СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 7класс "Чтение и развитие речи" надомное обучение

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа 7класс "Чтение и развитие речи" надомное обучение, ОВЗ, умственная отсталость.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 7класс "Чтение и развитие речи" надомное обучение»

Чтение и развитие речи.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена с учетом требований ФГОС для общеобразовательных программ и на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб. /Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – Сб.1. – 232с. Программа адаптирована для обучающихся с умственной отсталостью.

Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 7 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Чтение 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Авт.сост. А.К. Аксёнова - М., «Просвещение», 2013

Программа адресована учащемуся 7-го класса МОУ СОШ с. Новотроицк (характеристика прилагается с индивидуальным учебным планом)

Количество часов для обучения с учителем и для самостоятельной работы регламентировано индивидуальным учебным планом (копия прилагается), составленным согласно нормативным документам, а так же рекомендациям ПМПК и ВК. Занятия по данной программе проводятся в форме урока. Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» 7 класс рассчитана на 136 часов, 4 часа в неделю (1 занятие с учителем, 3 занятия для самостоятельной работы с целью отработки навыков чтения, развития речи под руководством родителей).

Цель программы:

- расширение, углубление и систематизацию знаний и умений обучающихся по предмету «Чтение и развитие речи», овладение некоторыми навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Задачи программы:

  • Развивать мышление, речь, память учащихся с учётом их индивидуальных особенностей;

  • Вырабатывать достаточно прочные навыки правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;

  • Учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

  • Совершенствовать владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

  • Способствовать социальной адаптации обучающихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Таким образом, данная программа направлена на формирование предметных и личностных результатов. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Основные направления коррекционной работы:

  • Корригировать артикуляционный аппарат.

  • Расширять представления об окружающем мире и обогащение словаря.

  • Корригировать познавательную и речевую деятельность учащихся.

  • Развивать речь, владение техникой речи;

  • Корригировать слуховое и зрительное восприятие.

  • Формировать умение работать по словесной инструкции, алгоритму.

  • Развивать познавательные процессы.

  • Корригировать индивидуальные пробелы в знаниях, умениях, навыках.



Общая характеристика курса «Чтение и развитие речи»

Преподавание ведётся по учебнику «Чтение» - учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: / Авт.сост. А.К. Аксёнова - М., «Просвещение», 2013, входящему в Федеральный перечень учебников.

В структуре психики ребенка с умственной отсталостью в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению.

Без овладения полноценным навыком чтения процесс восприятия и переработки информации, а, следовательно, и весь процесс обучения детей ограничен. Поэтому овладение навыками чтения – одна из важнейших задач уроков чтения. Навыки чтения у детей с лёгкой степенью умственной отсталости формируется медленно и со значительными трудностями.

Низкий уровень умственного развития, ограниченность представлений и знаний об окружающем мире, несформированность интересов, снижение потребности в социальных и речевых контактах, бедность активного словаря, низкий темп чтения текстов не позволяют учащимся активно работать не только на уроках чтения, но и на других. Чтение и развитие речи, как учебный предмет, призван оказывать исключительно большое влияние на обучение и воспитание детей с лёгкой степенью умственной отсталости, на их адаптацию в современном обществе, что определяет актуальность и практическую значимость предлагаемой программы. Уроки чтения способствуют развитию наблюдательности, произвольного внимания, речи, обогащает словарный запас школьников, расширяет кругозор учащихся, воспитывает нравственные качества (гуманное отношение к окружающим, доброту, милосердие, уважение к старшим).

Уроки обучения чтению имеют коррекционную направленность. В процессе анализа произведений ведется работа по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, что способствует не только усвоению содержания прочитанного, но и развитию словесно-логическому мышлению. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Учащиеся учатся пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту. В процессе знакомства с произведением ведется систематическая работа, направленная на понимание содержания произведения, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений.

На уроках чтения продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала.

Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.

