ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР Г.Ф. Гребенщикова «______» _____________2021 г. | | УТВЕРЖДАЮ Директор ЛГ МАОУ «СОШ №1» ______________Н. В. Шахматова приказ от 31.08.2021 г. № 537-О |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по Информатике и ИКТ
на 2021 – 2022 учебный год
Учитель: Нурисламов Ильнар Ришадович
Класс: 8 а, б, в
| Рассмотрена на заседании ШМО ______________________________________________ Протокол от __31.08.2021___№___2_______________ Руководитель ШМО: Марченко И.Л. ______________ ФИО подпись |
г. Лангепас, 2021 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету информатика и ИКТ для 8 класса
разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Лангепасского городского муниципального автономного общеобразовательного учреждения «СОШ № 1» на 2021-2022 учебный год, с учётом Программы основного общего образования по информатике // Информатика. Программа для основной школы. 5-6 классы. 7-9 классы/ Л.Л. Босова. А.Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. Учебник для 8 класса. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014
Согласно учебному плану на изучение информатики и ИКТ в 8 классе отводится 35 часа в год, 1 час в неделю.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные
наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
понимание роли информационных процессов в современном мире;
владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни благодаря знанию основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные
регулятивные универсальные учебные действия:
владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы;
поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;
структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
познавательные универсальные учебные действия:
владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель;
умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую;
умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
коммуникативные универсальные учебные действия:
ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ;
фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений;
создание графических объектов;
создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений;
коммуникация и социальное взаимодействие;
поиск и организация хранения информации;
анализ информации.
Предметные
Математические основы информатики
выпускник будет знать
сущность понятий «система счисления», «позиционная система счисления», «алфавит системы счисления», «основание системы счисления»;
сущность понятия «высказывание», сущность операций И (конъюнкция), ИЛИ (дизъюнкция), НЕ (отрицание);
сущность понятия «множество», сущность операций объединения, пересечения и дополнения;
выпускник научится
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024;
переводить заданное натуральное число из двоичной системы счисления в десятичную;
сравнивать числа в двоичной записи;
складывать и умножать числа, записанные в двоичной системе счисления;
записывать логические выражения, составленные с помощью операций «И», «ИЛИ», «НЕ» и скобок, определять истинность такого составного высказывания, если известны значения истинности, входящих в него элементарных высказываний;
оценивать мощность множеств, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;
определять количество элементов в множествах, полученных из двух базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;
использовать при решении задач формулы перемножения и сложения количества вариантов.
определять минимальную длину кодового слова по заданным алфавиту кодируемого текста и кодовому алфавиту (для кодового алфавита из 2, 3 или 4 символов);
выпускник получит возможность:
научиться записывать в развернутой форме восьмеричные и шестнадцатеричные числа;
научиться переводить заданное натуральное число, не превышающее 1024, из десятичной записи в восьмеричную и из восьмеричной в десятичную;
научиться переводить заданное натуральное число, не превышающее 1024, из десятичной записи в шестнадцатеричную и из шестнадцатеричной в десятичную;
научиться выполнять «быстрый» перевод натуральных чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно;
научиться вычитать числа, записанные в двоичной системе счисления;
научиться вычислять значения арифметических выражений с целыми числами, представленными в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах и робототехнических системах;
научиться строить таблицу истинности для логического выражения;
научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;
познакомиться с законами алгебры логики;
научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций;
познакомиться с логическими элементами;
определять количество элементов в множествах, полученных из трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;
сформировать представление о области применения комбинаторных задач.
Алгоритмы и элементы программирования
выпускник будет знать
сущность понятий «исполнитель», «алгоритм», «программа»;
сущность понятий «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; знать об ограничениях, накладываемых средой исполнителя и его системой команд на круг задач, решаемых исполнителем;
базовые алгоритмические конструкции;
сущность метода последовательного уточнения алгоритма;
выпускник научится
понимать разницу между употреблением терминов «исполнитель», «алгоритм», «программа» в обыденной речи и в информатике;
выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.);
определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков);
определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;
выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями Робот, Черепашка, Чертежник и др.;
выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы обработки числовых и текстовых данных, записанные на конкретном язык программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);
составлять несложные алгоритмы управления исполнителями Робот, Черепашка, Чертежник и др.; выполнять эти программы на компьютере;
составлять несложные алгоритмы обработки числовых и текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования и записывать их в виде программ на выбранном языке программирования; выполнять эти программы на компьютере;
использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;
анализировать предложенную программу, например, определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
использовать при разработке алгоритмов логические значения, операции и выражения с ними;
записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения;
выпускник получит возможность
познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;
познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со строковыми величинами;
научиться разрабатывать и записывать на языке программирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;
научиться составлять алгоритмы и программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее;
познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами;
познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде.
