СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа 9 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

География в основной школе – учебная дисциплина, формирующая у школьников комплексное, системное и социально- ориентированное представление о Земле как плане-те людей, о закономерностях природных процессов, об особенностях заселения и хозяйст-ва. О проблемах взаимодействия общества  и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа 9 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа курса географии России составлена на основе:

• федерального государственного образовательного стандарта общего образования;

• требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;

• примерной программы основного общего образования по географии, разработанной Российской академией образования по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию;

• программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся;

• идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.



Общая характеристика учебного предмета

Курс «География России» занимает важное место в структуре школьных курсов географии. С одной стороны, он завершает базовое географическое образование школьников. С другой стороны, в данном курсе формируются знания и умения, которые служат основой для успешного изучения курса «Экономическая и социальная география мира». Особая роль курса определяется его большим мировоззренческим значением и тесными связями изучаемого содержания с современностью и личным опытом учащихся.

Программа «Начальный курс географии» соответствует требованиям «Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ФГОС ООО).

Цель и задачи курса

Главная цель курса заключается в развитии географического мышления школьников и формировании у школьников целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма; уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям.

Учебно-методические задачи:

• сформировать целостное представление об особенностях природы, населения и хозяйства страны;

• сформировать представление о России как о совокупности разнообразных территорий, обозначить место и роль России в современном мире;

• научить школьников работать с разными источниками географической информации, показать практическую значимость изучения географических процессов, явлений, причинно-следственных связей, закономерностей;

• развивать картографическую грамотность школьников;

• сформировать у школьников образные представления о крупных природно-хозяйственных регионах страны;

• показать взаимодействие природной среды, населения и территории на локальном уровне (на примере своей местности).

В структурном отношении курс состоит из двух частей: «Природа и население России» и «Хозяйство и регионы России», которые, в свою очередь, подразделяются на введение и семь разделов: «Географическое положение и формирование государственной территории России», «Природа России», «Население России», «Природный фактор в развитии России», «Хозяйство России», «Природно-хозяйственные регионы России», «Россия в современном мире».



Содержание предмета

Хозяйство России (25 ч)

Общая характеристика хозяйства России (3 ч). Исторические особенности формирования хозяйства России. Проблемы экономического развития России. Показатели, характеризующие уровень экономического развития. Современное хозяйство России, его задачи. Подразделе­ние хозяйства на сектора, межотраслевые комплексы, отра­сли. Виды предприятий и факторы их размещения. Отрасле­вая и функциональная структура экономики. Территориаль­ная структура хозяйства. Место и роль хозяйства России в современной мировой экономике.

География отраслей и межотраслевых комплексов (22 ч)

Топливно-энергетический комплекс. Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с други­ми межотраслевыми комплексами. Топливно-энергети­ческие ресурсы. Размещение основных топливных баз и районов потребления энергии. Топливно-энергетический баланс. Нефтяная и газовая промышленность. Основные районы добычи нефти и газа. Системы трубопроводов. Угольная промышленность. Способы добычи и качество угля. Хозяйственная оценка главных угольных бассейнов. Социальные и экологические проблемы угледобывающих ре­гионов. Электроэнергетика. Типы электростанций, факторы и районы их размещения. Энергосистемы. Проблемы и перспективы развития комплекса. ТЭК и проблемы окружающей среды.

Металлургический комплекс. Состав, место и значение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотрасле­выми комплексами. Основные факторы размещения пред­приятий и главные металлургические базы страны. Черная металлургия. Традиционная и новая технологии получения проката. Типы предприятий чёрной металлургии и факторы их размещения. География чёрной металлургии России. Цветная металлургия, значение, отраслевой состав. Ос­новные черты географии металлургии лёгких и тяжёлых цветных металлов на территории страны. Проблемы и перспективы развития комплекса. Метал­лургия и проблемы охраны окружающей среды.

Химико-лесной комплекс. Состав, место и значение в экономике страны, связь с другими межотраслевыми ком­плексами. Главные факторы размещения предприятий хи­мико-лесного комплекса. Роль химической промышленности в составе комплекса, отраслевой состав. Лесная промышленность: география ресурсов, отрасле­вой состав, факторы размещения предприятий. География химико-лесного комплекса: основные базы, крупнейшие химические и лесоперерабатывающие комплексы. Проблемы и перспективы развития комплекса. Химиколесной комплекс и окружающая среда.

