СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 6 кл

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по технологии для 6 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 6 кл»




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Технология» (далее Программа) разработана на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы (далее ООП), Программы формирования универсальных учебных действий, авторской программы по технологии А. Т. Тищенко, Н. В. Синица, В. Д. Симоненко, Издательский центр «Вентана - Граф», 2013 год, утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Данная программа предназначена для достижения планируемых результатов по технологии в 5-7 классах.

Цель курса:

-формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях.

Задачи курса:

-формирование представлений о технологической культуре производства;

-формирование представлений о культуре труда, производства, технологических знаний, представлений о технологической культуре на основе включения учащихся в разнообразные виды трудовой деятельности по созданию личностно или общественно значимых изделий;

-формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно – исследовательской деятельности;

-освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующий и созидательной деятельности;

-овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда;

-получение опыта применения политехнических и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности;

-обучение применению в практической деятельности знаний, полученных при изучении основ наук;

-развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;

-воспитание трудовых, гражданских, экологических и патриотических качеств личности, трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности; уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда.

Общая характеристика учебного предмета

Обучение учащихся технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды.

Предмет "Технология" предусматривает освоение материала по следующим образовательным линиям:

• технологическая культура производства;

• распространенные технологии современного производства;

• культура, эргономика и эстетика труда;

• получение, обработка, хранение и использование технической и технологической информации;

• основы черчения, графики, дизайна;

• элементы домашней и прикладной экономики;

• знакомство с миром профессий, выбор учащимися жизненных, профессиональных планов;

• методы технической, творческой, проектной деятельности;

• история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

В процессе обучения технологии учащиеся познакомятся:

-с предметами потребления, потребительной стоимостью продукта труда, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;

-с механизацией труда и автоматизацией производства; технологической культурой производства;

-с перспективными технологиями;

-с функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий; себестоимостью продукции; экономией сырья, энергии, труда;

-с производительностью труда; реализацией продукции;

-с экологичностью технологий производства;

-с экологическими требованиями к технологиям производства (безотходные технологии, утилизация и рациональное использование отходов; социальные последствия применения технологий);

-с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда;

культурой труда; технологической дисциплиной;

Учащиеся овладеют:

-навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;

-навыками чтения и составления технической и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора, моделирования, конструирования,

проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;

-основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации;

-умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов;

-умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;

-навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда;

- умением разрабатывать учебный технологический проект, изготавливать изделия или получать продукты с использованием основных технологий;

-навыками организации рабочего места.

Каждый компонент программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, предваряется освоением обучающимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на лабораторные исследования, выполнение школьниками творческих и проектных работ.

Особенность построения курса состоит в том, что основной формой обучения является учебно-практическая деятельность. Все разделы содержат основные теоретические сведения и практические работы для освоения необходимого минимума теоретического материала. На выполнение практических работ отводится 75 % учебного времени соответствующей программы.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. В течение учебного года каждый обучающийся выполняет 1-4 проекта (по одному в четверть). При выполнении проектов обучающиеся выявляют потребности семьи, школы, общества в той или иной продукции и услугах, оценивают имеющиеся технические возможности и экономическую целесообразность, выдвигают идеи разработки конструкции и технологии изготовления продукции (изделия), оценивают возможности реализации.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

При этом приоритетными видами общеучебной деятельности для всех направлений образовательной области «Технология» на этапе основного общего образования являются:

- определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов; комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них;

- творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности;

- приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

- умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»); выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, чертеж, технологическая карта и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет- ресурсы и другие базы данных;

- владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;

- оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

В результате обучающиеся должны научиться самостоятельно формулировать цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса. Общие результаты технологического образования состоят:

- в сформированности целостного представления о техносфере, которое основано на приобретенных школьниками соответствующих знаниях, умениях и способах деятельности;

- в приобретенном опыте разнообразной практической деятельности, познания и самообразования; созидательной, преобразующей, творческой деятельности;

- в формировании ценностных ориентаций в сфере созидательного труда и материального производства;

- в готовности к осуществлению осознанного выбора индивидуальной траектории последующего профессионального образования.

Изучение технологии призвано обеспечить:

- становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности — природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого технико-технологические знания;

- развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;

- формирование системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;

- приобретение учащимися опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности: навыки выявления противоречий и решения проблем, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, базовых трудовых навыков ручного и умственного труда; навыки измерений, навыки сотрудничества, безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Для проведения занятий по образовательной области «Технология» Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений на федеральном уровне в 6 классах еженедельно отводятся 2 часа учебных занятий при продолжительности учебного года 34 недели (всего 68 часов). Программа будет реализована в 2017-2018 учебном году.


Общая характеристика учебного процесса

Приоритетными методами обучения при реализации данной программы являются:

-сочетание словесных и наглядных методов

-метод аналогии, самостоятельная работа с книгой, инструктаж

-метод выполнения трудовых операций

-проектный метод

-лабораторно-практические работы

-учебно-практические работы

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Все виды практических работ в программе направлены на освоение различных технологий.

Исходя из уровня обученности класса, используются наглядные, словесные методы; групповые, индивидуальные, разноуровневые формы работы. Рабочая программа предусматривает использование таких организационных форм проведения уроков, как:

-урок «открытия» нового знания;

-урок отработки умений и рефлексии;

-урок общеметодологической направленности;

-урок развивающего контроля;

-урок – исследование (урок творчества);

-лабораторная работа;

-практическая работа;

-творческая работа;

-урок – презентация.

Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок (бинарный).

Формы организации работы учащихся:

-индивидуальная,

-фронтальная,

-групповая.

Формы учебных занятий:

-ролевые игры,

-урок-лекция,

-лабораторные работы, практическое занятие, проектные работы, экскурсия, презентации.

Виды деятельности учащихся:

-устные сообщения,

-презентация,

-защита проектов,

-лабораторная работа,

-практическая работа,

-тестирование,

-рефлексия.

В процессе обучения используются ИКТ, проектные технологии.

Для реализации программы используются образовательные технологии:

-информационно-коммуникационные технологии;

-исследовательские методы обучения;

-ТРИЗ;

-здоровьесберегающие технологии;

-технологии критического мышления;

-игровые технологии;

-технология современного проектного обучения;

-тренинговые технологии;

-технология программированного обучения;

-технология уровневой дифференциации.


