Рассмотрено на заседании МО начальных классов Протокол №1 от 24. 08. 2018 г. Руководитель МО начальных классов Долгополова Е.В. _________________ | Согласовано Заместитель директора по учебно- воспитательной работе МОБУ СОШ с. Анновка Иванова О.П. _____________ 27. 08.2018 г. | Утверждаю Директор МОБУ СОШ с. Анновка __________ Г.П. Долгополова Приказ №148 от 29. 08.2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебного курса « Русский язык. 3 класс»
Класс: 3
Уровень образования: начальное общее образование
Срок реализации программы: 2018/2019 гг.
Количество часов по учебному плану:
Всего – 170 ч/год; 5ч/неделю
Рабочую программу составила Долгополова Е. В.,
учитель начальных классов первой категории
________________
подпись
2018 г.
Планирование составлено на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С.Савинов].- М.: «Просвещение», 2011 год (Стандарты второго поколения). Примерной программы начального общего образования.(М., Просвещение, 2011г.), авторской программы курса «Русский язык» под редакцией Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной. (М., Просвещение, 2011 год).
Учебник Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина «Русский язык. 3 класс», учебник для общеобразовательных учреждений, в 2 частях, 3-е издание; М.: «Просвещение», 2013 г.
Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА, КУРСА.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
1. Формирование основ российской гражданской индентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.
2.Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
3.Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах.
4.Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Понимание значимости позитивного стиля общения, основанного на миролюбии, терпении, сдержанности и доброжелательности.
5.Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
6.Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
1.Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2.Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения и взаимопонимания, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3.Первоначальное усвоение главных понятий курса русского языка (фонетических, лексических, грамматических), представляющих основные единицы языка и отражающих существенные связи, отношении е и функции.
4.Понимание слова как двусторонней единицы языка, как взаимосвязи значения и звучания слова.
5.Овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета.
6.Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
7.Овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать приобретенные знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
1.Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
2.Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства ее осуществления.
3.Умение включаться в обсуждение проблем творческого и поискового характера, усваивать способы их решения.
4.Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
5.Освоение начальных форм самонаблюдения в процессе познавательной деятельности.
6.Умение создавать и использовать знаково-символические модели для решения учебных и практических задач.
7.Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернете), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.
8.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами. Осознанное выстраивание речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации, составление текстов в устной и письменной форме.
9.Овладение следующими логическими действиями:
сравнение;
анализ;
синтез;
классификация и обобщение по родовидовым признакам;
установление аналогий и причинно-следственных связей;
построение рассуждений;
отнесение к известным понятиям.
10.Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
11.Определение общей цели совместной деятельности и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение.
12. Готовность конструктивно разрешать конфликты с учетом интересов сторон и сотрудничества.
13. Овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами или процессами.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение темы и основной мысли текста, передача его содержания по вопросам, опорным словам и плану. Развитие умения слушать речь собеседника (анализировать её, поддерживать диалог репликами, задавать вопросы). Наблюдение за ролью слова, жестов, мимики, интонации в устном общении людей.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (рассуждение, описание, повествование). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном и неявном (подтекст) виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте, личного опыта и наблюдений. Антиципация, интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку, письмо по памяти в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (краткое, подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотренного фрагмента видеозаписи и т.п.).
Содержание учебной программы.
Речевое общение. Текст.
Коммуникативно-речевые умения и навыки.
Умение учитывать условия речевого общения, знание адресата, понимать тему и цель речевого высказывания, поддерживать общение с помощью вопросов и вспомогательных средств (жесты, мимика), которые показывают, как партнёр воспринимает услышанное; обращать внимание на смысловую сторону речи и словесную форму её выражения. Наблюдение за целевыми установками высказывания (сообщить, спросить, побудить к действию, выразить чувство) в предложениях, различных по цели высказывания.
Текст. Письменная форма общения.
Понимание того, что чтение и письмо – это письменная форма общения. Представление о тексте, план текста. Текст – описание, текст – рассуждение, текст – повествование. Художественный и научный тексты. составление и запись текстов делового характера: записки, объявления и др. Изложение текста –повествования по плану. Сочинение небольших текстов повествовательного и описательного характера. Списывание различных типов текста.
Речевой этикет.
Совершенствование умения выразить просьбу, пожелание, благодарность, извинение; поздравить, пригласить друзей, правильно обратиться к собеседнику и вести разговор по телефону. Правила этикета в общественных местах, формирование культуры общения во всех сферах жизни ребёнка.
Слово и его значение.
Лексическое значение слова, его связь со звукобуквенной формой; антонимы и синонимы, сопоставление значений слов на основе их моделей. Употребление слов в переносном значении, многозначность слов. Происхождение имён, фамилий; легенды о происхождении географических названий. Мотивированные названия слов (подснежник, подберёзовик). Работа со словарями (толковым, словарь синонимов, словарь антонимов)
Состав слова. Словообразование.
