СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии 9 класс УМК Пасечник

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1»

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы                  _______________________ 

  «___»________________г.      

СОГЛАСОВАНО:              

 Зам. директора по УВР     _______________________

«___» ________________г.       

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО ________________________

« __»__________________ г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по биологии 9А, 9Б, 9В

(базовый уровень)

Петеримовой Анны Федоровны

учителя биологии

 

 



2018/2019 учебный год

с. Таштып

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы основного общего образования, учебного плана МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1», примерной программы основного общего образования по биологии с учетом авторской программы по УМК Пасечнику В.В.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно-методического комплекса), утвержденного приказом № ___ от ___________г._ МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1»

Программа рассчитана на 70 ч. в год (_2_ часа в неделю).

Программой предусмотрено проведение:

  • контрольных работ- _5_ ;

  • практических работ - _1_;

  • лабораторных работ- __7__.

Данная программа составлена для реализации курса биологии, на базовом уровне.

Новизна данной программы определяется тем, что_ рабочая программа по биологии построена на основе программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

При организации процесса обучения в раках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: ИКТ, проблемное обучение, индивидуальный подход, дифференцированное обучение и др.

Текущая, промежуточная и итоговая аттестация учащихся проводится в соответствии с локальными актами ОУ.





Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Содержание

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Планируемые результаты (УУД)

1

Введение


Биология, микология, бриология, альгология, палеоботаника, генетика, биофизика, биохимия, радиобиология, космическая биология

Научное исследование, научный метод, научный факт, наблюдение, эксперимент, гипотеза, закон, теория

Знать систему биологических наук и методы исследования, которые они применяют.

Выделять основные свойства и признаки живых организмов.

Знать понятие биосистемы и характеризовать уровни организации живой ма­терии.

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов

Раздел 1. Уровни организации живой природы (52 ч)

2

Тема 1.1. Молекулярный уровень

10 ч

Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.

Выделять особенности химического состава живого вещества (органические вещества клетки, биополимеры и мономеры)

Выяснять особенности строения и биологическое значение моносахаридов, дисахаридов, полисахаридов

Выяснять особенности строения и биологическое значение жиров и других ли­пидов витаминов

Определять строение, свойства, функции и биологическое значение белков в клетке.

знать состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого;

— иметь первоначальные систематизированные представления о молекулярном уровне организации живого, о вирусах как неклеточных формах жизни;

— получить опыт использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения свойств органических веществ и функций ферментов как биологических катализаторов.


3

Тема 1.2. Клеточный уровень

14 ч

Гипотезы происхождения клетки. Основные положения клеточной теории. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы. Химический состав клетки и его постоянство. Стро­ение клетки. Функции органоидов.

Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможнос­ти клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, раз­витие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о де­лении клетки (митоз, мейоз).

Демонстрация модели клетки; микропрепаратов ми­тоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток.

Объяснять основные положения клеточной теории

Выделять существенные признаки строения и

процессов жизнедеятельности клетки.

Различать на таблицах основные части и органоиды клетки.

Выявлять взаимосвязи между строением и функциями клеток.

Наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах


Учащиеся должны знать:

— основные методы изучения клетки;

— особенности строения клетки эукариот и прокариот;

— функции органоидов клетки;

— основные положения клеточной теории;

— химический состав клетки.

Учащиеся должны иметь представление:

— о клеточном уровне организации живого;

— о клетке как структурной и функциональной единице жизни;

— об обмене веществ и превращение энергии как основе жизнедеятельности клетки;

— о росте, развитии и жизненном цикле клеток;

— об особенностях митотического деления клетки.

Учащиеся должны получить опыт:

— использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения клеток живых организмов.



4

Тема 1.3. Организменный уровень

14 ч

Теории возникновения многоклеточных организмов. Бесполое и половое размножение организмов. Поло­вые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи на­следственной информации. Генетическая непрерыв­ность жизни. Закономерности изменчивости. Ритмич­ность в жизни организмов.

Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперма­тозоида животных.

Выделять существенные признаки процессов рос-

та, развития, размножения.

Сравнивать половое и бесполое размножение, женские и мужские половые клетки, рост и развитие организмов.

Учащиеся должны знать:

— сущность биогенетического закона;

— основные закономерности передачи наследственной информации;

— закономерности изменчивости;

— основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов;

— особенности развития половых клеток.

Учащиеся должны иметь представление:

— организменном уровне организации живого;

— о мейозе;

— об особенностях индивидуального развития организмов;

— об особенностях бесполого и полового размножения организмов;

— об оплодотворении и его биологической роли.



5

Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень

4 ч

Вид, его критерии. Структура вида. Популяция — форма существования вида.

Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муля­жей, живых растений и животных.

Выделять существенные признаки вида. Характеризовать критерии вида и приводить примеры.


Учащиеся должны знать:

— критерии вида и его популяционную структуру;

— экологические факторы и условия среды;

— основные положения теории эволюции Ч. Дарвина;

— движущие силы эволюции;

— пути достижения биологического прогресса.

Учащиеся должны иметь представление:

— о популяционно-видовом уровне организации живого;

— о виде и его структуре;

— о влиянии экологических условий на организмы;

— о происхождении видов;

— о развитии эволюционных представлений;

— о синтетической теории эволюции;

— о популяции как элементарной единице эволюции;

— о микроэволюции;

— о механизмах видообразования;

— о макроэволюции и ее направлениях.

Учащиеся должны получить опыт:

— использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения морфологического критерия видов

6

Тема 1.5. Экосистемный уровень

6 ч

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоцено­зе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы.

Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологи­ческие взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем.

Экскурсия в биогеоценоз.

