СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 6 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 6 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Инзагатуйская средняя общеобразовательная школа»

Джидинский район Республика Бурятия

«Рассмотрено»

На заседании МО гуманитарного цикла __________/ Галданова Т.Б.

Протокол № 1 от

«27» августа 2018г

«Согласовано»

Заместитель директора по

УВР МБОУ «ИСОШ»

_________/Доржиева Д.В.


«27» августа 2018г

«Утверждаю»

Директор МБОУ «ИСОШ»

__________/ Бадмажапов Ж.В.


Приказ № 2 от

«27» августа 2018г















РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА



По предмету: история

Класс: 6

ФИО учителя: Жугдуров В.Ц.

Должность: учитель истории и обществознания

Категория: 1, педстаж: 13

Срок действия программы: 2019-2020





















2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

1. Государственный стандарт общего, основного и среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004;

2. Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный приказом Министерства образования России № 1312 от 09.04.2004;

3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2019-2020 учебный год;

4. УМК: Агибалова Е.В., Донской Г.М. Всеобщая история. История Средних веков. М.: Просвещение, 2018; Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Стефанович П.С. / под редакцией Торкунова А.В. История России. 6 класс. В 2 частях.М.: Просвещение, 2017;

5. Учебный план МБОУ «Инзагатуйская СОШ».


Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведены в простейшую пространственно хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории должно быть ориентировано, прежде всего, на личностное развитие.

Содержание курса «История Средних веков», представленное в настоящей Программе, рассчитано на 32 аудиторных учебных часа (2 часа в неделю) согласно рабочей программе и учебному плану школы.

Цели курса:

  1. Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпо­ху Средневековья, объединение различных фактов и понятий средневековой истории в целост­ную картину развития России и человечества в целом.

  2. Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации; познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.

Задачи курса:

  1. Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать общие черты и различия.

  2. Охарактеризовать выдающихся деятелей России и мира, их роль в истории и культуре.

  3. Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).

  4. Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).

НРК представлен:

- Хунну на территории Бурятии. Хуннское (Иволгинское) городище.

- Бурятия в раннее Средневековье.

- Формирование монгольских городов на территории Бурятии.

Общая характеристика учебного предмета «История»

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.

Отбор учебного материала для содержания программы осуществлен с учетом целей и задач истории в основной школе, его места в системе школьного образования, возрастных потребностей и познавательных возможностей учащихся 5-9 классов, особенностей их социализации, а также ресурса учебного времени, отводимого на изучение предмета.

Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:

1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.

2.Историческое пространство - историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

3.Историческое движение:

- эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники;

- формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.,

- образование и развитие государств, их исторические формы и типы;

- история познания человеком окружающего мира и себя в мире;

- развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями.

Главная (сквозная) содержательная линия курса – человек в истории. В связи с этим особое внимание уделяется характеристике условий жизни и быта людей в прошлом, их потребностям, интересам, мотивам действий, картине мира, ценностям.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.

Личностные результаты:

- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

- овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:

- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.


В результате изучения истории Средних веков ученик научится:

- извлекать необходимую информацию из различных источников (первоисточники, исторические сочинения, учебник, исторические карты, графики);

- сравнивать данные разных источников, исторические события и явления, определять общее и различия;

- различать факты и их интерпретации, оценки, классифицировать факты по различным основаниям; соотносить единичные факты и общие явления;

- давать определения важнейших исторических понятий эпохи Средневековья;

- определять и аргументировать свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории;

- применять исторические знания для интерпретации и оценки современных событий, в общении, в поликультурной среде.


Ученик получит возможность научится:

- устанавливать причинно- следственные связи между разными историческими событиями;

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в парах и группе;

- формулировать свою точку зрения на происходящие события;

- осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений;

- выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ


Введение (1 час)

Средневековье как период всемирной истории. Происхождение и смысл понятия «средние века», хронологические рамки средневековья. Понятие средневековой цивилизации.

Становление средневековой Европы (VI–XI века) (5 часов)

Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII веках. Варварские народы Европы: кельты, германцы, славяне в эпоху Великого переселения народов. Природа и человек в раннее средневековье. Общественный строй варваров. Образование варварских королевств на территории Западной Римской империи.

Судьба варварских королевств в Италии. Франкское государство и его завоевания. Образование единого английского государства. Основание династии Каролингов. Карл Великий. Расширение Франкского государства. Создание империи Каролингов. Управление империей. Распад империи Карла Великого.

