СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 5 класс ИЗО

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 5 класс ИЗО»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1

(с углубленным изучением отдельных предметов)»

Рассмотрена Утверждена

на заседании МО приказом директора

протокол № ___ школы

от _____________ от __________ № ___


Рекомендована к утверждению

методическим советом

протокол № ___

от _____________





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

5 КЛАСС



УМК ПОД РЕДАКЦИЕЙ Б.М. НЕМЕНСКОГО




















Пояснительная записка


Исходными документами для составления рабочей программы

«Изобразительное искусство» для 5 класса являются:

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2011 № 1897

Данная рабочая программа «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 5-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2015.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом.

Рабочая программа ориентирована, в соответствии со стандартом второго поколения, на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.

Изучение изобразительного искусства осуществляется в течение одного года в количестве 34 часов, по 1 часу в неделю.

Цели и задачи


Одной из самых главных целей преподавания искусства является задача развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», сознание своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

  • формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного вос­приятия визуального образа реальности и произведений искусства;

  • освоение художественной культуры как формы материального вы­ражения в пространственных формах духовных ценностей;

  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

  • развитие творческого опыта как формирование способности к са­мостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

  • формирование активного, заинтересованного отношения к традици­ям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выра­женной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в националь­ных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

  • развитие способности ориентироваться в мире современной художе­ственной культуры;

  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анали­зу и структурированию визуального образа, на основе его эмоцио­нально-нравственной оценки;

  • овладение основами культуры практической работы различными ху­дожественными материалами и инструментами для эстетической ор­ганизации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.


Общая характеристика учебного предмета


Изучение изобразительного искусства дает возможность учащимся освоить знания об изобразительном искусстве, как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях декоративно-прикладного искусства, графики, живописи, дизайна. На основе овладения способами художественно-творческой деятельности формируются общеучебные умения и навыки изобразительного искусства.

В процессе изучения у детей формируются первоначальные представления о народном художественном творчестве, истоках и современном развитии народных промыслов, орнаменте, как основе декоративного украшения России и народов зарубежных стран. развивается художественно-творческие способности детей Учащиеся овладевают во-первых, навыками художественной деятельности во-вторых, изображать формы на плоскости по памяти и представлению.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и про­фессиональной деятельности в условиях современности.

Освоение изобразительного искусства в 5 классе основной школы - продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе, которое опирается на полученный ими художественный опыт и является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.

Тема 5 класса - «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни.

В рабочей программе объединены практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Содержание предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество всех участников образовательного процесса, что способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.




























1.Планируемые результаты


В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования ФГОС обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.


Предметные результаты:


По окончании 5 класса обучающийся научится:

- различать специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;

- узнавать и воспринимать образцы некоторых народных художественных промыслов России;

- воспринимать красоту предметов народного творчества и понимать их роль в жизни человека;

- пользоваться языком ДПИ для передачи творческого замысла на доступном ему уровне;

- изображать простейшие декоративные композиции;

- создавать художественно-декоративные объекты предметной среды;

- видеть навыками работы различными художественными материалами;

- отражать их в собственной художественно-творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

- воспринимать произведения ДПИ, участвовать в обсуждении их художественных особенностях;

- различать произведения ДПИ различных эпох и народов;

- Использовать в работе образцы ДПИ из личных коллекций, библиотек, семейного архива.

Метапредметные результаты.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;

- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, инструкцией учителя и замыслом художественной работы;

- выполнять действия в устной форме;

- осуществлять контроль своего участия в ходе коллективных творческих работ.

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать смысл заданий и вопросов, предложенных в учебнике;

- осуществлять контроль по результату и способу действия;

- выполнять действия в опоре на заданный ориентир;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить соответствующие коррективы;

Познавательные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:


- расширять свои представления об искусстве;

- ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;

- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых, сверстников;

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять поиск дополнительной информации;

- соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам художественной выразительности;

- выбирать из нескольких вариантов выполнения работы приемлемый для себя;

- строить рассуждения о воспринимаемых произведениях;

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от произведения ДПИ, принимать участие в их обсуждении;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- выполнять работу со сверстниками;

- воспринимать и учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия произведений искусства;

- договариваться, приходить к общему решению.

Обучающийся получит возможность научиться:

- контролировать действия других участников в процессе коллективной творческой деятельности;

- понимать содержание вопросов и воспроизводить их;

- контролировать свои действия в коллективной работе;

- проявлять инициативу, участвуя в создании коллективных художественных работ;

- узнавать мнение друзей или одноклассников;

- вести диалог с учителем и одноклассниками.

Личностные результаты.

У обучающегося будут сформированы:

- эмоциональная отзывчивость на доступные и близкие ребенку по настроению произведения ДПИ;

- образ Родины, отраженный в художественных произведениях;

- представление о труде художника, его роли в жизни общества;

- интерес к художественно-творческой деятельности;

- выражение в собственном творчестве своих чувств и настроений.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- нравственно-эстетических переживаний художественных произведений;

- представления о разнообразии и широте народного искусства;

- интереса к произведения ДПИ;

- понимания значения ДПИ в собственной жизни;



2.Содержание учебного предмета


1«Древние корни народного искусства» (8 ч)


-Древние образы в народном искусстве.