Выделять существенные признаки экосистемы,

процессов круговорота веществ и превращении

энергии в экосистемах. Выявлять типы взаимодействия разных видов в экосистеме.

Наблюдать и описывать экосистемы своей местности.

Объяснять причины устойчивости и смены экосистем. Сравнивать

искусственные и естественные сообщества.

Учащиеся должны знать:

— критерии вида и его популяционную структуру;

— экологические факторы и условия среды;

— основные положения теории эволюции Ч. Дарвина;

— движущие силы эволюции;

— пути достижения биологического прогресса.

Учащиеся должны иметь представление:

— о популяционно-видовом уровне организации живого;

— о виде и его структуре;

— о влиянии экологических условий на организмы;

— о происхождении видов;

— о развитии эволюционных представлений;

— о синтетической теории эволюции;

— о популяции как элементарной единице эволюции;

— о микроэволюции;

— о механизмах видообразования;

— о макроэволюции и ее направлениях.

Учащиеся должны получить опыт:

— использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения морфологического критерия видов.

7

Тема 1.6. Биосферный уровень

4 ч

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере.

Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и че­ловек».

Объяснять границы биосферы, понятие живого вещества и биомассы.


Учащиеся должны знать:

— основные гипотезы возникновения жизни на Земле;

— особенности антропогенного воздействие на биосферу;

— основы рационального природопользования;

— основные этапы развития жизни на Земле.

Учащиеся должны иметь представление:

— о биосферном уровне организации живого;

— о средообразующей деятельности организмов;

— о развитии представлений о происхождении жизни и современном состоянии проблемы;

— о доказательствах эволюции;

— о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды.

Учащиеся должны демонстрировать:

— знание основ экологической грамотности — оценивать последствия деятельности человека в природе и влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе


Раздел 2. Эволюция органического мира.

Эволюция.

7 ч

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борь­ба за существование, естественный отбор. Приспособ­ленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов — микроэволюция. Мак­роэволюция.

Демонстрация живых растений и животных, гербари­ев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, на­следственность, приспособленность, результаты искус­ственного отбора.

Объяснять формирование приспособленности организмов к среде обитания (на конкретных при-

мерах) и причины многообразия видов.

Выявлять приспособления у организмов к среде

обитания (на конкретных примерах), изменчивость у организмов одного вида.

Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «эволюция», «теория Дарвина», «движущие силы эволюции», «изменчивость», «борьба за существование», «естественный отбор», «синтетическая теория эволюции». Дают характеристику и сравнивают эволюционные представления Ж.Б.Ламарка и основные положения учения Ч.Дарвина. Объясняют закономерности эволюционных процессов с позиций учения Ч.Дарвина.


Раздел 3. Возникновение и развитие жизни на Земле

8 ч

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказа­тельства эволюции.

Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.


Характеризовать теории происхождения жизни: биогенез, абиогенез, панспермия, религиозные. Объяснять основные положения гипотезы А.Опарина-Холдейна. Характеризовать начальные этапы эволюции жизни.

Определяют понятия «креационизм», «самопроизвольное зарождение», «гипотеза стационарного состояния», «гипотеза панспермии», «гипотеза биохимической эволюции». Характеризуют основные гипотезы возникновения жизни на Земле.

Перечень контрольных работ

Название темы контрольной работы

1 четверть

1

«Молекулярный уровень организации живой природы»

2 четверть

2

«Клеточный уровень организации живой природы»

3 четверть

3

«Организменный уровень организации живого».

4 четверть

4

«Популяционно-видовой уровень», «Экосистемный уровень», «Биосферный уровень».

5

«Эволюция органического мира», «Возникновение и развитие жизни на Земле».

Перечень лабораторных работ

Название темы лабораторной работы

1 четверть

1

«Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках»

2

«Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом»

3 четверть

3

«Выявление изменчивости организмов».

4

«Изучение морфологического критерия вида»

5

«Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»

6

«Изучение и описание экосистемы своей местности»

4 четверть

7

«Изучение палеонтологических доказательств эволюции».

Перечень практических работ

Название темы практической работы

3 четверть

1

«Решение элементарных задач на дигибридное скрещивание»

Календарно-тематическое планирование

Календ. сроки

уроков

Тема

(раздел)

Тип урока

Планируемые результаты обучения

Возможные виды деятельности учащихся/ Возможные формы контроля

Возможные направления творческой, исследовательской, проектной деятельности учащихся

Фактическая дата проведения урока

Освоение предметных знаний (базовые понятия)

Универсальные учебные действия

1 четверть

Введение (2часа)

1 неделя сентября

1

Урок 1. Биология как наука и методы ее исследования.

Техника безопасности и правила поведения в кабинете биологии

Комб.

Биология, микология, бриология, альгология, палеоботаника, генетика, биофизика, биохимия, радиобиология, космическая биология

Приводить примеры диффе­ренциации и интеграции биоло­гических наук.

Перечислять значение дости­жений биологии в различных сферах человеческой деятель­ности; методы научного исследования.

Выделять предмет изучения бирлогии.

Характеризовать биологию как комплексную науку. Самостоятельно формули­ровать определение основ­ных понятий.

Объяснять роль биологии в современном обществе.

Высказывать свое мнение об утверждении, что значение био­логических знаний в современ­ном обществе возрастает.

беседа



2

Урок 2. Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки.

Комб.

Научное исследование, научный метод, научный факт, наблюдение, эксперимент, гипотеза, закон, теория, жизнь, биологические системы, обменвеществ, процессы биосинтеза и распада, раздражимость, размножение, наследственность, изменчивость, развитие, уровни организации живого

Описывать этапы научного ис­следования.

Отличать гипотезу от теории; научный факт от сообщения. Самостоятельно формули­ровать определение основ­ных понятий.

Выделять область применения методов исследования в биоло­гии.

Предлагать методы исследо­вания для конкретных ситуаций.

беседа



Раздел 1. Уровни организации живой природы (52 ч.)

Тема 1.1. Молекулярный уровень (10 ч.)

2 неделя сентября

3

Урок 1. Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика

Урок и изучения и пер¬вичного закрепления новых знаний

Органические вещества: белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, жиры (липиды), биополимеры, мономеры

Приводить примеры биополимеров. Называть: процессы, происходящие на молекулярном уровне; уровни организации жизни и элементы, образующие уровень. Определять принадлежность биологических объектов к уровню организации. Выделять группы полимеров и находить различие между ними. Раскрывать сущность принципа организации биополимеров. Объяснять, почему белки, нуклеиновые кислоты, углеводы и липиды являются биополимерами только в клетке.

Беседа, работа по карточкам



4

Урок 2. Многомолекулярные комплексные системы. Углеводы

Комбинированный урок

Углеводы (сахариды), моносахариды, дисахариды, полисахариды, рибоза, дезоксирибоза, глюкоза, фруктоза, галактоза, сахароза, мальтоза, лактоза, крахмал, глиоген, хитин

Приводить примеры веществ, относящихся к углеводам Называть: Органические вещества клетки; Клетки, ткани, органы, богатые углеводами Характеризовать: Биологическую роль углеводов; *Классифицировать углеводы по группам.

Индивидуальный опрос




3 нед сент

5

Урок 3. Многомолекулярные комплексные системы. Липиды

Комбинированный урок

Липиды, жиры, гормоны

Приводить примеры веществ, относящихся к липидам. Называть: Органические вещества клетки; Клетки, ткани, органы, богатые липидами Характеризовать: Биологическую роль липидов. *Классифицировать углеводы по группам.

Беседа



3 нед сент

6

Урок 4. Многомолекулярные комплексные системы. Состав и строение белков

Комбинированный урок

Белки (протеины, полипептиды) Глобула. Денатурация

Называть продукты, богатые белками.

Узнавать ~пространственную структуру молекулы белка. Называть:

связь, образующую первич­ную структуру белка; вещество - мономер белка. Характеризовать уровни структурной организации бел­ковой молекулы. Юписывать механизм дена­турации белка.

Определять признак деления белков на простые и сложные.

Называть функции белков. Описывать проявление строи­тельной, регуляторной и энер­гетической функций органиче­ских веществ.

Беседа, выборочная проверка тетрадей



4 нед сент

7

Урок 5. Функции белков

Комбинированный урок

Функции белков: строительная, двигательная, транспортная, защитная, регуляторная, сигнальная, энергетическая, каталитическая, гормон, фермент

Приводить примеры белков, выполняющих различные функции. Объяснять причины многооб¬разия функций белков. Характеризовать проявле¬ние функций белков. Объяснять, почему белки редко используются в качестве источника энергии.

Биологический диктант



4 нед сент

8

Урок 6. Многомолекулярные комплексные системы. Нуклеиновые кислоты

Комбинированный урок

Нуклеиновая кислота, ДНК, РНК, азотистые основания: аденин, гуанин, цитозин, тимин, урацил, нуклеотид, двойная спираль, комплиментарность, тРНК, рРНК иРНК

Давать полное название нук­леиновым кислотам ДНК и РНК.

Называть:

нахождение молекулы ДНК в клетке;

мономер нуклеиновых кислот.

Перечислять виды молекул РНК и их функции. Доказывать, что нуклеиновые кислоты - биополимеры.

Сравнивать строение моле­кул ДНК и РНК.

Выборочная проверка тетрадей



1нед окт

9

Урок 7. АТФ и другие органические соединения клетки

Комбинированный урок

АТФ, АДФ, АМФ, макроэргическая связ, витамины жирорастворимые и водорастворимые

Называть структурные компо­ненты и функцию АТФ. Описывать механизм осво­бождения и выделения энергии.

Приводить примеры жиро­растворимых и водораствори­мых витаминов.

Объяснять, почему связи ме­жду остатками фосфорной ки­слоты называются макроэрги- ческими.

Характеризовать:

биологическую роль АТФ; роль витаминов в организме.

Беседа




1нед окт

10

Урок 8. Биологические катализаторы.


Комбинированный урок

Катализатор, фермент, кофермент, активный центр фермента

Приводить примеры веществ- катализаторов. Перечислять факторы, определяющие скорость химических реакций. Описывать механизм участия катализаторов в химических реакциях. Объяснять, почему большинство ферментов при высокой температуре теряет каталитические свойства. Показать влияние витаминов. Использовать лабораторную работу для доказательства выдвигаемых предположений; аргументировать полученные результаты.

Тестирование

Лабораторная работа № 1 «Расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках»


2 нед окт

11

Урок 9. Вирусы

Комбинированный урок

Вирусы, капсид, самосборка

Перечислять признаки живого.

Приводить примеры заболеваний, вызываемых вирусами.

Описывать цикл развития вируса.

Выделять особенности строения вирусов.

Доказывать:

Что вирусы - это живые организмы;

Что вирусы - внутриклеточные паразиты.

Выборочная проверка тетрадей



2 нед окт

12

Урок 10. Контрольная работа по теме «Молекулярный уровень организации живой природы»

Урок контроля и коррекции ЗУН


Уметь систематизировать, обобщать знания.

Работать с тестами.

Тестирование



Тема 1.2. Клеточный уровень (14 ч.)

3 нед окт

13

Урок 1. Основные положения клеточной теории.

Урок и изучения и пер­вичного закрепления новых знаний

Клетка, методы изучения клетки: световая микроскопия, электронная микроскопия, центрифугирование, клеточная теория

Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение.

Называть:

жизненные свойства клетки;

положения клеточной теории.

Узнавать клетки различных организмов.

Находить в биологических словарях и справочниках значение термина теория.

Объяснять общность происхождения растений и животных.

Доказывать, что клетка - живая структура.

*Самостоятельно формулировать определение термина цитология.

Давать оценку значению открытия клеточной теории.

Беседа

Лабораторная работа № 2 «Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом»


3 нед окт

14

Урок 2. Химический состав и строение клетки.

Клеточная мембрана.

Комбинированный урок

Цитоплазма, ядро, органоиды, мембрана, фагоцитоз, пиноцитоз

Распознавать и описывать на таблицах клеточную мембрану.

Называть:

Способы проникновению веществ в клетку;

Функции клеточной мембраны.

Описывать химическое строение, строение клеточной мембраны.

Характеризовать функции клеточной мембраны.

*Прогнозировать последствия удаления различных органоидов из клетки

Описывать механизм пиноцитоза и фагазитоза.

Беседа, индивидуальный опрос, карточки.



4 нед окт

15

Урок 3.. Ядро клетки. Хромосомный набор клетки.

Комбинированный урок

Диплоидный набор Гаметы Гаплоидный набор

Гомологичные хромосомы*Кариотип Прокариоты

Соматические клетки Эукариоты Хромосомы

Узнавать по немому рисунку структурные компонент ядра.

Описывать по таблице строение ядра.

Анализировать содержание предлагаемых в тексте определений основных понятий.

Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и функций ядра.

*Объяснять механизм образования хромосом.

*Определять набор хромосом у различных организмов в гаметах и в соматических клетках.

Индивидуальный опрос, беседа,



4 нед окт

16

Урок 4. Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи.

Комбинированный урок

Эндоплазматическая сеть, комплекс гольджи, рибосомы, лизосомы

Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот.

Называть:

органоиды цитоплазмы;

функции органоидов.

Отличать по строению шероховатую от гладкой ЭПС.

Характеризовать органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям.

*Прогнозировать последствия удаления различных органоидов из клетки.


Выборочная проверка терадей



5 нед окт

17

Урок 5. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.

Комбинированный урок

Митохондрии, кристы, плстиды: лейкопласты, хлоропласты, хромопласты, граны,

Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот.

Называть:

органоиды цитоплазмы;

функции органоидов.

Отличать виды пластид растительных клеток.

Характеризовать органоиды клеток эукариот по строению и выполняемым функциям.

*Прогнозировать последствия удаления различных органоидов из клетки.

Тестирование



5 нед окт

18

Урок 6. Клеточный центр, органоиды движения, клеточные включения

Комбинированный урок

клеточный центр, цитоскелет, микротрубочки, центриоли, веретено деления, реснички, жгутики, клеточные включения

Приводить примеры клеточных включений.

Беседа



2 четверть

1 нед нояб

19

Урок 7. Прокариоты, эукариоты. Различия в строении клеток эукариот и прокариот.

Комбинированный урок

Прокариоты, эукариоты, анаэробы, споры

Узнавать и различать по немому рисунку клетки прокариот и эукариот.

Распознавать по немому рисунку структурные компоненты прокариотической клетки.

Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать особенности клеток бактерий.

Описывать по таблице:

строение клеток прокариот;

механизм процесса спорообразования у бактерий.

Сравнивать строение клеток эукариот и прокариот и делать вывод на основе этого сравнения.

*Объяснять значение спор для жизни бактерий.

*Доказывать примитивность строения прокариот

Тестирование



1 нед нояб

20

Урок 8. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

Комбинированный урок

Ассимиляция, диссимиляция, метаболизм, синтез белка, фотосинтез

Этапы обмена веществ в организме;

Роль АТФ и ферментов в обмене веществ.

Характеризовать сущность процесса обмена веществ и превращения энергии.

Разделять процессы ассимиляции и диссимиляции.

*Доказывать, что ассимиляция и диссимиляция – составные части обмена веществ.

*Объяснять взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции.

Беседа

Индивидуальный опрос



2 нед нояб

21

Урок 9. Аэробное и анаэробное дыхание. Энергетический обмен в клетке.

Комбинированный урок

АТФ, неполное кислородное ферментативное расщепление глюкозы, гликолиз, полноекислородное расщепление глюкозы (клеточное дыхание)

Анализировать содержание определений терминов гликолиз, брожение, дыхание.

Перечислять этапы диссимиляции.

Называть:

вещества – источники энергии;

продукты реакций этапов обмена веществ;

локализацию в клетке этапов энергетического обмена.

Описывать строение и роль АТФ в обмене веществ.

Характеризовать этапы энергетического обмена.

Индивидуальный опрос



2 нед нояб

22

Урок 10. Типы питания. Автотрофы, гетеротрофы. Фотосинтез и хемосинтез.

Комбинированный урок

Световая фаза фотосинтеза, темновая фаза фотосинтеза, фотолиз воды, хемосинтез, хемотрофы, нитрифицирующие бактерии, автотрофы, гетеротрофы, фототрофы, хемотрофы, сапротрофы, паразиты, голозойное питание

Перечислять способы питания, использование поглощаемых клеткой веществ.

Приводить примеры гетеротрофных и автотрофных организмов.

Описывать механизм фотосинтеза и хемосинтеза.

Анализировать содержание определений терминов.

Классифицировать организмы по способу питания.

Выделять особенности питания гетеротрофов и автотрофов.

Характеризовать автотрофов т гетеротрофов

Обосновывать наличие разных способов питания клеток зеленого растения.

Объяснять роль нитрифицирующих бактерий для высших растений.

Составление кластера



3 нед нояб

23

Урок 11. Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция.

Комбинированный урок

Ген, генетический код, триплет, кодон, транскрипция, антикодон, трансляция, полисома

Называть:

свойства генетического кода;

роль и-РНК, т-РНК в биосинтезе белка.

Анализировать содержание определений: триплет, кодон, ген ,генетический код, транскрипция, трансляция

Объяснять сущность генетического кода.

Описывать процесс биосинтеза белка по схеме.

*Характеризовать:

механизм транскрипции;

механизм трансляции.

*Составлять схему реализации наследственной информации в процессе биосинтеза белка.

Выборочная проверка тетрадей



3 нед нояб

24

Урок 12. Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция.

Комбинированный урок

Индивидуальный опрос



4 нед нояб

25

Урок 13. Деление клетки (митоз).


Комбинированный урок

Митоз, жизненный цикл клетки, интерфаза, профаза, метафаза, анафаза, телофаза, редупликация, хроматицы, центромера, веретено деления

Приводить примеры деления клетки у различных организмов.

Называть:

процессы, составляющие жизненный цикл клетки;

фазы митотического цикла.

Описывать процессы, происходящие в различных фазах митоза.

Объяснять биологическое значение митоза.

Анализировать содержание определений терминов.

Тестирование



4 нед нояб

26

Урок 14. Контрольная работа по теме «Клеточный уровень организации живой природы»

Урок контроля и коррекции ЗУН


Задания с выбором ответов.

Задания со свободными краткими и развернутыми ответами.

Задания на соответствие.

Задания на установление взаимосвязей.

Заполнение сравнительных таблиц.

Задания на нахождение ошибок в приведенном тексте

Тестирование сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля биология



Тема 1.3. Организменный уровень (14 ч.)

1 нед дек

27

Урок 1. Бесполое и половое размножение организмов.

Комбинированный урок

Размножение, Бесполое размножение, почкование, деление тела, споры,

Вегетативное размножение, половое размножение, гаметы, Гермафродиты, семенники, яичники, сперматозоиды, яйцеклетки

Называть:

основные формы размножения;

виды полового и бесполого размножения;

способы вегетативного размножения растений.

Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения.

Характеризовать сущность полового и бесполого размножения.

Объяснять биологическое значение бесполого размножения.

Составление таблицы , кластера



1 нед дек

28

Урок 2. Половые клетки. Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение.

Комбинированный урок

Гаметогенез, период размножение, период роста, период созревания, мейоз, конъюгация, кроссинговер, направительные тельца, оплодотворение, зигота, наружное и внутреннее оплодотворение, двойное оплодотворение у покрытосеменных, эндосперм

Узнавать и описывать по рисунку строение половых клеток.

Выделять различия мужских и женских половых клеток.

Выделять особенности бесполого и полового размножений.

Анализировать содержание определений основных понятий.

Объяснять:

биологическое значение полового размножения;

сущность и биологическое значение оплодотворения;

причины наследственности и изменчивости.

Использовать средства Интернета для составления справки о генетических заболеваниях, связанных с нарушением деления половых клеток.

*Объяснять эволюционное преимущество полового размножения.

Индивидуальный опрос



2 нед дек

29

Урок 3. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон.

Комбинированный урок

Онтогенез, эмбриональный период, постэмбриональный период, прямое развитие, непрямое развитие, закон зародышевого сходства, биогенетический закон, филогенез

Характеризовать:

сущность эмбрионального периода развития организмов;

роста организма;

начало и окончание постэмбриональное развития;

виды постэмбрионального развития.

Анализировать и оценивать:

воздействие факторов среды на эмбриональное развитие организмов;

факторы риска на здоровье, использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания).

тестирование



2 нед дек

30

Урок 4. Основные закономернос­ти передачи наследственной информации. Закономерности наследования признаков, установленных Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.

Комбинированный урок

Гибридологический метод, чистыые линие, Аллельные гены Генетика Ген Гомозигота Гетерозигота Доминантный признакИзменчивость Наследственность Моногибридное скрещивание Рецессивный признак, расщепление, закон чистоты гамет

Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков.

Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления.

Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания.

Анализировать содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании.

Составлять схему моногибридного скрещивания.

Определять:по фенотипу генотип и, наоборот, по генотипу фенотип; по схеме число типов гамет ,фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.

Объяснять значение гибридологического метода Г.Менделя

Выборочная проверка тетрадей



3 нед дек

31

Урок 5. Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании.

Комбинированный урок

Выборочная проверка тетрадей



3 нед дек

32

Урок 6. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.

Комбинированный урок

Неполное доминирование, фенотип, генотип, анализирующее скрещивание

Описывать механизм неполного доминирования.

Выделять особенности механизма неполного доминирования.

Составлять схему анализирующего скрещивания и неполного доминирования.

Определять:

по фенотипу генотип и, наоборот, по генотипу фенотип;

по схеме число типов гамет ,фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.

Индивидуальный опрос



4 нед дек

33

Урок 7. Дигибридное скрещивание.

Комбинированный урок

Дигибридное скрещивание, полигибридное скрещивание, решетка пеннета, закон незевисимого наследования признаков

Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания.

Называть условия закона независимого наследования.

Анализировать:

содержание определений основных понятий;

схему дигибридного скрещивания.

Составлять схему дигибридного скрещивания.

Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.

Тестирование

Пр решение задач на дигибридное скрещивание


4 нед дек

34

Урок 8. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана.

Комбинированный урок

Гомологичные хромосомы, Локус гена, конъюгация

Сцепленные гены

Отличать сущность открытий Г.Менделя и Т.Моргана.

Формулировать определение понятия сцепленные гены.

Объяснять причины перекомбинации признаков при сцепленном наследовании.

