СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 6 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 6 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативная база

Рабочая программа учебного курса «Биология» составлена с учетом следующих нормативных правовых документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрирован 20.04.2021 № 63180);

  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897»;

  • «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации воспитания и обучения, организации отдыха и оздоровления детей и молодёжи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 СанПиН 2.4.3648-20;

  • Авторская программа по биологии к линейному курсу «Биология. 5-9 классы. Рабочие программы. ФГОС Учебно-методическое пособие сост. Г. М. Пальдяева М.: «Дрофа», 2015;

  • Календарный учебный график ГБОУ СОШ № 5 имени Карла Мая на 2022-2023 уч. год;

  • Локальные нормативные акты ГБОУ СОШ № 5 имени Карла Мая.



Общая характеристика предмета

Цели:

Цели изучения биологии в 6 классе:

- систематизация знаний об объектах живой природы, которые учащиеся получили в начальной школе и в курсе биологии «Введение в биологию» 5 класс.

-приобретение новых знаний об отличительных особенностях живой природы, ее особенностях;

- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдения за живыми организмами;

-воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, здоровью других людей;

-использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.

Задачи:

  • ориентация в системе моральных норм и ценностей, признание ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей.

  • овладение ключевыми компетентностями, учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными.

  • формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельности, эстетической культуры.

Ценностные ориентиры

Основу познавательных ценностей составляют знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:

-ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;

-ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;

-сложности и противоречия самого процесса познания;

Развитие познавательных ценностей позволяет формировать:

-уважительное отношение к созидательной и творческой деятельности;

-осознание необходимости соблюдать гигиенические требования;

Сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.

Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляет процесс общения и грамотная речь.

Коммуникативные ценностные ориентации способствуют:

-правильному использованию биологической терминологии и символики;

- развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии.

Место учебного предмета «Биология» в учебном плане

В соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком в 2022-2023 учебном году на изучение биологии в 6 классе отводится 34 часа (из расчета 1 учебный час в неделю).


Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся

Успеваемость всех обучающихся 6 классов подлежит текущему контролю в виде отметок по пятибалльной системе. Четвертная промежуточная аттестация обучающихся проводится с целью определения качества освоения обучающимися содержания учебных программ (полнота, прочность, осознанность, системность) по завершении четверти по пятибалльной системе.

Формы текущего контроля успеваемости: оценка устного ответа обучающегося, его самостоятельной, практической или лабораторной работы, тематического зачета, контрольной работы и др.

Годовую промежуточную аттестацию проходят все обучающиеся 6 классов. Промежуточная аттестация обучающихся за год проводится письменно, устно, в других формах. Формами проведения годовой письменной аттестации в 6 классах являются: контрольная работа. Контрольно-измерительные материалы для проведения всех форм годовой   аттестации, обучающихся разрабатываются в соответствии с государственным стандартом общего образования. Все формы аттестации проводятся во время учебных занятий в рамках учебного расписания.



Содержание учебного предмета, курса «Биология».


Раздел 1. Особенности строения цветковых растений (15 часов).


Общее знакомство с растительным организмом. Семя. Корень. Корневые системы. Клеточное строение корня. Побег. Почки. Многообразие побегов. Строение стебля. Лист. Внешнее строение. Клеточное строение листа. Цветок. Соцветия. Плоды. Распространение плодов

Лабораторные работы:

ЛР1. Строение семян двудольных растений

ЛР2. Строение семян однодольных растений

ЛР3. Строение корневых систем

ЛР4. Строение корневых волосков и корневого чехлика

ЛР5.Строение почки


ЛР6. Строение луковицы

ЛР7.Строение клубня

ЛР8.Строение корневища

ЛР9. Внешнее и внутреннее строение стебля

ЛР10. Внешнее строение листа

ЛР11. Внутреннее строение листа

ЛР12. Строение цветка.

ЛР13. Строение соцветий

ЛР14. Плоды

Проекты:

Проект 1. Гербарий по морфологии растений

Раздел 2. Жизнедеятельность растительного организма (10 часов).


Минеральное (почвенное) питание. Воздушное питание (фотосинтез). Дыхание. Транспорт веществ. Испарение воды. Раздражимость и движение. Выделение. Обмен веществ и энергии. Размножение. Бесполое размножение. Половое размножение покрытосеменных (цветковых) растений. Рост и развитие растений

Лабораторные работы:

ЛР15. Дыхание

ЛР16. Корневое давление


ЛР17. Передвижение воды и минеральных веществ

ЛР18. Передвижение органических веществ

ЛР19. Испарение воды листьями

ЛР 20. Вегетативное размножение

Проекты:

Проект 2. Прорастание семян

Раздел 3. Классификация цветковых растений (5 часов).