-Декор русской избы.

-Внутренний мир русской избы.

-Конструкция, декор предметов народного быта.

-Русская народная вышивка.

-Народный праздничный костюм.

-Народные праздничные обряды.


1-2 тема. Древние образы в народном искусстве

Традиционные образы народного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жиз­ни.

Задание: выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву.

Материалы: гуашь, кисть или восковые мелки, акварель.


3 тема. Декор русской избы

Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Декоративное убранство крестьянского дома.

Задание: создание эскиза декоративного убранства избы, украшение деталей дома.

Материалы: восковые мелки и акварель, кисть, бумага.


4 тема. Внутренний мир русской избы

Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика.

Задание: изображение внутреннего убранства русской избы.

Материалы: карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, бумага.


5 тема. Конструкция, декор предметов народного быта

Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения мате­риалом. Единство пользы и красоты, конструкции и декора.

Задание: выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта.

Материалы: восковые мелки, акварель, кисть, бумага.


6 тема. Русская народная вышивка

Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце.

Задание: создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки;

Материалы: гуашь или восковые мелки, акварель, тонкая кисть, фломастеры, бумага ножницы.


7 тема. Народный праздничный костюм

Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Разно­образие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.

Свадебный костюм. Форма и декор женских головных уборов.

Задание: создание эскизов народного праздничного костюма (женского или мужского).

Материалы: гуашь, кисти, мелки, бумага.


8 тема. Народные праздничные обряды (обобщение темы)

Календарные народные праздники — это способ участия чело­века, связанного с землей, в событиях природы. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.

Основные виды учебной деятельности:

Создают выразительные декоративно- образные на основе традиционных образов.

Осваивают навыки декоративного обобщения в процессе творческой работы.

Определяют и характеризуют отдельные детали декоративного убранства русской избы.

Сравнивают и называют конструктивные, декоративные элементы крестьянского дома.

Анализируют и понимают особенности образного языка вышивки.

Осознают значение традиционной русской одежды.

Осваивают навыки декоративного обобщения.

Изображают выразительную форму предметов крестьянского быта и их украшения.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, коллективная, работа в парах.


2.«Связь времен в народном искусстве» (8 ч)


-Древние образы в современных народных игрушках.

-Искусство Гжели.

-Городецкая роспись.

-Хохлома.

-Жостово. Роспись по металлу.

-Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

-Роль народных художественных промыслов в современной жизни.


1-2 тема. Древние образы в современных народных игрушках

Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба). Особенности пластической формы глиняных игрушек. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи.

Задание: создание игрушки своего образа и украшение ее декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов.

Материалы: пластилин или глина, стеки, подставка для лепки, краска для грунтовки, гуашь и тонкие ки­сти для росписи.

3 тема. Искусство Гжели

Краткие сведения из истории развития гжельской керамики. Разнообразие скульптурных, посудных форм, единство формы и декора.

Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого.

Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка).

Материал: белая бумага, акварель, кисти.


4 тема. Городецкая роспись.

Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца – национальное достояние отечественной культуры. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Ос­новные приемы городецкой росписи.

Задание: выполнение эскиза одного из предметов быта, украшение его традиционными элементами и мотивами городец­кой росписи.

Материалы: гуашь, кисти, тонированная бумага.


5 тема. Хохлома.

Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым.

Задание: выполнение фрагмента росписи по мотивам хохломской росписи с использованием элементов росписи.

Материалы: гуашь, акварель, кисти, формочки под роспись.

Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением про­изведений хохломского промысла.


6 тема Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла

Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов.

Основные приемы жостовского письма, формирующие букет.

Задание: выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи.

Материалы: гуашь, кисти, белая бумага


7 тема .Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте

Краткие сведения из истории возникновения гончарного промысла. Своеобразие формы и декора керамики. Слияние промысла с художественной промышленностью. Природные мотивы в изделиях мастеров.

Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка).

Материалы: пластилин, банка, стеки.


8 тема. Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры». «Промыслы как искусство художественного сувенира». «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни и быту».

К этому занятию учащиеся готовят выставку работ для более полного обобщения темы четверти.


Основные виды учебной деятельности:


Осознают связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора.

Овладевают приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции.

Осваивают приемы гжельской, хохломской, городецкой и жостовской росписи.

Создают композицию различной росписи в процессе практической творческой работы.


Объясняют важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях.


Участвуют в презентации выставочных работ.


Анализируют свои творческие работы и работы своих товарищей


Формы работы: индивидуальная, фронтальная, коллективная, работа в парах.


3. «Декор – человек, общество, время» (11ч)


-Зачем людям украшения.

-Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

-Одежда «говорит» о человеке.

-О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.

-Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).


1-2 тема. Зачем людям украшения.

Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить - ­значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции.

Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д.

Задание: выполнение объемного украшения в соответствии с современными модными тенденциями.