Машиностроительный комплекс. Состав, место и зна­чение комплекса в хозяйстве страны, связь с другими меж­отраслевыми комплексами. Факторы размещения предприятий машиностроитель­ного комплекса. География науко-, трудо- и металлоёмких отраслей. Основные районы и центры на территории России. Особенности размещения предприятий основных отраслей военно-промышленного комплекса. Проблемы и перспективы развития комплекса. Машино­строительный комплекс и окружающая среда.

Агропромышленный комплекс. Состав, место и значе­ние комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотрас­левыми комплексами. Факторы размещения и типы пред­приятий АПК. Сельское хозяйство: отраслевой состав. Виды земельных угодий. Зональная и пригородная специализация отраслей сельского хозяйства. Главные районы размещения земледе­лия и животноводства. Пищевая и лёгкая промышленность: отраслевой состав, основные районы и центры размещения. Проблемы и перспективы развития комплекса. АПК и окружающая среда.

Инфраструктурный комплекс. Состав, место и значе­ние инфраструктурного комплекса в хозяйстве страны, связь с другими межотраслевыми комплексами. Влияние транс­порта на размещение населения и хозяйства России. Особенности разных видов транспорта. Важнейшие транспортные магистрали и узлы на территории страны. Виды связи, их значение в современном хозяйстве стра­ны, размещение. Социальная инфраструктура: отраслевой состав, значе­ние, диспропорции в размещении. Научный комплекс: осо­бенности размещения главных научных центров, значение в хозяйстве, перспективы развития. Проблемы и перспективы развития инфраструктурного комплекса. Влияние комплекса на окружающую среду.

Экологический потенциал России. Экологические про­блемы на территории России. Источники загрязнения окру­жающей среды и меры по сохранению ее качества на терри­тории страны. Мониторинг экологической ситуации. Экологи­ческий потенциал России, его региональное и глобальное значение.

Природно-хозяйственные регионы России (42 ч)

Принципы выделения регионов на территории страны Виды районирования территории России. Различия территорий по условиям и степени хозяйственного освоения. Зона Севера и основная зона. Что такое природно-хозяй­ственные регионы. Крупные природно-хозяйственные регио­ны на территории страны: Север и Северо-Запад, Централь­ная Россия, Поволжье, юг европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток.

Общая комплексная характеристика европейской час­ти России

Особенности географического положения, природы, истории, населения и хозяйства регионов европей­ской части России. Природный, человеческий и хозяйствен­ный потенциал макрорегиона, его роль в жизни страны.

Европейский Север.Состав региона. Специфика географического положения региона. Влияние геополитиче­ского и соседского положения на особенности развития регио­на на разных исторических этапах.

Основные черты природы и природные факторы разви­тия территории: разнообразие рельефа, богатство минераль­ными ресурсами, влияние морских акваторий на климат региона, избыточное увлажнение территории, богатство внутренними водами, неблагоприятные условия для разви­тия земледелия. Различия природных условий и ресурсов Кольско-Карельского и Двинско-Печорского Севера. Этнический и религиозный состав, культурно-исторические особенности, расселение населения региона. Города региона. Специализации хозяйства региона: развитие ТЭК, ме­таллургии, химико-лесного комплекса. Роль морского транс­порта и проблемы развития портового хозяйства. Потенциал региона для развития туристско-экскурси­онного хозяйства. Экономические, социальные и экологиче­ские проблемы.

Северо-Запад.Состав региона. Особенности гео­графического положения в разные исторические периоды, роль региона в осуществлении связей с мировым сообще­ством. Особенности географического положения Калинин­градской области. Особенности природы и природные факторы развития территории Северо-Запада: чередование низменностей и воз­вышенностей, следы древнего оледенения, влияние примор­ского положения на умеренность климата, избыточное ув­лажнение и богатство региона внутренними водами. Местное значение природных ресурсов. Новгородская Русь — район древнего заселения. Ста­ринные русские города — культурно-исторические и тури­стические центры. Высокая плотность и преобладание городского населе­ния. Санкт-Петербург — северная столица России, его роль в жизни региона. Влияние природных условий и ресурсов на развитие хо­зяйства территории. Слабое развитие сельского хозяйства. Отрасли специализации разных областей района: судостро­ение, станкостроение, приборостроение, отрасли ВПК, ту­ристско-экскурсионное хозяйство. Крупнейшие порты и про­блемы портового хозяйства. Свободная экономическая зона «Янтарь» и её перспективы.Экономические, социальные и экологические проблемы региона.

