с. Таштып
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы основного общего образования, учебного плана МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1», примерной программы основного общего образования по биологии с учетом авторской программы по УМК Пасечнику В.В.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника (учебно-методического комплекса), утвержденного приказом № ___ от ___________г._ МБОУ «Таштыпская школа-интернат № 1»
Программа рассчитана на 70 ч. в год (_2_ часа в неделю).
Данная программа составлена для реализации курса биологии, на базовом уровне.
Новизна данной программы определяется тем, что_ рабочая программа по биологии построена на основе программы развития и формирования универсальных учебных действий, программы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
При организации процесса обучения в раках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: ИКТ, проблемное обучение, индивидуальный подход, дифференцированное обучение и др.
Текущая, промежуточная и итоговая аттестация учащихся проводится в соответствии с локальными актами ОУ.
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | Содержание | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Планируемые результаты (УУД) |
1 | Введение | 2ч | Биология, микология, бриология, альгология, палеоботаника, генетика, биофизика, биохимия, радиобиология, космическая биология Научное исследование, научный метод, научный факт, наблюдение, эксперимент, гипотеза, закон, теория | Знать систему биологических наук и методы исследования, которые они применяют. Выделять основные свойства и признаки живых организмов. Знать понятие биосистемы и характеризовать уровни организации живой материи. | объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов |
Раздел 1. Уровни организации живой природы (52 ч) |
2 | Тема 1.1. Молекулярный уровень | 10 ч | Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы. | Выделять особенности химического состава живого вещества (органические вещества клетки, биополимеры и мономеры) Выяснять особенности строения и биологическое значение моносахаридов, дисахаридов, полисахаридов Выяснять особенности строения и биологическое значение жиров и других липидов витаминов Определять строение, свойства, функции и биологическое значение белков в клетке. | знать состав, строение и функции органических веществ, входящих в состав живого; — иметь первоначальные систематизированные представления о молекулярном уровне организации живого, о вирусах как неклеточных формах жизни; — получить опыт использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения свойств органических веществ и функций ферментов как биологических катализаторов. |
3 | Тема 1.2. Клеточный уровень | 14 ч | Гипотезы происхождения клетки. Основные положения клеточной теории. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов. Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток. | Объяснять основные положения клеточной теории Выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности клетки. Различать на таблицах основные части и органоиды клетки. Выявлять взаимосвязи между строением и функциями клеток. Наблюдать и описывать клетки на готовых микропрепаратах | Учащиеся должны знать: — основные методы изучения клетки; — особенности строения клетки эукариот и прокариот; — функции органоидов клетки; — основные положения клеточной теории; — химический состав клетки. Учащиеся должны иметь представление: — о клеточном уровне организации живого; — о клетке как структурной и функциональной единице жизни; — об обмене веществ и превращение энергии как основе жизнедеятельности клетки; — о росте, развитии и жизненном цикле клеток; — об особенностях митотического деления клетки. Учащиеся должны получить опыт: — использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения клеток живых организмов. |
4 | Тема 1.3. Организменный уровень | 14 ч | Теории возникновения многоклеточных организмов. Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Ритмичность в жизни организмов. Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных. | Выделять существенные признаки процессов рос- та, развития, размножения. Сравнивать половое и бесполое размножение, женские и мужские половые клетки, рост и развитие организмов. | Учащиеся должны знать: — сущность биогенетического закона; — основные закономерности передачи наследственной информации; — закономерности изменчивости; — основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов; — особенности развития половых клеток. Учащиеся должны иметь представление: — организменном уровне организации живого; — о мейозе; — об особенностях индивидуального развития организмов; — об особенностях бесполого и полового размножения организмов; — об оплодотворении и его биологической роли. |
5 | Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень | 4 ч | Вид, его критерии. Структура вида. Популяция — форма существования вида. Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных. | Выделять существенные признаки вида. Характеризовать критерии вида и приводить примеры. | Учащиеся должны знать: — критерии вида и его популяционную структуру; — экологические факторы и условия среды; — основные положения теории эволюции Ч. Дарвина; — движущие силы эволюции; — пути достижения биологического прогресса. Учащиеся должны иметь представление: — о популяционно-видовом уровне организации живого; — о виде и его структуре; — о влиянии экологических условий на организмы; — о происхождении видов; — о развитии эволюционных представлений; — о синтетической теории эволюции; — о популяции как элементарной единице эволюции; — о микроэволюции; — о механизмах видообразования; — о макроэволюции и ее направлениях. Учащиеся должны получить опыт: — использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения морфологического критерия видов |
6 | Тема 1.5. Экосистемный уровень | 6 ч | Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем. Экскурсия в биогеоценоз. | Выделять существенные признаки экосистемы, процессов круговорота веществ и превращении энергии в экосистемах. Выявлять типы взаимодействия разных видов в экосистеме. Наблюдать и описывать экосистемы своей местности. Объяснять причины устойчивости и смены экосистем. Сравнивать искусственные и естественные сообщества. | Учащиеся должны знать: — критерии вида и его популяционную структуру; — экологические факторы и условия среды; — основные положения теории эволюции Ч. Дарвина; — движущие силы эволюции; — пути достижения биологического прогресса. Учащиеся должны иметь представление: — о популяционно-видовом уровне организации живого; — о виде и его структуре; — о влиянии экологических условий на организмы; — о происхождении видов; — о развитии эволюционных представлений; — о синтетической теории эволюции; — о популяции как элементарной единице эволюции; — о микроэволюции; — о механизмах видообразования; — о макроэволюции и ее направлениях. Учащиеся должны получить опыт: — использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения морфологического критерия видов. |
7 | Тема 1.6. Биосферный уровень | 4 ч | Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек». | Объяснять границы биосферы, понятие живого вещества и биомассы. | Учащиеся должны знать: — основные гипотезы возникновения жизни на Земле; — особенности антропогенного воздействие на биосферу; — основы рационального природопользования; — основные этапы развития жизни на Земле. Учащиеся должны иметь представление: — о биосферном уровне организации живого; — о средообразующей деятельности организмов; — о развитии представлений о происхождении жизни и современном состоянии проблемы; — о доказательствах эволюции; — о значении биологических наук в решении проблем рационального природопользования, защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды. Учащиеся должны демонстрировать: — знание основ экологической грамотности — оценивать последствия деятельности человека в природе и влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе |
| Раздел 2. Эволюция органического мира. Эволюция. | 7 ч | Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов — микроэволюция. Макроэволюция. Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора. | Объяснять формирование приспособленности организмов к среде обитания (на конкретных при- мерах) и причины многообразия видов. Выявлять приспособления у организмов к среде обитания (на конкретных примерах), изменчивость у организмов одного вида. | Определяют понятия, формируемые в ходе изучения темы: «эволюция», «теория Дарвина», «движущие силы эволюции», «изменчивость», «борьба за существование», «естественный отбор», «синтетическая теория эволюции». Дают характеристику и сравнивают эволюционные представления Ж.Б.Ламарка и основные положения учения Ч.Дарвина. Объясняют закономерности эволюционных процессов с позиций учения Ч.Дарвина. |
| Раздел 3. Возникновение и развитие жизни на Земле | 8 ч | Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции. Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей. | Характеризовать теории происхождения жизни: биогенез, абиогенез, панспермия, религиозные. Объяснять основные положения гипотезы А.Опарина-Холдейна. Характеризовать начальные этапы эволюции жизни. | Определяют понятия «креационизм», «самопроизвольное зарождение», «гипотеза стационарного состояния», «гипотеза панспермии», «гипотеза биохимической эволюции». Характеризуют основные гипотезы возникновения жизни на Земле. |