Рабочая программа по биологии 8 класс

Категория: Биология

 Рабочая программа по биологии 8 класс. Может быть использована учителями биологии.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 8 класс»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Шаумяновская основная общеобразовательная школа»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

Магомедова П. А.

Протокол № ___

от «____»_______2018г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МКОУ ШООШ

Махмудова С. Р.

«____»____________2018 г.


«Утверждаю»

Директор МКОУ ШООШ

Махмудова В. Г.

Приказ № ___

от «____»______2018 г.














РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

8 класс







Составитель: Мусиева М.М.

2018/ 2019 учебный год

разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология» (5-9 классы) линейного курса УМК «Живой организм» (составленной на основе документов Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для основной шко

.

Количество часов: на учебный год: 34часа . в неделю: 1час.







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) разработана на основе Рабочей программы В.Б. Захарова и Н.И. Сонина «Биология» (5-9 классы) линейного курса УМК «Живой организм» (составленной на основе документов Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для основной школы) и составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной программы по биологии для основной школы, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.

Рабочая программа учебного курса «Биология: Многообразие живых организмов:

Животные» (8 класс) разработана в соответствии со следующими документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012

№ 273-ФЗ;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 253" (С изменениями на 26 января 2016 года)

Актуальность:

Курс биологических дисциплин входит в число естественных наук, изучающих природу, а также научные методы и пути познания человеком природы.

Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Изучение курса биологии обеспечивает личностное, социальное, общекультурное, интеллектуальное и коммуникативное развитие личности.

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, о человеке как биосоциальном виде. Отбор содержания проведен с учетом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.

Цели и задачи курса:

Целями курса «Биология» на ступени основного общего образования на глобальном, метапредметном, личностном и предметном уровнях являются:

  • социализация обучаемых - вхождение в мир культуры и социальных отношений,

обеспечивающее включение учащихся в ту или иную группу или общность как носителей ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

  • приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных)

ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;

  • развитие познавательных мотивов обучающихся, направленных на получение

знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

  • создание условий для овладения обучающимися ключевыми компетентностями:

учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной.

Задачи:

Биология как учебная дисциплина обеспечивает:

  • формирование системы биологических знаний как компонента целостной научной

картины мира;

  • овладение научным подходом к решению различных задач;

  • овладение умениями формулировать гипотезы, проводить эксперименты и

оценивать полученные результаты;

  • овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с

объективными реалиями жизни;

  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде,

осознание значимости концепции устойчивого развития;

  • формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного

оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путем применения межпредметного анализа учебных задач.

Общая характеристика учебного предмета:

Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования.

В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Данная программа рассчитана на 68 учебных часов. При этом резерв свободного времени, предусмотренный примерной программой, направлен на реализацию авторского подхода для использования разнообразных форм организации учебного процесса и внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Срок реализации: 1 год

Количество часов в год (по программе): 68 часов.

Количество часов в неделю (по учебному плану школы): 2 часа.

Технологии, методы:

  • здоровьесберегающих;

  • информационно-коммуникативных;

  • проблемного обучения;

  • развивающего обучения;

  • дифференцированного обучения;

  • личностно-ориентированных;

  • коммуникативно-диалоговой деятельности;

  • развития исследовательских навыков;

  • развития проектной деятельности;

  • опережающего обучения;

  • продуктивного чтения;

  • развития навыков контроля и самоконтроля.

Формы текущего и итогового контроля: контрольные работы, тестирование.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты изучения курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) включают в себя:

  • понимать смысл биологических терминов;

  • характеризовать методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и

оценивать их роль в познании живой природы;

  • осуществлять элементарные биологические исследования;

  • проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты;

  • пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и

перечислять свойства живого;

  • выделять существенные признаки клеток и организмов растений, животных, грибов и

бактерий;

  • описывать процессы: обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, рост,

развитие, размножение;

  • различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные группы живых

организмов (бактерии, растения, животные, грибы), а также основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и покрытосеменные);

  • сравнивать биологические объекты и процессы, делать выводы и умозаключения на основе

сравнения;

  • характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых

организмов;

  • определять роль в природе различных групп организмов;

  • объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;

  • составлять элементарные пищевые цепи;

  • приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

  • находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых

организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

  • объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека;

  • различать съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;

  • описывать порядок оказания первой доврачебной помощи пострадавшим;

  • формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении

лабораторных работ;

  • демонстрировать знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа

жизни;

  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

  • демонстрировать знание и соблюдать правила работы в кабинете биологии;

  • соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами

(препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

  • демонстрировать навыки оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и

растениями;

  • уметь оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Метапредметные результаты изучения «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) включают в себя:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;

  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • вычитывать все уровни текстовой информации.

