Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии для 8 класса составлена на основе ФГОС ООО, примерной программы основного общего образования по геометрии и авторской программы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Приказ Минобрнауки России от 23 июня 2015 г. № 609 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ на 2018-2019 учебный год (приказ Минобрнауки России от 05.07.2017 г. № 629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»);
Образовательная программа МБОУ СОШ №16 (утверждена приказом директора от 28.08.18г № 190);
Учебный план МБОУ СОШ №16 на 2017/2018 учебный год;
Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ №16 (утверждено приказом директора от 31.08.2018 г. № 222).
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта: УМК «Алгоритм успеха», Геометрия: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана-Граф,2015.
Согласно учебному плану МБОУ СОШ №16 на изучение курса геометрия в 8 классе отводится 68 часов, из расчёта 2 часа в неделю (34 недели).
Целями реализации основной образовательной программы образовательных организаций, работающих по системе УМК «Алгоритм успеха», являются:
— становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости;
— обеспечение планируемых результатов достижения выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций, определяемых личностными, общественными, государственными потребностями.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
— обеспечение преемственности начального общего, основного общего и среднего общего образования;
— обеспечение доступности получения качественного образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы всеми обучающимися;
— установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы;
— обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
— выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей;
— социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов;
— сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
В основе реализации программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
— формирование социальной среды развития обучающихся в системе образования, соответствующей целям общего образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования;
— ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
— признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
— учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса;
— разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета геометрии
Изучение геометрии по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
первоначальные представления об идеях и о методах геометрии как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
умение понимать и использовать математические средства наглядности (чертежи, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
осознание значения геометрии для повседневной жизни человека;
представление о геометрии как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
систематические знания о фигурах и их свойствах;
практически значимые геометрические умения и навыки, их применение к решению геометрических и негеометрических задач, предполагающее умения:
изображать фигуры на плоскости;
использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади фигур;
распознавать и изображать равные, симметрические и подобные фигуры;
выполнять построения геометрических фигур с помощью циркуля и линейки;
читать и использовать информацию, представленную на чертежах и схемах;
проводить практические расчёты.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание курса геометрии в 8 классе представлено в виде следующих содержательных разделов: «Геометрические фигуры», «Измерение геометрических величин», «Геометрия в историческом развитии».
Содержание раздела «Геометрические фигуры» служит базой для дальнейшего изучения учащимися геометрии. Изучение материала способствует формированию у учащихся знаний о геометрической фигуре как важнейшей математической модели для описания реального мира. Главная цель данного раздела – развивать у учащихся воображение и логическое мышление путём систематического изучения свойств геометрических фигур и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера. Существенная роль при этом отводится развитию геометрической интуиции. Сочетание наглядности с формально-логическим подходом является неотъемлемой частью геометрических знаний.
Содержание раздела «Измерение геометрических величин» расширяет и углубляет представления учащихся об измерениях длин, углов и площадей фигур, способствует формированию практических навыков, необходимых как при решении геометрических задач, так и в повседневной жизни.
Раздел «Геометрия в историческом развитии», содержание которого фрагментарно внедрено в изложение нового материала как сведения об авторах изучаемых факторов и теорем, истории их открытия, предназначен для формирования представлений о геометрии как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения.
Содержание учебного предмета геометрии.
Многоугольники
Теорема Пифагора. Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Теорема Фалеса. Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0 до 180. Формулы связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Решение треугольников.
Четырехугольники. Параллелограмм. Свойства и признаки параллелограмма. Прямоугольник, ромб, квадрат, и их свойства, и признаки. Трапеция. Средняя линия трапеции и её свойства.
Окружность и круг.
Центральные и вписанные углы. Вписанные и описанные четырехугольники, и их свойства.
Измерение геометрических величин.
Понятие площади многоугольника. Равновелики е фигуры. Нахождение площади квадрата, прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции.
Элементы логики.
Определение. Аксиомы и теоремы. Доказательство. Доказательство от противного. Теорема обратная данной. Необходимое и достаточное условия. Употребление логических связок если …, то; тогда и только тогда.
Геометрия в историческом развитии.
Тригонометрия – наука об измерении треугольников. Л. Эйлер. Фалес. Пифагор.
Система оценки планируемых результатов
Для оценки планируемых результатов данной программой предусмотрено использование:
вопросов и заданий для самостоятельной подготовки;
заданий для подготовки к итоговой аттестации;
тестовых задания для самоконтроля;
Виды контроля и результатов обучения:
Текущий контроль
Тематический контроль
Итоговый контроль
Методы и формы организации контроля
Устный опрос.
Монологическая форма устного ответа.