Связи предмета с другими предметами

Обучение технологии предполагает широкое использование межпредметных связей:

-с математикой (алгеброй и геометрией) (проведение расчётных операций и графических построений);

-с химией (изучение свойств конструкционных и текстильных материалов, пищевых продуктов);

-с физикой (изучение механических характеристик материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий);

-с историей (изучение истории ремесел);

-с обществоведением (овладение коммуникативной, практической деятельностью в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста; социальная ответственность; оценка собственных действий);

-c биологией (изучение технологии приготовления блюд, процесс питания, обмена веществ и превращения энергии, роль витаминов, соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни; оказание первой помощи при отравлении, размножение и роль бактерий, значение растений в жизни человека.);

-с географией (изучение технологии производства текстильных материалов и их свойств);

-с экологией (изучение эстетики и экологии жилого дома; окружающий мир живой и неживой природы; труд людей по использованию и охране природы; влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье людей; использование и охрана природы человеком);

-с изобразительным искусством (изучение технологии художественно-прикладной обработки материалов, моделировании художественных изделий и одежды);

-с информатикой (сбор, обработка, хранение, представление и распространение информации, использование компьютера);

-с черчением (конструирование изделий).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по технологии направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Формирование у обучающихся универсальных учебных действий (общеучебных умений и навыков), включающее формирование компетенций в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности, является главной целью учителя технологии.

Личностные результаты:

-проявление познавательных интересов и активности в предметной технологической деятельности;

-развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

-овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

-самооценка своих умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации;

-планирование образовательной и профессиональной карьеры;

-осознание необходимости общественно-полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

-бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

-готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

-проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

-самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере обслуживающего труда.


Метапредметные результаты:

Познавательные универсальные учебные действия:

-практическое освоение методов познания, используемых в различных областях знания, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, логических действий и операций;

- практическое освоение учащимися основ проектно-исследовательской деятельности;

-выявления потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов;

-виртуальное и натурное моделирование технических объектов, продуктов и технологических процессов; проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

-формирование и развитие экологического мышления, умения принимать его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

-развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией.


Регулятивные универсальные учебные действия:

-формирование действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию;

- осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей;

- алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

- определение адекватных имеющимся организационным и материально- техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

- оценивание правильности выполнения учебный задачи, собственных возможностей её решения; диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям; обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

-оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства


Коммуникативные универсальные учебные действия:

- формирование действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе, практическому освоению принципов общения и сотрудничества;

- практическое освоение умений, составляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные коммуникативные задачи, действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия, устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительно владеть нормами и техникой общения, определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации;

- развитие речевой деятельности, приобретение опыта использования речевых средств для регуляции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.


Предметные результаты:


В познавательной сфере:

- рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда

- оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

- классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды;

-владение методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;

- владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

- применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.


В трудовой сфере:

-планирование технологического процесса и процесса труда;

-подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии;

-проведение необходимых исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объектов труда;

-подбор инструментов и оборудования с учётом требований технологии и материально- энергетических ресурсов;

- проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

-выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов;

- соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

- обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;

-выбор и использование средств и видов представления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;

- подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учётом областей их применения;

-контроль промежуточных и конечных результатов труда, использование контрольных и измерительных инструментов;

- документирование результатов труда и проектной деятельности;

-расчёт себестоимости продукта труда;


В мотивационной сфере:

- оценивание своей способности и готовности к предметной деятельности;

- выбор профиля технологической подготовки в старших классах;

- выражение к готовности к труду в сфер услуг;

- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.


В эстетической сфере:

- дизайнерское проектирование изделия и рациональная эстетическая организация работ;

- моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;

-разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;

- эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и научной организации труда.


В коммуникативной сфере:

-формирование рабочей группы для выполнения проекта с учётом общности интересов и возможностей будущих членов группы;

- публичная презентация и защита проекта изделия, продуктов труда или услуги;

- разработка вариантов рекламы.


В физиолого-психологической сфере:

-развитие моторики и координации достижений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;

- достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

-соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учётом технологических требований.


Формирование компетенций:

Общекультурная компетенция: способность и готовность организовывать взаимосвязь и упорядочивание своих знаний, самостоятельно заниматься своим обучением

Социально-трудовая компетенция: способность и готовность нести ответственность, организовывать свою работу

Коммуникативная компетенция: усвоение основ коммуникативной культуры личности, овладение навыками неконфликтного общения

Компетенция в сфере личностного определения: способность и готовность занимать личную позицию в дискуссиях и высказывать свое собственное мнение.


Содержание учебного курса

Содержание курса «Технология» определяется образовательным учреждением с учётом региональных особенностей, материально-технического обеспечения, а также использования следующих направлений и разделов курса, являющихся базовыми для программы:

-Кулинария,

-Конструирование и моделирование,

-Технология обработки ткани,

-Технология ведения дома,

-Проектные работы.

6 класс

Вводный урок. Технологическая деятельность человека. (1 ч)

Основные теоретические сведения: Понятие технологической деятельности. Вводный инструктаж и первичный инструктаж на рабочем месте. Введение в курс технологии 6 класса.

Практические работы: Работа с инструкциями по ТБ в кабинете технологии.


РАЗДЕЛ 1. Технология ведения дома (3 ч)

Формирование профессионального самоопределения: дизайнер интерьера, художник-декоратор; ландшафтный дизайнер, садовник.

Тема 1: Интерьер жилого дома (2 ч)

Основные теоретические сведения:

Понятие о жилом помещении: жилой дом, квартира, комната, многоквартирный дом. Зонирование пространства жилого дома. Организация зон приготовления и приёма пищи, отдыха и общения членов семьи, приёма гостей; зоны сна, санитарно-гигиенической зоны. Зонирование комнаты подростка. Понятие о композиции в интерьере. Интерьер жилого дома. Современные стили в интерьере. Использование современных материалов и подбор цветового решения в отделке квартиры.

Практические работы: Выполнение эскиза «Декоративное оформление интерьера». Подбор современных материалов для отделки потолка, стен, пола. Изготовление макета оформления окон.


