Рабочая программа по элективному курсу «Теория и практика сочинений» для 10 класс составлена на основе:
Федерального закона от 29.12 2012г №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17.12.2010г №1897
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004)
Примерной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения, протокол от 8.04.2015г №1/15)
Положения о Рабочей программе МБОУ «Кижингинская СОШ им. Х. Намсараева» от 02.04.2015г
Списка учебников, соответствующих Федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год, реализующих программы общего образования.
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по элективному курсу составлена на основе:
Программа адресована учащимся 10 «а» класса МБОУ «Кижингинская средняя общеобразовательная школа им. Х. Намсараева»
1. Актуальность программы
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: состаление плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства – и устно, и письменно. А развитие личности – это неизбежная предпосылка решения социальных и экономических задач.
Не случайно в КИМ-ах по русскому языку в 11 классе говорится, что часть С – небольшое сочинение-рассуждение – предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение - рассуждение является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла.
Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение – рассуждение или сочинение- размышление – одна из актуальных проблем современной школы. Этот навык необходим каждому культурному человеку.
Курс рассчитан на два учебных года по 1 часу в неделю аудиторных занятий.
2. Характеристика элективного курса
Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения задания С ЕГЭ предыдущих лет.
Реализация данной программы предусматривает использование личностно –ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыков(тренировочные), уроки комплексного применения знаний.
Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально- деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
3. Цели элективного курса
гуманитарное развитие учащихся;
развитие творческих способностей личности;
овладение учащимися свободной письменной речью;
подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку
Задачи элективного курса
-помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания С на ЕГЭ;
- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения –рассуждения;
-формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в текстепроблем, свои оценки фактов и явлений;
- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.
4. Ведущие принципы и методы обучения:
Программа построена с учетом следующих принципов:
Рабочая программа построена с учетом дидактических принципов: системности, научности, доступности, связи с жизнью, наглядности, сознательности, оптимального сочетания методов обучения, оптимального сочетания форм обучения, преемственности, перспективности между различными разделами курса.
Технологии обучения:
развитие критического мышления
информационно – коммуникационные
проектная
личностно – ориентированное развивающее обучение.
Методы обучения:
метод проектов
словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);
наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия0;
практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).
Данная программа рассчитана на 1 год обучения и реализуется в течение 2015-2016 учебного года и рассчитана на 1 час в неделю(34 ч)
II Содержание программы
Модуль №1 Теоретический аппарат курса
Введение. Задачи курса «как работать над сочинением. Сочинение – рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку.
Композиция сочинения- рассуждения. Критерии оценивания сочинения- рассуждения.
Зачин. Роль вступления в сочинении – рассуждении. Формы вступлений
Виды информации в тексте. Формулировка основной программы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста.
Комментарий основной проблемы текста. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах.
Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции
Логические приемы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции.
Заключительная часть сочинения
Модуль 2. Практикум. Творческие работы разной стилевой направленности.
Художественный стиль речи. Сочинение – рассуждение по тексту художественного стиля
Публицистический стиль речи. Сочинение – рассуждение по тексту публицистического стиля
Научно- популярный стиль речи. Сочинение – рассуждение по тексту научно – популярного стиля
Экспертная оценка творческих работ
III. Учебно – тематическое планирование
№ | Тема урока | Виды деятельности учащихся |
1. | Введение. Текст как речевое произведение | Устное сочинение на тему «Что значит быть талантливым писателем» Комплексный анализ текста |
2. | Составление текста. Задания из части 1 (блок А) | Практикум |
3 - 4 | Стили текста: публицистический стиль. | Лекция |
5 -6 | Стили текста: художественный стиль | Лекция и практикум |
7 | Типы текста | Практикум |
8 | Тема и основная мысль текста | Практикум |
9 | Тема и микротемы | Практикум |
10 | Основные требования к части С | Лекция |
11 | Композиция сочинения – рассуждения. | Лекция |
12 | Зачин сочинения – рассуждения. Как начать? | Лекция |
13-14 | Тема и проблема текста. Как определить проблему? Формулирование основной проблемы исходного текста. | Лекция |
15 | Как прокомментировать проблему. Виды комментария | Лекция |
16-17 | Позиция автора. Лексических и синтаксические средства выражения авторской позиции | Лекция |
18 | Общие средства выразительности. Специальные средства выразительности. | Практикум |
19 | Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции | Практикум |
20 | Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме? | Практикум |
21-22 | Что такое аргумент? Типы аргументирования. Способы ввода аргументов | Лекция |
23 | Финал сочинения. Роль заключения в сочинении - рассуждении | Практикум |
24-25 | Как написать сочинение – рассуждение по тексту художественного стиля | Комплексное применение знаний |
26 | Зачетная работа №1 | |
27-28 | Как написать сочинение – рассуждение по тексту публицистического стиля | Комплексное применение знаний |
29 | Зачетная работа №2 | |
30-31 | Как написать сочинение – рассуждение по тексту научно – популярного стиля | Комплексное применение знаний |
32 | Зачетная работа №3 | |
33 | Экспертная оценка сочинения | |
34 | Итоговая зачетная работа №4 | Презентации |
IV. Требования к уровню подготовленности учащихся Прогнозируемый результат
Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текс, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учетом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретенные в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.
К концу изучения курса учащиеся должны уметь:
Понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
Формулировать проблему, поставленную автором исходного текста и комментировать ее;
Определять позицию автора;
Высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь на читательский и жизненный опыт)
Уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;
Анализировать творческие образцы и рецензировать их.
V. Контроль реализации программы
Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:
Текущий (коэффициент успешности и выполнения заданий на каждом уроке)
Зачетный (проводится в форме творческих работ)
итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями ЕГЭ и критериями оценивания
VI. Список рекомендуемой литературы
Литература для учащихся:
Власенков А.И. Русский язык,10-11 кл. – М.: Просвещение, 2015.
Егораева Г.Т. Русский язык, Выполнение задания части С. – М.: «Экзамен», 2006
Единый государственный экзамен.2015: Русскмй язык. – М.: Просвещение, 2015
Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение – рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаем без проблем! – М.: Эксмо, 2015
Учебно – тренировочные материалы для подготовки к Единому Государственному экзамену. М.: Интеллект –Центр, 2015
Дополнительная литература
Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену. –М.: Астрель, 2012.
Как написать сочинение? Справочник школьника. – М.: Слово, 1997
Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. – М.: Просвещение
Ладыженская Г.А.. Развивайте дар слова. – М.: Просвещение, 2007
Никитина Е.И. Русская речь. М. Просвещение, 1991