Письменный опрос:
Математический диктант;
Самостоятельная работа;
Контрольная работа.
Особенности контроля и оценки по математике.
Текущий контроль осуществляется как в письменной, так и в устной форме при выполнении заданий в тетради.
Письменные работы можно проводить в виде тестовых или самостоятельных работ на бумаге Время работы в зависимости от сложности работы 5-10 или 15-20 минут урока. При этом возможно введение оценки «за общее впечатление от письменной работы» (аккуратность, эстетика, чистота, и т.д. ). Эта отметка дополнительная и в журнал выносится по желанию ребенка.
Итоговый контроль проводится в форме контрольных работ практического типа. В этих работах с начала отдельно оценивается выполнение каждого задания, а затем вводится итоговая отметка. При этом итоговая отметка является не средним баллом, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.
Оценка ответов учащихся
Оценка – это определение степени усвоения учащимися знаний, умений, навыков в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.
1. Устный ответ оценивается отметкой «5», если учащийся:
– полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
– изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя специальную терминологию и символику;
– правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
– показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;
– продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
– отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя;
– возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в рисунках, чертежах и т.д., которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
2. Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
– в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие содержание ответа;
– допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
– допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в рисунках, чертежах и т.д., легко исправленных по замечанию учителя.
3. Отметка «3» ставится в следующих случаях:
– неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала;
– имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании специальной терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
– учащийся не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
– при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Оценка контрольных и самостоятельных письменных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
1. Критерии выставления оценок за тест
Время выполнения работы: на усмотрение учителя.
Оценка «5» - 100 – 90% правильных ответов, «4» - 70-90%, «3» - 50-70%, «2» - менее 50% правильных ответов.
Материально-технического обеспечения образовательного процесса
Оснащение процесса обучения алгебре обеспечивается библиотечным фондом печатными пособиями, а также информационно-коммуникативными средствами, экранно-звуковыми приборами, техническими средствами обучения, учебно-практическим и учебно-лабораторным оборудованием.
Учебно-методический комплект:
Геометрия: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2015.
Геометрия: 8 класс: дидактические материалы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2014.
Геометрия: 8 класс: методическое пособие / Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2015.
Геометрия: 8 класс: рабочая тетрадь 1,2: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, Е.М. Рабинович, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2014.
Справочные пособия, научно-популярная и историческая литература
Агаханов Н.Х., Подлипский O.K. Математика: районные олимпиады: 6-11 классы. — М.: Просвещение, 1990.
Гаврилова Т.Д. Занимательная математика: 5-11 классы. — Волгоград: Учитель, 2008.
Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике. — М.: ИЛЕКСА, 2007.
Перли С.С., Перли Б.С. Страницы русской истории на уроках математики. — М.: Педагогика-Пресс, 1994.
Пичугин Л.Ф. За страницами учебника алгебры. — М.: Просвещение, 2010. ^
Пойа Дж. Как решать задачу? — М.: Просвещение, 1975,-
Произволов В.В. Задачи на вырост. — М.: МИРОС, 1995,
Фарков А.В. Математические олимпиады в школе : 5- 11 классы. — М. : Айрис-Пресс, 2005.
Энциклопедия для детей. Т. 11: Математика. — М.: Аванта-+, 2003.
http://www.kvant.info/ Научно-популярный физико-математический журнал для школьников и студентов «Квант».
Печатные пособия
Таблицы по алгебре для 7-9 классов.
Портреты выдающихся деятелей в области математики.
Информационные средства
Коллекция медиаресурсов, электронные базы данных.
Интернет.
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы об истории развития математики, математических идей и методов.
Технические средства обучения
Компьютер.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Доска магнитная.
Комплект чертёжных инструментов (классных и раздаточных): линейка, транспортир, угольник (30°, 60°), угольник (45°, 45°), циркуль.
Наборы для моделирования (цветная бумага, картон, калька, клей, ножницы, пластилин).