НРК. Хунну на территории Бурятии. Хуннское (Иволгинское) городище.

Христианская церковь в раннее Средневековье. Взаимоотношения между Хлодвигом и христианской церковью. Духовенство и миряне. Расцвет монастырей. Искусство рукописной книги.

Возникновение и распад империи Карла Великого. Правление Карла Великого и его империя. Походы в Италию и Испанию. Покорение саксов. Каролингское возрождение. Причины распада империи Карла Великого.

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI веках. Раздробленность Европы и междоусобные войны. Феодальная лестница. Взаимоотношения между сеньорами и вассалами. Причины ослабления королевской власти во Франции. Образование Священной Римской империи в 962 г.

Англия в раннее Средневековье. Легенда и быль в истории Англии. Появление норманнов и образование ими первых государств. Противостояние англосаксов и «людей севера».

НРК. Бурятия в раннее Средневековье.

Византийская империя и славяне в VI – XI веках (3 часа) Преемственность с античной цивилизацией. Власть императора в Византии. Церковь и светские власти. Города Византии и жизнь в них. Эпоха Юстиниана: реформы и укрепление империи. Борьба Византии с врагами. Складывание православного мира.

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Особенности развития Византии в период правления Юстиниана. Реформы Юстиниана и расширение границ. Вторжение славян и арабов в пределы Византийской империи.

Культура Византии. Образование в Византии. Византия и античное культурное наследие. Византийская наука. Византийская храмовая архитектура. Византийская живопись. Икона, фреска, мозаика.

Образование славянских государств. Расселение славян. Занятия и их образ жизни.

Образование славянских государств: Древнерусское, Чешское, Польское. Великоморавская держава. Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности.

Болгарское государство.

Арабы в VI – XI вв. (2 часа)

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. Природа Аравии. Быт и хозяйство арабов. Мекка. Кааба. Жизнь и проповедь Мухаммеда. Принятие ислама и возникновение исламского государства у арабов. Основы исламского вероучения. Начало завоеваний арабов. Создание Арабского халифата. Политический и экономический строй халифата. Исламская культура. Причины распада халифата. Расширение исламского мира. Культура стран халифата. Особенности культуры арабского халифата. Основные достижения в науке. Образование. Литература и искусство халифата. Значение культуры Арабского халифата.

Феодалы и крестьяне (2 часа)

Средневековая деревня и ее обитатели. Крестьянская община и феодальные повинности крестьян. Крестьянский труд. Жизнь и быт крестьян. Жизнь зависимых крестьян. Особенности натурального хозяйства.

В рыцарском замке. Замок феодала и его устройство. Средневековое рыцарство: быт и нравы. Посвящение в рыцари. Турниры. Независимость феодалов. Воспитание рыцарей

Средневековый город в Западной и Центральной Европы (3 часа)

Формирование средневековых городов. Городское ремесло. Средневековые города как центры экономической, политической и духовной жизни. Пути возникновения средневековых городов. Ремесло и торговля в средневековом городе. Борьба городов с сеньорами. Быт и нравы горожан. Влияние городской жизни на развитие средневековой цивилизации Запада.

НРК. Формирование монгольских городов на территории Бурятии.

Торговля в Средние века. Расширение торговых связей. Появление банков и ярмарок. Новые веяния в торговле в период Средневековья.

Горожане и их образ жизни. Расслоение в среде горожан. Городской быт и нравы. Досуг городского населения.

Католическая церковь в XI – XIII вв. Крестовые походы (2 часа)

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. Идея единства христианского мира. Христианство и культура. Раскол христианского мира. Расхождения между Восточной и Западной церквами. Католический и православный мир.

Изменения во взглядах горожан на мир. Характер движений еретиков. Церковь и еретики. Создание инквизиции и борьба с ересью.

Крестовые походы. Причины и цели крестовых походов. Роль папства в организации крестовых походов. Участники крестовых походов. Государства крестоносцев на Востоке. Четвёртый крестовый поход и захват Константинополя. Детский крестовый поход. Завершение и итоги крестовых походов.

Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV века) (5 часов)

Как происходило объединение Франции. Франция при первых Капетингах. Причины и начало политической централизации Франции. Укрепление королевской власти. Успехи объединения и образование Генеральных штатов.

