СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по предмету "Биология" в 6 классе. Автор книги Сонин Н.И.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»





МБОУ «Калейкинская средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов»

«Принято» «Введено»

педагогическим советом приказом от «31» августа 2018г. №118

протокол №1 от «29» августа 2018г. директор МБОУ «Калейкинская СОШ»

_______________ /И. И. Фаттахов /


Рабочая программа
по предмету биология для 6 класса (1 час в неделю – 35 часов в год)
Составитель: учитель биологии Газизова Альфия Ильдусовна



«Согласовано» «Рассмотрено»

Заместитель директора На заседании МО, протокол от «27» августа 2018г.

от «28» августа 2018г. Руководитель МО______________/З.Р. Махмутова /

______________/С. Е. Ахметшина/

с.Калейкино


2017 - 2019 учебный год



Планируемые результаты изучения предмета


Название раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

ученик научится

ученик получит возможность научиться

Строение и свойства живых организмов

  • - устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

  • - использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

- выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии

- находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

- основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.

- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

- овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией:

- работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

-выделять главную и избыточную информацию,

-представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц);

-заполнять и дополнять таблицы тексты;

- участие в проектной деятельности.

Регулятивные УУД:

-умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

Познавательные УУД:

- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

Формирование и развитие экологического мышления:

- определять свое отношение к природной среде;

- выражать свое отношение к природе через рисунки, модели, проектные работы.

Коммуникативные УУД:

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе

- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

- чувство гордости за российскую биологическую науку

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира;


Жизнедеятельность организмов

- выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;

- различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

- сравнивать биологические объекты, процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

- выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

- знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии

- описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними;

- раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;


- находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

- основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.

- работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

- использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений;


Регулятивные УУД:

-умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

- составлять план решения проблемы (проведения исследования);

- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

Познавательные УУД:

- определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (по аналогии) и делать выводы

- выражать свое отношение к природе через рисунки, модели проектные работы.

Коммуникативные УУД:

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе

- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению,

-готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Организм и среда

  • - выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;


-ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

- осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

Регулятивные УУД:

-умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

Познавательные УУД:

- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

Формирование и развитие экологического мышления:

- определять свое отношение к природной среде;

- выражать свое отношение к природе через рисунки, модели, проектные работы.

Коммуникативные УУД:

- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе


- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира;

- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к осуществлению природоохранной деятельности;



Тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Календарные сроки

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Планируемые сроки

Фактические сроки

1

Вводный инструктаж по т.б. Входной контроль

1



Называть признаки живых организмов, их значение

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о признаках живых организмов


2

Строение растительной и животной клетки.


1



Рассмотреть особенности строения органоидов растительной клетки, позволяющих отличать ее от животной; сформировать умение работать с микроскопом, самостоятельно готовить  микропрепараты, описывать ход лабораторной работы и делать биолог-ие рисунки

Изучить особенности строения животной клетки, разнообразие животных клеток по форме, величине и функциям; продолжить формировании умения доказывать единство происхождения всех живых организмов на основе клеточного строения.

3

Деление клетки. Митоз.

Мейоз и их биологическое значение.

1



Изучить особенности митоза, роль в организме,

Изучить механизмы процесса деления и получения клетками наследственной инф-ции

Изучить особенности мейоза, связанные с половым размножением растений и животных; показать отличия процессов митоза и мейоза

4

Ткани растений.

1



Давать определения понятию ткань.

Называть- типы тканей, функции тканей.

Различать типы тканей

Описывать строение тканей


5

Ткани животных

1



Изучить особенности тканей животного организма, называть – типы тканей животных, различать типы тканей животных

6

Органы цветкового растения. Корень. Побег.

1



Давать определение понятиям ткань, орган.

Называть органы цветкового растения их роль в жизни растения, типы корневых систем.

Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения- корень и корневые системы


7

Стебель. Передвижение веществ по стеблю.

