Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа им. А.Х. Сижажева» с.п. Псычох
Баксанского муниципального района
Кабардино-Балкарской Республики
Рассмотрено Согласовано Утверждено
на заседании МО учителей с заместителем директора приказом №108 по МОУ
естественно-научного цикла по УВР 30.08.2017г. «СОШ им. А.Х. Сижажева»
протокол № 1 от 28.08. 2017г. с.п. Псычох от 31.08.2017г.
Рабочая программа
по математике
(наименование учебного курса)
5 класса основного общего образования
базовый уровень
2017-2018 учебный год
(срок реализации)
Составитель: Дугулубгова Эмма Ауесовна
учитель первой квалификационной категории
2017г.
Планируемые результаты обучения математике в 5 классе
Предметные результаты:
осознание значения математики для повседневной жизни человека;
представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и не математических задач, предполагающее умения:
выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями;
решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и решения уравнений;
изображать фигуры на плоскости;
использовать геометрический «язык» для описания предметов окружающего мира;
измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и объёмы фигур;
распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
проводить несложные практические вычисления с процентами, использовать прикидку и оценку; выполнять необходимые измерения;
использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений;
строить на координатной плоскости точки по заданным координатам, определять координаты точек;
читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или групповой), в графическом виде;
решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
Арифметика
По окончании изучения курса учащийся научится:
• понимать особенности десятичной системы счисления;
• использовать понятия, связанные с делимостью натуральных чисел;
• выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
• сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
• выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применять калькулятор;
• использовать понятия и умения, связанные с процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять не сложные практические расчёты;
• анализировать графики зависимостей между величинами (расстояние, время; температура и т. п.).
Учащийся получит возможность:
• познакомиться с позиционными системами счисления и основаниями, отличными от 10;
• углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
• научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести навык контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Числовые и буквенные выражения. Уравнения
По окончании изучения курса учащийся научится:
• выполнять операции с числовыми выражениями;
• выполнять преобразования буквенных выражений (раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых);
• решать линейные уравнения, решать текстовые задачи алгебраическим методом.
Учащийся получит возможность:
• развить представления о буквенных выражениях и их преобразованиях;
• овладеть специальными приёмами решения уравнений, применять аппарат уравнений для решения как текстовых, так и практических задач.
Наглядная геометрия
По окончании изучения курса учащийся научится:
• распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры и их элементы;
• строить углы, определять их градусную меру;
• распознавать и изображать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
• определять по линейным размерам развёртки фигуры, линейные размеры самой фигуры и наоборот;
• вычислять объём прямоугольного параллелепипеда и куба.
Учащийся получит возможность:
• научиться вычислять объём пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
• углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
• научиться применять развёртки для выполнения практических расчетов.
Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи
По окончании изучения курса учащийся научится:
• использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных;
• решать комбинаторные задачи на нахождение количества объектов или комбинаций.
Учащийся получит возможность:
• приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы;
• научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
Содержание курса математики 5 класса
Арифметика
Натуральные числа
Ряд натуральных чисел. Десятичная запись натуральных чисел.
Координатный луч. Шкала.
Сравнение натуральных чисел. Сложение и вычитание натуральных чисел. Свойства сложения.
Умножение и деление натуральных чисел. Свойства умножения. Деление с остатком. Степень числа с натуральным показателем.
Решение текстовых задач арифметическими способами.
Дроби
Обыкновенные дроби .Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа.
Сравнение обыкновенных дробей. Арифметические действия с обыкновенными дробями.
Десятичные дроби. Сравнение и округление десятичных дробей. Арифметические действия с десятичными дробями. Прикидки результатов вычислений
Проценты. Нахождение процентов от числа. Нахождение числа по его процентам.
Величины. Зависимости между величинами
Единицы длины, площади, объёма, массы, времени, скорости.
Примеры зависимостей между величинами. Представление зависимостей в виде формул. Вычисления по формулам.
Числовые и буквенные выражения. Уравнения
Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи
Геометрические фигуры.
Измерения геометрических величин
Отрезок. Построение отрезка. Длина отрезка, ломаной. Измерение длины отрезка, построение отрезка заданной длины. Периметр многоугольника. Плоскость. Прямая. Луч.
