СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Элективный курс "Теория и практика  сочинений" в 10 классе

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»







Рабочая программа по элективному курсу «Теория и практика сочинений» для 10 класс составлена на основе:

  • Федерального закона от 29.12 2012г №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации»

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования от 17.12.2010г №1897

  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004)

  • Примерной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения, протокол от 8.04.2015г №1/15)

  • Положения о Рабочей программе МБОУ «Кижингинская СОШ им. Х. Намсараева» от 02.04.2015г

  • Списка учебников, соответствующих Федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год, реализующих программы общего образования.







































I. Пояснительная записка

Рабочая программа по элективному курсу составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку;

  • Примерной программы среднего (полного) общего образования по русскому языку;

Программа адресована учащимся 10 «а» класса МБОУ «Кижингинская средняя общеобразовательная школа им. Х. Намсараева»

1. Актуальность программы



В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: состаление плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения.

Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.

Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства – и устно, и письменно. А развитие личности – это неизбежная предпосылка решения социальных и экономических задач.

Не случайно в КИМ-ах по русскому языку в 11 классе говорится, что часть С – небольшое сочинение-рассуждение – предназначено для проверки не только подготовленности выпускников по русскому языку, но и общей культуры. Кроме того, сочинение - рассуждение является и вариантом задания С на ЕГЭ по другим предметам образовательного цикла.

Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение – рассуждение или сочинение- размышление – одна из актуальных проблем современной школы. Этот навык необходим каждому культурному человеку.

Курс рассчитан на два учебных года по 1 часу в неделю аудиторных занятий.



2. Характеристика элективного курса

Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку и анализе результатов выполнения задания С ЕГЭ предыдущих лет.

Реализация данной программы предусматривает использование личностно –ориентированного обучения, признающего ученика главной фигурой образовательного процесса.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий: урок-лекция с элементами исследовательской деятельности, урок применения знаний на практике, уроки навыков(тренировочные), уроки комплексного применения знаний.

Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:

  • работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материал, составление текстов типа рассуждения)

  • самостоятельная работа

  • работа в группах и парах

  • индивидуальная работа

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально- деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

3. Цели элективного курса

  1. гуманитарное развитие учащихся;

  2. развитие творческих способностей личности;

  3. овладение учащимися свободной письменной речью;

  4. подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку

Задачи элективного курса

-помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания С на ЕГЭ;

- совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения –рассуждения;

-формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;

- совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;

- совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в текстепроблем, свои оценки фактов и явлений;

- формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в текст.

4. Ведущие принципы и методы обучения:

Программа построена с учетом следующих принципов:

Рабочая программа построена с учетом дидактических принципов: системности, научности, доступности, связи с жизнью, наглядности, сознательности, оптимального сочетания методов обучения, оптимального сочетания форм обучения, преемственности, перспективности между различными разделами курса.

Технологии обучения:

    • развитие критического мышления

    • информационно – коммуникационные

    • проектная

    • личностно – ориентированное развивающее обучение.

Методы обучения:

    • метод проектов

    • словесные методы (источником знания является устное или печатное слово);

    • наглядные методы (источником знаний являются наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия0;

    • практические методы (учащиеся получают знания и вырабатывают умения, выполняя практические действия).

Данная программа рассчитана на 1 год обучения и реализуется в течение 2015-2016 учебного года и рассчитана на 1 час в неделю(34 ч)

II Содержание программы

Модуль №1 Теоретический аппарат курса

  1. Введение. Задачи курса «как работать над сочинением. Сочинение – рассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку.

Композиция сочинения- рассуждения. Критерии оценивания сочинения- рассуждения.

  1. Зачин. Роль вступления в сочинении – рассуждении. Формы вступлений

  2. Виды информации в тексте. Формулировка основной программы исходного текста. Соотношение тематики и проблематики текста.

  3. Комментарий основной проблемы текста. Виды и категории проблем, рассматриваемых авторами в исходных текстах.

  4. Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции

  5. Логические приемы мышления. Типы аргументации в изложении собственной позиции.

