Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с
-Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9;
- Законом Курской области от 09.12. 2013 г. № 121- ЗКО «Закон об образовании в Курской области»;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования от 06.10.2009 № 373, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.02.2015г. № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 об утверждении СанПиН 2.4.2 2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа»;
-Уставом и локальными актами МБОУ «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа».
Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса МБОУ «Верхнемедведицкая средняя общеобразовательная школа» составлена на основе авторской программы по основам безопасности жизнедеятельности Латчук В.Н., Миронов С.К., Вангородский С.Н.
Цель :
формирование у подрастающего поколения россиян культуры безопасности жизнедеятельности в современном мире в соответствии с требованиями, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования
Задачи:
• формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
• формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
• воспитание антитеррористического поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Учебно-методический комплект:
ВангородскийС. Н., Кузнецов М. И., Латчук В. Н., Марков В. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учебник. — М.: Дрофа.2014
Латчук В. Н., Марков В. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: методическое пособие. — М.: Дрофа.
Латчук В. Н., Миронов С. К. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: тетрадь для оценки качества знаний. — М.: Дрофа.
В соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на изучение основ безопасности жизнедеятельности в 8 классе отводится 1 час в неделю , всего 35часов в год.
1.Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета Выпускник научиться:
характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для личности, общества и государства;
предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера;
классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера
классифицировать средства оказания первой помощи
характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства;
классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;
планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья;
адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению
оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;
адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья;
планировать распорядок дня с учетом нагрузок
использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;
усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;
творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.
безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
для жизни и здоровья, навыков безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях, использования средств индивидуальной и коллективной защиты
2.Содержание учебного предмета
Раздел 1.Основы безопасности,личности, общества и государства-27 часов
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация. Понятие об аварии, производственной и транспортной катастрофе, чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация и характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера по масштабу распространения и тяжести последствий. Типы чрезвычайных ситуаций техногенного характера, их классификация и характеристика (транспортные аварии, аварии с выбросом биологически опасных веществ, аварии на электроэнергетических и коммунальных системах, обрушения зданий и сооружений и др.).
Причины чрезвычайных ситуаций техногенного характера и защита от них. Понятие о потенциально опасном объекте. Основные причины аварий и катастроф техногенного характера. Обеспечение личной безопасности при чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Заблаговременные меры по предупреждению и защите от чрезвычайных ситуаций.
Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах. Наиболее распространенные причины пожаров и взрывов на промышленных предприятиях, транспорте, в складских помещениях. Понятие о пожаро- и взрывоопасных объектах. Виды аварий на пожаро- и взрывоопасных объектах.
Общие сведения о взрыве и пожаре. Понятие о взрыве. Характеристика взрывов, их причины и последствия. Зоны действия взрыва. Действие взрыва на здания, сооружения, оборудование, степени разрушения. Понятие о пожаре и горении. Условия для протекания процесса горения. Классификация веществ и материалов по группам возгораемости.
Классификация пожаров. Виды пожаров по внешним признакам горения и месту возникновения. Классификация пожаров по масштабам интенсивности и времени прибытия первых пожарных подразделений. Стадии развития пожара. Линейное и объемное распространение пожара.
Причины пожаров и взрывов, их последствия. Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях, на промышленных и взрывоопасных предприятиях. Основные причины взрывов в жилых домах и связанных с ними пожаров. Террористическая деятельность как причина взрыва. Последствия взрывов и пожаров на объектах экономики и в жилых зданиях.
Опасные факторы пожаров и поражающие факторы взрывов. Основные поражающие факторы пожара: открытый огонь и искры, повышенная температура окружающей среды, токсичные продукты горения и др. Вторичные факторы поражения пожара. Основные и вторичные поражающие факторы взрывов. Поражения людей при взрывах.
Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. Правила безопасного поведения при пожаре в здании, при опасной концентрации дыма и повышении температуры. Действия по спасению пострадавших из горящего здания, после взрыва. Правила безопасного поведения в случае взрыва. Действия по спасению из завала. Тушение на человеке одежды.
