения растений и животных в лесных и безлесных пространствах. Воздействие организмов на земные оболочки. Воздействие человека на природу. Охрана природы. Географическая оболочка как среда жизни. Понятие о географической оболочке. Взаимодействие оболочек Земли. Строение географической оболочки. Понятие о природном комплексе. Глобальные, региональные и локальные природные комплексы. Природные комплексы своей местности. Закономерности географической оболочки: географическая зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. При изучении курса География применяются такие формы, как фронтальная, индивидуальная и групповая. Такжевиды учебно-познавательной деятельности: наблюдение, эксперимент, работа с книгой, атласом и контурной картой, систематизация знаний, решение познавательных задач (проблем).
Темы практических работ. Практическая работа № 1: Определение по карте географических координат различных географических объектов. Практическая работа № 2: Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды. Практическая работа № 3: Нанесение на контурную карту объектов гидросферы. Практическая работа № 4: Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности. Практическая работа № 5: Описание природных зон Земли по географическим картам
Тематическое планирование . №п/п | Тема | Количество часов | 1 | Введение | 1 | 2 | Земля во Вселенной | 5 | 3 | Географическая карта | 4 | 4 | Литосфера | 7 | 5 | Атмосфера | 8 | 6 | Гидросфера | 3 | 7 | Биосфера | 2 | 8 | Почва и геосфера | 2 | 9 | Итоговое повторение и обобщение | 2 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ГЕОГРАФИИ В 6 «А» КЛАССЕ. № | Дата проведения | Тема урока, тип урока | План | Факт | 1 | | | Инструктаж по ОТ. Что изучает география | 2 | | | Земля и Вселенная. | 3 | | | Система географических координат. Практическая работа № 1: Определение по карте географических координат различных географических объектов. | 4 | | | Времена года. | 5 | | | Пояса освещённости. | 6 | | | Обобщающее повторение по теме. «Земля во вселенной». | 7 | | | Географическая карта и ее масштаб. | 8 | | | Виды условных знаков. | 9 | | | Ориентирование. | 10 | | | Изображение рельефа на карте. | 11 | | | Строение Земного шара. | 12 | | | Виды горных пород . | 13 | | | Полезные ископаемые. | 14 | | | Движения земной коры. | 15 | | | Выветривание горных пород. | 16 | | | Рельеф суши и дна Мирового океана. | 17 | | | Обобщающее повторение по теме «Литосфера». | 18 | | | Строение атмосферы. | 19 | | | Температура воздуха. | 20 | | | Атмосферное давление. | 21 | | | Движение воздуха. | 22 | | | Вода в атмосфере. | 23 | | | Погода. Практическая работа № 2: Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды. | 24 | | | Климат. | 25 | | | Обобщающее повторение по теме «Атмосфера». | 26 | | | Единство гидросферы | 27 | | | Воды суши: реки и озера. Практическая работа № 3: Нанесение на контурную карту объектов гидросферы. | 28 | | | Воды суши: подземные воды и природные льды. | 29 | | | Царства живой природы. | 30 | | | Биосфера и охрана природы. Практическая работа № 4: Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности. | 31 | | | Почва. | 32 | | | Природный комплекс. Природные зоны. Практическая работа № 5: Описание природных зон Земли по географическим картам. | 33 | | | Итоговая контрольная работа по курсу географии 6 класса | 34 | | | Итоговое повторение. |
|