Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1
(с углубленным изучением отдельных предметов)»
Рассмотрена Утверждена
на заседании МО приказом директора
протокол № ___ школы
от _____________ от __________ № ___
Рекомендована к утверждению
методическим советом
протокол № ___
от _____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
5 КЛАСС
УМК ПОД РЕДАКЦИЕЙ Б.М. НЕМЕНСКОГО
Пояснительная записка
Исходными документами для составления рабочей программы
«Изобразительное искусство» для 5 класса являются:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2011 № 1897
Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 5-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2015.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.
Рабочая программа ориентирована, в соответствии со стандартом второго поколения, на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.
Изучение изобразительного искусства осуществляется в течение одного года в количестве 34 часов, по 1 часу в неделю.
Цели и задачи
Одной из самых главных целей преподавания искусства является задача развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», сознание своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;
овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение изобразительного искусства дает возможность учащимся освоить знания об изобразительном искусстве, как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях декоративно-прикладного искусства, графики, живописи, дизайна. На основе овладения способами художественно-творческой деятельности формируются общеучебные умения и навыки изобразительного искусства.
В процессе изучения у детей формируются первоначальные представления о народном художественном творчестве, истоках и современном развитии народных промыслов, орнаменте, как основе декоративного украшения России и народов зарубежных стран. развивается художественно-творческие способности детей Учащиеся овладевают во-первых, навыками художественной деятельности во-вторых, изображать формы на плоскости по памяти и представлению.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в 5 классе основной школы - продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе, которое опирается на полученный ими художественный опыт и является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.
Тема 5 класса - «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни.
В рабочей программе объединены практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Содержание предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество всех участников образовательного процесса, что способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
1.Планируемые результаты
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования ФГОС обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Предметные результаты:
По окончании 5 класса обучающийся научится:
- различать специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- узнавать и воспринимать образцы некоторых народных художественных промыслов России;
- воспринимать красоту предметов народного творчества и понимать их роль в жизни человека;
- пользоваться языком ДПИ для передачи творческого замысла на доступном ему уровне;
- изображать простейшие декоративные композиции;
- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды;
- видеть навыками работы различными художественными материалами;
- отражать их в собственной художественно-творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- воспринимать произведения ДПИ, участвовать в обсуждении их художественных особенностях;
- различать произведения ДПИ различных эпох и народов;
- Использовать в работе образцы ДПИ из личных коллекций, библиотек, семейного архива.
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, инструкцией учителя и замыслом художественной работы;
- выполнять действия в устной форме;
- осуществлять контроль своего участия в ходе коллективных творческих работ.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать смысл заданий и вопросов, предложенных в учебнике;
- осуществлять контроль по результату и способу действия;
- выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить соответствующие коррективы;
Познавательные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- расширять свои представления об искусстве;
- ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;
- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых, сверстников;
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять поиск дополнительной информации;
- соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам художественной выразительности;
- выбирать из нескольких вариантов выполнения работы приемлемый для себя;
- строить рассуждения о воспринимаемых произведениях;
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:
- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения ДПИ, принимать участие в их обсуждении;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- выполнять работу со сверстниками;
- воспринимать и учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений искусства;
- договариваться, приходить к общему решению.
Обучающийся получит возможность научиться:
- контролировать действия других участников в процессе коллективной творческой деятельности;
- понимать содержание вопросов и воспроизводить их;
- контролировать свои действия в коллективной работе;
- проявлять инициативу, участвуя в создании коллективных художественных работ;
- узнавать мнение друзей или одноклассников;
- вести диалог с учителем и одноклассниками.
Личностные результаты.
У обучающегося будут сформированы:
- эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению произведения ДПИ;
- образ Родины, отраженный в художественных произведениях;
- представление о труде художника, его роли в жизни общества;
- интерес к художественно-творческой деятельности;
- выражение в собственном творчестве своих чувств и настроений.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- нравственно-эстетических переживаний художественных произведений;
- представления о разнообразии и широте народного искусства;
- интереса к произведения ДПИ;
- понимания значения ДПИ в собственной жизни;
2.Содержание учебного предмета
1«Древние корни народного искусства» (8 ч)
-Древние образы в народном искусстве.
-Декор русской избы.
-Внутренний мир русской избы.
-Конструкция, декор предметов народного быта.
-Русская народная вышивка.
-Народный праздничный костюм.
-Народные праздничные обряды.
1-2 тема. Древние образы в народном искусстве
Традиционные образы народного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни.
Задание: выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву.
