Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Зургановская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа по геометрии
для 11 класса
учителя первой категории
Санджиевой Инги Эрдниевны
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по геометрии для 11 класса составлена на основе следующих документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Программа. "Программа по геометрии (профильный уровень). 11 класс. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. (Сборник: Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 10-11 классы. Сост. Т.А. Бурмистрова. М.: "Просвещение", 2009)."
В профильном курсе содержания образования, представленное в основной школе, развивается в следующих направлениях:
- изучение свойств пространственных тел,
- формирование умения применять полученные знания для решения практических задач.
1. Цели:
формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
овладение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественно - научных дисциплин, для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и её приложений в будущей профессиональной деятельности;
воспитание средствами математики культуры личности через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.
2. Место предмета в учебном плане МКОУ «Зургановская СОШ»
Согласно учебному плану в МКОУ «ЗСОШ» на изучение геометрии в 11 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов.
3.Результаты изучения учебного курса
В результате изучения геометрии на профильном уровне ученик должен знать/понимать
значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки;
возможности геометрического языка как средства описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;
универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;
различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;
роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики;
вероятностный характер различных процессов и закономерностей окружающего мира.
уметь
соотносить плоские геометрические фигуры и трёхмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;
изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертёж по условию задачи;
решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;
вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, объёмы и площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;
применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов;
строить сечения многогранников;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;
· вычисления длин, площадей реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.
Содержание учебного курса
Векторы в пространстве.
Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Компланарные векторы.
Основная цель – закрепить известные учащимся из курса планиметрии сведения о векторах и действиях над ними, ввести понятие компланарных векторов в пространстве и рассмотреть вопрос о разложении любого вескотора по трём данным некомпланарным векторам.
Основные определения, относящиеся к действиям над векторами в пространстве, вводятся так же, как и для векторов на плоскости. Поэтому изложение этой части материала является достаточно сжатым. Более подробно рассматриваются вопросы, характерные для векторов в пространстве: компланарность векторов, правило параллелепипеда сложения трёх некомпланарных векторов, разложение вектора по трём некомпланарным векторам.
Метод координат в пространстве. Движения.
Координаты точки и координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Уравнение плоскости. Движения. Преобразование подобия.
Основная цель – сформировать умение учащихся применять векторно-координатный метод к решению задач на вычисление углов между прямыми и плоскостями и расстояний между двумя точками, от точки до плоскости.
Данный раздел является непосредственным продолжением предыдущего. Вводится понятие прямоугольной системы координат в пространстве, даются определения координат точки и координат вектора, рассматриваются простейшие задачи в координатах. Затем вводится скалярное произведение векторов, кратко перечисляются его свойства (без доказательства, поскольку соответствующие доказательства были в курсе планиметрии) и выводятся формулы для вычисления углов между двумя прямыми, между прямой и плоскостью. Дан также вывод уравнения плоскости и формулы расстояния от точки до плоскости.
В конце раздела изучаются движения в пространстве: центральная симметрия, осевая симметрия, зеркальная симметрия. Кроме того, рассмотрено преобразование подобие.
Цилиндр, конус, шар.
Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. Усечённый конус. Сфера и шар. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы.
Основная цель – дать учащимся систематические сведения об основных телах и поверхностях вращения – цилиндре, конусе, сфере, шаре.
Изучение круглых тел (цилиндра, конуса, шара) и их поверхностей завершает знакомство учащихся с основными пространственными фигурами. Вводятся понятия цилиндрической и конической поверхностей, цилиндра, конуса, усечённого конуса. С помощью развёрток определяются площади их боковых поверхностей, выводятся соответствующие формулы. Затем даются определения сферы и шара, выводится уравнение сферы и с его помощью и исследуется вопрос о взаимном расположении сферы и плоскости. Площадь сферы определяется как предел последовательности площадей описанных около сферы многогранников при стремлении к нулю наибольшего размера каждой грани. В задачах рассматриваются различные комбинации круглых тел и многогранников, в частности описанные и вписанные призмы и пирамиды.
В данном разделе изложены также вопросы о взаимном расположении сферы и прямой, о сечении цилиндрической и конической поверхностей различными плоскостями.
Объёмы тел.
Объём прямоугольного параллелепипеда. Объёмы прямой призмы и цилиндра. Объёмы наклонной призмы, пирамиды и конуса. Объём шара и площадь сферы. Объёмы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора.
Основная цель – ввести понятие объёма тела и вывести формулы для вычисления объёмов основных многогранников и круглых тел, изученных в курсе стереометрии.