Угол. Виды углов. Градусная мера угла. Измерение и построение углов с помощью транспортира.
Прямоугольник. Квадрат. Треугольник. Виды треугольников
Равенство фигур. Площадь прямоугольника и квадрата. Ось симметрии фигуры.
Наглядные представления о пространственных фигурах: прямоугольный параллелепипед, куб, пирамида. Объём прямоугольного параллелепипеда и куба.
Математика в историческом развитии
Римская система счисления. Позиционные системы счисления. Обозначение цифр в Древней Руси. Старинные меры длины. Введение метра как единицы длины. Метрическая система мер в России, в Европе. История формирования математических символов. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме, на Руси. Открытие десятичных дробей. Мир простых чисел. Золотое сечение. Число нуль.
Л.Ф. Магницкий. П.Л. Чебышев. А.Н. Колмогоров.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Темы курса |
Общее кол-во часов |
1 | Натуральные числа | 20 ч. |
2 | Сложение и вычитание натуральных чисел | 33 ч. |
3 | Умножение и деление натуральных чисел | 37 ч. |
4 | Обыкновенные дроби | 18 ч. |
5 | Десятичные дроби | 48 ч. |
6 | Повторение и систематизация учебного материала | 19 ч. |
| Всего | 175 часов |
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Наименование темы | дата |
Количество часов | план | факт |
1 | Повторение за курс начальной школы | 1 | 02.09. | |
2-3 | Ряд натуральных чисел | 2 | 04.09. | . |
05.09. | |
4-6 | Цифры. Десятичная записьнатуральных чисел | 3 | 06.09. | . |
07.09. | |
9.09. | |
7-8 9 | Отрезок. Длина отрезка. Ломаная. | 2 1 | 11.09. | |
12.09. | |
13.09. | |
10 | Входная работа. | 1 | 14.09. | |
11-13 | Плоскость. Прямая. Луч | 3 | 16.09. | |
18.09. | |
19.09. | |
14-17 | Шкала. Координатный луч | 4 | 20.09. | |
21.09. | |
23.09. | |
25.09. | |
18-20 21 | Сравнение натуральных чисел Повторение и систематизация знаний. | 3 1 | 26.09. | |
27.09. | . |
28.09. | |
30.09. | |
22 | Контрольная работа № 1 по теме «Натуральные числа» | 1 | 02.10. | |
23-26 | Сложение натуральных чисел. | 4 | 03.10. | |
04.10. | |
05.10. | |
07.10. | |
27-31 | Вычитание натуральных чисел | 5 | 09.10. | |
10.10. | |
11.10. | |
12.10. | |
14.10. | |
32-34 | Числовые и буквенные выражения. Формулы | 3 | 16.10. | |
17.10. | |
18.10. | |
35 | Контрольная работа № 2 | 1 | 19.10. | |
36-39 | Уравнение | 4 | 21.10. | |
23.10. | |
24.10. | |
25.10. | |
40-41 | Угол. Обозначение углов | 2 | 26.10. | |
28.10 | |
42-46 | Виды углов. Измерение углов | 5 | 08.11. | |
09.11. | |
13.11. | |
14.11. | . |
15.11. | |
47-48 | Многоугольники. Равные фигуры | 2 | 16.11. | |
18.11. | . |
49-50 | Треугольник и его виды. | 2 | 20.11. | |
21.11. | |
51 | Построение треугольников. | 1 | 22.11. | |
52-54 | Прямоугольник.и квадрат. Ось симметрии фигуры | 3 | 23.11. | |
25.11. | |
27.11. | |
55 | Повторение и систематизация учебного материала. | 1 | 28.11. | |
| |
56 | Контрольная работа № 3 по теме «Уравнение.Угол. Многоугольники» | 1 | 29.11. | |
57-60 | Умножение. Переместительное свойство умножения | 4 | 30.11. | |
02.12. | |
04.12. | |
05.12. | |
61-63 | Сочетательное и распределительное свойства умножения | 3 | 06.12. | |
07.12. | |
09.12. | |
64-70 | Деление | 7 | 11.12. | |