На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественного произведения уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного, кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно – следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Программа по чтению так же, как и программа по грамматике и правописанию, построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. Чтение, как вид речевой деятельности, является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим, придается большое значение работе с авторским словом, развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения, активно используя лексику и образные выражения текста.

Ведущими методами обучения, согласно данной программе, являются:

словесные методы: рассказ, используется при объяснении нового материала, дети получают полную информацию о новых незнакомых понятиях; беседа, используется при выяснении уровня знаний учащихся; объяснение, используется для раскрытия причинно – следственных связей; словесные методы способствуют развитию и коррекции активного словаря, логического мышления школьников и позволяют передать больший объем информации в короткие сроки.

наглядные методы (демонстрация и показ наглядных пособий): данные методы развивают зрительную память школьников, способствуют более полному восприятию информации. Применение наглядных методов развивает активность, интерес учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости к изучаемому материалу.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Реализация программы обеспечивает достижение учащимися 7 класса следующих личностных и предметных результатов в соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью:

Личностные учебные действия:

Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны; владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей.

Предметные результаты на конец года:

Минимальный уровень

Достаточный уровень

• читать вслух правильно, выразительно, бегло (словосочетанием, в трудных случаях — целым словом);

• читать про себя с предварительным заданием легкие по содержанию тексты;

• выделять тему и идею произведения с помощью учителя;

• формулировать вопросы к тексту (с помощью учителя);

• делить текст на части или озаглавливать данные части под руководством учителя, в простейших случаях — самостоятельно;

• характеризовать главных действующих лиц (с помощью учителя), давать оценку их поступкам;

• выделять незнакомые слова в тексте, правильно их объяснять (с помощью учителя);

• соотносить читаемые произведения с определенным жанром (с помощью учителя);

• выучить наизусть не менее 10 стихотворений;

• читать внеклассную литературу под контролем учителя, участвовать в ее обсуждении. Составлять отзывы под руководством учителя.

• читать вслух правильно, выразительно доступные тексты целым словом;

• читать про себя проанализированные ранее тексты;

• отвечать на вопросы учителя;

• пересказывать близко к тексту отдельные части произведения, доступные учащимся по изображенным событиям;

• высказывать свое отношение к поступкам героев в доступной учащимся форме;

• выделять в тексте незнакомые слова (с помощью учителя);

• учить стихотворения наизусть (объем текста с учетом особенностей учеников);

• участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочитанному тексту.



Коммуникативные учебные действия:

Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия:

Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;

использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Система оценивания знаний и умений обучающихся

Критериями оценки учащихся являются полнота знаний, уровень сознательности их усвоения, умение их применять, сформированность речемыслительных операций и способов умственной деятельности. Целесообразно соразмерять объём полученных знаний с выставляемой отметкой следующим образом:

Оценка

% выполнения заданий

удовлетворительно

35 – 50%

хорошо

50 – 65%

очень хорошо

свыше 65%


Формы контроля

Критерии оценок

1.Оценивание правильности и осознанности чтения отрывка произведения, заданного на дом.


Оценка «5» ставится ученику, если он: читает правильно, бегло, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения;

Оценка «4» ставится ученику, если он; читает в основном правильно, бегло; допускает одну – две ошибки при чтении и соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений.

Оценка «3» ставится ученику, если он: читает недостаточно бегло, некоторые слова по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении и соблюдении синтаксических пауз; три-четыре в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию логических ударений

Оценка «2» ставится ученику, если он: читает по слогам, допускает более пяти ошибок при чтении, при соблюдении синтаксических пауз

Оценка «1» ставится ученику, если он: затрудняется в чтении текста по слогам; допускает при чтении большое количество ошибок

2. Оценивание стихотворения, рассказанного наизусть.


Оценка «5» ставится ученику, если он: твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.

Оценка «4» ставится ученику, если он: допускает при чтении стихотворения наизусть одну-две самостоятельно исправленные ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно

Оценка «3» ставится ученику, если он: обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.

Оценка «2» ставится ученику, если он: искажает при чтении наизусть основной смысл, не использует помощь учителя.

3. Оценивание заданий, выполненных по карточке (дидактический материал на закрепление понимания прочитанного).

Оценка «5» ставится ученику, если: вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений;(100%)

Оценка «4» ставится ученику, если: не выполнена 1/5 часть заданий от их общего числа; (80%)

Оценка «3» ставится ученику, если: не выполнена 1/4 часть заданий от их общего числа;(75%)

Оценка «2» ставится ученику, если: не выполнена 1/2 часть заданий от их общего числа.(50%)

4. Оценивание пересказа прочитанного произведения.


Оценка «5» ставится ученику, если он: отвечает на вопросы по содержанию прочитанного; пересказывает прочитанное полно, правильно, последовательно; выделяет главную мысль произведения или частей рассказа с незначительной помощью учителя; делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя, называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; отвечает на вопросы по содержанию прочитанного.

Оценка «4» ставится ученику, если он: допускает неточности в ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя; называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки, допускает неточности в ответах на вопросы при пересказе содержания, исправляет их с помощью учителя.

Оценка «3» ставится ученику, если он: отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя; затрудняется называть главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажения основного смысла произведения;

Оценка «2» ставится ученику, если он: искажает при пересказе основной смысл, не использует помощь учителя.; не может выделять основную мысль произведения, части рассказа даже с помощью учителя; не делит текст на части; не называет главных действующих лиц произведения, не характеризует их поступки; отвечает на вопросы и пересказывает содержание произведения фрагментарно, искажая основной смысл;

Оценка «1» допускает при чтении большое количество ошибок, искажающих смысл прочитанного; не понимает смысла произведения, искажает его основное содержание.

5. Оценивание рассказа, составленного по иллюстрации или по серии сюжетных картин.


Оценка «5» ставится ученику, если он: составил рассказ самостоятельно, полно, правильно, последовательно.

Оценка «4» ставится ученику, если он: допускает неточности в рассказе, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;

Оценка «3» ставится ученику, если он: составляет рассказ с помощью учителя;

Оценка «2» ставится ученику, если он: искажает основной смысл, не использует помощь учителя.

6.Проверка техники чтения


В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объёма (на конец года): 45-60 слов.

При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержание читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения. В начале очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.
































Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.

Название раздела

К-во часов

Содержание раздела

Основные виды учебной деятельности

Устное народное творчество

5

Сказки «Сивка – бурка», «Журавль и Цапля», «Умный мужик»; былина «Три поездки Илью Муромца»; народные песни «Ах, кабы на цветы не морозы…», «По улице мостовой…»; пословицы, загадки.


1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.

2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.

3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.

4 Работы, основная цель которых развитие творческих способностей у учащихся.

5:Виды учебной деятельности, используемые при контроле и оценке знаний

Русская литература ХIХ века

12

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», стихотворения «Зимний вечер», «У лукоморья». М.Ю. Лермонтов «Бородино». И.А. Крылов «Кукушка и Петух», «Волк и Журавль», «Слон и Моська». Н.А. Некрасов «Несжатая полоса», «Генерал Топтыгин». Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» (в сокращении). А.П. Чехов «Хамелеон». В.Г. Короленко «Дети подземелья» (в сокращении).

Русская литература ХХ века

17

М. Горький «Детство», «В людях» (отрывки из повести). М.В. Исаковский «Детство», «Ветер», «Весна». К.Г. Паустовский «Последний чёрт». М.М. Зощенко «Великие путешественники». К.М. Симонов «Сын артиллериста» (отрывки). В.П. Катаев «Флаг». Н.И. Рыленков «Деревья», «Весна без вещуньи – кукушки…», «Всё в тающей дымке…». Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин», «Картофельная собака». Ю.Я. Яковлев «Багульник». Р.П. Погодин «Время говорит – пора». А.Г. Алексин «Двадцать девятое февраля» (отрывок из повести «Звоните и приезжайте»). К.Я. Ваншенкин «Мальчишка», «Снежки».