Пожары и паника. Понятие о панике. Опасность паники в чрезвычайных ситуациях. Механизм панического бегства, движение людей при вынужденной эвакуации. Правила безопасного поведения при панике во время пожара в общественном месте. Меры по предотвращению паники.
Виды аварий на химически опасных объектах. Понятие об опасном химическом веществе, химически опасном объекте, химической аварии. Классификация промышленных объектов, городов, городских и сельских районов, областей, краев и республик по степени химической опасности.
Аварийно химически опасные вещества и их поражающее действие на организм человека. Классификация опасности веществ по степени воздействия на организм человека. Понятие об аварийно химически опасном веществе. Наиболее распространенные аварийно химически опасные вещества (хлор, аммиак, фосген и др.), характеристика, воздействие на человека, меры по предотвращению отравления и оказанию первой помощи.
Причины и последствия аварий на химически опасных объектах. Причины химических аварий и их возможные последствия. Понятие об очаге химического поражения и зонах химического заражения. Характеристика зон химического поражения, их глубина и форма. Стойкость аварийно химически опасных веществ.
Защита населения от аварийно химически опасных веществ. Основные способы защиты населения от аварийно химически опасных веществ. Принципы работы системы оповещения. Использование средств индивидуальной защиты органов дыхания. Защитные свойства гражданских противогазов. Изготовление ватно-марлевой повязки. Укрытие людей в защитных сооружениях и последовательность герметизации помещений. Организация эвакуации населения.
Правила безопасного поведения при авариях с выбросом аварийно химически опасных веществ. Меры предосторожности, действия в случае оповещения об аварии и правила движения по зараженной местности. Правила безопасного поведения после выхода из зоны заражения. Действия при подозрении на поражение аварийно химически опасными веществами.
Радиация вокруг нас. Понятие об ионизирующем излучении и его влияние на человека. Виды ионизирующего излучения (альфа-, бета- и гамма-излучения) и их характеристика. Измерение дозы облучения. Естественные и искусственные источники ионизирующего излучения. Внешнее и внутреннее облучение человека. Дозы облучения от различных источников излучения.
Аварии на радиационно опасных объектах. Понятие о радиационно опасном объекте. Классификация аварий с выбросом радиоактивных веществ и их причины. Деление районов радиоактивного заражения на зоны. Четыре фазы аварии на радиационно опасном объекте и их характеристика.
Последствия радиационных аварий. Специфические свойства радиоактивных веществ. Понятие о периоде полураспада. Радиоактивное загрязнение местности. Виды радиационного воздействия на людей и животных и их последствия. Понятие о радиочувствительности органов человека, их классификация по этому признаку и установленные для них значения основных дозовых пределов. Определение допустимых доз облучения. Последствия однократного и многократного облучения. Допустимые значения заражения продуктов питания и воды.
Защита от радиационных аварий. Меры предосторожности, принимаемые проживающими вблизи от радиационно опасных объектов людьми. Действия в случае поступления сигнала об аварии на радиационно опасном объекте (подготовка к эвакуации, действия при отсутствии убежища и средств защиты). Режим поведения при проживании на загрязненной местности. Комплекс мер по защите населения: режим радиационной защиты, использование средств индивидуальной защиты, проведение йодной профилактики, радиометрический контроль продуктов питания.
Аварии на гидродинамически опасных объектах, их причины и последствия. Классификация гидродинамических аварий. Затопление как последствие гидродинамической аварии. Понятие о зоне затопления, зоне катастрофического затопления и их характеристика. Классификация гидродинамически опасных объектов, основные причины аварий на них. Поражающие факторы и последствия гидродинамических аварий.
Защита от гидродинамических аварий. Мероприятия по уменьшению последствий аварий на гидродинамически опасных объектах. Основные меры по защите населения. Правила безопасного поведения при авариях на гидродинамически опасных объектах.
Автомобильные аварии и катастрофы. Автомобильные аварии и катастрофы и их основные причины. Автомобиль как источник опасности на дороге. Безопасное поведение на дорогах.
Безопасное поведение на дорогах велосипедистов и водителей мопедов.Правила движения по проезжей части на велосипедах и мопедах. Сигналы поворота и торможения. Запрещенные для водителей велосипедов и мопедов действия на дороге.