Что Англичане считают началом своих свобод. Столетняя война. Королевская власть в Англии. Война баронов против короля и принятие Великой хартии вольностей. Начало английского парламентаризма. Причины и начало Столетней войны. Ход военных действий. Обострение социально-политических противоречий в воюющих странах: парижское восстание, Жакерия, восстание Уота Тайлера. Возобновление войны. Успехи англичан. Жанна д' Арк – национальная героиня Франции. Окончание и итоги Столетней войны. Завершение создания централизованного государства во Франции. Война Алой и Белой розы в Англии.

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и в Англии. Завершение объединения Франции. Франция – централизованное государство. Война Алой и Белой розы в Англии. Правление Генриха VII.

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Мусульманская Испания. Образование Испанского королевства. Инквизиция в Испании. Жизнь евреев в Испании.

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV веке. Политическое развитие Германии и Италии. Феодальная раздробленность Германии и Италии. Борьба империи и городов Северной Италии. Завершение борьбы между императорами и римскими папами.

Славянские государства и Византия в XIV – XV веках (2 часа)

Гуситское движение в Чехии. Социальное и политическое развитие Чехии в составе Священной Римской империи. Карл IV. Проповедь Яна Гуса. Причины, ход и итоги гуситских войн.

Завоевание турками-османами Балканского полуострова. Создание Османской империи. Турецкая армия. Янычары. Завоевания турок. Христианские народы под властью исламского государства. Падение Константинополя и гибель государств православного мира на юго-востоке Европы.

Культура Западной Европы в XI – XV вв. (4 часа)

Образование и философия. Представления средневекового человека о мире. Средневековые школы и обучение в них. Возникновение университетов. Устройство средневекового университета. Студенты и преподаватели. Обучение в средневековом университете. Схоластика. Средневековая наука.

Средневековая литература и искусство. Влияние христианства на европейскую культуру. Романское искусство. Изобразительное искусство. Городская и рыцарская литература. Искусство раннего Возрождения. Архитектура и живопись Средневековья.

Культура раннего Возрождения в Италии. Зарождение идей гуманизма. Новое учение о человеке. Искусство раннего Возрождения.

Научные открытия и изобретения. Развитие практических знаний. Появление первых механизмов. Новые черты в развитии металлургии и обработке металлов. Появление огнестрельного оружия. Изобретение книгопечатания. Развитие мореплавания и кораблестроения.

Народы Азии, Америки и Африки в средние века. (2 часа)

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. Связь традиций древнего и средневекового Китая. Религии. Власть императора. Конфуцианская система воспитания. Школа в средневековом Китае. Борьба с иноземными вторжениями. Культура: поэзия, живопись, архитектура. Природа и население Индии. Государство. Раджи и их войско. Варны и касты. Земельная собственность в Индии. Положение крестьян. Мусульманское завоевание Индии. Наука и искусство средневековой Индии.

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки. Особенности цивилизаций Американского континента: хозяйство, политическое и общественное устройство, религия, культура. Города-государства майя. Империя ацтеков. Царство инков.

Наследие Средних веков в истории человечества. Обобщающее повторение. (1 час)






ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Наимено-



Виды учебной деятельности


Вид(ы), метод(ы)

вание







контроля.


разделов













программ-








мы,

тем








уроков.














Введение

1


Дают определение терминам: архивы,

Работа с

текстом





хроники, фрески, работают с учебником,

учебника

по





самостоятельно выделяют и

формулируют

заданиям






познавательную

цель,

формулируют







собственное мнение и позицию, задают

Составление





вопросы, строят понятные для партнера

таблицы






высказывания, ставят учебные задачи на







основе соотнесения того, что уже известно и

Выполнение





усвоено, и того, что ещё не известно.

опережающего




Осмысливают гуманистические традиции и

задания





ценности современного общества














Глава 1


5

Самостоятельно


дают


определение

Работа

с

Становлен


терминам: племенные союзы, свободные

физической картой

ие



общинники, ярлы, герцоги, народное



средневек


ополчение,


дружинники,

Великое

Работа в парах


овой



переселение


народов.

Опираясь

на



Европы



физическую карту, называть германские

Фронтальный


(VI–XI



племена, определять роль и значение

опрос


века)



переселения

народов

в

формировании






современной

Европы.

Самостоятельно

Викторина





выделять и формулировать познавательную






цель, используют общие приемы решения






задач. Высказывать различные точки






зрения, в том числе не совпадающие с их






собственной, и ориентироваться на позицию






партнера в общении и взаимодействии.






