ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу ОБЖ в Устьинском филиале МБОУ Устьинская СОШ составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования, включающего в себя три компонента (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 г.).
1. Федеральный компонент – устанавливается Российской Федерацией.
2. Региональный компонент (национально-региональный) – устанавливается субъектом Российской Федерации (№ 1089 от 06.12.2004 г.).
3. Компонент образовательного учреждения – устанавливается образовательным учреждением.
При составлении рабочей программы учитывались Федеральный и Региональный базисные учебные планы по курсу ОБЖ, в соответствие с которыми, на изучение курса ОБЖ в 6 классе отводится 35 часов в год (1 час в неделю).
Рабочая программа является типовой, определяющей базовое содержание курса (федеральный компонент общеобразовательных программ) и предназначена для общеобразовательного учреждения.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для воспитания личности безопасного типа, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы, разумно сочетая личные интересы с интересами общества.
Основными целями изучения курса ОБЖ в Устьинском филиале МБОУ Устьинская СОШ являются:
1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ); государственной системе защиты населения от опасных и ЧС; об обязанностях граждан по защите государства.
2. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества.
3. Развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в ЧС и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.
4. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС; использовать СИЗ и СКЗ; оказывать ПМП пострадавшим.
Программа по основам применительно к учебной программе “Основы безопасности жизнедеятельности” Сборник нормативных документов, Дрофа, 2008г., безопасности жизнедеятельности разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, разработана и программы общеобразовательных учреждений “Основы безопасности жизнедеятельности” комплексная программа 5-9 классы. Основная школа, средняя (полная) школа. Под общей редакцией А.Т. Смирнова. Москва «Просвещение» 2009г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника “Основы безопасности жизнедеятельности” для учащихся 6кл. общеобразовательных учреждений / Составитель: Смирнов А.Т., Литвинов Е.А.
Москва Издательство АСТ 2000г.; а также дополнительных пособий:
для учащихся:
- Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, Составитель: Смирнов А.Т., Литвинов Е.А., Москва Издательство АСТ 2000г.
- Основы медицинских знаний и охрана здоровья “Основы безопасности жизнедеятельности”: учебник для 6-7-8кл., Е.Л. Вишневская, Н.К. Барсукова, Т.И. Широкова, Москва, Русское слово 1995г.
для учителя:
- Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, Составитель: Смирнов А.Т., Литвинов Е.А., Москва Издательство АСТ 2000г.
- Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2005г.
- Латчук В.Н., Марков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: Методическое пособие – 2-е издание – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2000г.
- Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе “Основы безопасности жизнедеятельности”: учебник для 5 – 9 кл. – 3-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2006г.
- Основы медицинских знаний и охрана здоровья “Основы безопасности жизнедеятельности”: учебник для 6-7-8 кл., Е.Л. Вишневская, Н.К. Барсукова, Т.И. Широкова, Москва, Русское слово 1995г.
- Проведение занятий по гражданской обороне, Методическое пособие, С.Н. Семёнов, В.П. Лысенко, Москва, Высшая школа 1990г.
- И.К. Топоров “Основы безопасности жизнедеятельности”: учебник для учащихся 5 – 9 кл., общеобразовательных учреждений Москва Просвещение 1996г.
- Дидактические материалы “Основы безопасности жизнедеятельности”: 5 – 9 кл., В.Н. Латчук, В.В. Марков, М.П. Фролов, Дрофа 2000г.
- Основы медицинских знаний, Учебное пособие для 8 – 10 кл. В.Г.Бубнов, Н.В. Бубнова, АСТ – Астрель Москва 2005г.
- Справочник И.Ф. Богоявленский, Оказание первой медицинской, первой реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуаций, Санкт-Петербург 2005г.
Курс предназначен для ознакомления учащихся с общими характеристиками различных чрезвычайных ситуаций, их последствиями, а также для приобретения ими знаний умений по защите жизни и здоровья в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.
В процессе изучения данного курса учащиеся ознакомятся с организацией Российской системы защиты населения от последствий чрезвычайных ситуаций, приобретут практические навыки по гражданской обороне, оказанию само- и взаимопомощи и знания по основам здорового образа жизни.
Настоящая программа является примерной, определяющей базовое содержание курса для общеобразовательных учреждений.
Программа курса включает три логически взаимосвязанных раздела, содержание которых составляет область знаний, охватывающих теорию и практику защиты человека от опасных, вредных факторов и чрезвычайных ситуаций.
При реализации программы основное внимание обратить на выработку у обучающихся психологической устойчивости поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях и бережного отношения к себе и окружающей среде.