1



Дать понятие стеблю. Изучить анатомическое строение стебля. Иметь понятие о флоэме (лубу) и ксилеме ( древесине). Что движется по лубу и что движется по древесине. Ситовидные трубочки. Годичные кольца.

8

Лист. Цветок. Плоды.

1



Изучить строение листа, его функции и классификацию. Простые и сложные, сидячие и с черешком, параллельным или сетчатым жилколванием. Изучить строение цветка. Чашечка, венчик, тычинка и пестик. Значение и функции цветка. Вегетативные и генеративные органы.

9

Органы и системы органов животных.

1



Давать определение понятиям ткань, орган, система органов,

Называть органы и системы органов животных

Распознавать и описывать на таблицах органы и системы органов животных


10

Контрольная работа по разделу «Строение и свойства живых организмов»

1



Знать отличительные черты живых организмов. Их клеточное строение; о средах обитания организмов и их приспособленности к жизни в них;

Уметь логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать


11

Питание. Особенности питания растительного организма. Урок – презентация «Фотосинтез».

1



Давать  определение понятиям питание, фотосинтез.

Характеризовать роль корня в почвенном питании растения,

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания кул-ых рас-й, уход на ними.


12

Особенности питания животных.

1



Давать определение пищеварение, питание.

Называть органы пищеварительной системы животных и узнавать их на рисунках, таблицах


13

Пищеварение и его значение.

1



Дать определение пищеварению. Отделы пищеварительной системы и их функции.

14

Дыхание растений.


1



Давать определение понятию дыхание,

Описывать сущность биологического процессов дыхания,

Характеризовать особенности дыхания растений


15

Дыхание животных.

1



Давать определение понятию дыхание,

Описывать сущность биологического процессов дыхания,

Характеризовать особенности дыхания животных,


16

Передвижение веществ в растительном организме.


1



Знать об особенностях транспорта веществ в растении и его биологическом значении,

Уметь работать с натуральными объектами, учебной литературой, решать проблемные задачи


17

Передвижение органически веществ в животном организме.

1



Знать об особенностях транспорта веществ в животных и его биологическом значении,

Уметь работать с натуральными объектами, учебной литературой, решать проблемные задачи


18

Выделение у растений, грибов и животных.

1



Знать процесс выделения веществ как важный процесс для жизнедеятельности живых организмов, знать способы удаления продуктов распада растений и животных

Уметь анализировать, сравнивать, обобщать. Работать с различными источниками информации


19

Обмен веществ у растений и животных

1



Знать особенности обмена веществ и энергии , процессов питания, дыхания, кровообращения.

Уметь работать с таблицами, рисунками,  устанавливать причинно- следственные связи, обобщать, делать выводы


20

Опорные системы животных.

1



Иметь представление об опорной системе живых организмов , изменение и усложнение опорных систем животных и растительных организмов.

 Уметь работать с таблицами, рисунками,  


21

Опорные системы растений.

1



Иметь представление об опорной системе живых организмов , изменение и усложнение опорных систем животных и растительных организмов.

 Уметь работать с таблицами, рисунками,  


22

Движение.

1



Называть роль движения жизни растение и животных, способы передвижения животных

Распознавать и описывать на таблицах органы движения животных,

Приводить примеры

Уметь работать с таблицами, рисунками,  устанавливать причинно- следственные связи, обобщать, делать выводы


23

Движение многоклеточных животных.

1



Называть роль движения жизни растение и животных, способы передвижения животных

Распознавать и описывать на таблицах органы движения животных,

Приводить примеры

Уметь работать с таблицами, рисунками,  устанавливать причинно- следственные связи, обобщать, делать выводы


24

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость

1



Давать определение понятиям раздражимость, рефлекс,

Распознавать  и описывать на таблице основные отделы и органы НС,   приводить примеры животных с разными типами НС, находить информацию о различных источниках, о нервной регуляции.


25

Нервная система. Рефлекс, инстинкт

1



Нервная система: головной мозг, спиной мозг и нервы. Знать отделы головного мозга: передний, средний, задний мозг. Знать определение слова инстинкт. Знать что такое рефлекс. Условный и безусловный рефлексы. Большие полушарии головного мозга.