Основные виды учебной деятельности:

Виды учебной деятельности

Виды работ

1. Работы, основная цель которых приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников.


1. Работа с учебником.

2. Работа с дополнительной литературой.

3. Наблюдение.

4. Работа с раздаточным материалом.

5. Вывод правил

2. Работы, основная цель которых совершенствование знаний (уточнение, углубление) и выработка умения применять знания на практике.

1. Работа по алгоритму, инструкции.

2. Придумывание примеров на новые правила.

3. Выполнение заданий по классификации.

3. Работы, основная цель которых формирование у учащихся умений и навыков практического характера.


1. Выполнение практических упражнений.

  1. Составление схем их анализ.

  2. Выявление ошибок.

4. Работы, основная цель которых развитие творческих способностей у учащихся.


1. Подготовка докладов и рефератов.

2. Построение гипотезы.

3. Выполнение работ с элементами исследований.

4. Написание сочинений, изложений.

5. Решение задач-вопросов вида: «Что произойдет, если...?»

5.Виды учебной деятельности, используемые при контроле и оценке знаний

1. Работа с заданиями с выбором ответа.

2. Работа с тренажерами.

3. Проверка техники чтения

4 Работа с тестовыми заданиями

5. Интерактивные таблицы

6. Объяснение наблюдаемых явлений.

7. Анализ проблемных ситуаций.




















Информационная составляющая:


  1. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – Сб.1. – 232с.

  2. Чтение 7 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Аксёнова А.К. – М.: Просвещение, 2013. – 287с.


Тематическое планирование чтение и развитие речи 7 класс

№ ур


Кол-во уроков

Тема урока

Дата


стр

В кл.

Сам.р.

п

ф


1



«Устное народное творчество».Введение в раздел. Жанры устного народного творчества.




3-9

2



Сивка-бурка. Русская народная сказка.



9-15

3



Русские народные сказки.«Журавль и Цапля».



17-20

4



Русские народные сказки. «Умный мужик».



20-24

5



Былина. Три поездки Ильи Муромца.



24-30

6



А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»



32-36

7



А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»



36-40

8



А.С.Пушкин «Зимний вечер».«У Лукоморья».



70-74

9



М.Ю.Лермонтов «Бородино».



76-78

10



М.Ю.Лермонтов «Бородино».



79-83

11



И.А.Крылов"Кукушка и Петух» И.А.Крылов«Волк и Журавль» Слон и Моська»



84-90

12



Н.А.Некрасов «Несжатая полоса», «Генерал Топтыгин».



93-98

13



Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»



104-116

14



Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»



117-130

15



А.П.Чехов «Хамелеон».



132-140

16



В.Г.Короленко «Дети подземелья». Главы «Я и мой отец», «Я приобретаю новое знакомство».



142-150

17



В.Г.Короленко «Дети подземелья». Глава «Знакомство продолжается».



1510160

18



М.Горький «Детство».



170

19



М.Горький «В людях».



182

20



М.В.Исаковский «Детство», «Ветер», «Весна».



191

21



К.Г.Паустовский «Последний чёрт».



197

22



М.М.Зощенко «Великие путешественники».



206

23



К.М.Симонов «Сын артиллериста».



214

24



К.М.Симонов «Сын артиллериста».



218

25



В.П.Катаев «Флаг».



224

26



Н.И.Рыленков «Деревья».



230

27



Ю.И.Коваль «Капитан Клюквин».



236

28



Ю.И.Коваль «Картофельная собака»



242

29



Ю.Я.Яковлев «Багульник».



252

30



Ю.Я.Яковлев «Багульник».



257

31



Р.П.Погодин «Время говорит – пора».



264

32



А.Г.Алексин «Двадцать девятое февраля».



274

33



К.Я.Ваншенкин «Мальчишка», «Снежки».



282

34



Обобщающий урок по разделу «Из произведений русской литературы ХХ века».









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!