Выборочная проверка тетрадей



3 четверть

2 нед янв

35

Урок 9. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

Комбинированный урок

Аутосомы, половые хромосомы, гомогаметный и гетерогаметный пол, сцепление гена с полом

Называть:

типы хромосом в генотипе;

число аутосом и половых хромосом у человека и у дрозофилы;

Объяснять причину соотношения полов 1:1.

Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом.

Определять по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.

Решать простейшие генетические задачи.

Решение задач



3 нед янв

36

Урок 10. Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость.


Комбинированный урок

Изменчивость, модификации, модификационная изменчивость, норма реакции

Приводить примеры:

ненаследственной изменчивости (модификаций);

нормы реакции признаков;

зависимость проявления нормы реакции от условий окружающей среды.

Анализировать содержание определений основных понятий.

Объяснять различие фенотипов растений, размножающихся вегетативно.

Характеризовать модификационную изменчивость.

Знать основные понятия:

*Вариационная кривая, Изменчивость, модификация, Норма реакции

беседа

Лабораторная работа № 3

«Выявление изменчивости организмов».


3 нед янв

37

Урок 11. Закономерности из­менчивости. Мутационная изменчивость

Комбинированный урок

Генные, хромосомные, геномные мутации, утрата, делеция, дупликация, инверсия, синдром дауна, полиплоидия, колхицин, мутагенные вещества

Называть:

основные формы изменчивости;

вещество, обеспечивающее явление наследственности;

биологическую роль хромосом.

Различать наследственную и ненаследственную изменчивость.

Приводить примеры генных, хромосомных и геномных мутаций.

Называть:

виды наследственной изменчивости;

уровни изменения генотипа, виды мутаций;

свойства мутаций.

Объяснять причины мутаций.

Характеризовать значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии.

Использовать средства Интернета для поиска биологической информации о наследственных заболеваниях, вызванных мутациями, и мерах их профилактики. Выявлять и описывать разные формы изменчивости организмов (наследственную и ненаследственную).

*Характеризовать виды мутаций.

беседа



4 нед янв

38

Урок 12. Наследственность и изменчивость - основа искусственного отбора. Искусственный отбор. Основы селекции. Работы Н.И. Вавилова.

Комбинированный урок

Селекция, гибридизация, массовый и индивидуальный отбор, чистые линии, близкородственное скрещивание, гетерозис, межвидовая гибридизация, искусственный мутагенез, биотехнология, антибиотики

Называть практическое значение генетики.

Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком.

Анализировать содержание определений основных понятий.

Характеризовать роль учения Н. И. Вавилова для развития селекцию

Объяснять:причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций;

значение для селекционной работы закона гомологических рядов;

роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Тестирование



4 нед янв

39

Урок 13. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Комбинированный урок

Гетерозис Гибридизация *Депрессия Мутагенез

Называть методы селекции растений и животных.

Приводить примеры:

пород животных и сортов культурных растений;

использования мокроорганизмов в микробиологической промышленности.

Характеризовать методы селекции растений и животных.

Объяснять роль

биологии в практической деятельности людей и самого ученика.

Анализировать и оценивать

значение генетики для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.

Проводить

самостоятельный поиск биологической информации в тексте учебника, в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов, необходимых для выполнения заданий тестовой контрольной работы.

Беседа индивидуальный опрос



1 нед февр

40

Урок 14. Контрольная работа по теме «Организменный уровень организации живого».

Урок контроля и коррекции ЗУН


Задания с выбором ответов.

Задания со свободными краткими и развернутыми ответами.

Задания на соответствие.

Задания – незаконченные предложения.

Задания на нахождение ошибок в приведенном тексте.

Простейшие генетические задачи.

тестирование



Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень (4 ч.)

1 нед февр

41

Урок 1. Вид его критерии. Структура вида.


Комбинированный урок

Вид, критерии вида: морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический, ареал, популяция, биотические сообщества

Приводить примеры

видов животных и растений.

Перечислять критерии вида.

Анализировать содержание определения понятия вид

Характеризовать критерии вида

Доказывать необходимость совокупности критериев для сохранения целостности и единства вида

беседа

Лабораторная работа № 4

«Изучение морфологического критерия вида»


2 нед февр

42

Урок 2. Популяция — форма существования вида. Биологическая классификация

Комбинированный урок

Популяционная генетика, генофонд

Называть признаки популяций. Приводить примеры практиче­ского значения изучения популя­ций.

Анализировать содержание определения понятия - популя­ция.

Отличать понятия вид и популяция.

*Преобразовывать текст учеб­ника в графическую модель популяционной структуры вида.

беседа



2 нед февр

43

Урок 3. Экология как наука. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организмы. Условия среды.

Комбинированный урок

Экологические факторы, абиотические, биотические, антропогенные, экологические условия, температура, влажность, свет, вторичные климатческие факторы

Называть:

предмет изучения экологии.

Давать определение поняти­ям экологические факторы, абиотические, биотические, антропогенные, условия среды.


Биологический диктант



3 нед февр

44

Урок 4. Приспособления организмов к различным экологическим факторам.


Комбинированный урок

Приспособленность-результат эволюции, адаптации, мимикрия, маскировка, покровительственная окраска, угрожающая окраска

Определять черты приспособленности у животных и растений в связи с их средой обитания

беседа

Лабораторная работа №.5

«Выявление приспособлений у организмов к среде обитания ( на конкретных примерах)»


Тема 1.5. Экосистемный уровень (6 ч.)

3 нед февр

45

Урок 1. Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз.








Комбинированный урок

Биотическое сообщество или биоценоз, экосистема, биогеоценоз

Приводить примеры естест­венных и искусственных сооб­ществ. Называть:

предмет изучения экологии; компоненты биогеоценоза; признаки биологического

объекта - популяции; показатели структуры популя­ций (численность, плотность, соотношение групп по полу и возрасту);

свойства экосистемы.