Содержание учебного предмета
1. Математические основы информатики
Системы счисления.
Позиционные и непозиционные системы счисления. Примеры представления чисел в позиционных системах счисления. Основание системы счисления. Алфавит (множество цифр) системы счисления. Количество цифр, используемых в системе счисления с заданным основанием. Краткая и развернутая формы записи чисел в позиционных системах счисления. Двоичная система счисления, запись целых чисел в пределах от 0 до 1024. Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в двоичную и из двоичной в десятичную. Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно. Перевод натуральных чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно.
Арифметические действия в системах счисления.
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики.
Расчет количества вариантов: формулы перемножения и сложения количества вариантов. Количество текстов данной длины в данном алфавите. Множество. Определение количества элементов во множествах, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения. Высказывания. Простые и сложные высказывания. Диаграммы Эйлера—Венна. Логические значения высказываний. Логические выражения. Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание). Правила записи логических выражений. Приоритеты логических операций. Таблицы истинности. Построение таблиц истинности для логических выражений. Законы алгебры логики. Использование таблиц истинности для доказательства законов алгебры логики. Логические элементы. Схемы логических элементов и их физическая (электронная) реализация. Знакомство с логическими основами компьютера.
2. Алгоритмы и элементы программирования
Исполнители и алгоритмы. Управление исполнителями.
Исполнители. Состояния, возможные обстановки и система команд исполнителя; команды-приказы и команды-запросы; отказ исполнителя. Необходимость формального описания исполнителя. Ручное управление исполнителем. Алгоритм как план управления исполнителем (исполнителями). Свойства алгоритмов. Алгоритмический язык (язык программирования) — формальный язык для записи алгоритмов. Программа — запись алгоритма на конкретном алгоритмическом языке. Компьютер — автоматическое устройство, способное управлять по заранее составленной программе исполнителями, выполняющими команды. Программное управление исполнителем. Словесное описание алгоритмов. Описание алгоритма с помощью блок-схем. Отличие словесного описания алгоритма, от описания на формальном алгоритмическом языке. Системы программирования. Средства создания и выполнения программ. Управление. Сигнал. Обратная связь. Примеры: компьютер и управляемый им исполнитель (в том числе робот); компьютер, получающий сигналы от цифровых датчиков в ходе наблюдений и экспериментов, и управляющий реальными (в том числе движущимися) устройствами.
Алгоритмические конструкции.
Конструкция «следование». Линейный алгоритм. Ограниченность линейных алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость последовательности выполняемых действий от исходных данных. Конструкция «ветвление». Условный оператор: полная и неполная формы. Выполнение и невыполнение условия (истинность и ложность высказывания). Простые и составные условия. Запись составных условий. Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с условием выполнения, с переменной цикла. Проверка условия выполнения цикла до начала выполнения тела цикла и после выполнения тела цикла: постусловие и предусловие цикла. Инвариант цикла. Язык программирования. Основные правила языка программирования Паскаль: структура программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл).
3. Разработка алгоритмов и программ.
Составление алгоритмов и программ по управлению исполнителями Робот, Черепашка, Чертежник и др. Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма. Вызов вспомогательных алгоритмов. Оператор присваивания. Понятие простой величины. Константы и переменные. Переменная: имя и значение. Типы переменных: целые, вещественные, символьные, строковые, логические.
Представление о структурах данных. Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Список. Первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий элемент. Вставка, удаление и замена элемента. Примеры задач обработки данных: нахождение минимального и максимального числа из двух, трех, четырех данных чисел; нахождение всех корней заданного квадратного уравнения; заполнение числового массива в соответствии с формулой или путем ввода чисел; нахождение суммы элементов данной конечной числовой последовательности или массива; нахождение минимального (максимального) элемента массива. Знакомство с алгоритмами решения этих задач. Реализации этих алгоритмов в выбранной среде программирования. Знакомство с постановками более сложных задач обработки данных и алгоритмами их решения: сортировка массива, выполнение поэлементных операций с массивами; нахождение наибольшего общего делителя (алгоритм Евклида). Понятие об этапах разработки программ: составление требований к программе, выбор алгоритма и его реализация в виде программы на выбранном алгоритмическом языке, отладка программы с помощью выбранной системы программирования, тестирование. Простейшие приемы диалоговой отладки программ (выбор точки останова, пошаговое выполнение, просмотр значений величин, отладочный вывод). Понятие документирования программ.
4. Анализ алгоритмов.
Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой памяти; их зависимость от размера исходных данных. Примеры коротких программ, выполняющих много шагов по обработке небольшого объема данных; примеры коротких программ, выполняющих обработку большого объема данных. Определение возможных результатов работы алгоритма при данном множестве входных данных; определение возможных входных данных, приводящих к данному результату. Примеры описания объектов и процессов с помощью набора числовых характеристик, а также зависимостей между этими характеристиками, выражаемыми с помощью формул.
5. Робототехника.
Робототехника — наука о разработке и использовании автоматизированных технических систем. Автономные роботы и автоматизированные комплексы. Микроконтроллер. Сигнал. Обратная связь: получение сигналов от цифровых датчиков (касания, расстояния, света, звука и др. Примеры роботизированных систем (система управления движением в транспортной системе, сварочная линия автозавода, автоматизированное управление отопления дома, автономная система управления транспортным средством и т. п.).
Запланировано проведение проектов по темам:
Создание сайта «История информатики»
Создание сайта «Фотоальбом»
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Даты |
8 а | 8 б | 8 в |
1 | Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места. | 1 | 1.09 | 3.09 | 2.09 |
Математические основы информатики. 12 часов |
2 | Общие сведения о системах счисления. | 1 | 8.09 | 10.09 | 9.09 |
3 | Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. | 1 | 15.09 | 17.09 | 16.09 |
4 | Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления. | 1 | 22.09 | 24.09 | 23.09 |
5 | Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. | 1 | 29.09 | 1.10 | 30.09 |
6 | Представление целых чисел. Представление вещественных чисел. | 1 | 6.10 | 8.10 | 7.10 |
7 | Множества и операции с ними. | 1 | 13.10 | 15.10 | 14.10 |
8 | Элементы комбинаторики. Правила сложения и умножения. | 1 | 20.10 | 22.10 | 21.10 |
9 | Высказывание. Логические операции. | 1 | 10.11 | 12.11 | 11.11 |
10 | Построение таблиц истинности для логических выражений. | 1 | 17.11 | 19.11 | 18.11 |
11 | Свойства логических операций. | 1 | 21.11 | 26.11 | 25.11 |
12 | Решение логических задач. Логические элементы. | 1 | 24.11 | 3.12 | 28.11 |
13 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Проверочная работа № 1. | 1 | 1.12 | 5.12 | 02.12 |
Алгоритмы и элементы программирования. Основы алгоритмизации. 10 часов |
14 | Алгоритмы и исполнители. | 1 | 8.12 | 10.12 | 09.12 |
15 | Способы записи алгоритмов. Объекты алгоритмов. | 1 | 15.12 | 17.12 | 16.12 |
16 | Объекты алгоритмов. | 1 | 22.12 | 24.12 | 23.12 |
17 | Алгоритмическая конструкция «следование». | 1 | 12.01 | 14.01 | 13.01 |
18 | Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления. | 1 | 19.01 | 21.01 | 20.01 |
19 | Сокращенная форма ветвления. | 1 | 26.01 | 28.01 | 27.01 |
20 | Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным условием продолжения работы. | 1 | 2.02 | 4.02 | 03.02 |
21 | Цикл с заданным условием окончания работы. | 1 | 9.02 | 11.02 | 10.02 |
22 | Цикл с заданным числом повторений. | 1 | 16.02 | 18.02 | 17.02 |
23 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Алгоритмы и элементы программирования. Основы алгоритмизации». Проверочная работа № 2. | 1 | 27.02 | 25.02 | 24.02 |
Алгоритмы и элементы программирования. Начала программирования. 10 часов |
24 | Общие сведения о языке программирования Паскаль. | 1 | 2.03 | 4.03 | 03.03 |
25 | Организация ввода и вывода данных. | 1 | 9.03 | 11.03 | 10.03 |
26 | Программирование линейных алгоритмов. | 1 | 16.03 | 18.03 | 17.03 |
27 | Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. | 1 | 23.03 | 25.03 | 24.03 |
28 | Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. | 1 | 6.04 | 08.04 | 07.04 |
29 | Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. | 1 | 13.04 | 15.04 | 14.04 |
30 | Программирование циклов с заданным условием окончания работы. | 1 | 20.04 | 22.04 | 21.04 |
31 | Программирование циклов с заданным числом повторений. | 1 | 27.04 | 29.04 | 28.04 |
32 | Различные варианты программирования циклического алгоритма. | 1 | 8.05 | 13.05 | 12.05 |
33 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Алгоритмы и элементы программирования. Начала программирования». Проверочная работа № 3. | 1 | 11.05 | 20.05 | 15.05 |
Итоговое повторение. 2 часа |
34 | Повторение за курс. Решение задач. | 1 | 18.05 | 22.05 | 19.05 |
35 | Основные понятия курса. Итоговое тестирование. | 1 | 25.05 | 27.05 | 26.05 |
ИТОГО: | 35 | | | |