Основа и окончание. Роль окончания в слове. закрепление понятий «корень слова», «приставка», «суффикс». Однокоренные слова и разные формы одного и того же слова. Разбор слова по составу. Корень – главная значимая часть слова.
Обозначение на письме безударных гласных и парных согласных звуков и непроизносимых согласных в корне слова.
Наблюдение за чередованием букв согласных звуков в корнях слов: снег-снежок.
Приставка – значимая часть слова: её роль в словообразовании.
Правописание букв гласных и согласных в приставках.
Разделительный твёрдый знак в словах с приставками.
Приставка и предлог (сопоставление).
Суффикс как значимая часть слова: его роль в словообразовании. Правописание суффиксов –ик, -ек.
Сложные слова – слова с двумя корнями (знакомство). Наблюдение за образованием новых слов.
Слово как часть речи.
Целостное представление о частях речи.
Имя существительное. Общее значение, вопросы. Отсеивание слов типа белизна, бег, счастье, мысль, туман к категории существительных на основе вопроса и общего значения предметности. Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые как группы слов, имеющих свои общие признаки и вопросы. Имена собственные и нарицательные. Заглавная буква в именах собственных.
Род, число имён существительных. Правописание родовых окончаний. Имена существительные употребляемые только в единственном или множественном числе. изменение имён существительных по числам и вопросам (падежам). Понятие о склонении существительных. Распознавание падежей. Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода и его отсутствие в мужском роде. Образование имён существительных с помощью суффиксов. Роль имён существительных в предложении и в речи.
Имя прилагательное. Общее значение и вопросы. Изменение имён прилагательных по родам и числам, связь с именами существительными. Понятие о склонении прилагательных. Прилагательное с твёрдой и мягкой основами. Правописание окончаний. Суффиксы имён прилагательных (наблюдение). Роль имён прилагательных в предложение и тексте.
Глагол. Общее значение, вопросы. Изменение глагола по временам. Настоящее, прошедшее и будущее время.
Окончания глаголов в прошедшем времени. Неопределённая форма глаголов. правописание мягкого знака после ч в глаголах неопределённой формы. Наблюдение за изменением глаголов по лицам и числам.
Правописание НЕ с глаголами. Роль глагола в предложении и речи.
Многозначность глаголов, прямое и переносное значение, выбор глагола для точной передачи мысли в речи.
Местоимение. Личные местоимения (общее понятие).
Наблюдение за ролью местоимений в речи (замена повторяющихся имён существительных личными местоимениями).
Имя числительное. Общее представление. Упражнения в правильном употреблении форм имён числительных в речи.
Предлог. Общее знакомство с предлогами. Правила написания предлогов с другими словами. Наблюдение за ролью предлогов в словосочетании.
Предложение. Словосочетание.
Виды предложений по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное), по интонации (восклицательное, невосклицательное). Точка, восклицательный, вопросительный знаки в конце предложения.
Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Второстепенные члены предложения., их роль. Предложения распространённые и нераспространённые. Связь слов в предложении. Умение ставить вопросы и определять, какие второстепенные члены предложения относятся к подлежащему, а какие к сказуемому.
Однородные члены предложения (знакомство). Интонация перечисления. Запятая в предложении с однородными членами.
Формы организации учебных занятий:
- фронтальная работа;
- индивидуальная работа;
- работа в парах;
- работа в группах.
Виды учебной деятельности.
- Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
Самостоятельная работа с учебником.
Работа с научно-популярной литературой;
Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
- Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
Наблюдение за демонстрациями учителя.
Просмотр учебных фильмов.
Объяснение наблюдаемых явлений.
Анализ проблемных ситуаций.