Ставить учебную задачу, определяют






последовательность промежуточных целей с






учётом конечного результата, составляют






план и алгоритм действий. Проявлять






устойчивый



учебно-познавательный






интерес к новым общим способам решения






задач



















Глава

2

3

Использовать


знаково-символические

Тестирование


Византийс


средства, в том числе модели и схемы, для



кая



решения

познавательных

задач.

По

Работа

с

империя и


физической

карте

определять

специфику

физической картой

славяне

в


государственного

устройства

Византии

и



VI –

XI


анализировать


причины


ослабления

Работа с текстом по

веках



Византийской империи.





заданиям





Аргументировать

свою

позицию

и






координируют ее с позициями партнеров в






сотрудничестве

при

выработке общего






решения в совместной деятельности .






Планировать свои действия в соответствии с






поставленной задачей и условиями ее






реализации, в том числе во внутреннем






плане. Участвовать в коллективном






обсуждении проблем, проявлять активность






во

взаимодействии

для

решения






коммуникативных и познавательных задач.






Проявлять


доброжелательность

и






эмоционально-нравственную отзывчивость,






эмпатию, как понимание чувств других






людей и сопереживание им.




















Глава

3

2

Определять


влияние

природно-

Тестирование

Арабы

в


климатических условий на жизнь и занятия



VI

XI


арабов, объяснять причины их военных

Составление схемы

вв.




успехов. Оценивать роль ислама в развитии







арабского общества и развитии культуры.

Фронтальная





Самостоятельно выделять и формулировать

беседа






познавательную

цель.

Формулирувать







собственное мнение и позицию, задают

Работа

с





вопросы, строят понятные для партнера

физической картой





высказывания. Ставить учебные задачи на







основе соотнесения того, что уже известно и







усвоено, и того, что еще неизвестно.








Осмысливать гуманистические традиции и







ценности современного общества










Глава

4

2

Ставить учебную задачу, определяют

Выполнение

Феодалы

и


последовательность промежуточных целей с

проектной

работы

крестьяне


учетом конечного результата, составляют

«Средневековый





план и алгоритм действий. Анализируют

замок»,






фрагмент


исторического

источника

и

Работа с отрывком





выявляют характерные черты образа жизни

из

фильма





земледельцев, ремесленников и рыцарей.

«Рыцарские






Давать определение понятиям: феодальная

турниры»

и





вотчина, барщина, оброк, натуральное

историческим





хозяйство. Сравнивать, классифицировать и

источником






обобщать факты и явления. Выделять

Фронтальная





необходимую информацию для достижения

беседа






поставленных целей.







Глава

5.

3

Составлять план рассказа «Путешествие по

Практическая

Средневек


средневековому

городу»,

называют

работа в группах

овый



функции и правила цехов, сравнивать



город

в


понятия «натуральное» и «товарное»

Работа

с

Западной


хозяйство.

Формировать

целостный,

раздаточным

и




социально ориентированный взгляд на мир

материалам


Централь


в единстве и разнообразии народов,



ной




культур, религий. Устанавливать связь

Работа с текстом по

Европы.



между занятиями горожан Западной и

заданиям






Центральной

Европы.

Формулировать







собственные гипотезы

по

дискуссионным







вопросам истории. С достаточной полнотой







и точностью выражает свои мысли в







соответствии с задачами и условиями







коммуникации.
















Глава

6.

2

Излагать


подготовленную

информацию,

Работа с контурной

Католичес


называть


основные

различия

между

картой


кая




православной и католической церковью.

Тестирование

церковь

в


Учатся понимать культурное многообразие

Проект «Участник

XI

XIII


мира, уважать культуру других народов,

крестового похода»

вв.




быть

толерантным.


Работают

с

Заполнение


Крестовые


исторической картой, анализируют и

таблицы


походы.



обобщают полученные

данные. Готовят






проект от лица участника крестового







похода.










Глава

7.

5

Планируют свои действия в соответствии с

Исторический

Образован


поставленной задачей и условиями её

диктант


ие




реализации,


оценивают

правильность



централиз


выполнения


действия.

Ставят

и

Работа

с

ованных



формулируют проблему и цели урока,

положениями

государств


осознанно и произвольно строят сообщения

хартии


в




в устной и письменной форме, в том числе



Западной



творческого



и

исследовательского

Викторина

Европе.



