РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО АЛГЕБРЕ 9 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по алгебре для 9 класса составлена на основе БУП-2004, примерной программы основного и среднего общего образования по алгебре и авторской программы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко Математика: программы: 5 – 9 классы – 2 изд., дораб. – М.: Вентана - Граф, 2013. – 112 с в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
Областной закон от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ на 2017-2018 учебный год (приказ Минобрнауки России от 05.07.2017 г. № 629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
Устав МБОУ СОШ №16;
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ №16(утверждена приказом директора от 28.08.18г № 190);
Учебный план МБОУ СОШ №16 на 2018/2019 учебный год;
Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ №16 (приказ № 222 от 31.08.2017 г.).
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: Алгебра: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана –Граф, 2017.
Согласно учебному плану МБОУ СОШ №16 на изучение курса алгебра в 9 классе отводится 136 часов, из расчёта 4часа в неделю (34 недели), одон час добавлен за счет части формируемой участниками образовательного процесса.
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения математике:
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиции, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
воспитание культуры личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение алгебры по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного образования.
Личностные результаты:
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
Осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
Умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
Критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении· математических задач.
Метапредметные результаты:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
Развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной , точной или вероятностной информации
Умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки.
Предметные результаты:
Осознание значения математики для повседневной жизни человека;
Представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
Развитие умений работать с учебным математическим текстом, точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
Владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
систематические знания о функциях и их свойствах;
Математические умения и навыки: выполнять вычисления с действительными числами: решать уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств: решать текстовые задачи арифметическим способом, способом составления и решения уравнений; проводить практические расчёты; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений; выполнять операции над множествами; исследовать функции и строить их графики; решать простейшие комбинаторные задачи.
Алгебраические выражения
Выпускники научатся:
- оперировать понятиями "тождество", "тождественное преобразование", решать задачи, содержащие буквенные данные, работать с формулами;
- оперировать понятиями "квадратный корень", применять его в вычислениях;
- выполнять преобразование выражений, содержащих степени с целыми показателями и квадратные корни;
- выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями;
- выполнять разложение многочленов на множители.
Выпускник получит возможность:
- выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приёмов;
- применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса.
Уравнения
Выпускник научится:
- решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;
- понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
- применять графические представления для исследования уравнений, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными.
Выпускник получит возможность:
- овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
- применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
Неравенства
Выпускник научиться:
- понимать терминологию и символику, связанные с отношением неравенства, свойства числовых неравенств;
- решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; решать квадратные неравенства с опорой на графические представления;
- применять аппарат неравенства для решения задач их различных разделов курса.
Выпускник получит возможность:
- освоить разнообразные приёмы доказательства неравенств; уверенно применять аппарат неравенств для решения разнообразных математических задач, задач из смежных предметов и практики;
- применять графические представления для исследования неравенств, систем неравенств, содержащих буквенные коэффициенты.
Числовые множества
Выпускник научится:
- понимать терминологию и символику, связанные с понятием множества, выполнять операции на множествами;
- использовать начальные представления о множестве действительных чисел.
Выпускник получит возможность:
- развивать представление о множествах;
- развивать представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в практике;
- развивать и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби).
Функции
Выпускник научится:
- понимать и использовать функциональные понятия, язык (термины, символические обозначения);
- строить графики элементарных функций, исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;
- понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами;
- понимать и использовать язык последовательностей (термины, символические обозначения);
- применять формулы, связанные с арифметической и геометрической прогрессиями, и аппарат, сформированный при изучении других разделов курса, к решению задач, в том числе с контекстом из реальной жизни.
Выпускник получит возможность:
- проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций стоить более сложные графики (кусочно-заданные, с "выколотыми" точками и т. п.);
- использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса;
- решать комбинированные задачи с применением формул n-го члена и суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессий, применяя при этом аппарат уравнений и неравенств;
- понимать арифметическую и геометрическую прогрессии как функции натурального аргумента; связывать арифметическую прогрессию с линейным ростом, геометрическую - с экспоненциальным ростом.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
использовать графики реальных процессов и зависимостей для определения их свойств (наибольшие и наименьшие значения, промежутки возрастания и убывания, области положительных и отрицательных значений и т.п.);
Элементы прикладной математики
Выпускник научится:
- использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин;
- использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных;
- находить относительную частоту и вероятность случайного события;
- решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций.
