Программа по учебному предмету «Информатика» 5 класс Пояснительная записка
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); основной образовательной программы основного общего образования МОУ СОШ с.Комсомольское, а также авторской программы курса «Информатика» Л.Л.Босовой, рекомендованной Министерством образования РФ, которая является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»), методическим письмом « О преподавании информатики в 2015-2016 учебном году», а также требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования.
В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Планируемые результаты изучения информатики в 5-6 классах
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.
Раздел 1. Информация вокруг нас
Выпускник научится:
понимать и правильно применять на бытовом уровне понятий «информация», «информационный объект»;
приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
приводить примеры древних и современных информационных носителей;
классифицировать информацию по способам еѐ восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.
Раздел 2. Компьютер
Выпускник научится:
определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;
различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;
создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
выполнять арифметические вычисления с помощью программы Калькулятор;
осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);
соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
Раздел 3. Подготовка текстов на компьютере
Выпускник научится:
применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
создавать и форматировать списки;
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
создавать круговые и столбиковые диаграммы.
Раздел 4. Компьютерная графика
Выпускник научится:
Раздел 5. Создание мультимедийных объектов
Выпускник научится:
Раздел 6. Объекты и системы
Выпускник научится:
анализировать объекты окружающей действительности, указывая их признаки — свойства, действия, поведение, состояния;
выявлять отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно
выбранному признаку — основанию классификации;
приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.
Раздел 7. Информационное моделирование
Выпускник научится:
понимать сущность понятий «модель», «информационная модель»;
различать натурные и информационные модели, приводить их примеры;
«читать» информационные модели (простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.), встречающиеся в повседневной жизни;
перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
строить простые информационные модели объектов из различных предметных областей.
Раздел 8. Элементы алгоритмизации
Выпускник научится:
понимать смысл понятия «алгоритм», приводить примеры алгоритмов;
понимать термины «исполнитель», «формальный исполнитель», «среда исполнителя», «система команд исполнителя»; приводить примеры формальных и неформальных исполнителей;
осуществлять управление имеющимся формальным исполнителем;
понимать правила записи и выполнения алгоритмов, содержащих алгоритмические конструкции «следование», «ветвление», «цикл»;
подбирать алгоритмическую конструкцию, соответствующую заданной ситуации;
исполнять линейный алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд;
разрабатывать план действий для решения задач на переправы, переливания и пр.;
Содержание предмета информатики для 5-6 классов
Структура содержания курса информатики для 5-6 классов определена следующими укрупненными блоками (разделами):
Блок 1. Информация вокруг нас
Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения. Хранение информации. Память человека и память человечества. Носители информации. Передача информации. Источник, канал, приёмник. Примеры передачи информации. Электронная почта. Код, кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат. Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации. Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики.
Блок 2. Информационные технологии
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер. Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов. Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах. Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац. Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.).
Блок 3. Информационное моделирование
Объекты и их имена. Признаки объектов: свойства, действия, поведение, состояния. Отношения объектов. Разновидности объектов и их классификация. Состав объектов. Системы объектов. Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели. Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач. Вычислительные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных. Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Блок 4. Алгоритмика
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей. Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.). Составление алгоритмов (линейных, с ветвлениями и циклами) для управления исполнителями Чертёжник, Водолей и др.
Календарно-тематическое планирование по информатике в 5 классе.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата План-факт |
|
1. | Цели изучения курса информатики. Информация вокруг нас. Техника безопасности и организация рабочего места. (НРЭО) | 1 | 5.09 |
2. | Компьютер – универсальная машина для работы с информацией | 1 | 12 |
3. | Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Практическая работа №1 «Вспоминаем клавиатуру» | 1 | 19 |
4. | Управление компьютером. Практическая работа №2 «Вспоминаем приѐмы управления компьютером» | 1 | 26 |
5. | Хранение информации. Практическая работа №3 «Создаѐм и сохраняем файлы» | 1 | 3.10 |
6. | Передача информации. Электронная почта. Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой» | 1 | 10 |
7. | В мире кодов. Способы кодирования информации | 1 | 17 |
8. | Метод координат. | 1 | 24 |
9. | Контрольная работа по темам «Компьютер», «Информация вокруг нас» | 1 | 7.11 |
|
10. | Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов | 1 | 14 |
11. | Основные объекты текстового документа. Ввод текста. Практическая работа №5 «Вводим текст» | 1 | 21 |
12. | Редактирование текста. (НРЭО) Практическая работа №6 «Редактируем текст» | 1 | 28 |
13. | Текстовый фрагмент и операции с ним. (НРЭО) Практическая работа №7 «Работаем с фрагментами текста» | 1 | 5.12 |
14. | Форматирование текста. (НРЭО) Практическая работа №8 «Форматируем текст» | 1 | 12 |
15. | Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы. (НРЭО) Практическая работа №9 «Создаѐм простые таблицы» (задания 1 и 2) | 1 | 19 |
16. | Табличное решение логических задач. Практическая работа №9 «Создаѐм простые таблицы» (задания 3 и 4) | 1 | 26 |
|
17. | Разнообразие наглядных форм представления информации. Диаграммы. (НРЭО) Практическая работа №10 «Строим диаграммы» | 1 | |
18. | Компьютерная графика. Графический редактор Paint Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора» | 1 | |
19. | Преобразование графических изображений Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами» | 1 | |
20. | Создание графических изображений. Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе» | 1 | |
21. | Контрольная работа по теме «Текстовый и графический редактор». | 1 | |
22. | Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации | 1 | |
23. | Списки – способ упорядочивания информации. Практическая работа №14 «Создаѐм списки» | 1 | |
24. | Поиск информации. Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети Интернет» | 1 | |
25. | Кодирование как изменение формы представления информации | 1 | |
26. | Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №16«Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор» | 1 | |
|
27. | Преобразование информации путѐм рассуждений | 1 | |
28. | Разработка плана действий. Задачи о переправах. | 1 | |
29. | Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях | 1 | |
30. | Создание движущихся изображений. Практическая работа №17 «Создаѐм анимацию» (задание 1). | 1 | |
31. | Создание анимации по собственному замыслу. Практическая работа №17 «Создаѐм анимацию» (задание 2). | 1 | |
32. | Выполнение итогового мини-проекта. Практическая работа №18 «Создаем слайд-шоу» | 1 | |
33. | Итоговая контрольная работа | 1 | |
34. | Резерв и повторение | 1 | |