СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по геометрии 11 класс

2 часа в неделю 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Зургановская средняя общеобразовательная школа»





Рабочая программа по геометрии

для 11 класса

учителя первой категории

Санджиевой Инги Эрдниевны









2018-2019 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа по геометрии для 11 класса  составлена на основе следующих документов:

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования.

  4. Программа. "Программа по геометрии (профильный уровень). 11 класс. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др. (Сборник: Программы общеобразовательных учреждений. Геометрия. 10-11 классы. Сост. Т.А. Бурмистрова. М.: "Просвещение", 2009)."

В профильном курсе содержания образования, представленное в основной школе, развивается в следующих направлениях:

- изучение свойств пространственных тел,

- формирование умения применять полученные знания для решения практических задач.

1. Цели:

  • формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;

  • овладение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественно - научных дисциплин, для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;

  • развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и её приложений в будущей профессиональной деятельности;

  • воспитание средствами математики культуры личности через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.

2. Место предмета в учебном плане МКОУ «Зургановская СОШ»

Согласно учебному плану в МКОУ «ЗСОШ» на изучение геометрии в 11 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов.

3.Результаты изучения учебного курса

В результате изучения геометрии на профильном уровне ученик должен знать/понимать

  • значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике; широту и ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;

  • значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки;

  • возможности геометрического языка как средства описания свойств реальных предметов и их взаимного расположения;

  • универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость в различных областях человеческой деятельности;

  • различие требований, предъявляемых к доказательствам в математике, естественных, социально-экономических и гуманитарных науках, на практике;

  • роль аксиоматики в математике; возможность построения математических теорий на аксиоматической основе; значение аксиоматики для других областей знания и для практики;

  • вероятностный характер различных процессов и закономерностей окружающего мира.

уметь

  • соотносить плоские геометрические фигуры и трёхмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями; различать и анализировать взаимное расположение фигур;

  • изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертёж по условию задачи;

  • решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства планиметрических и стереометрических фигур и отношений между ними, применяя алгебраический и тригонометрический аппарат;

  • проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;

  • вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, объёмы и площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций;

  • применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов;

  • строить сечения многогранников;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·  исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур;

·  вычисления длин, площадей реальных объектов при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства.

Содержание учебного курса

  1. Векторы в пространстве.

Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Компланарные векторы.

Основная цель – закрепить известные учащимся из курса планиметрии сведения о векторах и действиях над ними, ввести понятие компланарных векторов в пространстве и рассмотреть вопрос о разложении любого вескотора по трём данным некомпланарным векторам.

Основные определения, относящиеся к действиям над векторами в пространстве, вводятся так же, как и для векторов на плоскости. Поэтому изложение этой части материала является достаточно сжатым. Более подробно рассматриваются вопросы, характерные для векторов в пространстве: компланарность векторов, правило параллелепипеда сложения трёх некомпланарных векторов, разложение вектора по трём некомпланарным векторам.

  1. Метод координат в пространстве. Движения.

Координаты точки и координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Уравнение плоскости. Движения. Преобразование подобия.

Основная цель – сформировать умение учащихся применять векторно-координатный метод к решению задач на вычисление углов между прямыми и плоскостями и расстояний между двумя точками, от точки до плоскости.

Данный раздел является непосредственным продолжением предыдущего. Вводится понятие прямоугольной системы координат в пространстве, даются определения координат точки и координат вектора, рассматриваются простейшие задачи в координатах. Затем вводится скалярное произведение векторов, кратко перечисляются его свойства (без доказательства, поскольку соответствующие доказательства были в курсе планиметрии) и выводятся формулы для вычисления углов между двумя прямыми, между прямой и плоскостью. Дан также вывод уравнения плоскости и формулы расстояния от точки до плоскости.

В конце раздела изучаются движения в пространстве: центральная симметрия, осевая симметрия, зеркальная симметрия. Кроме того, рассмотрено преобразование подобие.

  1. Цилиндр, конус, шар.

Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. Усечённый конус. Сфера и шар. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы.

Основная цель – дать учащимся систематические сведения об основных телах и поверхностях вращения – цилиндре, конусе, сфере, шаре.

Изучение круглых тел (цилиндра, конуса, шара) и их поверхностей завершает знакомство учащихся с основными пространственными фигурами. Вводятся понятия цилиндрической и конической поверхностей, цилиндра, конуса, усечённого конуса. С помощью развёрток определяются площади их боковых поверхностей, выводятся соответствующие формулы. Затем даются определения сферы и шара, выводится уравнение сферы и с его помощью и исследуется вопрос о взаимном расположении сферы и плоскости. Площадь сферы определяется как предел последовательности площадей описанных около сферы многогранников при стремлении к нулю наибольшего размера каждой грани. В задачах рассматриваются различные комбинации круглых тел и многогранников, в частности описанные и вписанные призмы и пирамиды.

В данном разделе изложены также вопросы о взаимном расположении сферы и прямой, о сечении цилиндрической и конической поверхностей         различными плоскостями.

  1. Объёмы тел.

Объём прямоугольного параллелепипеда. Объёмы прямой призмы и цилиндра. Объёмы наклонной призмы, пирамиды и конуса. Объём шара и площадь сферы. Объёмы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора.

Основная цель – ввести понятие объёма тела и вывести формулы для вычисления объёмов основных многогранников и круглых тел, изученных в курсе стереометрии.

Понятие объёма тела вводится аналогично понятию площади плоской фигуры. Формулируются основные свойства объёмов и на их основе выводится формула объёма прямоугольного параллелепипеда, а затем прямой призмы и цилиндра. Формулы объёмов других тел выводятся с помощью интегральной формулы. Формулы объёма шара используется для вывода формулы площади сферы.

  1. Обобщающее повторение.


4. Форма контроля

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы). Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы. 

В качестве одной из основных форм контроля является контрольная работа и зачёт. За весь учебный год проводится 3 контрольных работы по большим темам и 4 зачёта.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся определяются по пятибалльной системе:

«5» - отлично; «4» - хорошо; «3» - удовлетворительно; «2» - неудовлетворительно; «1» - отсутствие ответа или работы по неуважительной причине.

         Отметку «5» - получает ученик, если его устный ответ, письменная  работа,  практическая деятельность в полном объёме соответствует учебной программе, допускается один недочёт (правильный полный ответ,  представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определённую тему, умение применять определения,  правила  в конкретных случаях. Ученик обосновывает свои суждения,  применяет знания на практике, приводит собственные примеры).

        Отметку «4» - получает ученик, если его  устный ответ,  письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы (правильный, но не совсем точный ответ).

        Отметку «3» - получает ученик, если его  устный ответ,  письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых  и негрубых ошибок и недочётов (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не  умеет приводить примеры,  излагает материал непоследовательно).

         Отметку «2» -  получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки (неправильный ответ).

        Отметку «1» - получает ученик в случае отказа от ответа или отсутствия работы без объяснения причины или неуважительной причины.





5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

урока п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Дом.задание


1

Понятие вектора в пространстве.

1

Урок ознакомления с новым материалом.

Понятие вектора, понятия длины вектора, коллинеарных векторов, равных векторов.

Находить коллинеарные, сонаправленные, противоположно направленные и равные векторы; откладывать вектор, равный данному.

П. 38-39

№322 325

2-3

Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число.

2

Урок ознакомления с новым материалом.

Правила сложения двух векторов: правило треугольника, правило параллелограмма, правило многоугольника. Законы сложения векторов и умножения вектора на число. Понятие разности векторов, произведения вектора на число.

Применять правила и законы при решении задач. Доказывать коллинеарность векторов.

П 40 41 42

№328 330 334

343 347 349

Урок закрепления.

4-5

Компланарные векторы. Правило параллелепипеда. Разложение вектора по трем некомпланарным векторам

2

Комбинированный урок.

Понятие компланарных векторов; признак компланарности трёх векторов и обратное утверждение; правило параллелепипеда; понятие разложения вектора по трём некомпланарным векторам; теорема о разложении вектора по трём некомпланарным векторам.

Доказывать теоремы и применять их при решении задач.

П 43 44 45

№356 359 362

366 368382

Урок применения знаний и умений.

6

Зачёт № 1 по теме: "Векторы в пространстве".

1

Контроль знаний.




7-12

Координаты точки и координаты вектора. Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты вектора.

6

Урок ознакомления с новым материалом (2 часа).

Как задаётся прямоугольная система координат в пространстве; понятия единичного вектора, координатных векторов, координат вектора; правила нахождения координат суммы и разности векторов, произведения данного вектора на данное число. Связь между координатами векторов и координатами точек.

Находить координаты вектора. Доказывать, что координаты любой точки равны соответствующим координатам её радиус-вектора. Решать простейшие задачи в координатах и применять их при решении задач.

П 46 47 48и 49

№ 401 405

411 413 415

418 420 421


№424 428 431

432

Комбинированный урок (2 часа).

Урок обобщения и систематизации знаний (2 часа).

13-19

Скалярное произведение векторов. Движения

7

Урок ознакомления с новым материалом.

Понятия угла между векторами, перпендикулярных векторов, скалярное произведение векторов. Формулы нахождения скалярного произведения векторов и косинуса угла между векторами. Свойства скалярного произведения векторов. Уравнение плоскости. Движения: центральная, осевая и зеркальная симметрии, параллельный перенос. преобразование подобия.

Находить  и вычислять угол между векторами, прямыми, прямой и плоскостью; скалярное произведение векторов. Уметь выполнять движения. Применять движения для решения задач.

П 50 51 52 53

№ 442 444 449

Ф№452 455

№458 460

№463 465

№ 467 474

П 54 55 56 57 58

№ 479 482 490

Комбинированный урок (2 часа).

