СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа.

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по физической культуре. 5 класс. Самбо. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Верхне-Талецкая средняя общеобразовательная школа»


Рассмотрено:

на методическом совете

Протокол № 1

от 03.09.2019 г


Согласовано:

на педагогическом

совете

Протокол № 1

от 03.09.2019 г


Утверждено:

приказом

директора школы

_______/ Суханова А.Б.

№____от______2019 г




Рабочая программа


по предмету

«физическая культура»

с разделом по введению самбо

(базовый уровень)

5 класс







Кузнецов Николай Иванович


учитель физической культуры


высшей категории


2019


Рабочая программа по предмету «физическая культура» разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 г., Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. Приказа Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577), на основе Примерной учебной программы учебного предмета «Физическая культура» для образовательных организаций, реализующих программы начального, основного, среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 20.09.2016г , протокол № 3/16) и авторской программы по предмету «физическая культура» «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 – 11 классов» В.И. Ляха, А.А. Зданевича, с учётом учебного плана МБОУ «Верхне-Талецкая средняя общеобразовательная школа», национально-региональных условий, средств обучения, особенностей контингента учащихся.

1. Планируемые результаты.

Планируемые результаты включают в себя интегративные качества личности, которые обучающиеся смогут приобрести в результате освоения учебной программы по предмету «Физическая культура».

Планируемые личностные результаты

Уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, традициям и ценностям Российского народа на примере истории национальных видов спорта и народных игр.

Сформированность патриотического сознания и гражданской позиции личности, чувство ответственности и долга перед Родиной на примере геройских подвигов спортсменов – участников Великой Отечественной Войны и результатов упорного труда выдающихся спортсменов СССР и России.

Знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России.

Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

Сформированность положительной мотивации и устойчивого учебно-познавательного интереса к учебному предмету «Физическая культура».

Развитость эстетического и этического сознания через освоение культуры движения и культуры тела.

Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.

Сформированность духовно-нравственной культуры, чувства толерантности и ценностного отношения к физической культуре, как составной и неотъемлемой части общечеловеческой культуры.

Планируемые метапредметные результаты.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия (скорость, сила, амплитуда, вектор, частота, дыхание, обмен веществ, работоспособность, ткани, возбуждение, торможение и мн. другие) и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;

- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- определять общую цель и пути ее достижения;

- уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

- владеть базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

- систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- осуществлять самоконтроль, самооценку, принимать решения и осознанно делать выбор в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные универсальные учебные действия:

- определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы;

- создавать, применять и преобразовывать графические пиктограммы физических упражнений в двигательные действия и наоборот;

- владеть культурой активного использования информационно – поисковых систем.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- работать индивидуально и в группе;

- находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;

- владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.


Планируемые предметные результаты.

Выпускник научится:

- рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы её развития, характеризовать основные направления и формы её организации в современном обществе;

- характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;

- раскрывать базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;

- разрабатывать содержание самостоятельных занятий с физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;

- руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;

- руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями; использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;

- составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;

- классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;

- самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;

- тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;

- выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;

- выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации движений);

- выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;

- выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;

- выполнять легкоатлетические действия (бег, прыжки, метания и броски мячей);

- выполнять передвижения на лыжах различными способами, демонстрировать технику последовательного чередования их в процессе прохождения тренировочных дистанций; выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона;

- выполнять основные технические действия самбо;

- выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол, баскетбол и лапту в условиях учебной и игровой деятельности;

- выполнять тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития основных физических качеств.

Выпускник получит возможность научиться:

- характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;

- характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу российскому спорту;

- определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма;

- вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий с физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;

- проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;

- проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа;

- выполнять комплексы упражнений адаптивной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных отклонений в показателях здоровья;

- преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;

- осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;

- выполнять тестовые нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»;

- выполнять технические и тактические действия самбо в учебной схватке;

- проплывать учебную дистанцию вольным стилем.


2. Содержание учебного предмета.

Учебный предмет «Физическая культура» является частью физического воспитания в целом, который направлен на решение приоритетных задач государства по повышению общего уровня здоровья нации, формированию ценностей здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья подрастающего поколения.

Основная цель изучения учебного предмета «Физическая культура» –

развитие физических качеств и двигательных способностей, совершенствование всех видов физкультурной и спортивной деятельности, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, формирование национально – культурных ценностей и традиций, обеспечение мотивации и потребности к занятиям физической культурой.

Основные задачи:

- сохранение и укрепление здоровья, в том числе закаливание организма, оптимальное развитие физических качеств и двигательных способностей, повышение функциональных возможностей организма, формирование навыков здорового и безопасного образа жизни, умений саморегуляции средствами физической культуры;

- формирование жизненно важных, в том числе спортивных двигательных навыков и умений, культуры движений, приобретение базовых знаний научно-практического характера по физической культуре;

- содействие развитию психомоторных функций, формирование морально – волевых качеств, духовно-нравственной культуры на основе национальных ценностей, а также на диалоге культур;

- обеспечение интеллектуального, морального, социокультурного, эстетического и физического развития личности обучающегося;

- развитие положительной мотивации и устойчивого учебно-познавательного интереса к предмету «Физическая культура».