12.12. | |
13.12. | |
14.12. | |
16.12. | |
18.12. | |
20.12. | |
71-73 | Деление с остатком | 3 | 21.12. | |
23.12. | |
25.12. | |
74-75 | Степень числа | 2 | 26.12. | |
27.12. | |
76 | Контрольная работа № 4 | 1 | 28.12. | |
77-80 | Площадь. Площадь прямоугольника | 4 | 30.12. | |
11.01 | |
13.01 | |
15.01 | |
81-83 | Прямоугольный параллелепипед. Пирамида | 3 | 16.01. | |
17.01. | |
18.01. | |
84-87 | Объём прямоугольного параллелепипеда | 4 | 20.01. | |
22.01. | |
23.01. | |
24.01. | |
88-90 | Комбинаторныезадачи | 3 | 25.01. | |
27.01. | |
29.01. | |
91 | Контрольная работа № 5 | 1 | 30.01. | |
92-96 | Понятие обыкновенной дроби | 5 | 31.01. | |
01.02. | |
03.02. | |
05.02. | |
06.02. | |
97-99 | Правильные и неправильные дроби. Сравнение дробей | 3 | 07.02. | |
08.02. | |
10.02. | |
100-101 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 2 | 12.02. | |
13.02. | |
102 | Дроби и деление натуральных чисел. | 1 | 14.02. | |
103-107 | Смешанные числа | 5 | 15.02. | |
17.02. | |
19.02. | |
20.02. | |
21.02. | |
108 | Контрольная работа № 6 | 1 | 22.02. | |
109-112 | Представление о десятичных дробях | 4 | 24.02. | |
26.02. | |
27.02. | |
28.02. | |
113-115 | Сравнение десятичных дробей | 3 | 01.03. | |
05.03. | |
06.03. | |
116-118 | Округление чисел. Прикидки | 3 | 07.03. | |
08.03. | |
10.03. | |
119-124 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 6 | 12.03. | |
13.03. | |
14.03. | |
15.03. | |
17.03. | |
19.03. | |
125 | Контрольная работа № 7 | 1 | 20.03. | |
126-132 | Умножение десятичных дробей | 7 | 21.03. | |
22.03. | |
02.04. | |
03.04. | |
04.04. | |
05.04. | |
07.04. | |
133-141 | Делениедесятичных дробей | 9 | 09.04. | |
10.04. | |
11.04. | |
12.04 | |
14.04 | |
16.04 | |
17.04 | |
18.04 | |
19.04 | |
142 | Контрольная работа № 8 | 1 | 21.04 | |
143-145 | Среднее арифметическое. Среднее значение величины | 3 | 23.04 | |
24.04 | |
25.04 | |
146-149 | Проценты. Нахождение процентов от числа | 5 | 26.04 | |
28.04 | |
30.04 | |
01.05 | |
02.05 | |
150-153 | Нахождение числа по его процентам | 5 | 03.05 | |
05.05 | |
07.05 | |
08.05 | |
09.05 | |
154-155 | Повторение и систематизация учебного материала. | 2 | 10.05 ,11.05 | |
156 | Контрольная работа № 9 | 1 | 12.05 | |
157-171 | Упражнения для повторения курса 5 класса | 14 | 13.05 | |
14.05 | |
15.05 | |
16.05 | |
17.05 | |
18.05 | |
19.05 | |
21.05 | |
22.05 | |
23.05 | |
24.05 | |
25.05 | |
26.05 | |
27.05 | |
172 | Итоговая контрольная работа | 1 | 28.05 | |
173 | Анализ контрольной работы | 1 | 29.05 | |
174 | Резерв | 1 | 30.05 | |
175 | Резерв | 1 | 31.05 | |
Методическая литература:
1.УМК по математике для 5-6 классов (авторы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир)
2.Е. В. Буцко, А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. ФГОС. Алгоритм успеха. Математика.5 класс. Методическое пособие. Москва. Издательский центр.«Вентана-Граф». 2012 (контрольные работы).
3.А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М. С. Якир. Сборник задач и заданий для тематического оценивания по математике для 5 класса. Харьков, «Гимназия», 2010
4.Программа по математике (5-6 кл.) Авторы: А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир.