Пояснительная записка
Рабочая программа начального курса географии составлена на основе:
• федерального государственного образовательного стандарта общего образования;
• требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;
• примерной программы основного общего образования по географии, разработанной Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию;
• программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся;
• идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
-
«География: программа :5-9 класы/ (А.А.Летягин, И.В.Душина, В.Б.Пятунин, Е.А Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012.
.
Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся.
Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 8 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.
География материков и океанов в 8 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.
Рабочая программа, согласно Федеральному Базисному Учебному плану рассчитана на 68 часов (2 ч в неделю), конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала восьмиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
Курс «География. Россия: природа, население, хозяйство» является центральным в системе школьного географического образования и открывает широкие возможности для реализации межпредметных связей с другими школьными предметами. Его основа — комплексная географическая характеристика России через триаду «природа — население — хозяйство» в пределах выделенных природно-хозяйственных зон. Курс «География. Россия: природа, население, хозяйство» завершает страноведческий компонент базового географического образования. Он опирается на знания, усвоенные учащимися при изучении предыдущих географических разделов. Важнейшая методологическая особенность данного раздела — его огромный мировоззренческий и воспитывающий потенциал, огромная роль в формировании гражданской идентичности, патриотизма, духовной и нравственной сферы учащихся.
В 8 классе изучается физическая география «Природа России», а в 9-ом классе экономическая география «Население и хозяйство России». Знания, полученные на уроках географии в 8-ом классе, являются дополнением при изучении географии в 9-ом классе.
Главная цель раздела «География. Россия: природа, население, хозяйство» — сформировать целостный географический образ нашей страны на основе ее комплексного изучения, воспитать патриотическое отношение к своей Родине. Для достижения этой цели изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач.
Задачи:
• сформировать у учащихся знания и представления о своей стране на основе комплексного подхода к изучению основных компонентов: природы,
• населения и хозяйства; России как целостном географическом регионе и субъекте мирового географического пространства, в котором протекают как глобальные, так и специфические природные, социально-экономические и экологические процессы;
• сформировать представления о географических особенностях природы, населения и экономики России в целом, ее отдельных хозяйственных звеньев и районов;
• сформировать представления о географических аспектах современных социально-экономических и экологических проблем страны;
• продолжить развитие практических умений и навыков самостоятельной работы, способствующих активному и социально-ответственному поведению в российском пространстве;
• продолжить воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к культуре и истории своей страны, своего родного края, народов, населяющих Россию.
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.
Календарно- тематическое планирование учебного предмета
№ п/п | № урока | Раздел. Тема | Кол-во часов | Дата по плану | Дата факт. |
Введение (1час) |
1. | 1. | Введение в курс «География России» | 1 | 4.09 | |
Раздел 1. Географическое положение и формирование государственной территории РФ ( 14 часов) |
Тема 1 Географическое положение России (10 ч) |
2. | 1. | Географическое положение и его виды | 1 | 6.09 | |
3. | 2. | Размеры территории и природно-географическое положение России | 1 | 11.09 | |
4. | 3 | Экономико-географическое и транспортно-географическое положение России | 1 | 13.09 | |
5. | 4. | Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России | 1 | 18.09 | |
6. | 5. | Государственная территория России. Типы российских границ. | 1 | 20.09 | |
7. | 6. | Сухопутные и морские границы России | 1 | 24.09 | |
8. | 7. | Различия во времени на территории России | 1 | 27.09 | |
9. | 8. | Государственное устройство и территориальное деление Российской Федерации | 1 | 2.10 | |
10. | 9. | Повторение и обобщение раздела «Географическое положение России» Зачет. | 1 | 4.10 | |
