СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 8 класс информатика

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 8 класс информатика»

ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

Г.Ф. Гребенщикова

«______» _____________2021 г.


УТВЕРЖДАЮ

Директор ЛГ МАОУ «СОШ №1»

______________Н. В. Шахматова

приказ от 31.08.2021 г. № 537-О







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по Информатике и ИКТ


на 2021 – 2022 учебный год




Учитель: Нурисламов Ильнар Ришадович


Класс: 8 а, б, в











Рассмотрена на заседании ШМО

______________________________________________

Протокол от __31.08.2021___№___2_______________

Руководитель ШМО: Марченко И.Л. ______________

ФИО подпись












г. Лангепас, 2021 г.


Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету информатика и ИКТ для 8 класса

разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Лангепасского городского муниципального автономного общеобразовательного учреждения «СОШ № 1» на 2021-2022 учебный год, с учётом Программы основного общего образования по информатике // Информатика. Программа для основной школы. 5-6 классы. 7-9 классы/ Л.Л. Босова. А.Ю. Босова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.


Рабочая программа ориентирована на учебник:


Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. Учебник для 8 класса. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014


Согласно учебному плану на изучение информатики и ИКТ в 8 классе отводится 35 часа в год, 1 час в неделю.


Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;

  • понимание роли информационных процессов в современ­ном мире;

  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

  • ответственное отношение к информации с учетом право­вых и этических аспектов ее распространения;

  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в об­ласти информатики и ИКТ в условиях развития инфор­мационного общества;

  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и ме­тодов информатики и ИКТ;

  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, твор­ческой деятельности;

  • способность и готовность к принятию ценностей здорово­го образа жизни благодаря знанию основных гигиениче­ских, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.


Метапредметные

регулятивные универсальные учебные действия:

  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с плани­руемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать пра­вильность выполнения учебной задачи;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • владение основными универсальными умениями инфор­мационного характера: постановка и формулирование проблемы;

  • поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска;

  • структу­рирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • самостоятельное создание алгорит­мов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;


познавательные универсальные учебные действия:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «си­стема», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

  • владение информационно-логическими умениями: опре­делять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавли­вать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • владение информационным моделированием как основ­ным методом приобретения знаний: умение преобразо­вывать объект из чувственной формы в пространствен­но-графическую или знаково-символическую модель;

  • умение строить разнообразные информационные струк­туры для описания объектов; умение «читать» табли­цы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую;

  • умение выбирать форму представления инфор­мации в зависимости от стоящей задачи, проверять адек­ватность модели объекту и цели моделирования;


коммуникативные универсальные учебные действия:

  • ИКТ-компетентность — широкий спектр умений и навы­ков использования средств информационных и коммуни­кационных технологий для сбора, хранения, преобразо­вания и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (об­ращение с устройствами ИКТ;

  • фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений;

  • создание гра­фических объектов;

  • создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений;

  • коммуникация и социальное взаи­модействие;

  • поиск и организация хранения информации;

  • анализ информации.


Предметные

Математи­ческие основы информатики

выпускник будет знать

  • сущность понятий «система счисления», «позиционная система счисления», «алфавит системы счисления», «основание системы счисления»;

  • сущность понятия «высказывание», сущность операций И (конъюнкция), ИЛИ (дизъюнкция), НЕ (отрицание);

  • сущность понятия «множество», сущность операций объ­единения, пересечения и дополнения;

выпускник научится

  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 1024;

  • переводить заданное натуральное число из двоичной си­стемы счисления в десятичную;

  • сравнивать числа в двоичной записи;

  • складывать и умножать числа, записанные в двоичной системе счисления;

  • записывать логические выражения, составленные с по­мощью операций «И», «ИЛИ», «НЕ» и скобок, опреде­лять истинность такого составного высказывания, если известны значения истинности, входящих в него элемен­тарных высказываний;

  • оценивать мощность множеств, полученных из двух или трех базовых множеств с помощью операций объедине­ния, пересечения и дополнения;

  • определять количество элементов в множествах, полу­ченных из двух базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;

  • использовать при решении задач формулы перемноже­ния и сложения количества вариантов.