Понятие объёма тела вводится аналогично понятию площади плоской фигуры. Формулируются основные свойства объёмов и на их основе выводится формула объёма прямоугольного параллелепипеда, а затем прямой призмы и цилиндра. Формулы объёмов других тел выводятся с помощью интегральной формулы. Формулы объёма шара используется для вывода формулы площади сферы.
Обобщающее повторение.
4. Форма контроля
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.
В качестве одной из основных форм контроля является контрольная работа и зачёт. За весь учебный год проводится 3 контрольных работы по большим темам и 4 зачёта.
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся определяются по пятибалльной системе:
«5» - отлично; «4» - хорошо; «3» - удовлетворительно; «2» - неудовлетворительно; «1» - отсутствие ответа или работы по неуважительной причине.
Отметку «5» - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объёме соответствует учебной программе, допускается один недочёт (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).
Отметку «4» - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы (правильный, но не совсем точный ответ).
Отметку «3» - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).
Отметку «2» - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки (неправильный ответ).
Отметку «1» - получает ученик в случае отказа от ответа или отсутствия работы без объяснения причины или неуважительной причины.
5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ урока п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Дом.задание |
1 | Понятие вектора в пространстве. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом. | Понятие вектора, понятия длины вектора, коллинеарных векторов, равных векторов. | Находить коллинеарные, сонаправленные, противоположно направленные и равные векторы; откладывать вектор, равный данному. | П. 38-39 №322 325 |
2-3 | Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. | 2 | Урок ознакомления с новым материалом. | Правила сложения двух векторов: правило треугольника, правило параллелограмма, правило многоугольника. Законы сложения векторов и умножения вектора на число. Понятие разности векторов, произведения вектора на число. | Применять правила и законы при решении задач. Доказывать коллинеарность векторов. | П 40 41 42 №328 330 334 343 347 349 |
Урок закрепления. |
4-5 | Компланарные векторы. Правило параллелепипеда. Разложение вектора по трем некомпланарным векторам | 2 | Комбинированный урок. | Понятие компланарных векторов; признак компланарности трёх векторов и обратное утверждение; правило параллелепипеда; понятие разложения вектора по трём некомпланарным векторам; теорема о разложении вектора по трём некомпланарным векторам. | Доказывать теоремы и применять их при решении задач. | П 43 44 45 №356 359 362 366 368382 |
Урок применения знаний и умений. |
6 | Зачёт № 1 по теме: "Векторы в пространстве". | 1 | Контроль знаний. | | | |
7-12 | Координаты точки и координаты вектора. Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты вектора. | 6 | Урок ознакомления с новым материалом (2 часа). | Как задаётся прямоугольная система координат в пространстве; понятия единичного вектора, координатных векторов, координат вектора; правила нахождения координат суммы и разности векторов, произведения данного вектора на данное число. Связь между координатами векторов и координатами точек. | Находить координаты вектора. Доказывать, что координаты любой точки равны соответствующим координатам её радиус-вектора. Решать простейшие задачи в координатах и применять их при решении задач. | П 46 47 48и 49 № 401 405 411 413 415 418 420 421 №424 428 431 432 |
Комбинированный урок (2 часа). |
Урок обобщения и систематизации знаний (2 часа). |
13-19 | Скалярное произведение векторов. Движения | 7 | Урок ознакомления с новым материалом. | Понятия угла между векторами, перпендикулярных векторов, скалярное произведение векторов. Формулы нахождения скалярного произведения векторов и косинуса угла между векторами. Свойства скалярного произведения векторов. Уравнение плоскости. Движения: центральная, осевая и зеркальная симметрии, параллельный перенос. преобразование подобия. | Находить и вычислять угол между векторами, прямыми, прямой и плоскостью; скалярное произведение векторов. Уметь выполнять движения. Применять движения для решения задач. | П 50 51 52 53 № 442 444 449 Ф№452 455 №458 460 №463 465 № 467 474 П 54 55 56 57 58 № 479 482 490 |
Комбинированный урок (2 часа). |
Комбинированный урок. |