Комбинированный урок.

Урок ознакомления с новым материалом.

Урок обобщения и систематизации знаний (2 часа).

20

Контрольная работа № 1 по теме: "Метод координат в пространстве".

1

Контроль знаний.




21

Зачёт № 2 по теме: "Метод координат в пространстве".

1

Контроль знаний и умений.




22-24

Цилиндр.

3

Комбинированный урок.

Понятие цилиндра и цилиндрической поверхности; сечения цилиндра; формулу нахождения поверхности цилиндра.

Различать в окружающем мире предметы-цилиндры; строить сечения цилиндра и находить их площади; находить площадь боковой поверхности цилиндра и полной поверхности цилиндра.

П 59 60

№ 522 525

530 537

541 544

Урок применения знаний и умений.

Урок обобщения и систематизации знаний.

25-28

Конус.

4

Урок обобщения и систематизации знаний.

Понятия конуса и конической поверхности, усечённого конуса; сечения конуса; формулу нахождения поверхности конуса.

Выполнять построение конуса и его сечений и находить их площади. Находить площадь боковой поверхности конуса и полной поверхности.

П 61 62 63

№ 548 550 5553

555 556

559 561

567 572

Комбинированный урок.

Урок закрепления изученного материала (2 часа).

29-35

Сфера.

7

Урок ознакомления с новым материалом.

Определение сферы и шара. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости. Понятие касательной к сфере, свойство и признак касательной. Формулу площади сферы. Взаимное расположение сферы и прямой. Сечения цилиндрической конической поверхностей различными плоскостями.

Определять взаимное расположение сферы и плоскости. Записывать уравнение сферы. Доказывать свойство и признак касательной. Находить площадь сферы.

П 64 65 66 67 68

№ 574 577

578 581

№ 585 592

№ 595 598

№ 599 600

Урок обобщения и систематизации знаний (2 часа).

Комбинированный урок (2 часа).

Урок закрепления изученного материала (2 часа).

36

Контрольная работа № 2 по теме: "Цилиндр, конус, шар".

1

Контроль знаний и умений.




37

Зачёт № 3 по теме: "Цилиндр, конус, шар".

1

Контроль знаний.




38-40

Объём прямоугольного параллелепипеда

3

Комбинированный урок (2 часа).

Понятие объёма, свойства объёмов, теорема об объёме прямоугольного параллелепипеда и следствия из неё.

Уметь доказывать теорему и следствия, применять их при решении задач.

П 74 75

№648 650

№653 654

№658

Урок закрепления изученного материала.

41-42

Объём прямой призмы и цилиндра

2

Комбинированный урок.

Теоремы об объёме прямой призмы и цилиндра.

Доказывать теоремы и применять их при решении задач.

П 76 77

№660 662

665 668

Урок применения знаний и умений.

43-47

Объём наклонной призмы, пирамиды и конуса

5

Урок ознакомления с новым материалом (2 часа).

Применение интеграла при вычислении объёмов, теоремы об объёмах наклонной призмы, пирамиды, усечённой пирамиды, конуса и усечённого конуса.

Находить объём наклонной призмы, пирамиды, усечённой пирамиды, конуса и усечённого конуса.

П 78 79 80 81

№677 679

№684 686

№ 690 692

№ 693 695

№ 697 702

Комбинированный урок (2 часа).

Урок закрепления изученного материала.

48-52

Объём шара и площадь сферы

5

Урок ознакомления с новым материалом.

Понятия шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора. Формулу объёма шара, сегмента, слоя и сектора, площади сферы.

Применять формулы при решении задач.

П 82 83 84

№ 711 713

№719 721

№ 724

Комбинированный урок (2 часа).

Урок закрепления изученного материала.

Урок применения знаний и умений.

53

Контрольная работа № 3 по теме: "Объёмы тел".

1

Контроль знаний.

.



54

Зачёт № 4 по теме: "Объёмы тел".

1

Контроль знаний.




55-57

Углы и отрезки, связанные с окружностью

3




П 85 86 87 88 89

№817 819

№823 826

№830 832

58-60

Решение треугольников





П 90 91 92 93 94

№838 843

№847

№850

61-63

Теоремы Манелая и Чевы





П 95 96

№852 855

№857 860

861

64-66

Эллипс, гипербола и парабола





П 97 98 99

№864

№866

№869

67

Итоговая контрольная работа №4






68

Анализ контрольной работы








7. Учебно-методическое обеспечение.

  1. Учебник:  Л.С.Атанасян, В.Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др. Геометрия (базовый и профильный уровень). 10-11 класс. Просвещение. 2012.

  2. Комплект инструментов классных: линейка, транспортир, угольник (300, 600), угольник (450, 450). Комплект каркасов стереометрических тел (демонстрационный).

  3. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.

  4. Технические средства: персональный компьютер, принтер.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!