СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 8 классы 2018-2019

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 8 классы 2018-2019»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по предмету «Технология» разработана  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения, Методического пособия «Технология. Технологические карты»: 8 класс/ авторы А.Т.Тищенко.- М.: Вентана-Граф, 2018, учебника Технология: 8 класс/ авторы В.Д. Симоненко, А.А. Электов, Б.А. Гончаров.-М.: Вентана-Граф, 2019.

Учебный предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет обучающимся возможность войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, называемой техносферой и являющейся главной составляющей окружающей человека действительности.


Цели, задачи изучения учебного предмета

Основными целями изучения учебного предмета «Техноло­гия» в системе основного общего образования являются:

  • развитие инновационной творческой деятельности обучаю­щихся в процессе решения прикладных учебных задач;

  • активное использование знаний, полученных при изуче­нии других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;

  • совершенствование умений осуществлять учебно-исследо­вательскую и проектную деятельность;

  • формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;

  • формирование способности придавать экологическую на­правленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.

  • формирование представлений о составляющих техносфе­ры, современном производстве и распространённых в нём технологиях;

  • освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности;

  • формирование представлений о технологической культу­ре производства, развитие культуры труда подрастающего поколения на основе включения обучающихся в разнообраз­ные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;

  • овладение необходимыми в повседневной жизни базовы­ми (безопасными) приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными ви­дами бытовой техники;

  • овладение общетрудовыми и специальными умениями, не­обходимыми для проектирования и создания продуктов тру­да, ведения домашнего хозяйства;

  • развитие у обучающихся познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, интеллектуальных,

  • творческих, коммуникативных и организатор­ских способностей;

  • формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности;

  • воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремлённости, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отноше­ния к людям различных профессий и результатам их труда; воспитание гражданских и патриотических качеств лич­ности;

  • профессиональное самоопределение школьников в усло­виях рынка труда, формирование гуманистически и праг­матически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.

Цели технологического образования определяют его задачи:

  • поддерживать интерес к технологии, сложившийся в начальной школе, формировать практические навыки и умения;

  • обеспечивать всестороннее развитие школьника;

  • сохранять и обогащать опыт разных видов трудовой деятельности;

  • обеспечивать осмысление технической литературы, учить приобретать и систематизировать знания о технологиях;

  • обеспечивать освоение основных теоретических понятий как одно из условий полноценного восприятия материала;

  • развивать творческую самостоятельную деятельность.


Авторская программа рассчитана на 34 ч. (в неделю-1час). Данная рабочая программа составлена на 34 часа.

Формы организации учебного процесса: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая. Формы текущего контроля знаний и умений обучающихся: устный опрос, лабораторно-практические работы, тестирование, защита проектов.


Общая характеристика учебного предмета технология

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и соци­альной среды.

На основе данной программы в образовательном учреждении допускается построение комбинированной программы при раз­личном сочетании разделов и тем указанных выше направлений с сохранением объёма времени, отводимого на их изучение.

Независимо от изучаемых технологий содержание програм­мы предусматривает освоение материала по следующим сквоз­ным образовательным линиям:

  • культура, эргономика и эстетика труда;

  • получение, обработка, хранение и использование техни­ческой и технологической информации;

  • основы черчения, графики и дизайна;

  • элементы домашней и прикладной экономики, предпри­нимательства;

  • знакомство с миром профессий, выбор обучающимися жизненных, профессиональных планов;

  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;

  • творческая, проектно-исследовательская деятельность;

  • технологическая культура производства;

  • история, перспективы и социальные последствия разви­тия техники и технологии;

  • распространённые технологии современного производ­ства.

В результате изучения технологии обучающиеся ознакомятся:

  • с ролью технологий в развитии человечества, механиза­цией труда, технологической культурой производства;

  • функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий, себестоимостью продукции, экономией сырья, энергии, труда;

  • элементами домашней экономики, бюджетом семьи, пред­принимательской деятельностью, рекламой, ценой, доходом, прибылью, налогом;

  • экологическими требованиями к технологиям, социаль­ными последствиями применения технологий;

  • производительностью труда, реализацией продукции;

  • устройством, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производст­ва (инструментов, механизмов, приспособлений, приборов, аппаратов, станков, машин);

  • предметами потребления, материальным изделием или не­материальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;

  • методами обеспечения безопасности труда, культурой тру­да, этикой общения на производстве;

  • информационными технологиями в производстве и сфе­ре услуг, перспективными технологиями; овладеют:

  • основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии, информационной преобразующей, творческой деятельности;

  • умением распознавать и оценивать свойства конструкцион­ных, текстильных и поделочных материалов;

  • умением выбирать инструменты, приспособления и обору­дование для выполнения работ, находить необходимую ин­формацию в различных источниках, в том числе с использо­ванием компьютера;

  • навыками чтения и составления конструкторской и техно­логической документации, измерения параметров техноло­гического процесса и продукта труда; выбора, проектирова­ния, конструирования, моделирования объекта труда и тех­нологии с использованием компьютера;

  • навыками подготовки, организации и планирования тру­довой деятельности на рабочем месте с учётом имеющихся ресурсов и условий, соблюдения культуры труда;

  • навыками организации рабочего места с соблюдением тре­бований безопасности труда и правил пользования инстру­ментами, приспособлениями, оборудованием;

  • навыками выполнения технологических операций с исполь­зованием ручных инструментов, приспособлений, машин, оборудования;

  • умением разрабатывать учебный творческий проект, изго­товлять изделия или получать продукты с использованием освоенных технологий;

■ умением соотносить личные потребности с требования­ми, предъявляемыми различными массовыми профессиями к личным качествам человека.

Исходя из необходимости учёта потребностей личности обучающегося, его семьи и общества, достижений педагогиче­ской науки, учитель может подготовить дополнительный автор­ский учебный материал, который должен отбираться с учётом следующих положений:


  • распространённость изучаемых технологий и орудий тру­да в сфере производства, домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;

  • возможность освоения содержания курса на основе вклю­чения обучающихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность;

  • выбор объектов созидательной и преобразующей деятель­ности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

  • возможность реализации общетрудовой и практической направленности обучения, наглядного представления мето­дов и средств осуществления технологических процессов;

  • возможность познавательного, интеллектуального, творче­ского, духовно-нравственного, эстетического и физического развития обучающихся. Все разделы программы содержат основные теоретические сведения и лабораторно-практические и практические работы. При этом предполагается, что перед выполнением практиче­ских работ школьники должны освоить необходимый минимум теоретического материала. Основная форма обучения — учеб­но-практическая деятельность. Приоритетными методами явля­ются упражнения, лабораторно-практические и практические работы.

Программой предусмотрено выполнение обучающимися в каждом учебном году творческого проекта. Соответствующая тема по учебному плану программы предлагается в конце каждо­го года обучения. Однако методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, про­ектной деятельности с начала учебного года.

При организации творческой, проектной деятельности обу­чающихся необходимо акцентировать их внимание на потреби­тельском назначении и стоимости продукта труда — изделия, ко­торое они выбирают в качестве объекта проектирования и изго­товления. Учитель должен помочь школьникам выбрать такой объект для творческого проектирования (в соответствии с имею­щимися возможностями), который обеспечил бы охват максимума рекомендуемых в программе для освоения технологических операций. При этом необходимо, чтобы объект был посильным для школьников соответствующего возраста.

Для более глубокого освоения предмета «Технология» сле­дует организовать для учащихся летнюю технологическую прак­тику за счёт времени из компонента образовательного учрежде­ния. В период практики учащиеся под руководством учителя могут выполнять посильный ремонт учебных приборов и нагляд­ных пособий, классного оборудования, школьных помещений, санитарно-технических коммуникаций и др.

Обучение технологии предполагает широкое использова­ние межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчётных операций и графических построений; с химией при изучении свойств конструкционных и текстиль­ных материалов, пищевых продуктов; с физикой при изучении механических характеристик материалов, устройства и принци­пов работы машин, механизмов приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при изучении техноло­гий художественно-прикладной обработки материалов. При этом возможно проведение интегрированных занятий в рамках отдель­ных разделов.

Содержание учебного материала

Тема раздела программы, количество отводимых учебных часов

Основное содержание
материала темы

Характеристики основных видов
деятельности учащихся

Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (6 ч)

Способы выявления потребностей семьи. Технология построения семейного бюджета (2 ч)


Источники семейных доходов и бюджет семьи. Минимальные и оптимальные потребности. Потребительская корзина одного члена семьи и всех членов семьи. Технология построения семейного бюджета. Доходы и расходы семьи. Рациональное планирование расходов на основе актуальных потребностей семьи

Оценивать имеющиеся и возможные источники доходов семьи. Анализировать потребности членов семьи. Планировать недельные, месячные и годовые расходы семьи с учетом ее состава. Анализировать цены на рынке товаров и услуг в целях минимизации расходов в бюджете семьи

Технология совершения покупок. Технология ведения бизнеса (2 ч)

Технология совершения покупок. Потребительские качества товаров и услуг. Правила поведения при совершении покупки. Способы защиты прав потребителей. Технология ведения бизнеса. Оценка возможностей предпринимательской деятельности для пополнения семейного бюджета. Выбор возможного объекта или услуги для предпринимательской деятельности на основе анализа потребностей местного населения и рынка потребительских товаров

Анализировать качество и потребительские свойства товаров. Выбирать способ совершения покупок. Знакомиться с отдельными положениями законодательства по правам потребителей. Планировать возможную индивидуальную трудовую деятельность с примерной оценкой доходности

Инженерные коммуникации в доме (1 ч)

Характеристика основных элементов систем энергоснабжения, теплоснабжения, водопровода и канализации в городском и сельском (дачном) домах. Правила их эксплуатации. Газоснабжение, электроснабжение, кондиционирование и вентиляция, информационные коммуникации. Система безопасности жилища. Мусоропроводы и мусоросборники

Разбираться в видах инженерных коммуникаций. Выполнять поиск информации в Интернете о различных способах обогрева домов и уменьшения тепловых потерь. Знакомиться с принципами приточно-вытяжной естественной вентиляции в помещении. Знакомиться с системами фильтрации воды

Технологии водоснабжения и канализации (1 ч)

Водопровод. Устройство водопроводных кранов, вентилей и смесителей. Современные системы фильтрации воды. Канализация. Устройство сифонов, сливных бачков различных типов. Утилизация сточных вод системы водоснабжения и канализации. Экологические проблемы, связанные с их утилизацией. Приемы работы с инструментами и приспособлениями для санитарно-технических работ. Профессии, связанные с выполнением санитарно-технических работ

Знакомиться со схемой системы водоснабжения и канализации в школе и дома. Знакомиться с конструкцией типового смывного бочка.

Раздел «Социальные технологии» (1 ч)

Специфика социальных технологий. Технологии работы с общественным мнением. Социальные сети как технология

Сферы применения социальных технологий. Социальная работа, ее цели. Виды социальной работы с конкретными группами населения. Технологии работы с общественным мнением. Социальные сети как технология. Элементы негативного влияния социальной сети на человека. Средства массовой информации (коммуникации) СМИ (СМК). Технологии в сфере средств массовой информации. Элементы отрицательного воздействия СМИ на мнения и поведение людей. Информационная война

Объяснять специфику социальных технологий. Распознавать цели социальной работы. Осуществлять поиск людей, относящихся к социально незащищенной группе (пожилых людей, инвалидов и др.) и принимать участие в оказании им посильной помощи. Перечислять технологии работы с общественным мнением. Распознавать элементы негативного влияния социальной сети на людей. Самостоятельно осуществлять мониторинг (исследование) СМИ и ресурсов Интернета по вопросам формирования, продвижения и внедрения новой технологии, обслуживающей ту или иную группу потребностей. Сохранять информацию в форме описания, схем, фотографий и др.

Раздел «Закономерности технологического развития цивилизации» (1 ч)

Управление в современном производстве. Трансфер технологий. Роль метрологии в современном производстве (1 ч)

Технологическое развитие цивилизации. Цикличность развития. Виды инноваций. Управление современным производством. Трансфер технологий. Метрология. Принципы стандартизации. Сертификация продукции

Объяснять закономерности технологического развития цивилизации. Объяснять роль метрологии в современном производстве. Называть виды документов в области стандартизации. Осуществлять поиск, извлечение, структурирование и обработку информации о перспективах развития современных производств в регионе проживания

Раздел «Технологии в энергетике» (12 ч)

Производство, преобразование, распределение, накопление и передача энергии как технология (2 ч)

Производство, преобразование, распределение, накопление и передача энергии как технология. Использование энергии: механической, электрической, тепловой, гидравлической. Машины для преобразования энергии. Устройства для передачи энергии. Потеря энергии. Последствия потери энергии для экономики и экологии. Пути сокращения потерь энергии. Альтернативные источники энергии

Характеризовать актуальные и перспективные технологии в области энергетики, профессии в сфере энергетики, энергетику региона проживания. Называть технологические системы, преобразующие энергию в вид, необходимый потребителю

Электрический ток и его использование. Электрические цепи (1 ч)

Общее понятие об электрическом токе, о силе тока, напряжении и сопротивлении. Виды источников тока и приемников электрической энергии. Условные графические изображения на электрических схемах. Понятие об электрической цепи, ее принципиальной и монтажной схемах