  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

  • в дискуссии уметь вы двинуть аргументы и контраргументы;

  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);

  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Личностные результаты изучения курса «Биология: Многообразие живых организмов: Животные» (8 класс) включают в себя:

  • осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания

и объяснения на основе достижений науки;

  • постепенное выстраивание собственной целостной картины мира;

  • осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках

самостоятельной деятельности вне школы (умение доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и т.д.);

  • оценка экологического риска взаимоотношений человека и природы;

  • формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и

поступки с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле;

  • оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и

сохранения здоровья;

  • реализация установок здорового образа жизни;

  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы;

  • эстетическое отношение к живым объектам.

Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса:

Учащийся научится:

  • выделять существенные признаки биологических объектов и процессов, характерных для живых организмов;

  • аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов, животных,

аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

  • классифицировать биологические объекты на основе определения их принадлежности к

определенной систематической группе;

  • раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных

организмов в жизни человека;

  • объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп и животных на

 примерах сопоставления биологических объектов;

  • выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде

обитания;

  • различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их

изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

  • сравнивать биологические объекты, процессы жизнедеятельности; делать выводы и

умозаключения на основе сравнения;

  • устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и

тканей, органов и систем органов;

  • использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты

и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

  • знать и аргументировать основные правила поведения в природе; анализировать и

оценивать последствия деятельности человека в природе;

  • описывать и использовать приемы выращивания и размножения домашних животных,

ухода за ними;

  • знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Учащийся получит возможность научиться:

  • находить информацию о растениях, животных, грибах и бактериях в научно - популярной

литературе, биологических словарях, справочниках, интернет - ресурсе, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

  • основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных

царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее;

  • использовать приемы оказания первой помощи при укусах животных;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой

природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  • осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать

целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;

  • создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактериях

и грибах, на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

  • работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с изучением

особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнения окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.









Календарно-тематическое планирование по биологии 8 класс. Многообразие живых организмов. Животные. Линейный курс.



.п.п.

Тема урока

Кол-во часов

Дата

проведения урока

По план

Факт

Раздел 1. Царство Животные (57ч)

Тема 1.1. Введение. Общая характеристика животных (2ч)

1-2

Животный организм как целостная система. Систематика животных.

Лабораторная работа №1.Анализ структуры различных биомов суши и Мирового океана на схемах и иллюстрациях

2

5.09.18г.

7.09.


Тема 1.2. Подцарство одноклеточные животные (4ч)

3

Общая характеристика подцарства Одноклеточные, или Простей­шие

1

12.09.18г.


4

Тип. Саркожгутиконосцы

1

14.09.


5

Тип. Споровики. Тип Инфузории, или Ресничные

1

19.09.18г.


6

Лабораторная работа.№2. Строение амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки

1

21.09.


Тема 1.3. Подцарство многоклеточные животные (2ч)

7

Общая характеристика подцарства Многоклеточные.

1.

26.09.18г.


8

Тип Губки

1.

28.09.


Тема 1.4. Кишечнополостные (3ч)

9

Тип Кишечнополостные.

1

3.10.18г.


10

Многообразие и распространение кишечнополостных.

Классы: Гидроидные, Сцифоидные и Кораллы.

1

5.10.18г.


11

Лабораторная работа.№3

Изучение плакатов и таблиц, отражающих ход регенерации у гидры

1

10.10.


Тема 1.5. Тип Плоские черви (2ч)

12.

Тип Плоские черви. Класс Ресничные черви.

1

12.10.18г.


13

Классы Сосальщики и Ленточные черви. Многообразие плоских червей-паразитов.

Лабораторная работа №4. Жизненные циклы печеночного сосальщика и бычьего цепня

1

17.10.18г.


Тема 1.6. Тип Круглые черви (2ч)

14

Тип Круглые черви (Нематоды).

1

19.10.


15

Контрольная работа

1

24.10.18г.


Тема 1.7.Кольчатые черви (3ч)

16

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви.


1

26.10.


17

Многообразие кольчатых червей. Класс Малощетинковые черви, Пиявки

1

7.11.18г.


18

Лабораторная работа №6.Внешнее строение дождевого червя

1

9.11.18г.


Тема 1.8. Тип Моллюски (2ч)

19

Особенности организации моллюсков.

1

14.11.18г.


20

Многообразие моллюсков. Классы Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие моллюски.