характера.

Организовывают

учебное







взаимодействие в парах. Определять группы







населения, которые выступали за усиление







королевской власти; объяснять причины, по







которым крестьяне не приглашались к







участию в работе Генеральных штатов.







Участвовать в

коллективном обсуждении







проблем,

проявляют

активность

во







взаимодействии


для


решения







коммуникативных и познавательных задач.







Извлекать

полезную

информацию

из







фрагмента

исторического

источника,







аргументировано

объяснять,

почему







англичане

считают

Великую

хартию







вольностей началом своих свобод





Глава

8.

2

Работая в группе, выявлять причины

Работа с текстом по

Славянск


раздробленности Германии и анализировать

заданиям

ие




обстоятельства, ставшие причиной упадка



государств


власти императоров. Аргументировать свою

Выполнение

а


и


позицию и координировать ее с позициями

заданий

на

Византия


партнеров в сотрудничестве при выработке

сообразительность

в

XIV


общего

решения

в

совместной



XV веках



деятельности.


Сравнивать

полученные

Работа

в парах с





знания. Работать с исторической картой,

дополнительными





анализируют

и

обобщают

полученные

источниками





данные.

Формулировать

собственные







гипотезы по

дискуссионным

вопросам







истории. Применять таблицы, схемы для







получения информации







Глава

9.

4

Ставить учебную задачу, определяют

Работа

с

Культура


последовательность промежуточных целей с

фрагментом

Западной



учетом конечного результата, составлять

фильма

«Культура

Европы

в


план и алгоритм действий. Анализировать

Западной Европы»

XI

XV


фрагмент

исторического

источника

и

и

заполняют

вв.




выявляют характерные черты образа жизни

таблицу






земледельцев, ремесленников и рыцарей.







Дать определение понятиям: феодальная

Тестирование





вотчина, барщина, оброк, натуральное







хозяйство. Сравнивать, классифицировать и







обобщать факты и явления. Выделять







необходимую информацию для достижения







поставленных целей.







Глава 10.

2

Использовать


знаково-символические

Работа с наглядным

Народы



средства, в том числе модели и схемы, для

пособием (схемой и

Азии,



решения

познавательных

задач.

По

таблицей)

Америки и


физической

карте определять условия


Африки

в


жизни

людей,

занятия,

природно-

Своя игра

средние



климатические

условий.

Аргументировать


века.



свою позицию и координировать ее с

Разгадывание




позициями партнеров в сотрудничестве при

кроссворда




выработке общего решения в совместной

Фронтальная




деятельности. Планировать свои действия в

беседа




соответствии с поставленной задачей и





условиями ее реализации, в том числе во





внутреннем


плане.

Участвовать

в





коллективном


обсуждении

проблем,





проявляют

активность во взаимодействии





для

решения

коммуникативных

и





познавательных задач.





Наследие


1

Обобщать полученные знания по курсу

Практическая

Средних



история Средних веков. Сравнивать,

работа в группах

веков

в


анализировать

и

применять

пройденный


истории



материал.








человечест











ва.












Обобщаю












щее












повторени











е


























УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:


- Агибалова Е.В., Донской Г.М. .История Средних веков: 6 класс. -Москва: «Просвещение», 2018

- «Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина – А.О. Сороко-Цюпы. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2017.

- Арасланова О.В., Соловьёв К.А. История средних веков. 6 класс. Поурочные разработки к учебникам Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского – М.: ВАКО, 2004

- Волобуев О.В., Секиринский С.А. Художественно-историческая хрестоматия. Средние века. Пособие для учителя. – Москва: Просвещение, 1977

- Колисниченко Н. Ю. История средних веков: поурочные планы по учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского. 6 класс / Н.Ю. Колисниченко. – Волгоград: Учитель, 2014. Степанова В.Е. Шевеленко А.Я. История средних веков. Хрестоматия. Пособие для учителя. – Москва: Просвещение, 2015.

Материально-техническое обеспечение:

- Учебник для 6 класса Е. В. Агибалова, Г. М. Донской / Под общ.ред. А. А. Сванидзе.

- Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. Издательский центр «Просвещение»

- Компьютер

- Видеофильмы и презентации по истории Средних веков

- Мультимедиа проектор

- цифровые образовательные ресурсы

  1. http:// www.mid-ages.ru – лекции по истории Средних веков.

  2. http:// www.istorya.ru –история стран и цивилизаций.

