Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Альметьевская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Утверждено
протоколом медико-педагогического совета
от «31_» августа 2017 г.
Приказ № ___74-О___ от «__1_» сентября
Директор школы-интерната
____________ Мягдеева Н.Н.
Рабочая программа
по предмету ФИЗИКА
для 7 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО класса
2 часа в неделю; 70 часов в год
Составитель: Валиева Л.Т. учитель I квалификационной категории.
Согласовано:
Зам. директора по УР________________ Л.Р.Мартынова
Рассмотрено:
На заседании ШМО, протокол № 1 от «29 августа 2017 г.
Руководитель ШМО _____________ Л.Ф.Мухаметзянова
Альметьевск 2017г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ПО ФИЗИКЕ 7 ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КЛАССА
Рабочая программа разработана на основе:
Закона РФ «Об образовании» №273 –Ф3. Принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2012г;
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования2004 года;
типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», Постановление Правительства РФ, 10.03.2000 г., № 212; 23.12. 2002 г., № 919;
концепции специальных федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009г;
базисного учебного плана специального( коррекционного) образовательного учреждений VI вида для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии от 10апреля 2002. №29/2065-п;
инструктивно-методического письма Министерства образования от 18.01.2007 г. №248/7 «Об особенностях преподавания учебного предмета физика, в условиях перехода на ФКГОС».
примерной учебной программы по физике М.:Дрофа.2008 года. Э. Д. Днепров, А. Г .Аркадьев
учебного плана «Альметьевской специальной (коррекционной) школы-интернат для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата» на 2017-2018 учебный год;
положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин в Альметьевской школе-интернат VIвида;
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Общая характеристика учебного предмета
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».
Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.
Курс физики в примерной программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения: механические явления, тепловые явления, электромагнитные явления, квантовые явления. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.
Цели изучения физики
Изучение физики в образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Согласно примерной программе по физике для общеобразовательных школ (базовый уровень) под редакцией Э.Д. Днепрова, А.Г. Аркадьева на изучение физики отводится 70 часов; по учебному плану «Альметьевской специальной школы-интернат » на 2017-2018 учебный год, отводится 70 учебных часов - из расчета 2 часа в неделю;
5 часов – на контрольные работы
10 часов-лабораторные работы
Исходя из этого, предполагается следующее распределение часов:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание | По примерной программе | По рабочей программе |
Введение | 3 | 3 |
Первоначальные сведения о строении вещества | 6 | 6 |
Взаимодействие тел. | 21 | 21 |
Давление твердых тел, жидкостей и газов. | 20 | 20 |
Работа и мощность. Энергия. | 13 | 13 |
Повторение. | 7 | 7 |
Всего | 70 | 70 |
учебно-методическое обеспечение
Методическая литература, средства обучения, справочные пособия для учителя:
Научно-практические журналы, поурочные разработки разных авторов, разноуровневые тесты, ТСО
Электронные библиотеки, архивы, пособия:
http://www.uchportal.ru/ Учительский портал методических разработок
http://www.proshkolu.ru/ Интернет-портал ProШколу.ru
www.uroki.net - Сайт «Uroki.net». Для учителя физики: поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, контрольные работы, методические разработки, конспекты уроков.
«Развернутое тематическое планирование по физике ». Авторы-составители: Т.А. Лопатина, Г.С. Мещерякова.
Л.П.Морон «Поурочные разработки по физике 8 класс».
В.И. Лукашик «Сборник задач».
А.П.Рымкевич «Сборник задач по физике»
умк для учащихся:
Перышкин А.В. «Физика 7 класс», Дрофа, 2017г.
Перышкин А.В. «Физика 8 класс», Дрофа,2014г.
Перышкин А.В. «Физика 9 класс», Дрофа, 2015г.
Календарно – тематическое планирование 7 класс
Номер урока | Тема урока | Кол-во | Тип урока | Элементы содержания | Виды контроля | Планируемые результаты освоения материала. | Дом. задание | Дата |
часов | | План | Факт |
1. Введение(3ч) |
1 | Что изучает физика? | 1 | Комбинированный урок | Физика- наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины. Измерение физических величин. Физический эксперимент и теория. Физика и техника. | | Знать: смысл понятий «вещество», «тело», «материя». Уметь: использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин. Выражать результаты в СИ. | §1-3 | 4.09 | |
2 | Физические величины. Измерение физических величин. | 1 | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | §4-6, стр 159-160 | 6.09 | |
3 | Инструктаж по ТБ. Л.р.№1 «Определение цены деления измерительного прибора». | 1 | Урок-практикум | Лабораторная работа, оформление и выводы. | §6, сост. таблицу | 11.09 | |
2. Первоначальные сведения о строении вещества(6 ч) |
4 | Строение вещества. Молекулы. | 1 | Комбинированный урок | Строение вещества. | | Знать: смысл понятий «вещество», взаимодействие, атом, молекула. Уметь: описывать и объяснять явления: диффузия, смачив ание. | §7-8, стр160-161 | 13.09 | |
5 | Инструктаж по ТБ Л.р.№2 «Измерение размеров малых тел». | 1 | Урок-практикум | | Лаборатор ная работа, оформление и выводы. | §7-8 повторить | 18.09 | |
6 | Движение молекул.Броуновское движение. | 1 | Комбинированный урок | Диффузия. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. | Фронталь ный опрос | §9, задание2 | 20.09 | |
7 | Взаимодействие молекул. | 1 | Комбинированный урок | Взаимодействие молекул. | Фронтальный опрос | §10, упр2 | 25.09 | |
8 | Три состояния вещества. | 1 | Комбинированный урок | Модели строения газов, жидкостей, твердых тел. | Составление таблицы | §11-12, табл. ,повторить гл.1 | 27.09 | |
9 | Повторительно-обобщающий урок «Первоначаль ные сведения о строении вещества». | 1 | Урок закрепления знаний | Основные положения МКТ и их опытные обоснования. | Тест. | Повторить §7-12 | 2.10 | |
3. Взаимодействие тел (21 ч) |
10 | Механическое движение. | 1 | Урок изучения нового материала | Механическое движение. Путь. Траектория. | Опорный конспект | Знать: - явления инерции, взаимодействие, физический закон; - смысл понятий путь, скорость, время; Уметь: - описывать и объяснять равномерное прямолинейное движение; - использовать физические приборы для измерения пути, времени, скорости. - выражать величины в СИ. Уметь: воспроизводить и находить физические величины: скорость, путь, время. Знать, что мерой любого взаимодействия тел является сила. Уметь работать с приборами при нахождении массы тела. | §13-14, зад.3,4 | 4.10 | |
11 | Скорость. Единицы скорости. | 1 | Комбинированный урок | Скорость прямолинейного равномерного движения. | Опрос | §15, упр4(3,4) | 9.10 | |
12 | Расчет пути и времени движения. | 1 | Урок закрепления знаний | Методы измерения расстояния, времени, скорости. | Опрос, работа с сигнальными карточками. | §16, упр5 (2.4), повт формулы | 11.10 | |
13 | Решение задач. Самостоятель ная работа. | 1 | Урок закрепления знаний, умений и навыков | Методы измерения расстояния, времени, скорости. | Самостоятельная работа | §15-16 повт, сост задачи | 16.10 | |
14 | Подготовка к контрольной работе 1 «Строение вещества. Скорость». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Основные положения МКТ и их опытные обоснования. Методы измерения расстояния, времени, скорости. | Подготовка к контрольной работе | §7-16, формулы повт. | 18.10 | |
15 | Контрольная работа 1«Строение вещества. Механическое движение». | 1 | Урок контроля | Основные положения МКТ и их опытные обоснования. Методы измерения расстояния, времени, скорости. | Контрольная работа. | §7-16 | 23.10 | |
16 | Анализ контрольной работы. Инерция. | 1 | Урок коррекции знаний и умений | Неравномерное движение. | | РНО, 17 | 25.10 | |
17 | Взаимодействие тел. Масса тела. | 1 | Комбинированный урок | Взаимодействие тел. Масса тела. | Опрос | §18-20, стр.161-163 | 6.11 | |
18 | Инструктаж по ТБ Л.р.№3 «Измерение массы тела на рычажных весах». | 1 | Урок-практикум | Методы измерения массы тела. | Лабораторная работа, оформление и выводы. | §19-20 повт. | 8.11 | |
19 | Плотность вещества. | 1 | Комбинированный урок | Плотность вещества. | Работа с сигнальными карточками | Знать определение плотности вещества, формулу. Уметь работать с физическими величинами, входящими в данную формулу. | §21, упр7(1,2) | 13.11 | |
20 | Расчет массы и объема тела по его плотности. Тест. | 1 | Комбинированный урок | Методы измерения массы, плотности и объема тела. | Решение задач, тест | Уметь работать с физическими величинами, входящими в формулу нахождения массы тела. | §22, упр8 (3,4), стр163-164 | 15.11 | |
21 | Инструктаж по ТБ .Л.р.№4 «Измерение объема тела». | 1 | Урок-практикум | Методы измерения объема тела. | Лабораторная работа, оформление и выводы. | Уметь работать с приборами. | §22, стр164-165 | 20.11 | |
22 | Инструктаж по ТБ Л.р.№5 «Измерение плотности твердого тела». | 1 | Урок-практикум | Методы измерения плотности тела. | Лабораторная работа, оформление и выводы. | Уметь работать с приборами (мензурка, линейка, весы). | §21, повт. Формулы | 22.11 | |
23 | Решение задач. Самостоятельная работа «Масса тела. Плотность вещества». | 1 | Урок закрепления изученного, применения знаний и умений | Методы измерения массы, плотности и объема тела. | Самостоятельная работа | Уметь работать с физическими величинами, входящими в формулу нахождения массы вещества. | §21-22, составить задачи | 27.11 | |
24 | Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. | 1 | Комбинированный урок | Сила. Сила тяжести. | Опорный конспект | Знать определение силы, силы тяжести, единицы ее измерения и обозначения. Уметь схематически изображать точку приложения силы тяжести к телу. | §23-24 | 29.11 | |
25 | Сила упругости. Вес тела. | 1 | Комбинированный урок | Сила упругости. Вес. Связь между силой и массой тела. | Опрос | Знать определение силы упругости. Уметь схематически изображать точку приложения силы упругости к телу. | §25-27. упр9(1,3) | 4.12 | |
26 | Инструктаж по ТБ Л.р.№6 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром». | 1 | Урок-практикум | Метод измерения силы. | Лабораторная работа, оформление и выводы. | Уметь работать с физическими приборами. Градуирование шкалы прибора. | §28. упр10 | 6.12 | |
27 | Сложение сил. | 1 | Комбинированный урок | Правило сложения сил. | Тест | Уметь составлять схемы векторов сил, действующих на тело. | §29, упр11(2,3) | 11.12 | |
28 | Сила трения. | 1 | Комбинированный урок | Сила трения. | Опрос | Знать определение силы трения. Уметь привести примеры. | §30-32, написать эссе о роли трения в быту и природе | 13.12 | |
29 | Подготовка к контрольной работе «Взаимодействие тел». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Масса, плотность, объем, сила. | Подготовка к контрольной работе | Уметь: воспроизводить и находить физические величины: масса, плотность, объем вещества. | §21-32, повтор. Формулы | 18.12 | |
30 | Контрольная работа №2 «Взаимодействие тел». | 1 | Урок контроля | Масса, плотность, объем, сила. | Контрольная работа | §21-30 | 20.12 | |
4. Давление твердых тел, жидкостей и газов.(20 ч) |
31 | Анализ контрольной работы. Давление. Единицы давления. | 1 | Урок коррекции знаний и умений, изучение новых знаний | Давление. Единицы давления. | Опорный конспект | Знать определение давления, единицы ее измерения и обозначения. Уметь находить физические величины: давление, сила, площадь. | РНО, 33-34,упр12(2,3) | 8.01 | |
32 | Решение задач. «Давление. Единицы давления». | 1 | Урок применения знаний и умений | Давление. Единицы давления. | Решение задач | §33-34, сост. задачи | 10.01 | |
33 | Давление газа. Закон Паскаля. | 1 | Комбинированный урок | Давление газа. Закон Паскаля. | Проверка опорного конспекта | Знать смысл закона Паскаля. Уметь: - объяснять передачу давления в жидкостях и газах. | §35-36, упр14, задание 7 | 15.01 | |
34 | Давление в жидкости и газе. | 1 | Комбинированный урок | Давление газа. Закон Паскаля. | | §37-38. упр15(1) | 17.01 | |
35 | Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. Решение задач. | 1 | Урок применения знаний и умений | Давление газа. Закон Паскаля. | Решение задач, тест | Уметь работать с физическими величинами. входящими в формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда. | §38. сост.задачи | 22.01 | |
36 | Сообщающие сосуды. | 1 | Комбинированный урок | Сообщающие сосуды. Применение. Устройство шлюзов, водомерного стекла. | Работа с учебником (составление тезисов) | | §39, упр16, повтор. Форм | 24.01 | |
37 | Самостоятельная работа «Давление жидкостей и твердых тел». | 1 | Урок контроля | Давление жидкостей и твердых тел. | Самостоятельная работа | Уметь: воспроизводить и находить физические величины: давление, плотность, высота, сила, площадь. | §34-38 | 29.01 | |
38 | Вес воздуха. Атмосферное давление. | 1 | Комбинированный урок | Атмосферное давление. | Опорный конспект | Уметь объяснять причину появления атмосферного давления. | §40-41, упр17. 18 | 31.01 | |
39 | Измерение атмосферного давления. | 1 | Комбинированный урок | Методы измерения атмосферного давления. | Фронтальный опрос | §42, упр19 | 5.02 | |
40 | Атмосферное давление на различных высотах. | 1 | Комбинированный урок | Методы измерения атмосферного давления. | Зачет | §43-44. упр21 | 7.02 | |
41 | Манометры. Поршневой жидкостный насос. | 1 | Комбинированный урок | Методы измерения атмосферного давления. | Проверка опорного конспекта | Уметь: - объяснять передачу давления в жидкостях и газах; - использовать физические приборы для измерения давления. | §45-46 | 12.02 | |
42 | Гидравлический пресс. Решение задач. | 1 | Урок применения знаний и умений | Методы измерения атмосферного давления. | Решение задач | | §47 | 14.02 | |
43 | Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. | 1 | Комбинированный урок | Закон Архимеда. | Опорный конспект | Знать смысл закона Архимеда. Уметь: - объяснять передачу давления в жидкостях и газах; - использовать физические приборы для измерения Архимедовой силы. | §48-49, стр167 | 19.02 | |
44 | Инструктаж по ТБ Л.р.№7 «Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело». | 1 | Урок-практикум | Закон Архимеда | Лабораторная работа, оформление и выводы. | Уметь работать с физическими приборами. | §48-49 | 21.02 | |
45 | Плавание тел. | 1 | Комбинированный урок | Закон Архимеда | Решение задач | Знать условия плавания тел. | §50, упр25(3-5) | 26.02 | |
46 | Плавание судов. Воздухоплавание. | 1 | Комбинированный урок | Закон Архимеда | Работа с учебником (письменные ответы на вопросы) | §51-52, отв на вопросы, стр168 | 28.02 | |
47 | Инструктаж по ТБ Л.р.№8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости». | 1 | Урок-практикум | Закон Архимеда | Лабораторная работа, оформление и выводы. | Уметь работать с физическими приборами. | §50-52 | 5.03 | |
48 | Повторение темы «Давление твердых тел, жидкостей и газов». Подготовка к контрольной работе. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | Давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. | Фронтальный опрос | Уметь воспроизводить и находить физические величины по формуле закона Архимеда, давления. | §33-52, повтор формулы | 7.03 | |
49 | Контрольная работа №3 «Давление твердых тел, жидкостей и газов». | 1 | Урок контроля | Давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. | Контрольная работа | §33-50 | 12.03 | |
50 | Анализ контрольной работы. | 1 | Урок коррекции знаний, умений и навыков. | Давление. Закон Паскаля. Закон Архимеда. | РНО | §33-49. РНО | 14.03 | |
5. Работа и мощность. Энергия.(13ч) |
51 | Механическая работа. | 1 | Комбинированный урок | Механическая работа. | Опорный конспект | Знать определение работы, обозначение физической величины и единицы измерения. | §53, упр28(3,4) | 19.03 | |
52 | Мощность. | 1 | Комбинированный урок | Мощность. | Опорный конспект | Знать определение мощности, обозначение физической величины и единицы измерения. | §54, упр29(3-6) | 21.03 | |
53 | Решение задач. «Механическая работа и мощность». Тест | 1 | Урок применения знаний и умений | Механическая работа и мощность | Решение задач, тест | Уметь воспроизводить формулы, находить физические величины: работа, мощность. | §53-54, составить задачи | 2.04 | |
54 | Простые механизмы. Рычаг. | 1 | Комбинированный урок | Простые механизмы. Рычаг. | Опорный конспект | Знать устройство рычага. | §55-58, стр169-170 | 4.04 | |
55 | Инструктаж по ТБ Л.р.№9 «Выяснение условия равновесия рычага». | 1 | Урок-практикум | Простые механизмы. Рычаг. | Лабораторная работа, оформление и выводы. | Уметь: - проводить эксперимент и измерять длину плеч рычага и массу грузов; - работать с физическими приборами. | §55-58, упр30(1-3) | 9.04 | |
56 | Применение закона равновесия рычага к блоку. «Золотое правило механики». | 1 | Комбинированный урок | Простые механизмы. Рычаг. Блок. | Работа с учебником (ответы на вопросы) | Знать устройство блока и золотое правило механики, объяснить на примерах. | §59-60.упр31(1,4) | 11.04 | |
57 | К.П.Д. механизма. Решение задач. | 1 | Комбинированный урок | Методы измерения работы, мощности, КПД механизма. | Решение задач | Знать определение К.П.Д. механизма. Уметь определять работу полезную и затраченную. Уметь работать с физическими приборами. | §61, стр170-171 | 16.04 | |
58 | Л.р.№10 «Определение кпд при подъеме тела по наклонной плоскости». | 1 | Урок-практикум | Методы измерения работы, мощности, КПД механизма. | Лабораторная работа, оформление и выводы. | §61 | 18.04 | |
59 | Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. | 1 | Комбинированный урок | Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения и превращения одного вида механической энергии в другой. | Опорный конспект | Знать определение энергии, ее виды и формулы для расчета. | §62-63, упр32 | 23.04 | |
60 | Превращение одного вида механической энергии в другой. | 1 | Комбинированный урок | Тест | Знать смысл закона сохранения энергии, приводить примеры механической энергии и ее превращения. | §64 | 25.04 | |
61 | Подготовка к контрольной работе «Работа и мощность. Энергия». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков. | Работа и мощность. Энергия. | Фронтальный опрос | Знать формулы для нахождения физических величин: работа, мощность, энергия. | §53-64, повт формулы | 30.04 | |
62 | Контрольная работа №4«Работа и мощность. Энергия». | 1 | Урок контроля | Работа и мощность. Энергия. | Контрольная работа | §53-64 | 2.05 | |
63 | Анализ контрольной работы. | 1 | Урок коррекции знаний, умений и навыков. | | РНО | §53-64, РНО | 7.05 | |
6. Повторение (7 ч) |
64 | Повторение: Механическое движение. | 1 | Урок повторения, обобщения и систематизации знаний | Механическое движение | Тест | Знать: - смысл понятий путь, скорость, время; Уметь: - описывать и объяснять равномерное прямолинейное движение; - использовать физические приборы для измерения пути, времени, скорости. - выражать величины в СИ. | §13-16, формулы | 9.05 | |
65 | Повторение: Масса. Плотность. Объем. | 1 | Урок повторения, обобщения и систематизации знаний | Масса. Плотность. Объем. | Тест | Знать определение плотности вещества, формулу. Уметь работать с физическими величинами, входящими в формулу нахождения массы тела. | §19-21, формулы | 14.05 | |
66 | Повторение: Давление. | 1 | Урок повторения, обобщения и систематизации знаний | Давление. | Тест | Знать определение давления, единицы ее измерения и обозначения. Уметь находить физические величины: давление, сила, площадь. | §33-38, формулы | 16.05 | |
67 | Повторение: Архимедова сила. | 1 | Урок повторения, обобщения и систематизации знаний | Архимедова сила. | Тест | Знать смысл закона Архимеда. Уметь: - объяснять передачу давления в жидкостях и газах; - использовать физические приборы для измерения Архимедовой силы. | §49-52, формулы | 21.05 | |
68 | Повторение: Работа и мощность. | 1 | Урок повторения, обобщения и систематизации знаний | Работа и мощность. | Тест | Знать формулы для нахождения физических величин: работа, мощность, энергия. | §53-54 | 23.05 | |
69 | Итоговая контрольная работа. | 1 | Урок контроля | | КР | Уметь решать задачи по пройденному материалу. | | 28.05 | |
70 | Обобщающий урок по курсу 7 класса. | 1 | УОСЗ | | | | | 30.05 | |
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ
Оценка письменных самостоятельных и контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов или имеющую не более одного недочета.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней:
а) не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
б) или не более двух недочетов.
Оценка «3» ставится в том случае, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
а) не более двух грубых ошибок,
б) или не более одной грубой ошибки и одного недочета,
в) или не более двух-трех негрубых ошибок,
г) или одной негрубой ошибки и трех недочетов,
д) или при отсутствии ошибок, но при наличии 4-5 недочетов.
