педагогическим советом приказом от «31» августа 2018г. №118
протокол №1 от «29» августа 2018г. директор МБОУ «Калейкинская СОШ»
_______________ /И. И. Фаттахов /
Заместитель директора На заседании МО, протокол от «27» августа 2018г.
от «28» августа 2018г. Руководитель МО______________/З.Р. Махмутова /
______________/С. Е. Ахметшина/
Название раздела | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты |
ученик научится | ученик получит возможность научиться |
Строение и свойства живых организмов | - устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов; - использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты; - выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания; - различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов; - знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии | - находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; - основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее. - работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы. | - овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией: - работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе: - систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах; -выделять главную и избыточную информацию, -представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц); -заполнять и дополнять таблицы тексты; - участие в проектной деятельности. Регулятивные УУД: -умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. - определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; Познавательные УУД: - выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; - объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; Формирование и развитие экологического мышления: - определять свое отношение к природной среде; - выражать свое отношение к природе через рисунки, модели, проектные работы. Коммуникативные УУД: -умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе - строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; | - чувство гордости за российскую биологическую науку - готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира; |
Жизнедеятельность организмов | - выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов; - различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов; - сравнивать биологические объекты, процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения; - использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты; - выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания; - знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии - описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними; - раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека; | - находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, Интернет ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую; - основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее. - работать в группе сверстников при решении познавательных задач связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы. - использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми растениями, работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений; | Регулятивные УУД: -умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. - составлять план решения проблемы (проведения исследования); - определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности; - отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований; - анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; - идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему; - выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат; - наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки; Познавательные УУД: - определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (по аналогии) и делать выводы - выражать свое отношение к природе через рисунки, модели проектные работы. Коммуникативные УУД: -умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе - строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; - целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ | - готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, -готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания |
Организм и среда | - анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе; | -ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы); - осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; | Регулятивные УУД: -умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. - определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи; Познавательные УУД: - выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство; - объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; Формирование и развитие экологического мышления: - определять свое отношение к природной среде; - выражать свое отношение к природе через рисунки, модели, проектные работы. Коммуникативные УУД: - строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; -умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе | - готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира; - формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к осуществлению природоохранной деятельности; |
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Календарные сроки | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Планируемые сроки | Фактические сроки |
1 | Вводный инструктаж по т.б. Входной контроль | 1 | | | Называть признаки живых организмов, их значение Находить в тексте учебника и других источниках информацию о признаках живых организмов |
2 | Строение растительной и животной клетки. | 1 | | | Рассмотреть особенности строения органоидов растительной клетки, позволяющих отличать ее от животной; сформировать умение работать с микроскопом, самостоятельно готовить микропрепараты, описывать ход лабораторной работы и делать биолог-ие рисунки Изучить особенности строения животной клетки, разнообразие животных клеток по форме, величине и функциям; продолжить формировании умения доказывать единство происхождения всех живых организмов на основе клеточного строения. |
3 | Деление клетки. Митоз. Мейоз и их биологическое значение. | 1 | | | Изучить особенности митоза, роль в организме, Изучить механизмы процесса деления и получения клетками наследственной инф-ции Изучить особенности мейоза, связанные с половым размножением растений и животных; показать отличия процессов митоза и мейоза |
4 | Ткани растений. | 1 | | | Давать определения понятию ткань. Называть- типы тканей, функции тканей. Различать типы тканей Описывать строение тканей |
5 | Ткани животных | 1 | | | Изучить особенности тканей животного организма, называть – типы тканей животных, различать типы тканей животных |
6 | Органы цветкового растения. Корень. Побег. | 1 | | | Давать определение понятиям ткань, орган. Называть органы цветкового растения их роль в жизни растения, типы корневых систем. Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения- корень и корневые системы |
7 | Стебель. Передвижение веществ по стеблю. | 1 | | | Дать понятие стеблю. Изучить анатомическое строение стебля. Иметь понятие о флоэме (лубу) и ксилеме ( древесине). Что движется по лубу и что движется по древесине. Ситовидные трубочки. Годичные кольца. |
8 | Лист. Цветок. Плоды. | 1 | | | Изучить строение листа, его функции и классификацию. Простые и сложные, сидячие и с черешком, параллельным или сетчатым жилколванием. Изучить строение цветка. Чашечка, венчик, тычинка и пестик. Значение и функции цветка. Вегетативные и генеративные органы. |
9 | Органы и системы органов животных. | 1 | | | Давать определение понятиям ткань, орган, система органов, Называть органы и системы органов животных Распознавать и описывать на таблицах органы и системы органов животных |
10 | Контрольная работа по разделу «Строение и свойства живых организмов» | 1 | | | Знать отличительные черты живых организмов. Их клеточное строение; о средах обитания организмов и их приспособленности к жизни в них; Уметь логически мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать |
11 | Питание. Особенности питания растительного организма. Урок – презентация «Фотосинтез». | 1 | | | Давать определение понятиям питание, фотосинтез. Характеризовать роль корня в почвенном питании растения, Использовать приобретенные знания и умения для выращивания кул-ых рас-й, уход на ними. |
12 | Особенности питания животных. | 1 | | | Давать определение пищеварение, питание. Называть органы пищеварительной системы животных и узнавать их на рисунках, таблицах |
13 | Пищеварение и его значение. | 1 | | | Дать определение пищеварению. Отделы пищеварительной системы и их функции. |
14 | Дыхание растений. | 1 | | | Давать определение понятию дыхание, Описывать сущность биологического процессов дыхания, Характеризовать особенности дыхания растений |
15 | Дыхание животных. | 1 | | | Давать определение понятию дыхание, Описывать сущность биологического процессов дыхания, Характеризовать особенности дыхания животных, |
16 | Передвижение веществ в растительном организме. | 1 | | | Знать об особенностях транспорта веществ в растении и его биологическом значении, Уметь работать с натуральными объектами, учебной литературой, решать проблемные задачи |
17 | Передвижение органически веществ в животном организме. | 1 | | | Знать об особенностях транспорта веществ в животных и его биологическом значении, Уметь работать с натуральными объектами, учебной литературой, решать проблемные задачи |
18 | Выделение у растений, грибов и животных. | 1 | | | Знать процесс выделения веществ как важный процесс для жизнедеятельности живых организмов, знать способы удаления продуктов распада растений и животных Уметь анализировать, сравнивать, обобщать. Работать с различными источниками информации |
19 | Обмен веществ у растений и животных | 1 | | | Знать особенности обмена веществ и энергии , процессов питания, дыхания, кровообращения. Уметь работать с таблицами, рисунками, устанавливать причинно- следственные связи, обобщать, делать выводы |
20 | Опорные системы животных. | 1 | | | Иметь представление об опорной системе живых организмов , изменение и усложнение опорных систем животных и растительных организмов. Уметь работать с таблицами, рисунками, |
21 | Опорные системы растений. | 1 | | | Иметь представление об опорной системе живых организмов , изменение и усложнение опорных систем животных и растительных организмов. Уметь работать с таблицами, рисунками, |
22 | Движение. | 1 | | | Называть роль движения жизни растение и животных, способы передвижения животных Распознавать и описывать на таблицах органы движения животных, Приводить примеры Уметь работать с таблицами, рисунками, устанавливать причинно- следственные связи, обобщать, делать выводы |
23 | Движение многоклеточных животных. | 1 | | | Называть роль движения жизни растение и животных, способы передвижения животных Распознавать и описывать на таблицах органы движения животных, Приводить примеры Уметь работать с таблицами, рисунками, устанавливать причинно- следственные связи, обобщать, делать выводы |
24 | Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость | 1 | | | Давать определение понятиям раздражимость, рефлекс, Распознавать и описывать на таблице основные отделы и органы НС, приводить примеры животных с разными типами НС, находить информацию о различных источниках, о нервной регуляции. |
25 | Нервная система. Рефлекс, инстинкт | 1 | | | Нервная система: головной мозг, спиной мозг и нервы. Знать отделы головного мозга: передний, средний, задний мозг. Знать определение слова инстинкт. Знать что такое рефлекс. Условный и безусловный рефлексы. Большие полушарии головного мозга. |
26 | Эндокринная система. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений | 1 | | | Иметь понятие об эндокринной системе. Гормоны. Щитовидная железа, гипофиз. Железы внутренней секреции. Гормоны. Гомон роста |
27 | Размножение и его виды. Бесполое размножение. | 1 | | | Знакомятся с видами бесполого размножения. Изучают почкование у дрожжей и гидры. Сравнивают споры грибов, мхов, папоротников. Знакомятся с вегетативным размножением растений: отводками и черенками, луковицами, корневищами, усикам и прививками |
28 | Половое размножение животных | 1 | | | Знакомятся с понятиями гаметы, сперматозоиды и яйцеклетка. Сравнивают строение сперматозоида и яйцеклетки. Различают обоеполые организмы от гермафродитов. Понимают что партеногенез единственная форма полового размножения, когда зародыш развивается из яйцеклетки без оплодотворения. Узнают как называются внутренние половые органы животных: семенники (самцы) и яичники (самки) |
29 | Половое размножение растений. | 1 | | | Знакомятся с процессом двойного оплодотворения. Сравнивают половое размножение спирогиры и хламидомонады. Распознают каким образом происходит опыление растений. Понимают каково роль опыления и оплодтворения |
30 | Рост и развитие растений | 1 | | | Понимает значение семени. Различают семя однодольного растения от двудольного. Знакомятся способами распространения семян и плодов. Формулируют определение подземного и надземного прорастания. |
31 | Рост и развитие животных организмов. | 1 | | | Знакомятся с этапами развития организма. Понимают различие дробления от деления. Описывают строение бластулы и гаструлы. Различают прямое и непрямое развитие. Могут привести примеры прямого и непрямого развития. Понимают что сходство зародышей представителей различных систематических групп свидетельствуют об общности их происхождения. |
32 | Организм как единое целое. | 1 | | | Знакомятся с понятиями гаметы, сперматозоиды и яйцеклетка. Сравнивают строение сперматозоида и яйцеклетки. Различают обоеполые организмы от гермафродитов. Понимают что партеногенез единственная форма полового размножения, когда зародыш развивается из яйцеклетки без оплодотворения. Узнают как называются внутренние половые органы животных: семенники (самцы) и яичники (самки) |
33 | Обобщающий урок по «Жизнедеятельность организмов» | 1 | | Давать определение понятию дыхание, Описывать сущность биологического процессов дыхания, Характеризовать особенности дыхания животных, |
34 | Контрольная работа по разделу «Жизнедеятельность организмов» | 1 | | | |
35 | Итоговый урок. | 1 | | | |
1. Учебно-методическое обеспечение учебного процесса предусматривает использование УМК (учебно-методических комплексов) по биологии:
- Сонин Н.И. , Сонина В.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2016.
- Сонин Н.И., Сонина В.И. Биология. Живой организм. 6 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2016.
- Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Живой организм. 6 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2014.
2. Натуральные объекты: живые растения, гербарии растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, чучела птиц и животных, модели цветков.
3. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование: увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование
4. Демонстрационные таблицы.
5. Экранно-звуковые средства: видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса биологии
6. Электронно-образовательные ресурсы:
1) Электронное учебное издание. Мультимедийное приложение к учебнику Сонин Н.И., Сонина В.И. Дрофа, 2014.
2). 1С: Лаборатория. Зачем мы дышим? – М.: «1СПаблишинг», 2009
3) Сайты: www.it-n.ru, www.zavuch.info, www.1september.ru, http://school-collection.edu.ru
Список литературы для учителя.
1. Программа основного общего образования. Биология. 5-9 класс Н.И. Сонин, В.Б. Захаров. Москва: Дрофа, 2014.
2. Сонин Н.И. , Сонина В.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2014.
3. Сонин Н.И., Сонина В.И. Биология. Живой организм. 6 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2014.
4. Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Живой организм. 6 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2014.
5. Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология. Живой организм» 6 класс» - М.: Дрофа, 2012
6. И.А. Акперова «Уроки биологии к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс». - М.: Дрофа, 2012.
7. В.Н. Кириленкова, Н.И. Сонин «Дидактические карточки – задания к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс». - М.: Дрофа, 2012.
Список литературы для учащегося.
1. Сонин Н.И. , Сонина В.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2016.
2. Сонин Н.И., Сонина В.И. Биология. Живой организм. 6 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2016.