СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 7.2

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 7.2»

16




  1. Пояснительная записка. 

Рабочая программа логопедического сопровождения является обязательной для реализации. Она направлен на коррекцию различных недостатков речевого развития у школьников, получающих образование в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и АООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.2.). Логопедическая работа с обучающимися направлена на удовлетворение их особых образовательных потребностей.

Цель логопедических занятий: применение разных форм взаимодействия с обучающимися (диагностика, коррекция и развитие всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), а также связной устной и письменной речи.

Курс «Логопедические занятия» представляет особую значимость для учащихся с ЗПР, поскольку у данной группы детей наблюдается большая распространенность комплексных речевых нарушений, своеобразие речи, проявляющееся в недостаточности или нарушении развития ее компонентов, что приводит к трудностям усвоения учебного материала. В описании особенностей речевого развития детей с ЗПР многие специалисты и учёные (Р.Д. Тригер, Н.А.Цыпина, С.Г. Шевченко, Е. В. Мальцева, Н. Ю. Борякова и др.) констатируют у них смазанную, недостаточно отчетливую речь, что связано с малой подвижностью артикуляционного аппарата, частые нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, отсутствие практических речевых обобщений, бедность и слабую дифференцированность словаря, слабость регулирующей функции речи. У большинства обучающихся с ЗПР наблюдаются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, недостаточность не только спонтанной, но и отражённой речи. Отмечаются нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя, наличие грамматических стереотипов, аграмматизмов.

2. Общая характеристика коррекционного курса.

Курс «Логопедические занятия» представляет особую значимость для учащихся с ЗПР, поскольку у данной группы детей наблюдается большая распространенность комплексных речевых нарушений, своеобразие речи, проявляющееся в недостаточности или нарушении развития ее компонентов, что приводит к трудностям усвоения учебного материала. У большинства обучающихся с ЗПР наблюдаются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, недостаточность не только спонтанной, но и отражённой речи. Импрессивная речь характеризуется малой дифференцированностью речеслухового восприятия, неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи. В соответствии с АООП НОО обучающихся с ЗПР определяются  общие задачи курса:

– постановка, автоматизация, дифференциация звуков речи;

– восполнение пробелов в формировании фонематических процессов;

– обогащение словаря, его расширение и уточнение;

– коррекция недостатков грамматического строя речи;

– улучшение возможностей диалогической и формирование монологической речи;

– совершенствование коммуникативной функции речи;

– обогащение речевого опыта общения;

– профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.

Курс «Логопедические занятия» способствует не только речевому развитию, но и коррекции указанных нарушений, совершенствованию познавательной деятельности и системы произвольной регуляции, удовлетворению общих и специфических образовательных потребностей.

В 1 (и 1 пролонгированном) классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:

– устранение недостатков звукопроизношения (коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация в слогах, словах и предложениях);

– введение поставленных звуков в самостоятельную речь;

– расширение пассивного и активного словаря словами-предметами, действиями, признаками, синонимами и антонимами, обобщающими словами (житейские обобщения);

– формирование представлений о звуко-слоговом и звуко-буквенном составе слова;

– формирование представлений о гласных как слогообразующих звуках;

– работа над слоговой структурой слова (с постепенным усложнением звукового состава слогов: прямые, открытые, закрытые, со стечением и т.п.);

– уточнение представлений об артикуляции звуков различных фонетических групп;

– соотнесение звуков и букв, составление и прочтение графических схем слов;

– профилактика нарушений письма и чтения с помощью работы над звуко-буквенным и слоговым анализом и синтезом;

– уточнение флексийного словоизменения, форм множественного числа, простых случаев суффиксального и префиксального словообразования;

– умение слушать вопрос учителя и отвечать на него;

– составление рассказов по сюжетной картинке, на свободную тему;

– включение в речь общепринятых форм речевого этикета.


  1. Общая характеристика  обучающихся с ОВЗ (с задержкой психического развития) 


            Обучающиеся с ЗПР - это дети, имеющие нарушение  в психологическом развитии, препятствующие получению образования без создания специальных условий. Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ОВЗ и неоднородная по составу  группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или функциональная недостаточность центральной нервной системы, конституциональные факторы, хронические соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация.  Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений - от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости.  В зависимости от происхождения (церебрального, конституционального, соматогенного, психогенного), времени воздействия на организм ребенка вредоносных  факторов  ЗПР дает разные варианты  отклонений  в  эмоционально-волевой  сфере  и  в  познавательной деятельности. Неравномерность  формирования  психических функций,  причем  возможно  как повреждение, так и недоразвитие отдельных психических  процессов в той или иной степени вызывают выраженные затруднения в усвоении общеобразовательных программ.   

    

У детей с ЗПР страдают все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания. Наглядный материал они запоминают лучше, чем словесный. Снижен уровень познавательной активности, они недостаточно любознательны, активны . Не сформированы основные мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение.   Они не умеют ориентироваться в задаче, не планируют свою деятельность, мало задают вопросов, среди них редки «почемучки».

Речь внешне удовлетворяет требованиям бытового общения, но по сравнению с нормально развивающимися сверстниками     наблюдается бедность словаря,низкая осведомленность. У большинства обучающихся с ЗПР наблюдаются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, недостаточность не только спонтанной, но и отражённой речи. Импрессивная речь характеризуется малой дифференцированностью речеслухового восприятия, неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи. Экспрессивной речи этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя, наличие грамматических стереотипов, аграмматизмов, речевая инактивность Нарушения связной речи у детей с ЗПР проявляются в значительных трудностях пересказа и при составлении различных видов рассказов. Детям доступен пересказ лишь небольших объемов текста, при этом уменьшается количество смысловых звеньев, нарушаются связи между отдельными предложениями текста, типичны неоправданные повторы и паузы. Все это сочетается с недостаточной сформированностью системы произвольной регуляции, основных мыслительных операций, знаково-символической функции мышления, разнообразными нарушениями и/или дефицитами развития психофизических функций (дисфункциями): ослабленной памятью, плохой концентрацией и распределением внимания, недостаточной сформированностью пространственных представлений, зрительно-моторной координации и пр


  1. Описание места курса в учебном плане. 

Логопедические занятия согласно требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ представлены фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями

Рабочая программа в 1 (1 пролонгированном ) классе рассчитана на 66 часов (2 часа занятий, 33 учебных недели); 68 часов (2 часа занятий, 34 учебных недели) – 2 класс.

Длительность логопедических занятий в соответствии с рекомендациями АООП растет постепенно: с 25–30 минут в сентябре-октябре до 35 минут в ноябре-декабре и 40 минут, начиная со второго полугодия.

4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Коррекционно – развивающие логопедические занятия способствуют развитию познавательной активности, развитию мыслительных операций. Способствуют формированию опыта (систематически повторяется пройденный материал для автоматизации навыка, упрочения связей между языковыми единицами, используюемые приемы актуализации имеющихся знаний (визуальная опора, памятка). Применяемый словарный материал уточняется, пополняется, расширяется путем соотнесения с предметами, явлениями окружающего мира. Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию, планомерное формирование учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию. Овладению универсальными учебными действиями, что является фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения коррекционного курса

Личностные результаты:

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

  • самостоятельное приобретение новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;

  • формирование умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

  • умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных вариантов и искать самостоятельно  средства достижения цели;

  • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные:

  • формирование речевой активности;

  • совершенствование экспрессивной и импрессивной речи и её интонационной

выразительности;

  • расширение, уточнение, активизация пассивного и активного словаря;

  • коррегирование грамматического строя речи;

  • умение планировать речевое высказывание;

  • развитие слухового внимания и памяти, фонематического слуха;

  • совершенствование средств общения (просодику, мимику и др).

  • умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • умение осознавать и воспроизводить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Коммуникативные:

  • умение слушать и вступать в диалог;

  • умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Предметные результаты:

  • Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета.

  • Умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

  • Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.

  • Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретённые знания

По окончании 1 пролонгированного класса

Учащиеся должны знать:

-конструкцию предложения;

-основное отличие звука от буквы;

-звукобуквенный анализ и синтез слов;

-слоговой анализ слова.

Учащиеся должны уметь:

-вычленять звуки из слова, правильно их произносить;

-отличать гласные звуки и буквы от согласных;

-распознавать и дифференцировать парные, сонорные, свистящие и шипящие согласные звуки и буквы;

-обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, ё, и, ю, я;

-делить слово на слоги;

-выделять в слове ударный слог.

По окончании 1 класса

Учащиеся должны знать:

-конструкцию предложения;

-основное отличие звука от буквы;

-звукобуквенный анализ и синтез слов;

-слоговой анализ слова.

Учащиеся должны уметь:

-вычленять звуки из слова, правильно их произносить;

-отличать гласные звуки и буквы от согласных;

-распознавать и дифференцировать парные, сонорные, свистящие и шипящие согласные звуки и буквы;

-обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами е, ё, и, ю, я;

-делить слово на слоги;

-выделять в слове ударный слог.

По окончании 2 класса

Учащиеся должны знать:

-гласные и согласные звуки и буквы, их признаки;

-гласные ударные и безударные;

-согласные твердые и мягкие, глухие и звонкие;

-названия предметов по различным лексическим темам;

-структуру предложения.

Учащиеся должны уметь:

-правильно ставить вопрос к слову и по вопросу определять слова, обозначающие предмет, признак предмета, действие предмета;

-распознавать буквы, имеющие близкие по акустико-артикуляционному укладу звуки;

-распознавать буквы, имеющие близкие по кинетическому укладу звуки;

-распознавать парные согласные;

-обозначать на письме мягкость согласных гласными буквами 2 ряда и буквой Ь;

-пользоваться различными способами словообразования;

-владеть первичными навыками усвоения морфологического состава слова;

-писать раздельно предлоги со словами;

-правильно записывать предложения: употреблять заглавную букву в начале предложения, ставить точку, восклицательный или вопросительный знак в конце предложения.

По окончании 3 класса

Учащиеся должны знать:

-слоговой анализ и синтез слова;

-мягкость согласных;

-морфологический состав слова: корень, окончание, приставку, суффикс;

-предложения: повествовательные, вопросительные, восклицательные.

Учащиеся должны уметь:

-производить звукобуквенный анализ слов;

устанавливать соотношения между буквами и звуками в слове;

-пользоваться различными способами словообразования;

-владеть первичными навыками усвоения морфологического состава слова;

-использовать в речи различные конструкции предложений;

-строить связное высказывание, устанавливать логику (связность, последовательность);

-точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания.

По окончании 4 класса

Учащиеся должны знать:

-изученные части речи и их признаки;

-признаки главных и второстепенных членов предложения;

-морфологический состав слова.

Учащиеся должны уметь:

-активно пользоваться различными способами словообразования;

- владеть навыками усвоения морфологического состава слова;

-владеть словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций;

-устанавливать логику (связность, последовательность), точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания;

-составлять план текста;

-правильно записывать предложения – употреблять заглавную букву в начале, точку в конце предложения;

-пересказывать несложные тексты.

Результатом изучения курса «Логопедические занятия» должно быть преодоление типичных недостатков устной речи и профилактика нарушений чтения и письма. Поэтому уже при организации обучения первоклассников планируются итоговые результаты, ставятся промежуточные цели и подбирается инструментарий для оценки их достижения.

Формирование компетенции. Содержание детских высказываний составляет основу для оценки следующих умений:

  • обратиться к взрослому при затруднениях, сформулировать запрос о специальной помощи;

  • вербализовать оценку успешности своей деятельности, адекватности поведения и дать аналогичную оценку однокласснику;

  • обсуждать вопросы организации какого-либо мероприятия, праздника (в семье, школе) и выступать на нем;

  • начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;

  • корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;

  • получать и уточнять информацию от собеседника;

  • задавать вопросы;

  • передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;

  • делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами;

  • выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.

  1. Планируемые результаты освоения курса «Логопедические занятия» в 1 классе представлены в конце программы.

Разнообразие недостатков речи у обучающихся с ЗПР, различия индивидуального компенсаторного потенциала, социально-средовых условий их воспитания не позволяет ожидать одинаковых результатов в успешности освоения курса «Логопедические занятия». Вместе с тем можно обозначить

  1. Ценностные ориентиры содержания коррекционного курса.

В области лексической стороны речи:

  • возможность объяснять значение слов разных грамматических категорий (предметы, действия, признаки) в прослушанных текстах и дискурсах (в рамках программных требований), дифференцировать грамматическую категорию (подбором вопроса);

  • умение называть синонимы и антонимы;

  • использование житейских обобщений (посуда, одежда и пр.) в речи и возможность конкретизировать названия предметов, входящих в обобщенные группы.

В области звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза:

  • правильное произношение звуков родного языка как изолированно, так и в различных языковых единицах (слогах, словах различной звуко-слоговой сложности, предложениях, связных высказываниях);

  • умение дифференцировать в произношении и восприятии гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих звуков;

  • наличие умений проводить звуко-слоговой анализ и синтез (умение выделять звук из языковых единиц (слогов, слов) различной фонетической структуры, определять его место в слоге или слове; определять последовательность звуков в слове; составлять слоги и слова из предлагаемых звуков; устанавливать различия в звуко-слоговой структуре слов).

В области грамматического строя речи:

  • минимизация аграмматизмов в свободных высказываниях;

  • образование существительных от глаголов, притяжательных прилагательных от существительных;

  • умение пользоваться префиксальным и суффиксальным способами словообразования (уменьшительные и увеличительные суффиксы).

В области связной речи:

  • обращаться к сверстнику, учителю с понятным и грамматически оформленным высказыванием;

  • использовать формулы речевого этикета в диалоге;

  • умение составлять связное высказывание (пересказ, рассказ по картинке).

6.Содержание коррекционного курса

Содержание работы по данной рабочей программе тесно связано с содержанием школьной программы по русскому языку и чтению. Этапы коррекционного обучения, темы логопедических занятий или количество часов для повторения, могут быть изменены, если это необходимо для данной группы учащихся.

Первый год обучения.

Предложение.

  • Понятие о предложении. Большая буква в начале предложения. Интонационная законченность предложения. Составление предложения из 3-х слов. Главные члены предложения.

Слово.

  • Слово. Понятие. Различение понятий «Слово-предложение». Слова, обозначающие предмет. Слова, обозначающие действия предмета. Дифференциация слов, обозначающих предмет и слов, обозначающих действия. Выделение слов-предметов и слов-действий предметов из предложения. Слова, обозначающие признак предмета. Изменение слов-признаков по родам. Вычленение слов-признаков на фоне других слов. Закрепление понятий о словах-предметах, действиях предметов, признаках предметов.

Слоговой анализ и синтез слов

  • Выделение первого слога в слове. Слогообразующая роль гласных звуков. Определение порядка слогов в слове. Составление слов из слогов. Деление двусложных слов на слоги. Деление трехсложных слов на слоги. Контрольное задание по теме «Слоговой анализ и синтез слов».

Звуки речи. Звуковой анализ и синтез слов.

  • Знакомство с органами речи. Образование звуков речи. Работа над функциональным дыханием. Выделение первого звука в слове. Определение количества и места звуков в слове. Соотношение между буквами и звуками в слове. Различие звуков и букв.

Ударение.

  • Ударение. Соотношение слова с его ритмическим рисунком. Место ударения в слове. Смыслоразличительная роль ударения. Выделение ударного слога в слове, его ударного гласного.

Гласные и согласные звуки.

  • Гласные первого ряда. Образование гласных [а, о, у, э, ы]. Гласные второго ряда. Образование гласных [я, е, ю, е, и]. Выделение гласных звуков их ряда заданных звуков, слогов и слов. Образование согласных звуков. Уточнение артикуляционно-акустических признаков согласных. Дифференциация гласных и согласных звуков. Твердые и мягкие согласные. Выделение на слух твердое и мягкое звучание согласных. Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда.

Звонкие и глухие согласные.

  • Уточнение артикуляции и акустических признаков звонких и глухих согласных. Различение звонких и глухих согласных на слух и в произношении на материале слогов и слов. Звуки [п-п']. Буква П. Звуки [б-б']. Буква Б. Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи в слогах и словах. Выделение [б-п] в предложениях. Звуки [т-т']. Буква Т. Звуки [д-д']. Буква Д. Выделение звуков [д-т] в слогах и словах. Выделение [д-т] в предложениях. Звуки [г-г']. Буква Г. Звуки [к-к']. Буква К. Выделение звуков [к-г] в слогах и словах. Выделение [г-к] в предложениях. Звуки [с-с']. Буква С. Звуки [з-з']. Буква 3. Дифференциация з-с в слогах и словах. Дифференциация з-с в предложениях. Звуки [в-в']. Буква В. Звуки [ф-ф']. Буква Ф. Дифференциация в-ф в слогах и словах. Дифференциация в-ф в предложениях. Звук [ш]. Буква Ш. Звук [ж]. Буква Ж. Дифференциация Ш-Ж в слогах и словах. Дифференциация Ш-Ж в предложениях. Звук [Ч]. Буква Ч. Звук [Щ]. Буква Щ. Дифференциация [ч-щ] в слогах и словах. Дифференциация [ч-щ] в предложениях.

Сонорные согласные.

  • Звук [Л]. Буква Л. Звук [Р]. Буква Р. Дифференциация [р-л] в предложениях. Дифференциация [р-л] в слогах и словах.

Развитие связной речи.

  • Обучение последовательному пересказу по вопросам. Обучение последовательному пересказу с опорой на действия. Обучение последовательному пересказу с опорой на предметные картинки.

Второй год обучения.

Предложение и слово.

  • Предложение и слово. Анализ предложения. Главные члены предложения. Интонационная законченность предложения. Слова, обозначающие предмет. Слова, обозначающие действие предмета. Дифференциация слов-предметов и слов-действий предметов. Слова, обозначающие признак предмета.

Слогообразующая роль гласного. Ударение.

  • Слогообразующая роль гласного. Слоговой анализ и синтез слов. Слог. Деление слов на слоги. Выделение гласных из ряда звуков, слогов, слов. Ударение. Выделение ударного гласного и ударного слога в слове.

Твердые и мягкие согласные звуки и буквы.

  • Мягкий знак на конце слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака на конце слова. Мягкий знак в середине слова. Смыслоразличительная роль мягкого знака в середине слова. Разделительный мягкий знак. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Дифференциация гласных [а-я] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. Дифференциация гласных [о-е] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. Дифференциация гласных [у-ю] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. Дифференциация гласных [и-ы] в слогах, словах и предложениях устно и на письме. Дифференциация гласных [ю-ё] в слогах, словах и предложениях устно и на письме.

Глухие и звонкие согласные звуки. Парные согласные.

  • Выделение звонких и глухих согласных из ряда звуков. Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи. Дифференциация [т-д] в устной и письменной речи. Дифференциация [г-к] в устной и письменной речи. Дифференциация [з-с] в устной и письменной речи. Дифференциация [в-ф] в устной и письменной речи. Дифференциация [ш-ж] в устной и письменной речи.

Согласные звуки, имеющие артикуляционно-акустические сходства.

  • Дифференциация [з-ж] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [з-ж] в связной речи. Дифференциация [с-ш] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [с-ш] в связной речи. Дифференциация [ч-ть] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ч-ть] в связной речи. Дифференциация [с-ц] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [с-ц] в связной речи. Дифференциация [сь-щ] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [сь-щ] в связной речи. Дифференциация [щ-ч] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ц-т] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ц-т] в связной речи. Дифференциация [ц-ч] в слогах, словах и предложениях. Дифференциация [ц-ч] в связной речи.

Словообразование.

  • Образование слов при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Суффиксы профессий. Суффиксы в образовании детёнышей животных. Суффиксы прилагательных. Согласование прилагательного с существительным в роде и числе. Суффиксы наречий. Суффиксы глаголов. Согласование. Образование слов при помощи приставок.

Предлоги и приставки.

  • Практическое знакомство с предлогами. Предлоги: в, из, на, с, их дифференциация. Предлоги: от, к, до, для, без, над, под, за, из-за, из, под, из-под, на, по, с (со), через, сквозь, между, перед, вокруг, у, около, возле, про, о, об (обо), по, к. Закрепление предлогов. Упражнение в раздельном написании предлогов со словами. Составление предложений из заданных слов с предлогами. Дифференциация предлогов и приставок. Употребление предлогов в связной речи.

Третий год обучения

Предложение и слово.

  • Речь и предложение. Предложение и слово.

Слоговой анализ и синтез слова.

  • Слово и слог. Уточнение понятий. Выделение первого слога в слове. Слогообразующая роль гласных букв. Определение количества слогов в слове. Составление слов из слогов. Деление слов на слоги.

Звуки и буквы.

  • Звуки и буквы. Уточнение понятий. Определение и сравнение количества звуков и букв в словах. Гласные звуки и буквы. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда. Согласные звуки и буквы. Твёрдые и мягкие согласные.

Обозначение мягкости с помощью мягкого знака.

  • Обозначение мягкости согласных посредством буквы ь. Мягкий знак в конце слова. Мягкий знак в середине слова. Разделительный мягкий знак. Сравнение по смыслу и произношению.

Обозначение мягкости с помощью гласных.

  • Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными А-Я. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными О-Ё. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У-Ю. Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными Ы-И. Твердые и мягкие согласные звуки перед Е. Непарные твёрдые согласные звуки [ж], [ш],[ц]. Непарные мягкие согласные звуки [ч], [щ],[й].

Непарные согласные. Глухие и звонкие согласные.

  • Непарные глухие согласные X, Ц, Ч, Щ. Непарные звонкие согласные Й, Л, М, Н. Оглушение звонких согласных в середине слова. Оглушение звонких согласных на конце слов.

Предложения.

  • Повествовательные предложения. Использование в речи притяжательных прилагательных. Вопросительные предложения. Использование в речи относительных прилагательных. Восклицательные предложения. Использование в речи качественных прилагательных.

Морфологический состав слова.

  • Корень как главная часть слова. Родственные слова. Упражнение в подборе родственных слов. Однокоренные слова, не являющиеся родственными. Дифференциация родственных и однокоренных слов. Сложные слова. Соединительная гласная е или о в середине слова. Приставка. Префиксальный способ образования слов. Суффикс. Суффиксальный способ образования слов. Окончание.

Безударный гласный.

  • Безударные гласные в корне. Антонимы. Подбор проверочных слов к безударным гласным в корне.

Предлоги и приставки.

  • Соотнесение предлогов и глагольных приставок. Слова-синонимы. Слитное написание слов с приставками. Раздельное написание слов с предлогами. Соотнесение предлогов с глагольными приставками. «Не» с глаголами.

Связная речь.

  • Пересказ с опорой на серию сюжетных картинок. Пересказ с опорой на сюжетную картинку. Пересказ по вопросам. Пересказ текста по опорным словам. Пересказ текста по предметным картинкам.

Четвертый год обучения.

Состав слова.

  • Состав слова. Корень как главная часть слова. Суффикс. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Суффиксы профессий. Суффиксы прилагательных. Приставка. Приставки пространственного значения. Приставки временного значения. Многозначные приставки. Окончание.

Безударные гласные.

  • Безударные гласные. Определение безударного гласного в корне, требующего проверки. Выделение слов с безударным гласным. Слова – антонимы.

Согласные звуки и буквы.

  • Согласные звуки и буквы. Парные согласные. Согласные звуки и буквы. Оглушение звонких согласных в середине слова. Оглушение звонких согласных в конце слова.

Словосочетания и предложения.

  • Словосочетание и предложение. Выделение словосочетаний из предложений. Составление предложений из словосочетаний.

Согласование.

  • Согласование. Согласование слов в числе. Согласование слов в роде.

Словоизменение прилагательных.

  • Согласование имени существительного с именем прилагательным в роде. Согласование имен прилагательных с именами существительными по падежам.

Словоизменение глаголов.

  • Настоящее время глаголов. Согласование глаголов с именами существительными в числе. Прошедшее время глаголов. Согласование глаголов с именами существительными в роде.

Предлоги и приставки.

  • Соотнесение предлогов и глагольных приставок. Слова – синонимы. Раздельное написание глаголов с предлогами, слитное написание с приставками. Дифференциация предлогов и приставок.

  • Управление. Словоизменение имен существительных по падежам.

  • Слова, отвечающие на вопросы Кто? Что? (именительный падеж). Слова, отвечающие на вопросы Кого? Чего? (родительный падеж). Слова, отвечающие на вопросы Кому? Чему? (дательный падеж). Слова, отвечающие на вопросы Кого? Что? (винительный падеж). Родительный или винительный? Слова, отвечающие на вопросы Кем? Чем? (творительный падеж). Слова, отвечающие на вопросы О ком? О чем? (предложный падеж). Множественное число имен существительных. Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж. Закрепление падежных форм в словосочетаниях и предложениях.

Части речи.

  • Понятие о подлежащем и сказуемом как частях речи. Составление предложений по вопросам и опорным словосочетаниям. Понятие о второстепенных членах предложения. Подбор прилагательных к словам – предметам.

Связь слов в словосочетаниях и предложениях.

  • Связь слов в словосочетаниях. Разбор словосочетаний. Определение значения. Составление предложений по картинкам. Простые предложения. Составление предложений по картинкам. Сложные предложения. Распространение и сокращение. Восстановление деформированного текста.