Учебный год, как правило, завершать проведением Дня защиты детей, который проводить как объектовую тренировку для подготовки учащихся и персонала к действиям в чрезвычайных ситуациях в соответствии с планом по гражданской обороне учебного заведения и с учётом местных условий.
Рабочая программа предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности, в 6 классах (базовый уровень) дидактико-технологическое оснащение включает: плакаты, карточки (практические задания), аудио- и видеотехнику.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых помощью компьютера: слайд-лекций, программ обучения, игровых программ.
Обучение ОБЖ реализовывается в 6-ых классах основного общего образования. Он начинается с изучения источников и видов опасностей, а завершается определением роли личности в обеспечении безопасности в условиях деятельности и отдыха человека. Второй уровень обучения включает следующие темы (изучаемые вопросы) обязательного минимума содержания курса ОБЖ (5-9 кл.):
описание источников опасности и их видов;
основные понятия и терминология в области БЖД, классификация опасностей;
естественные опасности, связанные с изменением климата, освещенности; защита от них;
стихийные явления (землетрясения, извержения вулканов, бури, ураганы, смерчи, туманы, град, наводнения, обвалы, оползни, сели и т.п.) и защита от них;
техногенные опасности, связанные с реализацией учебного процесса в школе, работой современного производства транспорта, источников получения энергии, др. отраслей экономики, защита от техногенных ЧС; использование СИЗ и СКЗ;
безопасность в условиях вынужденной автономии, ориентирования, способы выживания, добывание огня, пищи и воды, правильное их использование;
опасности, возникающие в криминальных ситуациях и правила безопасного поведения в таких ситуациях;
1МП и способы ее оказания пострадавшим;
опасные профессии, роль личности в обеспечении безопасности жизнедеятельности в повседневной обстановке.
Рабочая программа включает следующие разделы: пояснительную записку, учебно–тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, перечень учебно–методического обеспечения, список литературы, приложения к программе.
В основу содержания программы положена идея полицентризма опасных и вредных факторов, а также идея предметной интеграции. Элементы содержания других общеобразовательных областей, одновременно являющиеся фрагментами образовательной области ОБЖ и подлежащие чёткой взаимосвязи с интегрирующем курсом, рассматриваются: в естествознании, обществознании, технологии, физической культуре, математике и информатике и др. предметная интеграция в программе способствует формированию целостного представления об изучаемом объекте и предмете, усилению развивающей и культурной составляющей курса, а также рациональному использованию учебного времени.
С учётом познавательных возможностей школьников программа обучения по курсу строится на основе спирального развёртывания системы знаний о безопасности человека, что позволяет на каждом этапе обучения формировать целостную картину опасностей окружающего мира, обеспечивать развитие знаний, умений и навыков в этой области, постепенно углублять мировоззренческий и практический уровни содержания школьного курса.
Достигается это за счёт увеличения от этапа к этапу обучения числа выявленных связей и отношений, использования различных глубин проникновения в сущность явлений и характера познавательной деятельности учащихся.
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования являются:
-использование для познания окружающего мира различных методов наблюдения и моделирования;
-выделение характерных причинно-следственных связей;
-творческое решение учебных и практических задач;
-сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
-самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
-самостоятельная организация учебной деятельности; оценивание своего поведения, черт своего характера, своего физического и эмоционального состояния;
соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.
Формы занятий, используемые при обучении ОБЖ следующие:
-учебные и учебно-тренировочные занятия с элементами моделирования опасных и экстремальных ситуаций;
-семинары и круглые столы;
-индивидуальные консультации;
- внеклассная и внешкольная работа (участие в мероприятиях и соревнованиях в рамках детско-юношеского движения «Школа безопасности», проведение Дня защиты детей, различные эстафеты и викторины по ОБЖ, встречи с ветеранами войны и труда, работниками военкоматов и правоохранительных органов, органов ГОЧС, ГИБДД, медицины; тематические выставки и выставки творческих работ учащихся и др.
\
ЦЕЛИ КУРСА «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:
освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА
Требования направлены на формирование знаний и умений, востребованных в повседневной жизни, позволяющих адекватно воспринимать окружающий мир, предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации и в случае их наступления правильно действовать.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится обучающимися об основах здорового образа жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях, об оказании первой медицинской помощи.
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
1. Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 - 69% от максимально возможного количества баллов.
4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 - 44% от максимально возможного количества баллов.
Учащиеся должны
знать/понимать:
основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и правила их профилактики;
правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;
уметь:
действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
соблюдать правила поведения на воде и оказывать помощь утопающему;
оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, отморожениях, ушибах, кровотечениях;
пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
правильно вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
действовать по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
соблюдение мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
пользования бытовыми приборами и инструментами;
проявление бдительности при угрозе террористического акта;
обращения (вызова) в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1Экстремальные ситуации в природе. (4 ч). Опасные и экстремальные ситуации. Как подготовиться к путешествию по незнакомым местам. Факто с экстремальной ситуацией в природе. Последовательность действий в экстремальных ситуациях в природе. Что такое опасность?
2. Пребывание человека в различных климатических условиях.
(2ч)Особенности акклиматизации в различных климатогеографических условиях. Общие правила успешной акклиматизации.
3. Правила обеспечения безопасности дорожного движения (9 ч). Движение учащихся группами и в колонну. Перевозка людей грузовым автомобилем и автобусе. Тормозной и остановочный путь транспортных средств. Дорожные знаки. Ж.Д переезд, правила поведения в близи ж.д. дороги. Дорожная разметка и ее хар-ка. Дополнительные требования к движению велосипедов. Способы подачи сигналов бедствия.
4.Способы выживания человека в условиях автономного существования в природных условиях автономного существования в природной среде.( 9ч ) Ориентирование по компасу. Ориентирование по местным признакам. Как находить дорогу к жилью. Устройство временного укрытия. Добывания огня, разведение костра. Обеспечение бытовых потребностей. Обеспечение водой. Организация питания. Личная гигиена, уход за одеждой и обувью.
5. Оказание первой помощи в экстремальных условиях. (10ч) Общие принципы оказания самопомощи Общие принципы оказания помощи пострадавшему. Аптечка природные лекарственные средства. Потертости и мозоли. Ссадины и порезы. Закрытые травмы. Укусы животных. Отравления. Первая помощь утопающему. Тепловые и солнечные удары, обморожения, Поражение молнией.
6. Итоговый урок. (1 ч.)
Тематический план по ОБЖ.
6 класс.
№ | Темы и разделы | Кол-во часов | Дата провед. |
Теор. | Практ. |
| РАЗДЕЛ №1 Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях. | 5 | 8 | |
| Глава № 1 Экстремальная ситуация в природе и действия человека попавшего в нее. | | | |
1 | Опасные и экстремальные ситуации, что к ним приводит. | 1 | | |
2 | Как подготовиться к путешествию по незнакомой местности. | 1 | | |
3,4 | Факторы мешающие успешно справиться с экстремальной ситуацией в природе. | 1 | | |
| Глава № 2 Смена климатогеографических условий. | | | |
5 | Особенности акклиматизации в различных климатогеографических условиях. | 1 | | |
6 | Общие правила успешной акклиматизации. | 1 | | |
Раздел № 2 Правила дорожного движение 9 |
1 | Движение учащихся в группе и в колонне | 1 | | |
2 | Перевозка людей грузовым автомобилем и автобусом | 1 | | |
3 | Тормозной и остановочный путь транспортных средств. | 1 | | |
4 | Дорожные знаки | 3 | | |
5 | Ж.Д.переезд. Правила поведения вблизи ж.д. дороги. | 1 | | |
6 | Дорожная разметка и ее характеристика | 1 | | |
7 | Дополнительные требования к движению велосипедистов | 1 | | |
| Глава № 3 автономное существование человека в природе. | 11 | | |
7,8 | Ориентирование по компасу. | 1 | | |
9,10 | Ориентирование по местным признакам. | 1 | | |
11,12 | Как находить дорогу к жилью. | 1 | | |
13,14 | Устройство временного укрытия. | | 1 | |
| Добывания огня, разведение костра. | | 1 | |
| Обеспечение бытовых потребностей. | | 2 | |
15 | Обеспечение водой. | 1 | 1 | |
16 | Организация питания. | | 2 | |
| Личная гигиена, уход за одеждой и обувью | | 1 | |
| Раздел № 2 основы медицинских знаний для оказания первой помощи в экстремальной ситуации. | 3 | 7 | |
1,2 | Оказание самопомощи, первой помощи товарищу. | | 1 | |
3,4 | Аптечка, природные лекарственные средства. Потертости и мозоли. | 1 | 1 | |
5 | Закрытые травмы. | | 1 | |
6 | Укусы животных, насекомых, змей. | 1 | | |
7 | Отравления. | 1 | | |
8,9 | Первая помощь утопающему. Тепловые и солнечные удары. Обморожения. | | 1 | |
10,11 | Поражение молнией, заболевание глаз, удаление инородных тел из глаза, уха, носа. | | 1 | |
| Наиболее типичные травмы и оказание первой медицинской помощи. Способы переноски пострадавших. | | 2 | |
12 | Итоговый обобщающий урок | 1 | | |
| ВСЕГО: | 35 |
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности обучающийся основной школы должен
знать/понимать:
Опасные и экстремальные ситуации. Как подготовиться к путешествию по незнакомым местам. Факто с экстремальной ситуацией в природе. Последовательность действий в экстремальных ситуациях в природе. Что такое опасность?