Классы цветковых растений. Класс Двудольные. Семейства Крестоцветные, Розоцветные Семейства Бобовые, Паслёновые, Сложноцветные. Класс Однодольные. Семейства Злаки. Лилейные


Лабораторные работы:


ЛР21. Определение признаков растений семейств Крестоцветные, Розоцветные

ЛР22. Семейства Бобовые, Паслёновые, Сложноцветные

ЛР23. Семейства Злаки, Лилейные


Проекты:

Проект 3. Гербарий по систематике растений

Раздел 4. Растения и окружающая среда (4 часа).


Растительные сообщества. Охрана растительного мира. Растения в искусстве, мифах, поэзии, литературе и музыке




Учебно-методическое обеспечение реализации данной программы


Класс

Учебники

Учебные пособия для учащихся

Дидактические материалы для учителя

Интернет-ресурсы

6

Сивоглазов В.И. Биология. 6 класс: учеб. для общеобразоват. Организаций В.И.Сивоглазов, А.А.Плешаков. – М.:Просвещение, 2020 . – 144с.



Биология. 6 класс. Тестовые задания. Дидактические материалы Авторы: Е. А. Солодова Издательство: Вентана-Граф Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Демонстрационные таблицы

Авторы/составители:

Константинов В.М.Дорохина Л.Н.

Издательство:

ЭНАС-КНИГА



multiurok.ru



Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса) биология

Предметные:

  • Объяснять особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;

  • Понимать смысл биологических терминов;

  • Проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

  • Знать

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

  • Оказание первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, при спасении утопающего;

  • Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • Выращивание и размножение культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  • Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные:

  • Самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять УД;

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно (в том числе и корректировать план);

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;

  • Выявлять причины и следствия простых явлений;

  • Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерий для указанных логических операций;

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.)

  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст);

  • Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом);

  • В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контаргументы;

  • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Личностные:

  • Осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;

  • Постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;

  • формирование ответственного отношения к обучению;

  • формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение программ;

  • развитие навыков обучения;

  • формирование социальных норм и навыков поведения в классе, школе, дома и др.;

  • формирование и доброжелательные отношения к мнению другого человека;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, посторонними людьми в процессе учебной, общественной и другой деятельности;

  • осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • осознание значения семьи в жизни человека;

  • уважительное отношение к старшим и младшим товарищам.


Тематическое планирование

Тема

Количество часов

Формы

контроля



Всего

Практика

(Лабораторные и проект)

1

Раздел 1. Особенности строения цветковых растений.


15

14 л/р

1 проект.

Л/Р

Проект

к/р

2

Раздел 2. Жизнедеятельность растительного организма.


10

6 л/р

1 проект.

Л/Р

Проект

к/р

3

Раздел 3. Классификация цветковых растений.


5

3 л/р

1 проект.

Л/Р

Проект

к/р

4

Раздел 4. Растения и окружающая среда.

4




Диагностический и практический материал


Раздел

Вид работы

Контрольная работа

Проект

Лабораторная работа

Особенности строения цветковых растений.


1

1

14

Жизнедеятельность растительного организма.

1

1

6

Классификация цветковых растений.

1

1

3

Растения и окружающая среда.




Итого:

3

3

23


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

По биологии, 6 А КЛАСС

(34 часа, 1 час в неделю)

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Формы / методы контроля

Дата по плану

Дата по факту

Характеристика деятельности учащихся

Раздел 1. Особенности строения цветковых растений (15 ч.)

Планируемые результаты:

Предметные:

Определяют понятия «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «микропиле», «однодольные растения».

Определяют понятия «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения».

Определяют понятия «побег», «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение».

Определяют понятия «видоизмененный побег», «корневище», «клубень», «луковица».

Определяют понятия «травянистый стебель», «деревянистый стебель», «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползучий стебель», «чечевички», «пробка», «кора», «луб», «ситовидные трубки», «лубяные волокна», «камбий», «древесина», «сердцевина», «сердцевинные лучи.

Определяют понятия «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование

Определяют понятия «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», «мякоть листа», «проводящий пучок», «сосуды», «ситовидные трубки», «волокна», «световые листья», «теневые листья», «видоизменения листьев».

Определяют понятия «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чашелистики», «чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник», «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семязачаток», «однодомные растения», «двудомные растения»

Виды соцветий. Значение соцветий

Определяют понятия «околоплодник», «простые плоды», «сборные плоды», «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды», «многосемянные плоды», «ягода», «костянка», «орех», «зерновка», «семянка», «боб», «стручок», «коробочка», «соплодие».

Способы распространения плодов и семян. Приспособления, выработавшиеся у плодов и семян в связи с различными способами распространения

Познавательные:

Устанавливают цели лабораторной работы. Анализируют увиденное. Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними.

Коммуникативные:

Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие.

Регулятивные:

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Оценивают достигнутый результат.

Личностные:

Готовы и способны к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности.

1

Общее знакомство с растительным организмом. Инструктаж по ТБ.

1

Фронтальный опрос.



Характеризовать покрытосеменные растения. Выделять существенные признаки покрытосеменных растений. Объяснять различие вегетативных и генеративных органов.

2

Общее знакомство с растительным организмом.

1

Фронтальный опрос.



Определять жизненные формы покрытосеменных растений. Распознавать на рисунках, таблицах, гербарных материалах, живых объектах представителей покрытосеменных

3

Семя

1

Лабораторные работы «Строение семян двудольных растений» и «Строение семян однодольных растений»

Проект.



Описывать строение семени. Характеризовать значение каждой части семени. Сравнивать строение семени однодольного растения и семени двудольного растения, находить черты сходства и различия, делать выводы на основе сравнения. Объяснять значение семян в природе и жизни человека. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии и правила обращения с лабораторным оборудованием

4

Корень. Корневые системы


Лабораторная работа «Строение корневых систем»



Различать и определять виды корней и типы корневых систем. Характеризовать значение корневых систем. Объяснять взаимосвязь строения и функций корневых систем. Характеризовать значение видоизменения корней. Распознавать на рисунках, таблицах, гербарных материалах, живых объектах видоизменения корней. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии и правила обращения с лабораторным оборудованием

5

Клеточное строение корня


Лабораторная работа «Строение корневых волосков и корневого чехлика»



Различать и определять на рисунках, таблицах, микропрепаратах зоны корня. Объяснять взаимосвязь строения клеток различных зон корня с выполняемыми ими функциями.

Проводить биологические исследования и объяснять их результаты, делать выводы. Сравнивать увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением. Соблюдать правила работы с микроскопом. Соблюдать правила работы в кабинете биологии

6

Побег. Почки


Лабораторная работа «Строение почки»



Называть части побега. Аргументировать вывод: побег — сложный вегетативный орган. Различать и определять на рисунках, таблицах, натуральных объектах виды почек. Объяснять назначение вегетативных и генеративных почек. Характеризовать почку как зачаточный побег. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты, делать выводы. Сравнивать увиденное с приведённым в учебнике изображением. Соблюдать правила работы в кабинете биологии

7

Многообразие побегов


Лабораторные работы «Строение луковицы», «Строение клубня», «Строение корневища»



Определять особенности видоизменённых побегов. Различать и определять на рисунках, таблицах, гербарном материале и натуральных объектах видоизменённые побеги. Объяснять взаимосвязь строения видоизменённых побегов с выполняемыми ими функциями.

Проводить биологические исследования и объяснять их результаты, делать выводы. Сравнивать увиденное с приведённым в учебнике изображением. Соблюдать правила работы в кабинете биологии

8

Строение стебля


Лабораторная работа «Внешнее и внутреннее строение стебля»



Описывать внешнее строение стебля. Характеризовать значение стебля для растения. Называть внутренние части стебля, определять выполняемую ими функцию.

Проводить биологические исследования и объяснять их результаты, делать выводы. Сравнивать увиденное с приведённым в учебнике изображением

9

Лист. Внешнее строение


Лабораторная работа «Внешнее строение листа»



Описывать внешнее строение листа. Различать листья простые и сложные, черешковые, сидячие, влагалищные. Определять типы жилкования и листорасположения.

Проводить биологические исследования и объяснять их результаты, делать выводы. Сравнивать увиденное с приведённым в учебнике изображением.