  6. Заключительная часть сочинения

Модуль 2. Практикум. Творческие работы разной стилевой направленности.

  1. Художественный стиль речи. Сочинение – рассуждение по тексту художественного стиля

  2. Публицистический стиль речи. Сочинение – рассуждение по тексту публицистического стиля

  3. Научно- популярный стиль речи. Сочинение – рассуждение по тексту научно – популярного стиля

  4. Экспертная оценка творческих работ



III. Учебно – тематическое планирование





Тема урока

Виды деятельности учащихся

1.

Введение. Текст как речевое произведение

Устное сочинение на тему «Что значит быть талантливым писателем» Комплексный анализ текста

2.

Составление текста. Задания из части 1 (блок А)

Практикум

3 - 4

Стили текста: публицистический стиль.

Лекция

5 -6

Стили текста: художественный стиль

Лекция и практикум

7

Типы текста

Практикум

8

Тема и основная мысль текста

Практикум

9

Тема и микротемы

Практикум

10

Основные требования к части С

Лекция

11

Композиция сочинения – рассуждения.

Лекция

12

Зачин сочинения – рассуждения. Как начать?

Лекция

13-14

Тема и проблема текста. Как определить проблему? Формулирование основной проблемы исходного текста.

Лекция

15

Как прокомментировать проблему. Виды комментария

Лекция

16-17

Позиция автора. Лексических и синтаксические средства выражения авторской позиции

Лекция

18

Общие средства выразительности. Специальные средства выразительности.

Практикум

19

Языковой анализ текста как способ определения авторской позиции

Практикум

20

Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме?

Практикум

21-22

Что такое аргумент? Типы аргументирования. Способы ввода аргументов

Лекция

23

Финал сочинения. Роль заключения в сочинении - рассуждении

Практикум

24-25

Как написать сочинение – рассуждение по тексту художественного стиля

Комплексное применение знаний

26

Зачетная работа №1


27-28

Как написать сочинение – рассуждение по тексту публицистического стиля

Комплексное применение знаний

29

Зачетная работа №2


30-31

Как написать сочинение – рассуждение по тексту научно – популярного стиля

Комплексное применение знаний

32

Зачетная работа №3


33

Экспертная оценка сочинения


34

Итоговая зачетная работа №4

Презентации






IV. Требования к уровню подготовленности учащихся Прогнозируемый результат

Программа элективного курса предусматривает обучение конструированию текста типа рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текс, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать языковые средства с учетом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретенные в ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.

К концу изучения курса учащиеся должны уметь:

  1. Понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

  2. Формулировать проблему, поставленную автором исходного текста и комментировать ее;

  3. Определять позицию автора;

  4. Высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее двух аргументов, опираясь на читательский и жизненный опыт)

  5. Уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно;

  6. Анализировать творческие образцы и рецензировать их.

V. Контроль реализации программы

Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:

  1. Текущий (коэффициент успешности и выполнения заданий на каждом уроке)

  2. Зачетный (проводится в форме творческих работ)

  3. итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в соответствии с требованиями ЕГЭ и критериями оценивания

VI. Список рекомендуемой литературы

Литература для учащихся:

  1. Власенков А.И. Русский язык,10-11 кл. – М.: Просвещение, 2015.

  2. Егораева Г.Т. Русский язык, Выполнение задания части С. – М.: «Экзамен», 2006

  3. Единый государственный экзамен.2015: Русскмй язык. – М.: Просвещение, 2015

  4. Сокольницкая Т.Н. Русский язык: сочинение – рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаем без проблем! – М.: Эксмо, 2015

  5. Учебно – тренировочные материалы для подготовки к Единому Государственному экзамену. М.: Интеллект –Центр, 2015

Дополнительная литература

  1. Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену. –М.: Астрель, 2012.

  2. Как написать сочинение? Справочник школьника. – М.: Слово, 1997

  3. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. – М.: Просвещение

  4. Ладыженская Г.А.. Развивайте дар слова. – М.: Просвещение, 2007

  5. Никитина Е.И. Русская речь. М. Просвещение, 1991


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!