СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по биологии 7 класс. УМК Пасечник
МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1»
УТВЕРЖДАЮ: Директор школы _______________________ «___»________________г. | СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по УВР _______________________ «___» ________________г. | РАССМОТРЕНО на заседании ШМО ________________________ « __»__________________ г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии 7А, 7Б, 7В
Петеримовой Анны Федоровны
учителя биологии
2018/2019 учебный год
с. Таштып
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы основного общего образования, учебного плана МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1», примерной программы основного общего образования по биологии с учетом авторской программы по УМК Пасечника В.В.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно-методического комплекса), утвержденного приказом № __ от ________г._ МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1»
Программа рассчитана на 70 ч. в год (_2_ часа в неделю).
Программой предусмотрено проведение:
контрольных работ- _3_ ;
практических работ - __2__;
лабораторных работ- _14__.
Данная программа составлена для реализации курса биологии, на базовом уровне.
Новизна данной программы определяется тем, что_ рабочая программа по биологии построена на основе программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
При организации процесса обучения в раках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: ИКТ, проблемное обучение, индивидуальный подход, дифференцированное обучение и др.
Текущая, промежуточная и итоговая аттестация учащихся проводится в соответствии с локальными актами ОУ.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | Содержание | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Планируемые результаты (УДД) |
1 | Введение | 2 | История развития зоологии. Современная зоология. | Описывают и сравнивают царства органического мира. Характеризуют этапы развития зоологии. Классифицируют животных. отрабатывают правила работы с учебником. Используя дополнительные источники информации, раскрывают значение зоологических знаний, роль и значение животных в природе и жизни человека | сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции |
2 | Многообразие животных:
| 46 | Простейшие Многоклеточные животные 1 .Беспозвоночные 2. Позвоночные | Многоклеточные животные. Общая характеристика типа кишечнополостных. Пресноводная гидра. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Процессы жизнедеятельности (движение, питание, дыхание, размножение). Рефлекс. Регенерация. Медузы. Коралловые полипы. Коралловые рифы. Значение кишечнополостных в природе и жизни человека. | умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, ) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. |
3 | Эволюция строения и функций основных органов и их систем. | 13 |
| Анализируют палеонтологические, сравнительно-анатомические и эмбриологические доказательства эволюции животных. Описывают и характеризуют гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы | сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию |
5 | Биоценозы | 9 |
| Изучают признаки биологических объектов: естественного и искусственного биоценоза, продуцентов, консументов, редуцентов | направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения. |
| ИТОГО: | 70 |
|
|
|
Перечень контрольных работ
№ | Название темы контрольной работы |
1 | «Многоклеточные животные. Беспозвоночные» |
2 | «Многоклеточные животные. Позвоночные.» |
3 | Годовая контрольная работа |
Перечень лабораторных работ
№ | Название темы лабораторной работы |
1 | «Знакомство с многообразием водных простейших» |
2 | Знакомство с многообразием круглых червей» |
3 | «Внешнее строение дождевого червя» |
4 | «Особенности строения и жизни моллюсков» |
5 | «Знакомство с разнообразием ракообразных» |
6 | «Изучение представителей отрядов насекомых» |
7 | «Внешнее строение и передвижение рыб» |
8 | «Изучение внешнего строения птиц» |
9 | « Изучение особенностей различных покровов тела» |
10 | «Изучение способов передвижения животных» |
11 | «Изучение способов дыхания животных» |
12 | «Изучение ответной реакции животных на раздражения» |
13 | «Изучение органов чувств животных» |
14 | «Определение возраста животных» |
Перечень практических работ
№ | Название темы практической работы |
1 | «Разнообразие моллюсков и их раковин» |
2 | «Строение скелета лягушки» |
Календарно-тематическое планирование
Календ. сроки | № уроков | Тема (раздел)
| Планируемые результаты обучения | Возможные виды деятельности учащихся/ Возможные формы контроля | Возможные направления творческой, исследовательской, проектной деятельности учащихся | Фактическая дата проведения урока | |
Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Универсальные учебные действия | ||||||
1 четверть | |||||||
Введение | |||||||
1 неделя сентября | 1 | История развития зоологии | Определяют понятия «систематика», «зоология», «систематические категории». Описывают и сравнивают царства органического мира. Характеризуют этапы развития зоологии. Классифицируют животных, отрабатывают правила работы с учебником.
| Познавательные УУД Определяют понятия: «систематика», «зоология», «систематические категории. Дают характеристику методам изучения биологических объектов Регулятивные УУД: Описывают и сравнивают царства органического мира Отрабатывают правила работы с учебником Коммуникативные УУД научить применять двойные названия животных в общении со сверстниками, при подготовке сообщений, докладов, презентаций Демонстрируют способность к эмпатии, стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания. |
|
|
|
1 нед сент | 2 | Современная зоология
| Определяют понятия «этология», «зоогеография», «энтомология», «ихтиология», «орнитология», «эволюция животных». Составляют схему «Структура науки зоологии». | Познавательные УУД Определяют понятия: «Красная книга», «этология», «зоогеография», «энтомология», «ихтиология», «орнитология», «эволюция животных».классифицировать объекты по их принадлежности к систематическим группам; Регулятивные УУД: наблюдать и описывать различных представителей животного Составляют схему «Структура науки зоологии» Коммуникативные УУД Используя дополнительные источники информации, раскрывают значение зоологических знаний, роль
|
|
|
|
Раздел I. Простейшие-2 ч. | |||||||
2 нед сент | 3 | Простейшие: Корненожки, Радиолярии, Споровики, Солнечники. Л/р№1 «Знакомство с многообразием водных простейших»
| особенности строения представителей изученных простейших Корненожки, Радиолярии, Солнечники, Споровики. Систематизируют знания при заполнении таблицы «Сходство и различия простейших животных и растений». Знакомятся с многообразием простейших, особенностями их строения и значением в природе и жизни человека. Выполняют самостоятельные наблюдения за простейшими в культурах. Оформляют отчет, включающий ход наблюдений и выводы | Познавательные УУД Определяют понятия «простейшие», «корненожки», «радиолярии», солнечники», «споровики», «циста», «раковина». Сравнивают простейших с растениями
Регулятивные УУД: Систематизируют знания при заполнении таблицы «Сходство и различия простейших животных и растений». Выполняют самостоятельные наблюдения за простейшими в культурах.
Коммуникативные УУД Обмениваясь знаниями со сверстниками оформляют отчет, включающий ход наблюдений и выводы
|
| Л/р№1 «Знакомство с многообразием водных простейших»
|
|
2 нед сент | 4 | Жгутиконосцы. Инфузории. Значение простейших. | Определяют понятия «инфузории», «колония», «жгутиконосцы». Систематизируют знания при заполнении таблицы «Сравнительная характеристика систематических групп простейших». Знакомятся с многообразием простейших, особенностями их строения и значением в природе и жизни человека | Познавательные УУД Определяют понятия «инфузории», «колония», «жгутиконосцы». Знакомятся с многообразием простейших, особенностями их строения и значением в природе и жизни человека Знакомятся с многообразием простейших, особенностями их строения и значением в природе и жизни человека Регулятивные УУД: Систематизируют знания при заполнении таблицы «Сравнительная характеристика систематических групп простейших». Коммуникативные УУД Умение работать в составе группы. |
|
|
|
Раздел II. Многоклеточные животные | |||||||
3 нед сент | 5 | Беспозвоночные. Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные. | Развивать умение выделять существенные признаки типа Губкии Выявлять черты приспособлений Губок к среде обитания Выделять сходства между Губками и кишечнополостными | Познавательные УУД умение давать определения понятиям, классифицировать объекты Регулятивные УУД:. Умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя Коммуникативные УУД умение слушать одноклассников, высказывать свою точку зрения
|
|
|
|
3 нед сент | 6 | Тип Кишечнополостные. гидроидные, сцифоидные, коралловые полипы. | Выявление существенных особенностей представителей разных классов т. Кишечнополостные Знание правил оказания первой помощи при ожогах ядовитыми кишечнополостными
| Познавательные УУД Умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения, представлять результаты работы классу Регулятивные УУД: Умение определять цель работы, планировать ее выполнение Коммуникативные УУД Умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы. |
|
|
|
4 нед сент | 7 | Тип Плоские черви. Классы: Ресничные, Сосальщики, Ленточные. | Выявление приспособления организмов к паразитическому образу жизни. Знание основных правил, позволяющих избежать заражения паразитами | Познавательные УУД умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя. Коммуникативные УУД умение слушать учителя, извлекать информацию из различных источников.
|
|
|
|
4 нед сент | 8 | Тип Круглые черви. Л/р №2 №Знакомство с многообразием круглых червей»
| Развивать умения распознавать и описывать строение Круглых червей Сравнивать плоских и круглых червей. Знание основных правил, позволяющих избежать заражения паразитами | Познавательные УУД Умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения, представлять результаты работы классу Регулятивные УУД: Умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД умение слушать одноклассников, высказывать свое мнение |
| Л/р №2 №Знакомство с многообразием круглых червей»
|
|
1 нед окт | 9 | Тип Кольчатые черви или Кольчецы. Класс Многощетинковые, или Полихеты. | Иметь представление о классификации Кольчатых червей, их особенностях строения и многообразии. Знать представителей типа Кольчатых класса Многощетинковых и их значение в природе и жизни человека. | Познавательные УУД Уметь подбирать критерии для характеристики объектов, работать с понятийным аппаратом, сравнивать и делать выводы Систематизируют кольчатых червей. Дают характеристику типа Кольчатые черви Регулятивные УУД: Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки Коммуникативные УУД Уметь воспринимать разные виды информации. Уметь отвечать на вопросы учителя, слушать ответы других Определяют |
|
|
|
1 нед окт | 10 | Тип Кольчатые черви. Классы Олигохеты и Пиявки Лабораторная работа №3. «Внешнее строение дождевого червя» | Знать представителей типа Кольчатых класса Малощетинковых и их значение в природе и жизни человека | Познавательные УУД Давать определения понятиям, уметь работать с изобразительной наглядностью, уметь делать выводы на основе полученной информации Регулятивные УУД: Уметь организовать свою деятельность для выполнения заданий учителя; уметь работать с инструктивными карточками Проводят наблюдения за дождевыми червями. Оформляют отчёт, включающий описание наблюдения, его результат и выводы Коммуникативные УУД Уметь воспринимать разные формы информации, слушать ответы других, уметь работать в малых группах. |
| Лабораторная работа №3. «Внешнее строение дождевого червя» |
|
2 нед окт | 11 | Тип Моллюски. Л/Р №4 «Особенности строения и жизни моллюсков»
| Определяют понятия: «раковина», «мантия», «мантийная полость», «лёгкое», «жабры», «сердце», «тёрка», «пищеварительная железа», «слюнные железы», «глаза», «почки», «дифференциация тела»
| Познавательные УУД Знания общей характеристики типа Моллюсков. Знания о местообитании, строении и образе жизни представителей класса Брюхоногие Регулятивные УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Коммуникативные УУД В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) |
| Л/Р №4 «Особенности строения и жизни моллюсков»
|
|
2 нед окт | 12 | Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.
| Определяют понятия: «брюхоногие», «двустворчатые», «головоногие», «реактивное движение», «перламутр», «чернильный мешок», «жемчуг». Выявляют различия между представителями разных классов моллюсков
| Познавательные УУД Знания о местообитании, строении и образе жизни представителей Головоногих и Двустворчатых моллюсков Знания о значении моллюсков в природе и жизни человека Регулятивные УУД: Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта Коммуникативные УУД Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. |
|
|
|
3 нед окт | 13 | Тип Иглокожие.. Классы: Морские лилии, Морские звезды, Морские ежи, Голотурии, Офиуры. | Определяют понятия: «водно‑сосудистая система», «известковый скелет». Сравнивают между собой представителей разных классов иглокожих Умение различать классы Иглокожих, их разнообразия и образа жизни. Умение сравнивать представителей разных классов
| Познавательные УУД особенностей строения типа Иглокожие Регулятивные УУД: Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности Коммуникативные УУД Умение слушать учителя, и одноклассников, умение выступать и оценивать свои выступления и выступления одноклассников |
|
|
|
3 нед окт | 14 | Тип Членистоногие. Класс Ракообразные, Лабораторная работа №5. «Знакомство с разнообразием ракообразных»
| Определяют понятия: «наружный скелет», «хитин», «сложные глаза», «мозаичное зрение», «развитие без превращения», «паутинные бородавки», «паутина», «лёгочные мешки», «трахеи», «жаберный тип дыхания», «лёгочный тип дыхания», «трахейный тип дыхания», «партеногенез». | Познавательные УУД происхождения членистоногих; знания о многообразии членистоногих. Знания о местообитаниях членистоногих Регулятивные УУД: Проводят наблюдения за ракообразными. Оформляют отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы. Коммуникативные УУД отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы, Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. |
| Лабораторная работа №5. «Знакомство с разнообразием ракообразных»
|
|
4 нед окт | 15 | Класс Паукообразные. . | Определяют понятия: «наружный скелет», «хитин», «сложные глаза», «мозаичное зрение», «развитие без превращения»,«паутинные бородавки», «паутина», «лёгочные мешки», «трахеи», «жаберный тип дыхания», «лёгочный тип дыхания», «трахейный тип дыхания», «партеногенез». Клещи. Хитин, сложные глаза, мозаичное зрение, легочные мешки, трахея, партеногенез.
| Познавательные УУД Особенности строения: восьминогих, отсутствие усиков, органы дыхания наземного типа, отделы тела (головогрудь, брюшко). Регулятивные УУД: Проводят наблюдения за паукообразными. Оформляют отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы. Иллюстрируют примерами значение паукообразных в природе и жизни человека Коммуникативные УУД В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. |
|
|
|
4 нед окт | 16 | Класс Насекомые Лабораторная работа №6 «Изучение представителей отрядов насекомых»
| Определяют понятия: «инстинкт», «поведение», «прямое развитие», «непрямое развитие».
| Познавательные УУД Знания общей характеристики насекомых. Знания о местообитании, строении и образе жизни пчелы Регулятивные УУД: Выполняют непосредственные наблюдения за насекомыми. Оформляют отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы Коммуникативные УУД отстаивают свою точку зрения, приводят аргументы, Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. |
| Лабораторная работа №6 «Изучение представителей отрядов насекомых»
|
|
5 нед окт | 17 | Отряды насекомых: Таракановые, Прямокрылые, Уховертки, Поденки
| Знания о местообитании, строении и образе жизни насекомых.
| Познавательные УУД Работают с текстом параграфа выделять в нем главное Регулятивные УУД: : Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности Коммуникативные УУД Готовят презентацию изучаемого материала с помощью компьютерных технологий Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории, В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль. |
|
|
|
5 нед окт | 18 | Отряды насекомых: Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы.
| Представители отрядов Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы . Знания о строении и образе жизни Вредители растений и переносчики заболеваний. | Познавательные УУД Определяют понятие «развитие с превращением Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации Регулятивные УУД: Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности Коммуникативные УУД Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. |
|
|
|
2 четверть | |||||||
1 нед нояб | 19 | Отряды насекомых: Чешуекрылые (Бабочки), Равнокрылые, Двукрылые, Блохи
| Определяют понятия: «чешуекрылые, или бабочки», «гусеница», «равнокрылые», «двукрылые», «блохи Представители отрядов | Познавательные УУД Знания о значении насекомых, их местообитании. Знания о строении и образе жизни Регулятивные УУД: Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности Коммуникативные УУД Готовят презентацию изучаемого материала с помощью компьютерных технологий |
|
|
|
1 нед нояб | 20 | Отряд насекомых: Перепончатокрылые
| Определяют понятия: «общественные животные», «сверхпаразит», «перепончатокрылые», «наездники», «матка», «трутни», «рабочие пчёлы», «мёд», «прополис», «воск», «соты». | Познавательные УУД Представители отряда Знания о значении насекомых, их местообитании. Знания о строении и образе жизни Иллюстрируют значение перепончатокрылых в природе и жизни человека примерами Регулятивные УУД: Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности Коммуникативные УУД: Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности
|
|
|
|
2 нед нояб | 21 | Контрольная работа «Беспозвоночные животные» | Научиться применять изученные понятия в соответствии с решаемой задачей; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности беспозвоночных животных; выделять существенные признаки представителей различных типов, классов и отрядов беспозвоночных животных; распознавать представителей разных систематических групп беспозвоночных на рисунках и натуральных объектах; объяснять характер приспособлений беспозвоночных животных к среде своего обитания; работать с диагностирующими заданиями различного уровня сложности. | Познавательные УУД: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в устной и письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности. Регулятивные УУД: формулировать цель и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные УУД: работая в группе, вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам. |
|
|
|
2 нед нояб | 22 | Тип Хордовые Подтипы: Бесчерепные и Черепные или Позвоночные | Определяют понятия: «хорда», «череп», «позвоночник», «позвонок». Распознают животных типа Хордовых. Выделяют особенности строения ланцетника для жизни воде..Объясняют роль в природе и жизни человека. Доказывают усложнение в строении ланцетника по сравнению с кольчатыми червями.
| Познавательные УУД Получают информацию о значении данных животных в природе и жизни человека, работают с учебником и дополнительной литературой Регулятивные УУД: Составляют таблицу «Общая характеристика типа хордовых, корректируют вои знания Коммуникативные УУД высказывают свою точку зрения, задают вопросы, выражают свои мысли |
|
|
|
3 нед нояб | 23 | Позвоночные. Классы Рыб: Хрящевые, Костные. Лабораторная работа №7. «Внешнее строение и передвижение рыб» | Определяют понятия: «чешуя», «плавательный пузырь», «боковая линия», «хрящевой скелет», «костный скелет», «двухкамерное сердце». Называют органы чувств, обеспечивающие ориентацию в воде. Выделяют особенности строения рыб. Формулируют вывод. Структурируют знания | Познавательные УУД Распознают и описывают внешнее строение и особенности передвижения рыб в связи со средой обитания Выполняют непосредственные наблюдения за рыбами Регулятивные УУД: определяют цель работы : корректируют свои знания, оформляют отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты и выводы Коммуникативные УУДУ умение работы в парах, высказывают свою точку зрения, выражают в ответах свои мысли |
| Лабораторная работа №7. «Внешнее строение и передвижение рыб» |
|
3 нед нояб | 24 | Подкласс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты, Химерообразные. | Распознают и описывают представителей хрящевых рыб. Доказывают родство хрящевых рыб с ланцетниками. Выявляют приспособленность хрящевых рыб к местам обитания. Раскрывают значение хрящевых рыб в природе
| Познавательные УУД Характеризуют многообразие, образ жизни, места обитания хрящевых рыб. Выявляют черты сходства и различия между представителями изучаемых отрядов оценивают собственные результаты Регулятивные УУД корректируют свои знания: Коммуникативные УУД .Работают с дополнительными источниками информации |
|
|
|
4 нед нояб | 25 | Класс Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные.
| Определяют понятия: «нерест», «проходные рыбы Распознают и описывают представителей костных рыб. Приводят примеры видов рыб, обитающих в Алтайском крае. Характеризуют отряды костных рыб. Объясняют значение кистепёрых и двоякодышащих рыб для понимания эволюции животных.
| Познавательные УУД». Выявляют черты сходства и различия между представителями данных отрядов костных рыб Регулятивные УУД: Обсуждают меры увеличения численности промысловых рыб. Работают с дополнительными источниками информации корректируют свои знания оценивают собственные результаты Коммуникативные УУД задают ,вопросы выражают в ответах свои мысли учение слушать и участвовать в дискуссии. |
|
|
|
4 нед нояб | 26 | Класс Земноводные или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые.
| Определяют понятия: «головастик», «лёгкие». Распознают и описывают внешнее строение Земноводных. Выделяют особенности строения в связи со средой обитания. Сравнивают внешнее строение земноводных и рыб.
| Познавательные УУД Выявляют различия в строении рыб и земноводных. Раскрывают значение земноводных в природе Регулятивные УУД: корректируют свои знания Умение организовано выполнять задания. Развитие навыков самооценки Коммуникативные УУД умение слушать одноклассников, высказывать свою точку зрения. |
|
|
|
1 нед дек | 27 | Класс Пресмыкающиеся или Рептилии. Отряд Чешуйчатые.
| Определяют понятия: «внутреннее оплодотворение», «диафрагма», «кора больших полушарий». Определяют принадлежность к типу, классу и распознают распространённых представителей класса. Выявляют особенности строения
| Познавательные УУД Сравнивают строение земноводных и пресмыкающихся Регулятивные УУД: Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Уметь самостоятелбно контролировать своё время Коммуникативные УУД отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы. Уметь терпимо относится к мнению другого человека и при случаи признавать свои ошибки. |
|
|
|
1 нед дек | 28 | Отряды пресмыкающихся: Черепахи и Крокодилы.
| Определяют понятие «панцирь».Распознают и описывают представителей класса Пресмыкающиеся. Определяют принадлежность рептилий к определённым отрядам. Объясняют роль в природе и жизни человека.
| Познавательные УУД Сравнивают изучаемые группы животных между собой. Регулятивные УУД: Работают с учебником и дополнительной литературой Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Коммуникативные УУД отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы. Уметь терпимо относится к мнению другого человека и при случаи признавать свои ошибки. |
|
|
|
2 нед дек | 29 | Класс Птицы. Отряд Пингвины
Лабораторная работа №8. «Изучение внешнего строения птиц» | Определяют понятия: «гнездовые птицы», «выводковые птицы», «двойное дыхание», «воздушные мешки орнитология, крылья, перьевой покров, обтекаемая форма тела, цевка, киль, полые кости, отсутствие зубов, крупные глазницы, воздушные мешки, высокий обмен веществ, теплокровность,.
| Познавательные УУД Проводят наблюдения за внешним строением птиц. Регулятивные УУД Устанавливают цели лабораторной работы Составляют план и последовательность действий Коммуникативные УУД Интересуются чужим мнением и высказывают свое Умеют слушать и слышать друг друга |
| Лабораторная работа №8. «Изучение внешнего строения птиц» |
|
2 нед дек | 30 | Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные
| Определяют понятия: «роговые пластинки», «копчиковая железа». Представители отрядов: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные . | Познавательные УУД Выявляют черты сходства и различия в строении, образе жизни и поведении представителей указанных отрядов птиц Регулятивные УУД: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий Коммуникативные УУД Работают в группахтс учебником и дополнительной литературой. Готовят презентацию на основе собранных материалов |
|
|
|
3 нед дек | 31 | Отряды птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные
| Определяют понятия: «хищные птицы», «растительноядные птицы», «оседлые птицы», «кочующие птицы», «перелётные птицы». Представители отрядов Дневные хищные, Совы, Куриные.
| Познавательные УУД Изучают взаимосвязи, сложившиеся в природе. Регулятивные УУД: Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Коммуникативные УУД Работают в группах с учебником и дополнительной литературой. Готовят презентацию на основе собранных материалов |
|
|
|
3 нед дек | 32 | Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые (Аистообразные).
| Определяют понятия: «насекомоядные птицы», «зерноядные птицы», «всеядные птицы | Познавательные УУД знакомятся с представителями отрядов Воробьиные .Аистообразные.. Регулятивные УУД: умение организовывать свою деятельность. Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий Коммуникативные УУД Работают в группах с учебником и дополнительной литературой. Готовят презентацию на основе собранных материалов |
|
|
|
4 нед дек | 33 | Класс Млекопитающие или Звери, Отряды Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые.
| определяют понятия Шерстяной покров. Железы млекопитающих. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые «яйцекладущие», «настоящие звери», «живорождение», «матка». Знать общую характеристику. Строение кожи. .
| Познавательные УУД Сравнивают изучаемые классы животных между собой. Выявляют приспособленности этих животных к различным условиям и местам обитания. Регулятивные УУД: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий Коммуникативные УУД умение работать с дополнительными источниками информации использование для поиска возможности Интернета. |
|
|
|
4 нед дек | 34 | Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные.
| Основные представители Отрядов: Грызуны, Зайцеобразные. Резцы.
| Познавательные УУД Определяют понятие «резцы». Работают с текстом параграфа. Сравнивают представителей изучаемых отрядов между собой Регулятивные УУД: составляют план и последовательность действий Коммуникативные УУД умение работать с дополнительными источниками информации использование для поиска возможности Интернета. |
|
|
|
3 четверть | |||||||
2 нед янв | 35 | Отряды млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные
| Определяют понятия « видоизменение конечностей», « вторично-водные животные», «зубная формула и её значение в систематик Миграция, цедильный аппарат, бивни, хобот, хищные зубы . | Познавательные УУД Представители отрядов: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные. Регулятивные УУД: составляют план и последовательность действий Коммуникативные УУД умение работать с дополнительными источниками информации использование для поиска возможности Интернета. |
|
|
|
3 нед янв | 36 | Отряды млекопитающих: Парнокопытные, Непарнокопытные,
| Определяют понятия: «копыта», рога», «сложный желудок», «жвачка». Составляют таблицу «Семейство Лошади». Определяют понятия: «приматы», «человекообразные обезьяны». . | Познавательные УУД Представители отрядов: Парнокопытные, Непарнокопытные, Приматы. Копыто, рога, сложный желудок, жвачка. Приматы, человекообразные обезьяны Регулятивные УУД: составляют план и последовательность действий. Коммуникативные УУД умение работать с дополнительными источниками информации использование для поиска возможности Интернета. |
|
|
|
3 нед янв | 37 | Отряды млекопитающих: Приматы | Определяют понятия: «копыта», рога», «сложный желудок», «жвачка». Составляют таблицу «Семейство Лошади». Определяют понятия: «приматы», «человекообразные обезьяны». | Познавательные УУД Представители отрядов: Парнокопытные, Непарнокопытные, Приматы. Копыто, рога, сложный желудок, жвачка. Приматы, человекообразные обезьяны Регулятивные УУД: составляют план и последовательность действий. Коммуникативные УУД умение работать с дополнительными источниками информации использование для поиска возможности Интернета. |
|
|
|
4 нед янв | 38 | Повторение материала по теме «Многообразие животных»
| Научиться применять изученные понятия в соответствии с решаемой задачей; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности беспозвоночных животных; выделять существенные признаки представителей различных типов, классов и отрядов беспозвоночных животных; распознавать представителей разных систематических групп беспозвоночных на рисунках и натуральных объектах; объяснять характер приспособлений беспозвоночных животных к среде своего обитания; работать с диагностирующими заданиями различного уровня сложности. | Познавательные УУД сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения Регулятивные УУД: самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД умеют слушать друг друга, дискутировать.
|
|
|
|
4 нед янв | 39 | Контрольная работа «Позвоночные животные» | Научиться применять изученные понятия в соответствии с решаемой задачей; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности беспозвоночных животных; выделять существенные признаки представителей различных типов, классов и отрядов беспозвоночных животных; распознавать представителей разных систематических групп беспозвоночных на рисунках и натуральных объектах; объяснять характер приспособлений беспозвоночных животных к среде своего обитания; работать с диагностирующими заданиями различного уровня сложности. | Познавательные УУД: воспроизводить информацию по памяти; строить высказывания в устной и письменной форме; работать с тестами различного уровня сложности. Регулятивные УУД: формулировать цель и ставить задачи, необходимые для ее достижения; планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты; осуществлять рефлексию своей деятельности. Коммуникативные УУД: работая в группе, вести диалог в доброжелательной и открытой форме, проявляя интерес и уважение к собеседникам. |
|
|
|
Раздел III. Эволюция строения и функций органов и их систем у животных | |||||||
1 нед фев | 40 | Покровы тела. Лабораторная работа №6 « Изучение особенностей различных покровов тела» | Определяют понятия «покровы тела животных;, особенности строения покровов тела у разных групп животных; объяснять закономерности строения покровов тела; сравнивать и описывать строение покровов тела животных разных систематических групп; показывать взаимосвязь строения покровов с их функцией; различать на живых объектах разные виды покровов; | Познавательные УУД осуществлять наблюдения и делать выводы, Умеют анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений. Регулятивные УУД: Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока). . Коммуникативные УУД: Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе |
| Лабораторная работа №6 « Изучение особенностей различных покровов тела» |
|
1 нед фев | 41 | Опорно-двигательная система | Определяют понятия опорно-двигательную систему органов животных и органы, их образующие; особенности строения скелета и мышц у разных групп животных; эволюцию изучаемой системы органов животных. объяснять закономерности строения ОДС и механизмы функционирования | Познавательные УУД Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков (моделирование), умение работать с информацией. Регулятивные УУД: : умение организовывать свою деятельность. Коммуникативные УУД умение сотрудничать, слушать и понимать партнера, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками
|
|
|
|
2 нед фев | 42 | Способы передвижения. Полости тела. Л/р №10 «изучение способов передвижения животных» | основные способы передвижения животных и органы, участвующие в движении; эволюцию полостей тела. правильно использовать при характеристике способов передвижения специфические понятия; показывать взаимосвязь строения органов передвижения и их функции; выявлять сходства и различия в строении тела животных; . | Познавательные УУД осуществлять наблюдения и делать выводы, научиться работать с информацией Регулятивные УУД: уметь организовывать учебную деятельность и определять ее цель. Коммуникативные УУД : уметь планировать и составлять совместную деятельность. |
| Л/р №10 «изучение способов передвижения животных» |
|
2 нед фев | 43 | Органы дыхания и газообмен. Л/р №11 «Изучение способов дыхания животных» | Определяют понятия: «органы дыхания», «диффузия», «газообмен», «жабры», «трахеи», «бронхи», «лёгкие», «альвеолы», «диафрагма», «лёгочные перегородки»
| Познавательные УУД .способы дыхания у животных и органы, участвующие в дыхании; особенности строения дыхательной системы органов у разных групп животных; эволюцию органов дыхания у животных. Регулятивные УУД: сравнивать строение органов дыхания животных разных систематических групп Коммуникативные УУД умение распределять обязанности и взаимно контролировать друг друга, учиться самостоятельно организовывать речевую деятельность в устной и письменной формах. |
| Л/р №11 «Изучение способов дыхания животных» |
|
3 нед фев | 44 | Органы пищеварения.
| особенности строения органов пищеварения у разных групп животных; эволюцию пищеварительной системы органов животных правильно использовать при характеристике органов пищеварения специфические понятия показывать взаимосвязь строения и функции органов пищеварения животных; | Познавательные УУД объяснять закономерности строения органов пищеварения и механизмы их функционирования сравнивать строение пищеварительных органов животных разных систематических групп; Регулятивные УУД: умение организовывать свою деятельность, умение вносить коррективы в план действий Коммуникативные УУД умение договариваться и вести дискуссию, правильно выражать свои |
|
|
|
3 нед фев | 45 | Обмен веществ и превращение энергии. .
| Сравнивают и сопоставляют особенности строения и механизмы функционирования различных систем органов животных. Устанавливают зависимость скорости протекания обмена веществ от состояния животного и внешних факторов. Дают характеристику ферментов как обязательного участника всех реакций обмена веществ и энергии. Выявляют роль газообмена и полноценного питания животных в обмене веществ и энергии | Познавательные УУД Определяют понятия: «обмен веществ», «превращение энергии», «ферменты». Раскрывают значение обмена веществ и превращения энергии для жизнедеятельности организмов Регулятивные УУД: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Коммуникативные УУД Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми
|
|
|
|
4 нед фев | 46 | Кровеносная система. | Описывают кровеносные системы животных разных систематических групп. Составляют схемы и таблицы, систематизирующие знания о кровеносных системах животных. Выявляют причины усложнения кровеносной системы животных разных систематических групп в ходе эволюции | Познавательные УУД Определяют понятия: «сердце», «капилляры», «вены», «артерии», «кровеносная система», «органы кровеносной системы», «круги кровообращения», «замкнутая кровеносная система», «незамкнутая кровеносная система». Регулятивные УУД: Сравнивают кровеносные системы животных разных систематических групп. Выявляют признаки сходства и различия в строении и механизмах функционирования органов и их систем у животных. Коммуникативные УУД Обсуждение результатов работы
|
|
|
|
4 нед фев | 47 | Кровь | Выявляют причины усложнения кровеносной системы животных разных систематических групп в ходе эволюции | Познавательные УУД Определяют понятия: «артериальная кровь», «венозная кровь», «плазма», «форменные элементы крови», фагоцитоз», «функции крови». Регулятивные УУД: Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, Коммуникативные УУД Работа в группах |
|
|
|
1 нед марта | 48 | Органы выделения | Описывают органы выделения и выделительные системы животных разных систематических групп. Выявляют причины усложнения выделительных систем животных в ходе эволюции | Познавательные УУД Определяют понятия: «выделительная система», «канальцы», «почка», «мочеточник», «мочевой пузырь», «моча», «клоака». Регулятивные УУД: Сравнивают выделительные системы животных разных систематических групп. Дают характеристику эволюции систем органов животных Коммуникативные УУД Умеют слушать и слышать друг друга делать выводы при изучении материала |
|
|
|
4 четверть | |||||||
2 нед марта | 49 | Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. Л/Р №12 «Изучение ответной реакции животных на раздражения» | Описывают и сравнивают нервные системы животных разных систематических групп. Составляют схемы и таблицы, систематизирующие знания о нервных системах и строении мозга животных. Устанавливают зависимости функций нервной системы от её строения. Устанавливают причинно‑следственные связи между процессами, лежащими в основе регуляции деятельности организма | Познавательные УУД Определяют понятия: «раздражимость», «нервная ткань», «нервная сеть», «нервный узел», «нервная цепочка», «нервное кольцо», «нервы», «головной мозг», «спинной мозг», «большие полушария», «кора больших полушарий», «врождённый рефлекс», «приобретённый рефлекс», «инстинкт». Раскрывают значение нервной системы для жизнедеятельности животных Регулятивные УУД: Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно Коммуникативные УУД Получают биологическую информацию о нервной системе, инстинктах и рефлексах животных из различных источников, в том числе из Интернета
|
| Л/Р №12 «Изучение ответной реакции животных на раздражения» |
|
2 нед марта | 50 | Органы чувств. Регуляция деятельности организма. Л/Р №13 «Изучение органов чувств животных» | Определяют понятия: «эволюция органов чувств животных», «глаз», «простой глазок», «сложный фасеточный глаз», «монокулярное зрение», «бинокулярное зрение Определяют понятия: «нервная регуляция», «жидкостная регуляция». . | Познавательные УУД Устанавливают зависимость функций органов чувств от их строения. Объясняют механизмы и значение жидкостной и нервной регуляции деятельности животных. Описывают и сравнивают органы чувств животных разных систематических групп Регулятивные УУД Различают на муляжах и таблицах органы чувств Составляют схемы и таблицы, систематизирующие знания о нервных системах и строении мозга животных: Коммуникативные УУД Получают биологическую информацию об органах чувств и механизмах из различных источников, в том числе из Интернета
|
| Л/Р №13 «Изучение органов чувств животных» |
|
3 нед марта | 51 | Продление рода. Органы размножения. | Определяют понятия: «воспроизводство как основное свойство жизни», «органы размножения», «яичники», яйцеводы», «матка», «семенники», семяпроводы», «плацента». | Познавательные УУД описывают и сравнивают органы размножения животных разных систематических групп. Объясняют отличия полового размножения у животных. Приводят доказательства преимущества полового размножения животных разных систематических групп по сравнению со всеми известными Регулятивные УУД: Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней Коммуникативные УУД Получают биологическую информацию об органах размножения из различных источников, в том числе из Интернета |
|
|
|
3 нед марта | 52 | Обобщающий урок «Эволюция строения и функций органов и их систем» | сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения | Регулятивные УУД: самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД умеют слушать друг друга, дискутировать.
|
|
|
|
Раздел IV. Индивидуальное развитие животных-3 ч | |||||||
4 нед марта | 53 | Способы размножения животных. Оплодотворение | Определяют понятия: «деление надвое», «множественное деление», «бесполое размножение», «половое размножение», «почкование», «живорождение», «внешнее оплодотворение», «внутреннее оплодотворение».
| Познавательные УУД Раскрывают биологическое значение полового и бесполого размножения. Описывают и сравнивают половое и бесполое размножение. Приводят доказательства преимущества внутреннего оплодотворения и развития зародыша в материнском организме Регулятивные УУД: Принимают познавательную цель, сохраняют её при выполнении учебных действий Коммуникативные УУД умение слушать учителя. |
|
|
|
4 нед марта | 54 | Развитие животных с превращением и без превращения. Л/Р №14 «Определение возраста животных» | Определяют понятия: «индивидуальное развитие», «развитие с полным превращением», «развитие с неполным превращением», «развитие без превращения», «метаморфоз Используют примеры развития организмов для доказательства взаимосвязей организма со средой их обитания
| Познавательные УУД ».Описывают и сравнивают процессы развития с превращением и без превращения. Раскрывают биологическое значение развития с превращением и без превращения Регулятивные УУД: . Составляют схемы и таблицы, систематизирующие знания о развитии с превращением и без превращения у животных. Коммуникативные УУД обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений. |
| Л/Р №14 «Определение возраста животных» |
|
1 нед апр | 55 | Периодизация и продолжительность жизни животных.
| Определяют понятия: «половое созревание», «онтогенез», «периодизация онтогенеза», «эмбриональный период», «период формирования и роста организма», «период половой зрелости», «старость». . | Познавательные УУД Объясняют при‑ чины разной продолжительности жизни животных. Выявляют условия, определяющие количество рождённых детёнышей у животных разных систематических групп. Выявляют факторы среды обитания, влияющие на продолжительность жизни животного. Регулятивные УУД: Сравнивают животных, находящихся в одном и в разных периодах жизни. Оформляют отчёт, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы Коммуникативные УУД Получают из различных источников биологическую информацию о периодизации и продолжительности жизни животных.
|
|
|
|
Раздел V. Развитие и закономерности размещения животных на Земле -4 ч | |||||||
1 нед апр | 56 | Доказательства эволюции животных.
| Определяют понятия: «филогенез», «переходные формы», «эмбриональное развитие», «гомологичные органы», «рудиментарные органы», «атавизм
| Познавательные УУД Описывают и характеризуют гомологичные, аналогичные и рудиментарные органы и атавизмы. Выявляют факторы среды, влияющие на ход эволюционного процесса Регулятивные УУД: Анализируют палеонтологические, сравнительно‑анатомические и эмбриологические доказательства эволюции животных принимают познавательную цель и сохраняют её при выполнении учебных действий. Коммуникативные УУД Вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении |
|
|
|
2 нед апр | 57 | Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. | Определяют понятия: «наследственность», «определённая изменчивость», «неопределённая изменчивость», «борьба за существование», «естественный отбор | Познавательные УУД .Объясняют значение наследственности, изменчивости и борьбы за существование в формировании многообразия видов животных. Регулятивные УУД: развитие оценки навыков самоанализа Коммуникативные УУД Получают из разных источников биологическую информацию о причинах эволюции животного мира, проявлении наследственности и изменчивости организмов в животном мире умение воспринимать информацию на слух и визуально, отвечать на вопросы учителя.
|
|
|
|
2 нед апр | 58 | Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции | Определяют понятия: «усложнение строения и многообразие видов как результат эволюции», «видообразование», «дивергенция», «разновидность».
| Познавательные УУД Получают из разных источников биологическую информацию о причинах усложнения строения животных и разнообразии видов Регулятивные УУД: Выделяют и осознают то, что уже пройдено, осознают качество усвоения Составляют сложный план текста. Коммуникативные УУД. Представляют информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением компьютерных технологий |
|
|
|
3 нед апр | 59 | Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных
| Определяют понятия Ареал, виды: эндемик, космополит, реликт; миграция | Познавательные УУД Характеризуют механизм видообразования на примере галапагосских вьюрков Регулятивные УУД: Выделяют и осознают то, что уже пройдено, осознают качество усвоения Коммуникативные УУД. Учение работать в группах при изучении опорного конспекта |
|
|
|
Раздел VI. Биоценозы - 4 час | |||||||
3 нед апр | 60 | Естественные и искусственные биоценозы. | Определяют понятия: «биоценоз», «естественный биоценоз», «искусственный биоценоз», «ярусность», «продуценты», консументы», «редуценты», «устойчивость биоценоза». | Познавательные УУД Изучают признаки биологических объектов: естественного и искусственного биоценоза, продуцентов, консументов, редуцентов Регулятивные УУД: умение организовывать свою деятельность, умение вносить коррективы в план действий Коммуникативные УУД поддерживают дискуссию |
|
|
|
4 нед апр | 61 | Факторы среды и их влияние на биоценозы. | Определяют понятия: «среда обитания», «абиотические факторы среды», биотические факторы среды», «антропогенные факторы среды»
| Познавательные УУД Характеризуют взаимосвязь организмов со средой обитания, влияние окружающей среды на биоценоз и приспособление организмов к среде обитания. Анализируют принадлежность биологических объектов к экологическим группам Регулятивные УУД: Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено Коммуникативные УУД Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений |
|
|
|
4 нед апр | 62 | Цепи питания, поток энергии. | Определяют понятия: «цепи питания», «пищевая пирамида, или пирамида биомассы», «энергетическая пирамида», продуктивность», «экологическая группа», «пищевые, или трофические, связи»
| Познавательные УУД Составляют пастбищные и детритные цепи питания. Знают формулировку правила экологической пирамиды Регулятивные УУД: Используют самостоятельные наблюдения для формулировки вывода. Коммуникативные УУД поддерживают дискуссию
|
|
|
|
1 нед мая | 63 | Взаимосвязь компонентов биоценозов и их приспособленности друг к другу. | Выполняют непосредственные наблюдения в природе и оформляют отчёт, включающий описание экскурсии, её результаты и выводы | Познавательные УУД: Анализируют взаимосвязи организмов со средой обитания, их приспособленности к совместному существованию. Регулятивные УУД: Отрабатывают правила поведения на экскурсии. Коммуникативные УУД: Р аботают в группах. Выполняют практические задания в ходе экскурсии
|
|
|
|
Раздел VII. Животный мир и хозяйственная деятельность человека-5 ч | |||||||
1 нед мая | 64 | Воздействие человека и его деятельности на животных.
| Определяют понятия: «промысел», «промысловые животные».
| Познавательные УУД Знать способы положительного и Отрицательного воздействия человека и его деятельности на животных и среду их обитания; виды промысла Регулятивные УУД: уметь Организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД : уметь слушать учителя и отвечать на вопросы Работают с дополнительными источниками информации |
|
|
|
2 нед мая | 65 | Одомашнивание животных.
| Определяют понятия: «одомашнивание», «отбор», «селекция», «разведение
| Познавательные УУД Знать этапы одомашнивания животных, основы разведения, содержания и основные методы селекции сельскохозяйственных животных Регулятивные УУД: Уметь организовать выполнение заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД уметь воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах |
|
|
|
2 нед мая | 66 | Законы об охране животного мира. Система мониторинга
| Определяют понятия: «мониторинг», «биосферный заповедник».
| Познавательные УУД Знакомство с законами об Охране животного мира: федеральными, региональным Знать основы системы мониторинга Регулятивные УУД законодательные акты Российской Федерации об охране животного мира. Знакомятся с местными законами. Составляют схемы мониторинга Коммуникативные УУД уметь проводить элементарные исследования, работать с различными источниками информации уметь воспринимать информацию на слух |
|
|
|
3 нед мая | 67 | Охраняемые территории. Красная книга.
| Определяют понятия: «заповедники», «заказники», «памятники природы», «акклиматизация».
| Познавательные УУД Знакомятся с Красной книгой. Определяют признаки охраняемых территорий. Регулятивные УУД: уметь организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы Коммуникативные УУД уметь выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, Готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы.уметь работать в составе творческих групп |
|
|
|
3 нед мая | 68 | Повторение темы «Индивидуальное развитие животных» и «Развитие животного мира на Земле», «Биоценозы» и «Животный мир и хозяйственная деятельность человека» |
|
|
|
|
|
4 нед мая | 69 | Повторение, подготовка к контрольному тестированию |
|
|
|
|
|
4 нед мая | 70 | Итоговая контрольная работа, Обсуждение заданий на лето. |
|
|
|
|
|