Рабочая программа соответствует учебнику: География. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. организаций / [ А.И. Алексеев и др.]. – 8-е изд. – М. : Просвещение, 2019. – 191 с.: ил., карт. – (Полярная звезда).
Структура и содержание рабочей программы соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся. География — предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественно - и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся:
понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов
оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде
географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле.
общекультурные достижения ( карта, космические снимки, наблюдения путешествия , традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению освоению и сохранению географического пространства
различных приборов ( план. карта. приборы. объекты природы), обеспечивающих реализацию собственных потребностей ,интересов, проектов
потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, карты, компьютерные программы, презентации)
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и метапредметных связей.
В основу положено взаимодействия научного, гуманитарного, аксиологического, культурологического, личностно – деятельностного, историко – проблемного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такте учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятиям, структурировать материал и др.
Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.
Содержание курса географии 5 класса нацелено на формирование у обучающихся знаний о неоднородностей и целостности Земли как планеты людей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо – картографических знаний и умений, позволяющих осознавать, что план и карта – выдающихся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вкруг Солнца; о расселении людей по планете, о государствах и их столицах.
Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:
Виды: текущий, тематический, итоговый, самоконтроль.
Формы контроля: устный и письменный, фронтальный и индивидуальный.
Согласно учебному плану МКОУ Середняковская СОШ на 2019-2020 уч. г., программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю)
География как наука. Практическое значение географии на разных этапах развития человечества. Задачи и методы географической науки.
РАЗДЕЛ 1. На какой Земле мы живем – 5 часов
География в древности: Древняя Индия, Древний Египет, Древний Восток, Древняя Греция. Учёные античного мира – Аристотель, Эратосфен, Птолимей. Экспедиции Т. Хейердала как модель путешествий в древности. География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия португальцев, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина. Эпоха Великих географических открытий. Открытие Нового света – экспедиция Христофора Колумба. Первое кругосветное плавание Фернана Магеллана. Значение Великих географических открытий. Географические открытия 17-19 века. Поиски Южной Земли – открытие Австралии. Первая русская кругосветная экспедиция И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского. Русская экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П.Лазарева – открытие Антарктиды.
Современные географические исследования. Исследования полярных областей Земли. Изучение Мирового океана. Космические исследования. Географические исследования Новейшего времени. Актуальные проблемы развития человечества и России, решение которых невозможно без участия географов.
РАЗДЕЛ 2. Планета Земля – 5 часов
Земля в Солнечной системе и во Вселенной. Земля и Луна. Форма, размеры Земли, их географические следствия. Движение Земли вокруг своей оси. Земная ось и географические полюсы. Следствия осевого движения Земли. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещенности, тропики и полярные круги. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей. Текущий контроль.
РАЗДЕЛ 3. План и карта – 11 часов
Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут.
Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности. План местности. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности. Географическая карта — особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов абсолютных высот. Разнообразие географических карт и их классификация. Виды географических карт. Способы изображения на мелкомасштабных географических картах. Искажения на географических картах. Градусная сетка: параллели и меридианы на глобусе и картах. Экватор и нулевой (начальный, Гринвичевский) меридиан. Географические координаты. Географическая щирота и географическая долгота. Измерение расстояний по карте. Использование карт в жизни людей.
7. «Определение географических координат точек на глобусе и картах» (итоговая)
РАЗДЕЛ 4. Литосфера – твердая оболочка земли – 10 часов
Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения. Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность. Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте. Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.
8. «Сравнение свойств горных пород».
9. «Описываем горы по карте».
10. «Описываем горы по карте».