Центральная Россия Преимущества столичного, соседского и транспортного положения. Высокая степень освоенности региона. Центральная Россия — историческое, политическое, экономическое, культурное, религиозное ядро Российского государства. Состав региона. Основные черты природы и природные факторы разви­тия территории: равнинность территории, неравномерность размещения полезных ископаемых, благоприятность клима­тических условий для жизни человека и развития земледе­лия, наличие крупных равнинных рек, преобладание лесных ландшафтов. Основные природные ресурсы: минеральные (железные руды КМА, фосфориты Кировской области), лес­ные и рекреационные. Дефицит большинства видов природ­ных ресурсов. Высокая численность и плотность населения, преоблада­ние городского населения. Крупные города и городские агломе­рации. Социально-экономические проблемы сельской местно­сти и древних русских городов. Культурно-исторические и ар­хитектурные памятники. Ареалы старинных промыслов.

Концентрация в регионе научно-производственного и кадрового потенциала. Специализация хозяйства на науко­ёмких и трудоёмких производствах, возможности развития высоких технологий. Достаточно высокий уровень развития социальной инфраструктуры. Наличие продуктивных сельскохозяйственных угодий страны. Развитие пригородного сельского хозяйства. Со­циальные, экономические и экологические проблемы ре­гиона.



Поволжье.Состав региона. Этапы хозяйственного освоения и заселения. Географическое положение в восточ­ной и юго-восточной частях Русской равнины.

Основные черты природы и природные факторы разви­тия территории: разнообразие рельефа, возрастание континентальности климата, разнообразие природных зон, плодоро­дие почв. Волга — природная ось региона. Природные ресурсы региона: агроклиматические, почвенные, водные, гидроэнерге­тические, минеральные. Благоприятность природных условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Многонациональный и многоконфессиональный состав населения, культурно-исторические особенности народов Поволжья. Роль Волги в расселении населения и территори­альной организации хозяйства. Волжские города-миллионники и крупные города. Современная специализация хозяйства региона: разви­тие отраслей нефтегазохимического, машиностроительного и агропромышленного комплексов. Гидроэнергетика. Рыбопе­рерабатывающая промышленность и проблемы рыбного хо­зяйства Волго-Каспийского бассейна. Водный и трубопровод­ный транспорт, их влияние на природу региона.

Основные экономические, социальные и экологические проблемы.

Юг европейской части страны.Состав региона. Особенности географического положения региона. Основные этапы хозяйственного освоения и заселения. Особенности природы и природные факторы развития территории: изменение рельефа, климата, особенностей внут­ренних вод, почвенно-растительного покрова с запада на вос­ток и с подъёмом в горы. Природные ресурсы региона: агро­климатические, почвенные и кормовые. Благоприятные при­родные условия для жизни, развития сельского и рекреа­ционного хозяйства.

Высокая плотность и неравномерность размещения на­селения. Пестрота национального и религиозного состава на­селения, исторические корни межнациональных проблем. Культурно-исторические особенности коренных народов гор и предгорий, донских и терских казаков. Преобладание сель­ского населения. Крупные города.

Современные отрасли специализации: сельскохозяй­ственное, транспортное и энергетическое машиностроение, цветная металлургия, топливная промышленность. Ведущая роль отраслей агропромышленного комплекса. Проблемы развития АПК. Возрастание роли рекреационного хозяйства.

Экономические, экологические и социальные проблемы региона.

Урал.Особенности географического положения ре­гиона. Основные этапы заселения и хозяйственного освоения. Состав региона. Особенности природы и природные факторы развития территории: различия тектонического строения, рельефа, минеральных ресурсов Предуралья, Урала и Зауралья. Про­явления широтной зональности и высотной поясности на тер­ритории региона. Природные ресурсы. Многонациональность населения региона. Культурно-ис­торические особенности народов Урала, ареалы народных промыслов. Высокий уровень урбанизации. Крупные города и их проблемы. Влияние географического положения, природ­ных условий и географии месторождений полезных ископае­мых на расселение населения и размещение промыш­ленности.

Урал — старейший горнодобывающий район России. Ос­новные отрасли специализации: горнодобывающая, метал­лургия, химическая промышленность, машиностроение, ВПК. Экономические, экологические и социальные проблемы региона.

Общая комплексная характеристика Азиатской части России (1 ч). Особенности географического положения, при­роды, истории, населения и хозяйства азиатской части Рос­сии. Природный, человеческий и хозяйственный потенциал макрорегиона, его роль в жизни страны.

Сибирь.Географическое положение региона. Об­щие черты природы. Отличие природных зон Сибири от ана­логичных европейских. Великие сибирские реки. Богатство природных ресурсов региона и легкоранимая природа. Проникновение русских в Сибирь. Первые сибирские го­рода-остроги, земледельческая колонизация. Сибирские ка­заки. Коренное население Сибири: традиции, религии, про­блемы малочисленных народов. Адаптация коренного и рус­ского населения к суровым природным условиям региона.

Слабая степень изученности и освоенности Сибири. Дис­пропорции в площади региона и численности его населения, низкая средняя плотность. Разнообразие современных форм расселения. Соотношение городского и сельского населения. Влияние природных и экономических условий на особенно­сти размещения населения.Разнообразие условий и степени хозяйственного освоения тер­ритории. Региональные различия на территории Сибири.

Западная Сибирь.Состав территории. Своеобра­зие географического положения. Особенности природы и природные факторы развития территории: равнинный рельеф, континентальный климат, обилие внутренних вод и сильная заболоченность территории, проявление широтной зональности природы от тундр до степей.

Богатство и разнообразие природных ресурсов: топлив­ные, лесные, кормовые, пушные, водные, рыбные.

Специализация хозяйства — нефтегазохимический ком­плекс. Особенности его структуры и размещения. Крупней­шие российские нефтяные и газовые компании. Система тру­бопроводов и основные направления транспортировки нефти и газа. Теплоэнергетика, лесная и рыбная промышленность, машиностроение.

Влияние природных условий на жизнь и быт человека. Коренные народы: ненцы, ханты, манси, особенности их жизни и быта, основные занятия. Экономические, экологические и социальные проблемы региона.

Внутрирайонные различия.

Восточная Сибирь. Состав территории. Своеобра­зие географического положения. Особенности природы и при­родные факторы развития территории: разнообразие текто­нического строения и рельефа, резко континентальный кли­мат, распространение многолетней мерзлоты и лиственничной тайги. Природные ресурсы: минеральные, водные, гид­роэнергетические, лесные, кормовые. Низкая численность и плотность населения, проблемы трудовых ресурсов. Коренные народы, особенности их жизни и быта. Слабое развитие инфраструктуры. Очаговый характер размещения хозяйства. Развитие первичных добывающих отраслей.

Внутрирайонные различия. Экономические, экологические и социальные проблемы региона.

Южная Сибирь.Состав территории. Своеобразие географического положения.

Особенности природы и природные факторы развития территории: горно-котловинный рельеф, сформированный новейшими поднятиями и речной эрозией, области землетря­сений, контрастность климатических условий, истоки круп­нейших рек Сибири, современное оледенение, многолетняя мерзлота. Своеобразие растительного и животного мира ре­гиона: горная тайга, субальпийские и альпийские луга; степи котловин. Природные ресурсы: минеральные, агроклимати­ческие, гидроэнергетические, водные, лесные, земельные, рекреационные.

Несоответствие между природными богатствами и люд­скими ресурсами, пути его решения. Неравномерность и мо­заичность размещения населения. Уровень развития транс­порта и его влияние на размещение населения.