Знакомиться с источниками электрической энергии. Различать проводники электрического тока и диэлектрики. Называть приемники или потребители электрической энергии. Различать принципиальную и монтажную электрические схемы. Изучать условные обозначения некоторых элементов электрических цепей. Читать простые электрические схемы

Потребители и источники электроэнергии. Электроизмерительные приборы (1 ч)

Параметры потребителей и источников электроэнергии. Устройства защиты электрических цепей. Электроизмерительные приборы

Различать параметры потребителей и источников электроэнергии: электрическое сопротивление, напряжение, мощность. Знакомиться с устройствами, предназначенными для защиты электрических цепей. Знакомиться с электроизмерительными приборами

Технология выполнения электромонтажных работ (2 ч)

Инструменты для электромонтажных работ. Приемы монтажа и соединений установочных проводов и установочных изделий. Правила безопасной работы с электроустановками и при выполнении электромонтажных работ

Различать электромонтажные инструменты и выполнять упражнения по их использованию. Выполнять сборку электрических цепей из деталей конструктора с гальваническим источником тока. Исследовать работу цепи при различных вариантах ее сборки.

Соединение электрических проводов. Монтаж электрической цепи (2 ч)

Типы электрических проводов. Приемы соединения проводов сращиванием, оконцеванием и пайкой. Профессии, связанные с выполнением электромонтажных и наладочных работ

Изучать правила электробезопасности. Выполнять электромонтажные работы. Выполнять упражнения по оконцеванию, сращиванию и пайке проводов

Электроосветительные приборы (2 ч)

Электроосветительные приборы. Лампы накаливания. Люминисцентное и неоновое освещение. Светодиодные источники света

Знакомиться с устройством и областью применения электрических ламп различного типа. Проводить электрический аудит школы

Бытовые электронагревательные приборы. Цифровые приборы (2 ч)

Бытовые электронагревательные приборы. Электронагревательные элементы открытого и закрытого типа, ТЭНы. Биметаллический терморегулятор. Правила безопасной эксплуатации бытовых электроприборов. Цифровые приборы, их типы, область применения

Различать электронагревательные элементы различного типа. Изучать правила безопасной эксплуатации бытовых электроприборов. Выполнять сборку и испытания термореле – модели пожарной сигнализации. Разбираться в различии цифровой и аналоговой техники

Раздел «Технологии в области электроники» (1 ч)

Нанотехнологии. Электроника. Фотоника

Нанотехнологии: новые принципы получения материалов и продуктов с заданными свойствами. Наноматериалы, область их применения. Электроника, ее возникновение и развитие. Области применения электроники. Цифровая электроника, микроэлектроника. Фотоника. Передача сигналов по оптическим волокнам. Области применения фотоники. Перспективы создания квантовых компьютеров

Знакомиться с нанотехнологиями. Называть наиболее известные наноматериалы. Назвать и характеризовать технологии в области электроники, тенденции их развития. Выполнять поиск в Интернете информации об областях применения фотоники, сохранять информацию в форме описания, схем, фотографий и др.

Раздел «Медицинские технологии» (1 ч)

Актуальные и перспективные медицинские технологии. Генетика и генная инженерия (1 ч)

Применение современных технологий в медицине. Медицинские приборы и оборудование. Телемедицина. Роботизированнная хирургия. Медицинские профессии. Понятие о генетике и генной инженерии. Цель прикладной генетической инженерии. Генная терапия человека. Генетическое тестирование. Персонализированная медицина

Знакомиться с актуальными и перспективными технологиями. Находить информатизацию о здравоохранении региона. Изучать потребность в медицинских кадрах в регионе. Знакомиться с генетикой и генной инженерией. Осуществлять поиск информации в Интернете о современных медицинских технологиях, сохранять информацию в форме описания, схем, фотографий и др.

Раздел «Современное производство и профессиональное самоопределение» (8 ч)

Профессиональное образование (2 ч)

Профессиональное образование. Пути получения профессии. Ситуация выбора профессии. Алгоритм выбора профессии. Классификация профессий. Профессиограмма и психограмма профессии

Знакомиться с системой профессиональной подготовки кадров. Анализировать факторы, влияющие на выбор профессии. Различать классификацию профессий. Составлять профессиограмму

Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение (2 ч)

Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение. Самосознание и самооценка. Профессиональные интересы, склонности и способности

Понимать взаимосвязь самосознания и самооценки. Разбираться в понятиях «профессиональный интерес», «склонность», «способность». Определять уровень своей самооценки. Определять свои склонности (по дифференциально-диагностическому опроснику)

Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении. Психические процессы, важные для самоопределения (2 ч)

Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении. Типы темперамента. Взаимоотношения личности с окружающим миром и собой. Психические процессы, важные для самоопределения. Ощущение и восприятие, представление, воображение, память, внимание, мышление

Различать четыре типа темперамента (по Гиппократу). Перечислять типы взаимоотношений личности с окружающим миром и собой. Знакомиться с видами ощущений и их характеристиками. Различать виды представлений человека. Знакомиться с некоторыми видами памяти в профессиональной деятельности. Изучать характеристики видов внимания и соответствующие им профессии

Мотивы выбора профессии (2 ч)

Мотивы выбора профессии. Профессиональные и жизненные планы. Профессиональная пригодность. Здоровье и выбор профессии. Профессиональная проба. Примерные профили обучения старшеклассников и сферы профессиональной деятельности

Разбираться в мотивах выбора профессии. Знакомиться с путями формирования профессиональной пригодности. Выполнять анализ мотивов своего профессионального выбора. Участвовать в профессиональных пробах

Раздел «Технологии исследовательской и творческой деятельности» (4 ч)

Творческие проекты. Изготовление изделий (4 ч)

Проектирование как сфера профессиональной деятельности. Последовательность проектирования. Технические и технологические задачи при проектировании изделия, возможные пути их решения. Цена изделия как товара. Правила безопасного труда при выполнении творческих проектов. Реализация этапов выполнения творческого проекта. Критерии оценки проекта. Защита и презентация проекта

Выполнять творческий проект. Находить необходимую информацию с использованием сети Интернет. Выполнять необходимую графическую документацию (рисунки, эскизы, чертежи, плакаты и др.). Составлять технологические карты с помощью компьютера. Изготавливать материальные объекты (изделия), контролировать их качество. Рассчитывать затраты на выполнение и реализацию проекта. Разрабатывать варианты рекламы. Подготавливать пояснительную записку. Оформлять проектные материалы. Проводить презентацию проекта












Календарно-тематическое планирование

учебного предмета «технология»

(1 ч в неделю; 35 учебных недель)

8«А» класс


Номер урока

Тема урока

По плану

По факту

Примечание

Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (6 часов)

Тема «Технология построения семейного бюджета» (4 часа)

1.

Способы выявления потребностей семьи. Технология построения семейного бюджета

03.09



2.

Способы выявления потребностей семьи. Технология построения семейного бюджета

10.09



3.

Технология совершения покупок. Технология ведения бизнеса

17.09



4.

Технология совершения покупок. Технология ведения бизнеса

24.09



Тема «Технологии функционирования инженерных коммуникаций в доме» (2 часа)

5.

Инженерные коммуникации в доме

01.10



6.

Технологии водоснабжения и канализации

08.10



Раздел «Социальные технологии» (1 час)

Темы «Специфика социальных технологий», «Технологии работы с общественным мнением. Социальные сети как технология»

7.

Специфика социальных технологий. Технологии работы с общественным мнением. Социальные сети как технология

15.10



Раздел «Закономерности технологического развития цивилизации» (1 час)

Тема «Управление в современном производстве. Трансфер технологий. Роль метрологии в современном производстве» (1 час)

8.

Управление в современном производстве. Трансфер технологий. Роль метрологии в современном производстве

22.10



Раздел «Технологии в энергетике» (12 часов)

Тема «Производство, преобразование, распределение, накопление и передача энергии как технология» (2 часа)

9.

Производство, преобразование, распределение, накопление и передача энергии как технология

12.11



10.

Производство, преобразование, распределение, накопление и передача энергии как технология

19.11



Тема «Электротехника. Электромонтажные и сборочные технологии» (6 часов)

11.

Электрический ток и его использование. Электрические цепи

26.11



12.

Потребители и источники электроэнергии. Электроизмерительные приборы

03.12



13.

Технология выполнения электромонтажных работ

10.12



14.

Технология выполнения электромонтажных работ

17.12



15.

Соединение электрических проводов. Монтаж электрической цепи

24.12



16.

Соединение электрических проводов. Монтаж электрической цепи

14.01



Тема «Электротехнические устройства и бытовые приборы» (4 часа)

17.

Электроосветительные приборы

21.01



18.

Электроосветительные приборы

28.01



19.

Бытовые электронагревательные приборы. Цифровые приборы

04.02



20.

Бытовые электронагревательные приборы. Цифровые приборы

11.02



Раздел «Технологии в области электроники» (1 час)

Тема «Нанотехнологии. Электроника. Фотоника» (1 час)

21.

Нанотехнологии. Электроника. Фотоника

18.02



Раздел «Медицинские технологии» (1 час)

Тема «Актуальные и перспективные медицинские технологии. Генетика и генная инженерия» (1 час)

22

Актуальные и перспективные медицинские технологии. Генетика и генная инженерия

25.02



Раздел «Современное производство и профессиональное самоопределение» (8 часов)

23.

Профессиональное образование

04.03



24.

Профессиональное образование

11.03



25.

Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение

18.03



26.

Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение

01.04



27.

Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении. Психические процессы, важные для самоопределения

08.04



28.

Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении. Психические процессы, важные для самоопределения

15.04



29.

Мотивы выбора профессии

22.04



30.

Мотивы выбора профессии

29.04



Раздел «Технологии исследовательской и творческой деятельности» (4 часа)

Тема «Исследовательская и созидательная деятельность» (4 часа)

31.

Творческие проекты. Изготовление изделий

06.05



32.

Творческие проекты. Изготовление изделий

13.05



33.

Творческие проекты. Изготовление изделий

20.05



34.

Творческие проекты. Изготовление изделий

27.05






Календарно-тематическое планирование

учебного предмета «технология»

(1 ч в неделю; 35 учебных недель)

8«Б» класс


Номер урока

Тема урока

По плану

По факту

Примечание

Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (6 часов)

Тема «Технология построения семейного бюджета» (4 часа)

1.

Способы выявления потребностей семьи. Технология построения семейного бюджета

03.09



2.

Способы выявления потребностей семьи. Технология построения семейного бюджета

10.09



3.

Технология совершения покупок. Технология ведения бизнеса

17.09



4.

Технология совершения покупок. Технология ведения бизнеса

24.09



Тема «Технологии функционирования инженерных коммуникаций в доме» (2 часа)

5.

Инженерные коммуникации в доме

01.10



6.

Технологии водоснабжения и канализации

08.10



Раздел «Социальные технологии» (1 час)

Темы «Специфика социальных технологий», «Технологии работы с общественным мнением. Социальные сети как технология»

7.

Специфика социальных технологий. Технологии работы с общественным мнением. Социальные сети как технология

15.10



Раздел «Закономерности технологического развития цивилизации» (1 час)

Тема «Управление в современном производстве. Трансфер технологий. Роль метрологии в современном производстве» (1 час)

8.

Управление в современном производстве. Трансфер технологий. Роль метрологии в современном производстве

22.10



Раздел «Технологии в энергетике» (12 часов)

Тема «Производство, преобразование, распределение, накопление и передача энергии как технология» (2 часа)

9.

Производство, преобразование, распределение, накопление и передача энергии как технология

12.11



10.

Производство, преобразование, распределение, накопление и передача энергии как технология

19.11



Тема «Электротехника. Электромонтажные и сборочные технологии» (6 часов)

11.

Электрический ток и его использование. Электрические цепи

26.11



12.

Потребители и источники электроэнергии. Электроизмерительные приборы

03.12



13.

Технология выполнения электромонтажных работ

10.12



14.

Технология выполнения электромонтажных работ

17.12



15.

Соединение электрических проводов. Монтаж электрической цепи

24.12



16.

Соединение электрических проводов. Монтаж электрической цепи

14.01



Тема «Электротехнические устройства и бытовые приборы» (4 часа)

17.

Электроосветительные приборы

21.01



18.

Электроосветительные приборы

28.01



19.

Бытовые электронагревательные приборы. Цифровые приборы

04.02



20.

Бытовые электронагревательные приборы. Цифровые приборы

11.02



Раздел «Технологии в области электроники» (1 час)

Тема «Нанотехнологии. Электроника. Фотоника» (1 час)

21.

Нанотехнологии. Электроника. Фотоника

18.02



Раздел «Медицинские технологии» (1 час)

Тема «Актуальные и перспективные медицинские технологии. Генетика и генная инженерия» (1 час)

22

Актуальные и перспективные медицинские технологии. Генетика и генная инженерия

25.02



Раздел «Современное производство и профессиональное самоопределение» (8 часов)

23.

Профессиональное образование

04.03



24.

Профессиональное образование

11.03



25.

Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение

18.03



26.

Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение

01.04



27.

Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении. Психические процессы, важные для самоопределения

08.04



28.

Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении. Психические процессы, важные для самоопределения

15.04



29.

Мотивы выбора профессии

22.04



30.

Мотивы выбора профессии

29.04



Раздел «Технологии исследовательской и творческой деятельности» (4 часа)

Тема «Исследовательская и созидательная деятельность» (4 часа)

31.

Творческие проекты. Изготовление изделий

06.05



32.

Творческие проекты. Изготовление изделий

13.05



33.

Творческие проекты. Изготовление изделий

20.05



34.

Творческие проекты. Изготовление изделий

27.05







Календарно-тематическое планирование

учебного предмета «технология»

(1 ч в неделю; 35 учебных недель)

8«В» класс


Номер урока

Тема урока

По плану

По факту

Примечание

Раздел «Технологии домашнего хозяйства» (6 часов)

Тема «Технология построения семейного бюджета» (4 часа)

1.

Способы выявления потребностей семьи. Технология построения семейного бюджета

03.09



2.

Способы выявления потребностей семьи. Технология построения семейного бюджета

10.09



3.

Технология совершения покупок. Технология ведения бизнеса

17.09



4.

Технология совершения покупок. Технология ведения бизнеса

24.09



Тема «Технологии функционирования инженерных коммуникаций в доме» (2 часа)

5.

Инженерные коммуникации в доме

01.10



6.

Технологии водоснабжения и канализации

08.10



Раздел «Социальные технологии» (1 час)

Темы «Специфика социальных технологий», «Технологии работы с общественным мнением. Социальные сети как технология»

7.

Специфика социальных технологий. Технологии работы с общественным мнением. Социальные сети как технология

15.10



Раздел «Закономерности технологического развития цивилизации» (1 час)

Тема «Управление в современном производстве. Трансфер технологий. Роль метрологии в современном производстве» (1 час)

8.

Управление в современном производстве. Трансфер технологий. Роль метрологии в современном производстве

22.10



Раздел «Технологии в энергетике» (12 часов)

Тема «Производство, преобразование, распределение, накопление и передача энергии как технология» (2 часа)

9.

Производство, преобразование, распределение, накопление и передача энергии как технология

12.11



10.

Производство, преобразование, распределение, накопление и передача энергии как технология

19.11



Тема «Электротехника. Электромонтажные и сборочные технологии» (6 часов)

11.

Электрический ток и его использование. Электрические цепи

26.11



12.

Потребители и источники электроэнергии. Электроизмерительные приборы

03.12



13.

Технология выполнения электромонтажных работ

10.12



14.

Технология выполнения электромонтажных работ

17.12



15.

Соединение электрических проводов. Монтаж электрической цепи

24.12



16.

Соединение электрических проводов. Монтаж электрической цепи

14.01



Тема «Электротехнические устройства и бытовые приборы» (4 часа)

17.

Электроосветительные приборы

21.01



18.

Электроосветительные приборы

28.01



19.

Бытовые электронагревательные приборы. Цифровые приборы

04.02



20.

Бытовые электронагревательные приборы. Цифровые приборы

11.02



Раздел «Технологии в области электроники» (1 час)

Тема «Нанотехнологии. Электроника. Фотоника» (1 час)

21.

Нанотехнологии. Электроника. Фотоника

18.02



Раздел «Медицинские технологии» (1 час)

Тема «Актуальные и перспективные медицинские технологии. Генетика и генная инженерия» (1 час)

22

Актуальные и перспективные медицинские технологии. Генетика и генная инженерия

25.02



Раздел «Современное производство и профессиональное самоопределение» (8 часов)

23.

Профессиональное образование

04.03



24.

Профессиональное образование

11.03



25.

Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение

18.03



26.

Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение

01.04



27.

Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении. Психические процессы, важные для самоопределения

08.04



28.

Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении. Психические процессы, важные для самоопределения

15.04



29.

Мотивы выбора профессии

22.04



30.

Мотивы выбора профессии

29.04



Раздел «Технологии исследовательской и творческой деятельности» (4 часа)

Тема «Исследовательская и созидательная деятельность» (4 часа)

31.

Творческие проекты. Изготовление изделий

06.05



32.

Творческие проекты. Изготовление изделий

13.05



33.

Творческие проекты. Изготовление изделий

20.05



34.

Творческие проекты. Изготовление изделий

27.05





Результаты освоения учебной программы «Технология»

Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;

• выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;

• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;

• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;

• становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;

• планирование образовательной и профессиональной карьеры;

• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;

• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;

• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;

• самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.

Метапредметные результаты:

• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;

• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;

• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;

• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;

• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;

• виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;

• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;

• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;

• использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;

• согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;

• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;

• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;

• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;

• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;

• соблюдение приемов познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

Предметные результаты:

в познавательной сфере:

• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;

• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;

• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;

• владение алгоритмами и методами решения организационных и технико- технологических задач;

• классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;

• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;

• владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;

• применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;

• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;

• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.

в трудовой сфере:

• планирование технологического процесса и процессе труда;

• подбор материалов с учетом характера объекта труда технологии;

• проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;

• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;

• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;

• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;

• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;

• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;

• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;

• выбор и использование кодов, средств и видов представления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей сферой и ситуацией общения;

• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;

• контроль промежуточных и конечных результатов тру да по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;

• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;

• документирование результатов труда и проектной деятельности;

• расчет себестоимости продукта труда;

• примерная экономическая оценка возможной прибыли с учетом сложившейся ситуации на рынке товаров и услуг.

в мотивационной сфере:

• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;

• оценивание своей способности и готовности к предпринимательской деятельности;

• выбор профиля технологической подготовки в старших классах полной средней школы или профессии в учреждениях начального профессионального или среднего специального обучения;

• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;

• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;

• осознание ответственности за качество результатов труда;

• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;

• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.

в эстетической сфере:

• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;

• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;

• разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;

• эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;

• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.

в коммуникативной сфере:

• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;

• выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;

• оформление коммуникационной и технологической документации с учетом требований действующих нормативов и стандартов;

• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;

• разработка вариантов рекламных образов, слоганов и лейблов;

• потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы

в физиолого-психологической сфере:

• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;

• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;

• соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;

• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.


Раздел рабочей программы включает требования к оценке учебных достижений учащихся согласно Положения о системе оценки достижений планируемых результатов освоения основных образовательных программ

Норма оценки знаний, умений навыков учащихся по технологии.

Примерный характер оценок предполагает, что при их использовании следует учитывать цели контроля успеваемости, индивидуальные особенностишкольников, содержание и характер труда.

Нормы оценок теоретических знаний.

При устном ответе обучаемый должен использовать «технический язык», правильно применять и произносить термины.

Отметка «5» ставится, если обучаемый:

  • полностью усвоил учебный материал;

  • умеет изложить его своими словами;

  • самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;

  • правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Отметка «4» ставится, если обучаемый:

  • в основном усвоил учебный материал;

  • допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;

  • подтверждает ответ конкретными примерами;

  • правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Отметка «3» ставится, если обучаемый:

  • не усвоил существенную часть учебного материала;

  • допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;

  • затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

  • слабо отвечает на дополнительные вопросы.

Отметка «2» ставится, если обучаемый:

  • почти не усвоил учебный материал;

  • не может изложить его своими словами;

  • не может подтвердить ответ конкретными примерами;

  • не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

Отметка «1» ставиться, если обучаемый:

  • полностью не усвоил учебный материал;

  • не может изложить знания своими словами;

  • не может ответить на дополнительные вопросы учителя.

Нормы оценок выполнения учащимися практических работ.

Учитель выставляет отметки за выполнение практической работы, учитывая результаты наблюдения за процессом труда школьников, качество изготовленного изделия (детали) и затраты рабочего времени.

Отметка «5» ставится, если обучаемым:

  • тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;

  • правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;

  • изделие изготовлено с учетом установленных требований;

  • полностью соблюдались правила техники безопасности.

Отметка «4» ставится, если обучаемым:

  • допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

  • в основном правильно выполняются приемы труда;

  • работа выполнялась самостоятельно;

  • норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;

  • изделие изготовлено с незначительными отклонениями;

  • полностью соблюдались правила техники безопасности.

Отметка «3» ставится, если обучаемым:

  • имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

  • отдельные приемы труда выполнялись неправильно;

  • самостоятельность в работе была низкой;

  • норма времени недовыполнена на 15-20 %;

  • изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;

  • не полностью соблюдались правила техники безопасности.

Отметка «2» ставится, если обучаемым:

  • имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

  • неправильно выполнялись многие приемы труда;

  • самостоятельность в работе почти отсутствовала;

  • норма времени недовыполнена на 20-30 %;

  • изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;

  • не соблюдались многие правила техники безопасности.

Отметка «1» ставится, если обучаемым:

  • не планировался труд, неправильно организованно рабочее место;

  • неправильно выполнились приемы труда;

  • отсутствует самостоятельность в работе;

  • крайне низкая норма времени;

  • изделие изготовлено с грубыми нарушениями требований;

  • не соблюдались правила техники безопасности.