10

Клеточное строение листа


Лабораторная работа «Внутреннее строение листа»



Характеризовать внутреннее строение листа. Устанавливать и объяснять взаимосвязь особенностей строения клеток с выполняемой ими функцией. Объяснять значение листьев для растения. Различать и определять на рисунках, таблицах и натуральных объектах видоизменения листьев. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты, делать выводы. Сравнивать увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением. Работать с микроскопом, знать его устройство. Соблюдать правила работы с микроскопом. Соблюдать правила работы в кабинете биологии

11

Цветок


Лабораторная работа «Строение цветка»



Распознавать на рисунках, таблицах и натуральных объектах части цветка. Называть части цветка и выполняемые ими функции. Определять двудомные и однодомные растения. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты, делать выводы. Сравнивать увиденное с приведённым в учебнике изображением. Соблюдать правила работы в кабинете биологии

12

Соцветия


Лабораторная работа «Строение соцветий»



Характеризовать значение соцветий. Описывать основные типы соцветий. Различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах типы соцветий. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты, делать выводы. Сравнивать увиденное с приведённым в учебнике изображением. Соблюдать правила работы в кабинете биологии

13

Плоды


Лабораторная работа «Плоды»



Объяснять роль плодов в жизни растения. Определять типы плодов. Проводить классификацию плодов. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты, делать выводы. Сравнивать увиденное с приведённым в учебнике изображением. Соблюдать правила работы в кабинете биологии

14

Распространение плодов. Подготовка к контрольной работе.


Творческое задание.



Объяснять биологический смысл распространения плодов и семян. Описывать способы распространения. Устанавливать взаимосвязь строения плодов и способа их распространения

15

Контрольная работа по теме «Особенности строения цветковых растений»



К/Р



Выполняют контрольную работу.

Раздел 2. Жизнедеятельность растительного организма (10 ч.)


Предметные:

Определяют понятия «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение».

Проводят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Приводят доказательства (аргументация) необходимости защиты растений от повреждений.

Определение терминов: «выделение», «обмен веществ и энергии», «листопад».

Раскрывают особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира. Определяют понятия «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой».

Познавательные:

Преобразовывают информацию из одного вида в другой, сравнивают и классифицируют, устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные:

Устанавливают субъект –субъектные отношения в группе, сравнивают различные точки зрения, отстаивают позицию.

Регулятивные:

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Оценивают достигнутый результат.

Личностные:

Формируют познавательный интерес к изучению природы, умение применять полученные знания на практике в жизни.

16

Анализ контрольной работы. Минеральное (почвенное) питание

1

Творческое задание.



Объяснять сущность понятия «питание». Выделять существенные признаки минерального питания растений. Объяснять роль минерального питания в жизни растения. Устанавливать взаимосвязь почвенного питания и условий внешней среды. Обосновывать роль минеральных веществ в процессах жизнедеятельности растения

17

Воздушное питание

(фотосинтез).

1

Творческое задание.



Объяснять сущность понятия «дыхание». Характеризовать процесс дыхания растений. Устанавливать взаимосвязь дыхания растений и фотосинтеза. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты, делать выводы

18

Дыхание


Лабораторная работа «Дыхание»



Объяснять сущность понятия «дыхание». Характеризовать процесс дыхания растений. Устанавливать взаимосвязь дыхания растений и фотосинтеза. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты, делать выводы

19

Транспорт веществ. Испарение воды


Лабораторные работы «Корневое давление», «Передвижение воды и минеральных веществ», «Передвижение органических веществ», «Испарение воды листьями»



Объяснять роль транспорта веществ в растительном организме. Объяснять особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Характеризовать механизмы, обеспечивающие перемещение веществ. Называть части проводящей системы растения.

Проводить биологические исследования и объяснять их результаты, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии

20

Раздражимость и движение


Фронтальный опрос.



Описывать реакции растений на изменения в окружающей среде. Характеризовать роль ростовых веществ в регуляции жизнедеятельности растений. Приводить примеры биоритмов у растений

21

Выделение. Обмен веществ и энергии


Фронтальный опрос.



Объяснять сущность понятий «выделение» и «обмен веществ». Объяснять роль выделения в процессе обмена веществ. Приводить примеры выделительных механизмов у растений. Приводить доказательства того, что обмен веществ — важнейшее свойство живого

22

Размножение. Бесполое размножение.


Лабораторная работа «Вегетативное размножение»



Характеризовать роль размножения в жизни живых организмов. Объяснять особенности бесполого и полового способов размножения. Определять преимущества полового размножения перед бесполым. Определять особенности вегетативного размножения. Применять знания о способах вегетативного размножения на практике. Проводить биологические исследования и объяснять их результаты, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии

23

Половое размножение покрытосеменных

(цветковых) растений.


Проект.



Объяснять биологическую сущность цветения, опыления и оплодотворения. Характеризовать особенности процесса оплодотворения у цветковых растений. Характеризовать сущность двойного оплодотворения

24

Рост и развитие растений. Подготовка к контрольной работе.


Фронтальный опрос.