Связная речь.

  • Составление рассказа из предложений, данных вразбивку. Составление рассказа по его началу. Составление рассказа по данному концу. Составление вступления и заключения к рассказу. Составление рассказа по данному плану.


    1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.  

1 класс    


Тема занятий

Характеристика деятельности.

1 - 8

Предложение и слово.

Закрепление понятий: предложение и слово.

9 -18

Слоговой анализ и синтез слова.

Слоговой анализ и синтез слова.


19 -23

Звуки и буквы.

Закрепление понятий: звуки и буквы.

24 -28

Обозначение

мягкости с помощью мягкого знака.

Обозначение мягкости с помощью мягкого знака.


29 -38

Обозначение мягкости с помощью гласных.

Обозначение мягкости с помощью гласных.


39 - 48

Непарные согласные. Глухие и звонкие согласные.

Дифференциация: непарные согласные. Глухие и звонкие согласные.


49 - 53

Предложение.

Предложения.

54 -58

Морфологический состав слова.

Морфологический состав слов

59 - 63

Предлоги и приставки.

Предлоги и приставки.

64 - 68

Связная речь.


Пересказ

2 класс

Тема

Характеристика деятельности.


1 - 4




Предложение.



Понятие о предложении. Большая буква в начале предложения. Интонационная законченность предложения. Составление предложения из 3-х слов. Главные члены предложения.


5 - 10

Слово


Слово. Понятие. Различение понятий «Слово-предложение». Слова, обозначающие предмет. Слова, обозначающие действия предмета. Дифференциация слов, обозначающих предмет и слов, обозначающих действия. Выделение слов-предметов и слов-действий предметов из предложения. Слова, обозначающие признак предмета. Изменение слов-признаков по родам. Вычленение слов-признаков на фоне других слов. Закрепление понятий о словах-предметах, действиях предметов, признаках предметов.


11- 17






Слоговой анализ и синтез слов.


Выделение первого слога в слове. Слогообразующая роль гласных звуков. Определение порядка слогов в слове. Составление слов из слогов. Деление двусложных слов на слоги. Деление трехсложных слов на слоги. Контрольное задание по теме «Слоговой анализ и синтез слов».


18 -26




Звуки речи.

Звуковой анализ и синтез слов

Знакомство с органами речи. Образование звуков речи. Работа над функциональным дыханием. Выделение первого звука в слове. Определение количества и места звуков в слове. Соотношение между буквами и звуками в слове. Различие звуков и букв.


27 -30


Ударение.


Ударение. Соотношение слова с его ритмическим рисунком. Место ударения в слове. Смыслоразличительная роль ударения. Выделение ударного слога в слове, его ударного гласного.


31 -36







Гласные и согласные звуки.


Гласные первого ряда. Образование гласных [а, о, у, э, ы]. Гласные второго ряда. Образование гласных [я, е, ю, е, и]. Выделение гласных звуков их ряда заданных звуков, слогов и слов. Образование согласных звуков. Уточнение артикуляционно-акустических признаков согласных. Дифференциация гласных и согласных звуков. Твердые и мягкие согласные. Выделение на слух твердое и мягкое звучание согласных. Обозначение мягкости согласных при помощи гласных второго ряда.


37 -40

Звонкие и глухие согласные.


Уточнение артикуляции и акустических признаков звонких и глухих согласных. Различение звонких и глухих согласных на слух и в произношении на материале слогов и слов.

41 -44


Звук [Л]. Буква Л. Звук [Р]. Буква Р. Дифференциация [р-л] в предложениях. Дифференциация [р-л] в слогах и словах.


45 -66

Развитие связной речи.


Обучение последовательному пересказу по вопросам. Обучение последовательному пересказу с опорой на действия. Обучение последовательному пересказу с опорой на предметные картинки.

3 класс

Тема занятий

Характеристика деятельности

1 - 6


Предложение и слово.


Закрепление понятий: предложение и слово.

Интонационная законченность предложения.

Главные члены предложения.

Слова, обозначающие предмет.

Слова, обозначающие действие предмета.

Дифференциация слов-предметов и слов-действий предметов.

7 -10




Слогообра-зующая роль гласного. Ударение.


Слогообразующая роль гласного.

Слоговой анализ и синтез слов.

Слог. Деление слов на слоги.

Выделение гласных из ряда звуков, слогов, слов.

Ударение. Выделение ударного гласного и ударного слога в слове.

11 -21









Твердые и мягкие согласные звуки и буквы.


Мягкий знак на конце слова.

Смыслоразличительная роль мягкого знака на конце слова.

Мягкий знак в середине слова.

Дифференциация гласных 1 и 2 ряда.

Дифференциация гласных [а-я] в слогах, словах и предложениях.

Дифференциация гласных [о-е] в слогах, словах и предложениях

Дифференциация гласных [у-ю] в слогах, словах и предложениях

Дифференциация гласных [и-ы] в слогах, словах и предложениях

Дифференциация гласных [ю-ё] в слогах, словах и предложениях

Дифференциация гласных [о-ё] в слогах, словах и предложениях

22 - 36


Глухие и звонкие согласные звуки. Парные согласные.


Дифференциация [б-п] в устной и письменной речи.

Дифференциация [т-д] в устной и письменной речи.

Дифференциация [г-к] в устной и письменной речи.

Дифференциация [з-с] в устной и письменной речи.

Дифференциация [в-ф] в устной и письменной речи.

Дифференциация [ш-ж] в устной и письменной речи.

Дифференциация [ш-с] в устной и письменной реч

Дифференциация [б-д] в устной и письменной речи.

Дифференциация [б-д] в устной и письменной речи.

37 - 52



Словообразо -вание.


Словообразование.

Суффиксы профессий.

Суффиксы в образовании новых слов.

Суффиксы в образовании детёнышей животных.

Суффиксы в образовании новых слов.

Суффиксы прилагательных.

Согласование

прилагательного с существительным в роде и числе.

Суффиксы в образовании новых слов.

Суффиксы наречий.

Суффиксы в образовании новых слов.

Суффиксы глаголов.

Суффиксы в образовании новых слов.

Образование слов при помощи приставок.

Образование слов при помощи приставок.

Образование слов при помощи приставок.

Образование слов при помощи приставок.

53 - 68

Предлоги и приставки.


Предлоги и приставки.

Предлоги: в, из, на, с.

Предлоги: от, к, до, для, без, над, под, за, из-за, из, под, из-под, на, по, с (со), через, сквозь, между, перед, вокруг, у, около, возле, про, о, об (обо), по, к.

4 класс


Тема занятий

Характеристика деятельности.

1 -15






Состав слова.


Определять: состав слова.

Корень как главная часть слова.

Суффикс. Уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Суффиксы профессий. Суффиксы прилагательных.

Многозначные приставки. Окончание.

16 - 20

Безударные гласные.

Безударные гласные.


21 - 30

Согласные звуки и буквы.

Согласные звуки и буквы.

31 - 35

Словосочетания и предложения.

Словосочетания и предложения.


36 - 40

Согласование.

Согласование.

41 - 45

Словоизменение прилагательных.

Словоизменение прилагательных.


46 -50

Словоизменение глаголов.

Словоизменение глаголов.


51 -60

Предлоги и приставки.

Предлоги и приставки.


61 - 63

Управление. Словоизменение имен существительных по падежам.


Управление. Словоизменение имен существительных по падежам.


64 - 66

Части речи.

Части речи.

67 - 68

Связная речь.

Составление рассказа.


8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

В качестве учебно-методического обеспечения работы с детьми используются следующие методические разработки и пособия:

Основная литература.

Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. - М.: Книголюб, 2005.

Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования : метод.пособие / О. Е.Грибова. - М. : Айрис-пресс : Айрис дидактика, 2005.

Елецкая Е.В. Работа логопеда с детьми с задержкой психического развития. Учебно-методическое пособие. Электронный ресурс. Режим доступа: http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/10/18/rabota-logopeda-s-detmi-s-zaderzhkoy.- Загл. с экрана.

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Изд-во Нац. книжный центр, 2015. – 320 с.

Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.

Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопеда. М.: Владос, 2005.

Ишимова О.А. Чтение. От буквы к слогу и словам. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. / О. А. Ишимова. М.: Просвещение, 2014.

Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: ВЛАДОС, 2004.

Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ.ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2010.

Чиркина, Г.В. Произношение. Мир звуков [Текст] : пособие для учителя-логопеда спец. (коррекц.) шк. V вида : 2 кл. / Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская. - М. : АРКТИ, 2003.


 

 

 

 

 

 

 

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!