Тема 2: Комнатные растения в интерьере квартиры (1 ч)

Основные теоретические сведения: Понятие о фитодизайне. Роль комнатных растений в интерьере. Размещение комнатных растений в интерьере. Разновидности комнатных растений. Уход за комнатными растениями. Профессия садовник

Практические работы: Выполнение проекта «Комнатные растения в интерьере жилой комнаты».


РАЗДЕЛ 2. Кулинария (14 ч)

Формирование профессионального самоопределения: повар, диетолог

Тема 1: Блюда из рыбы и морепродуктов (4 ч)

Основные теоретические сведения: Пищевая ценность рыбы и нерыбных продуктов моря. Содержание в них белков, жиров, углеводов, витаминов. Виды рыбы и нерыбных продуктов моря, продуктов из них. Маркировка консервов. Признаки доброкачественности рыбы. Условия и сроки хранения рыбной продукции. Оттаивание мороженой рыбы. Вымачивание солёной рыбы. Разделка рыбы. Санитарные требования при обработке рыбы. Тепловая обработка рыбы. Технология приготовления блюд из рыбы и нерыбных продуктов моря. Подача готовых блюд. Требования к качеству готовых блюд. Санитарно-гигиенические требования к приготовлению пищи из рыбы, хранению продуктов и готовых блюд из рыбы. Пищевая ценность рыбы. Виды рыбы, доброкачественность рыбы. Тепловая обработка рыбы. Безопасные приёмы работы на кухне.

Практические работы: Определение свежести рыбы органолептическими методами. Определение срока годности рыбных консервов. Подбор инструментов и приспособлений для механической и кулинарной обработки рыбы. Механическая кулинарная обработка свежемороженой рыбы. Механическая обработка чешуйчатой рыбы. Разделка солёной рыбы.


Тема 2: Виды мяса и мясных продуктов (4 ч)

Основные теоретические сведения: Значение мясных блюд в питании. Виды мяса и субпродуктов. Признаки доброкачественности мяса. Органолептические методы определения доброкачественности мяса. Условия и сроки хранения мясной продукции. Оттаивание мороженого мяса. Подготовка мяса к тепловой обработке. Санитарные требования при обработке мяса. Оборудование и инвентарь, применяемые при механической и тепловой обработке мяса. Виды тепловой обработки мяса. Определение качества термической обработки мясных блюд. Технология приготовления блюд из мяса. Подача к столу. Гарниры к мясным блюдам

Практические работы: Определение доброкачественности мяса. органолептическими методами. Механическая кулинарная обработка мяса. Приготовление блюда из мяса. Оценку качества термической обработки мясных блюд.

Сервировка стола и дегустация готовых блюд.


Тема 3: Блюда из птицы (2 ч)

Основные теоретические сведения: Виды домашней и сельскохозяйственной птицы и их кулинарное употребление. Способы определения качества птицы. Подготовка птицы к тепловой обработке. Способы разрезания птицы на части. Оборудование и инвентарь, применяемые при механической и тепловой обработке птицы. Виды тепловой обработки птицы. Технология приготовления блюд из птицы. Оформление готовых блюд и подача их к столу

Практические работы: Определение качества птицы органолептическими методами. Механическая разделка птицы. Приготовление блюда из птицы. Дегустация блюд из птицы. Сервировка стола, оформление и подача блюд из птицы.


Тема 4: Заправочные супы (2 ч)

Основные теоретические сведения: Значение супов в рационе питания. Технология приготовления бульонов, используемых при приготовлении заправочных супов. Виды заправочных супов. Технология приготовления щей, борща, рассольника, солянки, овощных супов и супов с крупами и мучными изделиями. Оценка готового блюда. Оформление готового супа и подача к столу

Практические работы: Определение качества продуктов для приготовления супа. Приготовление бульона. Оформление заправочного супа. Дегустация и органолептическая оценка готового блюда.


Тема 5: Приготовление обеда. Сервировка стола к обеду (2 ч)

Основные теоретические сведения: Меню обеда. Сервировка стола к обеду. Набор столового белья, приборов и посуды для обеда. Подача блюд. Правила поведения за столом и пользования столовыми приборами.

Практические работы: Выполнение проекта «Приготовление семейного обеда».


РАЗДЕЛ 3. Создание изделий из текстильных материалов (28 ч)

Формирование профессионального самоопределения: ткачиха; художник-декоратор по ткани; художник-модельер; дизайнер по костюму; швея; швея-мотористка; технолог-конструктор; закройщик; портной; технолог легкой промышленности; химик–технолог по ткани; маркетолог и др.


Тема 1: Свойства текстильных материалов из волокон химического происхождения (4 ч)

Основные теоретические сведения: Классификация текстильных химических волокон. Способы их получения. Виды и свойства искусственных и синтетических тканей. Виды нетканых материалов из химических волокон.

Практические работы: Составление коллекции тканей и нетканых материалов из химических волокон. Исследование свойств текстильных материалов из химических волокон. Подбор тканей по волокнистому составу для различных швейных изделий.


Тема 2: Конструирование швейных изделий (4 ч)

Основные теоретические сведения: Понятие о плечевой одежде. Понятие об одежде с цельнокроеным и втачным рукавом. Определение размеров фигуры человека. Снятие мерок для изготовления плечевой одежды. Построение чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.

Практические работы: Снятие мерок с фигуры человека и запись результатов измерений. Расчет по формулам отдельных элементов чертежей швейных изделий. Построение чертежа основы плечевого изделия с цельнокроеным рукавом.


Тема 3: Моделирование плечевой одежды (2 ч)

Основные теоретические сведения: Понятие о моделировании одежды. Моделирование формы выреза горловины. Моделирование плечевой одежды с застёжкой на пуговицах. Моделирование отрезной плечевой одежды. Приёмы изготовления выкроек дополнительных деталей изделия: подкройной обтачки горловины спинки, подкройной обтачки горловины переда, подборта. Подготовка выкройки к раскрою.

Практические работы: Эскиз проектного изделия. Моделирования формы выреза горловины. Изготовление выкроек дополнительных (подкройных) деталей изделия. Изготовление выкроек проектного изделия. Подготовка выкройки проектного изделия к раскрою.


Тема 4: Ручные работы (2 ч)

Основные теоретические сведения: Способы переноса линий выкройки на детали кроя с помощью прямых копировальных стежков. Основные операции при ручных работах (, примётывание, вымётывание,).

Практические работы: Изготовление образцов ручных работ: перенос линий выкройки на детали кроя с помощью прямых копировальных стежков; примётывание, вымётывание.


Тема 5: Швейная машина (2 ч)

Основные теоретические сведения: Устройство машинной иглы. Неполадки, связанные с неправильной установкой иглы, её поломкой. Замена машинной иглы. Неполадки, связанные с неправильным натяжением ниток: петляние сверху и снизу, слабая и стянутая строчка. Назначение и правила использования регулятора натяжения верхней нитки. Обмётывание петель и пришивание пуговицы с помощью швейной машины.

Практические работы: Подготовка швейной машины к работе. Замена машинной иглы. Определение дефекта строчки по её виду. Регулирование качества зигзагообразной и прямой строчек с помощью регулятора натяжения верхней нитки. Обмётывание петли на швейной машине. Пришивание пуговицы с помощью швейной машины.


Тема 6: Машинные работы (2 ч)

Основные теоретические сведения: Основные машинные операции (притачивание, обтачивание). Классификация машинных швов: соединительные (обтачной с расположением шва на сгибе и в кант). Обработка мелких деталей швейного изделия обтачным швом.

Практические работы: Изготовление образцов машинных работ: притачивание и обтачивание.


Тема 7: Влажно-тепловые работы. Технология дублирования тканей. (2 ч)

Основные теоретические сведения: Правила выкраивания деталей из прокладки. Понятие о дублировании деталей кроя. Технология соединения детали с клеевой прокладкой. Правила безопасной работы утюгом.

Практические работы: Дублирование деталей кроя клеевой прокладкой.


Тема 8: Технология изготовления швейных изделий (10 ч)

Основные теоретические сведения: Последовательность подготовки ткани к раскрою. Правила раскладки выкроек на ткани. Правила раскроя. Выкраивание деталей из прокладки. Критерии качества кроя. Правила безопасной работы иглами и булавками. Подготовка и проведение примерки плечевой одежды с цельнокроеным рукавом. Устранение дефектов после примерки. Последовательность изготовления плечевой одежды с цельнокроеным рукавом. Технология обработки среднего шва с застёжкой и разрезом, плечевых швов, нижних срезов рукавов. Обработка срезов подкройной обтачкой с расположением её на изнаночной или лицевой стороне изделия. Обработка застёжки подбортом. Обработка боковых швов. Соединение лифа с юбкой. Обработка нижнего среза изделия. Обработка разреза в шве. Окончательная отделка изделия.

Практические работы: Выполнение проекта «Наряд для семейного обеда». (Раскладка выкроек плечевого изделия на ткани. Раскрой плечевого изделия. Дублирование деталей кроя клеевой прокладкой. Обработка мелких деталей (мягкий пояс) проектного изделия обтачным швом. Подготовка изделия к примерке. Проведение примерки изделия. Устранение дефектов после примерки. Обработка изделия по индивидуальному плану.)


РАЗДЕЛ 4. Художественные ремесла (12 ч)

Формирование профессионального самоопределения: технолог трикотажного производства; вязальщица текстильно-галантерейных изделий; художник декоративно-прикладного искусства.


Тема 1: Вязание крючком (6 ч)

Основные теоретические сведения: Краткие сведения из истории вязания. Вязаные изделия в современной моде. Материалы и инструменты для вязания. Виды крючков. Правила подбора инструментов в зависимости от вида изделия и толщины нити. Организация рабочего места при вязании. Расчёт количества петель для изделия. Основные виды петель при вязании крючком. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком. Вязание полотна: начало вязания, вязание рядами, основные способы вывязывания петель, закрепление вязания. Вязание по кругу: основное кольцо, способы вязания по кругу. Отпаривание и сборка готового изделия.

Практические работы: Подбор крючка и ниток для вязания. Вязание образцов крючком. Выполнение проекта «Вязаные аксессуары».


Тема 2: Вязание спицами (6 ч)

Основные теоретические сведения: Вязание спицами узоров из лицевых и изнаночных петель: набор петель на спицы, применение схем узоров с условными обозначениями. Кромочные, лицевые и изнаночные петли, закрытие петель последнего ряда. Вязание полотна лицевыми и изнаночными петлями. Вязание узоров. Создание схем для вязания с помощью ПК.

Практические работы: Подбор спиц и ниток для вязания. Вязание образцов спицами. Создание схем для вязания с помощью ПК.


РАЗДЕЛ 5. Технология творческой и опытной деятельности (10 ч)


Тема 1: Исследовательская и созидательная деятельность (2 ч)

Основные теоретические сведения: Понятие о творческой проектной деятельности, индивидуальных и коллективных творческих проектах. Цель и задачи проектной деятельности в 6 классе. Составные части годового творческого проекта шестиклассников. Обоснование учебного проекта. Историческая справка. Этапы выполнения проекта: поисковый (подготовительный), технологический, заключительный (аналитический). Определение затрат на изготовление проектного изделия. Испытания проектных изделий. Подготовка презентации, пояснительной записки и доклада для защиты творческого проекта. Способы проведения презентации проектов.

Практические работы: Определение целей и задач проектной деятельности. Выбор темы проекта.


Тема 2: Творческий проект (8 ч)


Основные теоретические сведения: Технология выполнения проектного изделия. Критерии оценки проекта. Окончательный контроль и оценка проекта. Способы проведения презентации проектов. Использование ПК при выполнении и презентации проектов.

Практические работы: Выполнение проектного изделия. Оформление портфолио и пояснительной записки к творческому проекту. Подготовка электронной презентации проекта. Защита творческого проекта.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Программа предусматривает формирование у учащихся обще-учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В результате обучения учащиеся будут знать:

-основные технологические понятия и характеристики;

-назначение и технологические свойства материалов;

-назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования; виды, приёмы и последовательность выполнения технологических операций, влияние различных технологий обработки материалов и получения продукции на окружающую среду и здоровье человека;

-профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции; значение здорового питания для сохранения своего здоровья.


В результате обучения учащиеся овладеют:

-трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими показателями;

-умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучае­мым видам трудовой деятельности;

-навыками применения распространённых ручных инстру­ментов и приспособлений, бытовых электрических приборов; культуры тру­да, уважительного отношения к труду и результатам труда.

В результате изучения технологии обучающийся, независи­мо от изучаемого направления, получит возможность ознакомиться:

-с основными технологическими понятиями и характери­стиками;

-технологическими свойствами и назначением материалов;

-назначением и устройством применяемых ручных инстру­ментов, приспособлений, машин и оборудования;

-видами и назначением бытовой техники, применяемой для повышения производительности домашнего труда;

-видами, приёмами и последовательностью выполнения технологических операций, влиянием различных техноло­гий обработки материалов и получения продукции на окру­жающую среду и здоровье человека;

-профессиями и специальностями, связанными с обработ­кой материалов, созданием изделий из них, получением про­дукции;

-со значением здорового питания для сохранения своего здоровья.

Учащиеся смогут выполнять по установленным нормативам следующие трудовые операции и работы:

-рационально организовывать рабочее место;

-находить необходимую информацию в различных источ­никах;

-применять конструкторскую и технологическую докумен­тацию;

-составлять последовательность выполнения технологи­ческих операций для изготовления изделия, выполнения работ или получения продукта;

-выбирать сырьё, материалы, пищевые продукты, инстру­менты и оборудование для выполнения работ;

-конструировать, моделировать, изготавливать изделия;

-выполнять по заданным критериям технологические опе­рации с использованием ручных инструментов, приспособ­лений, машин, оборудования, электроприборов;

-соблюдать безопасные приёмы труда и правила пользова­ния ручными инструментами, приспособлениями, машина­ми, электрооборудованием;

-осуществлять визуально, а также доступными измеритель­ными средствами и приборами контроль качества изготов­ляемого изделия или продукта;

-находить и устранять допущенные дефекты;

-проводить разработку творческого проекта по изготов­лению изделия или получения продукта с использованием освоенных технологий и доступных материалов;

-планировать работы с учётом имеющихся ресурсов и усло­вий;

-распределять работу при коллективной деятельности.
Учащиеся будут иметь возможность использовать приобретённые знания и умения в практи­ческой деятельности и повседневной жизни в целях:

-понимания ценности материальной культуры для жизни и развития человека; формирования эстетической среды бытия;

-развития творческих способностей и достижения высо­ких результатов преобразующей творческой деятельности;

-получения технико-технологических сведений из разно­образных источников информации;

-организации индивидуальной и коллективной трудовой деятельности;

-создания и ремонта изделий или получения продукта с использованием ручных инструментов, приспособлений, машин и оборудования;

-изготовления изделий декоративно-прикладного искусства для оформления интерьера;

-контроля качества выполняемых работ с применением измерительных инструментов и приспособлений;

-выполнения безопасных приёмов труда и правил электро­безопасности, санитарии, гигиены;

-оценки затрат, необходимых для создания объекта труда или оказания услуги.

6 класс

По итогам обучения в 6 классе обучающийся научится:

-планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата;

-называть и характеризовать технологии домашнего хозяйства;

-описывать жизненный цикл технологии, приводя примеры;

-читать элементарные чертежи и эскизы;

-выполнять эскизы изделий, интерьера;

-выполнять технологическую обработку текстильных материалов;

-изготавливать изделие в соответствии с требованиями технологии (по выбору обучающегося в соответствии с темой проекта).


Обучающийся получит возможность научиться:

-представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; оформлять проектные материалы; представлять проект к защите.

-планировать (разрабатывать) технологию получения материального продукта в соответствии с собственными задачами (включая моделирование и разработку документации) или на основе самостоятельно проведенных исследований потребительских интересов.


Обучающиеся будут способны решать следующие жизненно-практические задачи:

- вести экологически здоровый образ жизни;

- использовать ИКТ для решения технологических, конструкторских, экономических задач, как источник информации;

- планировать и оформлять интерьер комнаты жилого дома;

- проектировать и изготавливать полезные изделия из конструкторских и поделочных материалов


Раздел Кулинария

Обучающийся научится:

-понимать смысл технологических понятий: кулинария, пищевая ценность продукта, рацион питания, меню и др.;

-определять пищевую ценность рыбы, морепродуктов, мяса и птицы;

-правилам санитарии и гигиены при обработке пищевых продуктов, санитарным требованиям к помещению кухни и столовой;

-сервировать стол к обеду;

-технологической последовательности приготовления блюд;

-понимать влияние способов обработки на пищевую ценность продуктов;

-самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные блюда из рыбы, морепродуктов, мяса и птицы, отвечающие требованиям рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы.


Обучающийся получит возможность научиться:

-выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма;

-составлять рацион питания на основе физиологических потребностей организма;

-выбирать пищевые продукты в соответствии с требованиями к качеству; организовывать рациональное питание в домашних условиях; применять различные способы обработки продуктов в соответствии с требованиями технологии и рационального питания;

-определять доброкачественность пищевых продуктов по внешним признакам;

-выполнять механическую и тепловую обработку пищевых продуктов;

-соблюдать правила хранения пищевых продуктов и готовых блюд;

-оформлять приготовленные блюда, сервировать стол к обеду; соблюдать правила этикета за столом;

-выполнять мероприятия по предотвращению негативного влияния техногенной сферы на окружающую среду и здоровье человека.


Применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-использовать инструменты, приспособления, оборудование для приготовления, повышения качества, сокращения временных и энергетических затрат при обработке пищевых продуктов;

-соблюдать правила этикета за столом;

-готовить различные блюда по рецептам, включая блюда национальной кухни;

-сервировать стол;

-оформлять приготовленные блюда.


Раздел Технологии ведения дома

Обучающийся научатся:

-планированию интерьера, изучат требования, предъявляемые к оформлению интерьера жилых помещений;

-осуществлять уход за комнатными растениями.


Обучающиеся получат возможность научиться:

-разрабатывать и оформлять интерьер жилых помещений дома в соответствии с их назначением;

-подбирать материалы для оформления интерьера жилого помещения;

-подбирать способы озеленения жилого дома;

-соблюдать правила безопасного труда и гигиены при выполнении основных видов бытовых домашних работ.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-бытовые санитарно-гигиенические средства;

-средства индивидуальной защиты и гигиены.


Раздел Создание изделий из текстильных материалов

Обучающийся научится:

-понимать смысл технологических понятий: текстильные материалы;

-правилам снятия мерок для построения чертежей плечевых изделий;

-различным видам швейных операций по созданию плечевых изделий;

-способам конструирования плечевой одежды;

-изготавливать с помощью ручных инструментов и оборудования для швейных и декоративно-прикладных работ, швейной машины простые по конструкции модели швейных изделий, пользуясь технологической документацией;

-использовать современные дополнительные материалы для изготовления текстильных изделий в соответствии с технологией;

-соблюдать правила безопасного труда и санитарно-гигиенических норм;

-наиболее распространенным профессиям текстильной и швейной промышленности.


Обучающийся получит возможность научиться:

- выполнять несложные приёмы моделирования швейных изделий, в том числе с использованием традиций народного костюма;

- определять и исправлять дефекты швейных изделий;

-изготавливать изделия декоративно-прикладного искусства, региональных народных промыслов;

-подбирать ткань и дополнительные материалы для швейных изделий в соответствии с требованиями технологии;

-регулировать качество машинной строчки;

-строить чертежи простых плечевых изделий;

-проектировать изделие;

-выполнять несложные приёмы моделирования швейных изделий;

-определять и исправлять дефекты машинных строчек.


Применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-применять швейные машины, оборудование и приспособления для изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов;

-использовать приборы для влажно-тепловой обработки изделий.


Раздел Творческие проектные работы

Обучающийся научится:

-планировать и выполнять учебные технологические проекты: выявлять и формулировать проблему; обосновывать цель проекта, конструкцию изделия, сущность итогового продукта или желаемого результата; планировать этапы выполнения работ; составлять технологическую карту изготовления изделия; выбирать средства реализации замысла, осуществлять технологический процесс; контролировать ход и результаты выполнения проекта;

-представлять результаты выполненного проекта: пользоваться основными видами проектной документации; готовить пояснительную записку к проекту; представлять проект к защите.


Обучающийся получит возможность научиться:

-организовывать и осуществлять проектную деятельность на основе установленных норм и стандартов, поиска новых технологических решений; планировать и организовывать технологический процесс с учётом имеющихся ресурсов и условий;

-осуществлять презентацию, экономическую и экологическую оценку проекта, давать примерную оценку стоимости произведённого продукта как товара на рынке; разрабатывать вариант рекламы для продукта труда.

Система оценки достижений учащихся

Система внутришкольного мониторинга образовательных достижений (личностных, метапредметных и предметных) предусматривает:

-стартовую диагностику (входной контроль)

-текущий контроль (тематический)

-промежуточные учебные достижения

и позволяет достаточно полно и всесторонне оценивать динамику овладения метапредметными действиями и предметным содержанием. Внутришкольный мониторинг образовательных достижений фиксируется с помощью:

-оценочных листов,

-классных журналов,

-дневников учащихся (на бумажных или электронных носителях).

Предметные достижения учащихся в образовательной области технология отслеживаются по результатам выполнения практических работ учащихся.

Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.

Дополнительным источником данных о достижении отдельных предметных и метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных работ (тематических) по всем разделам предмета:

-устный контроль;

-письменный контроль;

-выполнение проверочных заданий;

-выполнение контрольных работ;

-выполнение проектов и презентаций.

Устный контроль включает методы индивидуального опроса, фронтального опроса, устных зачетов. Письменный контроль предполагает письменные контрольные, письменные зачеты, терминологические диктанты, тестовые работы.


Способы оценки планируемых результатов образовательного процесса

Результаты образовательного процесса

Формы контроля

Личностные

Наблюдение, систематизация, усвоение информации, саморефлексия, самоанализ, взаимоконтроль, промежуточный контроль по разделам, по четвертям, годовой.

Метапредметные

Оценочные листы, творческие задания, зачеты.

Предметные

Практические работы, самостоятельные, тестирование, участие в конкурсах, олимпиадах, выставках.



Инструментарий для оценивания результатов обученности


Нормы оценки знаний, умений и компетентностей учащихся

Оценка «5» ставится, если учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4» ставится, если учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердит ответ конкретным примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы.

Оценка «2» ставится, если учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя.


Нормы оценки практической работы

Организация труда

Оценка «5» ставится, если полностью соблюдались правила трудовой и технологической дисциплины, работа выполнялась самостоятельно, тщательно спланирован труд и соблюдался план работы, предложенный учителем, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались общие правила ТБ, отношение к труду добросовестное, к инструментам – бережное, экономное.

Оценка «4» ставится, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, которые исправились самостоятельно, полностью выполнялись правила трудовой и технологической дисциплины, правила ТБ.

Оценка «3» ставится, если самостоятельность в работе была низкой, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины, правил ТБ.

Оценка «2» ставится, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены грубые нарушения правил трудовой и технологической дисциплины, ТБ, которые повторялись после замечаний учителя.

Приемы труда

Оценка «5» ставится, если все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил ТБ, установленных для данного вида работ.

Оценка «4» ставится, если приемы труда выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было нарушений правил ТБ.

Оценка «3» ставится, если отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечаний учителя, допущены незначительные нарушения правил ТБ.

Оценка «2» ставится, если неправильно выполнялись многие работы, ошибки повторялись после замечания учителя, неправильные действия привели к травме или поломке инструмента (оборудования).

Качество изделия (работы)

Оценка «5» ставится, если изделие или другая работа выполнены с учетом установленных требований.

Оценка «4» ставится, если изделие выполнено с незначительными отклонениями от заданных требований.

Оценка «3» ставится, если изделие выполнено со значительными нарушениями заданных требований.

Оценка «2» ставится, если изделие выполнено с грубыми нарушениями заданных требований или допущен брак.


Нормы оценки тестовых и проверочных работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполнил 90 - 100 % работы

Оценка «4» ставится, если учащийся выполнил 70 - 89 % работы

Оценка «3» ставится, если учащийся выполнил 30 - 69 % работы

Оценка «2» ставится, если учащийся выполнил до 30 % работы


Нормы оценки творческого проекта

Для оценивания проектов используется рейтинговая система оценивания, которая предполагает составление на каждого учащегося перед защитой индивидуальная карты. В ходе защиты она заполняется педагогом и одноклассниками, после этого подсчитывается среднеарифметическая величина из расчета баллов, выставленных в таблице.

Суммирование в этом случае осуществляется следующим образом:

- 50 баллов - «5»;

- 43 балла - «4»;

- 35 баллов - «3»;

Критерии оценивания творческого проекта и его защиты


Оценка пояснительной записки проекта (до 12 баллов)

1

Общее оформление


2

Актуальность. Обоснование проблемы и формулировка темы проекта


3

Сбор информации по теме проекта.

Анализа прототипов


4

Анализ возможных идей. Выбор оптимальных идеи


5

Выбор технологии изготовления изделия


6

Экономическая и экологическая оценка будущего изделия и технологии его изготовления


7

Разработка конструкторской документации, качество графики.


8

Описание изготовления изделия


9

Описание окончательного варианта изделия

10

Эстетическая оценка выбранного варианта


11

Экономическая и экологическая оценка готового изделия

12

Реклама изделия

Оценка изделия (до 14 баллов)

1

Оригинальность конструкции


2

Качество изделия

3

Соответствие изделия проекту

4

Практическая значимость

Оценка защиты проекта (до 24 баллов)

1

Формулировка проблемы и темы проекта


2

Анализ прототипов и обоснование выбранной идеи

3

Описание технологии изготовления изделия

4

Четкость и ясность изложения

5

Глубина знаний и эрудиция

6

Время изложения

7

Самооценка

8

Ответы на вопросы

Итого (до 50 баллов)



Аттестация учащихся

Итоговая (промежуточная) аттестация учащихся за учебный курс предусмотрена для учащихся 5-7 классов и проводится в форме защиты проекта по окончании изучения программного материала учебного года. Итоговая аттестация включает:
-выполненное изделие

-выполненная пояснительная записка

-защита проекта (возможна в форме представления результатов на отчетном школьном концерте).

Промежуточная аттестация засчитывается обучающимся, участвующим регулярно и результативно во внеурочной деятельности – предметные олимпиады, творческие конкурсы (в том числе дистанционно, внутри школы или на муниципальном (районном) уровне) по усмотрению учителя.


Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

Программа обеспечена учебно-методическими комплектом для 5-7 классов общеобразовательных учреждений, соответствующим федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.) В комплект входят следующие издания:

Учебники:

6 класс

Технология. Технологии ведения дома: 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; Н.В. Синица, В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2016.

Технология. Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений. Ю.В. Крупская, О.А. Кожина, Н.В. Синица – 3-е изд., перераб. /Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Графф,2010.

Рабочие тетради:

6 класс

Н.В.Синица, В.Д.Симоненко Рабочая тетрадь, «Технология. Технологии ведения дома» 6 класс, М: «Вентана-Граф», 2013г.


Методические пособия для учителя:

1.Стандарт основного общего образования по образовательной области «Технология»

2.Технология. 5-7 классы:/ поурочные планы по учебнику под ред. В.Д.Симоненко/ авт.-сост. О.В.Павлова. – Волгоград: Учитель, 2008.

3. Примерные программы по «Технологии» /диск, издательство «Учитель».2009 год

4. А.Т.Тищенко, Н.В.Синица «Технология» Программа. 5-8 классы, М: «Вентана-Граф», 2013г. 5.Н.В.Синица «Технология. Технология ведения дома» Методическое пособие. М: «Вентана-Граф», 2013г.

6. А.В.Жадаева, А.В.Пяткова «Технология. Творческие проекты: организация работы» Волгоград: «Учитель», 2012г.

7. Журнал «Школа и производство».

8. С.Е.Меркуцкая «УМК технология 5-9 классы», М: «Экзамен», 2009г.

9. С.Е.Меркуцкая «УМК технология. Тесты по технологии 5-7 классы», М: «Экзамен», 2009г.

10.Г.А.Гордиенко «Технология для девочек. 5-8 классы Тесты», Волгоград: «Учитель», 2010г.

Оборудование

ТСО

-Проектор

-Экран

-Компьютер

-Принтер (цветной)


Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

РАЗДЕЛ Кулинария

- Холодильник – 1 шт.

- Печь СВЧ – 1 шт.

- Электроплита – 2 шт.

- Электрический чайник – 1 шт.

- Комплект кухонного оборудования на бригаду (мойка, рабочий стол, шкаф, сушка для посуды) – 2 шт.

- Набор инструментов и приспособлений для механической обработки продуктов – 2 шт.

- Комплект кухонной посуды для тепловой обработки пищевых продуктов – 2 шт.

- Комплект разделочных досок – 8 шт.

- Набор мисок эмалированных – 2 шт.

- Сервиз столовый – 2 шт.

- Сервиз чайный – 2 шт.

- Набор оборудования и приспособлений для сервировки стола – 2 шт.


РАЗДЕЛ Создание изделий из текстильных материалов

-Машина швейная бытовая универсальная с электрическим приводом– 5 шт.

-Машина швейная специальная обметочная Оверлок – 1 шт.

-Манекен (учебный, раздвижной) -1 шт.

-Комплект оборудования и приспособлений для влажно-тепловой обработки (гладильная доска, утюг, отпариватель) – 2 шт.

-Комплект инструментов и приспособлений для ручных швейных работ – 3 шт.


Дидактические материалы

1.Таблицы (плакаты) по организации рабочего места и технике безопасности ко всем разделам технологической подготовки обучающихся;

2.Таблицы по разделам: “Кулинария”, “Элементы машиноведения”, “Элементы материаловедения”, “Конструирование и моделирование швейных изделий”, “Пропорции фигуры человека”;

3.Образцы изделий;

4.Поузловая обработка изделий (образцы);

5. Раздаточный материал:

-карточки-задания,

-чертежи,

-схемы,

-технологические и инструкционные карты,

-образцы проектов.

Интернет - ресурсы

-www.it-n.ru – Сеть творческих учителей, сообщество «Уроки творчества: искусство и технология в школе»

-www.openclass.ru – Образовательная сеть «Открытый класс»

-www.uroki.net/doctrud.htm - материалы для учителей технологии

-www.pedsovet.org – Сайт СМИ «Педсовет», разработки уроков, мероприятий

-dnevnik.ru - Всероссийская бесплатная школьная образовательная сеть

-festival.1september.ru – фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

-domovodstvo.fatal.ru – сайт учителя технологии. Обслуживающий труд

-zavuch.info – различные разработки уроков, мероприятий

-tehnologiya.ucoz.ru/index/0-4 - Непрерывная подготовка учителя технологии

-ikt45.ucoz.ru – ИКТ на уроках технологии

- http://festival.nic-snail.ru/ - разработки образовательных ресурсов для уроков технологии, разработки по проектной деятельности

- http://present.griban.ru/conf.html - дистанционные конкурсы и педсоветы

- http://www.cdm-argo.ru/ - открытый каталог "Учебные презентации" содержит информацию для учителя по выполнению презентаций к уроку, проводит международные конференции

- http://tehnologiya2.ucoz.ru/ - международные конкурсы для учеников и учителей

- http://www.eidos.ru/olymp/technology/ - непрерывная подготовка учителя технологии


Список литературы

Основная:

1.Стандарт основного общего образования по образовательной области «Технология»

2. А.Т.Тищенко, Н.В.Синица «Технология» Программа. 5-8 классы, М: «Вентана-Граф», 2013г.

3. Н.В.Синица «Технология. Технология ведения дома» Методическое пособие. М: «Вентана-Граф», 2013г.



Дополнительная для учителя:

1.Голондарева Н.Б. Поурочные планы по учебнику «Технология» В.Д. Симоненко, 5 класс I-II часть

2.Попова Г.П. «Технология», поурочные планы по учебнику Симоненко В.Д., Крупской Ю.В., Лебедевой Н.И., Литиковой Л.В., под ред. Симоненко В.Д.

3.Маркуцкая С.Э. УМК, Тесты по технологии 5-7 классы, М: «Экзамен» 2006

4.Маркуцкая С.Э. УМК, Технология в схемах, таблицах, рисунках, 5-9 классы, М: «Экзамен» 2008

5.Зименкова Ф.Н. «Технология», справочное пособие для общеобразовательных школ М: Педагогическое общество России,2002

6.Крупская Ю.В. Технология. Методические рекомендации. М.: Вентана-Граф, 2006

7.Арефьев И.П. Занимательные уроки технологии для девочек. М: Школьная пресса, 2005

8.Корчагина Г.А., старикова Е.В., дидактический материал. Обработка ткани и кулинарные работы. М:» Просвещение», 1996

9.Карачевцева Л.Д., Власенко О.П., Технология, дополнительные занимательные материалы. Волгоград «Учитель», 2009

10.Сасова И. А. Метод проектов в технологическом образовании, Москва, Вентана-Граф,2003

11.Сасова И. А. Сборник проектов, Москва, Вентана-Граф,2003

12. Формирование универсальных действий в основной шкоде: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред.  А.Г.Асмолова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013

13.Чернякова В. Н. Творческий проект, тетрадь, М.: Просвещение,2002

14.Чернякова В. Н. Технология обработки ткани, учебник 5 класса, М.: Просвещение,2002


Дополнительная для учащихся:

1. Боттон Николь. Мягкие игрушки своими руками. /Пер. с фр. В.А.Мукосеевой. – М.: ООО «Мир книги», 2007

2. Гильман Р.А. Художественная роспись тканей. – М.: ВЛАДОС, 2005

3. Дайн Г., Дайн М. Русская тряпичная кукла: культура, традиции, технология. – М.: «Культура и традиции», 2007

4. Кулик И.А. Выжигание по ткани /Серия «Рукодельница». – Ростов н/Д: Феникс, 2003

5. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Первоклассная повариха. – М.: ЭКСМО, 2002

6. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутные подушки и одеяла. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2001

7. Материаловедение швейного производства. – Ростов н/Д:Феникс, 2001

8. Мур Х. Креативный пэчворк./Х.Мур, Т.Стоктон. – Ростов н/Д:Феникс, 2005

9. Сюзи О.Рейли. Вязание на спицах и крючком. /Уроки детского творчества/ - СПб. «Полигон».1998

10. Техника лоскутного шитья и аппликация. – Ростов н/Д:Феникс, 2000

11.  Стильные штучки для вашего дома. – М.: АСТ-Пресс Книга, 2006

12.  Столярова Алла. Вязаные игрушки. – М.: Культура и традиции, 2004

13.  Сюзи О.Рейли. Вязание на спицах и крючком. /Уроки детского творчества/ - СПб. «Полигон».1998

14. Творческий проект по технологии обработки ткани. Тетрадь для учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006

15.  Цимуталлина Е.Е. 100 поделок из ненужных вещей. – Ярославль: Академия развития, 2002

16.  Чотти Д. Вышивка шелковыми лентами: техника, приемы, изделия: Энциклопедия/Пер. с ит. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006

17.  Этикет от А до Я. /Автор составитель Н.В.Чудакова. М.: ООО «Изд-во АСТ», 1999

18.  Я познаю мир: История ремесел. Энциклопедия /Пономарева Е., Пономарева Т. – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2004

19.  Я познаю мир: Русский народ: традиции и обычаи. Энциклопедия /С.В. Истомин – М.: ООО «Изд-во АСТ», 2007  


Приложение

6 класс

Темы творческих проектов:

РАЗДЕЛ Кулинария

- «Обед для всей семьи»

- «Обед из блюд национальной кухни»


РАЗДЕЛ Технологии ведения дома

- «Планировка гостиной»


РАЗДЕЛ Создание изделий из текстильных материалов

- «Костюм для работы на кухне»

- «Наряд для семейного обеда»

- «Наряд для дома»

- «Халат с запахом»


РАЗДЕЛ Художественные ремесла

- «Вязаное украшение для платья»

- «Вязаные воротник и манжеты для праздничного платья»

- «Вязаная прихватка»

- «Теплый шарф»


Темы рефератов:

- «История вязания крючком»

- «Что было первым: крючок или спицы»

- «История моды: кто придумал халат?»

- «Халат: мужская или женская одежда?»

- «Суп в кухне народов мира»

- «Национальная кухня: блюда из мяса»

- «С чем можно есть мясо?»