Основные этносы региона. Соотношение городского и сельского населения. Старые и новые города. Крупнейшие культурно-исторические, научные, промышленные центры региона. Отрасли специализации: горнодобывающая, топлив­ная, электроэнергетика, цветная и чёрная металлургия, лесная, химическая, машиностроение. Природные предпо­сылки для развития АПК, особенности его структуры и раз­вития в экстремальных условиях. Основные земледельче­ские районы. Экономические, экологические и социальные проблемы региона.

Внутрирайонные различия.

Дальний Восток.Состав региона. Особенности географического положения. Этапы освоения и заселения территории. Особенности природы и природные факторы развития территории: геологическая молодость территории, преобла­дание гор, сейсмическая активность территории, муссонный климат, климатические контрасты между севером и югом территории, густота и полноводность рек, проявление ши­ротной зональности и высотной поясности. Природные ре­сурсы: минеральные, рекреационные, биологические (рыба и морепродукты), лесные, на юге территории — почвенные и агроклиматические. Несоответствие площади территории и численности на­селения. Потребность в трудовых ресурсах. Неравномер­ность размещения населения. Крупные города. Миграции. Культурно-исторические особенности коренных народов Дальнего Востока.

Специализация района: горнодобывающая, топливная, лесная, целлюлозно-бумажная, рыбная отрасли. Вспомога­тельные отрасли: электроэнергетика, нефтепереработка, су­доремонт. Слабое развитие сельского хозяйства. Особенности транспортной сети региона. Экономические, экологические и социальные проблемы региона.Внутрирайонные различия.



Россия в современном мире (2 ч)

Место России среди стран мира. Характеристика исто­рических, экономических и этнокультурных связей России со странами СНГ. Памятники Всемирного культурного насле­дия на территории России. Международные экономические связи России, место в международном экономическом разде­лении труда.



Тематическое планирование

Раздел

Кол-во

часов


Виды контрольных

I

Раздел 1. Хозяйство России

24


1.

Общая характеристика хозяйства России

3

Фронтальный опрос

2.

География отраслей и межотраслевых комплексов

22



Топливно-энергетический комплекс.

Машиностроительный комплекс

Металлургический комплекс.

Химико-лесной комплекс.

Агропромышленный комплекс.

Инфраструктурный комплекс.

Экологический потенциал России.

5

1

3

3

3

5

2

Фронтальный опрос

Практическая работа

Тестирование

Географический диктант

Контрольная работа

II.

Раздел 2. Природно-хозяйственные регионы России

42



Принципы выделения регионов на территории страны

Общая характеристика европейской час­ти России

Европейский Север

Центральная Россия

Северо-Западный регион

Центральная Россия

Юг европейской части страны

Поволжье

Урал

Общая комплексная характеристика азиатской части России

Сибирь

Западная Сибирь

Восточная Сибирь

Дальний Восток

1

1



4

3

3

3

3

3

5

1

2

4

3

6



Фронтальный опрос

Практическая работа

Тестирование

Географический диктант

Контрольная работа




III

Раздел 3. Россия в современном мире

2

беседа

Всего:

68

14










Календарно- тематическое планирование учебного предмета


№ п/п



урока


Раздел. Тема

Кол-во

часов

Дата по

плану


Дата факт.


Раздел 1.Хозяйство России. 25 часов


Общая характеристика хозяйства 3 часа

1.

1.

Отраслевая структура хозяйства.

1

2.09


2.

2.

Территориальная структура хозяйства.

1

4.09


3.

3.

Особенности формирования хозяйства России.

1

9.09


География отраслей и межотраслевых комплексов. 22 часа

Топливно-энергетический комплекс 5 часов

4.

1.

Топливно-энергетический комплекс. Состав и значение.

1

11.09


5.

2.

Топливная промышленность.


1

16.09


6.

3.

Практическая работа №1 «Составление характеристики одного из районов добычи нефти или газа»

1

18.09


7.

4.

Практическая работа №2 Характеристика одного из угольных бассейнов с использованием карт атласа, учебника, статистических материалов.

1

23.09


8.

5.

Электроэнергетика.

1

25.09


Машиностроительный комплекс 1 час

9.

6.

Состав и значение машиностроительного комплекса. Особенности размещения предприятий.

1

30.09


Металлургический комплекс 3 часа

10.

7.

Состав и значение металлургического комплекса. Факторы размещения металлургических предприятий.