- Виды деятельности с практической (опытной) основой:
Работа с раздаточным материалом.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Название раздела/темы | Кол-во часов |
план | факт |
| | | Мир общения. Повторяем – узнаём новое. | 14 |
1 | 03.09. | | Речевое общение. Собеседники.Диалог. | 1 |
2 | 04.09. | | Речевое общение. Собеседники. Диалог. | 1 |
3- 4 | 05.09. 06.09. | | Речевое общение. Собеседники. Диалог. | 2 |
5 | 07.09. | | Речевое общение. Собеседники. Диалог. Входная контрольная работа. | 1 |
6 | 10.09. | | Речевое общение. Собеседники. Диалог. | 1 |
7 | 11.09. | | Культура устной и письменной речи. | 1 |
8 | 12.09. | | Культура устной и письменной речи . | 1 |
9 | 13.09. | | Текст. | 1 |
10 | 14.09. | | Общее представление о тексте и его особенностях. | 1 |
11-12 | 17.09. 18.09. | | Текст. | 2 |
13 | 19.09. | | Контрольная работа по теме: «Текст». | 1 |
14 | 20.09. | | Работа над ошибками. | 1 |
| | | ЯЗЫК – ГЛАВНЫЙ ПОМОЩНИК В ОБЩЕНИИ | 40 |
15 | 21.09. | | Язык – главный помощник в общении. | 1 |
16-17 | 24.09. 25.09. | | Звуки и буквы. Слог, ударение. | 2 |
18 | 26.09 | | Звуки и буквы. Слог, ударение. Контрольное списывание | 1 |
19 | 27.09. | | Девять правил орфографии. | 1 |
20 | 28.09. | | Прописная буква в именах собственных. | 1 |
21 | 01.10. | | Буква безударных гласных. | 1 |
22-23 | 02.1003.10 | | Безударные гласные в корне слова, проверяемые и непроверяемые ударением. | 2 |
24- 25 | 04.10 05.10 | | Парные по звонкости-глухости согласные в корне слова | 2 |
26-27 | 08.10 09.10. | | Непроизносимые согласные. | 2 |
28 | 10.10. | | Разделительный твёрдый и мягкий знаки. | 1 |
29 | 11.10. | | Развитие речи. Обучающее изложение | 1 |
30 | 12.10. | | Удвоенные согласные. Контрольный словарный диктант | 1 |
31 | 15.10. | | Буквосочетания ЧК-ЧН, ЩН, ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ | 1 |
32 | 16.10. | | Буквосочетания ЧК-ЧН, ЩН, ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ | 1 |
33 | 17.10 | | Перенос слов. | 1 |
34 | 18.10. | | Контрольная работа по теме: «Правописание слов с изученными орфограммами» | 1 |
35 | 19.10. | | Работа над ошибками. | 1 |
36 | 22.10. | | Что рассказало слово. | 1 |
37 | 23.10. | | Что рассказало слово. | 1 |
38 | 24.10. | | Что рассказало слово. | 1 |
39 | 25.10. | | Что рассказало слово | 1 |
40-41 | 26.10.29.10. | | Слово и его значение. Синонимы. | 2 |
42 | 30.10. | | Слово и его значение. Антонимы | 1 |
43 | 07.11 | | Слово и его значение. Омонимы | 1 |
44 | 08.11 | | Слово и его значение. Многозначные слова | 1 |
45 | 09.11 | | Проверка знаний учащихся. | 1 |
46 | 12.11 | | Работа над ошибками. Слово и его значение. | 1 |
47-48 | 13.11. 14.11. | | Словосочетание. | 2 |
49-50 | 15.11. 16.11. | | Предложение. | 2 |
51-52 | 19.11.20.11 | | Главные члены предложения. | 2 |
53-54 | 21.11.22.11. | | Предложения с однородными членами. | 2 |
55 | 23.11 | | Контрольная работа на тему: «Предложение» | 1 |
| | | Состав слова | 15 |
56 | 26.11. | | Состав слова. Корень. | 1 |
57 | 27.11. | | Корень. | 1 |
58 | 28.11. | | Корень. | 1 |
59 | 29.11. | | Корневые орфограммы. | 1 |
60 | 30.11 | | Развитие речи. Письменные ответы на вопросы по содержанию текста. | 1 |
61- 62 | 03.12. 04.12 | | Приставка. | 2 |
63-64 | 05.12. 06.12. | | Суффикс. | 2 |
65-66 | 07.12. 10.12. | | Окончание и основа. | 2 |
67 | 11.12. | | Как образуются слова. Контрольный словарный диктант | 1 |
68 | 12.12. | | Как образуются слова. | 1 |
69 | 13.12. | | Контрольная работа на тему: «Состав слова» | 1 |
70 | 14.12. | | Работа над ошибками. | 1 |
| | | ЧАСТИ РЕЧИ | 3 |
71 | 17.12. | | Части речи. | 1 |
72 | 18.12. | | Части речи. | 1 |
73 | 19.12. | | Развитие речи. Письменные ответы на вопросы по содержанию текста. | 1 |
| | | ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ | 39 |
74 | 20.12. | | Имя существительное как часть речи. | 1 |
75 | 21.12. | | Собственные и нарицательные имена существительные. | 1 |
76-77 | 24.12.25.12. | | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | 2 |
78 | 26.12. | | Контрольная работа по теме: «Имя существительное» | 1 |
79 | 27.12. | | Работа над ошибками. Новогоднее путешествие с Дедом Морозом. | 1 |