Особенности акклиматизации в различных климатогеографических условиях. Общие правила успешной акклиматизации.
Движение учащихся группами и в колонну. Перевозка людей грузовым автомобилем и автобусе. Тормозной и остановочный путь транспортных средств. Дорожные знаки. Ж.Д переезд, правила поведения в близи ж.д. дороги. Дорожная разметка и ее хар-ка. Дополнительные требования к движению велосипедов. Способы подачи сигналов бедствия.
уметь:
Как правильно ориентироваться по компасу. Ориентироваться по местным признакам. Как находить дорогу к жилью. Устройство временного укрытия. Добывания огня, разведение костра. Обеспечение бытовых потребностей. Обеспечение водой. Организация питания. Личная гигиена, уход за одеждой и обувью.
оказывать первую медицинскую помощь при порезах, потертостях и мозолях. Ссадинах и порезах при закрытых травмах при укусах животных при отравления.
Выполнять общие принципы оказания самопомощи, общие принципы оказания помощи пострадавшему. Аптечка природные лекарственные средства.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
пользования бытовыми приборами и инструментами;
проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;
Литература:
- Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, Составитель: Смирнов А.Т., Литвинов Е.А., Москва Издательство АСТ 2000г.
- Основы медицинских знаний и охрана здоровья “Основы безопасности жизнедеятельности”: учебник для 6-7-8кл., Е.Л. Вишневская, Н.К. Барсукова, Т.И. Широкова, Москва, Русское слово 1995г
для учителя:
- Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений, Составитель: Смирнов А.Т., Литвинов Е.А., Москва Издательство АСТ 2000г.
- Титов С.В., Шабаева Г.И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2005г.
- Латчук В.Н., Марков В.В. Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс: Методическое пособие – 2-е издание – М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2000г.
- Михайлов А.А. Игровые занятия в курсе “Основы безопасности жизнедеятельности”: учебник для 5 – 9 кл. – 3-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2006г.
- Основы медицинских знаний и охрана здоровья “Основы безопасности жизнедеятельности”: учебник для 6-7-8 кл., Е.Л. Вишневская, Н.К. Барсукова, Т.И. Широкова, Москва, Русское слово 1995г.
- Проведение занятий по гражданской обороне, Методическое пособие, С.Н. Семёнов, В.П. Лысенко, Москва, Высшая школа 1990г.
- И.К. Топоров “Основы безопасности жизнедеятельности”: учебник для учащихся 5 – 9 кл., общеобразовательных учреждений Москва Просвещение 1996г.
- Дидактические материалы “Основы безопасности жизнедеятельности”: 5 – 9 кл., В.Н. Латчук, В.В. Марков, М.П. Фролов, Дрофа 2000г.
- Основы медицинских знаний, Учебное пособие для 8 – 10 кл. В.Г.Бубнов, Н.В. Бубнова, АСТ – Астрель Москва 2005г.
- Справочник И.Ф. Богоявленский, Оказание первой медицинской, первой реанимационной помощи на месте происшествия и в очагах чрезвычайных ситуаций, Санкт-Петербург 2005г.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности обучающийся основной школы должен
знать/понимать:
Опасные и экстремальные ситуации. Как подготовиться к путешествию по незнакомым местам. Факто с экстремальной ситуацией в природе. Последовательность действий в экстремальных ситуациях в природе. Что такое опасность?
Особенности акклиматизации в различных климатогеографических условиях. Общие правила успешной акклиматизации.
Движение учащихся группами и в колонну. Перевозка людей грузовым автомобилем и автобусе. Тормозной и остановочный путь транспортных средств. Дорожные знаки. Ж.Д переезд, правила поведения в близи ж.д. дороги. Дорожная разметка и ее хар-ка. Дополнительные требования к движению велосипедов. Способы подачи сигналов бедствия.
уметь:
Как правильно ориентироваться по компасу. Ориентироваться по местным признакам. Как находить дорогу к жилью. Устройство временного укрытия. Добывания огня, разведение костра. Обеспечение бытовых потребностей. Обеспечение водой. Организация питания. Личная гигиена, уход за одеждой и обувью.
оказывать первую медицинскую помощь при порезах, потертостях и мозолях. Ссадинах и порезах при закрытых травмах при укусах животных при отравления.
Выполнять общие принципы оказания самопомощи, общие принципы оказания помощи пострадавшему. Аптечка природные лекарственные средства.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
соблюдения мер предосторожности и правил поведения пассажиров в общественном транспорте;
пользования бытовыми приборами и инструментами;
проявления бдительности и поведения при угрозе террористического акта;