Изучать процессы, просходя­щие в популяции.

беседа



4 нед февр

46

Урок 2. Состав и структура сообщества.

Комбинированный урок

Видовое разнообразие, видовой состав, продуценты, консументы, редуценты, ярусность, редкие виды, виды-средообразователи, пищевая цепь, пищевая сеть, жизненные формы, трофический уровень

Называть:

Типы взаимодействия

разных видов

Приводить примеры взаимодействий

Беседа, индивидуальный опрос



4 нед февр

47

Урок 3. Взаимо­связь популяций в биогеоценозе. Типы взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм).


Комбинированный урок

Нейтрализм, аменсализм, комменсализм, симбиоз, протокооперация, мутуализм, конкуренция, хищничество, паразитизм

Характеризовать основные типы биологических взаимоотношений.

Понимать основные принципы регуляции численности организмов и объяснять причины ее колебания.

Беседа

Лабораторная работа № 6 «Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме»



1нед март

48

Урок 4. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы

Комбинированный урок

Пирамида численности и биомассы, Трофический уровень, Автотрофы, Гетеротрофы

Пищевая сеть, Пищевая цепь, Поток вещества

Поток энергии

Называть правило изменения скорости потока энергии.

Описывать проявление перевернутой пирамиды численности.

Узнавать по немому рисунку компоненты пирамиды численности.

Составлять схемы пищевых цепей.

Объяснять направление потока вещества в пищевой сети.

Характеризовать роль организмов (производителей, потребителей, разрушителей органических веществ) в потоке веществ и энергии.

Определять соотношение численности организмов разных трофических уровней по рисунку.

*Характеризовать солнечный свет как энергетический ресурс.

*Использовать правило 10% для расчета потребности организма в веществе.

Беседа

Лабораторная работа№7

«Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)»


4 четверть

2 нед март

49

Урок 5. Экологи­ческая сукцессия. Сукцессионные измене­ния. Значение сукцессии.


Комб урок

Экологическая сукцессия, равновесие, первичная сукцессия, вторичная сукцессия

Называть типы сукцессионных изменений, факторы, определяющие продолжительность сукцессии.

Приводить примеры типов равновесия в экосистемах, первичной и вторичной сукцессий.

Описывать свойство сукцессий.

Анализировать содержание определения основного понятия.

Объяснять сущность и причины сукцессии.

Находить различия между первичной и вторичной сукцессиями.

Тестирование



2 нед март

50

Урок 6. Экскурсия 1. В биогеоценоз.


Комб урок

Видовое разнообразие, Плотность популяций

Биомасса, Взаимоотношения организмов

Изучать процессы, происходящие в экосистемах.

Характеризовать экосистемы области (видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса)

Определять отдельные формы взаимоотношений в конкретной экосистеме.

Объяснять:

взаимосвязи организмов и окружающей среды;

типы взаимодействия разных видов в экосистеме.

Анализировать состояние биоценоза.

Применять на практике сведения о структуре экосистем, экологических закономерностях для правильной организации деятельности человека и обоснования мер охраны природных сообществ.

отчет

Лабораторная работа № 8

«Изучение и описание экосистемы своей местности»



Тема 1.6. Биосферный уровень (4 ч.)

3 нед март

51

Урок 1. Биосфера и ее структура, свойства, закономер­ности.

Комб урок

Биосфера, водная, наземно-воздушная, почвенная, организменная среда обитания, механическое, физико-химическое воздействие, прермещение веществ, гумус, фильтрация

Называть:

признаки биосферы;

структурные компоненты и свойства биосферы.

Приводить примеры абиотических факторов.

Характеризовать живое вещество, биокосное и косное вещество биосферы.

Объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы.

Анализировать содержание рисунка и определять границы биосферы.

Фронтальный опрос



3 нед марта

52

Урок 2. Круговорот веществ и энергии в биосфере.

Комб урок

Биогеохимические циклы Биогенные (питательные) вещества, микротрофные и макротрофные вещества

Микроэлементы

Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности.

Описывать:

биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора;

проявление физико-химического воздействия организмов на среду.

Объяснять значение круговорота веществ в экосистеме.

Характеризовать:

сущность круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;

роль живых организмов в жизни планеты и обеспечении устойчивости биосферы.

*Прогнозировать последствия для нашей планеты исчезновения живых организмов.

Выборочная проверка тетрадей



4 нед марта

53

Урок 3. Эволюция биосферы. Влияние деятельности челове­ка на биосферу. Экологические кризисы. Рациональное природопользование.


Комб урок

Живое вещество, биогенное вещество, биокосное вещество, косное вещество, экологический кризис

Приводить примеры:

неисчерпаемых и исчерпаемых природных ресурсов; агроэкосистем.

Называть: антропогенные факторы воздействия на биоценозы; факторы (причины), вызывающие экологический кризис.

Раскрывать: роль человека в биосфере;

сущность рационального природопользования.

Выявлять особенности агроэкосистемы.

Анализировать информацию и делать вывод о значении природных ресурсов в жизни человека.

*Высказывать предположения о вмешательстве человека в процессы биосферы.

*Предлагать пути преодоления экологического кризиса.

Беседа



4 нед марта

54

Урок 4. Контрольная работа по темам: «Популяционно-видовой уровень», «Экосистемный уровень», «Биосферный уровень».

Урок контроля и коррекции ЗУН


Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида.


Тестирование



Раздел 2. Эволюция органического мира. (7 ч.)

1 нед апр

55

Урок 1. Развитие эволюционного учения.