Состояние природной среды и жизнедеятельность человека. Антропогенные изменения в природе: преднамеренные преобразования и попутные изменения. Формы воздействия человека на биосферу. Понятие о чрезвычайной ситуации экологического характера, их классификация. Источники загрязнения окружающей среды и их классификация. Понятие о токсичности. Экологические последствия хозяйственной деятельности человека.
Изменение состава атмосферы (воздушной среды). Функции воздушной среды. Зависимость климата от прозрачности атмосферы. Влияние хозяйственной деятельности человека на воздушную среду. Опасные явления, связанные с изменением состава атмосферы: парниковый эффект, разрушение озонового экрана, кислотные осадки. Основные источники загрязнения воздушной среды вредными веществами. Меры по улучшению ситуации.
Изменение состояния гидросферы (водной среды). Значение воды для жизни на Земле. Физико-химические свойства питьевой воды. Причины ухудшения качества пресных природных вод. Понятие о сточных водах. Классификация и характеристика сточных вод. Отрицательная динамика состояния питьевой воды.
Изменение состояния суши (почвы). Функции и значение почвы. Основные причины сокращения сельскохозяйственных угодий. Причины опасного влияния почвы на здоровье человека. Опасность, исходящая из почвенных покровов в связи с широким применением пестицидов. Деградация почвы и ее причины. Классификация отходов и их влияние на загрязнение почвы.
Нормативы предельно допустимых воздействий на природу. Понятие о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве. Нормы качества воздуха, воды и почвы. Правила поведения для уменьшения влияния на здоровье вредных экологических факторов.
Раздел 2: Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи -5 часов
Первая помощь при массовых поражениях. Основные факторы поражения людей при чрезвычайных ситуациях. Главная задача и основная цель первой помощи. Мероприятия первой помощи при массовых поражениях.
Первая помощь при поражении аварийно химически опасными веществами. Воздействие химических веществ на организм человека. Пути попадания ядовитых веществ в организм человека: через органы дыхания, через желудочно-кишечный тракт, через кожу. Наиболее характерные и общие признаки химического отравления. Общие правила оказания первой помощи при поражении аварийно химически опасными веществами: удушающего действия; общеядовитого действия; удушающего и общеядовитого действия; нейротропного действия; удушающего и нейротропного действия. Первая помощь при поражении метаболическими ядами; при отравлении соединениями тяжелых металлов и мышьяка; при ожогах химическими веществами.
Первая помощь при бытовых отравлениях. Признаки отравления средствами бытовой химии (инсектицидами, уксусной эссенцией, перекисью водорода и др.) и оказание первой помощи. Причины, последствия и признаки отравления минеральными
Раздел 3: Основы здорового образа жизни-3 часа
Физическая культура и закаливание. Влияние физических упражнений на развитие растущего организма. Развитие необходимых физических качеств. Составляющие хорошей физической формы. Пути развития сердечно-дыхательной выносливости, мышечной силы, гибкости и скоростных качеств. Понятие о закаливании. Роль закаливания в профилактике простудных заболеваний. Принципы закаливания. Факторы окружающей среды, применяемые для закаливания организма: воздушные и солнечные ванны, закаливание водой.
Семья в современном обществе. Роль и задачи семьи в современном обществе. Создание семьи путем заключения брака. Понятие о законном браке. Права и обязанности супругов. Пути достижения взаимопонимания в семье
Практические работы:
1. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах;
2. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом аварийно химически опасных веществ;
3. Правила безопасного поведения при радиационных авариях;
4. Правила поведения при гидродинамических авариях;
3.Тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема | Количество часов | Вводимые понятия |
Пред. | Факт. |
Раздел 1: Основы безопасности личности, общества и государства- 27 часов | |
1 | | | Чрезвычайные ситуации техногенного характера . Классификация ЧС техногенного характера | 1 | Авария, катастрофа, |
2 | | | Причины чрезвычайныхситуаций техногенного характера | 1 | Причины и последствия аварий и катастроф |
3 | | | Аварии на пожаро- и взрывоопасных объектах | 1 | Пожар, взрыв, классификация пожаров и взрывов, условия возникновения |
4 | | | Общие сведения о взрыве, пожаре | 1 | Пожар, взрыв |
5 | | | Классификация пожаров | 1 | Классификация пожаров и взрывов, условия возникновения |
6 | | | Причины пожаров и взрывов и их последствия | 1 | Причины возникновения пожаров и взрывов, поражающие факторы |
7 | | | Опасные факторы пожаров и в поражающие факторы взрывов | 1 | Факторы пожаров и взрывов |
8 | | | Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах | 1 | Средства пожаротушения, эвакуация при пожаре, поведение в завале |
9 | | | Пожары и паника | 1 | Паника. |
10 | | | Виды аварий на химически опасных объектах | | ОХВ, ХОО, химическая авария, виды |
11 | | | Аварийно химические опасные вещества и их поражающее действие на организм человека | 1 | Виды ХОВ и АХОВ, ПДК |
12 | | | Причины и последствия аварий на химически опасных объектах | 1 | Очаг ХЗ, зоны ХЗ, причины аварий на ХОО |
13 | | | Защита населения от аварийно химически опасных веществ | 1 | СИЗ, убежища. Правила поведения в убежище |
14 | | | Правила безопасного поведения при авариях с выбросом АХОВ | 1 | Правила поведения при ХА в школе, фильтрующий противогаз ГП-5, правила использования ОЗК и костюма Л-1 |
15 | | | Радиация вокруг нас | 1 | Ионизирующее излучение, источники излучения, виды облучений |
16 | | | Аварии на радиационно опасных объектах | 1 | РОО, Виды аварий на РОО, очаг поражения при аварии на РОО |
17 | | | Последствия радиационных аварий | 1 | Внешнее и внутреннее облучение |
18 | | | Защита от радиационных аварий | 1 | Меры по защите населения |
19 | | | Аварии на гидродинамически опасных объектах их причины и последствия | 1 | ГДО, ГДА, виды ГДА, зоны, причины затопления. |
20 | | | Защита от гидродинамических аварий | 1 | Защита аварий на ГДО |
21 | | | Автомобильные аварии и катастрофы | 1 | Автомобильные аварии и катастрофы |
22 | | | Безопасное поведение на дорогах велосипедистов и водителей мопедов | 1 | Безопасное поведение на дорогах велосипедистов и водителей мопедов |
23 | | | Состояние природной среды и жизнедеятельность человека | 1 | Виды преобразований в природной среде, ПДК, виды загрязнений |
24 | | | Изменение состава атмосферы(воздушной среды) | 1 | Парниковый эффект, кислотные дожди, вредные выбросы |
25 | | | Изменение состояния гидросферы (водной среды) | 1 | Сточные воды |
26 | | | Изменения состояния суши (почвы) | 1 | Деградация почвы, эрозия, виды отходов |
27 | | | Нормативы предельно допустимых воздействий на природу. | 1 | ПДК, нормы качества воды и почвы |
Раздел 2. «Основы медицинских знаний-5 часов | 1 | |
28 | | | Первая помощь при массовых поражениях | 1 | Виды АХОВ нейротропного действия, способы попадания в организм, принципы оказания ПМП |
29 | | | Первая помощь при поражении аварийно химически опасными веществами | 1 | Мышьяк, его действие на организм человека, принципы оказания ПМП |
30 | | | Отравление АХОВ удушающего действия | 1 | Хлор |
31 | | | Первая помощь при поражении аварийно химически опасными веществами удушающего и общеядовитого действия | 1 | Синильная кислота, оказания ПМП Отравление сероводородом |
32 | | | Первая помощь при бытовых отравлениях | 1 | ПМП при отравлении инсектицидами, уксусом, нашатырным спиртом |
Раздел 3: Основы здорового образа жизни-3 часа | 1 | |
33 | | | Физическая культура и закаливание | 1 | Двигательные качества человека и их развитие, значение двигательной активности для укрепления здоровья, виды и принципы закаливания подростка |
34 | | | Значение семьи в современном обществе | 1 | Значение семьи в современном обществе |
35 | | | Итоговое контрольное тестирование | 1 | |
17