Лабораторная работа №7. Внешнее строение моллюсков.

1

16.11.18г.


Тема 1.9. Тип Членистоногие (6ч)

21

Происхождение и особенности организации членистоногих.

1

21.11.18г.


22

Экология и значение ракообразных

1

23.11.18г.


23

Класс Паукообразные

1

28.11.


24

Класс Насекомые

1

30.11.


25

Многообразие насекомых

1

5.12.18г.


26

Лабораторная работа №8. Изучение внешнего строения и многообразие членистоногих

1

7.12.18г.


Тема 1.10. Тип Иглокожие (1ч)

27

Тип Иглокожие. Общая характеристика типа

1

12.12.18г.


Тема 1.11. Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные (1ч)

28

Происхождение хордовых. Подтипы Бесчерепные и Позвоночные

1

14.12.18г.


Тема 1.12. Подтип позвоночные (черепные). Надкласс Рыбы (5ч)

29

Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб.

1

19.12.18г


30

Экология и значение рыб

1

21.12.18г.


31-32

Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы

2

26.12.18г.

28.12.18г.


33

Контрольная работа

1

9.01.19г.

11.01.19г.


Тема 1.13. Класс Земноводные (3ч)

34

Первые Земноводные. Общая характеристика Земноводных как первых наземных позвоночных

1

16.01.19

18.01.19г.


35

Размножение и развитие  земноводных. Многообразие и роль в природе и жизни человека.

Класс Земноводные (Амфибии): отряды Хвостатые Бесхвостые, Безногие.

1

23.01.19

25.01.19г..


36

Лабораторная работа № 10. Особенности внешнего строения лягушки, связанные с ее образом жизни

1

29.01.19г.


Тема 1.4. Класс пресмыкающиеся (3ч)

37

Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных

1

31.01.19г.


38

Класс Пресмыкающиеся (Рептилии): отряды Чешуйчатые, Крокодилы, Черепахи.


1

6.02.19г.

.


39

Лабораторная работа №11. сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы и змеи

1

8.02.19г


Тема 1.15. Класс Птицы (6ч)

40-41

Происхождение птиц.

2

13.02.19г.

15.02ю


42.

Размножение и развитие.

1

20.02.19г.


43-44

Класс Птицы: экологические группы.

2

22.02.19г.

27.02.


45

Класс Птицы: роль птиц в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Лабораторная работа №12.Особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни

1

1.03.19г.


Тема 1.16. Класс млекопитающие (6ч)

46

Класс Млекопитающие (Звери). Происхождение.

1

3.03.19г.


47

Особенности организации млекопитающих на при­мере плацентарных.

Практическая работа № 1 Изучение внутреннего строения млекопитающих

1

9.03.


48-49

Многообразие млекопитающих

2

11.03.

16.03.


50

Контрольная работа

1

18.03.


51

Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека

1

1.04.19г.


Тема 1.17. Основные этапы развития животных (2ч)

52

Основные этапы развития жизни на земле. Возникновение одноклеточных эукариот в протерозойскую эру

1

3.04.19г.


53

Лабораторная работа №14.

Анализ родословного древа царства Животные

1

10.04.


Тема 1.18. Животные и человек (2ч)

54-55

Животные и человек

2

12.04.

17.04.


Раздел 2. Вирусы (2ч)

Тема 2.1. Общая характеристика и свойства

Вирусов (2ч)


56

Общая характеристика вирусов

1

19..04..


57

Вирусы - возбу­дители опасных заболеваний человека

1

26.04


Раздел 3. Экосистема (13ч)

Тема 3.1. Среда обитания. Экологические факторы (2ч)

58

Среда обитания. Экологические факторы

1

28.04.19г.


59

Антропогенные факторы.

Практическая работа№2. Влияние света и интенсивности полива на всхожесть семян

1

3.05


Тема 3.2. Экосистема (2ч)

60

Экологические системы

1

5.05


61

Практическая работа №3.

Анализ цепей и сетей питания

1

7.05.


Тема 3.3. Биосфера -глобальная экосистема

(2ч)

62

Учение В.И.Вернадского о биосфере

1

14.05.


63-64

Биомасса биосферы, ее оббьем и динамика Обновления

2

16.05.


Тема 3.4. Круговорот веществ в биосфере (3ч)

65-66

Круговорот веществ в природе

2

23.05.

26.05.


67

Итоговая контрольная работа фосфора.

1

30.05.


Тема 3.5 Роль живых организмов в биосфере (2ч)

68

Преобразование планеты живыми организмами

1

31.05.





Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас