Пояснительная записка
Воспитательная программа на 2018-2019 учебный год является составной частью системы воспитательной работы в школе-интернате и составлена в соответствии с целями и задачами обучения и воспитания.
Воспитательная программа направлена на разработку проблемы: «Максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребенка, создания деловой и социальной ориентации в образовании и воспитательном процессах для успешной интеграции воспитанников в общество». И обеспечение задачи педагогического коллектива на 2018-2019 учебный год.
Последовательная коммуникативная организация учебно - воспитательного процесса с целью формирования социально значимых умений, необходимых для максимальной реализации обучающихся, воспитанников в обществе.
В связи с актуализацией проблем воспитания, в связи с открывшейся вариативностью социокультурных пространств, программирование в педагогике крайне необходимо. Разработка программы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья обусловлена и особенностями контингента воспитанников, и сложностями социально-экономического порядка, и желанием создать условия для преодоления трудностей их социализации. Именно проблема социального становления воспитанников, их оздоровления и успешной адаптации в современном обществе обусловила потребность скоординированной работы всех служб школы-интерната с целью поэтапного формирования системы навыков и умений трудового, нравственно-эстетического, социального поведения у каждой возрастной группы детей и ограниченными возможностями здоровья.
Программа воспитания предназначена для обеспечения перехода системы воспитания в качественно новое состояние, направленное на развитие личности обучающегося. Необходимость перехода продиктована социальным заказом родителей и реальными возможностями педагогического коллектива, контингентом воспитанников, сложившимся социумом.
Программа учитывает ценностные ориентации субъектов образовательного процесса, специфику школы-интерната и её воспитанников, социальный фон, традиции коллектива, обстановку в семьях, качество медицинского обслуживания и другие факторы. В ней нашли отражение цели, задачи, программа действий на ближайшую перспективу и готовность педагогического коллектива к её реализации. В школе-интернате созданы необходимые условия для реализации программы: условия «собственного дома» - организация проживания детей максимально приближенная к домашней, семейной; открытый тип школы-интерната, способствующий широким связям детей с социумом города; постоянное улучшение санитарно-бытовых условий, повышение комфортности жилья; широкая система коррекционно-оздоровительных мероприятий; организация трудовой подготовки в условиях школы-интерната (швейные, столярные мастерские кабинеты сельхоз труда, цветоводства и растениеводства, пчеловодства); постоянное совершенствование профессионального мастерства педагогических кадров и других специалистов школы-интерната; обновление учебно-методической базы, внедрение новых технологий в учебно-воспитательный процесс.
Анализ воспитательной работы за 2017-2018 год.
На начало учебного года в классе 12 человек. Из них 4 девочки, 8 мальчиков.
Класс нельзя назвать дружным, так как наблюдается деление на условные микрогруппы. В классе имеется и такая ученица (Айткулова К), которая часто оказывается вне коллектива, и это является следствием её эмоциональных и психических особенностей, а не неприятия её классным коллективом. Класс не функционирует как единое целое. Отношения мальчиков и девочек не всегда являются ровными и доверительными.
Считаю, что уровень сплочения классного коллектива за прошедший год изменился незначительно.
Несмотря на то, что постоянно проводится работа по вовлечению учащихся в общественные дела класса и школы, у некоторых учащихся, к сожалению, проявляется стремление увильнуть от работы, совместных дел класса. Необходимо отметить, что проблема формирования коллектива не снята и продолжает оставаться одной из самых важных. Требуется продолжение работы по сплочению коллектива.
В классе не происходит борьбы за лидерство. Учащийся лидер (Лопатин Д) оказывают влияние на основную часть коллектива. Но его лидерство не всегда направлено в нужное русло. Часто он действует с позиции силы, а не убеждением и аргументацией своих требований. Лопатин Д. часто проявляет себя с негативной стороны и в сентябре 2017 года был поставлен на внутришкольный учет за несоблюдение Устава школы и Правил внутреннего распорядка: дезорганизация воспитательного процесса, грубость и хамство в отношении учащихся. Он нарушает дисциплину во внеурочное время; замечания не принимает, реагирует агрессивно.
Мною велась индивидуальная работа с этим ребенком, вёлся дневник наблюдения, проводились беседы с учащимся, с родителями. Но родители Лопатина Д. не реагируют на обращения, что затрудняет воспитательную работу.
Существует ряд проблем, связанных с взаимодействием с родителями. Посещение родительских собраний невысокое - 20-30% . Родители практически не оказывают влияния на воспитательный процесс в классе, полагая, что это исключительно прерогатива школы, многие родители не охотно идут на контакт, не интересуются жизнью школы и класса.
Основными мотивами участия детей в общешкольных мероприятиях является повышение интереса к общению. К сожалению, в школьных мероприятий участвуют не все ребята. Обучащиеся, участвующие в подготовке и проведении мероприятий делают это с интересом, проявляют себя. (Наумов М., Житная К., Аитбаев Р., Байжанов Д.)
Направления, которые особенно удаются в работе с детьми это: гражданско-патриотическое воспитание, работа по повышению самооценки и вовлечение в различные виды деятельности.
В течение учебного года использовались следующие формы воспитательной работы: спортивно-оздаровительная (спортивные игры, состязания), художественная (экскурсии в музей), ценностно-ориентировачная (беседы на нравственные темы), свободное общение (прогулки, посещение концертов, цирка). Были использованы методы: метод убеждения (внушение, диалог), метод поощрения, осуждения.
Весь год работала над темой по самообразованию «Формирование нравственных представлений и поступков у обучающихся с нарушением интеллекта среднего школьного».
Исходя из изложенного, делаю вывод, что активно велась работа по выполнению основных целей и задач, поставленных в начале года. Анализируя вышеизложенное, работу воспитательной работы в 6 классе можно считать удовлетворительной.
Цель воспитательной работы школы в
2018-2019 учебном году:
Воспитание функционально грамотной личности, человека нравственного, культурного, деятельного созидателя, гражданина, обладающего общечеловеческими и национальными ценностями
Задачи воспитательной работы на 2018-2019 учебный год:
Продолжить эффективность работы по гражданско-патриотическому воспитанию.
Продолжить работу по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних.
Формирование у учащихся межличностных отношений, толерантности, навыков самообразования.
Создание условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей.
Формировать доброжелательные отношения в классном коллективе, гармонично развивать личность ребёнка, сплотить коллектив.
Формировать здоровый образ жизни.
Основные направления воспитания и социализации:
Воспитание гражданственности, патриотизма, социальной ответственности и компетентности, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Воспитание нравственных чувств, убеждений к правам, свободам и обязанностям человека.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к образованию, труду, подготовка к сознательному выбору профессии.
Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, основ эстетической культуры (эстетическое воспитание).
Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных, духовных, нравственных и культурных традиций. Приоритетным направлением в 2017-2018 учебном году является «Воспитание гражданственных нравственных чувств, убеждений и этического сознания.
Список учащихся 7А класса
Ф. И. О. воспитанников | Дата рождения | Ф. И. О. родителей | Домашний адрес | Структура дефекта |
Аитбаев Равиль Булатович | 16.08.2004 | Мухаметова Альбина Радиковна - мать | Кугарчинский р-он, д. Хвалынск, ул. Зайнаб Биишева, д. 24 | F - 83 |
Айткулова Камиля Фаритовна | 13.07.2004 | Айткулова Фарзана Аксановна – мать Айткулов Фарит Талгатович - отец | Кугарчинский р-он, с. Мраково, ул. Центральная, д. 38 | F – 70.08 |
Багимав Александр Викторович | 10.05.2004 | Багимова Наталья Викторовна – мать Багимов Виктор Иванович - отец | г. Мелеуз, ул. Ленина д.224., кв.3 | F – 70 |
Байжанов Даниил Валентинович | 06.03.2003 | Байжанова Наталья Базарбаевна – мать Байжанов Валентин Ягофарович – отец | Федоровский р-он, с. Бала-Четырман | F – 70.08 |
Житная Кристина Владиславовна | 19.08.2005 | Иванова Людмила Игоревна – мать Житный Владислав Сергеевич – отец | Фёдоровский р-он, с. Теняево, ул. Ключевая, д. 13 | F – 70 |
Лопатин Данил Владимирович | 18.03.2005 | Лопатина Ирина Николаевна – мать Лопатин Владимир Александрович – отец | г. Салават, ул. Островского, д. 35, В. 134 | F – 83 |
Мусин Радмир Рамилевич | 30.03.2005 | Хайбуллина Гаухар Раисовна – мать Хайбуллин Наиль Абдрахимович - отец | Федоровский р-н, с. Новояушево, ул. Молодежная, д.44, кв.1 | Тотальное недоразвитие психических функций |
Наумов Матвей Александрович | 04.11.2004 | Наумова Людмила Петровна – мать Наумов Александр Николаевич - отец | г. Мелеуз, ул. Береговая, д. 5 | F – 70 |
Сиразетдинов Ильнар Равилевич | 29.09.2005 | Сиразетдинова Гульфина Мулиануровна – мать Сиразетдинов Равиль Ахметсултанович – отец | Аургазинский р-он, д. Нижний Бегеняш, ул. Советская, д. 31/1 | F – 70 |
Сулейманов Авзал Уралович | 20.12.2004 | Мустафина Гузель Минигалиевна – мать (приемная) Мустафин Наил Зуфарович – отец (приемный) | Ишимбайский р-он, д. Янурусово, ул. Фрунзе, д. 73 | F – 70.08 |
Тарасова Кристина Ильинична | 12.08.2002 | Тарасова Елена Анатольевна – мать Тарасов Илья Николаевич - отец | г. Мелеуз, ул. 31 мкр. д. 7, ком. 9/1 | F – 70.87 |
Сетка внеклассных занятий.
Дни недели |
Внеклассные занятия |
Понедельник | Основы гражданского самосознания |
Вторник | Проф. самосознание. Эстетическое воспитание |
Среда | Охрана здоровья, ОБЖ |
Четверг | Работа с книгой, газетой |
Пятница | Личностное развитие |
Суббота | Самообслуживание |
Воскресенье | День активного досуга |
Календарно – тематический план на 2018 – 2019 учебный год
Основы гражданского самосознания.
1. Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.
2. Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.
3. Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.
- Знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам.
- Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся.
- Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.
- Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.
Тема занятия | Дата проведения | Цели и задачи |
Занятие «С кем бы ты хотел дружить?» | 10.09.18 | Формировать у воспитанников такие качества, как умение дружить, беречь дружбу. Учить разделять радости и печали своих друзей |
Беседа «Надо ли уметь извиняться?» | 17.09.18 | Углубить представления о важности и необходимости просить прощения, испытывая в этом внутреннюю потребность |
Час общения. Мальчик с девочкой дружил. | 24.09.18 | Дать воспитанникам представление о разнице характеров, интересов и увлечений мальчиков и девочек, о взаимоуважении как основе отношений. |
Практическое занятие «Мой мир» | 01.10.18 | - знакомить с манерами поведения культурного, воспитанного человека; - помочь детям разобраться в самих себе и научиться лучше понимать других людей; |
Беседа «Правила поведения учащихся в школе» | 08.10.18 | Формирование благоприятной обстановки для обучения; безопасных условий пребывания в школе и на ее территории; воспитание уважения к человеческой личности, развитие навыков культурного поведения в обществе. |
Беседа «Права человека в обществе». | 15.10.18 | Довести до сознания ребенка мысли о том, что каждый человек от рождения наделен личными неотъемлемыми правами |
Воспитательский час «Герои земли русской» | 22.10.18 | Воспитание чувства уважение к славному прошлому нашей страны, чувства ответственности и национальной гордости, гражданственности и патриотизма, уважения к людям старшего поколения. |
Путешествие вглубь веков «На страже Родины» | 12.11.18 | - привитие уважения к Российской армии; - воспитание гражданственности, любви к Родине; - воспитание духовно-нравственных качеств личности, патриотизма. |
Занятие «Экологический светофор» | 19.11.18 | Ознакомление детей с правилами экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой и формирование соответствующих правилам зрительных образов – экознаков, формирование мотивационной сферы экологической деятельности |
Воспитательский час «Откуда пришла книга» | 26.11.18 | Познакомить детей с процессом изготовления книги; воспитывать чувство бережливого отношения к книге |
Моя малая родина. Экскурсия «Местные достопримечательности» | 03.12.18 | Осознание обучающимися причастности к судьбе родного села, его прошлому, настоящему, будущему. Знакомство детей с традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми родного села, района |
Законопослушный гражданин | 10.12.18 | Воспитывать в детях уважение к закону, быть ответственным за свои поступки |
Занятие «Флаг – символ государственной власти» | 17.12.18 | Формирование у детей образа родной страны, края, как Родины. Формирование понятий «символ», « герб», «флаг», «гимн», умение объяснять эти понятия. Воспитывать любовь к Родине, уважение к ее символам. |
Беседа «Отчизны верные сыны...» | 24.12.18 | Формирование у учащихся патриотизма и чувства гордости за страну, пропаганды воинской службы праздник. Освещается история праздника, подвиги российских воинов в Великой Отечественной войне, в период боевых действий в Афганистане, Чечне, локальных конфликтах. |
Воспитательский час «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан...» | 21.01.19 | Воспитательский час направлен на формирование знаний правовой культуры у учащихся, коррекцию нравственного поведения. Освещаются не только права, но и обязанности гражданина РФ согласно Конституции |
Занятие «Я и Отечество» | 28.01.19 | Дать учащимся представление о Родине как месте, где человек родился и познал счастье жизни, о значении родного языка, о патриотизме воспитывать в них чувство национальной гордости. |
Беседа «Вот она, какая моя Родина большая». | 04.02.19 | - создать условия для формирования гражданской позиции ребят; - формировать устойчивое, уважительное отношение к родной стране; - создать эмоционально – положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родины; для развития социализации личности; - развивать кругозор учащихся, обогащать их словарный запас |
Воспитательский час «Когда семья вместе – то и душа на месте». | 11.02.19 | Воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества. Формирование у воспитанников уважительного восприятия своего дома, семьи. Побудить детей к размышлениям об отношениях в их семьях. Показать ребятам, что семейные качества закладываются в родительской семье. |
Государственный праздник 23 февраля «День защитника отечества» | 18.02.19 | Развитие нравственно-патриатического воспитания учащихся; воспитание любви и уважения к своему народу, истории страны, бережное отношение к ветеранам и войнам-интернационалистам |
Беседа «Кем я стану, кем мне быть, чтобы Родине служить?». | 04.03.19 | Формировать представление о российских воинах и празднике Дне защитника Отечества, воспитывать уважение к защитникам Отечества |
Занятие «Права ребенка». | 11.03.19 | Познакомить детей с понятием декларации, ООН, статус; расширить знания о правах, обязанностях и ответственности детей |
Воспитательский час «Что значит любить Родину?». | 18.03.19 | Помочь детям понять, что значит «любить свою Родину»; формировать познавательный интерес к своей Родине; определить роль детского участия в создании символики своего класса; развивать способность коммуникативного общения |
Дискуссия «Уважение человека к человеку – обязанность гражданина?» | 01.04.19 | Расширение правовых знаний учащихся. |
Беседа «12 апреля – День космонавтики» | 08.04.19 | Воспитание чувства гордости за свою страну; Знакомство с биографией первого космонавта Ю.Гагарина; Ознакомление с этапами развития освоения космоса |
Воспитательский час «Ответственность» | 15.04.19 | На основе анализа знакомых литературных произведений способствовать формированию у детей положительных черт характера, чувства ответственности за свои поступки. |
Беседа «Детство, опалённое войной» | 22.04.19 | Расширить представления детей о Великой Отечественной войне; формировать положительное отношение к таким качествам, как патриотизм, самоотверженность, желание защитить Родину, неприятие попыток исказить и очернить историю войны; воспитывать активную жизненную позицию; способствовать формированию у детей чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны; |
Праздник Весны и труда | 29.04.19 | Ознакомить детей с историей праздника Весны и Труда |
Познавательное занятие «Наш край» | 06.05.19 | Увеличение интереса детей к родному краю, его истории и культуре; расширить знания детей об истории родного края; познакомить детей с культурным наследием Мелеузовскаго района; активизировать и расширить словарь детей |
Час общения «Влияние курения на организм». | 13.05.19 | Воспитание ценностного отношения учащихся к собственному здоровью, стремление к здоровому образу жизни. |
Беседа «Что такое «мир в стране?» | 20.05.19 | Интернациональное воспитание; воспитание толерантности, доброты; формирование духовной культуры; развивать познавательные интересы; развивать коммуникативные возможности учащихся. |
Ожидаемые результаты:
сформированы у детей представления о «Родине»
воспитывать патриотические чувства к Родине
сформированы такие качества как честность, доброжелательность, уважение
уважение и любовь к семье, традициям
Профессиональное самосознание
Тема занятия | Дата проведения | Цели и задачи |
Вводное занятие: «Что такое профориентация?» | 06.11.18 | Представление информации о мире профессии, о многообразии специальностей; осознание необходимых личностных качеств для выбора той или иной профессии. |
Беседа (круглый стол) «Мир профессий» | 04.12.18 | Показать значимость правильного выбора профессии в жизни человека. |
Беседа «Все профессии нужны, все профессии важны…» | 11.12.18 | Расширить знания школьников о мире труда и профессий и дать понять, что нет плохих профессий. |
Беседа «Профессия моих родителей» | 22.01.19 | Расширить кругозор школьников о мире профессий и создать условия для формирования конкретных представлений о существенных сторонах профессии, её важности для общества. |
Беседа «Что я знаю о моей будущей профессии» | 29.01.19 | Повышение уровня информированности учащихся о профессиях. Формирование их отношения к миру профессий через призму собственного «Я». |
Беседа «Город мастеров» | 05.02.19 | Познакомить школьников с древними и современными профессиями и ориентировать на знание мира профессий. |
Беседа «Твой выбор - твой успех» | 26.02.19 | Формирование у школьников ответственности за свой выбор |
Беседа «Банк потерянного времени» | 05.03.19 | Показать учащимся, что человеку любой профессии нужно уметь управлять временем своей жизни, успевать делать все необходимое, не потратив при этом все свои силы, и мотивировать школьников эффективно использовать время для обучения. |
Классификации типов профессии | 16.04.19 | Познакомить обучающихся с основными понятиями по теме и видами классификации профессий. Развивать у обучающихся способность к анализу, синтезу, классификации и обобщению. Формировать у обучающихся устойчивый интерес к получению знаний, необходимых для успешного профессионального самоопределения. |
Шаг к будущей профессии | 21.05.19 | Сформировать у школьников представления о мире профессий и их требованиях; активизировать учащихся в подготовке к профессиональному самоопределению; сформировать навыки самоконтроля готовности к профессиональному самоопределению. |
Ожидаемы результаты:
- повышение мотивации обучающихся к труду;
- обучение подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
- ориентирование обучающихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях
Эстетическое воспитание.
Тема занятия | Дата проведения | Цель занятия |
Беседа «Понятие об этикете» | 04.09.18 | Познакомить обучающихся с термином этикет и его понятиями и значением; узнать историю этикета |
Беседа «Эстетическая грамматика» | 11.09.18 | Способствовать воспитанию у учащихся хороших манер, доброжелательности, взаимопонимания с одноклассниками |
Беседа «Эстетическая сущность этикета» | 18.09.18 | Познакомить школьников с правилами хорошего тона, принятыми у нас в обществе и в других государствах |
Беседа. «Этика общения человеческих отношений» | 25.09.18 | Овладение конкретными нравственно-этическими знаниями; интеллектуальное развитие воспитанников, формирование качеств мышления, характерных для нравственно-этической деятельности и необходимой для продуктивной жизни в обществе |
Беседа. «Поговорим о том, как мы выглядим» | 02.10.18 | Воспитание осознанного отношения к внешнему виду; развитие познавательных интересов; формирование умения красиво и правильно одеваться, соответственно определенным жизненным ситуациям. |
«Литературная гостиная» | 09.10.18 | Пробуждение интереса к чтению; воспитание литературного и художественного вкуса; воспитание культуры чтения; развитие навыков выступления перед аудиторией. |
Экскурсия. Посещение сельской библиотеки | 16.10.18 | Воспитывать у обучающихся любовь к книге, бережное отношение к ней, уважение к труду библиотекаря; пополнять активный словарь: абонемент, читатели, переплет. |
Экскурсия. Посещение музея | 23.10.18 | Воспитывать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры; формировать понимание единства истории и культуры; развивать способность цветового и пространственного видения, чувства ритма, гармонии; сформировать навыки музейного поведения, самостоятельной ориентации в музее. |
Беседа. «Этика и культура поведения» | 13.11.18 | Разобрать с учащимися некоторые правила, связанные с разговорами по телефону; обратить внимание на правила поведения в различных ситуациях; воспитывать в обучающихся ответственность за своё поведение. |
Беседа. «Движение и музыка» | 27.11.18 | Развитие познавательной активности учащихся, развитие внимания, мышления, речи; развивать умение анализировать, рассуждать при выполнении заданий, познакомить обучающихся с музыкальным наследием, воспитать эстетические чувства, любовь к музыке. |
Беседа. «В мире добрых и хороших манер» | 25.12.18 | Формировать навыки этического поведения; развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам; закреплять знания обучающихся о речевом этикете в определенных бытовых ситуациях; воспитывать уважение к окружающим людям. |
Беседа. «Дорога к моему Я» | 15.01.19 | Развивать ценностное восприятие мира, научившись делать правильный выбор; воспитывать милосердие, желание понять другого человека. |
Тематическая беседа. «Красота природы в произведениях поэтов». | 12.01.19 | Развивать умение сравнивать, обобщать; развивать творческие способности; совершенствовать выразительность чтения; воспитывать умение видеть прекрасное в музыке и поэзии; формировать чувства ответственности и любви к природе. |
Тематическая беседа. «Красота повседневной жизни». | 19.01.19 | Формировать у обучающихся понятие о подлинной красоте человека; развивать способность анализировать и давать нравственную оценку поступкам человека; воспитывать стремление быть отзывчивым и добрым человеком |
Ожидаемые результаты:
- приобретение учащимися эстетических знаний;
- формирование положительного отношения к художественным ценностям;
- овладение обучающимися разными формами и способами культурного поведения, умение применять их в различных жизненных ситуациях
Личностное развитие.
Цели:
Развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
Создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
Формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
Воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам.
Тема занятия | Дата проведения | Цели и задачи |
I.Люди существуют друг для друга. 1.Как вести себя среди людей. Мастерская общения. | 07.09.18 | Помочь воспитанникам понять ценность общения. Раскрыть содержание понятия «общение». Показать значение общения в жизни человека. |
2.Мы все нужны друг другу. | 14.09.18 | Коррекция самооценки и поведения по отношению друг другу. |
3.Помни о тех, с кем ты живешь. Беседа. | 21.09.18 | Развитие сочувствия, сопереживания. Коррекция межличностных отношений. |
4. « Кодекс школьной чести» Дискуссионный час о взаимоотношениях педагогов и воспитанников. | 28.09.18 | Учить воспитанников дружно жить в коллективе, поддерживать дружеские отношения не только с друзьями, но и со всеми одноклассниками и старшими людьми, помогать младшим. |
II.Хорошее и плохое в человеке. 1. Совесть – это наш внутренний судья. Практикум. | 05.10.18 | Решение проблемных ситуаций из личных наблюдений детей. |
2.Беседа о чуткости. | 12.10.18 | Познакомить воспитанников с понятием «чуткость». Развивать и корригировать мировоззрение взглядов, суждений. Содействовать воспитанию у учащихся доброты, чуткости, внимания. |
3.Бескорыстие и великодушие. | 19.10.18 | Раскрыть значение понятия «бескорыстный человек». Корригировать речь, мышление, память. Воспитывать потребность в бескорыстном служении обществу. |
4.Внимание и забота. | 09.11.18 | Развитие уважения к сверстникам и взрослым, чувства эмпатии. Коррекция эмоциональной сферы. |
5.Обиды и их причины. | 16.11.18 | Уточнить и обобщить знания воспитанников о понятии «обида» и причинах ее возникновения. На основе игровых упражнений («Воздушный шарик», «Извинение») познакомить воспитанников со способами управления негативными эмоциями. Воспитывать внимательное и доброжелательное отношение друг другу. |
6.Жадность и ее причины. | 23.11.18 | На основе примеров из литературных произведений раскрыть понятие «жадность», «причины жадности». Развивать умения рассуждать. Воспитывать положительные черты характера. |
7.Любопытство и любознательность. | 30.11.18 | Воспитание желания преодолевать в себе негативные черты характера. Коррекция недостатков характера. |
8.Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений. | 07.12.18 | Продолжить формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливость, совесть. Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей. |
III.Поговорим откровенно. 1.Если друг оказался вдруг. | 14.12.18 | Совершенствовать навыки общения. Способствовать преодолению барьеров в общении. |
2.Мальчик с девочкой дружил. Час общения. | 21.12.18 | Дать воспитанникам представление о разнице характеров, интересов и увлечений мальчиков и девочек, о взаимоуважении как основе отношений. |
3.Влюбленность? Дружба? Любовь? Диспут с использованием тестов. | 28.12.18 | Дать знания воспитанникам о таких понятиях, как влюбленность, любовь. Формировать уважительное отношение мальчика к девочке и девочки к мальчику. Воспитывать у учащихся отношение любви как к высшему чувству человека. |
4.Приятно ли со мной общаться? Игра-ситуация | 18.01.19 | Показать необходимость взаимных интересов при установлении дружеских отношений между людьми. Развивать умения разрешать конфликты, связанные с решением общих проблем. |
IV. Я, ты, он, она - вместе классная семья. 1.Как правильно дружить. | 25.01.19 | Способствовать общению воспитанников без ссор и конфликтов. Воспитывать желание помочь, поддержать, посочувствовать, порадоваться за другого. |
2.Если вместе мы друзья, зла не будет никогда. | 01.02.19 | Развитие чувства ответственности и взаимопомощи. Воспитание чувства видения прекрасного вокруг, уважения друг к другу, дружелюбия. |
3.Чем мы обязаны друг другу. | 08.02.19 | Углубить представления воспитанников об общечеловеческих ценностях. Формировать положительную оценку таких качеств, как бескорыстие, порядочность. Воспитывать уважение к окружающим, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству. |
4.Как товарищи заботятся друг о друге. | 15.02.19 | Помочь воспитанникам разобраться в себе. Сформировать твердые понятия о товариществе и дружбе. |
5.Какой я сам друг и товарищ? | 22.02.19 | Определить важные для дружбы нравственные качества и содействовать их формированию. Провести самооценку воспитанниками собственных качеств и мотивировать желание самоизменения. |
6.Самый классный класс. | 01.03.19 | Уточнить знания воспитанников каким должен быть классный коллектив и отношения одноклассников друг другу. Способствовать сплочению классного коллектива. |
V. Мое внутреннее я. 1. Кто я? Какой я? | 15.03.19 | Формировать адекватную самооценку. Воспитывать умение слушать и слышать от других о своих недостатках и достоинствах. |
2.Я дома, я - в школе, я - среди друзей. | 22.03.19 | Формирование навыков общения. Принятие себя и другого как личности. |
3. Оцени себя. Игровое тестирование. | 05.04.19 | Развитие навыков самооценки, чувства уверенности в себе. Коррекция волевой сферы. |
4. Мои «хочу», и мои «могу». | 12.04.19 | Формирование ответственности за свои поступки. Контроль своих действий. Различие позитива и негатива. Принятие себя и другого как личности. |
VI. Я - член общества, я люблю трудиться. 1.Труд в жизни человека. | 19.04.19 | Расширить представление воспитанников о значении труда в жизни человека. Продолжать развивать навыки самообслуживания. Воспитывать уважение и любовь к труду и людям труда. |
2.Любой труд в почете. | 26.04.19 | Показать значение трудовой деятельности в жизни человека. Воспитывать уважительное отношение к людям труда. |
3. Почему все должны трудиться | 10.05.19 | Расширить представление воспитанников о значении труда в жизни общества. Способствовать формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность, усидчивость. |
4.Я в мире профессий. | 17.05.19 | Развивать кругозор воспитанников. Обогатить словарный запас учащихся. Воспитать уважение к различным профессиям. |
5. Кем быть, каким быть. | 24.05.19 | Расширять знания о профессиях. Развивать общий кругозор воспитанников. Ориентировать школьников в выборе той или иной профессии, подчёркивая важность каждой профессии. |
К концу года воспитанники должны знать:
-о человеческих ценностях, в основе которых лежит потребность служить людям и добру;
-правила дружбы;
-о роли труда в жизни человека;
-о культуре поведения и общения.
К концу года воспитанники должны уметь:
- строить бесконфликтное отношение друг с другом;
-самостоятельно принимать решения в ситуации нравственного выбора;
-приходить на помощь друг другу и нуждающимся людям;
-этично вести себя в общественных местах и с окружающими людьми.
Половое воспитание
Цель:
1. Способствовать гармоничному развитию учащихся, привить подросткам определенные, связанные с полом гигиенические знания и навыки.
2. Воспитать сознание высокого предназначения человека, его ответственность за здоровье, жизнь и будущее.
Задачи:
– Пропагандировать здоровый образ жизни среди подростков;
– Воспитывать понятие ценности имеющегося здоровья; приучать к навыкам, сохраняющим его.
– Взаимодействовать с родителями по вопросам полового воспитания, формирования гигиенических навыков и социальных норм в семье.
Тема занятия | Дата проведения | Цель занятия |
Беседа «О правилах личной гигиены» | 20.11.18 | Раскрыть понятие «личная гигиена», воспитывать культуру здоровья, ведение здорового образа жизни. |
Беседа «Уход за телом» | 18.12.18 | Цели: привитие навыков здорового образа жизни, привычки правильного ухода за телом; Изучить уход за зубами, руками, ногтями, ногами, профилактика потливости. Правила интимной гигиены |
Беседа «Уход за волосами» | 12.03.19 | Развивать навыки санитарно-гигиенического и профилактического ухода за волосами. Воспитывать привычку следить за своим внешним видом. Расширять активный словарь воспитанников. Продолжать работать над развитием познавательной сферы детей. |
Беседа «Культура одежды» | 19.03.19 | Воспитывать бережное отношение к своей одежде; формировать привычку аккуратно складывать одежду. |
Беседа «Как не стать жертвой сексуальной эксплуатации» | 02.04.19 | Цель: Формирование системы знаний, навыков безопасного поведения в трудных жизненных ситуациях . Задачи: 1. Формировать ответственное отношение к себе и другим. 2. Развивать навыки адекватного поведения в трудных виктимогенных ситуациях. 3. Способствовать преодолению последствий виктимного состояния. |
Обучение девочек правилам личной гигиены | 09.04.19 | сформировать ценное отношение к своему здоровью; сформировать представление о том, как можно сохранить и укрепить свое здоровье, соблюдая личную гигиену; ознакомить с различными формами гигиенических процедур. |
Вредное влияние табака и спиртных напитков на любой живой организм | 23.04.19 | 1. Познакомить учащихся со статистикой и фактами проблемы курения и употребления алкоголя. 2. Познакомить учащихся с проблемами здоровья, возникающие у людей курящих и употребляющих алкоголь. 3. Сформировать навыки противостояния вредным привычкам, помочь осознать масштабы вреда курения и алкоголя для здоровья человека. |
Различие полов в растительном и животном мире. беседа | 30.04.19 | Способствуя гармоничному развитию организма раннего детства привить ребенку определенные, связанные с полом гигиенические требования и навыки, в период созревания обучить умению владеть пробуждающимися половыми инстинктами, воспитать не только сознание высокого предназначения человека, но и его ответственности за здоровье, жизнь и будущее грядущего поколения. |
КТД «Семья – это семь «я» | 07.05.19 | Помочь воспитанницам глубже осознать свои установки на будущую семейную жизнь; помочь осознать значения семьи в жизни человека и общества; формировать знания об основных функциях семьи. |
«Какую семью я хотел бы иметь» | 14.05.19 | Воспитывать уважение к членам своей семьи, людям старшего поколения, эстетический вкус |
Дружба мальчиков и девочек | 07.05.19 | Способствовать развитию дружеских взаимоотношений между мальчиками и девочками. |
Бережное отношение к девочкам – закон для мужчин. | 14.05.19 | - учить взаимопониманию и уважению друг к другу. - воспитывать в мальчиках мужественность, самостоятельность, уважение к девочке, женщине. - пробудить желание у мальчиков воспитывать в себе лучшие качества. - учить тому, что и мальчики и девочки должны быть хорошими друзьями. |