80-81 | 28.1210.01 | | Число имен существительных. | 2 |
82 | 11.01 | | Число имен существительных. | 1 |
83 | 14.01 | | Развитие речи. Сочинение-описание с использованием приема олицетворения. | 1 |
84 | 15.01 | | Род имен существительных. | 1 |
85 | 16.01 | | Род имен существительных. | 1 |
86 | 17.01 | | Род имен существительных. | 1 |
87-89 | 18.0121.01 22.01 | | Род имен существительных. | 3 |
90 | 23.01 | | Развитие речи. Обучающее изложение. | 1 |
91-92 | 24.0125.01 | | Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода. | 2 |
93 | 28.01 | | Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода. | 1 |
94 | 29.01 | | Контрольная работа на тему: «Мягкий знак (ь) после шипящих в конце имен существительных женского рода» | 1 |
95 | 30.01 | | Работа над ошибками | 1 |
96 | 31.01 | | Изменение имен существительных по падежам (склонение). | 1 |
97 | 01.02 | | Изменение имен существительных по падежам (склонение). | 1 |
98 | 04.02 | | Изменение имен существительных по падежам (склонение). | 1 |
99 | 05.02 | | Изменение имен существительных по падежам. Именительный падеж. | 1 |
100-101 | 06.0207.02 | | Изменение имен существительных по падежам. Родительный падеж | 2 |
102 | 08.02 | | Изменение имен существительных по падежам. Дательный падеж. | 1 |
103 | 11.02 | | Изменение имен существительных по падежам. Винительный падеж. | 1 |
104 | 12.02 | | Изменение имен существительных по падежам Творительный падеж. | 1 |
105 | 13.02 | | Изменение имен существительных по падежам . Творительный падеж. | 1 |
106 | 14.02 | | Изменение имен существительных по падежам. Предложный падеж. | 1 |
107-108 | 15.0218.02 | | Изменение имен существительных по падежам (склонение). | 2 |
109-110 | 19.0220.02 | | Имя существительное. Имя существительное. | 2 |
111 | 21.02 | | Проверочная работа по теме: «Имя существительное» | 1 |
112 | 22.02 | | Работа над ошибками. Работа над изученными орфограммами. | 1 |
| | | Местоимение | 3 |
113-114 | 25.0226.02 | | Местоимение. | 2 |
115 | 27.02 | | Местоимение. Контрольное списывание | 1 |
| | | Глагол. | 28 |
116-118 | 28.02 01.03 04.03 | | Глагол. | 3 |
119-121 | 05.03 06.0307.03 | | Изменение глаголов по временам. | 3 |
122 | 11.03 | | Глаголы настоящего времени. | 1 |
123-124 | 12.03 13.03 | | Глаголы прошедшего времени. | 2 |
125-126 | 14.0315.03 | | Глаголы будущего времени. | 2 |
127-129 | 18.03 19.03 20.03 | | Неопределенная форма глагола. | 3 |
130-131 | 21.03 22.03 | | Закрепление. Изменение глаголов по временам. Неопределенная форма глагола. | 2 |
132-133 | 03.04 04.04 | | Изменение глаголов по числам. | 2 |
134 | 05.04 | | Развитие речи. Обучающее изложение по теме «Глагол». | 1 |
135 | 08.04 | | Развитие речи. Сочинение. | 1 |
136-138 | 09.04 10.04 11.04 | | Изменение глаголов прошедшего времени по родам. | 3 |
139-140 | 12.04 15.04 | | НЕ с глаголами. | 2 |
141-142 | 16.04 17.04 | | Разбор глагола как части речи. | 2 |
143 | 18.04 | | Контрольная работа по теме: «Глагол» | 1 |
| | | Имя прилагательное. | 19 |
144-146 | 19.04 22.04 23.04 | | Имя прилагательное. | 3 |
147-151 | 24.04 25.04 26.04 29.04 30.04 | | Изменение имен прилагательных по родам и числам | 5 |
152-153 | 06.05 07.05 | | Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам | 2 |
154 | 08.05 | | Промежуточная аттестация. | 1 |
155 | 13.05 | | Развитие речи. Сочинение-описание. | 1 |
156-158 | 14.05 15.05 15.05 | | Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам. | 3 |
159 | 16.05 | | Разбор имени прилагательного как части речи. Контрольный словарный диктант. | 1 |
160 | 16.05 | | Обучающее изложение по теме « Имя прилагательное». | 1 |
161 | 17.05 | | Контрольная работа по теме: «Имя прилагательное» | 1 |
162 | 20.05 | | Работа над ошибками. | 1 |
| | | Повторение. | 8 |
163-165 | 20.05 21.0522.05 | | Повторение. Слово, предложение, текст. | 3 |
166 | 22.05 | | Повторение изученных орфограмм. | 1 |
167 | 23.05 | | Повторение изученных орфограмм. | 1 |
168 | 23.05 | | Повторение изученных орфограмм. | 1 |
169 | 24.05 | | Повторение. Правила правописания. | 1 |
170 | 24.05 | | Обобщающий урок. Игра «По океану речи». | 1 |