Выпускник получит возможность:
- понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения
- понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных;
- приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы;
- приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретации их результатов;
- научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
В повседневной жизни и при изучении других предметов:
оценивать количество возможных вариантов методом перебора;
иметь представление о роли практически достоверных и маловероятных событий;
сравнивать основные статистические характеристики, полученные в процессе решения прикладной задачи, изучения реального явления;
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
Неравенства
Квадратичная функция
Повторение и расширение сведений о функции. Свойства функции. Как построить график функции y = kf(x), если известен график функции y = f(x). Как построить графики функций y = f(x) + b и y = f(x + a), если известен график функции y = f(x). Квадратичная функция, её график и свойства. Решение квадратных неравенств. Решение рациональных неравенств. Метод интервалов. Системы уравнений с двумя переменными. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. Как построить график функции , если известен график функции .
Элементы прикладной математики
Числовые последовательности
Повторение и систематизация учебного материала
Учебно-методическое и материально техническое обеспечение образовательного процесса
Мерзляк А.Г. Математика: программы: 5 – 9 классы / А.Г. Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С. Якир, Е.В.Буцко. – М: Вентана_граф, 2013.
Мерзляк А.Г. Алгебра: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир – М: Вентана-Граф, 2014 – 2017.
Мерзляк А.Г. Алгебра: дидактические материалы: 8 класс: пособие для учащихся общеобразовательных организаций / А.Г. Мерзляк, В.Б.Полонский, Е.М. Рабинович и др. – М: Вентана-Граф, 2016.
Буцко Е.В. Алгебра: 8 класс: методическое пособие / Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С. Якир – М: Вентана-Граф, 2016.
Алгебра. 7 – 8 классы. Тематический тренажер. Входная диагностика, итоговая работа: учебно-методическое пособие / Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов-на-Дону: Легин, 2014. – (Промежуточная аттестация)
Планириемые результаты. Система заданий. Математика. 5 – 6 классы. Алгебра – 7 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / [Л.В. Кузнецова, С.С. Минаева, Л.О. Рослова и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М: Просвещение, 2013 – (Работаем по новым стандартам).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата фактически |
Повторение курса 7-8 класса | 5 | | |
-
| Повторение по теме «Выражения и их преобразования» | | 1.09 | |
-
| Повторение по теме «Квадратные корни и уравнения» | 2 | 1.09 | |
-
| Повторение по теме «Квадратные корни и уравнения» | | 3.09 | |
-
| Повторение по теме «Системы линейных уравнений с двумя переменными». | | 5.09 | |
-
| Входная диагностическая контрольная работа | | 8.09 | |
Глава 1. Неравенства – 23 ч. | | |
-
| Числовые неравенства | 3 | 8.09 | |
-
| Числовые неравенства | | 10.09 | |
-
| Числовые неравенства | | 12.09 | |
-
| Основные свойства числовых неравенств | 2 | 15.09 | |
-
| Основные свойства числовых неравенств | | 15.09 | |
-
| Сложение и умножение числовых неравенств. Оценивание значения выражения. | 3 | 17.09 | |
-
| Сложение и умножение числовых неравенств. Оценивание значения выражения. | | 19.09 | |
-
| Сложение и умножение числовых неравенств. Оценивание значения выражения. | | 22.09 | |
-
| Неравенства с одной переменной. | 3 | 22.09 | |
-
| Неравенства с одной переменной. | | 24.09 | |