Учебный предмет «Физическая культура» является обязательным для изучения и является одной из составляющих предметной области «физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности». На изучение учебного предмета «Физическая культура» в 5-ом классе в соответствии с Учебным планом МБОУ «Санномыская средняя общеобразовательная школа» отводится 105 часов (3 часа в неделю, 35 учебных недель)

Программа по физической культуре для учащихся 5-го класса составлена на основе модульной системы обучения и содержит следующие содержательные компоненты:

- знания о физической культуре (информационный компонент деятельности);

- способы физкультурной деятельности (операциональный компонент деятельности);

- физическое совершенствование (мотивационно-процессуальный компонент деятельности), которое подразделяется на физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность.

Знания о физической культуре

Здоровый образ жизни человека. Основы формирования культуры тела, культуры движений, культуры здоровья. Роль и значение занятий физической культурой в формировании личности. Общие представления об оздоровительных системах физического воспитания. Активный отдых и формы его организации средствами физической культуры. Организационные основы занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью, требования к безопасности и профилактике травматизма, правила подбора физических упражнений и физических нагрузок. Общие представления о работоспособности человека, гигиенические мероприятия для восстановления и повышения работоспособности в режиме дня и в процессе занятий физическими упражнениями: утренняя зарядка и физкультпаузы (основы содержания, планирования и дозировки упражнений), закаливание организма способом обливания (планирование и дозировка), самомассаж, релаксация (общие представления). История зарождения древних Олимпийских игр в мифах и легендах. Общие представления об истории возникновения Современных Олимпийских игр, роль Пьера де Кубертена в их становлении и развитии. Олимпийское движение в России, выдающиеся успехи отечественных спортсменов. Зарождение борьбы Самбо в России. Самбо во время Великой Отечественной Войны. Самбо и ее лучшие представители. Развитие Самбо в России. Успехи российских самбистов на международной арене. Понятие общей и специальной физической подготовки, спортивно-оздоровительной тренировки. Техника двигательных действий (физических упражнений), ее связь с физической подготовленностью и двигательным опытом человека. Правила составления занятий и системы занятий спортивно-оздоровительной тренировкой (на примере одного из видов спорта), соблюдения режимов физической нагрузки, профилактики травматизма и оказания до врачебной помощи. Нормы этического общения и коллективного взаимодействия в игровой и соревновательной деятельности.

Способы физкультурной деятельности.

Составление и выполнение комплексов упражнений общей и специальной физической подготовки. Составление и проведение самостоятельных занятий по совершенствованию индивидуальной техники двигательных действий и развитию физических качеств (на примере одного из видов спорта). Наблюдения за режимами физической нагрузки во время занятий спортивно-оздоровительной тренировкой. Наблюдения за индивидуальной динамикой физической подготовленности в системе тренировочных занятий (на примере одного из видов спорта).

Судейство простейших спортивных соревнований (на примере одного из видов спорта в качестве судьи или помощника судьи).

Составление и выполнение индивидуальных комплексов по коррекции осанки и телосложения, профилактики плоскостопия, адаптивной физической культуре (с учетом индивидуальных показаний здоровья, физического развития и физической подготовленности).

Составление и проведение индивидуальных занятий физическими упражнениями на развитие основных систем организма. Контроль физической нагрузки и её регулирования во время занятий физическими упражнениями ( по частоте сердечных сокращений, внешним признакам, самочувствию). Проведение утренней зарядки и физкультурных пауз, занятий оздоровительной ходьбой и бегом, простейших способов и приёмов самомассажа и релаксации.

Составление и проведение самостоятельных занятий по видам испытаний и самоподготовки к сдаче норм требований ВФСК «ГТО».


Физическое совершенствование.

Физкультурно-оздоровительная деятельность.

Индивидуализированные комплексы и упражнения из оздоровительных систем физического воспитания, ориентированные на коррекцию осанки и телосложения, профилактику утомления и сохранения повышенной работоспособности, развитие систем дыхания и кровообращения. Простейшие композиции ритмической гимнастики и аэробики. Комплексы и упражнения адаптивной физической культуры, учитывающие индивидуальные медицинские показания (на профилактику сколиоза, плоскостопия, остеохондроза, органов дыхания и зрения, сердечно-сосудистой системы и т.п.). Лыжные прогулки по пересеченной местности, оздоровительная ходьба и оздоровительный бег (ориентированные на развитие функциональных возможностей систем дыхания и кровообращения).

Физические упражнения туристической подготовки: преодоление искусственных и естественных препятствий с использованием разнообразных способов ходьбы, бега, прыжков, лазания и перелезания, передвижения в висе и упоре, передвижения с грузом на плечах по ограниченной и наклонной опоре. Составление и выполнение индивидуальных комплексов по коррекции осанки и телосложения, профилактики плоскостопия, адаптивной физической культуре (с учетом индивидуальных показаний здоровья, физического развития и физической подготовленности). Составление и проведение индивидуальных занятий физическими упражнениями на развитие основных систем организма. Контроль физической нагрузки и ее регулирование во время занятий физическими упражнениями (по частоте сердечных сокращений, внешним признакам, самочувствию). Проведение утренней зарядки и физкультпауз, занятий оздоровительной ходьбой и бегом, простейших способов и приемов самомассажа и релаксации.

