Директор школы Карнаухова Е.В.
I КК Фалеев С. А.
- сформировать географический образ своей страны во всем ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия трех основных компонентов: природы, населения и хозяйства;
- сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
- показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально - экономических проблем России и ее регионов;
- вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации, как классическими (картами, статистическим материалами и др.), так и современными компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
- развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
- создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и различными регионами мира.
География России: природа и население 8кл.- Под ред. А.И. Алексеева – М.: Дрофа, 2010.
География России: хозяйство и географические районы 9кл.- Под ред. А.И. Алексеева – М.: Дрофа, 2010.
1 География России: природа и население 8кл.- Под ред. А.И. Алексеева – М.: Дрофа, 2010.
2. География России: хозяйство и географические районы 9кл.- Под ред. А.И. Алексеева – М.: Дрофа, 2010.
3. Географический атлас 8-9 класс. – М.: Дрофа, 2012.
тестирование ,практическая работа, работа с контурными картами.
3. Объяснять причины географических явлений на основе применения понятий:
4. Описывать:
5. Определять (измерять):
6. Называть и (или) показывать:
№ п\п | Название раздела, темы урока | Кол-во часов | Элементы содержания | Практические работы | Домашнее задание | Дата |
План | Факт |
1 | Введение. Что изучает география России. | 1ч | Предмет «География России», ветви географии: физическая и экономическая. | | Составить кроссворд, стр.,7-10 | | |
| Пространства России | 6 ч | | | | | |
2 | Россия на карте мира | 1 | Государственная территория России. Географическое положение России и его виды | ПР№1Характеристика географического положения России. | §1 учить | | |
3 | Границы России | 1 | Государственные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы. | ПР№2.Сравнение географического положения России и других стран. | §2 учить номенклатуру | | |
4 | Россия на карте часовых поясов. | 1 | Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей | ПР№3,Определение поясного времени для разных пунктов России. | §3 учить номенклатуру | | |
5 | Формирование территории России | 1 | Формирование и освоение государственной территории России. Изменения границ страны на разных исторических этапах. | | Учить записи в тетради | | |
6 | Географическое изучение территории России. | 1 | | | подготовиться к обобщению | | |
7 | Итоговый урок «Пространства России» | 1 | Закрепление и обобщение знаний по изученной теме | | | | |
| Природа и человек | 47ч | | | | | |
| Рельеф и недра | 5 ч | | | | | |
8 | Строение земной коры на территории России | 1 | Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Рельеф России: основные формы, их связь со строением земной коры. Особенности распространения крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. | | §6 учить номенклатуру | | |
9 | Важнейшие особенности рельефа России | 1 | | Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий | §7 учить номенклатуру | | |
10 | Современное развитие рельефа | 1 | Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные процессы, формирующие рельеф. Древнее и современное оледенения. | | §8 читать | | |
11 | Использование недр | 1 | Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа человеком. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности | | §9 Подготовиться к итоговому занятию. | | |
12 | Итоговый урок «Рельеф и недра» | | Закрепление и обобщение знаний по изученной теме | | Повторение пройденного | | |
| Климат | 6 ч | | | | | |
13 | Общая характеристика климата России | 1 | Факторы, определяющие климат России. Влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. | | §10 учить | | |
14 | Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны. | 1 | Основные климатические показатели и закономерности их распространения на территории России | | §11 на к\к отметить основные климатические показатели | | |
15 | Распределение температур и осадков | 1 | Основные климатические показатели и закономерности их распространения на территории России | ПР№4 Определение по картам распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков | §12 | | |
16 | Типы климата нашей страны | 1 | Типы климатов России, климатические пояса. Изменение климата под влиянием естественных факторов. | ПР№5 Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. | §13 | | |
17 | Климат и человек | 1 | Климат и хозяйственная деятельность людей. Опасные и неблагоприятные климатические явления. | ПР №6 Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения. | §14 подготовиться к итоговому занятию | | |
18 | Итоговый урок по теме «Климат» | 1 | Закрепление и обобщение знаний по изученной теме | | | | |
| Богатство внутренних вод России | 4 ч. | | | | | |
19 | Реки | 1 | Воды суши страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы. зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупных рек. Роль рек в жизни человека. | ПР№7 Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования. | §15 в к\к отметить крупные реки. | | |
20 | Озера, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники. | 1 | Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. | | §16 Работа с картами, фронтальный опрос | | |
21 | Человек и вода | 1 | Опасные явления(паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и хозяйстве России | Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза | §17 | | |
22 | Обобщающее повторение по теме «Внутренние воды России» | 1 | Закрепление и обобщение знаний по изученной теме | | Повторение пройденного | | |
| Почвы– национальное достояние страны | 5 ч | | | | | |
23 | Почвы – «особое природное тело» | 1 | Почва – особый компонент природы. Факторы образования почв, их основные типы, свойства. | | §18 учить | | |