1

2.10


11.

8.

Черная металлургия

1

7.10


12.

9.

Цветная металлургия. Практическая работа №3 «Составление характеристики одной из металлургических баз»

1

9.10.


Химико-лесной комплекс 3 часа

13.

10.

Химико- лесной комплекс. Химическая промышленность

1

14.10


14.

11.

Лесная промышленность

1

16.10


15.

12.

География химико-лесного комплекса. Практическая работа №4 «Составление характеристики одной из баз химической промышленности»

1

21.10


Агропромышленный комплекс 3 часа


16.

13.

Состав и значение агропромышленного комплекса. Сельское хозяйство.

1

23.10


17.

14.

География растениеводства и животноводства. Практическая работа № 5 «Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства»

1

6.11


18.

15.

Пищевая и легкая промышленность.

1

11.11


Инфраструктурный комплекс 5 часов

19.

16.

Состав и значение инфраструктурного комплекса. Виды транспорта.

1

13.11


20.

17.

Сухопутный транспорт.

1

18.11


21.

18.

Водный и другие виды транспорта.

1

20.11


22.

19.

Связь.

1

25.11


23.

20.

Отрасли социальной инфраструктуры.

1

27.11


Экологический потенциал России 2 часа

24.

21.

Экологическая ситуация в России

1

2.12


25

22.

Контрольная работа №1 «Хозяйство России»

1

4.12


Раздел 2. Природно-хозяйственные регионы России 42 часа

26.

1.

Принципы выделения регионов на территории страны

1

9.12


Общая комплексная характеристика европейской час­ти России(1ч)

27.

1.

Общая характеристика европейской части России

1

11.12


Европейский Север 4 часа

28.

1.

Географическое положение и природа Европейского Севера.

1

16.12


29.

2.

Население Европейского Севера.

1

18.12


30.

3.

Хозяйство Европейского Севера.

1

23.12


31.

4.

Практическая работа № 6 Влияние приморского положения и природных условий на хозяйственное освоение региона и жизнь людей»

1

25.12


Северо-Западный регион 3 часа

32.

5.

Географическое положение и природа Северо-Запада.

1

13.01


33.

6.

Население Северо-Западного региона.

1

15.01


34.

7.

Хозяйство Северо-Запада.

1

20.01


Центральная Россия 3 часа

35.

8.

Географическое положение и особенности природы Центральной России.

1

22.01


36.

9.

Население Центральной России.

1

27.01


37.

10.

Хозяйство Центральной России.

1

29.01


Европейский Юг 4 часа

38.

11.

Состав, географическое положение и особенности природы Европейского Юга

1

3.02


39.

12.

Население Европейского Юга.

1

5.02


40.

13.

Хозяйство Европейского Юга.

1

10.02


41.

14.

Практическая работа № 7 «Сравнение специализации пищевой промышленности Европейского Юга и Поволжья»

1

12.02


Поволжский регион 3 часа

42.

15.

Состав, географическое положение и особенности природы Поволжья

1

17.02


43.

16.

Население Поволжья.

1

19.02


44.

17.

Хозяйство Поволжского региона.

1

24.02


Уральский регион 5 часа

45.

18.

Состав, географическое положение и особенности природы Урала.

1

26.02


46.

19.

Население Урала.

1

2.03


47.

20.

Хозяйство Урала.

1

4.03


48.

21.

Практическая работа № 8 «Составление характеристики одного из промышленных узлов Урала на основе нескольких источников информации»

1

9.03


49.

22.

Контрольная работа №2 «Европейская часть России»

1

11.03


Общая комплексная характеристика азиатской части России(1ч)

50.

23.

Общая характеристика азиатской части России.

1

16.03


Сибирь 2 часа

51.

24.

Общие черты природы Сибири.

1

18.03


52.

25.

Особенности заселения и хозяйственного освоения Сибири.

1

23.03


Западная Сибирь 4 часа

53.

26.

Состав, географическое положение и особенности природы Западной Сибири.

1

1.04


54.

27.

Население Западной Сибири.

1

6.04


55.

28.

Хозяйство Западной Сибири.

1

8.04


56.

29.