Обобщение знаний учащихся за курс 5 класса. Перечень обязательных практических работ
№ | Тема | Практические работы | Основное содержание урока | Универсальные учебные действия | Домашнее задание | Дата проведения |
личностные | предметные | метапредметные | План | Факт |
Введение. География – наука о планете Земля. (1 час) |
| Зачем нам география и как мы будем её изучать | | знакомство обучающихся с новым предметом - географией. Раскрытие особенностей содержания курса. Практическое значение географии на разных этапах развития человечества. Знакомство с задачами и методами географической науки. Знакомство с УМК. | вести диалог на основе взаимного уважения; корректно отстаивать свою позицию; понимать существование различных мнений и подходов к решению проблемы; | определять понятие « география» Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками. Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций. Различать природные и антропогенные географические объекты | Выявлять объекты изучения естественных наук, в том числе географии Создание историкогеографического образа объектов Земли Регулятивные Умение работать с текстом, выделять в нем главное Устанавливать основные приемы работы с учебником | П 1, вопросы. | | |
РАЗДЕЛ 1. На какой Земле мы живем – 5 часов |
| Как люди открывали Землю. | | выяснить, как изменились представления людей об облики Земли Показать значимость открытий великих мореплавателей и путешественников. | проявлять устойчивый познавательный интерес и готовность к самообразованию; вести диалог на основе взаимного уважения; осваивать общемировое культурное наследие | знать из истории географии факты развития знаний о форме Земли, о материках и океанах, об отражении их на картах; уметь показывать на карте пути экспедиций, уметь наносить на к/к пути экспедиций | систематизировать информацию о путешественниках и открытиях, уметь работать в группе, планировать пути достижения целей | П.2, заполнение таблицы. Работа с картой. | | |
| Как люди открывали Землю. | Практическая работа №1. «Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий, географических объектов, открытых в разные периоды». | выяснение как люди открывали материки Австралию и Антарктиду. | проявлять устойчивый познавательный интерес и готовность к самообразованию; вести диалог на основе взаимного уважения; осваивать общемировое культурное наследие; осваивать общекультурное наследие России и общемировое культурное наследие | знать из истории географии факты о развитии знаний о материках и океанах, об отражении их на карте; уметь показывать на карте путь путешественников и исследователей, уметь наносить на к/к; | планировать учебную деятельность при изучении темы, устанавливать и сравнивать разные точки зрения; | П.3, заполнение таблицы. Работа с картой. | | |
| Российские путешественники. Географические открытия 17-19 века. | Практическая работа №2. «Составление списка источников информации по теме «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира». | Раскрыть значение открытий русских путешественников и землепроходцев, подвига первооткрывателей Северного полюса | знать из истории географии факты о том, как шло географическое изучение территории России, об отражении их на карте; уметь показывать на карте путь путешественников и исследователей России, уметь наносить маршруты на к/к; | планировать учебную деятельность при изучении темы, устанавливать и сравнивать разные точки зрения; | П.4. Работа с картой. | | |
| Современные географические исследования. | | выяснить, как и какими способами изучают Землю. Выяснить значение географии для практической деятельности человека Выяснить, где можно получить информацию о любой точке Земли | использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей | выявлять особенности изучения географии на современном этапе. | поиск информации о путешественниках Определение значения географических исследований для жизни общества Регулятивные Поиск в Интернете космических снимков, электронных карт Работа с учебником, с атласом Коммуникативные Обсуждение значения географической науки в парах, группах | П 5, читать, вопросы. | | |
| Урок – обобщение по теме: «Развитие географических знаний о Земле». | | | | | | | | |
РАЗДЕЛ 2. Планета Земля – 5 часов |
| Мы во Вселенной. | | Земля – планета Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и условия жизни на ней. Форма и размеры Земли. | вести диалог на основе взаимного уважения; корректно отстаивать свою позицию; | знать порядок расположения планет Солнечной системы по отношению к Солнцу; знать форму и размеры Земли; устанавливать географические следствия формы, размеров Земли. | планировать свою деятельность при изучении темы; Анализ иллюстративносправочных материалов и сравнение планет Солнечной системы Описание уникальных особенностей Земли как планеты Оценить действие партнеров | П 6, работа с атласом, анализ схем. Вопросы. | | |