Определять особенности роста и развития растений. Характеризовать этапы индивидуального развития растения. Сравнивать надземные и подземные типы прорастания семян

25

Контрольная работа по теме «Жизнедеятельность растительного организма»


К. Р.



Выполняют контрольную работу.

Раздел 3. Классификация цветковых растений (5 ч.)


Предметные:

Выделяют основные особенности растений семейств Крестоцветные и Розоцветные.

Выделяют основные особенности растений семейств Злаковые и Лилейные.

Познавательные:

Передавать содержание в сжатом виде (развернутом) виде, выделять обобщенный смысл, сравнивать и делать выводы.

Коммуникативные:

Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие.

Строить конструктивное общение со сверстниками и взрослыми.

Регулятивные:

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Оценивают достигнутый результат.

Личностные:

Готовы и способны к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности.

26

Анализ контрольной работы. Классы цветковых растений

1

Проект.



Выделять признаки двудольных и однодольных растений. Распознавать на рисунках, таблицах и натуральных объектах представителей классов и семейств покрытосеменных растений, опасные для человека растения. Сравнивать представителей разных групп растений, определять черты сходства и различия, делать выводы на основе сравнения.

27

Класс Двудольные. Семейства Крестоцветные, Розоцветные

1

Лабораторная работа «Признаки растений семейств Крестоцветные, Розоцветные»



Выделять основные признаки класса двудольных растений. Описывать характерные черты семейств Крестоцветные, Розоцветные. Распознавать на рисунках, таблицах и натуральных объектах представителей этих семейств. Приводить примеры сельскохозяйственных и охраняемых растений. Описывать отличительные признаки семейств. Освоить приёмы работы с определителями. Сравнивать представителей разных групп растений, определять черты сходства и различия, делать выводы на основе сравнения. Соблюдать правила работы в кабинете биологии.

28

Класс Двудольные. Семейства Бобовые, Паслёновые, Сложноцветные

1

Лабораторная работа «Семейства Бобовые, Паслёновые, Сложноцветные»



Выделять основные признаки класса двудольных растений. Описывать характерные черты семейств Бобовые, Паслёновые, Сложноцветные. Распознавать на рисунках, таблицах и натуральных объектах представителей этих семейств. Приводить примеры сельскохозяйственных и охраняемых растений. Описывать отличительные признаки семейств. Освоить приёмы работы с определителями. Сравнивать представителей разных групп растений, определять черты сходства и различия, делать выводы на основе сравнения. Соблюдать правила работы в кабинете биологии

29

Класс Однодольные. Семейства Злаки,

Лилейные. Подготовка к контрольной работе.

1

Лабораторная работа «Семейства Злаки, Лилейные»



Выделять основные признаки класса

однодольных растений. Описывать

характерные черты семейств Злаки,

Лилейные. Распознавать на рисунках,

таблицах и натуральных объектах

представителей этих семейств. Приводить

примеры сельскохозяйственных и

охраняемых растений.

Описывать отличительные признаки

семейств. Освоить приёмы работы с

определителями. Сравнивать

представителей разных групп растений,

определять черты сходства и различия,

делать выводы на основе сравнения.

Соблюдать правила работы в кабинете

биологии

30

Итоговая контрольная работа

1

К. Р.



Выполняют контрольную работу.

Раздел 4. Растения и окружающая среда (4 ч)


Предметные:

Определяют понятия «растительное сообщество», «растительность», «ярусность».

Определяют понятия «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование».

Познавательные:

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Создают структуру взаимосвязей смысловых единиц текста.

Коммуникативные:

Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие.

Регулятивные:

Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении, работа по плану, исправлять ошибки самостоятельно.

Личностные:

Формирование потребности и готовности выполнять учебные действия самостоятельно.

Готовы и способны к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности.

31

Анализ контрольной работы. Растительные сообщества

1

Фронтальный опрос.



Объяснять сущность понятия «растительное сообщество». Различать фитоценозы естественные и искусственные. Оценивать биологическую роль ярусности. Объяснять причины смены фитоценозов.

32

Охрана растительного мира

1

Творческое задание.



Анализировать деятельность человека в природе и оценивать её последствия

33

Растения в искусстве

1

Творческое задание.



Характеризовать роль растений в жизни человека. Анализировать эстетическую роль растений. Приводить примеры использования человеком растений в живописи

34

Растения в мифах, поэзии, литературе и музыке


Творческое задание.



Характеризовать роль растений в жизни человека. Анализировать эстетическую роль растений. Приводить примеры использования человеком растений в поэзии, литературе и музыке. Приводить примеры растений-символов