Спортивно-оздоровительная деятельность.

Модуль 1. «Спортивные игры».

Раздел «Футбол».

Бег, ходьба, различные способы перемещения, прыжки, остановки, повороты. Основные стойки и специальная техника передвижений футболиста. Приёмы техники владения мячом и основные способы их выполнения.

Ведение, приём и передача мяча, дриблинг футболиста, взаимодействия игроков, упражнения с мячом и без мяча, индивидуально, в парах, в тройках, в группах, техника удара по мячу, жонглирование мячом, передача мяча, вбрасывание мяча, отбирание мяча у соперника, обманные движения, остановка летящего мяча, групповые обманные действия.

Взаимодействия игроков в нападении: линный пас, игра в стенку, контроль мяча, завершение действия или контратака, игра в одно касание.

Техническая подготовка: техника передвижения полевого игрока и вратаря, техника игры полевого игрока, техника игры вратаря, техника движений и ее основные показатели.

Формирование тактического мышления: тактика игры полевого игрока, тактика нападения, тактика защиты, тактика игры вратаря.

Подвижные игры: «борьба за мяч», «гонка мячей по кругу», «смена скорости и направления движения в беге», «финты корпусом», «чехарда», «пятнашки». Эстафеты с элементами футбола. Двусторонняя игра.

Раздел «Баскетбол».

Освоение основных стоек в сочетании с передвижениями. Освоение различных способов передвижения с техническими приемами. Ловля и передачи мяча различными способами, в том числе в движении. Ведение мяча левой и правой рукой с изменением скорости. Ведение мяча без зрительного контроля. Ведение мяча с асинхронным ритмом движений руки с мячом и ног. Ведение и передача из рук в руки. «Пятнашки» с ведением. Ведение мяча с использованием зрительных ограничений. Броски мяча одной (двумя) руками сверху. Броски мяча одной рукой сверху в прыжке, с места, в движении. Броски перечисленными способами со средних дистанций, по направлению прямо перед щитом, с сопротивлением защитника. Разнообразные исходные положения перед броском. Броски левой и правой рукой. Штрафные броски. Обманные движения. Противодействия защитника броску мяча в корзину. Освоение тактических действий.

Подвижные игры - «перестрелка», «мяч ловцу», «10 передач», «муравейник», «обгони мяч», «салки распасовки мячом», «часики». Игры – задания. Двусторонняя игра.

Модуль 2. «Самбо».

Раздел «Гимнастика».

Освоение акробатических упражнений и комбинаций: кувырки, перекаты, стойки, упоры, прыжки с поворотами, перевороты. Освоение гимнастических упражнений и комбинаций на спортивных снарядах: висы, упоры, махи, перемахи, повороты, передвижения, стойки и соскоки. Гимнастическая полоса препятствий. Опорные прыжки. Лазание по канату. Упражнения и композиции ритмической гимнастики, аэробные движения.

Раздел «Самбо».

Специально-подготовительные упражнения Самбо. Приёмы самостраховки: на спину через партнера, на бок, выполняемый прыжком через руку партнера, стоящего в стойке, на бок кувырком в движении, выполняя кувырок-полет через партнера, лежащего на ковре или стоящего боком, вперёд на руки при падении на ковер спиной с вращением вокруг продольной оси, из стойки на руках, на руки прыжком, тоже прыжком назад, на спину прыжком.

Специально-подготовительные упражнения для бросков, зацепов, подхватов, через голову, через спину, через бедро.

Техническая подготовка. Ознакомление и разучивание бросков Самбо: выведение из равновесия: толчком, скручиванием, захватом руки и одноименной голени изнутри, задней подножки, задней подножки с захватом ноги, передней подножки, боковой подсечки, через голову упором голенью в живот захватом шеи и руки, зацепа голенью изнутри, подхвата под две ноги, через спину, через бедро.

Повторение ранее изученных приёмов Самбо в положении лёжа, удержаний и переворачиваний: рычага локтя от удержания сбоку, перегибая руку через бедро, узла плеча ногой от удержания сбоку, рычага руки противнику, лежащему на груди (рычаг плеча, рычаг локтя), рычага локтя захватом руки между ног, ущемления ахиллова сухожилия при различных взаиморасположениях соперников.

Тактическая подготовка. Игры-задания. Учебные схватки по заданию.

Модуль 3. «Лёгкая атлетика».

Совершенствование навыков ходьбы. Техника бега. Ускорение с переходом в бег по инерции. Специальные беговые упражнения и задания с различными акцентами. Совершенствование навыков бега. Кросс по слабопересечённой местности. Прыжки на одной ноге, на двух ногах, с ноги на ногу, на месте, с поворотами, с продвижением вперёд и назад, со скакалкой. Прыжки в высоту, в длину, с места, с разбега. Прыжки через естественные препятствия, кочки, земляные возвышения и т. п., самостоятельно и в парах. Метание малого мяча различными способами. Броски набивного мяча различными способами.