  3. http:// www.rulers.narod.ru – проект «Всемирная история в лицах».

4.http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri Статьи журнала "Преподавание истории и обществознания в школе", посвященные вопросам методики преподавания.

5.http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

6.http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

  1. Занимательная история. Часть 1. Зарубежная история. Древний мир и Средневековье. – Москва: Новый диск, 2007 (CD).

Контрольно-измерительные материалы

  1. Чернова М. Н. История Средних веков. 6 класс: контрольно-измерительные материалы. ФГОС / М. Н. Чернова. – Москва: Экзамен, 2015.

  2. Волкова К. История Средних веков: контрольно-измерительные материалы. ФГОС / К. Волкова. – Москва: Экзамен, 2015.

Список литературы

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897) Биберина, А. В. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории Средних веков (V - конец XV в.). 6 класс / А. В. Биберина. - М. : Сфера, 2000.

Блохин, В. Ф. История России. Древняя Русь (VI-X1I вв.): пособие для учителя истории. 6 класс / В. Ф. Блохин. -Москва: Курсив, 2010.

Всеобщая история. Средние века. 6 класс: тесты, контрольные вопросы и задания / авт.-сост. С. Н. Степанько. - Волгоград: Учитель, 2009.

История Средних веков. Поурочные планы по учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского. б класс / авт. сост. Н. Ю. Колесниченко. - Волгоград: Учитель, 2011.

Петрова Н. Г. История Средних веков. Книга для учителя: учеб.-метод. материалы / Н. Г.

Петрова. — Москва: Русское слово, 2012.

Смирнов С. Г. Задачник по истории Средних веков / С. Г. Смирнов. – Москва:

Просвещение, 2010.

  • литература, рекомендованная для учащихся:

  1. Агибалова Е. В. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс/ Е. В. Агибалова, Г. М. Донской; под ред. А. А. Сванидзе. – Москва: Просвещение, 2014.Багрова JI. А. Я познаю мир. Страны и народы. Европа / Л. А. Багрова. - Москва: Хранитель, 2012.

  2. Булычев К. Тайны Средневековья / К. Булычев. - Москва: Дрофа Плюс, 2011.

  3. История Средних веков. 6 класс. Книга для чтения / под ред. В. П. Будановой. - Москва: Экс-мо-Пресс, 2012.

  4. Огнева О. Рыцари. Турниры. Оружие. Детская энциклопедия / О. Огнева. - Москва: Росмэн, 2000.


Календарно - тематический план

Темы разделов (уроков)

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

1

Введение в историю Средних веков

1




Глава 1. Становление средневековой Европы (VI-XI в.)

5



2

Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIIIвв.

1



3

Христианская церковь в раннее средневековье

1



4

Возникновение и распад империи Карла Великого

1



5

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI вв.

1



6

Англия в раннее средневековье

1




Глава 2. Византийская империя и славяне в VI-XI вв.

3



7

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами

1



8

Культура Византии

1



9

Образование славянских государств

1




Глава 3. Арабы в VI-XI вв.

2



10

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад

1



11

Культура стран халифата

1




Глава 4. Феодалы и крестьяне

2



12

Средневековая деревня и ее обитатели

1



13

В рыцарском замке

1




Глава 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе

3



14

Формирование средневековых городов

1



15

Торговля в Средние века

1



16

Горожане и их образ жизни

1




Глава 6. Католическая церковь в XI-XIII вв. Крестовые походы

2



17

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики

1



18

Крестовые походы

1




Глава 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI-XV вв.)

5



19

Как происходило объединение Франции

1



20

Что англичане считают началом своих свобод. Столетняя война




21

Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии




22

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове




23

Государства, оставшиеся раздробленными: Германия и Италия в XII-XV вв.





Глава 8. Славянские государства и Византия в XIV-XV вв.

2



24

Гуситское движение в Чехии

1



25

Завоевание турками-османами Балканского полуострова

1




Глава 9. Культура Западной Европы в Средние века

4



26

Образование, философия и литература в Средние века

1



27

Средневековое искусство

1



28

Культура раннего Возрождения в Италии

1



29

Научные открытия и изобретения

1




Глава 10. Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

3



30

Средневековая Азия: Китай. Индия. Япония. Государства и культура

1



31

Государства и народы Африки и доколумбовой Америки

1



32

Наследие Средних веков в истории человечества. Обобщающее повторение

1