Тема 2. История заселения, освоения и исследования территории России (4 ч) |
11. | 1. | Заселение и освоение территории России в IX–XVII вв. | 1 | 9.10 | |
12. | 2. | Заселение и хозяйственное освоение территории России в XVIII–XIX вв. | 1 | 11.10 | |
13. | 3. | Географическое исследование территории России в XVIII–XIX вв. | 1 | 16.10 | |
14. | 4. | Территориальные изменения и географическое изучение России в XX в. | 1 | 18.10 | |
Раздел 2 Природа России (39 ч) |
Тема 3 Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (7 ч) |
15. | 1. | Геологическая история формирования территории | 1 | 22.10 | |
16. | 2. | Развитие земной коры. Основные тектонические структуры | 1 | 25.10 | |
17. | 3. | Рельеф и полезные ископаемые России и их зависимость от строения земной коры | 1 | 6.11 | |
18. | 4. | Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования | 1 | 8.11 | |
19. | 5. | Зависимость рельефа от внешних геологических процессов | 1 | 13.11 | |
20. | 6. | Литосфера. Рельеф. Человек. | 1 | 15.11 | |
21. | 7. | Обобщающее повторение «Рельеф и минеральные ресурсы» Зачет | | 20.11 | |
Тема 4 Климат и агроклиматические ресурсы (6 ч) |
22. | 1. | Условия формирования климата | 1 | 22.11 | |
23. | 2. | Движение воздушных масс | 1 | 26.11 | |
24. | 3. | Закономерности распределения тепла и влаги | 1 | 29.11 | |
25. | 4. | Климатические пояса и типы климатов. | 1 | 4.12 | |
26. | 5. | Климат и человек | 1 | 6.12 | |
27. | 6. | Обобщающее повторение раздела «Климат и агроклиматические ресурсы» тест | 1 | 11.12 | |
Тема 5 Внутренние воды и водные ресурсы (7ч) |
28. | 1. | Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа | 1 | 13.12 | |
29. | 2. | Зависимость речной сети от климата | 1 | 17.12 | |
30. | 3. | Составление характеристики одной из рек России | 1 | 20.12 | |
31. | 4. | Озёра. Болота. Ледники. Подземные воды | 1 | 25.12 | |
32. | 5. | Многолетняя мерзлота | 1 | 22.01 | |
33. | 6. | Водные ресурсы. Воды и человек | 1 | 24.01 | |
34. | 7. | Повторение и обобщение темы «Внутренние воды и водные ресурсы» Тест | 1 | 29.01 | |
Тема 6 Почвы и почвенные ресурсы (3 ч) |
35. | -
| Почва как особое природное образование | 1 | 31.01 | |
36. | -
| Главные типы почв и их размещение по территории России | 1 | 5.02 | |
37 | -
| Почвенные ресурсы. Почвы и человек | 1 | 7.02 | |
Тема 7 Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (3 ч) |
38 | -
| Растительный и животный мир | 1 | 12.02 | |
39 | -
| Биологические Ресурсы | 1 | 14.02 | |
40 | -
| Повторение и обобщение тем «Почвы и почвенные ресурсы», «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы» Тест | 1 | 19.02 | |
Тема 8 Природные различия на территории России (11 ч) |
41 | -
| Природные комплексы | 1 | 21.02 | |
| -
| Природное районирование. Природная зона как особый природный комплекс | 1 | 26.02 | |
42 | -
| Северные безлесные природные зоны | 1 | 29.02 | |
43 | -
| Лесные зоны. Тайга | 1 | 4.03 | |
44 | -
| Смешанные и широколиственные леса | 1 | 6.03 | |
45 | -
| Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни | 1 | 11.03 | |
46 | -
| Высотная поясность. | 1 | 13.03 | |
47 | -
| Моря как крупные природные комплексы | 1 | 18.03 | |
48 | -
| Природно-хозяйственные отличия российских морей | 1 | 20.03 | |
49 | -
| Особо охраняемые природные территории России | 1 | 1.04 | |
50 | -
| Повторение и обобщение раздела «Природные различия на территории России» | 1 | 3.04 | |
Тема 9 Население России (10 ч) |
51 | -
| Численность и воспроизводство населения России. | 1 | 8.04 | |
52 | -
| Половой и возрастной состав населения. Средняя продолжительность жизни | 1 | 10.04 | |
53 | -
| Этнический и языковой состав населения России | 1 | 15.04 | |
54 | -
| Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий | 1 | 17.04 | |
55 | -
| Особенности урбанизации в России. Городское население | 1 | 22.04 | |
56 | -
| Сельские поселения. Особенности расселения сельского населения | 1 | 24.04 | |
57 | -
| Миграции населения в России | 1 | 29.04 | |
58 | -
| Размещение населения России | 1 | 8.05 | |
59 | -
| Занятость населения | 1 | 13.05 | |
60 | -
| Повторение и обобщение раздела «Население России» Тест | 1 | 15.05 | |
Природный фактор в развитии России (4 ч) |
61 | -
| Влияние природы на развитие общества Природные ресурсы | 1 | 19.05 | |
62 | -
| Природно-ресурсный потенциал России | 1 | 22.05 | |
63 | -
| Повторение и обобщение раздела «Природный фактор в развитии России» | 1 | 26.05 | |
64. | -
| Повторение и обобщение материала всего курса | 1 | 29.05 | |
Содержание учебного предмета.
Географическое положение России (10 часов).
Виды географического положения России: физико-географическое, математико-географическое, экономико-географическое, транспортно-географическое, геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положения. Уровни (масштабы) географического положения. Сравнение географического положения России и положения других государств. Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Огромные российские пространства: плюсы и минусы. Экономически эффективная территория
Государственные границы России, их типы и виды. Сухопутные и морские границы. Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.
Этапы и методы географического изучения территории России.
Административно-территориальное устройство России. Субъекты Федерации. Федеральные округа.
Практические работы. 1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран. 2. Определение поясного времени для различных пунктов России.
История заселения, освоения и исследования территории России (6 часов).
Колонизация севера и востока Русской равнины восточными славянами. Военные и торговые походы славян в IХ – ХI вв. Русское княжества в ХII – ХIII вв., путешествия и открытия новгородцев. Московское государство в ХIV- ХVIвв.: дальнейшее освоение Европейского севера, монастырская колонизация. Географические открытия и освоения Сибири в ХVII в. Присоединение и освоение западных и южных территорий в ХVIII в. Географические открытия ХVIII в. Присоединение земель и географические исследования в ХIХ в. Освоение Арктики. Территориальные изменения в ХХ в. Современные географические исследования. Методы получен6ия, обработки, передачи и представления географической информации.
Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы(6 часов).
Геологическая история и геологическое строение территории России. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры.
Рельеф России: основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа, Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Современные рельефообразующие процессы и опасные природные явления. Древнее и современное оледенения, Стихийные природные явления в литосфере. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природ Человек и литосфера. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального: использования. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности. Рельеф и полезные ископаемые Московской области.
Климат и агроклиматические ресурсы (7 часов).
Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения). Сезонность климата.
Типы климатов России. Комфортность (дискомфортность) климатических условий. Изменение климата под влиянием естественных факторов.
Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений.
Внутренние воды и водные ресурсы (6 часов).
Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России.
Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Водные ресурсы и человек. Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов.
Почва и почвенные ресурсы (4 часа).
Почва — особый компонент природы. В. В. Докучаев — основоположник почвоведения. Почва — национальное богатство. Факторы образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Разнообразие и закономерности распространения почв.
Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана почв: борьба эрозией и загрязнением.
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (3 часа).
Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.
Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.
Природные различия на территории России (14 часов).
Формирование природных комплексов (ПТК) — результат длительного развития географической оборочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК и изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК.
Природно-хозяйственные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны?
Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь |и пустынь. Высотная поясность. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного наследия.
Численность населения (10 часов).
Численность населения России в сравнении с другими государствами. Ее резкое сокращение на рубеже XX и XXI вв. Причины демографического кризиса. Особенности воспроизводства российского населения. Региональные различия естественного прироста. Роль внешних миграций в динамике населения страны. Прогнозы изменения численности населения России.Своеобразие половозрастной пирамиды в России и определяющие его факторы. Сокращение средней продолжительности жизни россиян.Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковой состав населения. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий.
Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социально-экономических и экологических проблем. Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Географические особенности расселения сельского населения. Современные социальные проблемы селаГеографические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Зоны расселения.
Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.Люди и труд. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменения структуры занятости населения. Проблемы безработицы.Географические различия в уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Повышение качества населения страны и качества его жизни — важнейшая социально-экономическая проблема.
Природный фактор в развитии России. (4 часа)
Влияние природной среды на развитие общества. Непосредственное и опосредованное влияние природных условий на жизнь и деятельность человека. Виды адаптации человека к окружающей среде.
Природные ресурсы, их классификации.Основные типы природопользования. Рациональное природопользование и воспроизводство природных ресурсов.
Обеспеченность России природными ресурсами. Природно-ресурсный потенциал страны, его хозяйственная оценка и значение для развития экономики. Особенности в размещении и потреблении разных видов природных ресурсов на территории страны. Важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. Основные ресурсные базы страны. Проблемы и перспективы использования природно-ресурсного потенциала России.
Содержание
№ | Раздел | Кол-во часов | Виды контрольных |
1 | Географическое положение России. | 10 | фронтальный опрос географическая викторина |
1 | История заселения, освоения и исследования территории России. | 6 | Опрос. выполнение заданий Проверочная работа. Тест №1 |
3 | Рельеф и геологическое строение и минеральные ресурсы. | 6 | Терминологический диктант. Номенклатура Проверочная работа –Тест №2 |
4 | Климат и агроклиматические ресурсы. | 7 | Терминологический диктант. Проверочная работа. Тест №3 |
5 | Внутренние воды и водные ресурсы. | 6 | Географический диктант Проверочная работа. Тест№4 |
6 | Почва и почвенные ресурсы. | 4 | Терминологический диктант. Номенклатура Тест 5 |
7 | Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. | 3 | Проект. |
| Природные различия на территории России. | 14 | Тест |
| Населения России. | 10 | Тест |
| Природный фактор и развитие России. | 4 | Опрос Итоговая контрольная работа |
Планируемые результаты освоения учебного предмета география
Ученик научится:
-
выбирать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
-
ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;
-
представлять в различных формах (в виде карты, таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
-
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
-
различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;
-
использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;
-
описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов;
-
объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
-
приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
-
оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
-
использовать знания о мировом, зональном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий в контексте реальной жизни;
-
различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;
-
оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;
-
объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
-
оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
-
использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
-
различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
-
сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;
-
давать характеристику рельефа своей местности;
-
уметь выделять в записках путешественников географические особенности территории
-
приводить примеры современных видов связи, применять современные виды связи для решения учебных и практических задач по географии.
Ученик получит возможность научиться:
-
работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
-
подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях России;
-
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
-
приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
-
воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;
-
составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;
-
объяснять закономерности размещения населения отдельных территорий России в связи с природными и социально-экономическими факторами;
-
давать характеристику климата своей области (края, республики);
-
показывать на карте артезианские бассейны и области распространения многолетней мерзлоты на территории России;
-
выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
-
оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;
-
объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России.
Предметные результаты обучения
Учащийся должен уметь:
-
называть различные источники географической информации и методы получения географической информации;
-
определять географическое положение России;
-
показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию;
-
определять поясное время.
-
называть и показывать крупные равнины и горы; выяснять с помощью карт соответствие их платформенным и складчатым областям;
-
показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых;
-
определять характерные особенности климата России; иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов;
-
приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;
-
называть и показывать крупнейшие реки, озера; используя карту, давать характеристику отдельных водных объектов;
-
оценивать водные ресурсы; называть факторы почвообразования;
-
объяснять видовое разнообразие животного мира; называть меры по охране растений и
-
Учащийся должен уметь:
-
объяснять влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей;
-
объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека;
-
объяснять значение географической науки в изучении и преобразовании природы,
-
приводить соответствующие примеры.
Метапредметные результаты обучения
-
Учащийся должен уметь:
-
ставить учебные задачи;
-
вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
-
выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
-
планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;
-
оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;
-
классифицировать информацию в соответствии с выбранными признаками;
-
сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;
-
систематизировать информацию; структурировать информацию;
-
формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;
-
работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы --выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);
-
использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
-
создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами;
-
составлять рецензии, аннотации; выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; вести дискуссию, диалог;
-
находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Личностные результаты обучения
-
Учащийся должен обладать:
-
российской гражданской идентичностью: патриотизмом, уважением к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознанием своей этнической принадлежности, знанием истории, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоением гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; чувством ответственности и долга перед Родиной;
-
ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и
-
пониманием ценности здорового и безопасного образа жизни, правилами индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях;
-
основами экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.