Комб урок

Эволюция, теория дарвина, движущие силы эволюции, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор, синтетическая теория эволюции

Выявлять и описывать предпосылки учения Ч. Дарвина.

Приводить примеры научных фактов, которые были собраны Ч. Дарвином.

Объяснять причину многообразия домашних животных и культурных растений.

*Раскрывать сущность понятий теория, научный факт.

*Выделять отличия эволюционных взглядов Ч. Дарвина и Ж. Б. Ламарка.


Беседа



1 нед апр

56

Урок 2. Основные положения теории эволюции. Движу­щие силы эволюции.


Борьба за существование

Естественный отбор, Наследственная изменчивость

Называть:основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина;движущие силы эволюции;

формы борьбы за существование и приводить примеры проявления.

Характеризовать:сущность борьбы за существование;сущность естественного отбора.

*Устанавливать взаимосвязь между движущими силами эволюции.*Сравнивать по предложенным критериям естественный и искусственный отборы

Выборочная проверка тетрадей



2 нед апр

57

Урок 3. Борьба за существование. Естественный отбор.

Комб урок

Борьба за существование внутривидовая, межвидовая, борьба с неблагоприятными условиями среды, естественный отбор: стабилизирующий и движущий

Называть факторы внешней среды, приводящие к отбору.

Приводить примеры:стабилизирующего отбора;

движущей формы естественного отбора.

Характеризовать формы естественного отбора.

Выделять различия между стабилизирующей и движущей формами естественного отбора.

Биологический диктант



2 нед апр

58

Урок 4. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания.

Приспособленность и ее относительность.

Комб урок

Приспособления адаптации маскировка мимикрия покровительственная окраска, угрожающая окраска

Называть основные типы приспособлений организмов к окружающей среде.

Приводить примеры приспособленности организмов к среде обитания.

Выявлять и описывать разные способы приспособленности живых организмов к среде обитания.

Выявлять относительность приспособлений.

Объяснять относительный характер приспособительных признаков у организмов.

тестирование



3 нед апр

59

Урок 5. Образование видов — мик­роэволюция.


Комб урок

Микроэволюция, изоляция, репродуктивная изоляция, видообразование, географическое видообразование

Приводить примеры различных видов изоляции.

Описывать:

сущность и этапы географического видообразования;

сущность экологического видообразования.

Анализировать содержание определений понятий микроэволюция.

*Доказывать зависимость видового разнообразия от условий жизни.

Беседа



3нед апр

60

Урок 6. Макроэволюция

Комб урок

Макроэволюция, направления эволюции биологический прогресс, биологический регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация

Называть основные направления эволюции.

Описывать проявления основных направлений эволюции.

Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций.

Отличать примеры проявления направлений эволюции.

Различать понятия микроэволюция и макроэволюция.

Объяснять:роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира;

сущность биологического процесса эволюции на современном уровне.

Составление схемы



4 нед апр

61

Урок 7. Экскурсия 2. Причины многообразия видов в природе.



Применять знания на

практике

отчет



Раздел 3. Возникновение и развитие жизни на Земле (6 ч.)

4 нед апр

62

Урок 1. Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни.

Урок и изучения и пер­вичного закрепления новых знаний

Креационизм, самопроизвольное зарождение, гипотеза стационарного состояния, гипотеза панспермии, гипотеза биохимической эволюции, коацерваты, пробионты

Называть этапы развития жизни.

Приводить примеры доказательства современной гипотезы происхождения жизни.

Характеризовать современные представления о возникновении жизни.

Объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира.

*Выделять наиболее сложную проблему в вопросе происхождения жизни.

*Высказывать свою точку зрения о сложности вопроса возникновения жизни.

Беседа



1 нед мая

63

Урок 2. Краткая история развития органического мира. Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое.

Комб урок

Эра, период, эпоха, катархей, архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой, палеонтология, кембрий, ордовик, силур, дивон, карбон, пермь, трилобиты, риниофиты, кистиперые рыбы, стегоцефалы, ихтиостеги, терапсиды

Описывать начальные этапы биологической эволюции.

Называть и *описывать сущность гипотез образования эукариотической клетки.

Приводить примеры:растений и животных, существовавших в протерозое и палеозое;ароморфозов у растений и животных протерозоя и палеозоя.

Называть приспособления растений и животных в связи с выходом на сушу.

*Объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания.

Составление таблицы



1 нед мая

64

Урок 3. Краткая история развития органического мира. Развитие жизни в мезозое и кайнозое.

Комб урок

Триас, юра, мел, динозавры, сумчатые, плацентарные, млекопитающие, палеоген, неоген, антропоген

Приводить примеры:

растений и животных, существовавших в мезозое и кайнозое;

ароморфозов у растений и животных в мезозое;

идиоадаптаций у растений и животных кайнозоя.

*Объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания.

*Объяснять причины заселения динозаврами различных сред жизни.

*Выделять факторы, которые в большей степени определяют эволюцию ныне живущих организмов

Выборочная проверка тетрадей



2 нед мая

65

Урок 4. Доказательства эволюции.


Комб урок

Палеонтологические доказательства, эмбриологические, географические, физиолого-биохимические

Приводить доказательства эволюции. И обосно-

вывать их.

отчет

Лабораторная работа №9 «Изучение палеонтологических доказательств эволюции».


2 нед мая

66

Урок 5.

Экскурсия 3. В краеведческий музей или на геологическое обнажение.

Комб урок


Практическое применение знаний.

отчет



3 нед мая

67

Урок 6. Контрольная работа по темам: «Эволюция органического мира», «Возникновение и развитие жизни на Земле».




Итоговый тест




3 нед мая

68

Анализ контрольной работы







4 нед мая

69

Резервный час







4 нед мая

70

Резервный час












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!