-
| Неравенства с одной переменной. | | 26.09 | |
-
| Решение неравенств с одной переменной. Числовые промежутки. | 5 | 29.09 | |
-
| Решение неравенств с одной переменной. Числовые промежутки. | | 29.09 | |
-
| Решение неравенств с одной переменной. Числовые промежутки. | | 1.10 | |
-
| Решение неравенств с одной переменной. Числовые промежутки. | | 3.10 | |
-
| Решение неравенств с одной переменной. Числовые промежутки. | | 6.10 | |
-
| Системы линейных неравенств с одной переменной. | 5 | 6.10 | |
-
| Системы линейных неравенств с одной переменной. | | 8.10 | |
-
| Системы линейных неравенств с одной переменной. | | 10.10 | |
-
| Системы линейных неравенств с одной переменной. | | 13.10 | |
-
| Системы линейных неравенств с одной переменной. | | 13.10 | |
-
| Повторение и систематизация учебного материала | 1 | 15.10 | |
-
| Контрольная работа № 1 по теме «Неравенства». | 1 | 17.10 | |
Глава 2. Квадратичная функция – 41 ч. |
-
| Повторение и расширение сведений о функции. | 3 | 20.10 | |
-
| Повторение и расширение сведений о функции. | | 20.10 | |
-
| Повторение и расширение сведений о функции. | | 22.10 | |
-
| Свойства функции. | 4 | 24.10 | |
-
| Свойства функции. | | 27.10 | |
-
| Свойства функции. | | 27.10 | |
-
| Свойства функции. | | 10.11 | |
-
| Как построить график функции у = kf(x), если известен график функции у = f(x). | 4 | 10.11 | |
-
| Как построить график функции у = kf(x), если известен график функции у = f(x). | | 12.11 | |
-
| Как построить график функции у = kf(x), если известен график функции у = f(x). | | 14.11 | |
-
| Как построить график функции у = kf(x), если известен график функции у = f(x). | | 17.11 | |
-
| Как построить графики функций y = f(x) + b и y = f(x + a), если известен график функции y = f(x) | 4 | 17.11 | |
-
| Как построить графики функций y = f(x) + b и y = f(x + a), если известен график функции y = f(x) | | 19.11 | |
-
| Как построить графики функций y = f(x) + b и y = f(x + a), если известен график функции y = f(x) | | 21.11 | |
-
| Как построить графики функций y = f(x) + b и y = f(x + a), если известен график функции y = f(x) | | 24.11 | |
-
| Квадратичная функция, её график и свойства | 6 | 24.11 | |
-
| Квадратичная функция, её график и свойства | | 26.11 | |
-
| Квадратичная функция, её график и свойства | | 28.11 | |
-
| Квадратичная функция, её график и свойства | | 1.12 | |
-
| Квадратичная функция, её график и свойства | | 3.12 | |
-
| Квадратичная функция, её график и свойства | | 5.12 | |
-
| Повторение и систематизация учебного материала | 1 | 8.12 | |
-
| Контрольная работа №2 по теме «Квадратичная функция» | 1 | 8.12 | |
-
| Решение квадратных неравенств | 6 | 10.12 | |
-
| Решение квадратных неравенств | | 12.12 | |
-
| Решение квадратных неравенств | | 15.12 | |
-
| Решение квадратных неравенств | | 15.12 | |
-
| Решение квадратных неравенств | | 17.12 | |
-
| Решение квадратных неравенств | | 19.12 | |
-
| Системы уравнений с двумя переменными | 6 | 22.12 | |
-
| Системы уравнений с двумя переменными | | 22.12 | |
-
| Системы уравнений с двумя переменными | | 24.12 | |
-
| Системы уравнений с двумя переменными | | 26.12 | |
-
| Системы уравнений с двумя переменными | | 9.01 | |
-
| Системы уравнений с двумя переменными | | 12.01 | |
-
| Решение задач с помощью систем уравнений второй степени | 4 | 12.01 | |
-
| Решение задач с помощью систем уравнений второй степени | | 14.01 | |
-
| Решение задач с помощью систем уравнений второй степени | | 16.01 | |
-
| Решение задач с помощью систем уравнений второй степени | | 19.01 | |
-
| Повторение и систематизация учебного материала | 1 | 19.01 | |
-
| Контрольная работа №3 по теме «Квадратичная функция» | 1 | 21.01 | |
Глава 3 Элементы примерной математики – 25ч. | | |
-
| Математическое моделирование | 4 | 23.01 | |
-
| Математическое моделирование | | 26.01 | |
-
| Математическое моделирование | | 26.01 | |
-
| Математическое моделирование | | 28.01 | |
-
| Процентные расчёты | 3 | 30.01 | |
-
| Процентные расчёты | | 2.02 | |
-
| Процентные расчёты | | 4.02 | |
-
| Приближённые вычисления | 2 | 6.02 | |
-
| Приближённые вычисления | | 9.02 | |
-
| Основные правила комбинаторики | 4 | 9.02 | |
-
| Основные правила комбинаторики | | 11.02 | |
-
| Основные правила комбинаторики | | 13.02 | |
-
| Основные правила комбинаторики | | 16.02 | |
-
| Частота и вероятность случайного события | 2 | 16.02 | |
-
| Частота и вероятность случайного события | | 18.02 | |
-
| Классическое определение вероятности | 4 | 20.02 | |
-
| Классическое определение вероятности | | 25.02 | |
-
| Классическое определение вероятности | | 27.02 | |
-
| Классическое определение вероятности | | 2.03 | |
-
| Начальные сведения о статистике | 4 | 4.03 | |
-
| Начальные сведения о статистике | | 6.03 | |
-
| Начальные сведения о статистике | | 9.03 | |
-
| Начальные сведения о статистике | | 9.03 | |
-
| Повторение и систематизация учебного материала | 1 | 11.03 | |
-
| Контрольная работа №4 по теме: «Элементы прикладной математики» | 1 | 13.03 | |
Глава 4. Числовые последовательности – 23 ч | | |
-
| Числовые последовательности | 2 | 16.03 | |
-
| Числовые последовательности | | 16.03 | |
-
| Арифметическая прогрессия | 4 | 18.03 | |
-
| Арифметическая прогрессия | | 20.03 | |
-
| Арифметическая прогрессия | | 23.03 | |
-
| Арифметическая прогрессия | | 23.03 | |
-
| Сумма n первых членов арифметической прогрессии | 4 | 1.04 | |
-
| Сумма n первых членов арифметической прогрессии | | 3.04 | |
-
| Сумма n первых членов арифметической прогрессии | | 6.04 | |
-
| Сумма n первых членов арифметической прогрессии | | 6.04 | |
-
| Геометрическая прогрессия | 4 | 8.04 | |
-
| Геометрическая прогрессия | | 10.04 | |
-
| Геометрическая прогрессия | | 13.04 | |
-
| Геометрическая прогрессия | | 13.04 | |
-
| Сумма n первых членов геометрической прогрессии | 4 | 15.04 | |
-
| Сумма n первых членов геометрической прогрессии | | 17.04 | |
-
| Сумма n первых членов геометрической прогрессии | | 20.04 | |
-
| Сумма n первых членов геометрической прогрессии | | 20.04 | |
-
| Сумма бесконечной геометрической прогрессии, у которой | q | | 3 | 22.04 | |
-
| Сумма бесконечной геометрической прогрессии, у которой | q | | | 24.04 | |
-
| Сумма бесконечной геометрической прогрессии, у которой | q | | | 27.04 | |
-
| Повторение и систематизация учебного материала | 1 | 27.04 | |
-
| Контрольная работа №5 по теме: «Числовые последовательности» | 1 | 29.04 | |
Итоговое повторение и систематизация учебного материала – 10 ч | | |
-
| Неравенства | 5 | 4.05 | |
-
| Неравенства | | 4.05 | |
-
| Неравенства | | 6.05 | |
-
| Неравенства | | 8.05 | |
-
| Неравенства | | 10.05 | |
-
| Квадратичная функция | 5 | 11.05 | |
-
| Квадратичная функция | | 11.05 | |
-
| Квадратичная функция | | 13.05 | |
-
| Квадратичная функция | | 15.05 | |
-
| Квадратичная функция | | 16.05 | |
-
| Элементы примерной математики | 4 | 17.05 | |
-
| Элементы примерной математики | | 18.05 | |
-
| Элементы примерной математики | | 18.05 | |
-
| Элементы примерной математики | | 20.05 | |
-
| Итоговая контрольная работа №6 | | 21.05 | |
-
| Числовые последовательности | 4 | 22.05 | |
-
| Числовые последовательности | | 24.05 | |
-
| Числовые последовательности | | 25.05 | |
-
| Числовые последовательности | | 25.05 | |