СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Большеяльчикская средняя общеобразовательная школа им. Г.Н. Волкова

Яльчикского района Чувашской Республики»





РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО


Протокол № от года


УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_____________ Н.Ф. Малышкин


Приказ № от года















Рабочая программа

по искусству

на 2017-2018 учебный год


9 класс




Учитель; Соколов Михаил Николаевич







с.Большие Яльчики

2017 год



Рабочая программа по искусству 9 класс

Пояснительная записка. 

Данная рабочая программа изучения курса учебного предмета Искусство для 9 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного образования, примерной программой по искусству и авторской программы Критской Е.Д., Сергеевой Г.П. /Программы общеобразовательных учреждений. Искусство. 8-9 классы. – Москва: Просвещение, 2009

Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю по учебному плану в 35 недель) и ориентирована на использование учебника «Искусство 8-9 классы» для общеобразовательных учреждений, 2 издание / Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская – М.: Просвещение, 2012.



Данная рабочая программа составлена для преподавания учебного предмета «Искусство» 9 классе на базовом уровне. В программе рассматриваются значение искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентаций. Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять природу многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства.

Рабочая учебная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного образования и примерной программой по искусству для основного общего образования. Программа учитывает логику изучения предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка» в начальной и основной школе (1-7 классы), отражает специфику духовного, нравственно-эстетического опыта человечества, содержательно обобщающего представления школьников о различных видах искусства в целом и их роли в жизни человека и общества.

В данном курсе рассматриваются разные виды искусства (музыка, литература, народное искусство, кино, театр и хореография, живопись, графика и скульптура, фотоискусство, архитектура, декоративно – прикладное искусство и дизайн, мультимедийное искусство) как потенциал для гармоничного, интеллектуально-творческого, духовного, общего художественного развития школьников в художественно-творческой деятельности.

Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.

Задачи реализации данного курса:

— актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;

— культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

— формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;

— углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;

— воспитание художественного вкуса;

— приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;

— формирование умений и навыков художественного самообразования.




Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса

В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:

освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;

знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;

устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.

: Ученик научится:


  • творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою;

  • анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;

  • культуре зрительского восприятия;

  • характеризовать временные и пространственные искусства;

  • понимать разницу между реальностью и художественным образом;

  • представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;

  • опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;

  • собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);

  • представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;

  • опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;

  • систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;

  • распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;

  • понимать сочетание различных объемов в здании;

  • понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;

  • иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;

  • понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;

  • различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;

  • характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;

  • понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;

  • осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;

  • применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;

  • применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

  • создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

  • создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн -проектов;

  • получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;

  • приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;

  • характеризовать основные школы садово-паркового искусства;

  • понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;

  • называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;

  • понимать основы краткой истории костюма;

  • характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;

  • применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икэбаны;

  • использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;

  • отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;

  • использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;

  • узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики;

  • различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;

  • различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси;

  • узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;

  • характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву;

  • раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;

  • работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;

  • различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;

  • создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

  • работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;

  • сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;

  • рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;

  • ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;

  • использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;

  • выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;

  • характеризовать признаки и особенности московского барокко;

  • создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.

• воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;

• понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;

• описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;

• структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и на¬выки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.

.Ученик получит возможность научиться:

  • понимать специфику изображения в полиграфии;

  • различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);

  • различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);

  • проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;

  • создавать художественную композицию макета книги, журнала;

  • называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;

  • называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;

  • называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;

  • называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;

  • называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи;

  • понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;

  • активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;

  • определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;

  • использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

  • называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;

  • создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;

  • узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;

  • узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;

  • осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;

  • применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;

  • понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;

  • характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;

  • создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

  • работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

  • использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;

  • характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;

  • получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;

  • использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией;

  • понимать основы сценографии как вида художественного творчества;

  • понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;

  • называть имена российских художников(А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский);

  • различать особенности художественной фотографии;

  • различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);

  • понимать изобразительную природу экранных искусств;

  • характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;

  • различать понятия: игровой и документальный фильм;

  • называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;

  • понимать основы искусства телевидения;

  • понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;

  • применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;

  • применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;

  • добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;

  • использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии;

  • применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;

  • пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;

  • понимать и объяснять синтетическую природу фильма;

  • применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;

  • применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;

  • использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа;

  • применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;

  • смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;

  • использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения;

  • реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.

• понимать значимость искусства, его место и роль в жизни человека; уважать культуру другого народа; отечественного искусства;

• личностно интерпретировать художественные образы, делать выводы и умозаключения;

• описывать явления художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;

• воспринимать эстетические ценности, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества ценностного явления; высказывать мнения о достоинствах произведений искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать роль в творческой, исполнительской деятельности;

• осуществлять самооценку художественно – творческих возможностей; проявлять умение вести диалог, аргументировать свою позицию;

• структурировать изученный материал, полученный из разных источников, в том числе в Интернете; применять информационно – коммуникативные технологии в индивидуальной и коллективной проектной художественной деятельности;

• ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности; устанавливать связи и отношения между явлениями культуры и искусства;

• аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры; чувствовать и понимать свою сопричастность к окружающему миру;

• использовать коммуникативные свойства искусства; действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач; проявлять толерантность в совместной деятельности;

• использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности, при организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития.

• участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др., заниматься художественным самообразованием.



Содержание курса

В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Воздействующая сила искусства.(9 часов)

Искусство и власть. Отражение и прославление величия в триумфальных сооружениях. Использование музыки в государствах с тоталитарным режимом: от высокой музыкальной классики до массовых жанров. Поднятие духа народа в искусстве в ВОВ. Какими средствами воздействует искусство? Композиция. Форма. Ритм. Фактура. Какими средствами воздействует искусство? Законы музыкальной композиции и их претворение в произведениях разных жанров музыки. Храмовый синтез искусств. Виды храмов. Возвышенность религиозно-нравственных идеалов. Синтез искусств в театре, кино, на телевидении. Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.

Искусство предвосхищает будущее. (7 часов)

Дар предвосхищения. Какие знания дает искусство? Предвидение как форма утверждения духовных ценностей, гротеск в музыке как форма протеста. Предсказание в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Художник и ученый. Фантастические образы в литературных произведениях, фильмах.

Дар созидания. Практическая функция искусства. (11 часов)

Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура исторического города. Архитектура современного города. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Декоративно-прикладное искусство. Музыка в быту. Массовые, общедоступные искусства. Изобразительная природа кино. Музыка в кино. Особенности киномузыки. Тайные смыслы образов искусства, или Знаки музыкальных хитов.

Искусство и открытие мира для себя. (8 часов)

Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Творческое воображение на службе науки и искусства – новый взгляд на старые проблемы. Литературные страницы. Исследовательский проект «Пушкин – наше все». Воплощение образа поэта средствами разных видов искусства (Изобразительное искусство, музыка, литература, кино, театр).. Создание компьютерной презентации, театрализованных постановок, видео - и фотокомпозиций, участие в виртуальных и реальных путешествиях по пушкинским местам, проведение конкурсов чтецов, музыкантов и др.

Искусство 9 кл.

№ урока

Раздел

Тема

Количество часов

1

Воздействующая сила искусства

Искусство и власть. Знакомство с произведениями.

1

2

 

Отражение и прославление величия в триумфальных сооружениях.

1

3

 

От высокой музыкальной классики до массовых жанров.

1

4

 

Внушающая сила изображений. Философия изображений.

1

5

 

Языческая культура дохристианской эпохи.

1

6

 

Храмовый синтез искусств. Виды храмов.

1

7

 

Духовная музыка в храмовом синтезе искусств.

1

8

 

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении.

1

9

 

Создание художественного замысла музыки сценическими средствами.

1

10

Искусство предвосхищает будущее

Дар предвосхищения. Какие знания даёт искусство.

1

11

 

Оценка произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла.

1

12

 

Предсказания в искусстве.

1

13

 

Художественное мышление

1

14

 

Художественное мышление в авангарде науки.

1

15

 

Художник и учёный.

1

16

 

Образы фантастики в литературных произведениях.

1

17

Дар созидания. Практическая функция

Архитектура исторического города.

1

18

 

Архитектура современного города.

1

19

 

Специфика изображений в полиграфии.

1

20

 

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества.

1

21

 

Декоративно-прикладное искусство.

1

22

 

Музыка в быту.

1

23

 

Музыка в быту. Массовые, общедоступные искусства.

1

24

 

Музыка в кино.

1

25

 

Специфика изображений в полиграфии

1

26

Искусство и открытие мира для себя

Вопрос себе как первый шаг к творчеству.

1

27

 

Симметрия и асимметрия в искусстве.

1

28

 

Литературные страницы.

1

29

 

Литературные страницы

1

30

 

Литературные страницы..

1

31

 

Исследовательский проект «Пушкин – наше всё» (выбор темы, план работы).

1

32

 

Исследовательский проект «Пушкин – наше всё» (выбор темы, план работы)

1

33

 

Исследовательский проект «Пушкин – наше всё» (выбор темы, план работы)..

1

34

 

Подведение итогов.

1