Тематическое планирование.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата фактически |
Повторение курса 7 класса (3ч) | 4 | | |
-
| Треугольник. Виды треугольников. Признаки равенства треугольников | | 4.09 | |
-
| Параллельные прямые. Признаки и свойства | | 7.09 | |
-
| Окружность, касательная и секущая. Вписанная, описанная окружности треугольника, некоторые свойства. | | 11.09 | |
-
| Входная диагностическая контрольная работа | | 13.09 | |
Четырёхугольники (22ч) | | |
-
| Четырёхугольник и его элементы. | 1 | 18.09 | |
-
| Параллелограмм. Свойства параллелограмма | 2 | 21.09 | |
-
| Параллелограмм. Свойства параллелограмма | | 25.09 | |
-
| Признаки параллелограмма | 2 | 28.09 | |
-
| Признаки параллелограмма | | 2.10 | |
-
| Прямоугольник. Свойства прямоугольника | 1 | 5.10 | |
-
| Признаки прямоугольника | 1 | 9.10 | |
-
| Ромб. Свойства ромба | 1 | 12.10 | |
-
| Признаки ромба | 1 | 16.10 | |
-
| Квадрат | 1 | 19.10 | |
-
| Контрольная работа №1 на тему: «Параллелограмм. Виды параллелограмма" | 1 | 23.10 | |
-
| Средняя линия треугольника | 2 | 26.10 | |
-
| Средняя линия треугольника | | 9.11 | |
-
| Трапеция. Виды трапеции | 2 | 13.11 | |
-
| Трапеция. Виды трапеции | | 16.11 | |
-
| Средняя линия трапеции | 1 | 20.11 | |
-
| Решение задач по теме: «Трапеция» | 1 | 23.11 | |
-
| Центральные и вписанные углы. Их свойства | 2 | 27.11 | |
-
| Центральные и вписанные углы. Их свойства | | 30.11 | |
-
| Описанная окружность четырехугольника. | 1 | 4.12 | |
-
| Вписанная окружность четырехугольника | 1 | 7.12 | |
-
| Контрольная работа №2 на тему «Вписанная и описанная окружности. Трапеция» | 1 | 11.12 | |
Подобие треугольников (12ч) | | |
-
| Теорема Фалеса | 1 | 14.12 | |
-
| Теорема о пропорциональных отрезках | 2 | 18.12 | |
-
| Теорема о пропорциональных отрезках | | 21.12 | |
-
| Подобные треугольники | 1 | 25.12 | |
-
| Первый признак подобия треугольников | 1 | 11.01 | |
-
| Свойство пересекающихся хорд, свойство касательной и секущей | 1 | 15.01 | |
-
| Решение задач по теме: «Первый признак подобия треугольников» | 1 | 18.01 | |
-
| Второй признак подобия треугольников | 1 | 22.01 | |
-
| Третий признак подобия треугольников | 1 | 25.01 | |
-
| Решение задач по теме: «Признаки подобия треугольников» | 1 | 29.01 | |
-
| Повторение и систематизация учебного материала | 1 | 1.02 | |
-
| Контрольная работа №3 по теме: « Подобие треугольников» | 1 | 5.02 | |
Решение прямоугольных треугольников(13ч) | | |
-
| Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике | 2 | 8.02 | |
-
| Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике | | 12.02 | |
-
| Теорема Пифагора | 2 | 15.02 | |
-
| Теорема Пифагора | | 19.02 | |
-
| Повторение и систематизация учебного материала | 1 | 22.02 | |
-
| Контрольная работа №4 по теме: «Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике» | 1 | 26.02 | |
-
| Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника | 2 | 1.03 | |
-
| Тригонометрические функции острого угла прямоугольного треугольника | | 5.03 | |
-
| Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения. | 1 | 12 | |
-
| Решение прямоугольных треугольников | 2 | 15 | |
-
| Решение прямоугольных треугольников | | 19 | |
-
| Повторение и систематизация учебного материала | 1 | 22 | |
-
| Контрольная работа №5 по теме: «Решение прямоугольных треугольников» | 1 | 2.04 | |
Многоугольники. Площадь многоугольника(12ч) | | |
-
| Многоугольники. Сумма углов многоугольника. | 1 | 5.04 | |
-
| Понятие площади многоугольника. Площадь многоугольника. | 1 | 9.04 | |
-
| Площадь параллелограмма | 2 | 12.04 | |
-
| Площадь параллелограмма | | 16.04 | |
-
| Площадь треугольника | 3 | 19.04 | |
-
| Площадь треугольника | | 23.04 | |
-
| Площадь треугольника | | 26.04 | |
-
| Площадь трапеции | 3 | 30.04 | |
-
| Площадь трапеции | | 3.05 | |
-
| Площадь трапеции | | 7.05 | |
-
| Повторение и систематизация учебного материала | 1 | 10.05 | |
-
| Контрольная работа №6 по теме: «Площади четырехугольников» | 1 | 14.05 | |
Повторение курса 8 класса (5ч) | | |
-
| Четырехугольники. Виды, свойства, признаки | 1 | 17.05 | |
-
| Подобные треугольники. | 1 | 21.05 | |
-
| Метрические соотношения. Решение прямоугольных треугольников | 2 | 24.05 | |
-
| Итоговая контрольная работа № 7 | 1 | 28.05 | |
-
| Метрические соотношения. Решение прямоугольных треугольников | | 31.05 | |
9