Материалы: гуашь, кисть или восковые мелки, акварель.
3 тема. Декор русской избы
Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Декоративное убранство крестьянского дома.
Задание: создание эскиза декоративного убранства избы, украшение деталей дома.
Материалы: восковые мелки и акварель, кисть, бумага.
4 тема. Внутренний мир русской избы
Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика.
Задание: изображение внутреннего убранства русской избы.
Материалы: карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, бумага.
5 тема. Конструкция, декор предметов народного быта
Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Единство пользы и красоты, конструкции и декора.
Задание: выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта.
Материалы: восковые мелки, акварель, кисть, бумага.
6 тема. Русская народная вышивка
Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце.
Задание: создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки;
Материалы: гуашь или восковые мелки, акварель, тонкая кисть, фломастеры, бумага ножницы.
7 тема. Народный праздничный костюм
Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.
Свадебный костюм. Форма и декор женских головных уборов.
Задание: создание эскизов народного праздничного костюма (женского или мужского).
Материалы: гуашь, кисти, мелки, бумага.
8 тема. Народные праздничные обряды (обобщение темы)
Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Основные виды учебной деятельности:
Создают выразительные декоративно- образные на основе традиционных образов.
Осваивают навыки декоративного обобщения в процессе творческой работы.
Определяют и характеризуют отдельные детали декоративного убранства русской избы.
Сравнивают и называют конструктивные, декоративные элементы крестьянского дома.
Анализируют и понимают особенности образного языка вышивки.
Осознают значение традиционной русской одежды.
Осваивают навыки декоративного обобщения.
Изображают выразительную форму предметов крестьянского быта и их украшения.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, коллективная, работа в парах.
2.«Связь времен в народном искусстве» (8 ч)
-Древние образы в современных народных игрушках.
-Искусство Гжели.
-Городецкая роспись.
-Хохлома.
-Жостово. Роспись по металлу.
-Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
-Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
1-2 тема. Древние образы в современных народных игрушках
Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба). Особенности пластической формы глиняных игрушек. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи.
Задание: создание игрушки своего образа и украшение ее декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов.
Материалы: пластилин или глина, стеки, подставка для лепки, краска для грунтовки, гуашь и тонкие кисти для росписи.
3 тема. Искусство Гжели
Краткие сведения из истории развития гжельской керамики. Разнообразие скульптурных, посудных форм, единство формы и декора.
Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого.
Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка).
Материал: белая бумага, акварель, кисти.
4 тема. Городецкая роспись.
Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца – национальное достояние отечественной культуры. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Основные приемы городецкой росписи.
Задание: выполнение эскиза одного из предметов быта, украшение его традиционными элементами и мотивами городецкой росписи.
Материалы: гуашь, кисти, тонированная бумага.
5 тема. Хохлома.
Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым.
Задание: выполнение фрагмента росписи по мотивам хохломской росписи с использованием элементов росписи.
Материалы: гуашь, акварель, кисти, формочки под роспись.
Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением произведений хохломского промысла.
6 тема Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла
Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов.
Основные приемы жостовского письма, формирующие букет.
Задание: выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи.
Материалы: гуашь, кисти, белая бумага
7 тема .Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте
Краткие сведения из истории возникновения гончарного промысла. Своеобразие формы и декора керамики. Слияние промысла с художественной промышленностью. Природные мотивы в изделиях мастеров.
Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка).
Материалы: пластилин, банка, стеки.
8 тема. Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)
Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры». «Промыслы как искусство художественного сувенира». «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни и быту».
К этому занятию учащиеся готовят выставку работ для более полного обобщения темы четверти.
Основные виды учебной деятельности:
Осознают связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора.
Овладевают приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции.
Осваивают приемы гжельской, хохломской, городецкой и жостовской росписи.
Создают композицию различной росписи в процессе практической творческой работы.
Объясняют важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях.
Участвуют в презентации выставочных работ.
Анализируют свои творческие работы и работы своих товарищей
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, коллективная, работа в парах.
3. «Декор – человек, общество, время» (11ч)
-Зачем людям украшения.
-Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
-Одежда «говорит» о человеке.
-О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.
-Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).
1-2 тема. Зачем людям украшения.
Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить - значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции.
Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д.
Задание: выполнение объемного украшения в соответствии с современными модными тенденциями.
Материалы: картон, фломастеры, клей, цветная бумага, ножницы.
3 – 4 тема. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта. Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях.
Задание: 1. Выполнение эскиза украшения (солнечного ожерелья, подвески, нагрудного украшения-пекторали, браслета .
2. Выполнение эскиза костюма древних египтян .