Практическая работа № 9«Составление характеристики нефтяной или газовой промышленности региона»

1

13.04


Восточная Сибирь 3 часа

57.

30.

Состав, географическое положение и особенности природы Восточной Сибири.

1

15.04


58.

31.

Население Восточной Сибири.

1

20.04


59.

32.

Хозяйство Восточной Сибири.

1

22.04


Дальний Восток 6 часа

60.

33.

Состав, географическое положение и особенности природы Дальнего Востока

1

27.04


61.

34.

Хозяйственное освоение и население Дальнего Востока.

1

29.04


62.

35.

Хозяйство Дальнего Востока.

1

4.05


63.

36.

Практическая работа № 10 «Выделение на карте индустри­альных, транс­портных, науч­ных, деловых, финансовых, обо­ронных центров Дальнего Востока»

1

6.05


64.

37.

Контрольная работа № 3 «Азиатская часть России»

1

11.05


65.

38.

Обобщающий урок Природно-хозяйственные регионы России

1

13.05


Раздел 3. Россия в современном мире 2 часа

66.

39.

Место России в мире

1

18.05


67.

40.

Объекты мирового и культурного наследия России

1

20.05


68.

41.

Итоговая контрольная работа «География России. Хозяйство. Регионы».

1

25.05
















Планируемые результаты



Учащийся научится: 

- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

- различать (распознавать, приводить примеры) изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли и отдельных регионов и стран;

- использовать знания о населении и взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для решения различных учебных и практико-ориентированных задач;

- различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

- устанавливать черты сходства и различия особенностей природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран; адаптации человека к разным природным условиям;

- приводить примеры взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

- различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

- оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

- различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы России и ее отдельных регионов;

- оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России;

- оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

- использовать знания об особенностях компонентов природы России и ее отдельных территорий, об особенностях взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

- различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

- использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

- находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;

- различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России;

- использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;

-  и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;

- сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;

- сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

- оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.


Учащийся получит возможность научиться:

- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

- объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами;

- оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы;

- выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;

- оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;

- объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России;

- выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

- обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;

- выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;

- объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

- оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование личностных представлений о целостности природы, населения и хозяйства Земли и её крупных районов стран, о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

  • формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни        и        здоровью        людей, правил        поведения        на        транспорте и на дорогах;

  • формирование экологического сознания на основе знаний о ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;

  • развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Важнейшие метапредметные результаты обучения географии:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной за дачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ компетенции). 

Предметными результатами освоения выпускниками основ ной школы программы по географии являются:

  • формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества, своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды рационального природопользования;

  • формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления;

  • для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

  • формирование представлений и основополагающих знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  • формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;

  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техно генных катастроф;

  • формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного по ведения в окружающей среде.



Предметные результаты изучения географии:

Тема «Общая характеристика хозяйства России»

Знать и объяснять существенные признаки понятий: «хозяйство (экономика) страны», «отрасль хозяйства», «отраслевая структура хозяйства», «межотраслевой комплекс», «территориальная структура хозяйства». Использовать эти понятия для решения учебных задач. Приводить примеры отраслей хозяйства, относящихся к разным секторам экономики и входящих в состав разных межотраслевых комплексов. Определять по статистическим данным: отраслевую структуру современного хозяйства; состав хозяйства по секторам; тенденции в развитии отраслевой структуры хозяйства страны; показатели развития хозяйства страны. Определять по картам условия и факторы (природные, социально-экономические, экологические) размещения предприятий. Устанавливать взаимосвязи между закономерностями развития хозяйства и их проявлениями в отраслевой и территориальной структуре хозяйства страны в разные исторические периоды. Объяснять особенности современной отраслевой и территориальной структуры хозяйства. Прогнозировать изменения структуры экономики России в будущем. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для наблюдения и оценивания изменений в хозяйстве своей местности; для самостоятельного поиска географической информации об изменениях в структуре экономики России и их оценки; для чтения карт различного содержания.

Раздел «География отраслей и межотраслевых комплексов»

Знать и объяснять существенные признаки понятий: «топливно-энергетический баланс», «специализация», «комбинирование», «кооперирование», «химизация», «урожайность», «грузооборот», «пассажирооборот», «транспортная система», «окружающая среда». Использовать эти понятия для решения учебных задач. Приводить примеры: отраслей в составе МОК, видов предприятий, ландшафтов разной степени антропогенного изменения. Понимать: значение отраслей и МОК в хозяйстве страны; особенности размещения, проблемы и перспективы развития важнейших межотраслевых комплексов и отраслей хозяйства России; причины природных и антропогенных загрязнений, пути сохранения качества окружающей среды на территории своего государства; значение экологического потенциала России на региональном и глобальном уровнях. Показывать по картам: главные районы (базы) и центры топливной промышленности, электроэнергетики, чёрной и цветной металлургии, химической и лесной промышленности, машиностроения, животноводства и растениеводства, лёгкой и пищевой промышленности, производственной и социальной инфраструктуры; регионы с экологически благоприятными и неблагоприятными условиями. Определять по картам: факторы и особенностями размещения предприятий разных отраслей хозяйства. Определять по статистическим материалам: показатели развития отдельных отраслей хозяйства, тенденции их развития; место РФ в мире по запасам отдельных видов природных ресурсов, производству отдельных видов продукции и услуг. Устанавливать взаимосвязи между: отраслями хозяйства в составе МОК; фактора- ми и особенностями размещения предприятий разных отраслей хозяйства; природными условиями и зональной специализацией сельского хозяйства. Составлять краткую географическую характеристику баз топливной промышленности, металлургии, химико-лесного комплекса по типовому плану. Оценивать особенности, тенденции, проблемы развития отдельных отраслей хозяйства России, современные экологические проблемы России. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для наблюдения и оценивания изменений в структуре хозяйства страны в целом и своей местности, для самостоятельного поиска географической информации об изменениях в структуре экономики России и их оценке, об экологической ситуации в России, её оценке; проведения наблюдений и геоэкологического мониторинга за объектами своей местности, оценки их изменений; чтения карт экономико-географического и эколого-географического содержания.

Раздел «Природнохозяйственные регионы России»

Знать и объяснять существенные признаки понятия «районирование». Использовать это понятие для решения учебных задач. Приводить примеры: адаптации человека к условиям географической среды в различных регионах, примеры влияния при родной среды на формирование культурно-исторических особенностей разных народов. Понимать причины возникновения геоэкологических, экономических, социальных проблем при роднохозяйственных регионов страны. Показывать по карте: субъекты РФ; природнохозяйственные регионы РФ; памятники Всемирного природного и культурно-исторического наследия на территории РФ; основные природные, культурные и хозяйственныеобъекты на территории регионов РФ. Определять по картам: виды районирования и признаки, по которым проведено районирование; географическое положение крупных природнохозяйственных регионов РФ; состав регионов; особенности природных условий и ресурсов крупных природнохозяйственных регионов РФ; особенности населения и хозяйственной специализации регионов РФ. Устанавливать взаимосвязи между: географическим положением, особенностями заселения и хозяйственного освоения, природными условиями и ресурсами, особенностями населения и хозяйства отдельных территорий; составлять краткую географическую характеристику природнохозяйственных регионов на основе различных источников географической информации и форм её представления. Оценивать: хозяйственную ценность природных условий и ресурсов для развития района (региона); современные проблемы и перспективы развития природнохозяйственхых регионов. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для чтения топографических планов и туристических карт разных городов России; сбора, анализа и систематизации информации географического содержания о регионах России по материалам периодической печати; анализа и оценки хозяйственной специализации регионов на основе географических карт и статистических материалов; разработки варианта районирования выбранной территории по какому-либо признаку.

Раздел «Россия в современном мире»

Знать и объяснять существенные признаки понятий: «валовый внутренний продукт (ВВП)», «экономическая интеграция». Использовать эти понятия для решения учебных задач; приводить примеры: видоввнешнеэкономической деятельности России; основных внешнеэкономических партнёров России. Понимать основные направления социальноэкономического развития страны. Показывать по картам: основных внешнеэкономических партнёров России. Определять по статистическим материалам и картам: показатели, характеризующие уровень социально-экономического развития страны. Оценивать место страны в мировой экономике, в международном географическом разделении труда.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!