Материалы: картон, фломастеры, клей, цветная бумага, ножницы.


3 – 4 тема. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта. Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях.

Задание: 1. Выполнение эскиза украшения (солнечного ожерелья, подвески, нагрудного украшения-пекторали, браслета .

2. Выполнение эскиза костюма древних египтян .

Материалы: цветные мелки, гуашь, кисти.

5-7 тема. Одежда «говорит» о человеке.

Декоративно-прикладное искусство Древней Греции. Древнего Рима и Древнего Китая. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных горожанок, их украшения.

Декоративно-прикладное искусство Западной Европы 17 века.. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта.

Задание: 1. Выполнение эскиза костюма Древней Греции или Древнего Рима.

2. Моделирование одежды императора Древнего Китая или знатной китаянки. Составление коллективной композиции.

3. Выполнение эскиза костюма Западной Европы XVII века высших и низших сословий общества в технике «коллаж».

Материалы: гуашь, кисти, цветная бумага, восковые мелки.


7-8 тема. О чём рассказывают нам гербы и эмблемы..

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность гербов. Преемственность цветового и символического значения элементов гербов 17 века и современности.

Задания: Создание по образцу гербов (коллективная работа).

Материалы: картон, цветная бумага, клей, ножницы.


9 -10 тема. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений декоративно- прикладного искусства разных времен.

Задание: выполнение творческих заданий.


Основные виды учебной деятельности:


Характеризуют смысл декора не только как украшения, но прежде все­го как социального знака, определяю­щего роль хозяина вещи .


Выявляют и объясняют, в чем за­ключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях деко­ративно-прикладного искусства.


Выявляют в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора.

Овладевают навыками декоратив­ного обобщения в процесс е выполне­ния практической творческой работы.

Соотносят образный строй одеж­ды с положением ее владельца в обще­стве.


Участвуют в индивидуальной и коллективной форме дея­тельности, связанной с созданием творческой работы.

Передают в творческой работе цветом, формой, пластикой линий сти­левое единство декоративного решения интерьера.


Формы работы: индивидуальная, фронтальная, коллективная, работа в парах.



4. «Декоративное искусство в современном мире» (7 ч)


-Современное выставочное искусство.

-Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж)

-Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (мозаичное панно)

-Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!».


1-2 тема. Современное выставочное искусство.

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства. Современное понимание красоты мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения.

Задание: восприятие произведений совре­менного декоративного искусства; рассуждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного.


3-4 тема. Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж)

Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.

Технология работы, поэтапное выполнение задуманного витража.

Задания: 1. Выполнение творческой работы, в разных материалах и техниках.

2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству.

Материалы: бумага, кисти, гуашевые краски, фломастеры.


5-6 тема. Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (мозаичное панно)

Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.

Технология работы с бумагой, поэтапное выполнение задуманного панно. Задания: 1. Выполнение творческой работы, используя разнообразие видов бумаги.

2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству .

Материалы: материалы для аппли­кации: цветная, бархатная бумага.

7 тема. Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!».

Роль выразительных средств декоративной компози­ции.

Технология работы с нетрадиционными материалами. Оформление школьной выставки по итогам года

Задания: 1. Выполнение творческой работы, используя разнообразие видов разнообразных материалов.

2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству.

Материалы: материалы для аппликации.


Основные виды учебной деятельности:


Определяют и характеризуют отдельные детали современного декоративного искусства.

Сравнивают и называют конструктивные, декоративные элементы крестьянского дома.

Анализируют и понимают особенности образного языка витража.

Осваивают навыки декоративного обобщения.


Выявляют в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора.

Овладевают навыками декоратив­ного обобщения в процесс е выполне­ния практической творческой работы.

Участвуют в индивидуальной и коллективной форме дея­тельности, связанной с созданием творческой работы.

Передают в творческой работе цветом, формой, пластикой линий сти­левое единство декоративного решения интерьера.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, коллективная, работа в парах.





3.Тематическое планирование


Тема

Количество часов

1. «Древние корни народного искусства» (8 часов)


1

Древние образы в народном искусстве.

2

2

Декор русской избы

1

3

Внутренний мир русской избы. Конструкция и декор предметов народного быта.

2

4

Русская народная вышивка.

1

5

Народный праздничный костюм.

1

6

Народные праздничные обряды.

1

2. «Связь времён в народном искусстве» (8 часов)

1

Древние образы в современных народных игрушках

2

2

Искусство Гжели.

1

3

Городецкая роспись.

1

4

Хохлома.

1

5

Искусство Жостова. Роспись по металлу.

1

6

7


Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

1

1



3. «Декор-человек, общество, время» (11 часов)

1

Зачем людям украшения.

2

2

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

2

3

Одежда говорит о человеке

3

4

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы

2

5

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.

2

4. «Декоративное искусство в современном мире» (7 часов)

1

Современное выставочное искусство.

1

2

Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж)

2

3

Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства (Мозаичное панно)

2

4

Ты сам – мастер (Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!»)

2


Всего

34