Материалы: цветные мелки, гуашь, кисти.
5-7 тема. Одежда «говорит» о человеке.
Декоративно-прикладное искусство Древней Греции. Древнего Рима и Древнего Китая. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных горожанок, их украшения.
Декоративно-прикладное искусство Западной Европы 17 века.. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта.
Задание: 1. Выполнение эскиза костюма Древней Греции или Древнего Рима.
2. Моделирование одежды императора Древнего Китая или знатной китаянки. Составление коллективной композиции.
3. Выполнение эскиза костюма Западной Европы XVII века высших и низших сословий общества в технике «коллаж».
Материалы: гуашь, кисти, цветная бумага, восковые мелки.
7-8 тема. О чём рассказывают нам гербы и эмблемы..
Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность гербов. Преемственность цветового и символического значения элементов гербов 17 века и современности.
Задания: Создание по образцу гербов (коллективная работа).
Материалы: картон, цветная бумага, клей, ножницы.
9 -10 тема. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).
Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений декоративно- прикладного искусства разных времен.
Задание: выполнение творческих заданий.
Основные виды учебной деятельности:
Характеризуют смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи .
Выявляют и объясняют, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства.
Выявляют в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора.
Овладевают навыками декоративного обобщения в процесс е выполнения практической творческой работы.
Соотносят образный строй одежды с положением ее владельца в обществе.
Участвуют в индивидуальной и коллективной форме деятельности, связанной с созданием творческой работы.
Передают в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, коллективная, работа в парах.
4. «Декоративное искусство в современном мире» (7 ч)
-Современное выставочное искусство.
-Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж)
-Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (мозаичное панно)
-Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!».
1-2 тема. Современное выставочное искусство.
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства. Современное понимание красоты мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения.
Задание: восприятие произведений современного декоративного искусства; рассуждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного.
3-4 тема. Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж)
Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.
Технология работы, поэтапное выполнение задуманного витража.
Задания: 1. Выполнение творческой работы, в разных материалах и техниках.
2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству.
Материалы: бумага, кисти, гуашевые краски, фломастеры.
5-6 тема. Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (мозаичное панно)
Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.
Технология работы с бумагой, поэтапное выполнение задуманного панно. Задания: 1. Выполнение творческой работы, используя разнообразие видов бумаги.
2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству .
Материалы: материалы для аппликации: цветная, бархатная бумага.
7 тема. Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!».
Роль выразительных средств декоративной композиции.
Технология работы с нетрадиционными материалами. Оформление школьной выставки по итогам года
Задания: 1. Выполнение творческой работы, используя разнообразие видов разнообразных материалов.
2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству.
Материалы: материалы для аппликации.
Основные виды учебной деятельности:
Определяют и характеризуют отдельные детали современного декоративного искусства.
Сравнивают и называют конструктивные, декоративные элементы крестьянского дома.
Анализируют и понимают особенности образного языка витража.
Осваивают навыки декоративного обобщения.
Выявляют в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора.
Овладевают навыками декоративного обобщения в процесс е выполнения практической творческой работы.
Участвуют в индивидуальной и коллективной форме деятельности, связанной с созданием творческой работы.
Передают в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, коллективная, работа в парах.
3.Тематическое планирование
1. «Древние корни народного искусства» (8 часов)
1 | Древние образы в народном искусстве. | 2 |
2 | Декор русской избы | 1 |
3 | Внутренний мир русской избы. Конструкция и декор предметов народного быта. | 2 |
4 | Русская народная вышивка. | 1 |
5 | Народный праздничный костюм. | 1 |
6 | Народные праздничные обряды. | 1 |
2. «Связь времён в народном искусстве» (8 часов)
1 | Древние образы в современных народных игрушках | 2 |
2 | Искусство Гжели. | 1 |
3 | Городецкая роспись. | 1 |
4 | Хохлома. | 1 |
5 | Искусство Жостова. Роспись по металлу. | 1 |
6 7 | Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Роль народных художественных промыслов в современной жизни. | 1 1 |
3. «Декор-человек, общество, время» (11 часов)
1 | Зачем людям украшения. | 2 |
2 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. | 2 |
3 | Одежда говорит о человеке | 3 |
4 | О чем рассказывают нам гербы и эмблемы | 2 |
5 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. | 2 |
4. «Декоративное искусство в современном мире» (7 часов)
1 | Современное выставочное искусство. | 1 |
2 | Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж) | 2 |
3 | Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства (Мозаичное панно) | 2 |
4 | Ты сам – мастер (Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!») | 2 |
| Всего | 34 |