  • определять минимальную длину кодового слова по задан­ным алфавиту кодируемого текста и кодовому алфавиту (для кодового алфавита из 2, 3 или 4 символов);

выпускник получит возможность:

  • научиться записывать в развернутой форме восьмерич­ные и шестнадцатеричные числа;

  • научиться переводить заданное натуральное число, не превышающее 1024, из десятичной записи в восьмерич­ную и из восьмеричной в десятичную;

  • научиться переводить заданное натуральное число, не превышающее 1024, из десятичной записи в шестнадца­теричную и из шестнадцатеричной в десятичную;

  • научиться выполнять «быстрый» перевод натуральных чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно;

  • научиться вычитать числа, записанные в двоичной си­стеме счисления;

  • научиться вычислять значения арифметических выра­жений с целыми числами, представленными в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;

  • познакомиться с тем, как информация (данные) пред­ставляется в современных компьютерах и робототехни­ческих системах;

  • научиться строить таблицу истинности для логического выражения;

  • научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;

  • познакомиться с законами алгебры логики;

  • научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использо­ванием основных свойств логических операций;

  • познакомиться с логическими элементами;

  • определять количество элементов в множествах, полу­ченных из трех базовых множеств с помощью операций объединения, пересечения и дополнения;

  • сформировать представление о области применения ком­бинаторных задач.

Алгорит­мы и элементы программирования

выпускник будет знать

  • сущность понятий «исполнитель», «алгоритм», «про­грамма»;

  • сущность понятий «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; знать об ограничениях, накладываемых средой исполнителя и его системой команд на круг задач, решаемых исполните­лем;

  • базовые алгоритмические конструкции;

  • сущность метода последовательного уточнения алгорит­ма;

выпускник научится

  • понимать разницу между употреблением терминов «исполнитель», «алгоритм», «программа» в обыденной речи и в информатике;

  • выражать алгоритм решения задачи различными спо­собами (словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.);

  • определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков);

  • определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;

  • выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями Робот, Черепашка, Чертежник и др.;

  • выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы обработки числовых и текстовых данных, записанные на конкретном язык программиро­вания с использованием основных управляющих кон­струкций последовательного программирования (линей­ная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);

  • составлять несложные алгоритмы управления исполни­телями Робот, Черепашка, Чертежник и др.; выполнять эти программы на компьютере;

  • составлять несложные алгоритмы обработки числовых и текстовых данных с использованием основных управ­ляющих конструкций последовательного программиро­вания и записывать их в виде программ на выбранном языке программирования; выполнять эти программы на компьютере;

  • использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а также выражения, со­ставленные из этих величин; использовать оператор при­сваивания;

  • анализировать предложенную программу, например, определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;

  • использовать при разработке алгоритмов логические зна­чения, операции и выражения с ними;

  • записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения;

выпускник получит возможность

познакомиться с задачами обработки данных и алгорит­мами их решения;

  • познакомиться с использованием в программах строко­вых величин и с операциями со строковыми величинами;

  • научиться разрабатывать и записывать на языке про­граммирования эффективные алгоритмы, содержащие базовые алгоритмические конструкции;

  • научиться составлять алгоритмы и программы для реше­ния задач, возникающих в процессе учебы и вне ее;

  • познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами;

  • познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде.


Содержание учебного предмета


1. Математические основы информатики

Системы счисления.

Позиционные и непозиционные си­стемы счисления. Примеры представления чисел в позици­онных системах счисления. Основание системы счисления. Алфавит (множество цифр) системы счисления. Количество цифр, используемых в системе счисления с заданным основа­нием. Краткая и развернутая формы записи чисел в позици­онных системах счисления. Двоичная система счисления, запись целых чисел в преде­лах от 0 до 1024. Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисления в двоичную и из двоичной в десятичную. Восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод натуральных чисел из десятичной системы счисле­ния в восьмеричную, шестнадцатеричную и обратно. Перевод натуральных чисел из двоичной системы счисления в восьме­ричную и шестнадцатеричную и обратно.

Арифметические действия в системах счисления.

Элементы комбинаторики, теории множеств и математи­ческой логики.