Урок ознакомления с новым материалом. |
Урок обобщения и систематизации знаний (2 часа). |
20 | Контрольная работа № 1 по теме: "Метод координат в пространстве". | 1 | Контроль знаний. | | | |
21 | Зачёт № 2 по теме: "Метод координат в пространстве". | 1 | Контроль знаний и умений. | | | |
22-24 | Цилиндр. | 3 | Комбинированный урок. | Понятие цилиндра и цилиндрической поверхности; сечения цилиндра; формулу нахождения поверхности цилиндра. | Различать в окружающем мире предметы-цилиндры; строить сечения цилиндра и находить их площади; находить площадь боковой поверхности цилиндра и полной поверхности цилиндра. | П 59 60 № 522 525 530 537 541 544 |
Урок применения знаний и умений. |
Урок обобщения и систематизации знаний. |
25-28 | Конус. | 4 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Понятия конуса и конической поверхности, усечённого конуса; сечения конуса; формулу нахождения поверхности конуса. | Выполнять построение конуса и его сечений и находить их площади. Находить площадь боковой поверхности конуса и полной поверхности. | П 61 62 63 № 548 550 5553 555 556 559 561 567 572 |
Комбинированный урок. |
Урок закрепления изученного материала (2 часа). |
29-35 | Сфера. | 7 | Урок ознакомления с новым материалом. | Определение сферы и шара. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости. Понятие касательной к сфере, свойство и признак касательной. Формулу площади сферы. Взаимное расположение сферы и прямой. Сечения цилиндрической конической поверхностей различными плоскостями. | Определять взаимное расположение сферы и плоскости. Записывать уравнение сферы. Доказывать свойство и признак касательной. Находить площадь сферы. | П 64 65 66 67 68 № 574 577 578 581 № 585 592 № 595 598 № 599 600 |
Урок обобщения и систематизации знаний (2 часа). |
Комбинированный урок (2 часа). |
Урок закрепления изученного материала (2 часа). |
36 | Контрольная работа № 2 по теме: "Цилиндр, конус, шар". | 1 | Контроль знаний и умений. | | | |
37 | Зачёт № 3 по теме: "Цилиндр, конус, шар". | 1 | Контроль знаний. | | | |
38-40 | Объём прямоугольного параллелепипеда | 3 | Комбинированный урок (2 часа). | Понятие объёма, свойства объёмов, теорема об объёме прямоугольного параллелепипеда и следствия из неё. | Уметь доказывать теорему и следствия, применять их при решении задач. | П 74 75 №648 650 №653 654 №658 |
Урок закрепления изученного материала. |
41-42 | Объём прямой призмы и цилиндра | 2 | Комбинированный урок. | Теоремы об объёме прямой призмы и цилиндра. | Доказывать теоремы и применять их при решении задач. | П 76 77 №660 662 665 668 |
Урок применения знаний и умений. |
43-47 | Объём наклонной призмы, пирамиды и конуса | 5 | Урок ознакомления с новым материалом (2 часа). | Применение интеграла при вычислении объёмов, теоремы об объёмах наклонной призмы, пирамиды, усечённой пирамиды, конуса и усечённого конуса. | Находить объём наклонной призмы, пирамиды, усечённой пирамиды, конуса и усечённого конуса. | П 78 79 80 81 №677 679 №684 686 № 690 692 № 693 695 № 697 702 |
Комбинированный урок (2 часа). |
Урок закрепления изученного материала. |
48-52 | Объём шара и площадь сферы | 5 | Урок ознакомления с новым материалом. | Понятия шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора. Формулу объёма шара, сегмента, слоя и сектора, площади сферы. | Применять формулы при решении задач. | П 82 83 84 № 711 713 №719 721 № 724 |
Комбинированный урок (2 часа). |
Урок закрепления изученного материала. |
Урок применения знаний и умений. |
53 | Контрольная работа № 3 по теме: "Объёмы тел". | 1 | Контроль знаний. | . | | |
54 | Зачёт № 4 по теме: "Объёмы тел". | 1 | Контроль знаний. | | | |
55-57 | Углы и отрезки, связанные с окружностью | 3 | | | | П 85 86 87 88 89 №817 819 №823 826 №830 832 |
58-60 | Решение треугольников | | | | | П 90 91 92 93 94 №838 843 №847 №850 |
61-63 | Теоремы Манелая и Чевы | | | | | П 95 96 №852 855 №857 860 861 |
64-66 | Эллипс, гипербола и парабола | | | | | П 97 98 99 №864 №866 №869 |
67 | Итоговая контрольная работа №4 | | | | | |
68 | Анализ контрольной работы | | | | | |
7. Учебно-методическое обеспечение.
Учебник: Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. Геометрия (базовый и профильный уровень). 10-11 класс. Просвещение. 2012.
Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник (450, 450). Комплект каркасов стереометрических тел (демонстрационный).
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
Технические средства: персональный компьютер, принтер.