| Движение Земли. | | движения Земли. Виды движений Земли. Продолжительность года. Экватор, тропики, полярные круги. | вести диалог на основе взаимного уважения; корректно отстаивать свою позицию; понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы | объяснить движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца Составить и проанализировать схемы «Следствия вращения земли вокруг своей оси», « Следствия вращения Земли вокруг Солнца» | преобразовывать и создавать схемы (модели) для решения задачи; планировать пути достижения цели; строить логическое рассуждение | П 7, вопросы, работа с картой, анализ схем. | | |
| Солнечный свет на Земле. | Практическая работа №3 «Характеристика событий, происходящих на экваторе, в тропиках, на полярных кругах и полюсах Земли в дни равноденствий и солнцестояний». | неравномерное распределение тепла и света на Земле, высота Солнца над горизонтом; географические следствия движения земли; причины смены дня и ночи, времен года, дни летнего и зимнего солнцестояния, дни весеннего и осеннего равноденствия | вести диалог на основе взаимного уважения; корректно отстаивать свою позицию; понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы | уметь описывать географические следствия вращения земли вокруг своей оси, движения вокруг Солнца; объяснять что происходит на планете в дни солнцестояний и равноденствий; называть пояса освещенности | преобразовывать и создавать схемы для решения задач, уметь планировать пути достижения цели | П.8, вопросы, анализ схем учебника. | | |
| Солнечный свет на Земле. | Практическая работа №4 «Выявление закономерностей изменения продолжительности дня и высоты Солнца над горизонтом в зависимости от времени года на территории своей местности». | П.8, вопросы, анализ схем учебника. | | |
| Урок – обобщение по теме: «Земля - планета Солнечной системы». Текущий контроль. | | обобщение и систематизация знаний учащихся по темам «На какой земле мы живем. Планета Земля». | уметь оценивать свои возможности для самостоятельного достижения цели определенной сложности; | знать содержание темы | осуществлять расширенный поиск информации; формировать готовность к самообразованию | индивидуальные задания | | |
РАЗДЕЛ 3. План и карта – 11 часов |
| Ориентирование на местности. | | ориентирован на местности, стороны горизонта, компас, азимут, ориентирование по Солнцу, Полярной звезде; план местности, аэрофотоснимки | использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов и потребностей | знать определения понятий «ориентирование», «азимут», называть и объяснять способы ориентирования, называть алгоритмы работы с компасом, знать ориентирование по сторонам горизонта, раскрывать роль аэрофотоснимков в создании планов | планировать учебную деятельность при изучении темы, давать определения понятиям, уметь объяснять содержание совершаемых действий | П 9, работа с картой, решение задач. Вопросы. | | |
| Земная поверхность на плане и карте. | | условные знаки, масштаб и его виды, измерение расстояний с помощью масштаба | использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов и потребностей | приводить примеры географических объектов, легко распознаваемых на планах, знать определение понятия «масштаб», называть виды масштаба, уметь пользоваться масштабом | владеть устной речью, строить монологическое высказывание, уметь аргументировать свою точку зрения, формировать действия целеполагания | П 10 стр 39 №5 (писм) | | |
| Земная поверхность на плане и карте. | | способы изображения неровностей земной поверхности на плоскости, относительная высота, абсолютная высота, горизонтали | использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов и потребностей | знать как на плане и карте изображают неровности земной поверхности , знать понятия «абсолютная высота», «относительная высота», уметь определять относительную и абсолютную высоту, устанавливать взаимосвязи между густотой горизонталей и крутизной склонов | владеть устной речью, строить монологическое высказывание, уметь аргументировать свою точку зрения, строить логическое рассуждение | П 11, вопросы стр 41 | | |
| Учимся с «Полярной звездой» | Практическая работа №5 (итоговая) «Проведение полярной съёмки и составление плана местности». | топографическая карта, способы глазомерной съемки местности | использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, мотивов и потребностей, уметь оценивать свои возможности для самостоятельного достижения цели определенной сложности | ориентироваться по плану местности. уметь составлять и читать план местности, знать различия между полярной и маршрутной съемками местности | обобщать понятия, создавать схемы (модели) для решения задач, формировать действия целеполагания, оценивать трудность решения задачи | П 12, оформление плана местности | | |
| Географическая карта. | Практическая работа №6. «Определение направлений и расстояний на карте». | глобус - объемная модель Земли, географическая карта, ее отличие от плана, свойства географической карты, классификация карт, географические карты в жизни человека | вести диалог на основе взаимного уважения; корректно отстаивать свою позицию; понимать существование разных мнений и подходов к решению проблемы | знать понятия « географическая карта», «глобус», «атлас», определить свойства географической карты, знать различие карт по масштабам, выявить отличие географической карты от плана местности, знать значение географических карт как источников информации | обобщать понятия, осуществлять классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанной логической операции | П 13, работа с картой. стр 47 №1 (писм) | | |
| Градусная сетка. | | градусная сетка, ее предназначение, параллели и меридианы, градусная сетка на глобусе и картах, определение направлений и расстояний на карте | развивать навыки самостоятельной работы, использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей | знать понятие «экватор», «параллель» «меридиан» «»градусная сетка», уметь определять направление по карте и глобусу, уметь измерять расстояние по глобусу и карте | давать определения понятиям, планировать пути достижения цели; строить логическое рассуждение | П 14, стр 51 № 2, 10,11 (устно) | | |
| Географические координаты. Географическая широта. | | географические координаты, географическая широта, определение географической широты объектов | использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей | знать значение знаний о географических координатах и умение их определять. уметь определять географическую широту | владеть устной речью, строить монологическое высказывание, преобразовывать схемы (модели) для решения задач | П 15, работа с картой, стр 54 № 6 (писм) | | |
| Географические координаты. Географическая долгота. | | географическая долгота, определение географической долготы, часовые пояса | использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей | уметь определять географическую долготу, уметь определять географические координаты объектов, раскрывать практическое значение выделения часовых поясов, уметь с помощью карты решать простейшие задачи на определение времени | давать определения понятиям, преобразовывать схемы (модели) для решения задач, формировать действия целеполагания, оценивать трудность решения задачи | П 16, работа с картой, стр 57 №10 (писм) | | |
| План и карта. | | чтение карты, определение направлений, расстояний, местоположения и взаимного расположения объектов, абсолютных высот и глубин на карте, составление описания местности по планам и картам | использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей | уметь читать различные виды карт, планы местности, понимать значение картографических методов исследования | преобразовывать схемы (модели) для решения задач, формировать действия целеполагания, планировать пути достижения цели | Решение задач. Вопросы. | | |
| Учимся с «Полярной звездой» | Практическая работа №7 (итоговая) «Определение географических координат точек на глобусе и картах». | определение географических координат точек на глобусе и картах | использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей | уметь читать различные виды карт, планы местности, понимать значение картографических методов исследования | преобразовывать схемы (модели) для решения задач, формировать действия целеполагания, планировать пути достижения цели | Решение задач, вопросы. | | |
| Урок – обобщение по теме: «Географические карты». | | обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «План и карта» | уметь оценивать свои возможности для самостоятельного достижения цели определенной сложности; | знать содержание темы | осуществлять расширенный поиск информации; формировать готовность к самообразованию | индивидуальные задания | | |
РАЗДЕЛ 4. Литосфера – твердая оболочка земли – 10 часов |
| Земная кора – верхняя часть литосферы | | внешние и внутренние силы Земли, внутреннее строение Земли, типы земной коры, ее строение под материками и океанами, литосфера, литосферные плиты | использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей и потребностей | уметь называть внешние и внутренние силы Земли, раскрывать влияние внешних и внутренних процессов на формирование рельефа планеты, знать особенности внутреннего строения Земли и земной коры, знать определение понятий «литосфера», «литосферные плиты», понимать соотношение внутренних слоев Земли, называть и показывать современные литосферные плиты | планировать учебную деятельность при изучении темы, давать определения понятиям, владеть устной речью, строить монологическое высказывание | П 18, стр. 64 № 1, 2 (устно) № 10 (письменно) | | |
| Горные породы, минералы и полезные ископаемые. | Практическая работа №8 «Сравнение свойств горных пород». | минералы и горные породы, магматические, осадочные, метаморфические горные породы, их происхождения и свойства, полезные ископаемые и их виды, значение полезных ископаемых для человека, охрана земных недр | формировать убежденность в познаваемости окружающего мира и достоверности научного метода его изучения, формировать потребность в самовыражении и самореализации | иметь представление о минералах и горных породах, знать особенности происхождения горных пород уметь различать горные породы и минералы по внешним признакам, знать понятие «полезные ископаемые», «минерал», «горная порода», | давать определения понятиям, преобразовывать схемы (модели) для решения задач, формировать действия целеполагания | П 19, стр. 67 № 10 (устно) | | |
| Движения земной коры. | | движения земной коры: вертикальные, горизонтальные, землетрясения и их причины, сейсмические районы и пояса Земли, условия жизни людей в сейсмических районах, обеспечение безопасности населения | использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей и потребностей, понимать ценность жизни и здоровья | знать определения понятий «землетрясение», «очаг землетрясения» «эпицентр землетрясения», называть существенные признаки понятий «горст», «грабен», «сброс», называть виды движения земной коры, описывать процесс возникновения землетрясений | давать определения понятиям, преобразовывать схемы (модели) для решения задач, строить логическое рассуждение | П 20, стр. 70 № 8, 9 (устно) | | |
| Движения земной коры. | | вулканизм, строение вулкана. Типы вулканов, гейзеры, Тихоокеанское огненное кольцо | использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей и потребностей, понимать ценность жизни и здоровья | знать понятие «вулкан», «очаг магмы», «жерло», «кратер», «гейзер», знать закономерности распространения вулканизма, нанести на контурную карту районы вулканизма, объяснить необходимость обеспечения безопасности населения | давать определения понятиям, преобразовывать схемы (модели) для решения задач, строить логическое рассуждение, знать правила поведения в чрезвычайных ситуациях | П 21, стр. 73 № 6 (письменно) | | |
| Рельеф Земли. Равнины. | Практическая работа №9 «Описываем горы по карте». | рельеф Земли, выветривание, основные формы рельефа суши, горы и равнины, особенности их образования, различия равнин по размеру, характеру поверхности, абсолютной высоте, крупнейшие равнины мира и России, жизнь людей на равнинах, описание равнин по карте | использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, любить природу | знать общее представление о рельефе и формах рельефа знать понятие «равнина», знать классификацию равнины по высоте, развить умение давать описание равнины по плану, создавать образ равнин с помощью различных средств наглядности | давать определения понятиям, преобразовывать схемы (модели) для решения задач, строить логическое рассуждение | П 22, стр. 77 № 1, 6 (письменно) | | |
| Рельеф Земли. Горы. | Практическая работа №10 «Описываем горы по карте». | различие гор по высоте, возрасту размеру, крупнейшие горные системы мира и России, жизнь человека в горах, изменение гор во времени, менее крупные формы рельефа в горах и на равнинах, описание гор по карте | использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей, любить природу | знать понятие «горы», знать различие гор по высоте, возрасту размеру, сформировать представления об условиях жизни человека в горах, уметь объяснить причины изменение гор во времени, а так же изменение гор под воздействием воды, ветра, живых организмов, хозяйственной деятельности людей, различать менее крупные формы рельефа в горах, познакомиться с опасными природными явлениями их предупреждение. | давать определения понятиям преобразовывать схемы (модели) для решения задач, строить логическое рассуждение | П 23, стр. 81 № 1, 9 (письменно) | | |
| Учимся с «Полярной звездой» Разработка проектного задания. | «Скульптурный портрет Земли» | решение практических задач по карте | вести диалог на основе взаимного уважения; корректно отстаивать свою позицию, учитывать разные мнения и стремиться к координаций действий в сотрудничестве | определять и показывать на карте горы и равнины, определять ГП гор и равнин. Обозначать горы и равнины на контурной карте | преобразовывать схемы (модели) для решения задач, осуществлять сравнение, самостоятельно контролировать свое время и управлять им, работать в группе | П 24, шаг 3 | | |
| Учимся с «Полярной звездой» Разработка проектного задания. | «Скульптурный портрет Земли». | П 24, шаг 6 | | |
| Человек и литосфера. | | человек и литосфера. Значение литосферы для человека, воздействие человека на литосферу, неблагоприятные и опасные явления в литосфере, меры предупреждения и борьбы сними | вести диалог на основе взаимного уважения; использовать адекватные языковые средства для выражения своих мыслей | раскрывать значение литосферы для человека, знать о влиянии хозяйственной деятельности человека на литосферу, знать правила поведения в чрезвычайных ситуациях, связанных с литосферой | преобразовывать схемы (модели) для решения задач, строить логическое рассуждение, осуществлять сравнение | П 25, стр 86 № 6 (писм) | | |
| Урок – обобщение по теме: «Литосфера – каменная оболочка Земли». | | Тестовая контрольная работа из заданий разного вида. | уметь оценивать свои возможности для самостоятельного достижения цели определенной сложности; | знать содержание всей темы | осуществлять расширенный поиск информации, формировать готовность к самообразованию | индивидуальныезадания | | |
ОБОБЩЕНИЕ ПО КУРСУ – 2 часа |
| Урок – обобщение и повторение | | обобщение и систематизация знаний учащихся за курс «География 5 класс» | уметь оценивать свои возможности для самостоятельного достижения цели определенной сложности; | знать содержание учебного материала за курс «География 5 класс» | осуществлять расширенный поиск информации; формировать готовность к самообразованию | индивидуальныезадания | | |
| Урок – обобщение и повторение. Итоговый контроль. | | Выявить уровень усвоения программного материала. | | | | | | |