Необходимость помогать девочкам при выполнении физических работ, не употреблять бранных слов и пошлых выражений. | 21.05.19 | Раскрыть значение понятий «мужское дело» и « женское дело», «мужской характер» и «обаяние»; - развивать нравственные качества, которые особо ценятся в мальчиках и девочках; - развивать культуру взаимоотношений между учащимися противоположного пола; - воспитывать открытость и уважительное отношение мальчиков к девочкам, девочек к мальчикам. |
Ожидаемые результаты
-создать в классе максимально комфортные условия для развития, коррекции и воспитания воспитанника с ограниченными возможностями здоровья, способного полноценно жить и трудиться в современном обществе;
-способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников, привитию навыков здорового образа жизни;
-усилить ориентацию воспитанников на общечеловеческие ценности, гражданскую ответственность, ценностное отношение к семье, своему городу, стране;
-удовлетворить интересы и потребности воспитанников в дополнительном образовании;
-укрепить связи семьи и школы в интересах развития воспитанника, коррекции процессов его воспитания и обучения, создать систему педагогической подготовки родителей;
Трудовое воспитание
Хозяйственно-бытовый труд
1. Заправка кроватей.
2. Уборка рабочего места в классе.
3. Посильная уборка в спальне.
4. Уборка игрушек в игровой.
ЦЕЛИ. Развивать интерес к повседневную труду, бережному отношению к школьному имуществу, игрушкам, наглядным пособиям. Учить детей старательно, добросовестно выполнять трудовые манипуляции.
Знакомить с трудом взрослых
ЦЕЛИ. Учить проявлять уважение к труду взрослых. Способствовать развитию наблюдательности, умение высказывать свои впечатления о труде взрослых.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Содержать свои рабочие места, спальни, шкафы в аккуратном состоянии.
Ухаживать за одеждой.
Знать некоторые профессии взрослых.
Уметь бережно относиться к школьному имуществу, игрушкам, наглядным пособиям.
Уметь убирать игрушки после игры.
Добиваться аккуратной заправки кроватей.
Индивидуальная и групповая работа с родителями
Развитие сотрудничества воспитателя и семьи заключается во взаимной заинтересованности в изучении ребенка, в раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. Такое взаимодействие предполагает единство требований к ребенку и организацию совместной деятельности. Основной задачей такой деятельности является создание единого воспитательного процесса: родители — ребенок — воспитатель.
Работа с родителями включает просветительскую и организованную деятельность. Воспитание невозможно без участия родителей, только в совместной деятельности учителей, воспитателей, родителей и детей может быть достигнут положительный результат, поэтому родительские собрания являются важным ключом воспитания. Основными формами работы с родителями являются следующие:
Сентябрь.
Тема родительского собрания:
«Будьте примером для детей в правильном поведении на дороге».
Ноябрь.
Тема: «Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми».
Январь.
Тема: «Как помочь ребенку стать внимательным».
Май.
Тема: «Чем занять ребенка летом».
Индивидуальное консультирование родителей.
День открытых дверей для родителей.
Беседы о состоянии здоровья, развития, успеваемости и поведении детей.
Материально-технического обеспечение воспитательного процесса
Технические средства воспитания:
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, картинок.
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Интерактивная доска.
Мультимедийный проектор.
Компьютер воспитателя.
Документ-камера.
Фотокамера.
Цифровой фотоаппарат.
Колонки к компьютеру воспитателя.
Оборудование класса:
1.Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
2.Стол учительский с тумбой.
3.Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
4. Настенный доски для вывешивания иллюстративного материала.
5. Магнитная доска.
Экранно-звуковые пособия:
Аудиозаписи в соответствии с программой воспитания
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике воспитательной программы.
Использованная литература
«Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате». Е.Д. Худенко, Г.Ф. Гаврилычева.
«Учимся рисовать» Т.А. Комарова.
«ОБЖ» В.И. Шилова.
«Воспитание школьников» № 2 издание 2010 года,№ 5 издание 2012 года,№ 10 издание 2009 года.
24