24 | География почв России | 1 | Размещение основных типов почв | В к\к отметить основные типы почв в России | §19 уметь показать типы почв. | | |
25 | Почвы и урожай | 1 | Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. | | §20. | | |
26 | Рациональное использование и охрана почв. | 1 | Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация , борьба с эрозией почв и их загрязнением. | | §21 подготовиться к к\работе. | | |
27 | Обобщающее повторение | 1 | Закрепление и обобщение знаний по изученной теме | | Повторение пройденного | | |
| В природе все взаимосвязано | 4ч | | | | | |
28 | Понятие о природном территориальном комплексе | 1 | ПТК - природно-территориальный комплекс, компоненты природы, ландшафт. Природное или физико-географическое районирование, фация, природная зона, антропогенные ландшафты. | | §22 учить записи в тетради. | | |
29 | Свойства природных территориальных комплексов | 1 | | | §23 читать | | |
30 | Человек в ландшафте | 1 | | | , §22-24.. | | |
31 | Обобщающее повторение | | Закрепление и обобщение знаний по изученной теме | | Повторение пройденного. | | |
| Природно – хозяйственные зоны | 11 часов | | | | | |
32 | Учение о природных зонах | 1 | Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. | | §25 | | |
33 | «Безмолвная Артика» | 1 | Характеристика арктических пустынь | | §26 | | |
34 | Чуткая Субарктика | 1 | Характеристика тундры и лесотундры | | §27 | | |
35 | Таежная зона | | Характеристика тайги | | §28 | | |
36 | Болота | 1 | Болота | | §29 | | |
37 | Зона смешанных широколиственно-хвойных лесов | 1 | Характеристика лесов | | §30 | | |
38 | Лесостепи и степи | 1 | Лесостепи и степи | | §31 | | |
39 | Полупустыни, пустыни, субтропики | 1 | Полупустыни, пустыни, субтропики | | §32 | | |
40 | «Многоэтажность» природы гор | 1 | Высотная поясность | | §33 | | |
41 | Человек и горы | 1 | Природные ресурсы зоны их использование, экологические проблемы. | | подготовиться к к\ работе. §25-34 | | |
42 | Обобщающее повторение | 1 | Закрепление и обобщение знаний по изученной теме | ПР №8 Сравнительная характеристика двух природных зон России. Оценка природных условий и ресурсов природной зоны(по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт | Повторение пройденного | | |
| География Воронежской области | 8 часов | | | | | |
43 | Территории, границы, географическое положение Воронежской области. | 1 | Изучения особенностей ГП Воронежской области | | Записи в тетради. | | |
44 | Рельеф, полезные ископаемые Воронежской области. | 1 | Называть и показывать основные формы рельефа, полезные ископаемые. | | Записи в тетради. | | |
45 | Климатические особенности. Характеристика сезонов года Воронежской области. | 1 | Дать характеристику климатических особенностей. Климатообразующие факторы | | Записи в тетради. | | |
46 | Реки и озера Воронежской области. | 1 | Распределение рек области по бассейнам. | | Записи в тетради. | | |
47-48 | Растительные зоны. Характеристика основных природных комплексов Воронежской области. | 2 | Основные почвенно-растительные зоны и характерных представителей растительного и животного мира. | | Записи в тетради. | | |
49 | Экологические проблемы Воронежской области. | 1 | Приводить примеры природоохранной деятельности. | | Записи в тетради. | | |
50 | Обобщающий урок по теме « география Воронежской области» | 1 | Закрепление и обобщение знаний по изученной теме | | Повторение пройденного | | |
| Природопользование и охрана природы | 4 часа | | | | | |
51 | Природная среда, природные условия, природные ресурсы | 1 | Законы об охране природы. | | §35 | | |
52 | Рациональное использование природных ресурсов | 1 | | | §36 | | |
53 | Охрана природы и охраняемые территории | 1 | | | §37 | | |
54 | Обобщающее повторение | 1 | Закрепление знаний и умений по изученной теме | | | | |
| Население России | 14 ч. | | | | | |
55 | Численность, воспроизводство населения | 1 | Численность населения России в сравнении с другими государствами. особенности воспроизводства российского населения. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельные территории. Прогнозы изменения численности населения России. | | §38-39 . | | |
56 | Мужское и женское население России. Половозрастная пирамида. | 1 | Половой и возрастной состав населения страны. продолжительность жизни мужского и женского населения. | Анализ графиков численности населения и половозрастных пирамид | §40-41 . | | |
57 | Миграция населения в России | 1 | Миграции населения России. Направления и типы миграции: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. | Анализ графика « Динамики миграционных потоков» | §42 . | | |
58 | Территориальная подвижность населения | 1 | | | §44 | | |
59 | География рынка труда | 1 | Трудовые ресурсы России. Неравномерность распределения | | §45 | | |
60 | Этнический состав населения | 1 | Народы и религии России. Россия многонациональное государство. | | §46 | | |
61 | Этническая мозаика России | 1 | Языковый состав населения. | | §47 | | |
62 | Религии народов России | 1 | География религий | | §48 | | |
63 | Обобщающее повторение | 1 | Закрепление знаний и умений по изученной теме | ПР№9 Выделение районов проживания крупных народов по карте « Народы России», оценка географии размещения народов и особенностей географии религий России. | | | |
64 | Плотность населения | 1 | Особенности размещения населения: их обусловленность | | §49 | | |
65 | Расселение и урбанизация | 1 | Городское и сельское населения | Сравнение наиболее и наименее урбанизированных территорий России. | §50 | | |
66-67 | Города России | 2 | Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. | ПР№10 Выявления роли ЭГП в развитии городов. Оценка привлекательности места своего проживания. | §51 | | |
68 | Сельская Россия | 1 | Сельская местность, сельские поселения | Оценка привлекательности места своего проживания | §52 | | |
69 | Обобщение знаний по курсу географии 8 кл. | 1ч | Закрепление знаний и умений полученных за год. | | | | |
70 | Повторение | 1ч | | | | | |