Модуль 4. «Лыжная подготовк».

Скользящий шаг. Классические лыжные ходы (попеременные ходы – двушажный и четырёхшажный, одновременные ходы – бесшажный, одношажный и двухшажный). Коньковые ходы: одновременный полуконьковый ход, коньковый ход без отталкивания руками (с махами и без махов), одновременный одношажный коньковый ход, попеременный двухшажный коньковый ход. Упражнения, направленные на согласованное и слитное выполнение основных элементов классических и коньковых ходов. Спуск со склонов в высокой, средней и низкой стойках. Преодоление подъемов «елочкой», «полуелочкой», ступающим, скользящим, беговым шагом. Торможение «плугом», «упором», «поворотом», соскальзыванием, падением. Повороты на месте и в движении.

Игры: «лидирование», «сороконожка на лыжах», «догони», соревнование-эстафеты «слалом на равнине», эстафеты.

Модуль 5. Модуль отражающий национальные, региональные особенности.

Игра «Русская лапта».

Общеразвивающие и специальные упражнения. Специальные имитационные передвижения, прыжки, шаги, выпады по сигналу, приседания на одной и двух ногах по сигналу. Хват биты. Упражнения с битой, имитационные удары битой. Упражнения с теннисным мячом: подбрасывание вверх, ловля, броски мяча из разных положений с различными перемещениями; жонглирование. Удары мяча битой: сверху, сбоку, снизу; на точность и дальность. Удары за контрольную линию. Упражнения для совершенствования тактики игры в защите. Ловля мяча с подачи. Передача и ловля мяча с перемещением. Пространственные упражнения, выбор позиции в поле, согласованность действий в игре. Игры с мячом, эстафеты. Учебные и соревновательные игры. Двусторонняя игра.


Работа с обучающимися с нарушением состояния здоровья.

Основная работа на уроке физической культуры с данной категорией детей ведется индивидуально. Индивидуальный подход, означает учет особенностей, присущих человеку. Эти особенности касаются пола, возраста, телосложения, двигательного опыта, свойств характера, темперамента, волевых качеств.

Физическое совершенствование детей с нарушением состояния здоровья осуществляется с помощью:

- общеукрепляющих упражнений, которые применяются для оздоровления и укрепления организма, повышения физической работоспособности и психоэмоционального тонуса, активизации кровообращения и дыхания: упражнения, корригирующие деформацию грудной клетки; упражнения, дифференцированно укрепляющие определенные мышечные группы спины, живота и верхнего плечевого пояса; упражнения, вытягивающие позвоночник; упражнения, вырабатывающие правильную осанку; упражнения в равновесии (для

совершенствования координации движений и улучшения осанки); корригирующие упражнения, направленные на восстановление правильного положения позвоночника, грудной клетки и нижних конечностей; стретчинговые и релаксационные упражнения (для снижения тонуса мышц, создания условий отдыха);

- дыхательных упражнений: статических -дыхание без одновременного движения конечностями и туловищем и динамических -одновременно с движением конечностями и туловищем, при обязательной полной согласованности амплитуды и темпа выполняемых движений с ритмом и глубиной дыхания. При выполнении данных упражнений дыхание должно быть свободным и спокойным;

- оздоровительно –корригирующих упражнений с использованием подвижных игр малой и умеренной интенсивности и элементов спортивных игр: баскетбола, футбола, ручного мяча, тенниса. Спортивные игры проводятся по общим облегченным правилам с подбором партнеров с одинаковой физической подготовленностью;

- спортивно-прикладных упражнений и игр: ходьба, бег, лазание, бросание и ловля мяча, ходьба на лыжах. Данные упражнения применяются в зависимости от задач, поставленных на занятиях и категории обучающихся.


Содержание Программы проходят по среднему уровню сложности выполняемых упражнений (комплексов), сокращением их длительности и количества повторений. Исключаются упражнения, связанные с большими мышечными напряжениями и задержкой дыхания.

Ограничивается нагрузка в беге, прыжках, в упражнениях с отягощениями, с преодолением препятствий, в эстафетах.

Осуществляется контроль нагрузки по пульсу, дыханию и внешним признакам утомления обучающихся. Знание признаков утомления позволяет определять и регулировать нагрузку в процессе работы.


Распределение часов по модулям и разделам. Формы контроля.


Наименования модулей и разделов

Всего часов

Теория

Практика

Формы контроля

1

Спортивные игры

22

6

16


1.1

Баскетбол

11

3

8

Тест № 12 Выполнение штрафных бросков

Тест № 13 Броски мяча с разных дистанций и разных позиций

1.2

Футбол

11

3

8

Тест № 6. Ведение мяча, обводка стоек и удар по воротам

Тест № 7 Удары по воротам на точность

Тест № 8 Удары по мячу на дальность

2

Самбо

33

10

23


2.1

Гимнастика

14

4

10

Тест № 18 Наклон вперед из положения сидя

Тест № 19 Поднимание туловища из положения лёжа

Тест № 20 Комбинация из акробатических упражнений

Тест № 21 Опорный прыжок

2.2

Самбо

19

6

13

Тест № 14 Лазание по канату

Тест № 15 Подтягивание на высокой перекладине (из виса лёжа на низкой перекладине)

Тест № 16 Упражнения базовой техники Самбо

Тест № 17 Демонстрировать упражнения по Самбо из ВФСК «ГТО

3

Легкая атлетика

22

6

16

Тест № 1 Кросс 1000 метров с учетом времени.

Тест № 2 Бег на 30 и 60 метров с учетом времени.

Тест № 3 Прыжок в длину с места

Тест № 4 Прыжок в длину с разбега

Тест № 5 Метание малого мяча на дальность

4

Лыжная подготовка

14

4

10

Тест № 22 Бег на лыжах любым способом – 1 км

Тест № 23 Спуск со склонов

Тест № 24 Преодоление подъёмов

Тест № 25 Комплексная эстафета

5

Национальный компонент.

14

4

10

Тест № 9 Удары мяча на точность

Тест № 10 Удары мяча на дальность

Тест № 11 Ловля мяча с перемещением


Распределение времени по четвертям.



I четверть 27 час

II четверть 21 час

III четверть 30 час

IV четверть 27 час

Баскетбол

5

6



Футбол

6



5

Гимнастика


9

5


Самбо

4

3

9

3

Легкая атлетика

9


2

11

Лыжная подготовка



14


Национальный компонент

3

3


8


3. Тематическое планирование.


№ урока

Тема урока.

количество часов

Всего час

Теория

Практика


I четверть 27 час

Легкая атлетика (9 часов)

9

2

7

1

Инструктаж по технике безопасности.

Высокий старт (до 10-15м), бег

с ускорением (30-40м). Встречная эстафета. Специальные беговые упражнения; развитие скоростных качеств.

1

0,4

0,6

2

Высокий старт (до 10-15м), бег

с ускорением (40-50м), специальные беговые упражнения; развитие скоростных качеств.

Круговая эстафета. Влияние

Легкоатлетических упражнений на здоровье.

1

0,2

0,8

3

Бег на результат (30, 60м).

Специальные беговые упражнения; развитие

скоростных качеств. Подвижная игра «Разведчики и часовые».


1

0,2

0,8

4

Обучение отталкивания в прыжке в длину способом «согнув ноги. Метание малого мяча в горизонтальную цель (1х1м) с 5-6 метров. ОРУ в движении.

Подвижная игра «Попади в мяч». Специальные беговые упражнения; развитие

скоростно-силовых качеств.

1

0,3

0,7

5

Прыжки в длину с места. Метание малого мяча в вертикальную цель (1х1м) с 5-6 метров. ОРУ. Специальные беговые упражнения. Подвижная игра

«Кто дальше бросит». Развитие скоростно-силовых качеств.

1

0,2

0,8

6

Прыжок с 7-9 шагов разбега.

Приземление. Метание малого мяча на дальность. ОРУ в движении. Специальные беговые упражнения. Подвижная игра «Метко в цель». Развитие

скоростно-силовых качеств.

1

0,2

0,8

7

Прыжок с 7-9 шагов разбега. Метание малого мяча в горизонтальную цель (1х1м) с 5-6 метров. ОРУ. Специальные беговые упражнения. Развитие

скоростно-силовых качеств

1

0,1

0,9

8

Бег в равномерном темпе. Бег 1000 м. ОРУ. Развитие выносливости. Подвижная игра «Салки».

1

0,2

0,8

9

Бег в равномерном темпе. Бег 2000 м. ОРУ. Развитие выносливости. Подвижная игра «Салки маршем».

1

0,2

0.8

2

Футбол (6 часов)

6

2

4

10

Обучение передвижения игрока

скрестными и приставными шагами, удары по неподвижному и катящемуся мячу. Подвижная игра «мяч из круга».

1

0.4

0,6

11

Совершенствование передвижения игрока скрестными и приставными шагами, удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и передней частью подъёма. Эстафета с катанием набивного мяча.

1

0,4

0,6

12

Совершенствование передвижения игрока скрестными и приставными шагами, удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и передней частью подъёма. Применение разученных приёмов в условиях игры

1

0,3

0,7

13

Совершенствование передвижения игрока скрестными и приставными шагами, удары по неподвижному и катящемуся мячу внутренней стороной стопы и передней частью подъёма. Применение разученных приёмов в условиях игры. Подвижные игры: «сквозь защиту противника, «воздушная эстафета»

1

0,3

0,7

14

Ведение мяча с обводкой препятствий. Жонглирование мячом: ногами, головой, на месте и в движении. Удары левой и правой ногой по мячу после отскока от земли. Эстафеты.

1

0,3

0,7

15

Ведение мяча с обводкой препятствий. Жонглирование мячом: ногами, головой, на месте и в движении. Удары левой и правой ногой по мячу после отскока от земли. Эстафеты.

1

0,3

0,7

3

Национальный компонент (3 часа)

3

1

2

16

Игра «Лапта». Удары мяча битой: сверху, сбоку, снизу

1

0.4

0,6

17

Удары мяча

на точность и дальность.

1

0,3

0,7

18

Удары за контрольную линию.

1

0,3

0,7

Баскетбол (5 часов)

5

1

4

19

Стойка и передвижение игрока.

Остановка прыжком. Ведение мяча на месте. Ловля мяча двумя руками от груди на месте в парах. Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных качеств. Правила техники безопасности при игре в баскетбол

1

0,2

0,8

20

Стойка и передвижение игрока.

Ведение мяча на месте. Остановка прыжком. Ловля мяча двумя руками от груди на месте в парах. Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных качеств. Терминология баскетбола.

1

0,2

0,8

21

Стойка и передвижение игрока.

Ведение мяча на месте с разной высотой отскока. Остановка прыжком. Ловля мяча двумя руками от груди на месте в парах. Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных качеств.


1

0,2

0,8

22

Стойка и передвижение игрока.

Ведение мяча на месте с разной высотой отскока. Остановка прыжком. Ловля мяча двумя руками от груди на месте в тройках. Бросок двумя руками от головы после ловли мяча. Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных качеств.

1

0,2

0,8

23

Стойка и передвижение игрока.

Ведение мяча на месте правой (левой) рукой. Остановка прыжком. Ловля мяча двумя руками от груди на месте в парах с шагом. Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных качеств. Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий.

1

0,2

0,8

Самбо ( 4 часа)

4

1

3

24

Специально-подготовительные упражнения Самбо


1

0.3

0,7

25

Приёмы самостраховки: на спину перекатом


1

0,3

0,7

26

Приёмы самостраховки на бок перекатом, при падении вперед на руки

1

0,2

0,8

27

Приёмы самостраховки при падении на спину через мост

1

0,2

0.8

II четверть 21 час

Самбо (3 часа)

3


3

28

Приёмы самостраховки на бок кувырком.


1


1

29

Упражнения для бросков: удержаний, выведения из равновесия.


1


1

30

Упражнения для бросков подножек, подсечек.


1


1

Баскетбол (6 часов)

6

2

4

31

Стойка и передвижение игрока.

Ведение мяча на месте правой (левой) рукой. Остановка прыжком. Ловля мяча двумя руками от груди на месте в парах с шагом. Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных качеств. Правила соревнования.

1

0,4

0.6

32

Стойка и передвижение игрока.

Ведение мяча в движении шагом. Остановка

двумя шагами.

1

0.4

0,6

33

Ловля мяча двумя руками от груди на месте в круг. Игра в мини-баскетбол. Бросок двумя руками от головы с места. Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных качеств.

1

0,3

0,7

34

Стойка и передвижение игрока.

Ведение мяча с изменением скорости. Ловля мяча двумя руками от груди в квадрате. Игра в мини-баскетбол.

1

0,3

0,7

35

Бросок двумя руками снизу в движении. Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных качеств.

1

0,3

0,7

36

Стойка и передвижение игрока.

Ведение мяча с изменением скорости. Бросок двумя руками снизу в движении.

Позиционное нападение (5:0).

1

0,3

0,7

Национальный компонент (3 часа)

3

1

2

37

Знакомство с историей возникновения народных игр. Средства народной культуры.


1

0,4

0,6

38

Русские народные игры: «два мороза»


1

0,3

0,7

39

Русские народные игры: «белые медведи»


1

0,3

0,7

Гимнастика (9 часов)

9

2

7

40

Правила ТБ на уроках гимнастики. Прави­ла страховки во время выполнения упраж­нений. Выполнение команд: «Пол оборота направо!», «Пол оборота налево!». ОРУ на месте. Подъем переворотом в упор, пере­движение в висе (мальчики). Махом одной рукой, толчком другой подъем переворо­том (девочки). Эстафеты. Упражнения на гимнастической скамейке. Развитие сило­вых способностей

1

0,4

0,6

41

Выполнение команд: «Пол оборота напра­во!», «Пол оборота налево!». ОРУ на мес­те. Подъем переворотом в упор, пере­движение в висе (мальчики). Махом од­ной рукой, толчком другой подъем пере­воротом (девочки). Эстафеты. Развитие силовых способностей. Упражнения на гимнастической скамейке. Значение гим­настических упражнений для развития

гибкости

1

0,2

0,8

42

Выполнение команд: «Полшага!», «Полный шаг!». ОРУ на месте. Подъем перево­ротом в упор, передвижение в висе (маль­чики). Махом одной рукой, толчком дру­гой подъем переворотом (девочки). Под­тягивание в висе. Эстафеты. Упражнения на гимнастической скамейке. Развитие силовых способностей


1

0,2

0,8

43

Выполнение упражнений на технику.

Поднимание туловища из положения лежа

1

0,3

0.7

44

Опорный прыжок, согнув ноги (мальчики). Прыжок ноги врозь (девочки). ОРУ с предметами. Эстафеты. Прикладное зна­чение гимнастики. Развитие скоростно-силовых способностей


1

0,2

0,8

45

Опорный прыжок, согнув ноги (мальчики). Прыжок ноги врозь (девочки). ОРУ с предметами. Эстафеты. Прикладное зна­чение гимнастики. Развитие скоростно-силовых способностей

1

0.2

0,8

46

Опорный прыжок, согнув ноги (мальчики). Прыжок ноги врозь (девочки). ОРУ с предметами. Эстафеты. Прикладное зна­чение гимнастики. Развитие скоростно-силовых способностей

1

0,1

0,9

47

Выполнение опорного прыжка. ОРУ с предметами. Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей

1

0,2

0,8

48

Кувырок вперед в стойку на лопатках (мальчики). Кувырок назад в полушпагат. Мост из положения стоя, без помощи (де­вочки). ОРУ с предметами. Эстафеты. Лазание по канату в два приема. Развитие силовых способностей

1

0.2

0.8

III четверть 30 час

Гимнастика (5 часов)

5

1

4

49

Кувырок вперед в стойку на лопатках (мальчики). Кувырок назад в полушпагат. Мост из положения стоя, без помощи (де­вочки). ОРУ с предметами. Эстафеты. Лазание по канату в два приема. Развитие силовых способностей

1

0,2

0,8

50

Кувырок вперед в стойку на лопатках (мальчики). Кувырок назад в полушпагат. Мост из положения стоя, без помощи (де­вочки). ОРУ с предметами. Эстафеты. Лазание по канату в два приема. Развитие силовых способностей

1

0,2

0,8

51

Кувырок вперед в стойку на лопатках,

стоика на голове с согнутыми ногами (мальчики). Мост из положения стоя, без помощи (девочки). Лазание по канату в два приема. ОРУ с предметами. Эстафеты. Развитие силовых способностей


1

0,2

0,8

52

Кувырок вперед в стойку на лопатках,

стоика на голове с согнутыми ногами (мальчики). Мост из положения стоя, без помощи (девочки). Лазание по канату в два приема. ОРУ с предметами. Эстафеты. Развитие силовых способностей

1

0,2

0,8

53

Кувырок вперед в стойку на лопатках,

стоика на голове с согнутыми ногами (мальчики). Мост из положения стоя, без помощи (девочки). Лазание по канату в два приема. ОРУ с предметами. Эстафеты. Развитие силовых способностей

1

0,2

0,8

Легкая атлетика (2 часа)

2


2

54

Высокий старт (до 10-15м), бег

По дистанции, специальные беговые упражнения; развитие скоростных качеств.

Встречная эстафета.

1


1

55

Высокий старт (до 10-15м), бег

с ускорением (50-60м),

финиширование, специальные беговые упражнения; развитие скоростных качеств. Эстафетный бег. Передача эстафетной палочки.

1


1

Лыжная подготовка (14 часов)

14

4

10

56

Правила техники безопасности при занятиях лыжной подготовкой. Попеременный двухшажный ход. Спуск с пологих склонов. Торможение плугом и упором. Скользящий шаг. Развитие общей выносливости.

1

0,4

0,6

57

Попеременный двухшажный ход. Повороты переступанием. Значение занятий лыжным спортом для поддержания работоспособности. Прохождение дистанции 1 км. Развитие общей выносливости.

1

0,3

9,7

58

Одновременный бесшажный ход. Подъём «полуелочкой» .попеременный двухшажный ход. Прохождение дистанции 1 км. Развитие общей выносливости.

1

0,3

0,7

59

Дальнейшее обучение и закрепление техники безшажного хода. Закрепление техники подъёма «полуелочкой».

Повороты переступанием. Подвижная игра «Остановка рывком». Развитие общей и специальной выносливости.

1

0,2

0,8

60

Попеременный двухшажный ход. Одновременный бесшажный ход. Подъём «полуелочкой». Повороты переступанием. Прохождение дистанции 1 км. Развитие общей выносливости.

1

0,3

0,7

61

Попеременный двухшажный ход. Одновременный бесшажный ход. Подъём «полуёлочкой». Повороты переступанием. Подвижная игра «С горки на горку». Прохождение дистанции 1 км. Развитие общей выносливости.

1

0,2

0,8

62

Обучение технике.

Торможение «плугом» .Попеременный двухшажный ход. Одновременный бесшажный ход. Повороты переступанием. Прохождение дистанции 1 км. Развитие общей выносливости. Виды лыжного спорта.

1

0,3

0,7

63

Закрепление техники торможение «плугом» Попеременный двухшажный ход. Одновременный бесшажный ход. Повороты переступанием. Торможение плугом. Эстафеты на лыжах. Развитие общей и специальной выносливости.


1

0,2

0,8

64

Попеременный двухшажный ход. Одновременный бесшажный ход. Подъём «полуёлочкой». Повороты переступанием. Подвижная игра «С горки на горку». Прохождение дистанции 1 км. Развитие общей выносливости.

1

0,3

0,7

65

Попеременный двухшажный ход. Одновременный бесшажный ход. Подъём «полуёлочкой». Повороты переступанием. Подвижная игра «С горки на горку». Прохождение дистанции 1,5 км. Развитие общей выносливости.

1

0,3

0,7

66

Закрепление техники Попеременного двушажного хода. Одновременный бесшажный ход. Эстафеты на лыжах. Прохождение дистанции 2 км. Развитие общей и специальной выносливости.

1

0,3

0,7

67

Закрепление техники попеременного двушажного хода. Одновременный бесшажный ход. Подъём «полуёлочкой». Торможение плугом. Прохождение дистанции 2 км. Развитие общей выносливости. Оказание помощи при обморожении.

1

0,3

0,7

68

Требование к одежде и обуви занимающегося лыжами. Попеременный двухшажный ход. Одновременный бесшажный ход. Развитие общей и специальной выносливости.

1

0,3

0,7

69

Попеременный двухшажный ход. Повороты переступанием. Передвижение на лыжах 2 км. Развитие общей выносливости.

1

0,3

0,7

Самбо (9 часов)

9

2

7

70

Упражнения для бросков с захватом ног.


1

0,4

0,6

71

Упражнения для тактики: подвижные игры, игры -задания.


1

0,2

0,8

72

Изучение приёмов в положении лёжа.


1

0,3

0,7

73

Удержания: удержание сбоку.


1

0,2

0,8

74

Удержания со стороны головы.


1

0,2

0,8

75

Удержания поперек.


1

0,2

0,8

76

Удержания верхом.


1

0,2

0,8

77

Варианты уходов от удержаний


1

0,2

0,8

78

Варианты уходов от удержаний

1

0,2

0,8

IV четверть 27 час

Самбо (3 часа)

3


3

79

Переворачивания партнера, стоящего в упоре на руках и коленях: захватом рук сбоку, рычагом


1


1

80

Скручиванием захватом руки и ноги (снаружи, изнутри).


1


1

81

Захватом шеи и руки с упором голенью в живот.


1


1

Футбол (5 часов)

5

1

4

82

Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы: приземление летящего мяча. Эстафета с ведением мяча по кругу.

1

0,2

0,8

83

Ведение мяча: ведение мяча в парах в различных направлениях с передачей партнёру на расстоянии 10-12 метров. Игровые упражнения. Учебная игра.

1

0,2

0,8

84

Ведение мяча: ведение мяча в парах в различных направлениях с передачей партнёру на расстоянии 10-12 метров. Игровые упражнения. Учебная игра.

1

0,2

0,8

85

Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы: приземление летящего мяча. Эстафета с ведением мяча по кругу.

1

0,2

0,8

86

Жонглирование мячом. Приём контрольных нормативов. Учебная игра.

1

0,2

0,8

Легкая атлетика (11 часов)

11

3

8

87

Инструктаж по ТБ. Бег в равномерном темпе. Бег 1000 м. ОРУ. Развитие выносливости. Подвижная игра «Салки».

1

0,3

0,7

88

Бег в равномерном темпе. Бег 1000 м. ОРУ. Развитие выносливости. Подвижная игра «Салки маршем».

1

0,2

0,8

89

Низкий старт 20-40 м. Бег по дистанции (50-60 м). Эстафеты. Специальные беговые упражнения. ОРУ. Челночный бег 3x10. Развитие скоро­стных качеств

1

0,3

0,7

90

Низкий старт 20-40 м. Бег по дистанции

(50-60 м). Эстафеты. ОРУ. Челночный бег 3x10. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростных качеств. Правила соревнований

1

0,2

0,8

91

Низкий старт 30-40 м. Бег по дистанции

(70-80 м); Финиширование. Эстафеты. ОРУ. Специальные беговые упражнения. Челночный бег 3x10. Развитие скоростных качеств. Правила соревнований

1

0,2

0,8

92

Бег на результат 60 м. Эстафеты. ОРУ.

Специальные беговые упражнения. Развитие скоростных качеств

1

0,3

0,7

93

Прыжок в длину с 9-11 беговых шагов.

Отталкивание. Метание теннисного мяча на дальность и на заданное расстояние. ОРУ. Специальные беговые упражнения. Развития скоростно-силовых качеств. Правила соревнований

1

0,3

0,7

94

Прыжок в длину на дальность. Развития

скоростно-силовых качеств. Правила соревнований

1

0,3

0,7

95

Бег 15 минут. Преодоление горизонтальных препятствий. ОРУ. Спортивные игры. Развитие выносливости. Понятие о темпе упражнения

1

0,3

0,7

96

Бег 15 минут. Преодоление горизонтальных препятствий. ОРУ. Спортивные игры. Развитие выносливости. Понятие о ритме упражнения

1

0,3

0,7

97

Бег 20 минут. Преодоление вертикальных

препятствий. ОРУ. Спортивные игры. Раз­витие выносливости. Правила соревнова­ний. Понятие об объеме упражнения


1

0,3

0,7

Национальный компонент (8 часов)

8

2

6

98

Лапта. Упражнения для совершенствования тактики игры в защите


1

0,3

0,7

99

Ловля мяча с подачи.


1

0,1

0,9

100

Передача и ловля мяча с перемещением.


1

0,3

0,7

101

Пространственные упражнения, выбор позиции в поле, согласованность действий в игре.


1

0,3

0,7

102

Лапта. Двусторонняя игра.


1

0,1

0,9

103

П. И. «Охотники и утки»

1

0,3

0,7

104

П. И. «Ворона и воробьи»

1

0,3

0,7

105

П. И. «Украденное знамя»

1

0,3

0,7