Расчет количества вариантов: формулы пере­множения и сложения количества вариантов. Количество текстов данной длины в данном алфавите. Множество. Определение количества элементов во множе­ствах, полученных из двух или трех базовых множеств с по­мощью операций объединения, пересечения и дополнения. Высказывания. Простые и сложные высказывания. Диа­граммы Эйлера—Венна. Логические значения высказыва­ний. Логические выражения. Логические операции: «и» (конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание). Правила записи логических выражений. Приоритеты логических опе­раций. Таблицы истинности. Построение таблиц истинности для логических выражений. Законы алгебры логики. Использование таблиц истинно­сти для доказательства законов алгебры логики. Логические элементы. Схемы логических элементов и их физическая (электронная) реализация. Знакомство с логическими основа­ми компьютера.

2. Алгоритмы и элементы программирования

Исполнители и алгоритмы. Управление исполнителями.

Исполнители. Состояния, возможные обстановки и система команд исполнителя; команды-приказы и команды-запросы; отказ исполнителя. Необходимость формального описания исполнителя. Ручное управление исполнителем. Алгоритм как план управления исполнителем (исполните­лями). Свойства алгоритмов. Алгоритмический язык (язык программирования) — формальный язык для записи алгорит­мов. Программа — запись алгоритма на конкретном алгорит­мическом языке. Компьютер — автоматическое устройство, способное управлять по заранее составленной программе ис­полнителями, выполняющими команды. Программное управ­ление исполнителем. Словесное описание алгоритмов. Описание алгоритма с по­мощью блок-схем. Отличие словесного описания алгоритма, от описания на формальном алгоритмическом языке. Системы программирования. Средства создания и выпол­нения программ. Управление. Сигнал. Обратная связь. Примеры: компью­тер и управляемый им исполнитель (в том числе робот); ком­пьютер, получающий сигналы от цифровых датчиков в ходе наблюдений и экспериментов, и управляющий реальными (в том числе движущимися) устройствами.

Алгоритмические конструкции.

Конструкция «следова­ние». Линейный алгоритм. Ограниченность линейных алго­ритмов: невозможность предусмотреть зависимость последо­вательности выполняемых действий от исходных данных. Конструкция «ветвление». Условный оператор: полная и неполная формы. Выполнение и невыполнение условия (ис­тинность и ложность высказывания). Простые и составные условия. Запись составных условий. Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом по­вторений, с условием выполнения, с переменной цикла. Про­верка условия выполнения цикла до начала выполнения тела цикла и после выполнения тела цикла: постусловие и пред­условие цикла. Инвариант цикла. Язык программирования. Основные правила языка про­граммирования Паскаль: структура программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл).

3. Разработка алгоритмов и программ.

Составление алгорит­мов и программ по управлению исполнителями Робот, Чере­пашка, Чертежник и др. Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на подза­дачи, понятие вспомогательного алгоритма. Вызов вспомога­тельных алгоритмов. Оператор присваивания. Понятие простой величины. Константы и переменные. Пе­ременная: имя и значение. Типы переменных: целые, веще­ственные, символьные, строковые, логические.

Представление о структурах данных. Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Список. Первый элемент, последний элемент, предыдущий элемент, следующий эле­мент. Вставка, удаление и замена элемента. Примеры задач обработки данных: нахождение минималь­ного и максимального числа из двух, трех, четырех данных чисел; нахождение всех корней заданного квадратного урав­нения; заполнение числового массива в соответствии с фор­мулой или путем ввода чисел; нахождение суммы элементов данной конечной числовой последовательности или массива; нахождение минимального (максимального) элемента масси­ва. Знакомство с алгоритмами решения этих задач. Реализа­ции этих алгоритмов в выбранной среде программирования. Знакомство с постановками более сложных задач об­работки данных и алгоритмами их решения: сортировка массива, выполнение поэлементных операций с массива­ми; нахождение наибольшего общего делителя (алгоритм Евклида). Понятие об этапах разработки программ: составление тре­бований к программе, выбор алгоритма и его реализация в виде программы на выбранном алгоритмическом языке, от­ладка программы с помощью выбранной системы програм­мирования, тестирование. Простейшие приемы диалоговой отладки программ (выбор точки останова, пошаговое вы­полнение, просмотр значений величин, отладочный вывод). Понятие документирования программ.

4. Анализ алгоритмов.

Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой памяти; их за­висимость от размера исходных данных. Примеры коротких программ, выполняющих много шагов по обработке небольшого объема данных; примеры коротких программ, выполня­ющих обработку большого объема данных. Определение возможных результатов работы алгоритма при данном множестве входных данных; определение воз­можных входных данных, приводящих к данному результа­ту. Примеры описания объектов и процессов с помощью на­бора числовых характеристик, а также зависимостей между этими характеристиками, выражаемыми с помощью фор­мул.

5. Робототехника.

Робототехника — наука о разработке и использовании автоматизированных технических систем. Автономные роботы и автоматизированные комплексы. Микроконтроллер. Сигнал. Обратная связь: получение сиг­налов от цифровых датчиков (касания, расстояния, света, звука и др. Примеры роботизированных систем (система управле­ния движением в транспортной системе, сварочная линия автозавода, автоматизированное управление отопления дома, автономная система управления транспортным средством и т. п.).

­

Запланировано проведение проектов по темам:


  1. Создание сайта «История информатики»

  2. Создание сайта «Фотоальбом»



















Календарно-тематическое планирование


Тема раздела, урока

Кол-во часов

Даты

8 а

8 б

8 в

1

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.

1

1.09

3.09

2.09

Математические основы информатики. 12 часов

2

Общие сведения о системах счисления.

1

8.09

10.09

9.09

3

Двоичная система счисления. Двоичная арифметика.

1

15.09

17.09

16.09

4

Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления.

1

22.09

24.09

23.09

5

Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q.

1

29.09

1.10

30.09

6

Представление целых чисел. Представление вещественных чисел.

1

6.10

8.10

7.10

7

Множества и операции с ними.

1

13.10

15.10

14.10

8

Элементы комбинаторики. Правила сложения и умножения.

1

20.10

22.10

21.10

9

Высказывание. Логические операции.

1

10.11

12.11

11.11

10

Построение таблиц истинности для ло­гических выражений.

1

17.11

19.11

18.11

11

Свойства логических операций.

1

21.11

26.11

25.11

12

Решение логических задач. Логические элементы.

1

24.11

3.12

28.11

13

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Проверочная работа № 1.

1

1.12

5.12

02.12

Алгоритмы и элементы программирования. Основы алгоритмизации. 10 часов

14

Алгоритмы и исполнители.

1

8.12

10.12

09.12

15

Способы записи алгоритмов. Объекты алгоритмов.

1

15.12

17.12

16.12

16

Объекты алгоритмов.

1

22.12

24.12

23.12

17

Алгоритмическая конструкция «следо­вание».

1

12.01

14.01

13.01

18

Алгоритмическая конструкция «вет­вление». Полная форма ветвления.

1

19.01

21.01

20.01

19

Сокращенная форма ветвления.

1

26.01

28.01

27.01

20

Алгоритмическая конструкция «по­вторение». Цикл с заданным условием продолжения работы.

1

2.02

4.02

03.02

21

Цикл с заданным условием окончания работы.

1

9.02

11.02

10.02

22

Цикл с заданным числом повторений.

1

16.02

18.02

17.02

23

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Алгоритмы и элементы программирования. Основы алгоритми­зации». Проверочная работа № 2.

1

27.02

25.02

24.02

Алгоритмы и элементы программирования. Начала программирования. 10 часов

24

Общие сведения о языке программиро­вания Паскаль.

1

2.03

4.03

03.03

25

Организация ввода и вывода данных.

1

9.03

11.03

10.03

26

Программирование линейных алгорит­мов.

1

16.03

18.03

17.03

27

Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор.

1

23.03

25.03

24.03

28

Составной оператор. Многообразие спо­собов записи ветвлений.

1

6.04

08.04

07.04

29

Программирование циклов с заданным условием продолжения работы.

1

13.04

15.04

14.04

30

Программирование циклов с заданным условием окончания работы.

1

20.04

22.04

21.04

31

Программирование циклов с заданным числом повторений.

1

27.04

29.04

28.04

32

Различные варианты программирова­ния циклического алгоритма.

1

8.05

13.05

12.05

33

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Алгоритмы и элементы программирования. Начала программи­рования». Проверочная работа № 3.

1

11.05

20.05

15.05

Итоговое повторение. 2 часа

34

Повторение за курс. Решение задач.

1

18.05

22.05

19.05

35

Основные понятия курса. Итоговое те­стирование.

1

25.05

27.05

26.05

ИТОГО:

35






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!