Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Большеяльчикская средняя общеобразовательная школа им. Г.Н. Волкова
Яльчикского района Чувашской Республики»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО Протокол № от года | | УТВЕРЖДАЮ Директор школы _____________ Н.Ф. Малышкин Приказ № от года |
Рабочая программа
по искусству
на 2017-2018 учебный год
9 класс
Учитель; Соколов Михаил Николаевич
с.Большие Яльчики
2017 год
Рабочая программа по искусству 9 класс
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа изучения курса учебного предмета Искусство для 9 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного образования, примерной программой по искусству и авторской программы Критской Е.Д., Сергеевой Г.П. /Программы общеобразовательных учреждений. Искусство. 8-9 классы. – Москва: Просвещение, 2009
Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю по учебному плану в 35 недель) и ориентирована на использование учебника «Искусство 8-9 классы» для общеобразовательных учреждений, 2 издание / Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская – М.: Просвещение, 2012.
Данная рабочая программа составлена для преподавания учебного предмета «Искусство» 9 классе на базовом уровне. В программе рассматриваются значение искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентаций. Содержание программы вводит учащихся в современное социокультурное пространство, помогает освоить его, понять природу многоликих явлений массовой культуры и дать им оценку. Интерес и обращение школьников к искусству и художественной деятельности мотивируется установкой на личностный поиск и открытие для себя ценностей искусства.
Рабочая учебная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного образования и примерной программой по искусству для основного общего образования. Программа учитывает логику изучения предметов «Изобразительное искусство» и «Музыка» в начальной и основной школе (1-7 классы), отражает специфику духовного, нравственно-эстетического опыта человечества, содержательно обобщающего представления школьников о различных видах искусства в целом и их роли в жизни человека и общества.
В данном курсе рассматриваются разные виды искусства (музыка, литература, народное искусство, кино, театр и хореография, живопись, графика и скульптура, фотоискусство, архитектура, декоративно – прикладное искусство и дизайн, мультимедийное искусство) как потенциал для гармоничного, интеллектуально-творческого, духовного, общего художественного развития школьников в художественно-творческой деятельности.
Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социально-культурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
— актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
— культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
— формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
— углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
— воспитание художественного вкуса;
— приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
— формирование умений и навыков художественного самообразования.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:
освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;
знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;
устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.
: Ученик научится:
творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою;
анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;
культуре зрительского восприятия;
характеризовать временные и пространственные искусства;
понимать разницу между реальностью и художественным образом;
представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;
опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;
собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);
представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;
опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;
систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;
распознавать объект и пространство в конструктивных видах искусства;
понимать сочетание различных объемов в здании;
понимать единство художественного и функционального в вещи, форму и материал;
иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох;
понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
различать образно-стилевой язык архитектуры прошлого;
характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;
понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объемов при взгляде на них сверху;
осознавать чертеж как плоскостное изображение объемов, когда точка – вертикаль, круг – цилиндр, шар и т. д.;
применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы;
применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
создавать практические творческие композиции в технике коллажа, дизайн -проектов;
получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;
приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;
характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;
называть и раскрывать смысл основ искусства флористики;
понимать основы краткой истории костюма;
характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;
применять навыки сочинения объемно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икэбаны;
использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;
отражать в эскизном проекте дизайна сада образно-архитектурный композиционный замысел;
использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;
узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики;
различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;
различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси;
узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;
характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву;
раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;
работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;
различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;
рассуждать о значении художественного образа древнерусской культуры;
ориентироваться в широком разнообразии стилей и направлений изобразительного искусства и архитектуры XVIII – XIX веков;
использовать в речи новые термины, связанные со стилями в изобразительном искусстве и архитектуре XVIII – XIX веков;
выявлять и называть характерные особенности русской портретной живописи XVIII века;
характеризовать признаки и особенности московского барокко;
создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале.
• воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;
• понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;
• описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;
• структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и на¬выки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.
.Ученик получит возможность научиться:
понимать специфику изображения в полиграфии;
различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);
различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);
проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
создавать художественную композицию макета книги, журнала;
называть имена великих русских живописцев и архитекторов XVIII – XIX веков;
называть и характеризовать произведения изобразительного искусства и архитектуры русских художников XVIII – XIX веков;
называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;
называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;
называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи;
понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;
активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведениям искусства;
определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;
использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;
создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале;
узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;
узнавать, называть основные художественные стили в европейском и русском искусстве и время их развития в истории культуры;
осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы;
применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;
понимать смысл традиций и новаторства в изобразительном искусстве XX века. Модерн. Авангард. Сюрреализм;
характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);
использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;
характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;
использовать навыки коллективной работы над объемно- пространственной композицией;
понимать основы сценографии как вида художественного творчества;
понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;
называть имена российских художников(А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский);
различать особенности художественной фотографии;
различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);
понимать изобразительную природу экранных искусств;
характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;
различать понятия: игровой и документальный фильм;
называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;
понимать основы искусства телевидения;
понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;
применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;
применять в практике любительского спектакля художественно-творческие умения по созданию костюмов, грима и т. д. для спектакля из доступных материалов;
добиваться в практической работе большей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля;
использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии;
применять в своей съемочной практике ранее приобретенные знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;
пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;
понимать и объяснять синтетическую природу фильма;
применять первоначальные навыки в создании сценария и замысла фильма;
применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра;
использовать первоначальные навыки операторской грамоты, техники съемки и компьютерного монтажа;
применять сценарно-режиссерские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации;
смотреть и анализировать с точки зрения режиссерского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино;
использовать опыт документальной съемки и тележурналистики для формирования школьного телевидения;
реализовывать сценарно-режиссерскую и операторскую грамоту в практике создания видео-этюда.
• понимать значимость искусства, его место и роль в жизни человека; уважать культуру другого народа; отечественного искусства;
• личностно интерпретировать художественные образы, делать выводы и умозаключения;
• описывать явления художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;
• воспринимать эстетические ценности, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества ценностного явления; высказывать мнения о достоинствах произведений искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать роль в творческой, исполнительской деятельности;
• осуществлять самооценку художественно – творческих возможностей; проявлять умение вести диалог, аргументировать свою позицию;
• структурировать изученный материал, полученный из разных источников, в том числе в Интернете; применять информационно – коммуникативные технологии в индивидуальной и коллективной проектной художественной деятельности;
• ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности; устанавливать связи и отношения между явлениями культуры и искусства;
• аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры; чувствовать и понимать свою сопричастность к окружающему миру;
• использовать коммуникативные свойства искусства; действовать самостоятельно при выполнении учебных и творческих задач; проявлять толерантность в совместной деятельности;
• использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности, при организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развития.
• участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др., заниматься художественным самообразованием.
Содержание курса
В результате освоения содержания курса происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Воздействующая сила искусства.(9 часов)
Искусство и власть. Отражение и прославление величия в триумфальных сооружениях. Использование музыки в государствах с тоталитарным режимом: от высокой музыкальной классики до массовых жанров. Поднятие духа народа в искусстве в ВОВ. Какими средствами воздействует искусство? Композиция. Форма. Ритм. Фактура. Какими средствами воздействует искусство? Законы музыкальной композиции и их претворение в произведениях разных жанров музыки. Храмовый синтез искусств. Виды храмов. Возвышенность религиозно-нравственных идеалов. Синтез искусств в театре, кино, на телевидении. Создание художественного замысла и воплощение эмоционально-образного содержания музыки сценическими средствами.
Искусство предвосхищает будущее. (7 часов)
Дар предвосхищения. Какие знания дает искусство? Предвидение как форма утверждения духовных ценностей, гротеск в музыке как форма протеста. Предсказание в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Художник и ученый. Фантастические образы в литературных произведениях, фильмах.
Дар созидания. Практическая функция искусства. (11 часов)
Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура исторического города. Архитектура современного города. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Декоративно-прикладное искусство. Музыка в быту. Массовые, общедоступные искусства. Изобразительная природа кино. Музыка в кино. Особенности киномузыки. Тайные смыслы образов искусства, или Знаки музыкальных хитов.
Искусство и открытие мира для себя. (8 часов)
Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Творческое воображение на службе науки и искусства – новый взгляд на старые проблемы. Литературные страницы. Исследовательский проект «Пушкин – наше все». Воплощение образа поэта средствами разных видов искусства (Изобразительное искусство, музыка, литература, кино, театр).. Создание компьютерной презентации, театрализованных постановок, видео - и фотокомпозиций, участие в виртуальных и реальных путешествиях по пушкинским местам, проведение конкурсов чтецов, музыкантов и др.
Искусство 9 кл.
№ урока | Раздел | Тема | Количество часов |
1 | Воздействующая сила искусства | Искусство и власть. Знакомство с произведениями. | 1 |
2 | | Отражение и прославление величия в триумфальных сооружениях. | 1 |
3 | | От высокой музыкальной классики до массовых жанров. | 1 |
4 | | Внушающая сила изображений. Философия изображений. | 1 |
5 | | Языческая культура дохристианской эпохи. | 1 |
6 | | Храмовый синтез искусств. Виды храмов. | 1 |
7 | | Духовная музыка в храмовом синтезе искусств. | 1 |
8 | | Синтез искусств в театре, кино, на телевидении. | 1 |
9 | | Создание художественного замысла музыки сценическими средствами. | 1 |
10 | Искусство предвосхищает будущее | Дар предвосхищения. Какие знания даёт искусство. | 1 |
11 | | Оценка произведений с позиции предвосхищения будущего, реальности и вымысла. | 1 |
12 | | Предсказания в искусстве. | 1 |
13 | | Художественное мышление | 1 |
14 | | Художественное мышление в авангарде науки. | 1 |
15 | | Художник и учёный. | 1 |
16 | | Образы фантастики в литературных произведениях. | 1 |
17 | Дар созидания. Практическая функция | Архитектура исторического города. | 1 |
18 | | Архитектура современного города. | 1 |
19 | | Специфика изображений в полиграфии. | 1 |
20 | | Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. | 1 |
21 | | Декоративно-прикладное искусство. | 1 |
22 | | Музыка в быту. | 1 |
23 | | Музыка в быту. Массовые, общедоступные искусства. | 1 |
24 | | Музыка в кино. | 1 |
25 | | Специфика изображений в полиграфии | 1 |
26 | Искусство и открытие мира для себя | Вопрос себе как первый шаг к творчеству. | 1 |
27 | | Симметрия и асимметрия в искусстве. | 1 |
28 | | Литературные страницы. | 1 |
29 | | Литературные страницы | 1 |
30 | | Литературные страницы.. | 1 |
31 | | Исследовательский проект «Пушкин – наше всё» (выбор темы, план работы). | 1 |
32 | | Исследовательский проект «Пушкин – наше всё» (выбор темы, план работы) | 1 |
33 | | Исследовательский проект «Пушкин – наше всё» (выбор темы, план работы).. | 1 |
34 | | Подведение итогов. | 1 |