26

Эндокринная система. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений

1



Иметь понятие об эндокринной системе. Гормоны. Щитовидная железа, гипофиз. Железы внутренней секреции. Гормоны. Гомон роста

27

Размножение и его виды. Бесполое размножение.

1



Знакомятся с видами бесполого размножения. Изучают почкование у дрожжей и гидры. Сравнивают споры грибов, мхов, папоротников.

Знакомятся с вегетативным размножением растений: отводками и черенками, луковицами, корневищами, усикам и прививками

28

Половое размножение животных

1



Знакомятся с понятиями гаметы, сперматозоиды и яйцеклетка. Сравнивают строение сперматозоида и яйцеклетки. Различают обоеполые организмы от гермафродитов. Понимают что партеногенез единственная форма полового размножения, когда зародыш развивается из яйцеклетки без оплодотворения. Узнают как называются внутренние половые органы животных: семенники (самцы) и яичники (самки)

29

Половое размножение растений.

1



Знакомятся с процессом двойного оплодотворения. Сравнивают половое размножение спирогиры и хламидомонады. Распознают каким образом происходит опыление растений. Понимают каково роль опыления и оплодтворения

30

Рост и развитие растений

1



Понимает значение семени. Различают семя однодольного растения от двудольного. Знакомятся способами распространения семян и плодов. Формулируют определение подземного и надземного прорастания.

31

Рост и развитие животных организмов.


1



Знакомятся с этапами развития организма. Понимают различие дробления от деления. Описывают строение бластулы и гаструлы. Различают прямое и непрямое развитие. Могут привести примеры прямого и непрямого развития. Понимают что сходство зародышей представителей различных систематических групп свидетельствуют об общности их происхождения.

32

Организм как единое целое.


1



Знакомятся с понятиями гаметы, сперматозоиды и яйцеклетка. Сравнивают строение сперматозоида и яйцеклетки. Различают обоеполые организмы от гермафродитов. Понимают что партеногенез единственная форма полового размножения, когда зародыш развивается из яйцеклетки без оплодотворения. Узнают как называются внутренние половые органы животных: семенники (самцы) и яичники (самки)

33

Обобщающий урок по «Жизнедеятельность организмов»

1


Давать определение понятию дыхание,

Описывать сущность биологического процессов дыхания,

Характеризовать особенности дыхания животных,


34

Контрольная работа по разделу «Жизнедеятельность организмов»

1




35

Итоговый урок.

1





Литература:

1. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии:

- Сонин Н.И. , Сонина В.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2016.

- Сонин Н.И., Сонина В.И. Биология. Живой организм. 6 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2016.

- Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Живой организм. 6 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2014.

2. Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, чучела птиц и животных, модели цветков.

3. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование: увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование

4. Демонстрационные таблицы.

5. Экранно-звуковые средства: видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса биологии

6. Электронно-образовательные ресурсы:

1) Электронное учебное издание. Мультимедийное приложение к учебнику Сонин Н.И., Сонина В.И. Дрофа, 2014.

2). 1С: Лаборатория. Зачем мы дышим? – М.: «1СПаблишинг», 2009

3) Сайты: www.it-n.ru, www.zavuch.info, www.1september.ru, http://school-collection.edu.ru

Список литературы для учителя.

1. Программа основного общего образования. Биология. 5-9 класс Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. Москва: Дрофа, 2014.

2. Сонин Н.И. , Сонина В.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2014.

3. Сонин Н.И., Сонина В.И. Биология. Живой организм. 6 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2014.

4. Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Живой организм. 6 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2014.

5. Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология. Живой организм» 6 класс» - М.: Дрофа, 2012

6. И.А. Акперова «Уроки биологии к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс». - М.: Дрофа, 2012.

7. В.Н. Кириленкова, Н.И. Сонин «Дидактические карточки – задания к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс». - М.: Дрофа, 2012.

Список литературы для учащегося.

1. Сонин Н.И. , Сонина В.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2016.

2. Сонин Н.И., Сонина В.И. Биология. Живой организм. 6 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2016.







12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!