Оценка «2» ставится, когда число ошибок и недочетов превосходит норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнено менее половины работы.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не приступал к выполнению работы или правильно выполнил не более 10 % всех заданий, т.е. записал условие одной задачи в общепринятых символических обозначениях.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена «нормами», если учеником оригинально выполнена работа.
Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:
а) обнаруживает полное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, знание законов и теорий, умеет подтвердить их конкретными примерами, применить в новой ситуации и при выполнении практических заданий;
б) дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;
в) технически грамотно выполняет физические опыты, чертежи, схемы, графики, сопутствующие ответу, правильно записывает формулы, пользуясь принятой системой условных обозначений;
г) при ответе не повторяет дословно текст учебника, а умеет отобрать главное, обнаруживает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других смежных предметов;
д) умеет подкрепить ответ несложными демонстрационными опытами;
е) умеет делать анализ, обобщения и собственные выводы по данному вопросу;
ж) умеет самостоятельно и рационально работать с учебником, дополнительной литературой и справочниками.
Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но учащийся:
а) допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно, или при небольшой помощи учителя;
б) не обладает достаточными навыками работы со справочной литературой ( например, ученик умеет все найти, правильно ориентируется в справочниках, но работает медленно).
Оценка «3» ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но при ответе:
а) обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
б) испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных физических явлений на основе теории и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теории,
в) отвечает неполно на вопросы учителя ( упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте,
г) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника, или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится в том случае, если ученик:
а) не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов,
б) или имеет слабо сформулированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу и к проведению опытов,
в) или при ответе допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Критерии оценки устного ответа учащегося на экзамене
Оценка «5» - «отлично» ставится за развернутый, полный, безошибочный устный ответ, в котором выдерживается план, содержащий введение, сообщение основного материала, заключение, характеризующий личную, обоснованную позицию ученика по спорным вопросам, изложенный литературным языком без существенных стилистических нарушений.
Оценка «4» - «хорошо» ставится за развернутый, полный, с незначительными ошибками или одной существенной ошибкой устный ответ, в котором выдерживается план сообщения основного материала, изложенный литературным языком с незначительными стилистическими нарушениями.
Оценка «3» - «удовлетворительно» ставится за устный развернутый ответ, содержащий сообщение основного материала при двух-трех существенных фактических ошибках, язык ответа должен быть грамотным.
Оценка «2» - « неудовлетворительно» ставится, если учащийся во время устного ответа не вышел на уровень требований, предъявляемых к «троечному» ответу.
Оценка «1» - «очень плохо» ставится, если учащийся не смог ответить по заданию учителя даже с помощью наводящих вопросов или иных средств помощи, предложенных учителем.
Грубыми считаются следующие ошибки:
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений физических величин, единиц их измерения;
незнание наименований единиц измерения,
неумение выделить в ответе главное,
неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений,
неумение делать выводы и обобщения,
неумение читать и строить графики и принципиальные схемы,
неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов,
неумение пользоваться учебником и справочником по физике и технике,
нарушение техники безопасности при выполнении физического эксперимента,
небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
К негрубым ошибкам следует отнести:
неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными,
ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы ( например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.),
ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, условий работы измерительного прибора ( неуравновешенны весы, не точно определена точка отсчета),
ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика и др.,
нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа ( нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными),
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой,
неумение решать задачи в общем виде.
Оценка лабораторных и практических работ
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:
а) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
б) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта все необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
г) правильно выполнил анализ погрешностей;
д) соблюдал требования безопасности труда.
Оценка «4» ставится в том случае, если выполнены требования к оценке 5, но:
а) опыт проводился в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
б) или было допущено два-три недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что можно сделать выводы, или если в ходе проведения опыта и измерений были допущены следующие ошибки:
а) опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью,
б) или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок ( в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.), не принципиального для данной работы характера, не повлиявших на результат выполнения,
в) или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей,
г) или работа выполнена не полностью, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
Оценка «2» ставится в том случае, если:
а) работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильные выводы,
б) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно,
в) или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».
Оценка «1» ставится в тех случаях, когда учащийся совсем не выполнил работу или не соблюдал требований безопасности труда.
В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.
Лист
корректировки рабочей программы
Класс |
Название раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
|
| | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
24